На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа История развития средней общеобразовательной школы

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Федеральное агентство по образованию
     ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
     УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.Д. УШИНСКОГО 
 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

     По  дисциплине «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ         МЫСЛИ» 
 
 
 

     Тема: История развития средней общеобразовательной школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил  студент 3 курса
     Заочного  отделения ИПП
     Специальность Менеджмент
     организаций
     ШИФР 0352
     Николаев  Дмитрий
     Николаевич 
 
 
 

     Ярославль, 2011г. 

     Содержание 

Введение………………………………………………………………….……….31. История развития начального и среднего образования……….……….……4
      1.2 Особенности развития среднего  образования в России………….….9
    1.2.1   Образование  в Московском государстве в  «допетровское»           время……………………………………………………………………….11
     1.2.2   Образовательная реформа Петра Великого……………………///13
     1.2.3 Российское образование при Екатерине11…………………14 1.2.4   Российское образование в Александровскую эпоху ……………16
     1.2.5  Российское образование при Николае  I…………………………..17
     1.2.6   Образовательная реформа Александра II………………………...19
     1.2.7  Российское образование в конце  XIX – начале XX века………...20
     1.2.8  Советская школа до начала 30-х  гг………………………………..22
     1.2.9     Российское образование в 30–80-х  гг…………………………...24
     1.2.10   Образовательная реформа конца  80-х – начала 90-х гг………..29
2.   Современная  школа в различных странах…………………………………30
      2.1  Современная школа в Германии  и Швейцарии……………………30
      2.2   Современная школа в России………………………………………32
      2.3   Альтернатива средней общеобразовательной  школе……………..33
      2.4   Альтернативная школа………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………..37 
 
 
 
 
 

                 Введение 
      Школы и высшие учебные заведения, как  мировые образовательно-воспитательные системы, прошли многовековой путь исторического  развития. С одной стороны, они  оказывали значительное влияние  на накопление, сохранение и прогресс культуры и общества в целом и, с другой стороны, на себе ощущали  многообразие кардинальных перемен, происходивших  в социуме, науке и культуре всех стран и народов. Здесь можно  привести высказывание Цицерона, точно  подметившего связь между историей и образованием, обучением: «История – это свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».
      Начальный период развития школы и других образовательных институтов восходит к эпохе великих цивилизаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            1. История развития  начального и среднего  образования 

      Возникновение школы пришлось на эпоху перехода от общинно-родового строя к социально  дифференцированному обществу. Несмотря на то что древние цивилизации, как  правило, существовали обособленно  друг от друга, они руководствовались  принципиально общими основами в  сфере образования человека. По данным этнографии, дописьменный (рисунчатый) период завершился примерно к 3-му тысячелетию  до н.э. и наметилось появление клинописной  и иероглифической письменности как способов передачи информации.
      Именно  возникновение и развитие письменности выступило важнейшим фактором генезиса школы. Поскольку письмо становилось  технически более сложным способом передачи информации, постольку оно  требовало специального обучения.
      Первые  учебные заведения, обучавшие грамоте, получили различные названия.
      Например, «домами табличек» назывались школы  грамоты в древней Месопотамии, а в период расцвета Вавилонского государства они переросли в  «дома знаний».
      В Древнем Египте школы возникли как  семейный институт, а в дальнейшем они стали появляться при храмах, дворцах царей и вельмож.
      В древней Индии появились сначала  семейные школы и лесные школы (вокруг гуру-отшельника собирались его верные ученики; обучение проходило на свежем воздухе). В буддийскую эпоху возникли школы вед, обучение в которых  носило светский и кастовый характер. В период возрождения индуизма в  Индии (II – VI века) при храмах организуются два типа школ – начальная (толь) и учебное заведение более высокого уровня (аграхар).
      В Китае первые школы появились  в 3-м тысячелетии до н.э. и назывались «сян» и «сюй».
      В Римской империи оформились тривиальные  школы, содержание образования которых  представлял тривиум – грамматика, риторика, диалектика, и грамматические школы – учебные заведения  более высокой ступени, где обучали  четырём предметам – арифметике, геометрии, астрономии, музыке, или  квадривиуму. Тривиум и квадривиум составляли программу семи свободных  искусств. В VI веке появились риторические школы, которые главным образом готовили ораторов и юристов для Римской империи.
      Уже в начале I века христианская церковь стала организовывать собственные школы катехуменов. Впоследствии на их основе были созданы школы катехизиса, в дальнейшем трансформировавшиеся в кафедральные и епископальные школы.
      В эпоху становления трёхступенчатой  системы образования в Византии появились грамматические школы (церковные  и светские, частные и государственные). Грамматические школы содержательно  обогащали программу семи свободных  искусств.
      В исламском мире сложились два  уровня образования. Начальный уровень  давали религиозные школы при  мечетях, открываемые для детей  ремесленников, торговцев, состоятельных  крестьян (китаб). Второй уровень образования  получали в просветительских кружках  при мечетях (фикхах и каламах). Здесь  изучали шариат (мусульманское право) и теологию, а также арабскую философию, риторику, логику, математику, астрономию, медицину. Кроме того, существовали четыре типа школ начального и повышенного  образования: школы Корана, персидские школы, школы персидского языка и Корана, арабские школы для взрослых.
      В период средневековья (XIII – XIV век) из системы ученичества в Европе зародились цеховые и гильдейские школы, а также школы счёта для детей торговцев и ремесленников, в которых обучение велось на родном языке. В это же время появились городские школы для мальчиков и девочек, где преподавание велось как на родном, так и на латинском языках, и обучение имело прикладной характер (кроме латыни изучали арифметику, элементы делопроизводства, географию, технику, естественные науки). В процессе дифференциации городских школ выделились латинские школы, которые давали образование повышенного типа и служили как бы связующим звеном между начальным и высшим образованием. Например, во Франции такие школы получили название коллегий. С середины XX века коллегии организовывались при университетах. С течением времени они переросли в современные колледжи или общеобразовательные учебные учреждения.
      Развитие  западноевропейской школы в период с XV до первой трети XVII века тесно связано с переходом феодального общества к индустриальному. Данный переход оказал определённое влияние на формирование школ трёх основных типов, соответственно ориентированных на элементарное, общее повышенное и высшее образование.
      В католических и протестантских странах  росло число городских школ начального обучения, учреждавшихся властями и  религиозными общинами. Например, малые  школы во Франции, угловые школы  в Германии. Однако римско-католическая церковь отставала от протестантской в процессе организации элементарного  обучения. Поэтому во всех католических приходах открывались воскресные школы  для низших слоёв населения и  начальные учебные заведения  для знати. А также создавались  благочестивые школы для бедных. На протяжении XV – XVII веков место учителя-священника в начальной школе постепенно занимает профессиональный педагог, получивший специальное образование и подготовку. В связи с этим изменятся социальное положение учителя. Раньше он жил на подношения от общины и прихожан. С конца XVI века труд учителя оплачивался общиной. Одновременно наметились улучшения в организации образовательного процесса: в классах появляются учебники и школьные доски. 
      К учебным заведениям повышенного  общего образования XV – XVII вв. относили:
    Городские (латинские) школы, гимназии (в Германии в Страсбурге, Гольдельберге и других городах);
    Грамматические и публичные школы (в Англии в Винчестере, Итоне, Лондоне);
    Колледжи (во Франции при Сорбонне и Наваррском университете, в Бордо, Вандоме, Меце, Шатийоне, Париже, Тулузе);
    Школы иеронимитов (религиозная община братьев общей жизни);
    Дворянские (дворцовые) школы (в Германии и Италии), школы иезуитов (в Вене, Риме, Париже).
 
      В период с XVII по XVIII век в связи с возросшим влиянием светского образования основной формой обучения стала школа классического типа. В первую очередь классическая школа ориентировалась на изучение древних языков и литературы:
    В Германии – городская (латинская) школа (в дальнейшем – реальное училище) и гимназия;
    В Англии – грамматическая и публичная (пансионаты для детей элиты общества) школа;
    Во Франции – колледж и лицей;
    В США – грамматическая школа и академия.
 
      В процессе развития школьного образования  каждый тип обогащался и совершенствовался  в педагогическом плане, а также  приобретал национальные черты и  особенности.
      В XIX веке в Западной Европе и США были заложены законодательные основы новой школы. Таким образом класс промышленной буржуазии, доминирующий в обществе, стремился упрочить свои позиции в перспективе будущего. В ведущих промышленных странах осуществлялось становление национальной системы  школьного образования и расширение участия государства в педагогическом процессе (его управлении, во взаимоотношениях частной и общественной школы, в решении вопроса об отделении школы от церкви). В результаты создавались государственные бюро, советы, департаменты, комитеты, министерства образования. Все учебные заведения подлежали государственному контролю. В течение XIX столетия осуществилась дифференциация на школы классического образца и современные. Таким образом, были организованы:
    Неоклассическая гимназия, реальное училище и школа смешанного типа в Германии;
    Муниципальные колледжи и лицеи во Франции;
    Академии и дополнительные учебные заведения (high school) в США.
 
      В результате исторических школьных реформ в XX веке были укреплены основы обязательного бесплатного начального обучения и платного (за исключением США и Франции: в США действует система бесплатного обучения до 16 – 18 лет, во Франции обучение в средней школе стало частично бесплатным с начала 1940-х годов) государственного среднего образования; сохранилась привилегия состоятельных слоёв общества на полноценное и качественное образование; была расширена программа начального обучения; появились промежуточные типы школ, связующие начальное и среднее образование; была расширена программа естественнонаучного среднего образования.
      В США в наше время реализуется  два принципа организации школ: 8 лет обучения (начальное образование) + 4 года (среднее образование) и 6 лет (начальное) + 3 года (младшая средняя  школа) + 3 года (старшая средняя школа, а также частные школы и  элитные академии).
      В Англии существуют два типа общеобразовательной  школы – начальная (с 6 до 11 лет) и  средняя (с 11 до 17 лет). Дети до 14 лет  обучаются бесплатно.
      К средним учебным заведениям относятся: грамматическая и публичная (элитная) школы для подготовки в университеты, современная школа для среднего класса британского общества, центральная  школа с уклоном в профессионально  – техническую подготовку.
      Во  Франции сложились две структуры  начального образования: бесплатного  обучения с 6 до 14 лет, с практическим уклоном, и платного обучения с 6 до 11 лет, с продолжением образования  в средней школе. Средние учебные  заведения – лицей, колледж, частная  школа (с 7-летним курсом обучения), открывают  дорогу в университеты и высшие технические  учебные заведения. 

     1.2  Особенности развития среднего образования в России 

      На  Руси учебные заведения именовались  училищами: слово школа вошло  в обиход начиная с XIV века. Уже  в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира  в Киеве и школа, основанная Ярославом  Мудрым в Новгороде в 1030 году.
  Содержание образования, как и в учебных заведениях Запада, составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях.  
      Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них  делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.
  Некоторые историки российского образования, и в числе их такой компетентный историк, как П.Н. Милюков, высказывали мнение (опираясь на факты, относящиеся к XV–XVI вв.), что в Древней Руси большинство населения было не только малообразованным, но и вообще безграмотным. Однако, сохранились многочисленные свидетельства обратного. Например, открыты так называемые граффити (надписи, сделанные на стенах соборов и церквей; особенно известны граффити Новгородского и Киевского Софийских соборов), оставленные явно случайными прихожанами. Найдены многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв., причем не только в Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах; по их содержанию видно, что их авторами были люди самого различного социального положения, в том числе купцы, ремесленники, даже крестьяне, встречались и грамоты, написанные женщинами. Сохранилась даже грамота, служившая ребенку школьной тетрадкой. Есть и другие как прямые, так и косвенные свидетельства относительно широкого распространения грамотности в Древней Руси.
      Упадок  культурной жизни Древней Руси в  результате татаро-монгольского нашествия (как известно, в это время погибла  большая часть древнерусских  рукописей) отразился и на образовании. Из в основном светского оно стало  почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли  в это время (XIII–XV вв.) роль хранителей и распространителей российского  образования.
 
     1.2.1  Образование в Московском государстве в «допетровское» время

 
     Укрепление Московского государства  повлекло за собой и некоторый  подъем образования. С одной стороны, стали возникать многочисленные приходские и частные школы, где  обучались грамоте и счету  дети не только духовенства, но и ремесленников  и купцов; с другой – была создана  и закреплена решениями Стоглавого собора (1551 г.) система православного  образования.  
      В XVI–XVII вв. центрами просвещения в восточнославянских землях были Украина и Белоруссия. В борьбе против политического и идеологического (в особенности религиозного) наступления Польши украинские и белорусские просветители основывали так называемые «братские школы», тесно связанные с национально-освободительным движением. На базе двух таких школ в 1632 г. была открыта Киево-Могилянская коллегия (с 1701 г. академия); в 1687 г. по ее образцу была создана в Москве Славяно-греко-латинская академия. На Украине и в Белоруссии возникали типографии (именно туда, в Острог под Львовом, уехал первопечатник Иван Федоров после бегства из Москвы); создавались и издавались учебники.

  С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование. В это время произошли и важные изменения в методике начального обучения. Буквослагательный метод обучения грамоте сменился звуковым. Вместо буквенного обозначения цифр (буквами кириллического алфавита) стали использоваться арабские цифры. В буквари вошли связные тексты для чтения, например, псалмы. Появились «азбуковники», т.е. толковые словари для учащихся.
   Важно подчеркнуть демократический (внесословный) характер образования уже в «допетровское время». Так, при создании Славяно-греко-латинской академии в ней было 76 учеников (не считая подготовительного класса, или «школы словенского книжного писания»), в том числе священники, дьяконы, монахи, князья, спальники, стольники и «всякого чина москвичи» вплоть до челядинцев (слуг) и сына конюха.  
Чему обучались русские в «допетровское» время?

      Наиболее  слабо было поставлено преподавание математики. Только в XVII веке стали  появляться учебники с арабскими  цифрами. Из четырех правил арифметики на практике использовались только сложение и вычитание, почти не применялись действия с дробями. Более или менее развитой была геометрия, а вернее, практическое землемерие. Астрономия тоже была чисто прикладной областью (составление календарей и др.). В XII веке распространилась астрология. Естествоведческие знания были случайными, несистематическими. Развивалась практическая медицина (в основном заимствованная с Востока) и особенно фармацевтика. Очень высок был интерес к истории. Как пишет П.Н. Милюков, «историческое чтение было, после религиозного, самым любимым чтением древнерусского грамотея. Но удовлетворить потребности исторического знания в Древней Руси было довольно мудрено. При всем обилии летописей и исторических сказаний о русских исторических событиях разобраться в них было нелегко, так как ни общего руководства, ни какой-либо цельной системы в изображении хода русской истории не существовало».
  На Руси издавалось до 2,5 тысяч экземпляров букварей ежегодно плюс три тысячи Часословов и полторы тысячи Псалтырей. Конечно, на 16 миллионов населения России это число невелико, но очевидно, что грамотность была уже массовым явлением. Грамматика Мелетия Смотрицкого появилась в 1648 году. (Необходимо отметить, что и буквари, и грамматика описывали не живой разговорный русский язык, а литературный старославянский (церковно-славянский). В XVII веке появились первые учебники риторики и логики.
  
  1.2.2  Образовательная реформа Петра Великого.
 

  Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. Кроме того, к 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые «цифирные школы», обеспечивавшие начальное обучение математике. Гуманитарное образование обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академия. Всего в России к 1725 году было около 50 епархиальных школ. Правда, позже количество учеников в цифирных школах резко сократилось в связи с открытием епархиальных школ, куда перешли почти все дети священников и дьяконов, и нежеланием «посадских людей» (купечества и ремесленников) отдавать своих детей в цифирные школы (их предпочитали обучать ремеслу). Поэтому основным контингентом цифирных школ стали солдатские дети и дети приказных, а часть школ пришлось закрыть. Уже после смерти Петра, в 1732 г., возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное математическое и инженерное образование. Часть духовных («архиерейских») школ расширили свой курс за счет «средних» и «высших» классов и стали именоваться «семинариями». В них, кроме грамоты, изучались грамматика, риторика, философия и богословие.
  Петр мечтал о создании единой внесословной системы образования. На деле созданная им система оказалась и не единой (профессиональная школа – духовная школа), и не внесословной. Не ставилась и задача общего образования, оно давалось попутно, как часть и условие профессионального образования. Но эта система сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, «вписав» его в европейскую систему образования. Кроме того, именно при Петре, в 1714 году, образование было объявлено обязательным для детей всех сословий (кроме крестьян).
  Кстати, именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам естественным, математическим и техническим – астрономия, фортификация и т.д.  Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете – гимназия. Вся эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти – в 1726 году. Профессуру приглашали в основном из Германии – среди профессоров были знаменитости европейского уровня, например, математики Бернулли и Эйлер. Студентов в университете было сначала очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для «казеннокоштных» студентов (учившихся за счет государства). Среди казеннокоштных студентов были разночинцы и даже крестьяне (например, М.В. Ломоносов). В гимназии также учились дети солдат, мастеровых и крестьян, однако они обычно ограничивались низшими (младшими) классами.
      В 1755 году аналогичный университет  с двумя гимназиями при нем (для  дворян и для разночинцев) был  открыт в Москве. Курс дворянской гимназии включал русский язык, латынь, арифметику, геометрию, географию, краткую философию  и иностранные языки; в гимназии для разночинцев учили главным  образом искусствам, музыке, пению, живописи, преподавали и технические  науки.
 
  1.2.3   Российское образование при Екатерине II

 
  Екатерина внимательно изучала опыт организации образования в ведущих  странах Западной Европы и важнейшие  педагогические идеи своего времени. Например, в России XVIII века были хорошо известны труды Яна Амоса Коменского, Фенелона, «Мысли о воспитании» Локка. Отсюда, кстати, новая формулировка задач  школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил «из уважения к правам и свободе личности» и устранял «из педагогики все, что носит  характер насилия или принуждения» (П.Н. Милюков). С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала  максимальной изоляции детей от семьи  и передачи их в руки учителя. Впрочем, уже в 80-х гг. центр внимания был  снова перенесен с воспитания на обучение.

  За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ – малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа). В средней добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история и краткая география России, а в главной – подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры. Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания.
      Для системы общеобразовательных школ нужно было подготовить учителей. Для этой цели в 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище, от которого через три года отделилась учительская семинария – прообраз педагогического института.
      Екатерининская реформа не была доведена до конца, но тем не менее она сыграла значительную роль в развитии российского образования. За 1782–1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7% девочек. К началу XIX в. в России было около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся и 720 учителями. Но среди них почти совсем не было сельских школ, т.е. крестьянство практически не имело доступа к образованию. Правда, еще в 1770 г. созданная Екатериной «комиссия об училищах» разработала проект устройства деревенских школ (включавший предложение о введении в России обязательного начального обучения для всех детей мужского пола независимо от сословия). Но он остался проектом и не был воплощен в жизнь. 
  
    1.2.4   Российское образование в Александровскую эпоху  
 

      В начале царствования Александра I группа молодых реформаторов во главе с  М.М. Сперанским наряду с другими  преобразованиями осуществила и  реформу системы образования. Впервые  была создана школьная система, распределенная по так называемым учебным округам  и замкнутая на университетах. Эта  система была подчинена Министерству народного просвещения. Вводились  три типа школ: приходские училища, уездные училища и гимназии (губернские училища). Школы двух первых типов  были бесплатными и бессословными. В отличие от екатерининской школьной системы, эти три типа школ соответствовали  трем последовательным ступеням общего образования (учебный план каждого  следующего типа школы не повторял, а продолжал учебный план предыдущего). Сельские приходские училища финансировались  помещиками, уездные училища и  гимназии – из государственного бюджета. Кроме того, были духовные училища  и семинарии, подведомственные Священному Синоду, училища, подчиненные ведомству  учреждений императрицы Марии (благотворительные) и военному министерству. Особую категорию  составляли элитные учебные заведения  – Царскосельский и другие лицеи  и благородные пансионы.
   Приходские школы учили Закону Божию, чтению, письму, началам арифметики. В уездном училище продолжалось изучение Закона Божия и арифметики с геометрией, изучались также грамматика, география, история, начала физики, естественной истории и технологии. В губернских училищах изучался предмет, который ныне называется граждановедением или обществоведением (по учебнику Янковича де Мириево «О должностях человека и гражданина», одобренному и отредактированному самой Екатериной), а также логика, психология, этика, эстетика, естественное и народное право, политическая экономия, физико-математические и естественно-научные предметы, коммерция и технология.
  Были открыты новые университеты – Казанский и Харьковский. Устав Московского университета, принятый в 1804 г. и ставший образцом для других университетских уставов, предусматривал внутреннюю автономию, выборность ректора, конкурсное избрание профессоров, особые права советов факультетов (факультетских собраний) в формировании учебных планов.  
      Начиная с 1817 года заметен откат этой системы на консервативные позиции. Были разгромлены либеральные университеты, их лишили многих академических свобод. В гимназиях были введены Закон Божий и русский язык, а также древние языки (греческий и латинский), исключены философские и общественные науки, всеобщая грамматика, экономика.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.