На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Военная реформа 1924

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение
высшего профессионального образования
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Институт  дополнительного  профессионального  образования 
 

                                                                            Кафедра 
                                                                           Юриспруденция 3-й курс,5-й семестр
                                                                                                                                                                                                                                     
                                                                                                                           
                                                                                                                             
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА  

История Отечественного государства и права
      
                                      На тему №95 
       
       
       

              Выполнил: Слушатель курса заочной формы обучения ИДПО
                  Специальность: Юриспруденция
                  № студенческого билета  Юз 11-42
                  Лецко Дмитрий Валерьевич
                                                 
                                                 

         Проверил: канд. ист. наук, доцент кафедры государственно-правовых
                              дисц. Фридкин Виталий Николаевич
                                                                                  
 
 

Мурманск  

2011 г. 

Содержание. 
 

    Введение……………………………………………………………………...3-4 

    Социально-экономические  и политические предпосылки преобразований в сфере военного строительства в СССР……………………………………………………………………..5-10
 
    Основные  направления реформирования Вооруженных Сил …11-15
 
    Реализация  военной реформы 1924-1925 гг. в СССР…………….16-24
 
     Заключение………………………………………………………………  25-26 

     Список литературы………………………………………………………….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение. 

     В современных условиях уроки военного строительства 20-х годов имеют  поучительный характер. Сложные и  ответственные задачи проходящей военной  реформы Вооруженных Сил Российской Федерации обязывают историков  к внимательному изучению соответствующего опыта.
     Осознание роли и места России в мировом  историческом процессе, значения Вооруженных  Сил в развитии и укреплении общества, его защите от внешних угроз, понимание  особенностей обычаев, традиций, нравственных ценностей нашего народа позволяют  определить важность опыта деятельности государства по укреплению армии.
     В свете излагаемого особенно ценен опыт военной реформы 1924-1925 гг. Он позволяет изучить те преобразования, которые происходили в условиях радикально изменившегося политического строя страны; получить достоверные результаты и сделать выводы, имеющие принципиальное значение, извлечь уроки, позволяющие избежать повторения ранее совершенных ошибок.  
К этому следует добавить, что проблемы советского военного строительства в 20-30-е годы ХХ в. актуальны и сегодня:

- реформа  1924-1925 гг. проводилась в условиях  значительного сокращения военных  расходов, численности Вооруженных  Сил, что выводит на первый  план проблему эффективного обеспечения  обороноспособности;  
- опыт национального военного строительства сегодня интересен тем, что призывной контингент Вооруженных Сил Российской Федерации также многонационален;  
- и в 20-е гг. ХХ в., и в настоящее время мы наблюдаем переходное состояние государства, общества и Вооруженных Сил;

- и тогда,  и сейчас происходит свертывание  и упрощение системы воспитательной  работы с военнослужащими. 
       Реорганизация Вооруженных Сил, происходившая в 20-е годы, затронула все сферы жизни армии. В некоторых изданиях военная реформа 20-х годов определяется как "преобразование в области военного строительства в СССР в целях укрепления Вооруженных Сил, сокращение их численности в соответствии с условиями мирного времени и экономическими возможностями страны" [1].
     Цель данной работы - раскрыть ход военной реформы 1924-1925 гг. Для этого решаются следующие задачи: а) выявление причин, условий проведения и основных мероприятий военной реформы; б) установление результатов военной реформы. Объектом работы является процесс реформирования Армии и Флота 1920–х годов.  Предметом-роль и значение преобразований в сфере военного строительства для будущего Вооруженных Сил СССР.
     Рачительный и творческий подход к изучению соответствующего исторического опыта позволит извлечь немало поучительных уроков, весьма актуальных и для нашего времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Социально - экономические и  политические предпосылки  преобразований в  сфере военного строительства в СССР.
     В начале 20-х годов ХХ в. назрела необходимость проведения военной реформы. Ее главным содержанием было организационное оформление Красной Армии в соответствии с требованиями того времени, вытекавшими из опыта первой мировой войны и гражданской войны в СССР.
     Международная обстановка и внутренние условия  развития нашего государства, сложившиеся  через три года после ликвидации иностранной военной интервенции  и гражданской войны, во многом определяли собою общий характер военной  реформы и пути ее осуществления. 
Социалистическая революция победила только в одной нашей стране. Наступила временная, частичная стабилизация капитализма, не устранявшая, однако, ни одного из основных противоречий капиталистического общества и, предвещавшая поэтому, новые кризисы в странах капитала. 
Считаясь с хозяйственным и политическим укреплением Советского государства и под напором требований рабочих масс, буржуазные правительства вынуждены были прекратить политику бойкота СССР и установить с ним регулярные дипломатические отношения. Признания капиталистических государств упрочивали международное положение Советского Союза, но ни в какой мере не устраняли опасности новой интервенции со стороны империалистов, опасности, которая: вытекала из самого факта существования капиталистического окружения. 
Внутреннее положение Советского государства характеризовалось героической борьбой трудящихся масс за восстановление народного хозяйства на  базе новой экономической политики. За четыре послевоенных года были достигнуты решающие успехи в деле хозяйственного возрождения страны. К концу 1924 года уровень промышленного производства приблизился к 70% довоенной нормы, a в сельском хозяйстве этот уровень к весне 1925 года составлял 72% довоенного. Образование Союза ССР в декабре 1922 года создало условия для дальнейшего роста хозяйственной и политической мощи страны.

     Когда задача восстановления народного хозяйства  была в основном решена, партия поставила  и разрешила вопрос о характере  и путях дальнейшего хозяйственного строительства в СССР. XIV партсъезд (декабрь 1925 года) наметил конкретные пути социалистического строительства, выдвинув в качестве основной задачи на ближайший период задачу социалистической индустриализации страны, в первую очередь строительства, тяжелой индустрии, что имело решающее значение для укрепления военной мощи СССР. Ввиду того, что страна наша была тогда небогата, а строить приходилось на свои собственные средства, без какой-либо материальной помощи извне, партия требовала проведения строжайшего режима экономии во всем, рационализации производства, ликвидации непроизводительных расходов, удешевления аппарата управления.
     Наличие капиталистического окружения и  связанная с ним угроза новой  капиталистической интервенции  ставили Советский Союз перед  необходимостью усиленно укреплять  свою обороноспособность. Вопросы строительства  и совершенствования советских  Вооруженных Сил на основе опыта  последних войн приобретали, наряду с вопросами хозяйственного строительства, первостепенное значение. Еще в 1921 году, Ленин требовал от всей партии и всех трудящихся неослабного внимания к вопросам обороны страны и укрепления Красной Армии. Он говорил: «...взявшись за наше мирное строительство, мы приложим все силы, чтобы его продолжать беспрерывно. В то же время, товарищи, будьте начеку, берегите обороноспособность нашей страны и нашей Красной армии, как зеницу ока, и помните, что ослабления, в отношении наших рабочих и крестьян и их завоеваний, мы не в праве допускать ни на секунду» [2].
        Однако состояние наших вооруженных сил и ход военного строительства в 1921—1923 годах не обеспечивали боевой готовности страны и не оправдывали надежд советского народа относительно внешней безопасности своей родины.
     В.И. Ленин и И.В.Сталин работали над укреплением Советской рабоче-крестьянской армии и совершенствованием ее в знании военного дела. Они считали, что борющийся за свое освобождение пролетариат должен создать свою собственную военную науку, отвечающую его революционной роли и классовым интересам. Пролетарская военная наука рассматривалась Лениным и Сталиным как важнейшая часть марксистского учения об условиях победы социалистической революции в эпоху империализма. В.И.Ленин в годы гражданской войны требовал от членов Центрального Комитета партии «досконального изучения военного дела». И.В.Сталин, непосредственно руководя боевыми операциями Красной армии против интервентов и белогвардейцев, создал основы советской военной науки. После окончания гражданской войны Фрунзе М.В., Ворошилов К.Е. и другие военные деятели возглавили группу тех армейских работников-коммунистов, которые боролись за перестройку советских Вооруженных Сил в соответствии с общими и военными задачами победившего пролетариата и на основе сталинских положений по военным вопросам, сформулированных в его классическом произведении 1923 года «К вопросу о стратегии и тактике русских коммунистов». Важнейшим и необходимым условием успеха военного строительства М. В. Фрунзе считал выработку единой советской военной доктрины, понимая под ней «определенный круг идей, охватывающих основные вопросы „военного дела  и  дающих пути их разрешения с точки зрения интересов нашего пролетарского государства» [3]. Вопрос об организации армии М. В. Фрунзе связывал с характером возможных военных столкновений нашего социалистического государства с капиталистическим миром. Он утверждал, что война, если империалисты навяжут ее Советскому Союзу, будет носить напряженный и бескомпромиссный характер, вытекающий из противоположности и непримиримости интересов борющихся миров. Учитывая возможность и вероятность того, что Советскому Союзу в будущей войне придется иметь против себя объединенную силу всех или нескольких империалистических государств, М. В. Фрунзе предвидел огромные масштабы этой войны и участие в ней многомиллионных армий с обеих сторон. 
Из всего этого М. В. Фрунзе делал вывод о необходимости для нас найти такие формы организации вооруженных сил, которые позволили бы уже в мирное время подготовить в военном отношении весь военнообязанный контингент населения. Другой вывод касался необходимости подготовки к войне всего нашего тыла, т. е. создания таких условий, которые обеспечили бы в любой момент быструю мобилизацию всех сил и всех ресурсов страны на нужды войны. Наряду с этими двумя задачами М. В. Фрунзе ставил задачу организации широкой пропаганды по вопросам обороны среди всей массы населения страны.

     Основой боевой тактики Красной армии  М. В. Фрунзе считал маневр, содержанием  которого являются по преимуществу наступательные действия против врага. М. В. Фрунзе обусловливал это не только чисто объективными факторами (например, огромность театра военных действий), но и внутренними свойствами Красной армии, ее революционным духом и боевым порывом, как проявлениями классовой природы руководящих ею пролетарских элементов и самой природы классовой войны, как таковой. Позиционные формы войны и оборона, как вид боя, Фрунзе не исключались, но рассматривались им в общем плане боевых операций как средства, так или иначе подчиненные целям наступления. «Тактика Красной армии была и будет пропитана активностью в духе смелых  и энергично проводимых наступательных операций. Это вытекает из классовой природы рабоче-крестьянской армии и в то же время совпадает с требованиями военного искусства», - говорил М. В. Фрунзе.
     М. В. Фрунзе разоблачил враждебные «теории» троцкистов, отрицавших применимость марксизма в военном деле, отрицавших существование военной науки вообще. М. В. Фрунзе, К.Е.Ворошилов и другие армейские большевики боролись против попыток троцкистов опорочить доблестный путь Красной Армии и игнорировать боевой опыт гражданской войны. В противовес троцкистам, утверждавшим, будто Красная Армия способна вести только оборонительную войну, М. В. Фрунзе выдвигал лозунг «Все для наступления», рассматривая все возможные на войне меры по обороне только в качестве условий для подготовки наступления.
     В то время уровень боевой и политической подготовки был низким. Задача обобщения опыта последних войн в новых уставах и наставлениях не находила своего разрешения: за три года, прошедших с окончания гражданской войны, Военвед не издал ни одного устава, ни одного наставления. В программах и методах боевого обучения войск царил разнобой. 
         Недостатки строевого управления и политического руководства, затянувшаяся демобилизация и связанная с ней колоссальная и непрерывная текучесть армейских кадров отрицательно сказывались на состоянии воинской дисциплины. В центральном аппарате военного управления преобладающее положение занимали старые военные спецы. Сам аппарат имел сложную и громоздкую структуру, был оторван от армейских низов, отсутствовал его деловой контакт с гражданскими органами управления. 
Острой проблемой стоял вопрос о подготовке кадров командного состава. Наступивший мирный период предъявлял к командиру новые требования: командир должен был стать всесторонне подготовленным инструктором, учителем и воспитателем красноармейцев. Но оставшиеся от времен гражданской войны система и формы подготовки комсостава в виде курсов красных командиров не разрешали и не могли разрешить проблемы, во-первых, потому, что краткий срок обучения на этих курсах (до 1 года) не давал возможности глубоко и в нужном объеме изучить военные науки, а, во-вторых, потому, что курсы не имели единого плана, единых программ обучения и необходимых учебных пособий, написанных с учетом последних достижений в военном деле.

     Нового  своего разрешения требовали также  вопросы комплектования армии, организации  родов войск, вооружения, боевой подготовки, снабжения армии и другие. Но Реввоенсовет СССР, пока оттуда не были изгнаны «враги народа», не был способен решать задачи военного строительства, вставшие перед Советским государством в годы перехода на мирную работу. «Уже давно прошла гражданская война, и, однако, Красная армия не чувствовала никакого свежего воздуха, никакой творческой работы», — так характеризует предреформенный период в истории Красной армии  К.Е. Ворошилов. Создалась реальная опасность того, что Красная армия при таком «руководстве» Реввоенсовета не только не будет укрепляться, а наоборот, будет терять свою боеспособность, свой боевой опыт, накопленный за годы гражданской войны.
     Проведенная в 1924 г. проверка состояния дел в  военной сфере выявила ряд  существенных недостатков. Вывод проверочной  комиссии был однозначен: "Красной  Армии как организованной, обученной, политически воспитанной и обеспеченной мобилизационными запасами силы у нас  в настоящее время нет. В настоящем  своем виде Красная Армия небоеспособна" [4].
     В мае 1924 г. ХIII съезд РКП(б) утвердил предложенные комиссией мероприятия в военной  области. В резолюции съезда по отчетному  докладу ЦК говорилось: "Съезд  приветствует шаги, предпринятые ЦК для  проведения вполне назревшей реформы в военном ведомстве" [5].  
В январе 1925 г. Троцкий был отстранён от должности наркомвоенмора и председателя РВС СССР. На руководящую работу в центральный аппарат военного ведомства была направлена группа боевых работников — коммунистов, прославленных участников гражданской войны во главе с виднейшим деятелем  партии и выдающимся полководцем Красной армии М. В. Фрунзе, назначенным на пост председателя Реввоенсовета СССР и Народного комиссара по военным и морским делам. Центральный комитет партии наметил конкретные мероприятия по реорганизации Вооруженных Сил и усилению их боевой мощи. В осуществлении этих мероприятий и заключалась военная реформа 1924— 1925 годов. Преждевременная смерть М. В. Фрунзе помешала ему довести реорганизацию Красной армии до конца. Дело Фрунзе продолжил и успешно завершил достойный преемник его на посту руководителя советских Вооруженных Сил К.Е.Ворошилов. 

         2. Основные направления реформирования Вооруженных Сил. 

       Завершение гражданской войны, переход к восстановлению разрушенного военными невзгодами народного хозяйства ставило перед молодой Советской республикой в том числе и задачи обеспечения обороноспособности и организации новой армии. Поэтому на повестку дня были поставлены широкие преобразования в целях укрепления вооруженных сил, сокращения их численности в соответствии с условиями мирного времени и экономическими возможностями страны.
     Комплекс  таких мероприятий, непосредственно  затронувший военную организацию  СССР, известен как военная реформа 1924-1925 годов. Она была практическим осуществлением в то время линии партии по вопросам военного строительства, выраженной в трудах В.И.Ленина, И.В.Сталина и решениях партийных съездов. Она разрешила задачу превращения Красной армии в хорошо слаженный и высоко боеспособный организм, действующий на уровне современных требований и готовый к выполнению любых боевых задач, отвечающих интересам социалистического государства. Военная реформа включала в себя мероприятия по перестройке и укреплению Вооруженных сил Советского Союза и заключалась в проведении следующих важнейших мероприятий:
     1. В соответствии с решениями IX и X съездов партии была введена смешанная — кадрово-милиционная — система организации Красной армии: наряду с небольшой кадровой армией, сохраненной в качестве основного ядра наших вооруженных сил, были созданы территориально-милиционные части, переменный состав которых комплектовался по территориальному принципу и отбывал военную службу в порядке периодических краткосрочных сборов. Эта система военной организации была для нашего государства в рассматриваемый период единственно целесообразной системой. При международных условиях того времени она обеспечивала готовность страны к обороне, а с точки зрения внутренних условий она была самой приемлемой, как недорогая система, соответствовавшая нашим экономическим и бюджетным возможностям. Победа и укрепление советского строя в нашей стране, политический и хозяйственный союз рабочих и крестьян при сохранении руководящей роли в этом союзе за рабочим классом, нерушимая дружба и сотрудничество народов советских республик, объединившихся в 1922 году в единое союзное государство — СССР, обеспечивали собою политический успех территориально-милиционной системы. С другой стороны, применение милиционных начал в военном строительстве оправдывалось тем обстоятельством, что состоявшая в то время на вооружении основных родов войск Красной армии боевая техника была несложной и доступной для овладения ею за время краткосрочных сборов.
       Указанная смешанная система комплектования и организации вооруженных сил была закреплена «Законом об обязательной военной службе» 1925 года и просуществовала свыше десяти лет.
     2. Организационная структура всех родов войск подверглась существенным изменениям. Пехота получила однообразную организацию и была усилена артиллерией. Конница была численно увеличена и переведена с трехэскадронной на четырехэскадронную организацию полков. В связи со значительным пополнением артиллерийского парка Красной армии новыми орудиями, были количественно усилены все виды войсковой артиллерии и создана артиллерия резерва главного командования. Структура броневых частей была упрощена и приведена в соответствие с материальной базой этих частей. Саперные и железнодорожные части были сведены в более крупные войсковые единицы в целях создания лучших условий для их обучения. Улучшились организация и техническое оснащение войск связи. Во всех родах войск было произведено сокращение обслуживающего персонала, и увеличился боевой состав подразделений и частей. Было ликвидировано бригадное звено в организации общевойсковых соединений, а дивизии были разукрупнены и преобразованы в более подвижные и удобоуправляемые тактические единицы. Началась большая работа по восстановлению и усилению Военно-морского флота и развернулось строительство воздушного флота. 
Красная армия получила новые уставы и наставления, разработанные с учетом боевого опыта мировой империалистической войны и гражданской войны в нашей стране. В соответствии с требованиями новых уставов были перестроены система, формы и методы боевого обучения войск. 
       3. Важным звеном реформы явилась организация во всех союзных и автономных советских республиках национальных войсковых частей, предпринятая по предложению И.В.Сталина и решению XII съезда партии. Это было практическим осуществлением советской национальной политики — политики братского союза и сотрудничества народов СССР — в области военно-оборонных задач. Вместе с тем национальные войсковые формирования служили школой общего политического и культурного просвещения трудящихся национальных районов СССР и проводниками социалистического строительства в этих районах.

     4. Весь аппарат военного управления  сверху донизу был сокращен  и упрощен в структурном отношении.  Ряд органов, сохранившихся как  пережиток военного времени и  ставших ненужными в мирных  условиях, был ликвидирован, другие  из этих органов были перестроены  применительно к новым задачам.  Управление снабжением армии  и флота было реорганизовано  в направлении его децентрализации.  Введение территориально-милиционной  системы повлекло за собой  перестройку учетно-мобилизационного аппарата, заключавшуюся в ликвидации губвоенкоматов и передаче их функций вновь организованным управлениям территориальных округов, подчиненным непосредственно командованию территориальных войсковых соединений. Колоссально сократилась бумажная отчетность управленческих органов с заменой ее живым общением и контролем. Реформа сделала военный аппарат гибким и способным оперативно решать задачи военного строительства, укрепила его связь с армейской массой и деловой контакт с гражданскими органами и организациями.
     5.Была изменена система подготовки командных кадров в соответствии с требованиями и задачами наступившего нового периода в жизни Красной армии. Главным мероприятием в этой области явился переход от краткосрочных командных курсов, бывших до 1924 года основной формой военно-образовательной подготовки комсостава среднего звена, к нормальной военной школе с более длительным сроком и единой программой обучения. Другой важной мерой было создание во всех кадровых и территориальных частях войсковых школ для подготовки младшего комсостава. Расширилась сеть и улучшилась работа высших военно-учебных заведений. Для переподготовки и повышения военной квалификации командиров-практиков были организованы курсы усовершенствования начальствующего состава по всем родам войск и службы. Налажена была подготовка командных кадров запаса. 
Большое значение имело установление твердых правил, регулирующих прохождение службы начальствующим составом. Эти правила обеспечивали устойчивость правового положения начсостава и открывали ему возможность спокойного и уверенного выполнения своего служебного долга. 
       6. Проведенная партией работа по улучшению социального состава и политическому воспитанию командных кадров, наряду с общим укреплением Советского государства и его вооруженных сил, дала возможность осуществить переход к единоначалию в Красной армии, которое всегда рассматривалось партией как лучший принцип управления. Введение единоначалия сыграло громадную роль в укреплении единства строевого управления и партийно-политического руководства в Красной армии, что являлось и является главным условием ее боеспособности.

     7. Из других звеньев военной  реформы важное значение для  общего укрепления наших вооруженных  сил имели мероприятия партии  и правительства по улучшению  материально-бытовых условий военнослужащих, а также расширение льгот и  установление новой, более широкой  системы государственного обеспечения  военнослужащих и их семей.  Несмотря на большие экономические трудности, стоявшие перед родиной на пути восстановления народного хозяйства и социалистической индустриализации, советский народ проявлял огромную и всестороннюю материальную заботу о тех, кто с оружием в руках охранял его мирный созидательный труд. «У нас..., — говорил И.В.Сталин в своей исторической речи «О трех особенностях Красной армии», — народ и армия, составляют одно целое, одну семью. Нигде в мире нет таких любовных и заботливых отношений со стороны народа к армии, как у нас».
     Наряду  с организационной перестройкой Красной армии остро стояла проблема ее технического перевооружения. Но в  рассматриваемый период эта проблема не могла быть разрешена из-за того, что для производства всех современных  технических средств борьбы наша страна не располагала соответствующей  индустриальной базой. В этих условиях работа в области военной техники проходила по двум главным направлениям: по линии лучшего использования в армии той техники, которая имелась в наличии и которую могла производить наша промышленность, и по линии теоретической разработки вопросов технической реконструкции Красной армии, осуществленной партией уже в следующий период — в период сталинских пятилеток на базе успешного роста нашей индустрии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Реализация военной реформы 1924-1925 гг. в СССР.
 
          В результате проведения военной реформы Вооруженных Сил СССР в 1924-25 гг. произошло окончательное оформление и укрепление смешанной системы строительства Красной Армии (кадровая армия и территориально-милиционные формирования). Переход к смешанной системе, начатый уже в 1923, был продиктован сокращением численности Вооруженных Сил СССР до крайнего предела (562 тыс. ч.), обусловленным экономическими (острый недостаток средств) и политическими причинами. При этом армия не могла содержать необходимого числа воинских соединений и обеспечить казарменное обучение военному делу всего годного призывного контингента. Создание территориально-милиционных частей было вынужденной мерой, которая, несмотря на серьезные недостатки (главным образом, недостаточная боевая подготовка), являлась единственно возможным выходом из создавшегося положения и обеспечивала в основном военную подготовку военнообязанных при сравнительно небольших затратах. В 1925 из 77 пехотных дивизий 46 являлись территориальными, в кавалерии - только 1 дивизия. Технические рода войск оставались кадровыми.

     Смешанная система поначалу распространялась на стрелковые и кавалерийские дивизии. Ее сущность состояла в том, чтобы  дать необходимую военную подготовку максимальному количеству трудящихся с минимальным их отвлечением  от производительного труда. В дивизиях примерно 16-20% штатов составляли кадровые командиры, политработники и красноармейцы, остальной же состав был временным, ежегодно призывавшимся (в течение  пяти лет) на военные сборы сначала  сроком на три, потом – на один месяц  в году. Остальное время бойцы  работали в промышленности и сельском хозяйстве.
     Такая система широкого обучения военнообязанных  в случае необходимости обеспечивала быстрое развертывание достаточно подготовленного боевого состава  вокруг кадрового состава дивизий. При этом расходы на обучение военному делу одного бойца в территориальной  части за пять лет были гораздо меньше, чем в кадровой части за два года. Эта система, конечно, уступала по уровню боевой подготовки традиционному кадровому принципу комплектования армии, однако в условиях послевоенных трудностей восстановления народного хозяйства и осуществления задач по его коренной реконструкции создание полностью кадровой армии, способной надежно обеспечить оборону страны, было пока невозможно.
     Еще одной отрицательной стороной этого  процесса являлось то, что расположение территориальных дивизий определялось, как правило, принципом районирования. Поэтому в случае войны, учитывая огромное пространство СССР и недостаточную  сеть железных дорог, сосредоточение этих частей на том или ином театре военных  действий представляло одну из трудных  проблем для мобилизационного развертывания. Другим недостатком этой системы  являлось то, что она, будучи основанной на проведении коротких сборов, не могла  обеспечить должное сплочение частей и изучение личным составом сложной  техники. Положение усугублялось еще  и тем, что в то время среди  призываемых было много неграмотных, особенно среди крестьянского населения. Так, среди призывников 1924 г. количество неграмотных составляло 19,4% . Все  вышесказанное серьезно затрудняло военное строительство. В марте 1924 г., выступая на совещании по территориальным  формированиям, М.В. Фрунзе признал: "Рассуждая  принципиально, мы должны сказать, что  милиционная система при многих своих преимуществах сама по себе еще не может считаться самодовлеющим  средством, гарантирующим при всяких условиях обороноспособность государства. Не всякая милиция и не всегда выгоднее и предпочтительнее постоянной армии"[6].
       Смешанная система просуществовала до середины 30-х гг., когда в связи с возрастанием угрозы фашистской агрессии и укреплением экономической мощи СССР был совершен переход к единому кадровому устройству Красной Армии.
     Одновременно  с внедрением в Советские Вооруженные  Силы территориально-милиционных формирований развивалось и национальное строительство. Политическое руководство планировало проводить его в двух формах: а) это создание однонациональных частей и соединений, которое осуществлялось народами СССР, уже имевшими собственные национальные кадры (Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана, Татарии); б) создание частей со смешанным национальным составом, применявшееся в отношении тех наций, которые при царском режиме вообще не допускались в армию и не несли воинской службы. В данном случае считалось целесообразным вначале создавать военные школы и небольшие опытно-показательные подразделения, а затем на их базе национальные части. Эти формирования увеличили мобилизационные возможности СССР и сыграли важную роль в укреплении дружбы народов, приобщив к делу защиты Родины все народы СССР. Национальные, как и территориальные, формирования явились важной формой связи Советского государства с широкими массами трудящихся. В 1925г. в национальных частях и соединениях находилось 10% личного состава Вооруженных Сил СССР.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.