На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Российский  Государственный  Торгово-Экономический  Университет
                                           Иркутский филиал
                              Кафедра Экономики, учета и финансов
                                     080105 «Финансы и кредит»
         
 
 
 

                                  КУРСОВАЯ РАБОТА
                  По дисциплине: «Финансы торговых организаций»
на тему: «Анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия» 
 
 
 

Руководитель       ________          ___________    Рябущенко О.А.                              (ст. преподаватель)         (дата)                       (подпись)              

Студент(ка)         ________          ___________     Волкова Н.И.                                
группы                    (дата)                       (подпись)            
3 курс з/у
«Финансы и  кредит»                           
             
 

                                      

                                       Иркутск, 2011  
                                        СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                             3
1. ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ                                                                                                              5
1.1. Сущность прибыли и ее виды                                                                         5
1.2. Понятие рентабельности, ее значение и виды                                             11
1.3. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности                                                                                                      15
1.4. Задачи и методика проведения анализа прибыли и рентабельности        17
2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТОРЭКС» (СУПЕРМАРКЕТ«ЭКСПРЕСС»).                                                   20
2.1. Организационно-правовая характеристика ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс»)                                                                                                           20
2.2. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс»)                                                                                                            22
3. ПУТИ  ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ  В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.                                                                                                30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                              35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              ВВЕДЕНИЕ
  Прибыль – один из основных показателей планирования и оценки финансово-хозяйственной деятельности организации. В условиях рыночной экономики возрастает значение коммерческой деятельности с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и производственного развития предприятия. Прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.
  Прибыль является обобщающим результативным показателем  производственно-финансовой деятельности предприятия и источником финансовых накоплений является прибыль. В экономической  литературе приводится много убедительных доказательств важной роли прибыли как показателя, который выражает долгосрочные цели развития хозяйственной деятельности предприятия; выступает в качестве источника жизнедеятельности предприятия, основы самофинансирования деятельности предприятия.
  Но  для того, чтобы оценить насколько эффективно предприятие использует ресурсы необходимо соотнести прибыль и затраты, то есть определить рентабельность.
  Анализ  финансовых результатов позволяет  выявить резервы повышения прибыли  и рентабельности деятельности предприятия.
  Вследствие  этого анализ прибыли имеет важное практическое решение. Он позволяет  выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних  и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.
  В данной курсовой работе объектом анализа является предприятие розничной торговли ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс»).
  Целью работы является анализ прибыли и рентабельности ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс»).
  На  основании поставленной цели выявлены следующие задачи:
1. изучение сущности прибыли и основных показателей рентабельности;
2. выявление основных экономических факторов, влияющих на показатели прибыли и рентабельности и их анализ;
3. Анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия на примере ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс»);
4. Определение путей повышения прибыли и рентабельности в ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс»). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПРИБЫЛЬ  И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ  РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1. Сущность прибыли и ее виды.
  Прибыль – один из основных показателей планирования и оценки финансово-хозяйственной деятельности организации. В условиях рыночной экономики возрастает значение коммерческой деятельности с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и производственного развития предприятия. При определении объема закупки того или иного товара и возможностей его продажи партнеры (поставщики и торговое предприятие) должны обязательно просчитывать выгодность торговой сделки, т.е. возможность получения оптимального уровня и массы прибыли.
  Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Однако финансовым результатом  может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или недополучения доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объема поставок товаров, снижением покупательского спроса1.
  В упрощенном виде прибыль – это разность между валовым доходом и издержками обращения предприятия. Такую прибыль принято называть бухгалтерской (валовой), она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия.
  С экономической точки зрения прибыль – это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами.
  С хозяйственной точки зрения прибыль – это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода2.
  Прибыль – важная категория рыночной экономики, она неразрывно связана с эффективным использованием основного и оборотного  капитала, материальных и трудовых ресурсов. Прибыль как экономическая категория выполняет следующие функции:
    Сумма полученной прибыли характеризует экономический  эффект, полученный в результате деятельности хозяйствующего субъекта. Она показывает, что его доходы превышают произведенные расходы.
    Она является составной частью формирования финансовых ресурсов предприятия и играет стимулирующую роль в его развитии.
    С помощью  прибыли обеспечивается принцип  самофинансирования – расширенное воспроизводство и социальное развитие предприятия. В увеличении прибыли заинтересованы и трудовые коллективы, так как за счет части прибыли формируются фонды потребления, осуществляются различные поощрительные и социальные выплаты.
    Прибыль предприятий через налоговую систему является одним из источников формирования бюджетов страны, что позволяет органам государственной власти решать важнейшие народнохозяйственные и социально-экономические задачи общества.
  Таким образом, прибыль служит рычагом стимулирования и сочетания экономических интересов хозяйствующих субъектов, трудовых коллективов и общества в целом3.
  По  составу выделяются следующие виды прибыли (рис.1.1.):
  1. Балансовая прибыль – определяется как разность между всеми доходами и всеми расходами предприятия. Это совокупная прибыль, полученная от всех видов деятельности и операций. В бухгалтерском отчете о прибылях и убытках (форма № 2) она обозначена как прибыль до налогообложения.
  Для расчета суммы этой прибыли необходимо из суммы доходов от реализации (за минусом НДС), операционных и внереализационных доходов вычесть сумму издержек обращения, операционных и внереализационных расходов. Балансовая (валовая) прибыль характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельности торгового предприятия.
  Валовая прибыль с наибольшей полнотой и  объективностью показывает результаты всех видов хозяйственной деятельности предприятия4.
  2. Экономическая прибыль – это разность между балансовой прибылью и неявными (альтернативными) расходами. Неявные расходы возникают вследствие утраченных возможностей осуществлять иное альтернативное решение. Иными словами, бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину альтернативных затрат.
  Таким образом, именно экономическая прибыль служит критерием эффективности использования ресурсов. Она дает более полное по сравнению с показателем бухгалтерской прибылью представление об эффективности использования предприятием имеющихся активов, в силу того, что сравнивает финансовый результат, полученный конкретным предприятием, с результатом который обеспечит ему реальное, а не только номинальное сохранение вложенных средств.
  3. Налогооблагаемая  прибыль – это сумма прибыли, которая облагается налогом на прибыль в соответствии с Налоговым кодексом.
  Этот  вид прибыли имеет место в  хозяйствующих субъектах по видам деятельности в условиях режима налогообложения прибыли. В условиях упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, а также применения единого налога на вмененный доход отсутствует показатель налогооблагаемой прибыли. Сумма этой прибыли не совпадает с суммой балансовой прибыли. Она может быть больше балансовой при наличии сверхнормативных расходов (командировочных, представительских, на рекламу) и некоторых потерь, в частности штрафных санкций за нарушение договорных обстоятельств. Сумма налогооблагаемой прибыли может быть меньше балансовой при наличии налоговых льгот.
  Для правильного расчета суммы налогооблагаемой прибыли служит налоговый учет, который ведется на каждом предприятии.
  4. Чистая прибыль – это та часть балансовой (валовой) прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль. Она рассчитывается как разность между суммой балансовой прибыли и суммой налоговых платежей5.         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         Рис.1.1. Схема формирования прибыли  

 

  За  счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий торговли, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных фондов6.
  Поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная необходимость успешной деятельности предприятия в рыночной экономике.
  Недостаток  прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности  и рискованности бизнеса и  является одной из причин банкротства.
  Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций.
  Во-первых, прибыль является критерием и  показателем эффективности деятельности предприятия. Иными словами, сам  факт прибыльности уже свидетельствует  об эффективной деятельности предприятий.
  Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Выступая конечным финансово-экономическим  результатом предприятий, прибыль  приобретает ключевую роль в рыночном хозяйстве. За ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое  поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение.
  В-третьих, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций, и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.
  Таким образом, прибыль предприятия – основной фактор его экономического и социального развития.
  Прибыль характеризует достигнутый хозяйствующим субъектом финансовый результат (эффект). Вместе с тем она не отражает эффективность деятельности. Для оценки этого показателя абсолютная сумма прибыли сопоставляется с вложенным капиталом, используемыми ресурсами, текущими расходами и т. д. Относительный показатель прибыли (ее уровень) отражает рентабельность.
1.2. Понятие  рентабельности, ее значение и виды.
  Рентабельность  в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность – относительная величина, выражающая прибыльность (доходность) предприятия.
  Рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными.
  Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль как вознаграждение за риск сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли.
  Рентабельность  является показателем, комплексно характеризующим  эффективность деятельности предприятия.
  При его помощи можно оценить эффективность  управления предприятием, так как  получение высокой прибыли и  достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.
  По  значению уровня рентабельности можно  оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов, инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса7.
  Устанавливая  связь между суммой прибыли и  величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли.
  Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.
  Анализ  общей рентабельности имеет большое  значение для комплексной характеристики работы с точки зрения эффективности использования всего производственного потенциала, находящего в распоряжении производственного предприятия.
  Таким образом, можно сделать вывод, что  показатели рентабельности характеризуют  финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Система показателей рентабельности предполагает их оценку и изучение на основе балансовой и чистой прибыли. Они отражают разные стороны деятельности.
  Рентабельность, рассчитанная на основе балансовой прибыли, отражает эффективность хозяйствования, работы трудовых коллективов, аппарата управления и отдельных его служб.
  Рентабельность  по чистой прибыли отражает степень  целесообразности и выгодности предпринимательской деятельности. Она представляет наибольший экономический интерес для отдельных собственников и зависит от налогообложения.
  Рентабельность  торгового предприятия определяют посредством процентного отношения прибыли к следующим показателям: товарооборот, издержки обращения, средства на оплату труда, собственный капитал, основные и оборотные средства, совокупный капитал предприятия, включающий собственные и заемные средства.
  1. Общая экономическая рентабельность торгового предприятия. Он вычисляется по формуле:
                               Р  =  П / Т * 100,                                                               (1.1.)
  где Р - общая экономическая  рентабельность торгового предприятия;
        П - сумма прибыли (валовой или  чистой);
        Т - объем товарооборота ( без  НДС).
2. Рентабельность собственного  капитала рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала.
                              Р  =  П / К *100,                                                                   (1.2.)
где П - сумма прибыли торгового предприятия,
     К  - средняя величина собственного капитала.
  Отношение прибыли к средней величине собственного капитала определяет эффективность использования собственного капитала.
    Показатель рентабельности собственного капитала имеет важное значение для акционеров торгового предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного торгового предприятия на фондовой бирже, этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе данного показателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в акционерное торговое предприятие.
  3. Показатель рентабельности основных производственных фондов (средств) предприятия рассчитывается по следующей формуле:
                               Р  =  П / ОФ *100,                                                             (1.3.)
  где П - сумма прибыли;
        ОФ - средняя стоимость основных фондов.
  4. Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.
  Рентабельность  всей реализованной продукции можно определить как:
    процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию;
    процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции;
    процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции
    отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции.
  Эти показатели дают представление об эффективности  текущих затрат предприятия и  степени доходности реализуемой  продукции8.
  Рентабельность  отдельных видов продукции зависит от цены и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.
  Наряду  с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств для расчета уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности торгового предприятия.
  Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров  к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения  непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.
  Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности  занятых на предприятии работников, характеризует эффективность использования  рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника.
  Отношение прибыли от реализации товаров к  величине торговой площади торгового  предприятия характеризует размер полученной прибыли в расчете  на 1м площади магазина. Этот показатель свидетельствует об эффективности использования торговых площадей и основного капитала торгового предприятия. Считается, что рациональное использование торговой площади позволяет повысить размер прибыли.
  Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
  В условиях рыночной экономики рентабельность является важнейшим качественным показателем  работы торгового предприятия, свидетельствующим  о прибыльности хозяйственной деятельности и о возможностях его дальнейшего функционирования.

1.3. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности.

  Прибыль и рентабельность – важнейшие показатели, характеризующие финансовый результат деятельности предприятия.
 На  величину прибыли и рентабельности воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия.  Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
  По  каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.
  К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).
  К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).
  Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой  продукции и себестоимость, поэтому  для выявления конечного финансового  результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.
  Прибыль от реализации продукции, работ, услуг  занимает наибольший удельный вес в  структуре валовой прибыли предприятия.  Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.
  Важным  фактором, влияющим на величину прибыли  от реализации продукции является изменение  объема производства и реализации продукции. Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. 
  К внешним условиям можно отнести  инфляцию, изменения в законодательных  и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров народного потребления, налогообложения предприятий, оплаты труда работников. Структура спроса населения на товары и услуги может изменяться в связи с государственной политикой доходов. Сдерживание индексации реальных доходов населения (размера минимальной заработной платы, пенсии, стипендии, различных денежных выплат социального назначения) в зависимости от темпов инфляции ведет к сокращению покупательной способности и, следовательно, к снижению объема продажи товаров.
  Внутренние  условия деятельности предприятия  также влияют на формирование прибыли. Так, в связи с увеличением (или  сокращением) количества работников возрастают (снижаются) затраты на оплату труда  и социальные нужды, что в свою очередь может повлиять на рост (или уменьшение) валовой прибыли и соответственно чистой прибыли, хотя уровень рентабельности, исчисленный по отношению к товарообороту, может остаться на прежнем уровне или измениться незначительно9
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.