На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формы и методы налогового регулирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

Введение. 

    Глава 1.  Модели и концепции налогового регулирования в экономической теории. 

      Кейнсианский  и неоконсервативный подходы  к налоговому регулированию.
      Принципы и функции налогов в экономике.
      Формы и методы налогового регулирования.
 
    Глава 2.  Характеристика налоговой системы Республики Беларусь. 

    2.1. Формирование, структура и методология налогообложения.
    2.2. Основные причины неэффективности налогового воздействия. 

    Глава 3.  Пути усовершенствования механизма налогового регулирования в Республике Беларусь. 

    3.1. Цель и направления налоговой реформы.
      3.2.  Совершенствование налоговой системы в рамках Налогового                                                                                                                                                                   
                кодекса   Республики Беларусь 

    Заключение. 

      Список  использованной литературы  
       
       
       

            Введение.
    Любая экономическая система, в том  числе и рыночная, в своем функционировании не является стихийной. Ни в одной стране мира не существует экономики, абсолютно свободной от правительственного вмешательства. Границы государственного регулирования в разных странах отличаются, но даже в тех странах, экономика которых максимально приближается к чистому рынку, оно все же существует. Это и обусловливает интенсивность использования различных инструментов воздействия на экономику, одним из которых является механизм налогового регулирования.
    Существование в обществе налогов - это одно из первых проявлений присутствия государства в экономике как регулирующего субъекта, который чувствуют на себе все хозяйствующие субъекты и, вообще все граждане страны. Так и каждый из нас неминуемо столкнется с действием этого механизма, хотя бы в минимальной степени - оформляя декларацию доходов. Но, скорее всего этим дело не ограничится, потому что менеджмент - это одна из важнейших сфер экономики страны, которая стремится к современной рыночной модели с ее открытостью и интегрированием в мировое хозяйство. И она не может быть до конца избавлена от контроля со стороны государства.
    Я думаю, экономисту-менеджеру, как и  любому цивилизованному человеку, необходимо знать, как работает механизм налогового регулирования, какие цели он преследует и к каким последствиям приводит; как воздействует на эффективность использования ресурсов, в том числе на человеческие инициативу и возможности. Все это подтолкнуло меня обратить внимание на существующие проблемы налогового регулирования в Беларуси. Несмотря на некоторые расхождения, все исследователи  сходятся в том, что система налогового регулирования в республике является несовершенной, имеет ряд серьезных недостатков, которые требуют своего решения для создания в стране условий для развития рыночной экономики. 

Глава 1.  Модели и концепции налогового регулирования в экономической теории. 

      Кейнсианский  и неоконсервативный  подходы к налоговой политике.
 
    Налоги - это универсальное явление, характерное для всех этапов общественного развития, неотъемлемое звено системы экономических отношений. По экономической сущности это часть производственных затрат каждого отдельного дохода, которая удерживается государством и его органами в интересах создания доходов у каждого. Экономическим обоснованием существования налогов является хозяйственные потребности и разносторонность интересов плательщиков. Эволюцию разработки проблематики налогообложения можно представить в виде схемы:
Рис. 1.1.                           Эволюция разработки проблематики
        налогообложения
    
    
    
      






         




 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Различные подходы к налогообложению находят отражение в формировании обозначения этого понятия. Д. Рикардо и Л. Штейн рассматривают налоги как оплату, взнос, сбор и тем самым обозначают их фискальный характер. Ж.-Б. Сей, М. Прудон, Ш. Монтескье - с точки зрения эквивалента услуг, которые государство доставляет гражданам. По Парето, налоги - это сделка между государством и частными лицами. На основе маржинального подхода происходит объединение проблем налогообложения и размеров государственных расходов, уровень и количество налогов определяются в зависимости от потребностей населения.
    Сущностный  аспект налогов реализуется в  деятельности общества по распределению и перераспределению части денежных доходов населения. Сущность процесса формирования налогов проявляется во взимании и присвоении части стоимости национального дохода; распределения налогов - в региональном распределении налогового бремени между государственными и местными бюджетами, социальными группами, перекладывания налогов и уклонения от их оплаты. Использование налогов затрагивает создание целевых государственных фондов, выделения бюджетных средств на развитие и создание государственных и частно-государственных компаний, финансовое строительство, содержание инфраструктуры, поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
    В 30-е - 80-е годы налоговая политика развивалась на основании кейнсианской трактовки: фискальная политика является наиболее мощным средством стабилизации экономики, в сравнении, например, с денежно-кредитной.
    По  Кейнсу, одним из путей выхода из экономического кризиса является государственное воздействие на совокупный спрос на факторы производства через стимулирование инвестиционной деятельности. Причиной этого является то, что на склонность экономических субъектов к сбережениям воздействует ожидаемый доход. Поэтому налоговая политика может быть использована в качестве инструмента, с помощью которого будет достигнуто более справедливое распределение доходов, и станет возможным изъятие лишних сбережений и финансирование за счет собранных средств инвестиций и государственных расходов для доведения совокупного спроса до уровня, соответствующего "полной занятости". Таким образом, происходит перераспределение дохода от лиц, которые имеют сбережения к тем, которые инвестируют производство.
    
    
    Другим  важным пунктом кейнсианской концепции  можно выделить то, что налоги являются "встроенным механизмом гибкости", способным амортизировать кризис. Он возникает в результате наличия функциональной зависимости между налогами и национальным доходом.
             

                                                                                                  излишек
    T, G

                                                                              


                         дефицит T 

         
    
    
    
         
          G                                              
               ЧНП           ЧНП            ЧНП        ЧНП
            - государственные расходы
            Т  - налоговые поступления
            ЧНП – чистый национальный продукт 

          Рис. 1.2.    "Встроенный механизм стабильности" 
       

    Размер  автоматически возникающих бюджетных дефицитов и излишков зависит от восприимчивости изменений в налогах к изменениям величины ЧНП (некоторый аналог эластичности). Когда налоговые поступления энергично изменяются вслед за ЧНП, наклон линии Т крутым и вертикальное расстояние между Т и G - большим.1 

    Такой характер налогов позволяет:
    1. При подъеме и движении к  инфляции, увеличивать налоги с  целью потери потенциальной покупательской способности, сдерживания инвестиций, понижения реальных доходов потребителей и уменьшения расходов, что сдерживает инфляционный рост цен, ведет к понижению ЧНП и занятости.
    2. В периоды замедления роста,  кризиса сокращения производства  и роста безработицы целесообразно  сократить налоги с целью обеспечения  роста доходов, стимулирования инвестиций и расширения личного потребления.
    Но  позже было доказано, что "встроенная стабильность" может только уменьшать  амплитуду колебаний экономического цикла. И начиная с середины 80-х, модель государственного регулирования  базируется на неоконсервативном подходе, который требует ликвидации "вредных" форм регулирования и уменьшения регламентации одновременно с усилением рыночных основ частного предпринимательства, охраной частной собственности и усовершенствованием ценового механизма. Активной задачей государства должно стать уничтожение препятствий свободного движения цен, связанных главным образом с системой налогообложения, в частности с негативными последствиями высоких налоговых ставок:
    эффект ускорения инфляционных затрат, которые перекладываются на потребителя в форме высоких цен.
    понижение эффективности производства
    инфляционная "эрозия доходов", обесценивание налоговых льгот
    На  этом основана бюджетная концепция  Лаффера: налоги - это "клин" между факторными платежами и чистыми факторными доходами; при столкновении с дискриминацией в виде высоких налогов, экономическая активность будет падать, даже когда деятельность выгодна и обновление идет высокими темпами. Граничные налоговые ставки влияют на выбор и распределение ресурсов, цены, стимулы, экономические поведение и решения. По мере роста нормы обложения от 0 до 100% доходы поступления в госбюджет будут расти от 0 до некоторого максимального уровня М, а потом падать до нуля (что и иллюстрирует так называемая "кривая Лаффера").2 
 
 

        размеры
      поступлений M
    
    
    
    
    
                                      
 
 
 

                                                                                         норма налога,
                                                                                              % дохода 

          Рис. 1.3.    Кривая Лаффера. 

    Сокращение  налогов производит тройной эффект: во-первых, благоприятствует преодолению дефицита государственного бюджета (за счет понижения размеров уклонения, повышения стимулов к производству, увеличению занятости, уменьшения правительственных трансфертов). Во-вторых, обеспечивает расширение налоговой базы, в-третьих, обусловливает перевод труда и капитала из низкооплачиваемых в сравнительно высокооблагаемые сферы производства в связи с улучшением распределения ресурсов. Основные положения теоретических концепций определяют принципы организации и функционирования налоговых систем. 

    1.2. Принципы и функции  налогов в экономике. 

    В своей книге "Богатство народов" Адам Смит свел принципы правильного налогообложения к четырем простым постулатам: (1) люди должны платить столько, сколько они могут заплатить; (2) налоги должны быть определенными и понятными для всех, кого они касаются; (3) методы сбора налогов должны быть удобными для плательщика; (4) затраты на сбор должны быть небольшими в сравнении с поступлениями.3
    В современных условиях эти принципы сохраняют свое фундаментальное  значение общих критериев эффективности  системы налогообложения, но они  могут быть развернуты еще рядом  характеристик, которые определяют налоговую политику в странах с рыночной экономикой:
    - налоги должны приносить реальный доход и служить более справедливому распределению доходов в обществе, не допуская двойного налогообложения, при этом затраты на сбор должны быть минимальными (например, в некоторых случаях лучше ввести один высокий налог чем несколько мелких).
    - налоги должны быть понятными плательщику, он должен не только точно знать, где, когда и сколько нужно платить, но и иметь как можно меньше возможностей уклонения.
    - порядок сбора должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь граждан.
    - налоги не должны парализовывать человеческие усилия и инициативу.
    -  система налогообложения должна соответствовать целям экономической политики правительства.
    - налоги должны поддаваться корректированию и автоматически стабилизировать экономику, воздействовать на покупательскую способность населения; при этом в минимальной степени препятствовать оптимальному размещению ресурсов.
    - обсуждение законопроектов насчет налогообложения должно носить открытый и гласный характер.
    Можно также выделить главные функции, которые выполняют налоги в условиях рыночной системы:
  1. стимулирующая - создание предпосылок для повышения деловой активности.
  2. регулирующая - воздействие на темпы экономического роста, структурную перестройку общественного производства, инфляционные тенденции, движение инвестиций, занятость.
  3. фискальная - формирование ресурсов государства и местных органов власти.
  4. распределительная - регулирование отношений распределения между общегосударственным правительством и местными органами власти, а также между различными слоями населения и социальными группами.
  5. контрольно-учетная - учет используемых экономических ресурсов, доходов фирм и домашних хозяйств, объемов производства; направлений и путей движения финансовых потоков.
  6. ограничительная - сдерживания развития, регулирование размещения производства некоторых видов продукции, охрана конкретных отраслей производства при помощи ограничения импорта.
    Довольно  часто налоги воспринимаются как  чисто фискальный инструмент экономической политики правительства. Но кроме этой функции система налогов и сборов служит механизмом воздействия на общественное производство, как структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налоги могут стимулировать деловую активность и развитие областей предпринимательской деятельности; создавать предпосылки для снижения производственных затрат и повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке; проводить протекционистскую политику либо обеспечить свободу торговле. Налоги создают основную часть доходов государственного, региональных и местных бюджетов, обеспечивают возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть бюджета. Но финансовое воздействие может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Такая необходимость возникает в первую очередь для регулирования развития регионов с высокой концентрацией производства и населения. Чрезмерная концентрация может привести к обострению проблемы окружающей среды, народонаселения, ресурсообеспеченности. Здесь применяется дополнительное налогообложение, лицензирование предпринимательской деятельности, отмена льгот.
    Сферой  налогового воздействия на микроэкономическом уровне является поддержка и развитие конкурентоспособности, разгосударствление и приватизация государственной собственности, стимулирования роста объемов инвестиций, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, реструктуризация экономики, антимонопольное регулирование, развитие малого бизнеса, воздействие на платежеспособный спрос и цены.
    На  макроэкономическом уровне это участие  в антициклическом регулировании экономики и ее стабилизация, обеспечение экономического роста, преодоление дефицита госбюджета, формировании совокупного платежеспособного спроса, занятости, стимулировании производства общественных товаров, воздействие на инфляцию, создание социальной инфраструктуры.
    На  интерэкономическом уровне налоговое  воздействие может быть направлено на повышение интегрированности в мировое хозяйство, стимулирование и регулирование внешней торговли, миграций капитала и рабочей силы, обеспечения инновационных процессов, стимулирования создания совместных предприятий и развития экспортного производства. 

    1.3. Формы и методы  налогового регулирования.
    В условиях рыночной системы основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования выступает налоговая система, - законодательно закрепленная совокупность налогов, принципов их построения и способов сбора.
    Налоговые системы разных стран отличаются по набору налогов, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, сфере действия налогов. Основными элементами оптимальной модели налогообложения является:
  1) общие черты и организационные  принципы формирования налоговой  системы: обязательность, равномерность и справедливость (горизонтальное и вертикальное равенство), всеобщность, административная простота, гибкость в соединении со стабильностью, эффективность и достаточность, прогрессивность или пропорциональность обложения, необходимый минимум доходов и платежеспособность, группировка и разносторонность форм, механизм сбора, политическая ответственность;
  2) налоговый инструментарий, который  включает следующие понятия:
  Субъект (налогоплательщик) - юридическое или физическое лицо, на которое законодательством возложена ответственность платить налог. Носитель налога - лицо, из дохода которого выплачивается налог. Плательщик и носитель могут быть разными лицами. Объект налога - доход или имущество, на которые начисляется налог. Источник налога - средства, из которых выплачивается налог (прибыль, зарплата и т. д.). Единица обложения - единица измерения объекта налогообложения (рубль, гектар и т. д.). Налоговая ставка - величина налога на единицу обложения. Налоговые льготы - уменьшение налоговых ставок, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (амортизационных отчислений), освобождение от налогов и т. д. Налоговые платежи - виды и группы налогов. Налоговая база - сумма, с которой взимается налог. Налоговое бремя - величина налоговой суммы.
    Существуют  две основные концепции налогообложения:
    Концепция полученных благ (принцип  выгоды) рассматривает налоги как способ финансирования государственных расходов на создание общественных благ и услуг.
    Концепция платежеспособности утверждает, что размер налога должен зависеть от получаемого дохода: у кого он больше, тот и уплачивает большую сумму налога.
    Существует  несколько способов классификации  налогов:
    1) в зависимости  от ставки -  различают налоги: с твердой ставкой, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
        Твердые ставки определяются в абсолютных величинах и не зависят от размеров дохода. Налог считается прогрессивным, если с увеличением дохода доля налога в общем доходе возрастает; пропорциональным, если сумма налога представляет собой постоянную долю дохода; и регрессивным, если бремя налога относительно тяжелее для семей с низкими доходами, чем для богатых семей. Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход. Пропорциональный налог, забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).
         2) по объекту обложения - различают прямые и косвенные.
     Прямые - налоги на доходы физических и юридических лиц или на объекты имущества. В данном случае лицо, чей доход или имущество облагается налогом, и лицо, уплачивающее доход, является одним и тем же. Прямые налоги обладают рядом преимуществ: во-первых, выплачиваются из дохода (прибыли, процентов, дивидендов и т. д.) и, следовательно, более справедливы; во-вторых, при них четко определен круг плательщиков, каждый из которых знает, когда и какую сумму должен уплатить; в-третьих, существуют определенные трудности при переложении прямых налогов на других лиц. Основными среди прямых налогов являются налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, поимущественные налоги.
     Косвенные - налоги, которые включаются в цену товара или услуги, увеличивая ее. Такие налоги перечисляются в налоговые органы предприятиями, фирмами, а фактически оплачивает их потребитель. К косвенным относятся налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины.
    3) в зависимости  от цели использования - различают общие и специальные. Общие поступают в казну государства и используются для общегосударственных нужд. Специальные налоги имеют строго целевое назначение.
    4) структурная (в зависимости от специфики формирования бюджетной системы) - федеральные (республиканские) и местные (территориальные).
Республиканские - формируют доходы центрального бюджета. Местные - поступают в региональные, муниципальные бюджеты.
    5) в зависимости  от вида плательщика - различают налоги с физических лиц и налоги с юридических лиц.
    Установление  соотношений налогов в той или иной структуре налогообложения подчиняется необходимости обеспечения вертикальной и горизонтальной финансовой сбалансированности бюджетной системы. Вертикальное балансирование означает распределение налоговых поступлений между подчиненными и вышестоящими органами власти, а также перераспределение в форме субсидий. Горизонтальная сбалансированность требует достижения общего соответствия доходов и расходов в бюджете отдельных районов на соответствующих уровнях.
    Формы и методы налогового регулирования делятся на прямые и косвенные, стимулирующие и сдерживающие. Выбор их зависит от экономических обстоятельств и этапа исторического развития национальной экономики. Так, в странах Запада в 20-е годы преобладали прямые методы, как тенденция к компромиссу в связи с низким уровнем жизни народных масс, в 30-е - прямые, особенно отдельные налоги были главным инструментом регулирования; в 50-60-е целью было ослабление кризисных явлений, инфляция вместе с высокими ставками прямых налогов стала стимулом для потребления, а не накопления, поэтому произошло понижение доли прямых и соответственное увеличение косвенных; в 70-80-е произошел переход к монетаризму, что вызвало расширение сферы применения косвенного обложения.
    В ряд ведущих методов налогового регулирования включают: введение новых или повышение ставок существующих налогов; манипулирование величиной ставки на определенной территории или в определенный отрезок времени; изменение структуры налогов; использование прогрессивной системы; дифференциация по отраслям и видам производства; использование разносторонних систем подоходного обложения корпораций; предоставление налоговых льгот и скидок на подоходный доход; система ускоренной амортизации; скидки на инвестиции; активизация деятельности в отдельных сферах или регионах (стимулирование миграции капиталов, развитие экспортного производства, предпринимательства и малого бизнеса, научные исследования).
    Таким образом, правительство, принимая решения  насчет повышения ставок, должно ориентироваться на наиболее эффективный способ получения необходимой величины налоговых поступлений, который позволяет минимизировать падение выпуска продукции.
    Метод предоставления льгот и скидок построен на основе: 1) налоговых скидок. Стандартные скидки предоставляются всем соответственно налогового кодексу в виде фиксированных абсолютных сумм или доли дохода. Это нулевые ставки для отдельной группы доходов (необходимый минимум), семейные скидки, скидки на детей и для инвалидов, по взносам на социальные нужды, на доход от предпринимательства и по инвестициям. Нестандартные зависят от фактических расходов, что попадают под действие льготного режима; 2) Налогового кредита. Налоговый кредит вычитывается из суммы отчислений и уменьшает сам налог, а не величину облагаемого дохода; 3) дополнительных специфических льгот. Льготы на пенсионные взносы, страхование, алименты, пожертвования, дивиденды и т. д.
    Мощным  средством воздействия на экономику  являются амортизационные отчисления. Ускоренная амортизация, в отличие  от нормальной, позволяет форсировать накопление капитала - это один из легальных способов скрыть прибыль от налогообложения, средство стимулирования НТП, переоборудования и модернизации производства; дает возможность ускорить обновление основного капитала и сберечь его от инфляции. Сюда можно также добавить: налоговое стимулирование капиталовложений в отсталые регионы; льготы для стимулирования поиска полезных ископаемых; льготы фирмам, передающим исследовательское оборудование в дар научным организациям, а также на расходы по финансированию образовательные программ; скидки на новое оборудование, что позволяет экономить энергию; налоговое стимулирование мелкого и среднего бизнеса на стадиях основания, становления и  структурной перестройки.
    Основные  вопросы налогообложения на микроэкономическом уровне это: кто последний плательщик? какое воздействие оказывает изменение налогов на ценообразования и объемы производства? какова степень переобложения налогов с производителей на потребителей? Переобложение - это перенесение на другого части или всего налогового бремени путем повышения цены. Государство может вызывать, или предупреждать это процесс, учитывая способность различных видов налогов до переобложения. Так, эффективность функционирования косвенного обложения зависит от эластичности спроса. Причем необходимо учитывать и закон Энгеля, эластичность спроса по доходу и воздействие эластичности предложения. При эластичном предложении, большая часть перекладывается на потребителя, при неэластичном - в большей степени оплачивается продавцом, незначительно повышая цену.
    На  внешнеэкономическом уровне целью  налогового регулирования может  быть стимулирование или сдерживание  внешней торговли и миграций инвестиций, развитие предпринимательской деятельности, и обеспечения конкурентоспособности отечественных предприятий на внешнем рыке, создание благоприятного налогового режима для сфер международной совместной деятельности, предупреждение "утечек" национального капитала за границу. Основным методом налогового регулирования на этом уровне является манипулирование ставками экспортных и импортных тарифов. В условиях свободной торговли правительство отказывается от высоких таможенных пошлин, когда страна заинтересована в экспорте товаров и услуг и когда импорт не подавляет внутреннего производства (или является сырьем для некоторых отраслей промышленности).
    На  макроэкономическом уровне целью налогового регулирования является поддержка  стабильности национальной экономики. В зависимости от механизмов реагирования на изменения в экономической ситуации, налоговая политика может быть поделена на дискреционную и недискреционную (автоматическую). Недискриционная политика формируется независимо от решений правительства, потому иначе ее называют автоматической. Она включает так называемые "встроенные стабилизаторы". Дискреционная (или стабилизационная) налоговая политика базируется на основе решений правительства насчет ставок или структуры налогообложения с целью воздействия на совокупный спрос, реальный объем национального продукта, уровень занятости, цен и инфляции. Дискреционная политика может быть сдерживающей на стадии экономического подъема, или стимулирующей - в период спада. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь 

    2.1. Формирование, структура  и методология  налогообложения. 

    Начало  формирования налоговой системы  РБ относят к 1992 году. Основным нормативным документом, в котором обозначены главные принципы функционирования системы налогообложения в республике, является Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" от 20 декабря 1991 г. с многочисленными поправками и изменениями; Законы "О налоговой политике", "О местных налогах и сборах", "О системе налоговых льгот и скидок", "О бюджетном урегулировании РБ", "О формировании государственного бюджета" формирует законодательную базу системы. Каждый год правительством разрабатывается проект "Основных направлений бюджетной политики" на следующий год.
    Согласно  вышеназванным законам в качестве плательщиков рассматриваются юридические лица (включая иностранные юридические лица и предприятия с зарубежными инвестициями, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения независимо от их подчиненности и формы собственности), а также физические лица. Они обязаны вносить в бюджет налоги и сборы в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. С 1.01.2004г. филиалы, представительства и другие обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и расчётный (текущий), либо иной банковский счёт, не классифицируются в качестве самостоятельных плательщиков.4
    В число общегосударственных  налогов включаются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и доходы, на доходы от осуществления лотерейной деятельности, за использование природных ресурсов, на недвижимость, на экспорт и импорт, земельный, на топливо, транзитный налог, государственная пошлина, подоходный налог с физических лиц.
    Местные Советы депутатов  имеют право вводить: сборы с пользователя (за автостоянку, за право на торговлю, за использование местной символики, за ордер на квартиру, за право проведения аукционов, на владельцев собак и т. д.), налоги на продажу некоторых видов товаров (пива, вино-водочной и табачной продукции), налог на услуги, оказываемые объектами сервиса (гостиничный, ресторанный, ипподромный), сборы, связанные с операциями по строительству и упорядочению территорииналоги на рекламную деятельность, целевые сборы (на содержание муниципальной милиции, транспорта), сборы с заготовителей, сбор с физических лиц при пересечении ими Государственной границы РБ через пункты пропуска, налог на приобретение бензина и дизельного топлива. 5
    Косвенные налоги включаются в цену товара или  услуги в виде надбавки и оплачиваются покупателем. Их величина не связана  с издержками производства или с прибылью, а зависит только от объемов реализации и рыночных цен. Это акцизы, налог на добавленную стоимость, отчисления во внебюджетные фонды: на поддержку производителей сельскохозяйственной продукции и на содержание ведомственного жилищного фонда. Прямыми налогами облагается непосредственно собственность и доходы плательщиков. Это регулирующий фактор, который благоприятствует выполнению принципов социальной справедливости (налоги на недвижимость, на землю, на прибыль и доходы). Дополнительно существуют платежи, объектом обложения для которых является фонд заработной платы (чрезвычайный налог). Такой метод имеет чисто фискальные цели. Но выгода для бюджета оказывается только кажущейся, потому что приток средств одновременно с ростом себестоимости продукции ведет к инфляции. Чрезмерное обложение фонда зарплаты препятствует структурной перестройке экономики республики в направлениях важных для её науко- и трудоемких отраслей.
    Чтобы проследить фискальную функцию налогообложения  более детально, необходимо знать некоторые принципы формирования государственного бюджета страны, а точнее, его доходной части, что проиллюстрировано в следующей таблице:
Таблица 2.1.                                       Доходы государственного бюджета6
                                                             Республики Беларусь в 2003 году
Доходы Объём поступлений, млрд. руб. в % к итогу
  Прямые налоги на доходы и  прибыль 2369 19,4
в том числе:    
          Налог на прибыль 935 7,7
          Подоходный налог 1025 8,4
  Внутренние налоги на товары и услуги                                         39,7
в том числе:    
         Налог на добавленную стоимость 2897 23,7
         Акцизы 838 6,9
         Налоги на собственность 731 6,0
  Доходы от внешней торговли  и  внешнеэкономических операций
957 7,8
  Доходы государственных внебюджетных  и бюджетных  целевых фондов
2184 17,9
Всего: 12211 100
 
        Как видно из таблицы, ведущими доходными статьями бюджета являются налоги на добавленную стоимость, прибыль и доходы, и акцизы.
    В период административно-командной системы осуществлялась идея про ликвидацию налогов: в классическом смысле налоговой системы не существовало. Многие формы налогообложения, однако, существовали в скрытом виде низкой заработной платы, контроля над ценами, дефиците потребительских товаров. Действовал механизм обязательного нормированного изъятия финансовых средств на предприятиях. В переходный период деятельность государства направлена на достижение макроэкономической стабильности и выхода из кризиса. Поэтому налогообложение подчиняется решению таких проблем, как разгосударствление и приватизация государственной собственности, структурная перестройка экономики, создание конкурентоспособного производства, экономической и социальной инфраструктуры, преодоление инфляции, стимулирование предпринимательской активности и т.д. Все это требует больших финансовых средств и соответственно обусловливает фискальную направленность налогообложения. В таком виде он не может быть даже реальным источником бюджетного пополнения, как в странах с развитой экономикой. Целесообразно привязать ставку этого налога к фазе экономического цикла и дифференцировать его по отраслям производства.
    Корпоративный налог на прибыль и доходы применяется  в рыночном хозяйстве, когда существует конкуренция, сформировался субъект, цены устанавливаются по закону спроса и предложения, денежная единица устойчива, одним словом, когда прибыль иллюстрирует реальные результаты экономической деятельности. В условиях переходной экономики отсутствуют основания для использования прибыли в качестве главного оценочного показателя. Рынок еще не сложился, конкуренция отсутствует, цены формируются исходя из затрат, прибыль не учитывает реальные затраты и уровень инфляции. В результате многие предприятия выплачивают налог, который превышает размеры прибыли, или даже при отсутствии прибыли.
    Рассмотрим  сущность данной проблемы более детально на примере налогов на прибыль.
    Таблица 2.2.                             Ставки на прибыль корпораций в
                                                       некоторых странах мира в %7 

США 15-34 Нидерланды 35
Германия 36-56 Бельгия 43
Франция 39-42 Люксембург 34
Великобритания 35 Испания 35
Греция 49 Ирландия 43
Италия 36 Беларусь 15-30
 
 
    Как видно, ставка налога на прибыль в  Беларуси значительно ниже, чем в  странах Запада, но те, кто считает  этот факт аргументом в пользу налоговой  системы республики, не придают должного значения отличиям в методах учета  прибыли. Так, в США для определения  налогооблагаемой прибыли, с общей суммы доходов высчитывают собственный и акцизный налоги, рентные платежи, заработную плату, расходы на ремонт, безнадежные долги, проценты по кредитам, амортизацию, расходы на рекламу, взносы в пенсионный фонд, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, часть от суммы дивидендов.8 С полученной "брутто-прибыли" отнимают промышленный и земельный налоги, излишки делятся на распределенную и нераспределенную прибыль и только тогда облагаются по соответствующим ставкам корпоративного налога. Этим объясняется парадоксальность гипотезы о том, что налогообложение в границах 10-12 % прибыли обеспечивает рост экономики в темпах 10-15 % в год, 20-30 % - соответственно 3-6 %, 30-55 % - сдерживает рост, а выше - вызывает деградацию экономики.9
    Можно также проследить, как данная ситуация отражается на себестоимости продукции и соответственно - на стоимости товаров. Согласно закону Республики Беларусь "О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений и организаций" в себестоимость продукции включаются:
  - материальные затраты на сырье, основные материалы, топливо и электроэнергию, услуги связи, информационные и банковские услуги и др.;
  - расходы по оплате труда;
  - амортизационные отчисления;
  - отчисления на социальные нужды, на содержание пожарной охраны.
    При определении прибыли предприятия  вынуждены расписывать все доходы по отдельным статьям (потому что, например, с одной стороны, налогом на добавленную стоимость облагается госпошлина, местные сборы, отчисления в фонды социального страхования и занятости, амортизационные отчисления, а с другой стороны - вся балансовая прибыль). К отпускной цене, в которую входят еще акцизы, налоги на топливо и валютную выручку, предприятия насчитывают свои надбавки. Таким образом, производители не заинтересованы в снижении себестоимости продукции, от которой зависит уровень рентабельности и величина прибыли.
    Налоги  должны быть связаны со своими источниками, и перечисляться в бюджет после  получения дохода. Но в Беларуси те налоги, что накладываются на фонд заработной платы, отнимаются по факту начисления зарплаты и поступают в бюджет, даже когда
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.