Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Философское учение о природе человека

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  науки и образования Российской Федерации.
Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 
 
 
 
 
 

Реферат  на тему:
Философское учение о природе человека 
 
 

                                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2012
Содержание:
    Введение………………………………………………………………..3
    Антропология…………………………………………………………4
      История термина антропология.
      Направления антропологии
    Философская антропология……………………………………….....6
    2.1 Три  основных смысла философской  антропологии
          2.2. Философская антропология как  школа………………………......8
     3.  Макс Шелер - основоположник философской антропологии……....9
     4. Человек и Бог……………………………………………………….....10
     5. Природа человека……………………………………………………..10
     6.  Направления философской антропологии…………………………..11
         6.1 Биологическое направление философской антропологии
          6.2  Функциональное направление философской антропологии…..12
    7. Учение о человеке по Канту…………………………………………..12
           7.1  Учение о  бытие и человеке по Канту…………………………..14
      8. Учение Декарта о человеке……………………………………….16
           8.1   Протяжённая субстанция. Тело человека……………………17
        8.2    Мыслящая субстанция. Душа человека………………………18
Заключение…………………………………………………………………...21
          Список литературы …………………………………………………...23     
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
   Homo sapiens, Homo faber, Homo ludens… Вопрос о сущности человека являлся предметом специальной отрасли знания - философской антропологии. В ней исследуется родовая сущность “человека вообще” независимо от исторического этапа и конкретных условий общественной жизни. Не будет преувеличением сказать, что человек представляет собой наиболее сложный объект исследования. Человек есть чудо в том смысле, что в нём совмещаются такие противоположные начала, как ”душа” и “тело”. Человек принадлежит к животному царству и подчиняется биологическим законам; более того, телесно - материальное образование. Он - как любой вид материи - подвержен вещественным и энергетическим воздействиям. Но человек обладает мышлением и речью и сложной структурой мыслительной и эмоциональной деятельности, которую мы называем сознанием. Люди способны осознавать факт своего существования, выдвигать и реализовывать жизненные цели, соответствующие системе их ценностных установок. В поведении человека присутствуют биологические инстинкты, но они контролируются законами сообщества людей. Поведение же животных жёстко запрограммировано системой условных и безусловных рефлексов, не дающей им возможности выйти за рамки своего биологического естества. Каким бы сложным не казалось нам поведение животного, оно остаётся поведением инстинктивно - биологическим. Для человека как существа природного высшей ценностью является здоровье. Иными словами, отношение человека к своему здоровью должно быть сознательным.  
 
 
 
 
 
 

    1. Антропология
    1.1. История термина антропология.
        Антрополо?гия (др. - греч. ???????? — человек; ????? — "слово, речь") — комплекс дисциплин, занимающихся изучением человека.
        Возникновение термина «антропология» восходит к античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Несмотря на то, что термин в этом значении употреблялся многими классическими и неклассическими мыслителями (Кант, Фейербах и др.), специальная философская дисциплина и школа как таковые оформляются лишь в начале XX века под названием «философская антропология». В оригинальном значении термин «антропология» употребляется также во многих гуманитарных науках (искусствоведение, психология и др.) и в теологии до сих пор. Так, в педагогике существует антропологический подход к воспитанию. Позднее антропологическое знание дифференцировалось и усложнилось.
      В России под антропологией до недавнего  времени понимали преимущественно  физическую антропологию, но, начиная  с 1990-х годов, в вузах России начали появляться кафедры социальной, культурной и философской антропологии. 

        1.2. Направления антропологии
     Традиционно выделяют несколько в разной степени  обособленных друг от друга и взаимосвязанных  дисциплин.
      Философская антропология - философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия. Антропология как философское учение является исторически первой формой представления человека как такового в качестве особого предмета понимания и изучения.
      Религиозная антропология как религиозное учение о сущности человека, ответвленное от философии и развиваемое в  русле теологии, рассматривает вопрос о природе и сущности человека в контексте религиозных учений.
      Физическая  антропология, включающая палеоантропологию и прикладную дисциплину судебная антропология, рассматривает человека в качестве биологического вида в контексте его эволюции и в сравнении с его ближайшими родственниками - современными и ископаемыми человекообразными приматами.
      Социальная  и культурная антропология - дисциплина, достаточно близкая этнологии, занимается сравнительным изучением человеческих обществ. В контексте проблемного поля и методологии социально-культурной антропологии также выделяются в качестве специфических дисциплин лингвистическая, когнитивная, политическая, экономическая, историческая антропология и антропология права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Философская антропология.
2.1. Этот термин употребляется в трех основных смыслах
      1) Для обозначения любого философского учения о человеке, в отличие от множества существующих естественных и гуманитарных наук, равно как от ряда дисциплин, в название которых входит «антропология» («физическая антропология», «медицинская антропология», «культурная антропология», «историческая антропология» школы «Анналов», «политическая антропология» и т.д.). С момента своего возникновения философия задается вопросами о месте человека в космосе и в обществе, о человеческом уделе и счастье, о смысле существования, субъекте познания и оценки и т.п. Природа или сущность человека всегда интересовали философов, а потому термин «философская антропология» можно применить к любому разработанному философскому учению.
      2) В более узком смысле термин «философская антропология» применяется к тем учениям, в которых «проблема человека» становится центральной, иной раз даже единственной проблемой. В истории философии не единожды случались ситуации «антропологического поворота», когда на место натурфилософии или спекулятивной метафизики приходили учения, ставившие на первое место вопрос о человеке как источнике всех систем и доктрин. Ранние софисты и Сократ подвергли критике прежние учения о первоначале с антропологических – в данном смысле слова – позиций (для Протагора «человек есть мера всех вещей»); эпоха Возрождения нередко характеризуется как переход от «теоцентризма» к «антропоцентризму»; за «коперниканской революцией» Канта и его сведением к вопросу «Что есть человек?» основных философских проблем («Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я смею надеяться?») последовал ряд учений 19 в., для которых человек стал единственной заслуживающей внимания темой философии (Фейербах, Штирнер, Кьеркегор и др.). В первой половине 20 в. такого рода учения получили чрезвычайно широкое распространение. 

       3) В более узком и более точном смысле термин «философская антропология» применим к одному из направлений немецкой философии 1920–1960-х. Учения М. Шелера, Х. Плесснера, А. Гелена, Э. Ротхакера, В. Зомбарта и некоторых других немецких мыслителей первой половины 20 в. возникли практически одновременно с экзистенциализмом и под влиянием тех же предшествующих учений («философии жизни» Ницше, Бергсона и Дильтея, феноменологии Гуссерля, отчасти и американского прагматизма), но, в отличие от экзистенциализма, для философской антропологии данные естественных и медицинских наук, социологии и психологии, этнографии и истории выступают как необходимое условие для философского ответа на вопрос о сущности человека. Философская антропология определяется как особого рода позитивная наука, снимающая прежнее спекулятивное знание с его противопоставлениями «духа» и «материи». Такой ориентации на научное знание способствовало то, что создатели философской антропологии немало сделали для развития конкретных наук: Шелер был основоположником социологии знания, Гелен и Плесснер писали по вопросам социологии, этнографии и социальной психологии, Зомбарт был известным экономистом и социологом, Л. Портманн – крупным биологом. Следует учитывать и вовлеченность этих мыслителей в политику – создатели философской антропологии были в 1920–1930-е активными участниками, так называемой консервативной революции, а Гелен в 1950–1960-е считался виднейшим идеологом послевоенного технократического неоконсерватизма.
      Общим для всех представителей философской  антропологии является поиск специфических  отличий человека в сравнении  с другими сущими, прежде всего  – с миром животных. Хотя одни учения в рамках философской антропологии характеризовались как «биологическая антропология» (Гелена, Плесснера, Портманна, Бейтендийка), а другие как «культурная  антропология» (Ротхакера, Ландманна, Зомбарта), общим для всех этих учений является поиск специфических отличий  человека от мира животных. К одному из направлений философской антропологии также относят «религиозную (или теологическую) антропологию», относя к ней труды, как светских философов, так и теологов (труды К. Барта, Ф. Гогартена, Р. Нибура, В. Панненберга, Х. - Э. Хенгстенберга и др.). К этой традиции можно отнести и философские труды папы Иоанна-Павла II. В 1970-е философская антропология перестает существовать как самостоятельное направление немецкой философии, становясь, с одной стороны, дисциплиной на философских факультетах, с другой стороны – областью исследований, в которых философия сочетается с медициной, педагогикой, естественными и социальными науками.
         Сейчас философская антропология является одним из наиболее влиятельных направлений в западной философии. Существует множество различных ее направлений, из которых выделяются два основных: биологическое и функциональное. Разделяются эти направления философской антропологии по следующему критерию: познание человека или по его сущности, или по его проявлениям.
2.2. Философская антропология как школа
    Начало  философской антропологии связано  с появлением классических для этого  направления работ Макса Шелера «Положение человека в космосе» (1928) и Хельмута Плеснера «Ступени органического  и человек» (1928), в центре внимания которых проблема природы человека, специфическое отличие в способе  существования человека и животных. В более позднее время вышли классические работы Арнольда Гелена «Человек. Его природа и положение в мире» (1940) и «Первобытный человек, и поздняя культура» (1956).
    К этим основным работам примыкают  сочинения П. Л. Ландсберга («Введение  в философскую антропологию», 1934), Л. Бинсвангера («Основные формы  и познание человеческого бытия», 1941), Левита («От Гегеля к Ницше», 1939), Г. Липпса («Человеческая природа», 1941), Больнова («Сущность настроений», 1941), Ротхакера («Проблемы культурной антропологии», 1942) и другие.
3. Макс Шелер — основоположник философской антропологии
      Макс  Шелер (1874—1928) проделал серьезную философскую  эволюцию в своих взглядах, был  неокантианцем, феноменологом и  в конце своей жизни он все  же попытался соединить все свои предыдущие искания с главным  — изучением проблемы человека.
      Время 20-х годов было очень неспокойным, и возникновение философской  антропологии (так же, как персонализма и экзистенциализма) весьма тесно  связано с духовной и экономической  ситуацией в Европе. В частности, Шелера не могли не беспокоить те социально-экономические  потрясения, происходившие в странах  Европы в 10-х годах: Первая мировая  война, революционные волнения в  Германии и России и т. д. В этом кризисе Шелер видел, прежде всего, кризис понимания человека. Коммунизм, по мнению Шелера, это отказ от человека.
      Шелер считал, что незнание сущности человека приводит к кризису в культуре, к отказу от самого человека. Кризис общества — это кризис человека, кризис личности. Причина этого в  неправильном подходе к познанию. Это абсолютизация, по выражению  Шелера, знаний контроля и недооценка знаний культуры. Знания контроля —  это естественнонаучные знания, знания культуры играют гораздо большую  роль, но их недооценивают. Но главное  значение имеют знания спасения, однако люди ими полностью пренебрегают. Таким образом, Шелер выстраивает  иерархию наук: естественные науки, науки  о культуре (в том числе философия) и, наконец, учение о спасении, то есть религия. Знание о человеке должно предполагать некое синтетическое знание, включающее в себя знание всех трех наук: знание естественнонаучное, философское и  религиозное. Человек — единственное существо, которое подпадает под  все эти учения, но оказывается, что  познать человека во всем этом синтезе  нереально. Человек, по выражению Шелера, «вещь столь обширная», что все  его определения неудачны. Человека нельзя определить, он превосходит  любое определение, любую науку. Тем не менее, проблема человека — это главная проблема философии. Кризис современного общества показывает всю насущность этой задачи.
4. Человек и Бог
       Шелер был католиком, хотя и не всегда ортодоксальным. Но при всех сложностях его религиозных исканий, христианская направленность оставалась, и поэтому особенностью человека Шелер считал его направленность к Богу. Бог — это высшая ценность, и человек — есть существо, живущее в ценностном мире. На эти взгляды Шелера повлияло его увлечение неокантианством. Направленность человека к Богу и определяет его жизнь среди ценностей. Всего Шелер насчитывает четыре класса ценностей: ценности удовольствия, ценности жизни, ценности духа и ценности религии.
      Большинство людей главными, а может быть и  единственными, считает ценности удовольствия; меньшее количество людей в этой иерархии ценностей восходит к ценностям  жизни и духа, и только одни святые живут в ценностях религии. Святой, по мнению Шелера, это совершенный  человек — человек, который постиг Бога и через Бога, через Его  совершенство сам стал совершенным.
5. Природа человека
      В человеческой природе Шелер насчитывает  два основных начала: это жизненное  начало, некий жизненный порыв, и  дух, идущий от Бога. По своему жизненному началу человек есть животное, живое  существо, но также и существо разумное, обладающее духом — поскольку  Бог его им наделяет. Божественный дух превосходит человеческую природу, поэтому человек становится человеком  тогда, когда он ассимилирует в себя дух Божественный, делая его своим  достоянием. Шелер усматривал сущность человека не в мышлении или волении, а в любви. Любовь, согласно Шелеру, — это акт духовного единения, сопровождающийся прозрением высшей ценности объекта.
      Достояние духа достигается благодаря человеческому  слову. В словах выражается вся мысль  и вся культура. Таким образом, слово является неким символом, через  который человек может познать  Бога. Для самого себя человек всегда является центральной проблемой, но понимаемый с точки зрения взаимоотношения  с Богом, человек может познать  сам себя, познавая в себе духовные Божественные проявления сквозь символы.
      Символы — это и наука, и религия, философия  и т. п. Сквозь эти символы просвечивает высшая духовная Божественная реальность, поэтому тайна мира и тайна  всего мироздания, а также тайна  Самого Бога сокрыты в человеке. Поэтому философская антропология, по Шелеру, должна быть не разделом какой  либо философской системы, а наоборот, вся философия должна выводиться из человека. Из знания о человеке через  знание символов возможно и познание всего мироздания.
6. Направления философской антропологии
6.1 Биологическое направление философской антропологии
      Сущность  человека многогранна. И сам Шелер  говорил, что человека невозможно познать, человек слишком широк. Поэтому  последующие направления философской  антропологии стали разрабатывать  учение о человеке с точки зрения биологической, находя сущность человека в его жизненном начале. Человек  — это, прежде всего, начало жизненное (но не следует сводить его только к животному началу). Основным представителем биологического направления в философской антропологии является немецкий философ Арнольд Гелен (1904—1976). Согласно этому направлению, человек — это животное, но животное особое в силу своего биологического и социального предназначения. Это животное, способное создавать совершенно особые творения. Поэтому человек отличается от других животных, и это свое отличие от них он ощущает как некоторую ущербность. Отсюда извечное недовольство человека своими творениями, будь то культура, наука и т. п. Человек вечно недоволен, он отчуждается от этих творений и в прямом смысле воюет с этими своими творениями
6.2 Функциональное направление философской антропологии
      Однако  большинство представителей философской  антропологии после Шелера (и одновременно с Шелером) рассматривали человека с точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений. Так возникает функциональная, или  функционалистская школа философской  антропологии, одним из основных представителей которой является Эрнст Кассирер (1874—1945). Он утверждал, что поскольку  сущность человека непознаваема, то познать  его можно через его проявления, через те функции, которые человек  выполняет. Основное отличие человека от животного — это его деятельный труд. Трудовая деятельность может  быть самой разнообразной. Человек  создает вещественные предметы, создает  науки, религию, искусство, язык и т. п. — все это есть продукты человеческой деятельности. Поэтому познание человека возможно через его функциональные проявления, то есть через его культурную и творческую деятельность. Объединяет всю деятельность и все проявления человека то, что все они —  и язык, и наука, и религия —  есть символы некоей действительности. Но, в отличие от Шелера, Кассирер утверждает, что человеку доступны только символы. Что бы за этими символами  ни скрывалось, доступны человеку только они, и познание человека возможно только через познание символов. В отличие  от Шелера, Кассирер не призывает восходить  через символы к бытию Бога.  

7. Учение о человеке по Канту
     Самый главный предмет в мире - это  человек, ибо он для себя - своя последняя  цель. Право человека должно считаться  священным. И. Кант
     Человек для Иммануила Канта - “самый главный  предмет в мире”. ” Человек  создан таким образом, что впечатления  и возбуждения, вызываемые внешним миром, он воспринимает при посредстве тела - видимой части его существа, материя которого служит не только для того, чтобы запечатлеть в обитающей в нём невидимой душе первые понятия о внешних предметах, но и необходима для того, чтобы внутренней деятельностью воспроизводить и связывать эти понятия, короче говоря, для того, чтобы мыслить”. Над всеми другими существами его возвышает наличие самосознания. Благодаря этому человек представляет собой индивид. При всех изменениях, которые он может претерпеть, он всё же одно и то же лицо. Из факта самосознания вытекает эгоизм как природное свойство человека. И.Кант отвергает эгоизм во всех его видах, как не совместимый с разумом. Эгоизму философ противопоставляет плюрализм - образ мыслей, при котором человек рассматривает своё “ я” не как весь мир, а лишь как часть мира. Человековедение - это мироведение. Кант требует обуздания эгоизма и полного контроля разума над психической деятельностью, притом, что он энтузиаст воображения. Но одно дело, когда мы сами вызываем и контролируем наши внутренние голоса, другое - когда они без зова являются к нам и управляют нами, тут уже налицо душевная болезнь либо предрасположение к ней.
     В “Критике способности суждения”  художественное творчество рассматривалось  как особый дар, несравнимый ни с  каким другим видом деятельности. Его носитель определялся как  гений. В “Антропологии с прагматической точки зрения” сфера гения  охватывает и науку. Иммануил Кант проводит разграничение между “ открытием” и ” изобретением”. Открывают  то, что существует само по себе, оставаясь  неизвестным ( Колумб открыл Америку). Изобретение - создание ранее не существовавшего (порох был изобретён). Талант к  изобретению называют гением, теперь в число гениев И. Кант зачисляет  и Ньютона. И это характерная  деталь: речь идёт о сближении научного и художественного творчества, эстетического  и познавательного начал. И то и другое опираются на воображение.
     В “Антропологии с прагматической точки зрения” уточняется одна из главных категорий кантовской эстетики - “чувство удовольствия”, которое  лежит в основе способности суждения. Удовольствие есть чувство, “споспешествующее  жизни”. Но у человека на животный инстинкт наслаждения наложена нравственная и культурная узда. Человеческое удовольствие есть синоним культуры. “Один способ удовольствия есть в то же время культура, а именно увеличение способности испытывать ещё большее удовольствие; таково удовольствие от наук и изящных искусств. Другой способ - истощение, которое делает нас всё менее способными к дальнейшему наслаждению”.
     Именно  в “Антропологии с практической точки зрения” сказана знаменитая фраза: “…работа - лучший способ наслаждаться жизнью”. Чем больше ты сделал, тем  больше ты жил. Единственное средство быть довольным судьбой - заполнить  свою жизнь деятельностью. И.Кант пишет  эти строки, когда ему идёт семьдесят  пятый год. 

7.1. Учение о бытие и человеке по Канту
     В человеческом бытии, каким бы специфическим  оно ни было, первична предпосылка -- существование тела (существование  в соответствии с законами жизни, циклами развития и гибели организмов, с циклами природы и т.д.), удовлетворение его по крайней мере совершенно необходимых (в этом смысле фундаментальных) потребностей. Без этого вообще невозможно человеческое существование. И.Кант писал: “Довольно  рано развиваются у человека те способности, при помощи которых он может удовлетворять  потребности, вызываемые его зависимостью от внешних вещей”. Материализм  традиционно придавал большое значение данному факту.
     Во-первых, потому, что тут находит подтверждение  идея о первичности материального  по отношению к духовному: чтобы  мыслить, надо обеспечивать жизнь человеческого  тела.
     Во-вторых, для материализма отсюда вытекали важные следствия относительно прав каждого  отдельного человеческого существа. Исходное право связано как раз  с сохранением жизни, самосохранением  индивидов и выживанием человечества. Оно исходное потому, что без его  реализации невозможно развёртывание других возможностей, потребностей и прав человека. Человек должен иметь пищу, одежду, жилище -- это верно в силу законов не только человеческой справедливости, но и самого человеческого существования. Здесь -- предпосылка бытия, тот пункт, где на уровне права и морали должна быть признана обусловленность права человека на удовлетворение его фундаментальны (природных) потребностей. Конечно, потребности человека уже в древности приняли иной характер; даже потребности тела преобразовались в особые, не чисто природные притязания. Но это уже другая проблема, выходящая за пределы вопроса о предпосылках человеческого бытия, который мы здесь обсуждаем.
     В-третьих, из факта существования человека как живого тела, природного организма  вытекает его подвластность всем законам жизни, и, прежде всего законам  наследственности, отменить которые  или пренебречь которыми люди не смогут даже и тогда, когда признают и  станут учитывать их основательнее, чем сегодня. Это лишний раз показывает, как осторожно и ответственно надо обращаться с природно-биологическим  “измерением” человеческого бытия. Можно сказать, что биология человека -- целый мир, относительно самостоятельный  и целостный, специфический в  его бытии и в то же время  вписанный в целостность природы. Всякое нарушение экологического баланса  человеческого организма влечет за собой опасные и разрушительные для человека последствия.
     В-четвертых, философия оправданно искала и ищет связь между телом человека и  его страстями, переживаниями, психическими состояниями, мыслями, характером, волей, поступками -- тем что раньше в  философии именовали его “душой”, а в наше время чаще “называют  психикой”. Бытие отдельного человека -- непосредственно данное диалектическое единство тела и духа. Функционирование тела тесно связано с работой  мозга и нервной системы, а  через них -- с психикой, с духовной жизнью индивида. ”Если исследовать  причину тех препятствий, которые  удерживают человеческую природу на столь низкой ступени, то окажется, что она кроется в грубости материи, в которой заключена духовная его часть, в негибкости волокон, в косности и неподвижности соков, долженствующих повиноваться импульсам этой духовной части”.
     Человеческое  бытие -- реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных  людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Но бытие  людей отнюдь не абсолютно независимо от сознания, от духа, ибо является комплексным  и уникальным единством природного, вещественного и духовного, индивидуального  и родового, личностного и общественного. Каждый из нас -- реальность для самого себя. Мы существуем, а вместе с нами реально существует наше сознание.
     Каково  же место и значение бытия человека в целостном единстве бытия?
     Люди  не просто существуют в мире, но способны особенно мощно (в том числе и  пагубно) влиять на мир и на самих  себя. Но они же способны познавать  собственное бытие и бытие  как таковое, испытывать тревогу  за “судьбу бытия”. Поэтому человек  может и должен осознавать свою противоречивую роль в единой системе бытия и  исполнять ее с величайшей ответственностью.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.