На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Средства и методы педагогического воздействия на детей группы риска

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
Реферат по основам социально-педагогической деятельности 

«Средства и методы педагогического  воздействия 
на  детей группы риска» 
 
 
 
 

Оглавление
Введение
Глава 1. Средства и методы педагогического воздействия  на детей группы риска
      Дети "группы риска"
      Факторы и причины возникновения категории детей «группы риска»
      Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска
      Организация социально-педагогического взаимодействия для обеспечения работы с учащимися «группы риска»
Заключение
Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Человек не весь в человеке, мы идем к себе из далека, и пока идем, многое может с нами случиться. Человек есть усилие быть человеком. Если нет этого усилия — неизбежна деградация.  М. Мамардашвили
Кризисные явления  современной жизни, в частности  усиление тенденции асоциального, ненормативного поведения учащейся молодёжи, заставляют задуматься о причинах расшатывания и ослабления, казалось бы, очень  прочной системы «семья, школа, общество». Причин такого положения множество. Одна из них, и весьма существенная,—  падение авторитета семьи и школы, их взаимоотчуждение.
Нужен был специалист по работе с молодежью широкого профиля, способный как организовать досуг  школьника, так и оказать ему  необходимую психолого-педагогическую помощь.
Социальный педагог  появился в массовой школе сравнительно недавно, введение этой должности было обусловлено прежде всего складывающейся в начале 90-х годов ситуацией в области воспитания подрастающего поколения. В последствии же сфера деятельности социального педагога стала ограничиваться не только определенной группой детей – трудными. В поле его деятельности находятся все дети образовательного учреждения, в том числе и так называемые дети группы риска.
Статистика неумолима: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое или трое детей  из неблагополучной семьи с тем  или иным видом неблагополучия. 425 тыс. детей состоит на учете в  подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Около 200 тыс. подростков ежегодно совершают  преступления, иногда такие страшные, на которые, по мнению милиционеров и психологов, не решаются рецидивисты. Характер «семейной болезни» приобрел алкоголизм. За последние семь лет в 2 раза увеличилось число детей, больных этим страшным недугом. Детей токсикоманов стало в 3,3 раза больше, а наркоманов — в 17,5 раза. Наркотики проникли в школы, вузы, их можно без труда купить на дискотеке, рок концерте, просто на улице. От них никто не застрахован. Наркоманами становятся как дети из бедных семей, так и из очень обеспеченных. Распространение наркомании повлияло и на рост ВИЧ-инфицированных. Ежегодно растет их число среди беременных и детей (1.4) Анализ социального влияния на личность показал, что у 40% людей в их жизни решающее влияние оказала семья, у 30% средства массовой информации. Только у 20% школа, у 10% улиц. И это все последствия как политики государства, так и падения общества, где вовремя не была оказана не помощь, а иногда даже просто поддержка детям, оказавшимся в затруднительном положении. Данная категория детей требует к себе повышенного внимания, и основная цель взаимодействия с ними – это не допустить перехода ребенка в категорию трудного, девиантного со всеми вытекающими отсюда последствиями, вовремя увидеть и предупредить, оградить от наступающей беды.
Поэтому цель реферата – рассмотрение теоретических вопросов взаимодействия социального педагога с детьми группы риска, изучение алгоритма работы с такими детьми. 
 
 
 

Глава 1. Средства и методы педагогического  воздействия на детей  группы риска
      Дети "группы риска"
Одним из самых  важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе  всегда выделяют в самостоятельную  категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически  запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др.
Федеральный закон  «об основных гарантиях прав ребенка  в РФ» принимает за основу термин «дети в трудной жизненной  ситуации» и предлагает один из критерии их дифференциации - дети, проживающие  в малоимущих семьях; дети, жизнедеятельность  которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и  которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или  с помощью семьи (5.59). Эти обстоятельства могут быть различными и зависеть не только от ребенка, но и от семейного уклада жизни.
"Группу  риска" составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т. д.
Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Такие подростки отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается.
Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.
Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных для жизни условиях. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда обитания), медицинских (болезни, отклонение в развитии, алкоголизм, наркомания и т. д.), психологических (конфликтность отношений в группах, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотивации), криминогенных (влияние преступных групп) и др.
Девиантное поведение – это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.
Делинквентное (от англ. delinquency – провинность) поведение – это противоправные действия, психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные поступки, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.
Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, выражается в нарушении успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося.
Различают три  вида антиобщественного поведения: аморальное – нарушение норм морали и правил человеческого общения; противоправное – не уголовно наказуемое правонарушение; преступное – нарушение  уголовно-правовых норм.
Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных норм.(10)
Учащихся "группы риска" можно распределить по четырем  категориям, представленным в таблице.Категории Критерии, по которым определяются учащиеся "группы риска"
1. Медицинская Имеют хронические заболевания внутренних органов.
Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи.
Часто и длительно  болеют (пропуски по болезни более 40 учебных дней в году).
Стоят на учете у психоневролога.
Перенесли сложную  медицинскую операцию
2. Социальная Живут в асоциальной семье.
Живут в малообеспеченной семье; окружающие относятся пренебрежительно или агрессивно.
Живут в семье  беженцев или переселенцев (проблемы языковые или адаптивные).
Перешли в новую  школу, класс, сменили место жительства (проблемы адаптивные)
3. Учебно-педагогическая Имеют стойкую неуспеваемость.
Прогуливают, пропускают занятия без уважительной причины
4. Поведенческая Имеют стойкие нарушения поведения.
Испытывают трудности  во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями.
Имеют повышенную тревожность 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Факторы и причины возникновения  категории детей  «группы риска»
 
Ребенок находится  под влиянием окружающей среды все  время своего существования. Причем эта среда носит не сколько  природный, биологический характер, сколько социальный, и от этих социальных параметров, в том числе и воспитательных складывается его успешность, либо неуспешность в современном становлении его, как личности. 

Дети приобретают  «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным  образом, не зависящих от них факторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы: 

•медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.); 

•социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.); 

•психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.); 

•педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.). 

Именно  под воздействием этих факторов дети оказываются в  группе риска. Обычно сюда относят следующие  категории детей: 

•дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; 

•дети, оставшиеся без попечения родителей в  силу разных не имеющих юридической  силы обстоятельств; 

•дети из неблагополучных, асоциальных семей; 

•дети из семей, нуждающихся в социально-экономической  и социально-психологической помощи и поддержке. 

Процесс развития личности зависит от окружающего  социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребенок и др. Соотношение  разнонаправленных влияний (как  позитивных, так и негативных) в  означенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная  среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка. 

Однако социальному  педагогу чаще всего приходится иметь  дело с детьми, подростками, социальное пространство которых оставляет  желать лучшего. Отсюда и отклонения в поведении. Приведем некоторые причины таких девиаций (отклонений): 

·     отклонения от нормы в состоянии  здоровья (нарушения в физическом и (или) психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в  росте, акцентуация характера); 

·     нарушения в сфере межличностных  взаимоотношений (не популярен, не принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой жертв, потерь; помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения (тусовка); конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи); 

·     ошибки педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказания как унижения личности ученика; противоречивость предъявляемых  требований; поверхностное знание особенностей учащегося, конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или между учеником и учителями и др.); 

·     ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»); отсутствие у родителей  элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка  от физического домашнего труда; конфликты в семье и др.; 

·     социальные причины (противоречия в  обществе, в микросоциуме); 

·     психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места  жительства и т. д.). 

Нередко в результате вышеперечисленных причин подростки  вступают в конфликт с законом. В  основе противоправного поведения  несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационного характера, ложного  самоутверждения, группового поведения. 

С возрастом  такое поведение уступает место  поведению «рациональному», то есть заранее спланированному, преднамеренному. Мотивация зависти, пользы, выгоды становятся основными, а месть, озлобленность, ревность сменяют негативное самоутверждение  и браваду. 

Такие дети, как  правило, лишены нормальных условий  для развития, что и приводит к, разного рода негативным последствиям психологического и социального характера. 

Это понятие  высвечивает как главное судьбу самого ребенка, его неоднозначную, рисковую социальную перспективу. Такой  ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение  трудной жизненной или социально  опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой — на минимизацию  его социальных, психологических  и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и  разрешения. Поэтому такие дети нуждаются  в корректировке их социального  функционирования и поведения, или  шире — процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе  — приспособить, адаптировать их к  социуму, сделать так, чтобы их поведение  не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими (9. 111). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска
 
 
Любая проблема лучше решается комплексно. Именно комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в  основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. Эти технологии частично будут рассмотрены ниже. При этом необходимо учитывать, что  социально-педагогическая работа с  детьми группы риска имеет две  основные составляющие: 

· выявление  детей этой категории в детской  среде и организация работы с  ними; 

· непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми. 

Комплексность проблем, которые требуют решения  в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требует  участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу, и прежде всего социальному педагогу общеобразовательного учреждения. 

Это обусловлено  тем, что в поле зрения общеобразовательных  учреждений находятся практически  все дети, поскольку они обязаны  посещать школу. Даже если ребенок не обучается в школе, она имеет  возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который она обслуживает. Поэтому  только школа может обеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся  в социально опасной ситуации. Собственно же непосредственная деятельность с такими детьми включает целый блок мероприятии: начиная от учебных (вовлечение в учебную деятельность) и воспитательных (от обычных типовых бесед и мероприятии до участия в общественно-полезной, прежде всего для ребенка, деятельности и вовлечение его в жизнь молодежных позитивно-настроенных организации) до оказания социальной помощи и поддержки (помощь в трудоустройстве на некоторое время, разрешение личностных и семейных конфликтов, оказание материальной поддержки). 

Созидательные педагогические приемы содействуют улучшению  взаимоотношений  между воспитателем и воспитанником, установлению душевного  контакта. К ним относится:
проявление доброты, внимания, заботы;
просьба;
поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения);
"авансирование"  личности – предоставление воспитаннику  определенного блага, высказывание  положительного мнения о ребенке,  хотя он этого в настоящее  время в полной мере еще  не заслуживает; аванс побуждает к лучшему;
обходное движение – защита воспитанника от обвинения  коллектива;
прощение;
проявление огорчения;
проявление умений учителя, его мастерство.  

Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного  поведения:
убеждение и  личный пример. Убеждение – это  и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости  определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример –  важный аргумент правоты педагога;
доверие;
моральная поддержка  и укрепление веры в свои силы;
вовлечение в  интересную деятельность;
нравственное  упражнение.  

Приемы, построенные на понимании  динамики чувств и  интересов ученика:
опосредование. Воспитатель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а через какое-то промежуточное звено;
фланговый подход. Воспитатель, обнаружив проступок  ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие  чувства, которые побуждают к  хорошему поведению;
активизация сокровенных  чувств воспитанника. Воздействие заключается  в создании обстоятельств, пробуждающих глубоко скрытые чувства, которые  способствуют воспитанию благородных  стремлений.  

Прямые  и косвенные, тормозящие приемы:
констатация поступка. Прямая констатация поступка – это  высказывание, в котором сделан акцент на данном поступке. Косвенная констатация  – высказывание или действие, которое  показывает ученику, что его поступок педагогу известен;
необычный подарок (например, пакет с мусором за недобросовестное дежурство в классе);
осуждение –  открытое отрицательное отношение  педагога к нарушению моральных  норм;
наказание. Действует  относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение  еще не превратилось в привычку, а само наказание является для  ребенка неожиданностью. Недопустимы  грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание;
предупреждение;
проявление возмущения.
В работе с трудными детьми важно реализовывать  следующие направления:
· перевод социальной ситуации в педагогическую (организация  нравственной, воспитывающей среды  в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);
· воспитание нравственно-правовой убежденности;
· формирование адекватной самооценки, способности  критически относиться к самому себе;
· развитие эмоциональной  сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно  реагировать на педагогические воздействия;
· включение  в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном  ребенком виде деятельности;
· организация  педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые); 

· предупреждение невротических расстройств и  патологических влечений (акцентуации  характера, неврозы, суицид, клептомания  и т. д.);
· обеспечение  благоприятного социально-психологического климата;
· способствование  заполнению пробелов в знаниях. 

Работа социального  педагога с девиантными детьми и подростками должна основываться как на работе с конкретными симптомами отклонений, так и на профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).
Особое значение в силу негативной возрастной динамики девиантного поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков.
Дети и подростки  с отклоняющимся поведением, как  правило, оказываются трудными в  общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей  работы, социальному педагогу требуется  приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесполезными. 

Профессиональную  помощь специалисту  может оказать  методика контактного  взаимодействия Л.Б. Филонова (1985 г.).
Контактное  взаимодействие - это модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении общения, потребность в высказываниях и сообщениях. Автор методики понимает контакт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования, изучения и коррекции.
Целью применения методики является сокращение дистанции  между людьми и самораскрытие  личности в процессе общения. 

Взаимодействие  социального педагога с девиантным подростком разворачивается в стадиях:
1.Расположение  к общению.
2.Поиск общего  интереса.
3.Выявление возможных  положительных для общения и  демонстрируемых качеств.
4.Выявление опасных  для общения и демонстрируемых  качеств.
5.Стремление  к положительным установкам в  поведении партнеров. 

На каждой стадии используется специфическая тактика  взаимодействия, и решаются конкретные задачи. Методику можно использовать в диагностических целях и для налаживания постоянных отношений с девиантными подростками (9. 112). 
 
 
 
 
 
 
 

      Организация социально-педагогического  взаимодействия для  обеспечения работы с учащимися «группы  риска»
 
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению  последствий конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска» представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов для обеспечения  эффективности работы в данном направлении. 

Классный  руководитель представляет социальному педагогу данные о подростке  «группы риска» по следующим позициям: 

· участие учащегося  в общественной жизни класса;
· приемлемые (позитивные) качества личности;
· взаимоотношения  со сверстниками;
· досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время);
· каково влияние  семьи;
· имеют ли место  конфликты в классе и их причины;
· какая работа проводилась с подростком и насколько  результативно. 

Социальный  педагог:
· приводит все  сведения в систему;
· проводит консультации, собеседования с подростком, семьей, одноклассниками, учителями-предметниками;
· посещает уроки, на которых возникают проблемы;
· ставит социальный диагноз;
· привлекает к  сотрудничеству психолога, совместно  с которым, в случае необходимости, принимается решение о направлении  подростка на реабилитацию в соответствующие  учреждения. 

Заместитель директора по воспитательной работе (ВР) в случае отсутствия положительного результата работы, проведенной классным руководителем, социальным педагогом и психологом организует педконсилиум с участием учителей-предметников, классного руководителя, социального педагога, психолога. 

Директор  школы осуществляет координацию усилий всех вышеперечисленных участников взаимодействия; в случае необходимости принимает решение:
·     о приглашении подростка с  родителями на заседание Совета по профилактике;
·     ходатайстве перед ПДН о составлении протокола на родителей в случае уклонения от исполнения родительских обязанностей;
·     направлении подростка на Комиссию по делам несовершенно летних;
·     вынесении вопроса на педсовет для обсуждения и принятия коллегиального решения (9.104). 
 
 
 
 

Заключение 

Ребенок – существо ранимое, чувствительное, и именно от взрослого зависит, каким оно  вырастит. Оказание помощи в социализации, решении проблем маленькому человечку  – задача всего общества. Но наиболее полноценно эта помощь оказывается  в школе и в семье. Семья  – первый институт социализации ребенка, где он получает свой жизненный опыт, образцы дальнейшего поведения. Школа – это тоже важнейший  институт в жизни человека, но она  получает уже в какой-то мере «готовый продукт», который исправить порой  бывает достаточно трудно. Тем не менее школа – единственное звено, в стенах которого подобно строящемуся зданию, из кирпичиков собирается целая личность. Необходима интеграция семьи и школы в воспитании ребенка, необходимо исцеление современной семьи ради спасения будущего поколения, чтобы сегодняшние дети группы риска не превратились в изгоев общества в деморализованных преступных элементов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.