На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правотворчество и нормотворческий процесс

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет»
 
Юридический факультет
Специальность 030501. 65 Юриспруденция
 
Кафедра теории и истории государства и права
 
 
 
Курсовая работа
По дисциплине теория государства и права
 
Тема:
«Правотворчество и нормотворческий процесс»
29
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
Допущена к защите
Дата___________2011г.
Зав. Каф.____________
                            подпись
 
 
 
 
 
Выполнил: студент группы:
Форма обучения: заочная
фамилия, имя, отчество (полностью)
Руководитель: __________________
______________________________
фамилия, имя, отчество (полностью)
Проверил: ______________________
________________________________
фамилия, имя, отчество (полностью)
Рекомендуемая оценка____________
                                                                      прописью
Оценка после защиты_____________
                                                                      прописью
 
                                          ________________
                                                                      подпись
 
              Дата «__»_____________2011г.
29
 


 
Чита, 2011 г.
29
 


Оглавление
Стр.
Введение……………………………………………………………………………3
 
Глава I. Понятие правотворчества………………………………………………5
§ 1. Понятие и назначение правотворчества……………………………..5
§ 2. Принципы правотворчества………………………………………….8
§ 3. Виды правотворчества……………………………………………….10
 
Глава II. Нормотворчество и нормотворческий процесс……………………..13
§ 1. Определение и сущность нормотворчества…………………….…...13
§ 2. Правотворчество и его связь с нормотворчеством………….…….15
              § 3. Стадии нормотворческого процесса в Российской Федерации…..18
 
Глава III. Проблемы правотворчества в Российской Федерации…………….24
 
Заключение………………………………………………………………….…….27
Список литературы…………………………………………………………..….29
 

Введение
Обоснованием актуальности выбранной темы является то, что правотворчество и процесс нормотворчества являются неотъемлемой частью существования любого общества и государства в целом. Менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных социальных процессов в рамках правовых норм, совершенствование права и развитие общества. И по этим целям, по результатам правотворческой работы государства, то есть по законам и иным нормативным актам, всегда судили и судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.
Правотворчество – это деятельность уполномоченных органов государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм[1]. Исторически она осуществлялась различными субъектами: социальными группами, людьми, проживающими на определенной территории, общественными объединениями и организациями, государством, его органами и должностными лицами. С развитием и укреплением государственности деятельность по созданию правовых норм все более стала концентрироваться в руках соответствующих государственных органов и должностных лиц. Поэтому правотворчество в отечественной юридической науке чаще всего понимается как деятельность органов государства, направленная на создание правовых норм.
Государство же играет огромную роль в процессе нормотворчества и в правотворчестве в целом. Ближайшим результатом такого нормотворчества является принятие законов, которые содержат юридические нормы, нацеленные на регулирование и защиту социальных, производственных и иных общественных отношений, присущих обществу.
Целью данной работы является более подробное раскрытие таких понятий как правотворчество и нормотворчество, исследование правотворчества в целом, как процесс, как вид деятельности.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1.      осмысление понятия, назначения и сущности правотворчества и нормотворчества в Российской Федерации;
2.      изучение принципов и видов правотворчества в Российской Федерации;
3.      выявление связи правотворчества и нормотворческого процесса;
4.      охарактеризовать основные стадии нормотворческого процесса в Российской Федерации;
5.      анализ проблем правотворчества в Российской Федерации на современном этапе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
             
Глава I. Понятие правотворчества
§ 1. Понятие и назначение правотворчества
Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непо­средственной целью формирование правовых норм, их изменение, отме­ну или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совер­шенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих сложившиеся в обществе разно­образные отношения[2].
По своей социальной сути правотворчество есть процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных норматив­но-правовых актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведения — государственным велениям общеобязательного характера. Оно охватывает непосредственную деятельность уполномоченных на это государственных органов по выработке, принятию, изменению или допол­нению нормативно-правовых актов.
Правотворчество - составная часть более широкого процесса – процесса правообразования. А правообразование – это длительный по времени процесс формирования юридической нормы. Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового урегулирования, и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы. Последний этап правообразования и есть правотворчество. Необходимость существования подготови­тельного процесса обусловливается постоянно возникающей потребно­стью повышения качества издаваемых актов. Ведь качество зависит не только от уровня собственно самой право­творческой деятельности государственных органов, но и от уровня проводившихся до принятия того или иного правового акта подготови­тельных работ.
Для того чтобы принимаемый акт в максимальной степени отвечал потребностям жизни общества и был эффективен, важно заранее раз­решить круг проблем, касающихся его характера, формы, внутренней структуры, места и роли в системе других нормативно-правовых актов, определить факторы, способствующие или препятствующие подготовке и принятию того или иного нормативно-правового акта. Не­обходимо четко спрогнозировать позитивные и негативные (побочные) последствия реализации требований, содержащихся в раз­личных нормативно-правовых актах.
Среди факторов, оказывающих решающее воздействие на процесс подготовки и формирования права, следует выделить, в первую очередь, экономические, политиче­ские, социальные, идеологические и другие факторы. Уровень качества и эффективности нормативно-правовых актов в огромной степени зависит от того, насколько точно и всесторонне учитываются при их подготовке и издании все существующие на данный момент факторы, насколько адекватно отражается в них объективная действительность.
Правотворчество вообще процесс сложный. С момента возникновения правотворческой инициативы и до момента принятия соответствующего правового акта проводится много юридических процедур. Это связано с тем, что существует ряд государственных органов, которые непосредственно участвуют в правотворческой деятельности и являются основными инициаторами создания законов и нормативно-правовых актов. Основной причиной существования правотворчества как такового является  необходимость перевода общественных отношений в систему правоотношений.
Поэтому правотворческая деятельность позволяет:
а) выявить неэффективные правовые акты;
б) отказаться от ненужных нормативно-правовых актов;
в) приостановить нормативно-правовые акты, не учитывающие сложности экономических, политических, религиозных, национально этнических противоречий, нередко обостряющие кризисную ситуацию;
г) оперативно принять востребованный обществом, обусловленный социально-экономической ситуацией нормативно-правовой акт[3].
Структурное содержание правотворческого процесса складывается в основном из двух частей:
– первая включает в себя организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридическими действиями, т.е. это подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующий государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т.д.;
– вторая опирается на правовые начала, а начинает она свое функционирование с решения о подготовке проекта нормативного акта.
Обе эти части неразрывно связаны между собой и представляют целостную процедуру по подготовке, обсуждению, принятию и опубликованию правового документа. Соответственно этому в процессе правотворчества выделяют две основные стадии. Первая предусматривает предварительное формирование государственной воли при составлении проекта нормативного акта. Все действия на этой стадии носят подготовительный характер и не порождают правовых последствий. Официальное закрепление государственной воли в нормах права составляет вторую стадию, которая превращает проект нормативного акта в правовой акт, имеющий общеобязательный характер. Внутри этих стадий существуют различные процедурные операции формирования нормативных актов в зависимости от их юридической значимости.
В правотворческом процессе весьма важно обеспечить всесторонний учет всех факторов, влияющих на него, находить решения, учитывать особенности их проявления на каждой стадии, осуществлять правотворческую деятельность на основе строгого соблюдения принципов правотворчества.
 
§ 2. Принципы правотворчества
Правотворческий процесс основывается на определенных принципах – основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и эффективность. Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц. Основными принципами правотворчества в нашем государстве выступают:
1. Демократизм. Одним из направлений развития политической системы общества на современном этапе является все более активное участие граждан в управлении государственными и общественными делами, что в процессе правотворчества отражается в принятии нормативно-правовых актов путем референдума – самой непосредственной формы демократии.
2. Законность. Этот принцип проявляется в отношении как процедуры принятия нормативно-правового акта, так и его содержания. Полновластие представительных, исполнительных органов, издающих правовые акты и осуществляющих контроль за правотворчеством других органов, должно реализоваться строго в рамках их компетенции, на основе закона и в полном соответствии с ним.
Особенно это относится к российскому государству, где согласно Конституции федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
3. Профессионализм. В последнее время становится все более ясно, что недостаточный учет этого принципа в правотворческом процессе имеет негативные последствия, сказывается на качестве подготовленных и принятых нормативно-правовых актов. В первую очередь это касается высших государственных органов, в частности, депутатов Федерального Собрания. Учитывая то, что они начинают работать на профессиональной основе, важно научить их законодательному процессу.
Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений. К такой деятельности должны привлекаться квалифицированные, высокопрофессиональные специалисты на всех стадиях правотворческого процесса. Зачастую, депутаты, не являясь специалистами в области юриспруденции, самостоятельно готовят законы, хотя они должны работать уже с законопроектами, подготовленными высококвалифицированными юристами.
4. Принцип постоянного технического совер­шенства принимаемых актов, который имеет большое значение для повышения качества и эффективности правотворческого процесса. Суть данного принципа заключается в том, чтобы в процессе подготовки и принятия нормативно-правовых актов в максимальной степени ис­пользовать предложенные юридической наукой и апробированные пра­вотворческой практикой наиболее эффективные методы и приемы раз­работки проектов, оптимального изложения их содержания и техниче­ского оформления, отвечающего общепринятым в мире стандартам.
5. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Главные требования этого принципа сводятся к тому, что законопроект готовится не произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановке, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования.
6. Для повышения качества и эффективности нормативно-правовых ак­тов законодательная техника имеет порой не меньшее значение, чем само со­держание. От того, насколько четко и логично изложено содержание того или иного нормативного акта, есть ли в нем или от­сутствуют явные и скрытые противоречия, насколько точно и определенно используется общепринятая юридическая терминоло­гия зависят не только уровень восприятия текста и содержания нормативно-правового акта, но и эф­фективность его применения.[4]
7. Принцип системности, предполагающий строгий учет системных характеристик права.
8. Принцип гласности, который состоит в открытости правотворческого процесса, свободном и деловом обсуждении проектов нормативных актов.
 
§ 3. Виды правотворчества
Правотворчество в правовой сфере - это главным образом государственная деятельность, завершающая процесс формирования права, означающая возведение государст­венной воли в закон.
Изначально право формируется естественно, т.е. исторически, независимо от деятельности законодателя. Начальная стадия в процессе правообразования – это возникновение обус­ловленной потребности в юридическом регулировании общест­венных отношений. А эта потребность обуслов­лена экономическим базисом, но ближайшими факторами, ее питающими, являются социально-политические, классовые и иные общественные интересы.
На завершающей стадии правообразования приобретает большое значение специальная целенаправленная деятельность компетентных органов по выражению общественной потребности и соответствующих интересов в общеобязательных правилах поведения. Эта деятельность и является правовым правотворчеством.
 
Различаются три способа такого правотворчества, т.е. ее виды:
1) непосредственная деятельность полномочных государственных органов. Это деятельность всех органов государственной власти, в результате которой формируется система законодательства. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы и различного рода подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах);
2) санкционирование государственными органами норм, кото­рые сложились независимо от них в виде обычая (делового обыкновения) или выработаны негосударственными организа­циями (например, кооперативами, общественными органи­зациями, результатом деятельности которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию);
3) непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования (референдума). Проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.
Во всех трех случаях правотворчество отличается и своими целями, и теми принципами, на которых оно основывается. В отдельные периоды развития того или другого государства имели место отступления от какого-либо принципа, но они не могут изменить необходимость поиска и утверждения соот­ветствующих начал законодательной деятельности.
Правотворческая деятельность, так или иначе, связана с прояв­лением государственной воли. Это положение многократно дока­зано мировой историей.
 
 
 
Можно также выделить обособленные виды правотворчества:
1. Законотворчество – это законодательный процесс, связанный с прохождением стадий и с действиями по подготовке, обсуждению и принятию законов.
2. Подзаконное правотворчество (правотворческая деятельность президента, правительства и иных органов исполнительной власти);
3. Прямое, непосредственное правотворчество, которое проводится по инициативе групп граждан, части населения и при этом учитывается единство воли участников референдума, которое будет являться исключительным и прямым правообразующим источником конституционного закона или иного нормативно-правового акта. Итоги референдума являются окончательными, не подлежат какому-либо утверждению и обладают наивысшей юридической силой;
4. Корпоративное нормотворчество. Осуществляется в соответствии с законами об акционерных обществах (сельскохозяйственной и производственной кооперацией, жилищной кооперацией, садовым товариществом и т.д.).
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что правотворчество является довольно сложным процессом. Оно имеет конкретные цели, основывается на весьма четко определенных принципах и подразделяется на виды.

Глава II. Нормотворчество и нормотворческий процесс.

§ 1. Определение и сущность нормотворчества

Зарождение права в период становления классового общества происходило там, где официально санкционировалось и развивалось, прежде всего, в сфере товарных отношений – торговли и займов. В это же время санкционировалось убийство, телесные повреждения, оскорбления, которые считались принадлежностью к нормам морали и религии, делом личной расправы (кровной мести). И то и другое считалось нормальным. А происходило это с развитием классовых отношений и означало перерастание права индивидов в нормы общего характера, защищаемые государством, т.е. развивалось объективное право из субъективного права. Т.е. можно сказать, что в этом и заключается основная сущность нормотворчества, когда его социальная основа (нормы морали, религии, обычаев, ритуалов) служит «базой» для развития права в целом, необходимости его санкционирования для дальнейшего развития взаимосвязи между обществом и государством.
Такой путь развития нормотворчества, от защиты фактических отношений до официального признания субъективного права всеобщим в нормах законов происходил стихийно. В дальнейшем такой путь нормообразования остается, хотя уже не всегда занимает господствующее положение. При последующем развитии общества и государства, по мере роста активности власти и рациональности развития права, появляется другой путь развития нормообразования, когда объективные потребности господствующего способа производства и общества формируют правосознание и единую государственную волю, находящую свое выражение в нормах законодательства, нормах права. Таким образом, можно сказать, что в обществе и государстве закрепляется и правовая основа нормотворчества, нормообразования[5].
Часто, при первом пути развития нормотворчества, процесс завершается в ходе судебной практики, когда под защиту берутся годами и десятками лет формирующиеся обычаи, ритуалы, нормы морали, содержащие соответствующие общие правила. Тем самым, обыкновение приобретает юридический характер. Ну а при втором пути развития, нормотворчество приобретает волеизъявительный государственный характер, показывает его главенство над обществом – здесь уже проявляется правовая сущность этого понятия.
Таким образом, можно сделать вывод, что сущность нормотворчества заключается в том, что оно имеет под собой две основы: социальную и правовую, которые параллельно развиваются и взаимодействуют между собой на протяжении всего этапа становления общества и государства. Еще можно сказать, что первична социальная составляющая нормотворчества, так как она существовала еще на начальных этапах развития общества и государства, выражаясь в санкционировании социальных норм (норм морали, обычаев, религии, ритуалов и т.д.) как основополагающих правил поведения в обществе. Соответственно, исходя из такого структурирования понятия нормотворчества, выделились и два основных пути его развития, развития правообразования в целом:
1) Создание новых и развитие существующих социальных основ поведения обществом;
2) Развитие государственного правового нормообразования, как результат роста активности государственной власти и рационального отношения к развитию права.
Исходя из этого, можно дать определение понятию нормотворчества. Нормотворчество - это процесс создания и закрепления социальных и правовых основ, правил поведения в обществе и государстве, с последующим их санкционированием в законодательных актах государства и принятием некоторых из этих основ в качестве, официально незакрепленных, но действующих, имеющих важное место во внутригосударственной общественной жизни.
Для понимания этого определения можно привести очень простой пример: все знают, что врать – нехорошо. Это не закрепляется в нормативных актах, но действует в обществе, и люди стараются придерживаться этого правила, так как его нарушение - антисоциально. Это пример созданной обществом социальной нормы, основы поведения. Или другое: все знают, что кража чужого имущества – противозаконно. Эта норма находит свое отражение в нормативных актах, охраняется государством, за ее нарушение причитается наказание, устанавливаемое государством. Это  пример создания, санкционирования  государством правовой нормы, основы поведения.
Таким образом, можно сказать, что нормотворчество является сложным, многослойным понятием, имеющим, как минимум, социальную и правовую основы своей деятельности, которые имеют и общие и различительные особенности.
 

§ 2.  Правотворчество и его связь с нормотворчеством

В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом. Регулированием этого огромного спектра правовых отношений и занимается правотворчество. Но как же оно связывается с нормотворчеством?
Закономерно было бы рассматривать правотворчество как часть процесса правообразования. Правотворчество - сложное социальное явление, имеющее управленческую природу. Это одна из форм государственного руководства обществом. Как любой социальный процесс - это сознательная, целенаправленная деятельность, осуществляемая через право и правовые нормы. Говоря о правотворчестве как о явлении социальном и юридическом, нельзя его ограничить лишь изданием нормативных актов. Оно охватывает более широкий круг процессов: подготовка нормативного акта, выявление потребностей в правовом регулировании тех или иных правообразующих общественных отношений, направление и характер регулирования.
Как же связаны между собой понятия правотворчество и нормотворчество? Нормотворчество представляет собой юридическую технику, социальные нормы, без которых невозможно представить существование понятия нормотворчества и самое главное – оно включает в себя правотворчество, которое является самой значительной частью нормотворчества, но не единственной.
Таким образом, можно сказать, что правотворчество с методами его реализации является неотъемлемой частью понятия нормотворчества, его главной составляющей и основной структурной единицей. Но помимо правотворчества, нормотворчество включает в себя и разную юридическую и законотворческую технику, процесс создания и закрепления социальных норм поведения - понятия, без которых нормотворчество теряет свою сущность.
Если же рассматривать правотворчество и нормотворчество как отдельные юридические понятия, то можно выделить и другие их связующие черты:
1. они служат одной цели и выполняют одинаковые задачи. Это регулирование отношений в обществе и государстве, стремление привести их в порядок, обобщить.
2. это активное вовлечение в процесс правотворчества и нормотворчества широких слоев населения, общества в целом (референдум, общественное мнение, мнение окружающих и т.д.)
Главным же различием этих понятий является направление их деятельности: если правотворчество регулирует, в основном, правовые основы жизни общества и государства и закрепляет их в соответствующих нормативно - правовых актах, то нормотворчество имеет внутриобщественную, социальную направленность, регулируя главным образом нормы морали, этики, религии, правил поведения, технические нормы, многие из которых не закрепляются в официальных документах, но соблюдаются людьми.
С точки зрения юридической науки понятие «правотворчество» связано с принятием нормативных правовых актов в целом, а нормотворчество – по изданию нормативных правовых актов. В любом случае они являются нетождественными как по отношению к результату правотворчества, так и по отношению к субъекту правотворчества. Так, законы в настоящее время могут приниматься только представительными органами Российской Федерации, субъектов РФ и непосредственно населением на референдуме соответствующего уровня. Нормативные правовые акты могут приниматься федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, непосредственно населением на местных референдумах и сходах граждан. Что касается принятия правовых актов, то количество субъектов правотворчества практически ничем не ограничено.
 
 
 
§ 3. Стадии нормотворческого процесса в Российской Федерации
Нормотворческий процесс – это часть нормотворчества. Нормотворческий процесс представляет собой порядок осуществления юридически значимых действий по рассмотрению, принятию, опубликованию нормативного акта, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер.
Несмотря на различные виды и особенности нормотворческого процесса существуют различные мнения относительно количества стадий нормотворческого процесса. В одних работах выделяют, например, только две из них: подготовка законопроекта и официальное возведение воли народа в закон. В других различают три стадии: подготовка проекта нормативного акта (предварительная стадия), обсуждение и принятие нормативного акта (основная стадия) и введение в действие нормативного акта (решающая стадия). Все они имеют право на существование. Можно выделить следующие общие стадии и принципы.
К стадиям нормотворческого процесса относятся: 
              1. Внесение законопроекта (нормативного правового акта) (законодательная инициатива);
              2. Предварительное рассмотрение, обсуждение и подготовка нормативного правового акта к принятию в палатах, комитетах (комиссиях);
              3. Рассмотрение и принятие нормативного правового акта;
              4. Подписание нормативного правового акта;
              5. Опубликование нормативного правового акта.
Под законодательной инициативой понимается деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по внесению в законодательный орган предложения об издании нормативно-правового акта или же подготовленного законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы. Право законодательной инициативы означает, что законопроекты и законопредложения, вносимые субъектами этого права, законодательный орган обязан рассматривать независимо от того, будут они приняты или нет. Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго определен в Конституции РФ. Лишь они могут официально вносить законопроекты на рассмотрение законодательного органа Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 104) право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Эти органы пользуются правом законодательной инициативы в полном объеме, т.е. они могут вносить законопроекты и законопредложения по любому вопросу, относящемуся к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Государственные органы и должностные лица могут приобрести статус субъектов законодательного процесса, в силу возложенных на них обязанностей. Так, согласно Конституции РФ (ст. 108) Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает федеральные конституционные законы, а также федеральные законы по вопросам, указанным в ст. 106 Конституции РФ.
Субъектами законодательного процесса являются субъекты права законодательной инициативы, а также в некоторых случаях граждане и их объединения.
Все субъекты законодательного процесса можно разделить на следующие группы:
- в обязательном порядке участвующие в законодательном процессе;
- участвующие в законодательном процессе в силу специфики конкретного законодательного акта.
К первой группе относятся те, чье участие в законодательном процессе обусловлено их компетенцией, ролью, которую они играют в жизни государства, - это депутаты парламента, палаты, комитеты, комиссии, глава государства, а также иные органы, непосредственно связанные с движением закона от реализации права законодательной инициативы до опубликования. Данные органы и лица всегда участвуют в законодательном процессе, поскольку это связано с их обязанностями. Исполнение возложенных обязанностей не исключает того, что в этом же процессе они могут реализовывать предоставленные им права. Например, депутат Государственной Думы в России после осуществления права законодательной инициативы принимает участие в работе комитета и участвует в голосовании.
Вторую группу составляют те, чье участие в создании закона связано со спецификой конкретного законодательного процесса. Последняя может быть вызвана видом нормативного акта (конституция, поправка к ней), важностью общественных отношений, подл
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.