На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Становление международных экономических отношений. Современные тенденции развития мирового хозяйства. Прогнозные оценки экономического роста в странах мира. Зависимость развития международных экономических отношений от характера мировой валютной системы.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 12.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
Содержание
1. Становление мирохозяйственных отношений
2. Современные тенденции развития мирового хозяйства
3. Прогнозные оценки экономического роста в странах мира
Список использованной литературы
1. Становление мирохозяйственных отношений

Международные экономические отношения представляют собой широкий комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, которые оказывают содействие обмену экономическими ресурсами.
Экономические отношения между странами имеют давнее происхождение. Еще в эпоху рабовладения Древний Египет, Греция, Рим имели торговые связи с другими странами.
Первой мировой империей была Римская империя, которая характеризовалась целостностью экономических отношений. Рим, как мировое экономическое государство, объединял в себе практически все элементы и коммунистической общины, и рабовладения, и зрелого феодализма, и классического абсолютизма, и неприкосновенность частной собственности - принципа, который закрепился при капитализме в ХVІІІ - XІ ст. Много норм основ общественных правоотношений Римской империи действуют в современных странах почти без перемен.
Переход к новому типу международных хозяйственных связей стал определяться уже с XІ - XV ст. - эпоху средневековья.
Именно в средние века внешний рынок и внешняя торговля для европейских стран стали приобретать особенно важное значение. Но внешняя торговля играла еще ограниченную роль в хозяйственной жизни государства. Возрастающее же значение МЭО было связано с формированием и развитием промышленности, машинной индустрии. Возникновение новых областей и видов производства.
Увеличение производительности труда расширили возможности вывоза и продажи за границу значительной части произведенной продукции. Вместе с тем, появление транспортных средств дало возможность перевозить товары на значительные расстояния и в больших количествах. Все это оказывало содействие зарождению и интенсивному развитию международной торговли, расширению экономических связей.
В XІV-XVІІ ст. становление мануфактурного производства требовало существенного расширения рынков сбыта и обеспечение стойкого поступления сырья, в том числе и импортного. В связи с этим торговые связи разных стран качественно изменились.
Со временем национальные экономики создали специфическую объединенную сферу - мировую экономику или мировое хозяйство, которое ограничивалось сравнительно узким кругом стран, которые принимали участие в разделении труда. С распространением мануфактурного, а позднее индустриального производства расширились границы мирового хозяйства, которое до конца XІ ст. достигло глобальных масштабов.
В XX ст. экстенсивное развитие интернационализации хозяйственной жизни на базе торговли был дополнен вывозом ссудного и производственного капиталов. Это привело к формированию транснациональных корпораций, в результате чего начали складываться международные производственно-кооперационные связи. Возник международный рынок капиталов.
Развитие международных экономических отношений в значительной мере зависит от характера мировой валютной системы и функционирования его институтов. На месте мировой валютной системы, которая испытала крах в 1914г., возникли новые, довольно сложные валютные отношения, с помощью которых координировались действия правительств и центробанков стран-участниц. Интернационализация хозяйственной жизни поставленная на путь интенсификации. Уже к середине XX ст. эти и другие факторы предоставили мировому хозяйству до сих пор невиданную внутреннюю взаимозависимость. И все же национальные хозяйства (большие и маленькие) оставались довольно автономными субъектами международных экономических отношений, а их развитие определялось преимущественно внутренними факторами.
Во второй половине XX ст. возрастающая взаимозависимость национальных хозяйств и целостность мировой экономической системы вступила в новую фазу, что было вызвано такими обстоятельствами:
- опережающий рост обрабатывающей промышленности;
- на основе НТП существенно улучшилась международная транспортная инфраструктура;
- через информационную революцию на базе бушующего развития электроники, кибернетики, использование космических спутников связи состоялся переворот в средствах телекоммуникаций;
- значительный прыжок в развития ТНК, которые возникло еще в начале столетия;
- в 60-е годы состоялись качественные изменения в сфере международного рынка ссудного капиталов.
Все эти сдвиги в сферах производства, коммуникаций, торговли, зарубежного инвестирования и финансов превратили международную экономику в целостный глобальный организм, спаянный не просто международным разделением труда, но и гигантскими за своими масштабами производственно-сбытовыми структурами, глобальной финансовой системой и планетарной информационной сетью.
В современных условиях ни одна страна не может претендовать на полноценное экономическое развитие без привлечения ее к международным хозяйственным связям. "Здоровье" экономики любой страны тесно связанно с экономической политикой других стран, а форма участия в мировом разделении труда, как правило, зависит от географического положения государства, отличий в природно-климатических условиях стран, от их ресурсного обеспечения, и развития продуктивных сил.
Развитие международных экономических отношений в XX ст. в хронологическом порядке принято разделять на:
- реализацию программ экономического возрождения западных стран после Первой мировой войны и в межвоенный период (1919-1939 гг.). Сюда относят: экономические итоги Первой мировой войны, Версальский мирный договор, возрождение экономики Германии, новый курс Рузвельта, экономическую политику фашистской Германии;
- экономические преобразования и реформы в зарубежных странах после Второй мировой войны (1940-1960 гг.). Сюда относят: экономические итоги Второй мировой войны, план Маршалла и его взнос в возрождения послевоенного хозяйства стран Западной Европы, экономические программы ФРГ, Японии, экономическую политику Франции;
- этап хозяйственного реформирования в зарубежных странах (1970- 1990 г.). Сюда относят: экономические проблемы этого этапа, "рейганомику" и ее результаты, экономические реформы правительства М. Тетчер, реформирование хозяйственного механизма в странах Восточной Европы и в странах Азии, экономические реформы в Китае;
- этап разрушения поляризации мирового хозяйства (1990-е года), что связанный с распадом СССР, разрушением мировой социалистической системы, возникновением новых стран в Центральной и Восточной Европе и выбором этими странами путей рыночного развития;
- современный этап развития международных экономических отношений (из 2000 г.). Он характеризуется развитием глобализаций мировой экономики, финансовой глобализации, выходом на первый план общецивилизационных проблем - борьбой с мировым терроризмом, решением проблем надгосударственного регулирования мирового развития.
Становление и развитие МЭО определяются усилением взаимосвязей экономик отдельных стран. Углубление и развитие международного разделения труда, а значит МЭО, зависят от естественных (географических, демографических и приобретенных (производственных, технологических) факторов, а также социальных, национальных, этнических, политических и правовых условий.
На МЭО влияют международное, региональное, государственное вмешательство и регулирование, которое проявляется в межгосударственных экономических, торговых, кредитных, валютных, таможенных и платежных соглашениях и альянсах.
2. Современные тенденции развития мирового хозяйства.

В пределах мирового хозяйства, с одной стороны, функционируют экономиче-ские законы и возникает определенная совокупность экономических понятий и кате-горий, при помощи которых комплексно раскрывается сущность каждого из таких законов. С другой стороны, в этой сфере действуют в интернациональной форме те же законы, которые присущи развитию разных национальных экономических сис-тем. Чтобы выяснить особенности действия этих законов, следует, прежде всего, исходить из четкого понимания сущности экономического закона и выделения раз-ных групп и типов таких законов. Экономический закон - это внутренние, необходи-мые, постоянные и сущностные связи между основными противоположными сторо-нами, свойствами внутри экономических явлений и процессов и между ними, а также между отдельными стадиями и ступенями развития экономической системы, ее под-системами, элементами и между разными системами. С таких позиций рассмотрим действие наиболее важного закона сферы современных международных экономи-ческих отношений - закона интернационализации производства.
Постановка задачи:
определить влияние закона интернационализации производства на развитие
национальных хозяйств в частности и мирового хозяйства в целом;
рассмотреть влияние закона интернационализации производства на современное состояние международных экономических отношений.
Результаты
Существенными противоположными сторонами в пределах мирового хозяйства являются две основные тенденции.
Во-первых, тенденция к перерастанию интернациональными процессами гра-ниц не только отдельных национальных экономических систем, но и региональных экономических объединений. В экономической литературе такие процессы традиционно определяются как глобализация и регионализация; при этом в некоторых слу-чаях они рассматриваются как взаимопротиворечащие, а иногда - как взаимодопол-няющие или как отношения, которые совместно создают определенную системную целостность. В данном случае их идентифицируют как явление более широкое, ро-довое, системное (глобализация) и явление относительно более узкое, видовое, подсистемное (регионализация). На рубеже столетий эти два процесса происходят как на макро-, так и на микроуровнях хозяйственного развития. Причем, если макро-уровень приводит их к созданию международных интеграционных объединений, то на микроуровне они реализуются в виде активизации, появления качественно новых форм международного бизнеса (инжиниринг, лизинг и т. п.). Как справедливо отме-чал Э. Кочетов, непосредственно "интернационализация привела к качественно но-вому состоянию - к хозяйственной глобализации, и это уже далеко не простая сумма хозяйственных структур". Она содержит все характерные явления, касающиеся гло-бализации как таковой. Но последнее справедливо только относительно тех аспектов интернационализации, которые характеризуют формирование мирового рыноч-ного хозяйства как системного образования с присущими ему внутренними обратны-ми связями.
Приблизительно то же можно сказать и о соотношении понятий "интернациона-лизация" и "регионализация". И. Черкасский отмечает "Не одно проявление регио-нализации не выходит за понятийные рамки интернационализации, причем все та-кие проявления характеризуют особые черты реального мирового хозяйства, основу которого составляют ведущие группировки и интеграционные центры"3. В то же вре-мя, по удачному замечанию Н. Косолапова, "продолжительность процессов глобали-зации и охват ими всех главных сторон современной жизни достигли того "критиче-ского рубежа", за которым становится практически неминуемым дополнение и уве-личение финансовой, экономической и других "отраслевых глобализаций" междуна-родно-политической.
Во-вторых, тенденция к образованию отдельных независимых стран. Так, за 50 лет существования ООН в ее состав вошли около 130 вновь созданных государств, а к столетию этой организации, по прогнозам ученых, в ее составе будет еще около 100 новых государств. Несмотря на последнюю тенденцию, доминирует, как показы-вает опыт развития международных экономических отношений со стороны развития технологического способа производства (производительных сил и технико-экономи-ческих отношений, то есть специализации, кооперации, комбинирования производ-ства и др.), первая тенденция. Наиболее полно она воплощается в развитии между-народного разделения труда. Интернационализация производства, основываясь на этом развитии, прогрессирует вместе с ним, способствуя прогрессу производитель-ных сил, росту производительности труда в национальном и мировом масштабах, концентрации производства и его специализации. Интернационализация производ-ства - закон, выражающий внутренне необходимые, постоянные, устойчивые связи между процессом перерастания производством границ национальных государств, с одной стороны, и постеленным формированием механизма сочетания личных и ве-щественных факторов производства, взаимодействия человека с природой и созда-ния при этом необходимых материальных и духовных благ, воспроизводства самого человека на интернациональном уровне - с другой.
Поскольку понятие "производство" используют в широком и узком значениях, то в первом случае закон интернационализации производства охватывает интернацио-нализацию производительных сил и экономических отношений (в единстве технико-экономических, организационно-экономических и отношений экономической собствен-ности), а во втором - закон интернационализации производства касается только про-цесса интернационализации непосредственного производства и соответствующих сторон экономических отношений, которые функционируют и развиваются в этой сфере. В данном случае формами его проявления на уровне производительных сил являются интернационализация процесса технико-экономического сочетания лич-ных и вещественных факторов производства, взаимодействие человека с природой, формирование и интернационализация человека-работника. Конкретизацией этих форм выступают:
Рост информатизации и интеллектуализации труда.
Повышение общеобразовательного и квалификационного уровней работников принимающих государств.
"Подтягивание" государств и уровня развития техники и технологий в разных типах стран до уровня передовых.
Перенесение в принимающие страны передовых форм и методов организации производства.
1. Как известно, современный период характеризуется ростом роли информа-тизации и интеллектуализации экономической и вообще социальной жизни. Информа-ционные общества наиболее способствуют экономическому прогрессу мировой эко-номики. Европейский Союз разработал еще в 1999 г. стратегию "Европейского ин-формационного сообщества" для того, чтобы устранить отставания в этой области от США. Значительные успехи достигнуты родиной явления и термина "информацион-ное общество" - Японией, а также практически всеми промышленно развитыми и не-которыми "новыми индустриальными странами". В США планируют осуществить переход от нынешнего постиндустриального общества к информационному до 2020 г. Тог-да в сфере материального производства будут заняты только 17% населения, дру-гие - в основном в сфере информационного обслуживания, образования, досуга.
С созданием в начале третьего тысячелетия компьютеров нового поколения, бимолекулярных чипов компьютеры будут превосходить человека в сотни раз по объему памяти, в миллионы раз - по скорости выполняемых операций. А снижение стоимости современной техники (стоимость 1 мегабита памяти компьютера упала с 5257 дол. в 1970 г. до 0,17 дол. в 1999 г.) ведет к массовому расширению информа-ционных компьютерных технологий уже сегодня 6. То же можно сказать о наиболее важном элементе информационной технологии - современной технологии связи, которая сочетает все технические виды коммуникаций (радио, телефон, телевиде-ние, спутниковую связь, телекс, телефакс), а также все существующие базы данных (научные, бытовые, сферы образования, здравоохранения и т. п.). Интеллектуаль-ные компьютеры и интегрированная система связи обеспечивают каждому индиви-ду, предприятию и организации в каждой стране возможность в любое время полу-чить любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности.
Постепенно количество источников и носителей информации переходит в каче-ство. Так, в конце XX в. появились всемирная сеть ТВ-новостей - Си-Эн-Эн и Интер-нет. Телевидение стало практически глобальным, а Интернет по количеству пользо-вателей достиг 1 млрд. (против 90 тыс. в 1993 г., а до 2010 г. достигнет 2 млрд. пользователей). К началу XXI в. в мире уже насчитывалось 2,5 млрд. радиоприемни-ков, около 2 млрд, телевизоров, более чем 10 тыс. наименований ежедневных га-зет 7. В данное время в мире публикуется 28 тыс. научных журналов (США - 39%, Англия - 19%, Голландия - 10%, Германия - 7%, Япония и Россия - 2%, Украина -0,12%). Еще более массовым средством коммуникации стали мобильные телефо-ны, количество которых также приближается к 1 млрд. К ним стоит добавить сотни миллионов стационарных телефонов. Началось соединение мобильных телефонов с Интернетом. Все это привело к беспрецедентному насыщению человечества ин-формацией и становлению глобального информационного сообщества или, как его обоснованно называет известный английский экономист Дж. Даннинг, глобальному капитализму.
Однако неправомерно оценивать происходящие процессы как однозначные ти-повые, присущие всему миру. Так, на конец 90-х годов XX в. 88% пользователей Интернета проживали в промышленно развитых странах, на долю которых приходи-лось только 15% населения мира. Причем большая их часть была сосредоточена в США и Канаде. А после 2001 г. этот показатель сократился до 40% вследствие уско-ренного роста пользователей в Западной Европе и Юго-Восточной Азии. В этих странах на основе таких революционных изменений достигается принципиально новый этап развития физического и интеллектуального труда - его информатизация и интеллектуализация, происходит формирование работника качественно нового типа, что, в свою очередь, обусловливает важные изменения в системе производствен-ных, социальных, правовых, политических, культурных и других отношений.
2. По утверждению футурологов, в ближайшем будущем образовательный потенциал будет определять статус нации в мире. Развитие совокупного работника в промышленно развитых странах во все большей степени определяется такими чер-тами: творческие способности; профессиональные качества и навыки (чувство ново-го, умение критически оценивать достигнутые результаты, видеть недостатки и знать пути их преодоления, стремление к постоянному повышению уровня своего образо-вания и квалификации), экономическое мышление, умение находить оптимальные для роста эффективности отдельного предприятия, отрасли и народного хозяйства в целом варианты развития, владение новейшими приемами технологических, проектно-конструкторских разработок, технико-технологическая культура; ориентация на наиболее рациональное использование экономических и природных ресурсов; уровень подготовки к организационной и управленческой деятельности (знание новей-ших методов и форм организации труда, умение эффективно организовать работу трудового коллектива), психофизические качества (целенаправленность, добросо-вестность, трудолюбие, психологическая устойчивость). Отсюда - огромные вложе-ния государств в развитие образования (так, в промышленно развитых странах в высших учебных заведениях могут обучаться до 80% выпускников средней школы, тогда как в Украине - 35%); рост доли мужчин в возрасте от 25 лет и старше с выс-шим образованием с 10% в 1960 г. до 26% в конце XX в., а женщин (за соответству-ющий период) - с 6 до 20%. Наблюдается увеличение расходов (не только государ-ства, но и крупных компаний) на образование и повышение квалификации работни-ков
Средний образовательный уровень американского работника в середине 90-х годов XX в. составлял 14 лет, а в Украине - всего лишь 9,54 года, что обеспечивает значительно меньший прирост национального богатства. В связи с этим следует заметить, что преобразование че-ловеческого фактора в ведущую и определяю-щую производительную силу связано как с повы-шением уровня образо-вания в экономическом развитии, так и с умень-шением разрыва в коли-честве лет, необходи-мых для изменения тех-нологий и подготовки ка-дров для них. Ранее ра-дикальные технологиче-ские изменения в обще-ственном воспроизвод-стве происходили при-близительно через 35-40 лет, а поэтому зна-ний, полученных в ву-зах, хватало практически на всю дальнейшую жизнь специалиста, и для обучения было достаточно в сред-нем 6-8 лет. Сегодня средний период обновления технологий и техники сократился до 4-5 лет, а в наиболее развитых отраслях - до 2-3 лет (при этом необходимость обновления диктуется не столько физическим износом, сколько моральным старе-нием). А сроки подготовки квалифицированных работников возросли до 12-14 и бо-лее лет. Несоизмеримо выросла система переподготовки кадров.
Подобная тенденция повышения образовательного уровня наблюдается и в новых индустриальных странах. Так, в Республике Корея, Китае, Тайване, Сингапу-ре и Индии количество специалистов в области естественных наук возросло за 1975-1995 гг. в 2 раза, а специалистов в области технических наук- в 3 раза; за последние годы зафиксировано быстрое расширение системы высшего образования. Так, в Китае за 1998-2001 гг. студентов стало больше на 89%, или на 12,1 млн. чел. Активно развивается система обучения в режиме on-line. Свыше 300 интернет-курсов дей-ствуют в 31 провинции, охватывая 400 тыс. чел.
Действующая система образования промышленно развитых и новых индустри-альных стран направлена не только на подготовку и переподготовку своих кадров, но и на рост значительной доли иностранных ученых и инженеров. Так, в 1991 г. иностранные студенты в США получили более 25% всех докторских степеней США в сфере естественных наук, более 40% - в сфере математических и компьютерных и свыше 45% - в сфере инженерных наук. В целом в США в 2002 г. обучалось 586 тыс.
студентов-иностранцев (из них 80 тыс. индийцев и 62 тыс. китайцев), в Великобрита-нии - 270 тыс. чел. Сегодня 25% всех учеников Шотландии и Швейцарии - иност- и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.