На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Уголовно-исполнительная политика и её место в политике борьбы с преступностью

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Федеральное казённое учреждение высшего профессионального образования
«Владимирский юридический институт
Федеральной службы исполнения наказаний» 
 

Кафедра уголовно-исполнительного права
Предмет: уголовно-исполнительное право 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
На тему: «Уголовно-исполнительная политика и  её место в политике борьбы с преступностью» 
 
 
 

Выполнил: курсант 5 А курса
младший лейтенант внутренней службы
Н.Н. Рогов 
 
 
 
 

Владимир 2011
Оглавление 
Введение
1. Понятие уголовно-исполнительной  политики.
2. Цели, принципы  и стратегия уголовно-исполнительной  политики.
3. Роль уголовно-исполнительной политики в общегосударственной политике Российской Федерации.
Заключение
Библиографический список 

  Введение 

  Политика  государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступления, исполнению наказания в отношении осуждённых и достижению его целей. Политика государства в указанной сфере многоплановая, ею можно условно разделить на политику в сфере предупреждения преступности, уголовную политику, уголовно-исполнительную политику.
  Такое структурное разделение единой по своей  цели, принципам и стратегии политики контроля за преступностью условно; отдельные ее направления могут  объединяться между собой, например уголовная политика и политика в  сфере исполнения наказания, или, напротив, расчленяться. Нередко из профилактики преступлений выделяется постпенитенциарная политика (предупреждения рецидивной преступности). Однако основные формы  и методы реализации политики в различных  сферах борьбы с преступностью отличаются между собой. В любом случае все  направления этой политики едины  с точки зрения целей, принципов  и стратегии и тесно связаны  между собой.
  Наиболее  тесная взаимосвязь существует между  уголовной и уголовно-исполнительной политикой, поскольку последняя  выделилась из уголовной политики. Составной частью уголовной политики является уголовно-правовая политика. Она определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность: уголовную ответственность, её основания, дифференциацию и индивидуализацию ответственности, криминализацию и декриминализацию деяний, пенализацию и депенализацию ответственности, цели, систему и виды наказаний, их содержание, а также освобождение от наказания.
  Политика  в сфере исполнения наказания  вместе с тем оказывает влияние  на уголовную политику. Это, прежде всего, относится к определению  системы наказаний и отдельных его видов, к практике назначения наказаний. В конечном итоге, политика в рассматриваемой сфере влияет на политику в области борьбы с преступностью в целом, в частности на принятие решений по профилактике рецидивной преступности, адаптации лиц, отбывших наказание, и оказание им помощи.
  Являясь составной частью политики в области  борьбы с преступностью, уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению  исполнения наказания, исправлению  осуждённых, предупреждению совершения новых преступлений, как осуждёнными, так и иными лицами. Цели и принципы политики в указанной области наиболее стабильны, так как базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осуждёнными, соответствующих международных актах, достижениях науки. Поскольку цели и принципы политики в сфере исполнения наказания реализуются в соответствующей отрасли права, они будут рассмотрены в данной курсовой работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Понятие уголовно-исполнительной политики 

  В основе формирования и развития правовой системы государства, правовых форм и направлений его деятельности находится политика, отражающая принципы, стратегию, основные направления и  формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество и государство. Цели этой политики в  общей форме закреплены в ст. 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека». Конкретные цели социальной политики имеют сложную систему  и зависят от характера и направленности многосторонней деятельности государства  и его органов по их реализации.
  Политика  – это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим  базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным  элементам надстройки, в частности  к праву.
  Право – это средство выражения и  закрепления политики. Политика и  право диалектически связаны, поэтому  право тоже оказывает влияние  на политику, которое выражается посредством  реализации норм, закрепляющих принципы политики.
  Политика  влияет на создание и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм.
  Политика  России направлена на построение правового  государства и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека.
  Термин ''уголовно – исполнительная политика'' пришёл на смену термину ''исправительно-трудовая политика''. Наименование ''исправительно-трудовая политика'' адекватно отражало сущность политики советского государства в сфере исполнения наказания. Исправительно-трудовая политика и соответственно исправительно-трудовое законодательство провозглашали главную цель исполнения наказания – исправление и перевоспитание осуждённых. Основным средством достижения этой цели был признан труд. Для достижения цели – исправления с помощью труда были созданы исправительно-трудовые учреждения. Институт исполнения наказания был связан с мерами исправительно-трудового воздействия. С мерами исправительно-трудового воздействия были связаны такие наказания как: условное осуждение с обязательным привлечением к труду, исправительные работы. Однако термин ''исправительно-трудовая политика'' как и термин ''исправительно-трудовое право'' перестал отвечать своему содержанию, т.к. в системе уголовных наказаний появилось много таких наказаний, которые не были связаны с привлечением осуждённых к труду. К таким наказаниям относились общественное порицание, увольнение от должности и др.
  Таким образом, уже с 70-х годов появилось  основание изменить наименование ''исправительно-трудовая политика'' на ''уголовно-исполнительную политику''. Утевский Б.С. Советская исправительно-трудовая политика. М., 1934. С. 176
  Уголовно-исполнительная политика России базируется на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осуждёнными соответствующим международным актом, достижениям наукам и практикам. 1   Калинин Ю.И. Уголовно-исполнительная система России: стратегия реформы // Ведомости уголовно-исполнительной' системы. М., 2003. С. 7.
  В России произошла смена общественно-экономической  формации и политической системы общества, что повлекло изменения стратегии основных направлений уголовно-исполнительной политики. Построение правового государства должно подразумевать и построение правовой пенитенциарной системы. Соответственно показателям правового государства должна быть приведена вся система исправления и отбывания наказания. Стратегия уголовно-исполнительной политики в реализации этой цели заключается в гуманизации исполнения и отбывания наказания, демократизации  деятельности исправительных учреждений, в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению свободы, существенных преобразованиях в производственной деятельности исправительных учреждений, изменении установок на роль труда осуждённых, привлечении общества в исправлении осуждённых.
  Важное  место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с преступностью. Одно из её направлений - политика в сфере борьбы с преступностью. В ней, в концентрированном виде выражены цели, принципы, стратегия, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью. Она должна выражать интересы граждан России и общества в целом, обеспечивать их защиту от преступных посягательств. Журавлев М.П. Основы государственной политики борьбы с преступностью. М, 2001. С. 53.
  Она направлена на защиту прав и законных интересов граждан от преступных посягательств.
  Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – это обязанность  государства. Статья 2 Конституции Российской Федерации регламентирует, что права человека являются высшей ценностью.
  Содержание  политики государства в сфере  борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов  власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности  лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осуждённых и достижению его целей.[1] Уголовно – исполнительное право:
  Учебник / Под ред. И. В. Шмарова. М., 1998. С.4
  Уголовная политика определяет меры уголовно-правового  воздействия на преступность. Политика государства осуществляет свои функции  в области исполнения наказания, имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой.
  Уголовно-исполнительная политика также оказывает влияние  на уголовную политику и политику государства по профилактике и предупреждению преступлений.
  Уголовно-исполнительная политика России базируется на выработанных международным сообществом соответствующих  положениях, международных актах  об обращении с осуждёнными.
Международные акты о правах человека, об исполнении наказаний и об обращении с осуждёнными непосредственно влияют на уголовно-исполнительную политику. В ст. 15 Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.[2] Конституция РФ от 12.12.1993 г. /опубл. в "Российской газете" от 25 декабря 1993 г. N 237.
  В 1989 г. СССР подписал Венские соглашения, на основе которых были приняты обязательства, привести своё законодательство в соответствие  с международными соглашениями о защите прав человека, в том числе и в сфере борьбы с преступностью. Государства-участники принимали на себя обязательства ''обеспечить, чтобы со всеми лицами, содержащимися под стражей или в заключении, обращались гуманно, с уважением достоинства, присущего человеческой личности''.[3]Итоговый документ Венской встречи
  представителей  государств-участников Совещание по безопасности и сотрудничеству
  в Европе от 15 января 1989г. // Международная  защита прав и свобод человека.
  Сборник документов. С. 34
  Россия  является правопреемницей СССР, и  взяла на себя обязанность соблюдать ратифицированные им международные соглашения. Среди международных принципов и стандартов по правам человека и обращению с осуждёнными можно выделить Европейские принципы и стандарты, которые содержат более высокие требования по сравнению с мировыми. Россия обязалась также соблюдать:
  -Европейскую конвенцию о защите прав человека;
  -Европейскую конвенцию по предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания;
  -Европейские пенитенциарные правила и ряд других документов.
  Россия  как член совета Европы, должна привести своё уголовно - исполнительное законодательство в соответствие с Европейскими принципами и стандартами.
  Принципы  и стандарты о защите прав человека и обращении с осуждёнными  носят межгосударственный характер, стабильны, не подвержены воздействию социальной и политической конъюнктуре, складывающейся в конкретной стране, не зависят от идеологических и криминологических факторов.
  Принципы  и стандарты являются чётким ориентиром для развития политики законодательства и правоприменительной деятельности в сфере исполнения наказания.
  Проблемы  исполнения наказания и исправления  осуждённых рассматриваются уголовным, уголовно-исполнительным правом, пенитенциарной педагогикой и пенитенциарной психологией.
  Реформа уголовно-исполнительной системы предполагает активное использование средств исправительного воздействия и включает в себя целый комплекс политико-правовых, организационных и идеологических мероприятий направленных на повышение эффективности пенитенциарной системы.
  Таким образом, уголовно-исполнительная политика являясь частью единой политики государства, непосредственно вытекая из уголовной политики, определяет направление деятельности государственных органов в области исполнения наказаний, определяет принципы, формы, задачи и содержания этой деятельности. 
 
 
 
 
 

  Цели, принципы и стратегия  уголовно-исполнительной политики 

  Непосредственное  влияние на уголовно-исполнительную политику оказывает экономическое  состояние общества. Экономически сильное  государство может ставить более  высокие цели, делать стратегию фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависят от политических факторов и конъюнктуры. Оно способно создать  материальную базу для успешного  выполнения стоящих перед ней  целей, что совершено не возможно в условиях экономического кризиса  и обнищания населения. Не случайно в Минимальных стандартных правилах обращения с осуждёнными, в Предварительных  замечаниях подчёркнуто: “… принимаю во внимание разнообразие юридических, социальных, экономических … условий, ясно, что не все эти правила  можно применять повсеместно  и одновременно” (Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., С.290.). Поэтому при формировании стратегии уголовно-исполнительной политики необходимо базироваться на экономически обоснованных средствах ее реализации.
  Стратегия политики в сфере исполнения наказания  хотя и достаточно стабильна, но может  меняться в связи с коренными  преобразованиями в экономике, политике, идеологии. Изменение стратегии  политики государства в указанной  социальной сфере произошло в  России в последние годы. Оно обусловлено:
  -новыми  политическими позициями в отношении  прав человека, в том числе  осуждённых;
  -новыми  экономическими отношениями, возникшими  в обществе;
  -существенными  преобразованиями в производственной  деятельности исправительных учреждений  и иными установками на роль  труда осуждённых;
  -деполитизацией  воспитательной работы с ними;
  -изменением  организационных основ уголовно-исполнительной  системы. Стратегию, основные  формы и методы уголовно-исполнительной  политики, её формирование и развитие  прямо или опосредованно определяет  комплекс социальных факторов. К  основным из них можно отнести  социально-политическое и экономическое  состояние общества, господствующие  в нем нравственные ценности  и правовые представления, состояние  и динамику преступности в  стране, требования международных  актов о правах человека и  обращении с осуждёнными, деятельность  международных организаций, развитие  фундаментальных общественных наук.
  Состояние преступности также оказывает существенное влияние на уголовно-исполнительную политику. При низком уровне преступности уголовно-исполнительная политика, как  правило, более гуманна. Высокий  уровень преступности, жестокий характер преступных проявлений, негативно влияет на нравственные и правовые представления  в обществе оправдывает более  жестокие политические и правовые решения.
  Достижения  государства являются важным фактором, оказывающим влияние на формирование и развитие уголовно-исполнительного  права.
  Государство, разрабатывая проблемы борьбы с преступностью, также исследует проблемы исправления  осуждённых. В предварительных замечаниях к Минимальным стандартным правилам обращениям с заключёнными говорится  о необходимости использовать общепризнанные достижения современной мысли при  изложении правил обращения с  заключёнными[4]Международная защита прав и свобод
  человека. Сборник документов. М., 1999. С.290 .
  Субъектами  формирования и развития политики в  сфере исполнения наказания являются Президент России и Федеральное  Собрание. Так, согласно ч. 3 ст. 80 Конституции  Российской Федерации Президент  Российской Федерации определяет основные направления внутренней политики государства. Политика в сфере борьбы с преступностью (частью которой является политика в области исполнения наказания) представляет собой составную часть внутренней политики государства.
  Примером, показывающим роль Президента Российской Федерации в формировании уголовно-исполнительной политики государства, является его  Указ от 8 октября 1997 г. «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД  РФ» и Указ от 25 июля 1998 г. «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД  России в ведение Минюста России», которыми осуществлена передача уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции и намечены меры по ею реформированию. Данные документы имеют не только организационно-правовое содержание, но и предопределили направление  дальнейшего развития уголовно-исполнительной политики.
  Федеральное Собрание России, принимая соответствующие  законы, в том числе уголовные  и уголовно-исполнительные, акты амнистии, рассматривая вопросы борьбы с преступностью, оказывает влияние на формирование политики в сфере исполнения уголовного наказания. Все иные субъекты Российской Федерации лишь реализуют ею в  своей деятельности.
  Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных  формах, и прежде всего - в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время  она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе, а также в иных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства Российской Федерации  по вопросам, связанным с исполнением  наказания (питание осуждённых, их медицинское  и бытовое обеспечение): Уголовно-исполнительная политика одновременно реализуется  в деятельности соответствующих  государственных органов - центральных  и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, департамента судебных приставов-исполнителей, органов управления военными уголовно-исполнительными  учреждениями, а также непосредственно  в деятельности учреждений и органов, на которые законом возложено  исполнение уголовного наказания.
  Согласно  ст. 4 Закона Российской Федерации «Об  учреждениях и органах, исполняющих  уголовные наказания в виде лишения  свободы» от 21 июля 1993 г. органы государственной  власти и управления субъектов федерации  входят с предложением или дают согласие на создание и ликвидацию учреждений, исполняющих наказания; оказывают  содействие в комплектовании квалифицированными кадрами персонала этих учреждений; создают условия для их деятельности и привлечения осуждённых к труду.
  Основной  формой реализации уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика в настоящее время закреплена в уголовно-исполнительном кодексе, в иных законах и подзаконных  актах, связанных с исполнением  и отбыванием наказания.
  Внешне  привлекательные, но насквозь идеализированные и на практике редко исполнимые, они на долгие годы оставались основополагающими  требованиями и задачами отечественной  уголовной политики в сфере исполнения наказаний. Закрепляя утопические  задачи о полной ликвидации преступности в нашей стране, о перевоспитании всех правонарушителей, многие законодательные  и иные нормативные акты в сфере  исполнения уголовных наказаний  часто напоминали политические лозунги  и призывы. Естественно, что в  рамках этих задач, требований и принципов  находилась и отрасль права, регулирующая исполнение наказаний. Проведение научных  исследований в этой сфере также  проходило под неусыпным вниманием  правящей партии и находилось в прямой зависимости от преходящей политической конъюнктуры и усмотрений руководящих  деятелей. Отсюда многие "исследования" по сути дела были результатом догматического пересказа руководящих документов партии и правительства, "реализации" их на практике и цитирования по всякому поводу трудов классиков  марксизма-ленинизма. Кроме того, при  оценке работы учёных и качества их исследований в советский период необходимо иметь в виду, что в  условиях, когда многие законодательные  акты игнорировались или подменялись  ведомственными нормативными актами, отсутствия всякого надзора, кроме ведомственного, за законностью деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, учёным трудно было рассчитывать на внедрение в практику результатов своей деятельности, сколь обоснованными не были бы их выводы и предложения.
    Вместе с тем нельзя отрицать  тот факт, что немало работ,  посвящённых исследованию различных  проблем исполнения наказания,  были проведены на достаточно  высоком научном уровне. Об этом, в частности, свидетельствует  позитивная оценка зарубежными  учёными - пенитенциаристами проблем,  связанных с изучением личности  осуждённых, их ресоциализации и  социальной адаптации после освобождения.
    К их числу следует отнести  исследования различных проблем  по привлечению некоторых институтов  общественности к деятельности  органов и учреждений, исполняющих  наказания. 
    Не без влияния результатов  подобного рода исследований  произошли трансформация исправительно-трудового  права, законодательства и науки  в уголовно-исполнительные, а также  начало реформирования уголовно-исполнительной  системы, в частности, передача  ее из Министерства внутренних  дел в Министерство юстиции. 
    Однако большинство исследований  и, это, скорее всего не вина, а беда учёных, носили характер  обоснования, подтверждения общеидеологических  догм и преимуществ передового  общественного строя, марксистко-ленинской  концепции уголовной и уголовно-исполнительной (исправительно-трудовой) политики, политики  в сфере борьбы с преступностью. 
    Разумеется, что каждая отрасль  права, в том числе и регулирующая  сферу исполнения наказаний, должна  закреплять в своих институтах  и нормах цели, принципы, стратегию,  основные средства и методы  политики (идеологии) государства  в той или иной социальной  сфере общественных отношений  и устанавливать правовые нормы,  регулирующие эти отношения. 
    Эта политика, ее роль, задачи, основные  принципы и т.д. должны быть  научно обоснованными и направленными,  прежде всего на защиту прав, свобод и законных интересов  граждан, государства, общества  в целом. Она должна быть  стабильной, независимой от не  всегда обоснованных руководящих  решений и постановлений. Полагаю, что основные задачи и принципы уголовно-исполнительной политики должны быть законодательно оформлены. Практическое значение нормативного закрепления основных задач и принципов уголовно-исполнительной политики, которая призвана определять наиболее острые, болезненные реакции государства на поведение граждан, заключается в том, что они приобретают характер общеобязательности, а также, что очень важно, открытости. В качестве примера такого подхода может служить Закон Российской Федерации "Об образовании", (в редакции Федерального Закона от 13 января 1996 г.), в котором две первые статьи посвящены государственной политике в области образования. Статья 1 имеет название «Государственная политика в области образования», статья 2 именуется «Принципы государственной политики в области образования». Отметим также, что новый Трудовой кодекс Российской Федерации в ст. 210 закрепил основные направления государственной политики в области охраны труда.
    Новое уголовно-исполнительное законодательство  пошло по пути закрепления  основных положений политики  государства в сфере исполнения  наказаний в различных статьях  Уголовно-исполнительного кодекса  (ст. ст. 1, 3, 8,.9 и др.). Вместе с тем  необходимо подчеркнуть, что любую  отрасль права нельзя рассматривать  в качестве пассивного регистратора  государственной политики. Каждая  отрасль должна иметь свои  собственные, базовые и стратегические  положения и направления, чтобы  противодействовать не всегда  и не во всем обоснованным  требованиям политики государства. 
    Стратегию, основные задачи и  направления политики в сфере  исполнения уголовных наказаний,  формы и методы ее реализации  определяет целый комплекс факторов. Основными из них являются: социально-политическое, экономическое и нравственное состояние общества, состояние и динамика преступности, требования международных правовых актов о правах человека и обращения с осуждёнными, уровень правосознания и правовой культуры граждан, развитие науки и др.
    Таким образом, уголовно-исполнительная  политика призвана направлять  законотворческую деятельность  соответствующих органов государства  и общественности в сфере исполнения  уголовных наказаний. Она определяет  основные направления, цели, задачи, принципы, формы и содержание  деятельности указанных органов. 
    В решении названных проблем  плодотворным может быть их  рассмотрение с позиций общей  правовой (юридической) политики. По  мнению В.Н. Кудрявцева: "Юридическая  политика имеет следующие цели, конкретизирующиеся применительно  к разным отраслям права: 
  а) определение видов общественных отношений, подлежащих правовому регулированию;
  б) определение методов правового  регулирования соответствующих  видов общественных отношений;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.