На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Малый бизнес как активно развивающийся сектор экономики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

 

Введение

      Огромная  роль государства и способность  его регулировать некоторые экономические  процессы зависят от связи экономики  и политики, от разработки экономической  политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.
      Рыночная  система – это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства здесь приобретают исключительное значение, так как рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д. Появляется строгая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм принятия регулируемых решений.
      В теории и практике необходимость  государственного регулирования экономики  сейчас мало кем оспаривается. Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.
      Цель  данного реферата – раскрыть процессы регулирования, применяемые в такой экономически развитой стране как Германия, выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль как для экономики в целом, так и ее отдельных сфер.
 

1. Общая характеристика Германии

      Германия - одна из экономически наиболее развитых стран мира. В современных границах Германия образовалась в 1990 г. XX века в результате объединения двух государств - ФРГ и ГДР. Юридически это было оформлено как вхождение в состав ФРГ пяти земель, воссозданных на территории ГДР и восточного Берлина. После объединения Западной и Восточной частей страны территория ФРГ увеличилась на 43% и составляет 357 тыс. кв. км.
      На  социально-экономическое и политическое развитие Германии огромное влияние оказали особенности ее экономико- и политико-географического положения, исторического развития и природно-ресурсной базы.
      Большие выгоды обеспечивает Германии местоположение в центре Европы среди экономически высокоразвитых государств на пересечении трансъевропейских магистралей широтного и меридионального направления.
      Одно  из важнейших преимуществ страны - наличие выходов к морям, в  том числе и посредством судоходных рек, в низовьях которых возникли крупные морские и речные порты, также близость к портово-промышленным комплексам соседних стран и важным морским торговым путям.
      Удобное экономико-географическое положение страны способствует организации на ее территории ярмарочной деятельности. Более 60% международных ярмарок, выставок мирового масштаба проводится в Германии. Здесь расположено около 20 крупных ярмарочных центров. Старейший из них - Лейпциг. Широко известны Кельн, Ганновер, Франкфурт-на-Майне, Мюнхен, Эссен и другие.
     Германия  – демократическое, федеративное, правовое и социальное государство с республиканской формой правления. Действует Основной закон (Конституция), принятый 23 мая 1949 г. В Основном законе закреплены основные свободы, обязанность государства защищать достоинство человека и право свободного развития личности (это относится не только к немцам, но и к иностранцам), права и свободы граждан, в т.ч. свобода собраний, союзов, перемещения, выбора профессии и т. д., принцип равенства, принцип верховенства закона, принцип разделения властей. Идея правового государства дополняется принципом социального государства: обязанностью государства реализовывать принцип социальной справедливости и защищать социально слабых.
     По  форме государственного устройства Германия – парламентская республика. Глава государства – федеральный президент, он избирается Федеральным собранием, состоящим из депутатов бундестага и равного им числа участников, делегируемых земельными парламентами (ландтагами) в соответствии с представительством политических партий.
     Президент выполняет в основном представительские функции (прежде всего в международно-правовой сфере), аккредитует и назначает послов, назначает и увольняет федеральных судей и др.
     Высший  орган законодательной власти и  орган народного представительства  – немецкий бундестаг, избираемый народом на 4 года. Глава высшего органа законодательной власти – президент Бундестага
     Бундесрат – вторая палата германского парламента. Это представительство 16 федеральных  земель, причём его члены не избираются: он формируется из членов земельных правительств или их представителей.
     Высший  орган исполнительной власти – Федеральное  правительство. Глава высшего органа исполнительной власти - федеральный канцлер. Канцлером становится заранее определенный лидер той из политических партий, которая получила наибольшее число голосов на общенациональных выборах. Канцлер предлагает кандидатуры членов кабинета министров для их формального утверждения президентом страны и определяет основные направления внутренней и внешней политики. В случае его отставки в отставку должно уйти все правительство.
      Германия  занимает в мире: по численности  населения — 12 место (82,5 млн.чел); по производству ВНП — 3 место (после США и Японии); по экспорту - 2 место (после США); по объему экспорта на душу населения, уступая нескольким небольшим западным странам, значительно опережает ведущие страны мира, в т.ч. Францию, Англию, Японию и США.
      Германию  по праву называют одним из «локомотивов»  мировой экономики. По уровню экономического развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим важнейшим критериям она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в так называемую «большую восьмерку».
      Германия занимает одно из устойчивых мест в рейтингах международной конкурентоспособности национальных экономик. В начале 90-х годов по оценкам Всемирного экономического форума, она находилась на 5-ом месте (после США, Сингапура, Японии и Гонконга). В середине 90-х годов она отодвигается на 8-9 место (после США, Сингапура, Финляндии, Нидерландов, Швейцарии, Люксембурга Ирландии). Однако в начале  20 века Германия вновь занимает место в пятерке стран с наивысшим уровнем конкурентоспособности (после США, Финляндии и Сингапура).
      По  уровню ВВП в расчете на одного жителя Германия также находится в ведущей группе государств, примерно на одном уровне с 12, в основном западноевропейскими странами.
      Структура современного ВВП Германии не отличается сколько-нибудь существенно от других промышленно развитых стран, но все же доля промышленности несколько выше. Это вытекает во многом из специфики участия этой страны в международном разделении труда, особенно ее роли крупнейшего поставщика на мировом рынок машино-технических изделий.
      Среднегодовой прирост ВВП Германии в 90-е годы был в 2,2 раза ниже темпов развития мировой экономики в целом, более того, темпы роста экономики Германии были ниже, чем в промышленно развитых странах в целом или ЕС.
      Динамику  роста ВВП Германии можно представить в следующей таблице:
      Таблица 1.1 – Темпы прироста ВВП Германии за период 2001-2006 гг.
        Годы
2001 2002 2003 2004 2005 2006
Прирост ВВП, % 0,6 0,2 0,4 1,6 0,9 2,5
 
      В 90-е годы Германии удалось в значительной степени воспользоваться шансами, предоставляемыми дальнейшей интенсификацией процессов углубления международного разделения труда. Экспорт продолжал выполнять функцию локомотива германской экономики, а его широкая товарная диверсификация содействовала его стабильности. Среднегодовые темпы роста германского экспорта и ВВП составили в 2001 г. – 5,6% и 0,6%, в 2002 г. – 3,4% и 0,2%, в 2003 г. – 0,9% и 0,4 %, в 2004 г. – 6,2% и 1,6%, соответственно. В 90-е годы динамичный экспорт обеспечивал от 1/2 до 2/3 общего роста ее экономики.
      Занимая 12-е место в мире по населению, Германия по объему ВВП уступает лишь США и Японии. Своих крупнейших партнеров по Европейскому Союзу Германия по объему производства ВВП превосходит более чем в полтора раза.
      Ведущую роль страны в европейском и мировом  хозяйстве определяет ее промышленность, базирующаяся на высокой квалификации рабочей силы и специализирующаяся на выпуске высококачественной дорогостоящей продукции.
 

2. Макроэкономическая модель развития

      Германская  экономика организована по принципу «социальной рыночной экономики». Ее основным элементом является сочетание принципов свободы на рынке и социального баланса.
      Концепция социальной рыночной экономики была разработана для восстановления Федеративной Республики Германия после  второй мировой войны в качестве альтернативы государственному регулированию экономики. Его политическая реализация в 1947-1949 гг. связана с именами Людвига Эрхарда и Альфреда Мюллер-Армака. Людвиг Эрхард был первым министром экономики, а затем и Федеральным канцлером Федеративной Республики Германия. Его историческая заслуга состоит в разработке концепции социального рыночного хозяйства и ее конкретной реализации в форме экономического строя в Федеративной Республике Германия. Термин «социальная рыночная экономика» сформулирован Мюллер-Армаком.
      Модель  социальной рыночной экономики предполагает в определенных границах свободные действия рыночных сил, однако при этом недопустимы антисоциальные извращения рынка. Предложение товаров растет и дифференцируется, поставщики имеют мотивацию к инновациям, доходы и прибыль распределяются в соответствии с индивидуальными достижениями. Одновременно не допускается чрезмерная концентрация рынка и обеспечивается участие работников в принятии основных экономических решений и тем самым их причастность к достижениям общества.
      Задача  государства и политиков при  этом состоит в создании рамочных условий для  функционирования конкуренции и гармонизации различных интересов. Одновременно необходимо стимулировать готовность и способность людей к действиям на свой страх и риск и большая самостоятельность.
      Важнейшие элементы концепции социальной рыночной экономики следующие:
    частная собственность на средства производства и свободное ценообразование;
    создание условий для конкуренции и обеспечение конкуренции (например, путем антимонопольного законодательства, законов против недобросовестной конкуренции);
    сознательная политика укрепления конъюнктуры экономического роста;
    обеспечение полной занятости;
    свобода внешней торговли, свободный валютный обмен; 
    политика стабильной валюты (в т.ч. через независимый эмиссионный банк);

    социальная безопасность, социальная справедливость и социальный прогресс (путем проведения государством мероприятий по перераспределению в форме оказания социальной помощи, социальных пенсий и уравнивающих платежей, субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы подоходного налога и т.д., через систему социального обеспечения: пенсионное, медицинское страхование, страхование по безработице и по уходу, от несчастного случая; через трудовое и социальное законодательство).
      Германия  обладает третьей по технологической мощи экономикой мира после США и Японии. Страна является одним из крупнейших в мире производителей металла, цемента, машин, транспортных средств, станков, электроники, продуктов питания и напитков, продукции судостроительной, химической, текстильной промышленности.
      На  рубеже веков Германия испытывала серьезные экономические проблемы, которые вызваны, прежде всего, довольно низкими темпами роста ВВП (по сравнению с ведущими индустриальными странами) и тяжелым бременем осуществления щедрых социальных программ. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды, которые составляют немалую долю фонда оплаты труда. Из 100 марок чистой заработной платы, к примеру, в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходилась 81 марка. Стоимость рабочей силы в Германии таким образом становится самой дорогой в мире и составляет около 20,5 марок в час. Достаточно велик и уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев на шее государства и стимулирует безработицу. Для поддержания системы социальных гарантий используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х гг. достиг невиданных размеров. Так, если в США на налоги идет около 32% нераспределенной прибыли, в Великобритании - 45%, то в Германии эта величина достигает 65%. Высокий уровень налогообложения заставляет многие немецкие компании развивать исключительно по налоговым соображениям свою производственную базу за рубежом, а физические лица с высокими доходами предпочитают перебираться на постоянное место жительства в другие страны мира.
      Из-за старения населения (его прирост  в 2000 г. составил всего 0,29%) расходы на социальное обеспечение пенсионеров и ряда других слоев населения неуклонно растут. Высокий уровень пособий для безработных нередко порождает иждивенческие настроения в обществе. Такая реальность на фоне падения темпов экономического роста сделала безработицу проблемой постоянной, а не цикличной. На начало 2002 г. в стране зарегистрировано свыше 4 млн. безработных.
      Высокий уровень социальной защиты населения  постоянно требует притока финансов в государственную казну. Налоговый  пресс в Германии значительно выше, чем в США, Великобритании и многих странах Европы. Только по этой причине многие германские компании предпочитают развивать свою производственную и экономическую деятельность за пределами своей страны. Такая устоявшаяся система налогообложения и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала.
      Усложняет проблему социального рыночного  хозяйства Германии консолидация Восточных  и Западных земель. В условиях кризиса социально-рыночной экономики одновременно приходится еще и решать структурные преобразования в Восточных землях, порождающие закрытие неконкурентоспособных производств, безработицу и социальную напряженность на территории бывшей ГДР. Для преодоления отсталости Восточных земель федеральное правительство ежегодно вкладывает в экономику восточных земель 100 млрд. долларов, которые достаточно сложно изыскать в сложившейся ситуации. Нужно также довести уровень производительности труда на Востоке, до Западных стандартов, примерно в три раза его превышающих. Необходима приватизация и социальная политика по защите восточных немцев от последствий структурных преобразований. Все это требует от федерального правительства новых расходов, а бюджет страны все меньше справляется со своей социальной нагрузкой.
      Несомненно, что Германия в конце 1990-х гг. достигла определенного пика развития своей  социально-ориентированной экономики, которая теперь нуждается в серьезной  модернизации. Для продолжения своего экономического лидерства, Германии потребуется либерализация экономики и консервативные реформы по американскому образцу. В противном случае прежняя модель развития страны становится неконкурентоспособной не только в сравнении с США, но даже и в единой Европе. Из-за слабости структурных преобразований в национальной экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС. Даже слабость единой европейской валюты евро сразу же после ее появления и вплоть до первой половины 1999 г. связана в первую очередь с внутренними экономическими проблемами в Германии.
      Избрание  федерального канцлера Г. Шредера в конце 1998 г. символизировало «новый дух» и «другой период» развития, конец прежней эпохи консерваторов и надежды на перемены.
      Сразу же придя к власти. Шредер провозгласил программу движения Германии к рыночной экономике, восстановления утраченных конкурентоспособных позиций страны. Либерализм в экономике должен был  обеспечить:
      • снижение налогов на компании;
      • гибкость на рынке труда и изменение продолжительности рабочего дня;
      • сокращение издержек на оплату труда;
      • модернизацию общественного сектора  экономики.
      Новый министр финансов Г.Эйшель подготовил программу консервативных преобразований немецкой экономики. Основными положениями нового курса экономики Германии стали:
      налоговая реформа: сокращение ставки налога на прибыль компаний с уровня 45% до 35% в 2001 г.;
      сокращение  расходов федерального бюджета на 16,7 млрд. долл.;
      сокращение  пенсионных расходов государства и  введение налоговых льгот для  частных пенсионных сбережений;
      создание  гибкого рынка труда, поощрение  занятости и изменение прежней  системы коллективных соглашений работников и работодателей.
      Теперь  уже на правительство Шредера большее влияние оказывает опыт Великобритании: ведь именно премьер-министр Великобритании Т. Блэйер летом 1999 г. окончательно либерализировал рынок труда Великобритании, покончив с системой государственной поддержки на нем. Своей программой реформ в экономике Г. Эйшель по сути дела возродил консерватизм прежнего правительства Г. Коля, которому удалось несколько урезать государственный бюджет за счет приватизации.
      В центр программы оздоровления ситуации в немецкой экономике поставлены налоговые реформы и реформа государственных расходов. Предполагается, что сокращение уровня налогового бремени даст компаниям выигрыш в размере 6 млрд. долл., что может быть пущено на новые инвестиции частного сектора. В мае 1999 г. Г. Эйшель попросил каждое из федеральных министерств сократить на 7,4% своего бюджета, что в рамках всей экономики приведет к экономии 16,7 млрд. долл. государственных средств.
      Главной же опасностью современной Германии остается проблема безработицы (около 10,2% экономически активного населения) вследствие неконкурентоспособного, негибкого рынка труда. Действующее до сих пор трудовое законодательство Германии делает немецкую рабочую силу самой дорогой в мире и не поощряет трудоустройство безработных. Хотя Германия обладает высококвалифицированными трудовыми ресурсами и одним из лучших в мире уровнем образования, негибкий рынок труда является серьезным препятствием для экономического роста страны. Предприниматели из-за жесткого регулирования рынка труда не заинтересованы создавать новые рабочие места, особенно в наиболее передовых отраслях, рабочая сила, защищенная гарантиями, не заинтересована эффективно трудиться. Во многих случаях работодателям гораздо выгоднее приглашать малообразованных иностранных рабочих, чем пользоваться услугами высококвалифицированного, но дорогого немецкого персонала.
      Переход Германии от социально-ориентированной  экономики к подлинно рыночной смог бы решить главные проблемы ее национального  хозяйства. Снижение роли государства  и ориентация на рыночные механизмы, продолжение политики приватизации и дерегулирования, закрытие убыточных производств, сокращение государственного бюджета, отмена субсидий и снижение налогов помогли бы значительно оздоровить немецкую экономику, привлечь в нее зарубежные инвестиции. Если Германия вовремя не реформируется, то очень сильно рискует уступить свои пока еще крепкие позиции ближайшим конкурентам не только из числа европейских стран, Японии и США, но даже может вскоре проиграть по уровню наукоемкой продукции бурно развивающимся странам Юго-Восточной Азии.
 

3. Характеристика структуры и особенностей экономики Германии

      Структура экономики Германии такова, что 1,1% ВВП создается в сельском хозяйстве, 34,5% - в промышленности, 64,4% - ВВП - в сфере услуг. Для экономики Германии характерна «сверх индустриализация», т.е. достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению с многими развитыми странами мира. Разве, что Япония, Ирландия и Португалия являются в еще большей степени индустриальными, чем ФРГ. Это не случайно, т.к. специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной (в первую очередь машиностроительной) продукции.

3.1 Промышленность

      Промышленность  Германии обеспечивает стране лидерство  на многих мировых рынках готовой  продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями немецкой промышленности являются: автомобилестроение; машиностроение; электротехническая промышленность; точная механика и оптика; химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность; черная металлургия.
      Машиностроение в Германии является наиболее развитой отраслью промышленности в Германии. Оно состоит из нескольких частей. Наиболее развито автомобилестроение, станкостроение, производство оборудования для предприятий, вычислительной техники, электротехники.
      Основные  центры автомобилестроения – Вольфсбург, Ганновер, Рурский промышленный район, Штутгарт, Мюнхен, Кассель, Мангейм, Нюрнберг.
      Автомобили  производятся такими фирмами как  «Фольксваген», «Ауди», «Опель», «Мерседес  – Бенц», «БМВ».
      Также развито в Германии электротехническое машиностроение. Основные центры – это Берлин, Гамбург, Бремен, Дрезден, Лейпциг, Мюнхен, Рурский промышленный район, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт, Нюрнберг, Эрфурт, Мангейм, Карлсруэ.
      На  побережье Балтийского и Северного  морей развивается судостроение. Основные центры – это Гамбург, Бремен, Росток, Киль, Любек.
      Доля  Германии в мировом станкостроении равна 18%. Производится продукции станкостроения на 5150 млн. долларов, а экспортируется на 3330 млн. долларов. Основные центры станкостроения Рурский промышленный район, Берлин, Гамбург, Ганновер, Штутгарт, Нюрнберг, Мюнхен, Дармштадт, Аугсбург, Регенсбург, Бремен, Франкфурт-на-Майне, Дрезден, Лейпциг, Кассель, Эрфурт.
      Центры  оптико-механического машиностроения: Дрезден, Лейпциг, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Эрфурт.
      Традиционно в отрасли преобладают малые  и средние предприятия, и благодаря  своей гибкости и технологической  эффективности она занимает ведущее  место в мире. Лишь около 5,5 % предприятий  насчитывают свыше 500 работников. В  основном это фирмы, которые выпускают серийную продукцию или разрабатывают проекты крупных технических сооружений и возводят их. Около 83 % машиностроительных фирм – это мелкие и средние предприятия, насчитывающие менее 200 человек. Они специализируются на выпуске определенных видов продукции. Эта отрасль играет важную роль в экономике в целом, ведь она оснащает оборудованием другие промышленные отрасли. Ассортимент продукции уникален по мировым меркам и охватывает свыше 20.000 видов изделий. Около 68 % оборота связано с экспортными операциями. В результате на долю Германии приходится 20,4 % совокупного мирового экспорта.
      К числу основных отраслей специализации  Германии относится также химическая промышленность. Химическая промышленность Германии характеризуется производством пластмасс и красителей, а также производством продуктов органической химии.
      Главный район химической промышленности –  Рейнско-Вестфальский, где в пределах земли Северный Рейн-Вестфалия вырабатывается более 2/5 всей продукции отрасли. Район  сохраняет ведущую роль в производстве как продуктов основной химии – органической и неорганической, так и многих продуктов тонкого органического синтеза. Важнейшие центры – Леверкузен со штаб-квартирой и крупнейшим заводом концерна «Байер», Кёльн, Весселинг, Дормаген, Марль, Гельзенкирхен, Крефельд. Районы высокой концентрации химической промышленности возникли также в агломерации Рейн–Майн с главным центром Франкфурт-на-Майне (концерн «Хёхст»), на Верхнем Рейне с центрами Людвигсхафен (концерн «БАСФ»), на Нижней Эльбе.
      Химическая  промышленность – важнейший поставщик  исходных продуктов, полуфабрикатов и  конечной продукции, в частности, для  таких областей, как здравоохранение, автомобилестроение, строительная промышленность и частное потребление. Самые  современные технологии, инновационные продукты и активные научные исследования обеспечивают ей одну из ведущих позиций в мире. Наряду с химическими гигантами, принадлежащими к числу крупнейших концернов мира, здесь существуют и многочисленные средние фирмы.
      В среднем в 1999 г. в химической промышленности были заняты примерно 31000 человек. Весьма значительные усилия химическая промышленность предпринимает в области охраны окружающей среды. По многим показателям она играет здесь ведущую роль.
      Черная  металлургия – в прошлом одна из важнейших отраслей специализации промышленности, вошла с середины 70-х годов в число структурно-кризисных, с трудом, несмотря на высокий технический и технологический уровни, выдерживающих международную конкуренцию. Черная металлургия сейчас использует привозное сырьё, поэтому, новые центры черной металлургии расположены на берегу моря, то есть в портовых городах. Германия в начале 90-х выплавляла 31,0 млн. тонн чугуна. Стали, выплавлялось 40,8 млн. тонн в год. Стоимость экспорта составляла 2,6 миллиарда долларов, а импорта – 2,5 миллиарда долларов. Практически весь выплавляемый чугун используется в самой Германии. Почти вся сталь выплавляется кислородно-конвертерным и электроплавильным способами.
      Основные  центры черной металлургии – это  Рурский промышленный район, Саарбрюкен и его окрестности, Бремен, Франкфурт-на-Майне, Бранденбург. Заводы полного цикла есть также в Саарской области, Бремене, Зальцгиттере и Оснабрюке. Центров предельной металлургии и прокатных заводов намного больше.
      Цветная металлургия работает, главным образом, на импортном первичном сырье, а также собственном и импортном ломе цветных металлов; в связи с этим размещение ее предприятий определяется главным образом удобствами и дешевизной подвоза сырья и обеспеченностью соответствующими энергоресурсами. Поэтому сейчас появились новые промышленные центры на побережье морей. Основные центры: Галле, Райнфельден, Гамбург, Рурский промышленный район. Выплавка черновой меди сосредоточена почти полностью в Гамбурге и Люнене, рафинированной – в них же, а также в Оснабрюке, Любеке, Хеттштедте.
      Лёгкая  промышленность, как и другие отрасли промышленности Германии, высокоразвита, хотя сейчас значительно сократился рынок сбыта, поэтому темпы роста значительно снизились. Страна вынуждена ввозить ткани и обувь в большом количестве. Продукция старинных текстильных районов и центров вокруг Рура (Крефельд, «Бергешис Ланд», Мюнстерланд) и на юге (Аугсбург и северо-восток Баварии) оказались под давлением тканей «из реторты» – химических, и прежде всего синтетических волокон. Основные центры лёгкой промышленности – это города запада Германии, Рурский промышленный район, юг Германии, восток Германии, Берлин.
      Пищевая промышленность базируется на продукции  сельского хозяйства и её переработке, поэтому она представлена такими отраслями как пивоварение, виноделие и др. Виноделие развито в долине Рейна и к западу от него. В Германии производится около 4000 сортов пива; пивоваренные заводики есть во многих мелких городах. Однако треть пива идёт на экспорт. Рейнские и Мозельские виноградные вина известны и за пределами страны. Долину Мозеля со знаменитыми виноградниками, называют «винной дорогой».

3.2 Сфера услуг

      Развитие  сферы услуг Германии, несколько  отстает от уровня других развитых стран. Несмотря на сохраняющуюся «сверхиндустриализацию», экономике ФРГ свойственно снижение в структуре ВВП и занятости населения доли материального производства и рост доли отраслей сферы услуг. В настоящее время в разнообразных отраслях сферы услуг ФРГ занято около 53% населения, при этом наибольший удельный вес приходится на торговлю и транспорт (19%). Сфера государственного управления занимает около 15%. В Германии в сфере услуг создано и меньшее количество рабочих мест. Тем не менее, Германия в мировом хозяйстве специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме. Германия располагает весьма высокоразвитой инфраструктурой: отличная сеть автомобильных и железных дорог, одни из крупнейших в Европе и мире воздушные гавани (Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен) и морские порты (Гамбург, Бремен). В сфере транспорта применяются самые передовые технологии (к примеру, скоростные поезда собственного производства Inter City Express).
      Поскольку Германия расположена в самом  центре Европы, ее густая транспортная сеть не только обслуживает потребности ее собственной высокоразвитой, передовой экономики, но и обеспечивает связи с соседними странами. В связи большой интенсивностью хозяйственных связей с соседями в общем грузообороте всех видов транспорта велика доля трансграничных перевозок. В суммарном грузообороте основную роль играет автомобильный транспорт (около 2/3), за которым следуют железнодорожный (около 1/6), внутренний водный (около 1/7), трубопроводный (около 3,5%). В пассажирообороте еще больше доля автомобильного транспорта (более 9/10) и меньше доля железнодорожного (около 6%).
      Рост  автомобильного транспорта в пассажирообороте объясняется ростом числа легковых автомобилей индивидуального пользования, которое превысило в Германии в 2003 г. 44,9 млн. а в грузоперевозках  – экономичностью и удобствами доставки грузов.
      Государственные органы в Германии с 30-х годов  традиционно уделяют большое  внимание развитию сети автодорог высшего  класса – автострад, не имеющих пересечений  на одном уровне, общая протяженность  которых приблизилась к 12 тыс. км. Из общей протяженности железных дорог электрифицировано около 2/5. В условиях сосуществования ФРГ и ГДР в обоих государствах приоритетным было направление Север – Юг, обеспечивающее связи морских портов с глубинными районами. После объединения Германии наиболее приоритетным стало широтное направление.
      Рейн  является главной водной транспортной артерией Германии, отличающийся ровным и спокойным течением. Он судоходен  вплоть до Рейнфельдена. На Рейне находится  ряд крупных портов, в том числе  Дуйсбург – крупнейший в мире речной портовый комплекс с грузооборотом 40-55 млн. тонн в год.
      Общая протяженность внутренних водных путей  на территории Германии – около 6,8 тыс. км. Густота их больше в Восточной  Германии, но пропускная способность  больше в Западной. Суммарный годовой объем перевозок составляет обычно 230–260 млн. тонн, из которых более 2/3 приходится на межгосударственные перевозки.
      Морской флот Германии по общему тоннажу находится  в мире в третьей десятке, но по тоннажу контейнеровозных судов  уступает только США, Панаме и Тайваню. Суммарный грузооборот германских морских портов составляет более 200 млн. т в год. Крупнейший морской порт Германии – Гамбург, с годовым грузооборотом в 65–80 млн. т в год и более. Главный нефтяной порт – Вильгельмсхафен. Прочие крупнейшие морские порты – Бремен с аванпортом Бременхафен, Эмден и Росток.А
      Авиационный транспорт во внешних сообщениях играет большую роль, чем во внутренних. Доля авиационного транспорта в обеспечении внешнеторговых перевозок Германии составляет по весу лишь 0,1%, но по стоимости – около 10%. Все крупнейшие ярмарочные центры располагают поблизости аэропортами.
      В объединенной Германии общая длина  железнодорожных путей достигла 44 тыс. км. Это играет особую роль, как  для внутреннего туризма, так и для внешнего.
      Важным  нововведением для железнодорожного транспорта ФРГ стало широкое  использование скоростных пассажирских поездов типа «Интер-Сити-Экспресс», на многих направлениях отходящие в  часы «пиковых» нагрузок в среднем  с часовым интервалом. Благодаря комфортабельности и хорошим техническим характеристикам такие экспрессы, без остановок ездящие между центрами крупных городов, составляют серьезную конкуренцию авиационному транспорту на расстояниях до 800 км. Практически все дороги приспособлены для движения высокоскоростных поездов (до 280 км/ч).
      Особого внимания заслуживает банковская сфера.
      Банковский сектор в стране, так же как и во многих других странах, двухуровневый. Первый уровень банков – это Центральный банк страны – «Бундесбанк»; в настоящее время по размерам своих активов он считается самым могущественным среди банков мира. Второй уровень – это разветвленная система коммерческих частных кооперативных и прочих банков и банковско-кредитных учреждений. В Германии действует более 3 тыс. банков – от крупных коммерческих до мелких государственных сберегательных банков. На долю четырех крупнейших коммерческих банков Германии – «Дойчебанк», «Хипо Ферайнсбанк», «Дрезден Банк» и «Коммерцбанк» - приходится 15 % депозитов внутреннего рынка.
      В рамках тенденции к специализации банковской деятельности следует отметить создание принадлежащих банкам узкоспециализированных компаний, занимающихся одним-двумя видами банковских операций.
      Туризм в Германии обеспечивает 8 процентов внутреннего ВВП страны. Непосредственно в туристической сфере почти 3 миллиона рабочих мест. Здесь действуют в основном предприятия малого и среднего бизнеса, что открывает широкие возможности для начинающих предпринимателей.
      В среднем от 2 до 3 процентов чистого  оборота туризма (без налога на добавленную стоимость) поступают в виде налога на промысел, поземельного налога, а также части поступлений от налога на зарплаты и прибыль в кассы коммун.
      Концепция развития национальной туристической  отрасли базируется на 4-х «китах»: «Культурный туризм», «Агротуризм», «Событийный туризм», «Интернет-технологии».
      В Германии не существует отдельного министерства или департамента по туризму, поскольку  это не та страна, которая охотно посещается туристами, как Италия или  Испания. Вся туристическая система принадлежит министерству экономики. В Германии существует Федеральный туристический союз, представители этого союза работают в парламенте, и есть Национальный совет по туризму, который входит в министерство экономики. Таким образом, существует достаточно рычагов, чтобы лоббировать интересы туризма на всех уровнях.
      Весь  немецкий выездной туризм – это  частная собственность. Но государство  выделяет определенные суммы для  поддержания въездного туризма.

3.3 Сельское хозяйство

      Германия обладает высокопроизводительным сельским хозяйством. Около 70% товарной продукции сельского хозяйства дает животноводство, нуждам которого во многом подчинено растениеводство: площади под кормовыми культурами значительно больше, чем под продовольственными. Большое количество кормового зерна, особенно кукурузы, импортируется.
      Германия  – страна преимущественно мелких семейных ферм. В период 1994–1997 гг. доля земельных участков сельскохозяйственных предприятий, превышающих 50 га, возросла с 11,9 до 14,3%. Более крупные по размерам хозяйства располагаются в основном в Шлезвиг-Гольштейне и на востоке Нижней Саксонии. Небольшие фермы преобладают в Центральной и Южной Германии. Одновременно произошло резкое сокращение числа занятых в сельском хозяйстве, с 24% от общей численности самодеятельного населения в 1950 г. до 2,4% в 1997 г. Значительная часть занятых на мелких фермах представлена сезонными рабочими и другими категориями временно занятых работников, имеющими основной источник дохода в иных секторах хозяйства.
      В районах с высоким естественным плодородием почв главными культурами являются пшеница, ячмень, кукуруза и сахарная свекла. Более бедные почвы Северогерманской низменности и средневысотных гор традиционно используются под посевы ржи, овса, картофеля и естественные кормовые культуры. Традиционный характер немецкого сельского хозяйства существенно изменил технологический прогресс. Сегодня ценятся больше так называемые легкие почвы, ввиду их пригодности к машинной обработке, с использованием искусственных удобрений; например, кукуруза теперь широко возделывается и на Северогерманской низменности, где она вытесняет картофель.
      Из  общего производства зерна в Европейском  союзе на Германию приходится несколько  более 1/5, но выделяется она главным  образом производством ржи (3/4 сбора), овса (около 2/5) и ячменя (более 1/4). С районами посевов пшеницы во многом совпадают ареалы возделывания сахарной свеклы.
      Из  кормовых зерновых наиболее велико значение ячменя; некоторые сорта ярового  ячменя выращиваются специально для  использования при производстве пива, считающегося в Германии национальным напитком (потребление на душу населения – около 145 л в год). Крупнейший в мире ареал хмелеводства Халлертау расположен в Баварии.
      Большое значение имеет выращивание кормовых корнеплодов (кормовой свеклы и др.), кукурузы на зеленый корм и силос, люцерны, клевера и других кормовых трав. Из масличных наибольшее значение имеет рапс, посевы которого более чем в 10 раз превышают посевы подсолнечника.
      Теплый  климат речных долин, межгорных котловин и низменностей юго-западной Германии благоприятствует возделыванию таких культур, как табак и овощи; последние выращивают также в зоне приэльбских маршей ниже Гамбурга и в районе Шпревальда к югу от Берлина. Фруктовые насаждения особенно характерны для горных склонов Южной Германии, низовьев Эльбы под Гамбургом, района Хафельских озер около Потсдама и окрестностей Галле.
      Виноградарство, превосходит по товарной продукции  плодоводство и овощеводство, вместе взятые. Виноградники расположены в  основном в долинах Рейна, Мозеля и других рек южной Германии, а также в долине Эльбы под Дрезденом.
      Скотоводство  – основная отрасль животноводства в Германии, оно дает более 2/5 всей товарной продукции сельского хозяйства, причем основная часть приходится на молоко (около 1/4). Второе место по значению занимает свиноводство. Самообеспеченность страны по молоку и говядине систематически превышает 100%, но по свинине составляет менее 4/5.
      Скотоводство  молочно-мясного направления наиболее характерно для хорошо увлажняемых  приморских, альпийских и предальпийских районов, богатых лугами и пастбищами, а также для периферии городских агломераций. Из-за довольно холодной зимы распространено стойловое содержание скота. Свиноводство развито повсеместно, но особенно в районах, близких к портам ввоза импортных кормов, районам возделывания сахарной свеклы, картофеля и кормовых корнеплодов. В агропромышленном комплексе сельское хозяйство играет подчиненную роль. Забой скота осуществляется на 95% на промышленных бойнях, переработка молока – на молокозаводах, входящих обычно в системы либо промышленных и промышленно-торговых концернов, либо принадлежащих на паях кооперативным объединениям самих сельских хозяев.
      Бройлерное  производство, производство яиц, телятины, а также свиноводство концентрируются в крупных животноводческих хозяйствах, размещение которых мало зависит от природных факторов.
      По  объему сельскохозяйственного производства, производства зерна и продукции  животноводства Германия уступает лишь Франции, а по производству молока занимает первое место в рамках ЕС. Эффективность сельскохозяйственного производства в Германии существенно выше среднего уровня по ЕС. Вместе с тем ФРГ отстает по средней урожайности кукурузы и сахарной свеклы.
      В компетенцию государственных органов  в области сельского хозяйства входит:
      решение вопросов по изменению аграрной структуры;
      кредитованию и финансированию сельского хозяйства;
      регулированию рынков сельскохозяйственной продукции.
      Правительство Германии оказывает финансовое содействие в сложном процессе адаптации и интеграции восточногерманского сельского хозяйства в Европейское сообщество. Помощь оказывается и в преобразовании бывших сельскохозяйственных кооперативов в конкурентоспособные фирмы, что уже приносит свои плоды: многие единоличные фирмы получили значительную прибыль, а в частности, за счёт крупных обрабатываемых площадей.
      Кроме производства продуктов питания  Германии сельское хозяйство выполняет  дополнительные задачи, значение которых  постоянно возрастает. Это сохранение и защита природных основ жизни, охрана привлекательных ландшафтов для жилых районов, расселения, размещения экономики и проведения отдыха, поставка промышленности аграрных сырьевых материалов.
 

4. Внешнеэкономическая  политика

      Германия, являясь третьим по экономической  мощности государством мира, в начале XXI века стремится играть в современных условиях ведущую роль и на международной политической арене. В настоящее время ФРГ, наряду с Японией, не без оснований претендует на постоянное членство в Совете Безопасности ООН.
      Свою  внешнюю политику ФРГ проводит в тесном союзе со своими партнёрами по Европейскому союзу и НАТО. Германия является одной из ведущих и влиятельных держав Евросоюза. Она занимает 1-е место в Европе по объему промышленного производства и экспорту капитала. Наряду с Францией, Великобританией и Италией она располагает наибольшим количеством голосов для голосования в Совете министров ЕС (по 10 голосов) и наибольшей квотой представительства в Европарламенте (99 мандатов).
      Основные  направления германской внешней  политики:
    дальнейшее развитие ЕС, углубление интеграции не только в экономической, но и во внутри- и внешнеполитической сферах, а также формирование общей внешней политики и политики безопасности;
    преобразование институциональной структуры ЕС для повышения эффективности Союза в условиях глобализации и расширения ЕС на восток;
    обеспечение эффективной интеграции в ЕС новых членов;
    укрепление общеевропейского сотрудничества в рамках ОБСЕ;
    дальнейшее развитие НАТО и трансатлантического сотрудничества, недопущение напряжённости и конфликтов внутри организации при обнаружении разногласий;
    усиление роли международных организаций, прежде всего ООН, и более активное участие Германии в их деятельности;
    укрепление и уважение прав человека во всем мире; расширение партнёрских отношений со странами–соседями ЕС – регионами Средиземноморья, Ближнего Востока и СНГ;
    обеспечение устойчивого развития в мире, предупреждение возникновения глобальных катастроф.
      Центральными  остаются задачи разоружения, контроля за вооружениями и нераспространение оружия массового поражения.
      Большое внимание уделяется в Германии развитию отношений с Россией. Германия проявляет  большой интерес к импорту  российского природного газа и нефти, участию германского капитала в  их разработке и транспортировке. Значительно расширилось сотрудничество между крупнейшими компаниями двух стран «Газпромом» и «Рургазом».
      В последние годы расширилось экономическое  сотрудничество Германии с Китаем, Индией, где создаются германские торговые представительства и многочисленные совместные предприятия. В эти страны интенсивно проникает германский капитал. Германию особенно интересуют японские, тайванские, южнокорейские разработки новейших технологий.
      Особенно  активизировались в последнее время  отношения с Турцией. Как известно, в Германии постоянно расширяется турецкая диаспора, а Берлин стал самым большим после Стамбула и Анкары «турецким» городом. Турция становится важнейшим внешнеэкономическим партнером Германии и своеобразными «воротами» на Ближний и Средний Восток. Товарооборот с этой страной в 2001 г. составил уже 2% от суммарного показателя Германии во внешней торговле.
      Активизация развития внешнеэкономических отношений Германии с Африканскими государствами на современном этапе является составной частью глобализации внешней политики Германии. Ежегодный объем германской помощи развитию стран Африки на протяжении двух последних десятилетий стабильно превышает 1 млрд. дол. и фактически достигает уровня американской. Самыми большими получателями германской помощи являются Египет, Тунис, Марокко, Судан, Танзания. На Африку приходится до 2,2% внешней торговли ФРГ. Важнейшими торговыми партнерами Германии в настоящее время являются ЮАР, Ливия, Алжир, Тунис, Нигерия.
      Внешние связи играют ключевую роль в экономической жизни Германии. С самого начала она выступала за тесные межотраслевые связи в мировой экономике и принцип международного разделения труда. В соответствии с этим строится и внешнеторговая политика Германии. Федеративная Республика выступает за дальнейшую либерализацию мировой торговли с более сильным учетом экологических и социальных аспектов в духе устойчивого развития. Открытость по отношению к внешнему миру привела к тому, что Германия – после США – имеет второй по объему внешнеторговый оборот в мире.
      В настоящее время примерно 24,3 % всех занятых в немецкой экономике прямо или косвенно работают на экспорт. Это означает, что примерно каждое четвертое рабочее место в Германии зависит от экспорта. В обрабатывающей промышленности эта зависимость еще выше: четверть всей ее продукции идет на экспорт. Важнейшие экспортные товары: были автомобили, станки, изделия химической и электротехнической промышленности.
      Тесное  переплетение немецкой экономики с  мировым хозяйством влечет за собой  и определенную зависимость. Германия чутко реагирует на все помехи в мировой торговле и на изменения мировой конъюнктуры: это затрагивает рабочие места, капиталовложения, доходы и уровень жизни. Для позитивного непрерывного развития немецкого народного хозяйства важными предпосылками являются стабильная мировая экономика, свобода торговли и упорядоченная валютная система.
      Показатели  внешнеторговой деятельности Германии можно представить в следующей  таблице:
      Таблица 4.1 - Динамика внешней торговли германии (1995-2002)
  1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
млн. долл.
Товарооборот 988,073 983,011 958,043 1014,815 1015,032 1045,53 1002,738 1104,49
Экспорт 523,802 524,228 512,427 543,397 542,871 550,15 517,358 612,59
Импорт 464,271 458,783 445,616 471,418 472,161 495,38 485,38 491,9
Сальдо 59,531 65,445 66,811 71,979 68,915 68,915 68,915 68,915
 
      Ситуация  в 2002 году не значительно изменилась по сравнению с 2001 г. Экспорт увеличился до 612,59 млрд. долл. (+7,5%) или 9,5% мирового товарного экспорта (США – 693,9 млрд. долл. или 10,7% соответственно), импорт достиг 491,9 млрд. долл. (+1,4%).
      Несмотря на рост экспорта по сравнению с импортом, германская внешняя торговля переживает трудные времена: высокий курс евро по отношению к доллару не только ведет к росту цен на товары, вывозимые в США, но и оказывает негативное влияние на германский экспорт на важные для ФРГ рынки стран Азии, поскольку курс валют стран этого региона по отношению к евро, так же как и курс доллара, существенно снизился. В то же время усиливается конкуренция азиатских производителей, которые предлагают свою продукцию в странах еврозоны по более низким ценам.
      Важнейшими  торговыми партнерами Германии являются промышленные государства Запада. Благодаря  продолжающемуся процессу экономической  интеграции стран ЕС стремительное  развитие получила внутриевропейская торговля.
      Франция по-прежнему остается важнейшим торговым партнером Германии. В 1999 г. стоимость  немецкого  экспорта во Францию составила около 112,9 млрд. марок, импорта – примерно 87,9 млрд. марок. Вторым по величине рынком сбыта продукции Германии – после Франции – стали США (100,8 млрд. марок).
      В 1999 г. вырос объем внешней торговли со странами Центральной и Восточной  Европы, включая страны СНГ. По сравнению  с предыдущим годом товарооборот с ними вырос на 1,8 проц. И составил 192,5 млрд. марок. Польша закрепила за собой позицию ведущего торгового партнера Германии на востоке Европы. Торговый оборот между Польшей и Германией составил почти 42 млрд. марок. На втором месте Чехия (39,5 млрд.).
      Следует отметить существенные изменения в  структуре германского экспорта готовых изделий в последние годы. Стремительно развивался вывоз наиболее высокотехнологичных прогрессивных видов машин и оборудования.
      На  долю продукции машиностроения и  химии в настоящее время приходится свыше 2/3 всего товарного вывоза Германии, т.е. конъюнктура в традиционных «старых» отраслях продолжала оказывать решающее воздействие на динамику товарного экспорта этой страны в целом.
      Одновременно  продолжалось снижение в германском экспорте доли сырья, сельхозяйственных товаров и продовольствия, продукции легкой промышленности, а также черной и цветной металлургии.
      В импорте основная доля приходилась  также на готовые промышленные товары и полуфабрикаты. Эти группы и  дали основной прирост импорта за счет таких товаров, как автомобили, подъемно-транспортные средства, электротехнические изделия, текстиль, одежда, энергоносители, цветные металлы, стальной прокат, минеральное сырье.
      Германия  испытывает недостаток во многих видах  ресурсов, поэтому она - крупный нетто-импортер непродовольственного сырья, продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности (включая мебель), цветных и редких металлов, их сплавов, а также одежды, обуви, туристического снаряжения. Однако по нескольким сырьевым товарам у ФРГ положительное сальдо - это торговля шкурами, кожами и мехами, а также текстильными волокнами.
      В то же время повышается роль сферы  услуг. Однако интенсивность мировой торговли услугами ниже, чем торговли товарами. По доли торговли услугами во всем обороте Германия уступает другим ведущим странам: в 2000 г. он составил 17,3%, тогда как в США - 20,3%, Японии - 18,8%, Великобритании - 25,7%, Франции 19,7%.
      Крупных сдвигов в географии германского  экспорта в последнее десятилетие  не произошло. Основное количество германских товаров (57%) направляется в соседние страны - государства ЕС.
      Вторым  по значению регионом сбыта германских товаров являются США. Япония занимает сравнительно скромное место в германском экспорте (около 4,1%). Традиционным направлениям экспортной активности в странах  Латинской Америки и Африки в 90-е годы уступает место усиление ориентации на азиатские НИСы и Китай, но особенно - на регион Восточной и Центральной Европы.
      Германия - главный партнер Беларуси на Западе. Удельный вес Германии в общем объеме внешнеторгового оборота Республики Беларусь в 2001 г. составил 15,37%; экспорт в ФРГ - 8,15%, а импорт - 24,10%.
      Продукция химической промышленности составляет основу белорусского экспорта в ФРГ (28%), на втором месте -текстиль и одежда (19%). Точная механика и приборы составляют в общем объеме экспорта 10%. Дерево, продукты деревообработки и продукция пищевой промышленности составляют по 8%, изделия из стали и железа - 5%, кожа -4%, транспортные средства (тракторы) - 3% экспорта.
      Создаются совместные предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции; сотрудничество в области производства и реализации калийных удобрений между производственными объединениями «Беларуськалий» и немецким концерном «Кали унд зальц»; на «БелавтоМАЗе» организовано производство автобусов совместно с фирмой «Неоплан». Результатом экономического сотрудничества с ФРГ является также выпуск современных большегрузных автомобилей «МАЗ-МАН». Участниками совместного предприятия являются "МАН Нутцфарцойге АГ" (51%) и "БелавтоМАЗ" (39%).
      Производством и сбытом продукции медицинского назначения занимается СП "Фребор" в г.Борисов. Объем его поставок составляет около 10% общего экспорта Беларуси в Германию.
      В течение ряда лет работает совместное предприятие по производству обуви "Белвест".
      Германские фирмы участвуют в деятельности свободных экономических зон на территории Беларуси. К примеру, СЭЗ "Брест".
      Расширяется и межбанковское сотрудничество Республики Беларусь с "Камерцбанком", "Дойчбанком" и "Дрез-денбанком".
      С 1992 г. действует Белорусско-Германский Совет экономического сотрудничества в области сельского хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции; химической и фармацевтической промышленности, производства химического оборудования; машиностроения и автомобилестроения; электроники и приборостроения; строительства и строительных материалов; в банковском деле и страховании.
      В целом ФРГ остается белорусским торговым партнером «номер один» среди стран дальнего зарубежья.
 

5. Финансовая система страны

Бюджет  выступает главным звеном финансовой системы Германии, его структура и бюджетный процесс соответствуют федеративному характеру государственного строя. В госбюджет включаются доходы и расходы трех уровней административного управления - федерации (центральный бюджет), земель (региональные бюджеты), и общин (местные бюджеты). Сводный (консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и расходов бюджетов всех трех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций). С 1974 г. в госбюджет включаются средства фонда социального страхования и социального обеспечения.
Бюджетный год в ФРГ совпадает с календарным. Федеральный бюджет утверждается бундестагом (парламентом). Составление, утверждение  и исполнение федерального бюджета  предусматривает определение ожидаемых доходов и расходов в бюджетном плане и ведение бюджетного учета, фактическое отражение исполнения бюджета.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.