Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Система международных и российских стандартов качества

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Введение……………………………………………………………….3
1. Сущность и  роль качества  продукции……………………………4
2. Основные понятия,  термины и определения
 в сфере  управления качеством………………………………………5
3. Система международных  и российских стандартов качества…..15
Заключение……………………………………………………………27
Список используемой литературы………………………………….30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
          Качество  продукции – совокупность свойств  товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Качество продукции в условиях современного производства – важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия, поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание.
          Проблема повышения  качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.  
         Заниматься  качеством должны все участники производственного процесса - от директора предприятия – до конкретного исполнителя любой операции. Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.
            Системы управления качеством, действующие  на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и  практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и  принципы, которые могут применяться  в каждой из них. Управление качеством – действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Управление качеством продукции основывается на стандартизации, которая представляет собой нормативно-техническую основу, определяющую прогрессивные требования к продукции, изготовленной для нужд национального хозяйства, населения, экспорта.  
            Проблема  качества в современных условиях является важнейшим показателем  повышения уровня жизни, экономической, социальной, экологической безопасности, а конкурентоспособность – фактором экономической стабильности и устойчивого развития общества.  

1. Сущность и роль качества продукции.
          В настоящее время качество подразумевает  ориентацию на потребителя, который представляет собой арбитра продукции. В связи с этим качество должно быть соотнесено с нуждами потребителя и его ожиданиями.
           Качество включает в себя множество компонентов. Прежде всего к ним относятся технико-экономические показатели качества продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики.
            Показатели назначения продукции, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоёмкости, наукоёмкости - определяющие в этом ряду.
           В последние годы все большее значение приобретают и такие свойства и характеристики продукции, как экологические, эргономические, эстетические.
          Экологические показатели характеризуют соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном  природопользовании. Эргономические связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация, запыленность и др.), антропометрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования.
          Эстетические показатели определяют внешнюю форму и вид продукции, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и так далее.
          При определении уровня качества товара следует учитывать нормативные составляющие: соответствие продукции обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке в странах-партнерах, куда предполагается поставлять (СЕ в Европе или Росстандарт в России). Это особенно важно в связи с тем, что уже сам по себе факт несоответствия выпускаемого изделия принятым на конкретном рынке стандартам качества снимает вопрос о возможности поставки и сводит на нет всю остальную работу по повышению уровня качества изделия. Таким образом, при планировании выхода на новый рынок в первую очередь следует получить информацию по утвержденным в законодательном порядке или принятым в торговой практике стандартам качества и учесть их в работе по совершенствованию продукта. Особенному ужесточению подлежат в настоящее время в большинстве стран стандарты качества, обеспечивающие экологическую чистоту, высокую степень унификации продукции, меры безопасности и защиты здоровья человека.
         Важным критерием определения качества изделия и соответственно его конкурентоспособности является обеспечение патентной чистоты и патентной защиты товара Патентная чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения, использованные при производстве данного товара, осуществлены только разработчиками предприятия-изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии и не подпадают под действие патентов в конкретных странах. При наличии лицензионного соглашения, позволяющего производить продукцию по данной технологии, . предприятие-изготовитель может ее производить для продажи, как правило, только на своем внутреннем рынке, если в соглашении не было специально оговорено право поставки товара на экспорт. Если в какой-либо стране данный товар запатентован не нашей фирмой, мы не можем его там продавать, — в противном случае предприятие будет подвергнуто суровому штрафу. Отсутствие патентной чистоты делает продукцию неконкурентоспособной на соответствующем рынке и служит серьезным препятствием к развитию экспортной деятельности. 

2. Основные понятия,  термины и определения  в сфере управления  качеством.
УПРАВЛЕНИЕ  КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ ТЕРМИНЫ  И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ГОСТ 15467-79  
(СТ СЭВ 3519-81)

        Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке и технике термины и определения основных понятий в области управления качеством продукции.
         Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, технической и справочной литературе. В остальных случаях применение этих терминов рекомендуется.
Для каждого  понятия установлен один стандартизованный  термин.
Применение терминов-синонимов  стандартизованного термина запрещается.
Установленные определения разрешается при  необходимости и изменять по форме  изложения, не допуская нарушения границ понятий.
Допускается применение отраслевых терминов, не установленных  настоящим стандартом, отражающих специфические  особенности продукции отрасли.
В справочном приложении даны пояснения и примеры к  ряду терминов.
В стандарте  приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.
Стандарт полностью  соответствует СТ СЭВ 3519-81.
Термин Определение
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
1. Изделие По ГОСТ 15895-77
2. Свойство продукции Объективная особенность продукции, которая  может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении
3. Качество продукции Совокупность  свойств продукции, обусловливающих  ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с  ее назначением
4. Показатель качества  продукции Количественная  характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно  к определенным условиям се создания и эксплуатации или потребления
(Измененная  редакция, Изм. № 1).
5. Признак продукции Качественная  или количественная характеристика любых свойств или состояний  продукции
6. Параметр продукции Признак продукции, количественно характеризующий  любые ее свойства или состоянии
2. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
7. Единичный показатель  качества продукции Показатель  качества продукции, характеризующий  одно из ее свойств
8. Комплексный показатель  качества продукции Показатель  качества продукции, характеризующий  несколько ее свойств
9. Определяющий показатель  качества продукции Показатель  качества продукции, по которому принимают  решение оценивать ее качество
10. Интегральный показатель  качества продукции Показатель  качества продукции, являющийся отношением суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции  к суммарным затратам на се создание и эксплуатацию или потребление
(Измененная  редакция, Изм. № 1).
11. Индекс качества  продукции Комплексный показатель качества разнородной продукции, выпущенной за рассматриваемый интервал, равный среднему взвешенному относительных  значений показателей качества этой продукции
12. Коэффициент дефектности продукции Среднее взвешенное; количество дефектов, приходящееся на единицу продукции
13. Индекс дефектности продукции Комплексный показатель качества разнородной продукции, выпущенной за рассматриваемый интервал, равный среднему взвешенному коэффициентов  дефектности этой продукции
14. Коэффициент сортности продукции Отношение суммарной стоимости продукции, выпущенной за рассматриваемый интервал времени, к суммарной стоимости  этой же продукции в пересчете  на наивысший сорт
15. Коэффициент весомости  показателя качества  продукции Количественная  характеристика значимости данного  показателя качества продукции среди  других показателей ее качества
16. Базовое значение  показателя качества  продукции Значение  показателя качества продукции, принятое за основу при сравнительной оценке ее качества
17. Относительное значение  показателя качества  продукции Отношение значения показателя качества оцениваемой  продукции к базовому значению этого  показателя
18. Регламентированное  значение показателя  качества продукции Значение  показателя качества продукции, установленное  нормативной документацией
19. Номинальное значение  показателя качества  продукции Регламентированное  значение показатели качества продукции, от которого отсчитывается допускаемое  отклонение
20. Предельное значение  показателя качества продукции Наибольшее  или наименьшее регламентированное значение показателя качества продукции
21. Оптимальное значение  показателя качества  продукции Значение  показателя качества продукции, при  котором достигается либо наибольший эффект от эксплуатации или потребления  продукции при заданных затратах на ее создание и эксплуатацию или  потребление, либо заданный эффект при  наименьших затратах, либо наибольшее отношение эффекта к затратам
22. Допускаемое отклонение  показателя качества  продукции Отклонение  фактического значения показателя качества продукции от номинального значения, находящееся в пределах, установленных  нормативной документацией
23. Уровень качества  продукции Относительная характеристика качества продукции  основанная па сравнении значений показателей  качества оцениваемой продукции  с базовыми значениями соответствующих  показателей
24. Технический уровень  продукции Относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей Примечание. Техническое совершенство определяется по специальным картами технического уровня
 
3. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
25. Измерительный метод  определения показателей  качества продукции Метод определения  значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических  средств измерений
26. Регистрационный  метод определения  показателей качества продукции Метод определения  показателей качества продукции, осуществляемый на основе наблюдения и подсчета числа  определенных событий, предметов или  затрат
27. Расчетный метод  определения показателей  качества продукции Метод определения  значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе использования  теоретических (или) эмпирических зависимостей показателей качества продукции  от ее параметров
28. Органолептический  метод определения  показателей качества  продукции Метод определения  значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе анализа восприятий органов чувств
29. Экспертный метод  определения показателей  качества продукции Метод определения  значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе решения, принимаемого экспертами
30. Социологический  метод определения  показателей качества  продукции Метод определения  значений показателей качества продукции  осуществляемый на основе сбора и  анализа мнений ее фактических или  возможных потребителей
4. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА  ПРОДУКЦИИ
31. Оценка уровня качества продукции Совокупность  операций, выключающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой  продукции, определение значений этих показателей и сопоставление  их с базовыми
32. Оценка технического уровня продукции Совокупность  операций, включающая выбор номенклатуры показателей, характеризующих техническое  совершенство оцениваемой продукции, определение значений этих показателей  и сопоставление их с базовыми
33. Дифференциальный  метод оценки качества  продукции Метод оценки качества продукции, основанный на использовании  единичных показателей ее качества
34. Комплексный метод,  оценки качества  продукции Метод оценки качества продукции, основанный на использовании  комплексных показателей ее качества
35. Смешанной метод  оценки качества  продукции Метод оценки качества продукции, основанный на одновременном  использовании единичных и комплексных  показателей ее качества
36. Статистический метод  оценки качества  продукции Метод оценки качества продукции, при котором  значения показателей качества продукции  определяют с использованием правил математической статистики
37. Годная продукция Продукция, удовлетворяющая всем установленным  требованиям
38. Дефект Каждое  отдельной несоответствие продукции  установленным требованиям
39. Дефектная единица  продукции По ГОСТ 15895-77
40. Дефектное изделие Изделие, имеющее хотя бы один дефект
41. Явный дефект Дефект, для выявления которого в нормативной  документации, обязательной для данного  вида контроля, предусмотрены соответствующие  правила, методы и средства
42. Скрытый дефект Дефект, для выявления которого в нормативной  документации, обязательной для данного  вида контроля, не предусмотрены соответствующие  правила, методы и средства
43. Критический дефект Дефект, при наличии которого использование  продукции по назначению практически  невозможно или недопустимо
44. Значительный дефект Дефект, который, существенно влияет на использование  продукции по назначению и (или) на ее долговечность; но не является критическим
45. Малозначительный  дефект Дефект, который существенно не влияет на использование продукции по назначению и ее долговечность
46. Устранимый дефект Дефект, устранение которого технически возможно и экономически целесообразно
47. Неустранимый дефект Дефект, устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно
48. Брак Продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов
49. Исправимый брак Брак, все  дефекты, в котором, обусловившие забракование продукции, являются устанимыми
50. Неисправимый брак Брак, в  котором хотя бы один из дефектов, обусловивших забракование продукции, является неустранимым
51. Сорт продукции Градация  продукции определенного вида по одному или нескольким показателям  качества, установленная нормативной  документацией 
52. Категория качества  продукции Градация  качества продукции определенного  вида, устанавливаемая при государственной  аттестации
5. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ  ПРОДУКЦИИ
53. Управление качеством  продукции Действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или  потреблении продукции, в целях  установления, обеспечения и поддержания  необходимого уровня ее качества
54. Система управления  качеством продукции Совокупность  управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с  помощью материально-технических  и информационных средств при  управлении качеством продукции
55. Государственная  аттестация продукции Система организационно-технических  и экономических мероприятий, предусматривающих  отнесение продукций к категориям качества и направленных на планомерное  повышение ее качества и своевременное  внедрение научно-технических достижений
56. Качество труда работника Совокупность  свойств процесса трудовой деятельности, обусловленных способностью и стремлением  работника выполнить определенное задание в соответствии с установленными требованиями
57. Показатель качества  труда работника Количественная  характеристика свойств процесса труда  и его результатов, составляющих их качество
58. Качество создания  продукции Совокупность  свойств процесса создания продукции, от которых зависит соответствие этого процесса и его результатов  установленным требованиям Примечание. Термин «Качество эксплуатации продукции» определяется аналогично.
(Измененная  редакция, Изм. № 1).
59. Показатель качества  создания (эксплуатации) продукции Количественная  характеристика свойств, составляющих качество процесса создания (эксплуатации) продукции и результатов этого  процесса
60. Показатель эффективности  использования продукции Количественная  характеристика степени достижения полезных результатов при использовании  продукции в конкретной эксплуатационной ситуации с учетом эксплуатационных затрат
61. Прогнозирование  качества продукции Определение вероятных значений показателей  качества продукции, которые могут  быть достигнуты к заданному моменту  или в течение заданного интервала  времени
62. Планирование качества продукции Установление  обоснованных заданий по выпуску  продукции с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент времени или в течение заданного  интервала времени
63. Контроль качества  продукции Проверка  соответствия показателей качества продукции установленным требованиям
(Измененная  редакция, Изм. № 1).
64. Технический контроль По ГОСТ 16504--81
65. Система ведомственного контроля По ГОСТ 16504-81
66. Надзор за качеством продукции Контроль  качества продукции осуществляемый специальными органами
67. Квалиметрия Область науки, предметом которой являются количественные методы оценки качества продукции
65-67. (Измененная редакция, Изм. № 1).
68. Управляющий орган  в системе управления  качеством продукции Часть системы  управления качеством продукции, вырабатывающая управляющее воздействие
69. Объект управления  в системе управления  качеством продукции Часть системы  управления качеством, на которой реализуются  управляющие воздействия
70. Уровень управления качеством продукции Иерархическое положение управляющего органа в  системе управление качеством продукции
68-70. (Введены дополнительно. Изм. №  1).
 
3. Система международных  и российских стандартов  качества.
Система стандартизации России
          Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации. Органы по стандартизации – это органы, признанные на определенном официальном уровне, основная функция которых заключается в руководстве работами по стандартизации.
         Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), создавать технические регламенты.
К функциям Госстандарта относятся:
-выполнение роли заказчика разработки государственных стандартов, устанавливающих основополагающие и общетехнические требования, обязательные требования (требования безопасности продукции, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции);
-рассмотрение и принятие государственных стандартов, а также др. нормативных документов межотраслевого значения (инструкций, методических указаний и пр.), обязательных для министерств и др. органов государственного управления;
-обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной метрологической службы;
-осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением обязательных требований государственных стандартов за состоянием и применением измерительной техники;
-руководство работами по совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации;
-участие в работах по международному сотрудничеству в области стандартизации и использованию их результатов;
-издание и распространение государственных стандартов и др. нормативной документации, необходимой для информационного обеспечения работ по стандартизации;
-повышение качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке;
-нормативное обеспечение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами и участие Российской Федерации в международном разделении труда;
-обеспечение защиты интересов Российской Федерации при разработке международных и региональных стандартов.
Службы стандартизации – специально создаваемые организации  и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, региональном, отраслевом, предприятий (организаций).
Российские службы стандартизации – научно-исследовательские  институты Госстандарта РФ и технические  комитеты по стандартизации создаются  на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области  наиболее высокий научно-технический  потенциал.
Введенная в  действие с 1 января 1993 г. государственная система стандартизации (ГСС) регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. Ею предусмотрены демократизация процедур разработки стандартов и устранение монополизма в этой области.
ГСС регламентирует процессы построения, изложения и  распространения стандартов в Российской Федерации и включает пять основополагающих стандартов:
ГОСТ Р 1.0-92 Государственная  система стандартизации Российской Федерации. Основные положения;
ГОСТ Р 1.2-92 Государственная  система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных  стандартов;
ГОСТ Р 1.3-92 Государственная  система Российской Федерации. Порядок  согласования, утверждения и регистрации  технических условий;
ГОСТ Р 1.4-92 Государственная  система Российской Федерации. Стандарты  предприятия. Общие положения;
ГОСТ Р 1.5-92 Государственная  система Российской Федерации. Общие  требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.
Государственные стандарты Российской Федерации включают:
-обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
-обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;
-обязательные требования к контролю качества продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;
-параметрические ряды и типовое конструирование изделий;
-основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также утилизацию продукции;
-положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.
Система стандартизации Российской Федерации должна быть гармонизирована  с международными, региональными  и национальными системами и обеспечивать:
-защиту интересов потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры продукции, услуг и процессов, их безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды;
-повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;
-совместимость и взаимозаменяемость продукции;
-содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшение экономических показателей производства;
-создание нормативно-технической базы социально-экономических программ и крупных проектов;
-устранение технических барьеров в производстве и торговле, конкурентоспособность продукции на мировом рынке и эффективное участие в международном разделении труда;
-безопасность народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
-содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности.
Правильное использование  возможностей стандартизации на предприятии позволяет повысить эффективность его функционирования. При этом основными составляющими экономического эффекта на конкретном предприятии являются:
-снижение себестоимости производства стандартной продукции;
-увеличение продажной цены единицы изделия вследствие повышения его качества;
-рост объема сбыта продукции в результате увеличения спроса на более качественные изделия;
-уменьшение количества необходимых средств предприятия (как основных, так и оборотных) из-за сокращения длительности производственного цикла и более интенсивного использования оборудования при выпуске стандартной продукции.
Основой государственной  системы стандартизации является фонд законов, подзаконных актов, нормативных  документов по стандартизации, имеющий  четырехуровневую систему:
I. Техническое  законодательство – правовая  основа ГСС. Оно представляет  совокупность законов РФ, подзаконных  актов по стандартизации (постановлений  Правительства РФ, приказов федеральных  органов исполнительной власти), применяемых для государственного  регулирования качества продукции,  работ и услуг.
II. Государственные  стандарты, общероссийские классификаторы  технико-экономической информации, представлены государственными  стандартами РФ; межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов РФ; государственными стандартами СССР (ГОСТ); правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации; общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.
Ш. Стандарты  отрасли и стандарты научно-технических  и инженерных обществ представлены стандартами, сфера применения которых  ограниченна определенной отраслью народного хозяйства – отраслевыми  стандартами (ОСТ) или сферой деятельности – стандартами научно-технических  и инженерных обществ (СТО). Категория  ОСТ введена еще в 60-е гг., категория  СТО впервые введена в 1992 г.
IV .Стандарты  предприятий и технические условия  представлены НД, сфера действия  которых ограничена рамками организации  (предприятия) – стандартами предприятий  (СТП) и техническими условиями  (ТУ).
Таким образом, нормативные документы по стандартизации, действующие в Российской Федерации, подразделяются на следующие основные категории:
государственные стандарты Российской Федерации  – ГОСТ Р; 
общероссийские классификаторы технико-экономической информации – ОКТЭИ; 
межотраслевые стандарты РФ – ГОСТ; 
отраслевые стандарты – ОСТ; 
технические условия – ТУ; 
стандарты предприятий и объединений предприятий – СТП; 
стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО.

Государственный и межотраслевой уровни обеспечиваются действием международных и государственных  стандартов, разрабатываемых по всем стадиям жизненного цикла продукции. В них дается общая регламентация  всех отраслей хозяйства страны по управлению качеством продукции: терминология по качеству, оценка качества, рекомендации по созданию систем управления качеством (стандарт серии ИСО 9004).
Отраслевые стандарты – ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП (ЕСКД – единая система конструкторской документации, ЕСТД – единая система технологических документации, ЕСТПП – единая система технологической подготовки производства). Управление качеством в отрасли ведется по государственным стандартам и стандартам общих технических условий, а также по отраслевым стандартам ОСТам.
На уровне предприятия  стандартизация учитывает специфику  производства: вид продукции, серийность, особенности технологических процессов  и др. Эти нормы закрепляют в  стандартах предприятий.
       Наиболее многочисленная группа среди нормативно-технических документов по стандартизации – технические условия (ТУ). ТУ – это нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс технической документации и требований на соответствующую продукцию. Они регламентируют взаимоотношения изготовителей и потребителей в вопросах о качестве изделий при их изготовлении, контроле, приёмке и поставки. ТУ разрабатываются на продукцию, на которую стандарты не устанавливаются. ТУ могут уточнять и детализировать требования стандартов.
По оценкам  экспертов, применение стандартизации дает снижение себестоимости продукции  машиностроения на 10–20%, а затраты  на содержание заводской службы стандартизации составляют всего порядка 0,5% стоимости  продукции.
Если работы по стандартизации на конкретном предприятии  непосредственно направлены на повышение качества продукции, то затраты на их проведение первоначально выше ожидаемых результатов. Однако в дальнейшем на продукцию повышенного качества растет спрос потребителей и она может быть реализована по значительно большим ценам. Таким образом, рост объемов поступлений от продаж может компенсировать не только дополнительные затраты предприятия по улучшению качества, но и обеспечить в будущем более высокую прибыль по сравнению с той, которую давала продукция, выпускавшаяся ранее.
Если проводимые на предприятии работы по стандартизации не меняют качество выпускаемой продукции, то затраты на их проведение непосредственно перекрываются получаемой в рамках предприятия экономией сырья, материалов, времени, трудовых и финансовых ресурсов.
          Так, например, проведение работ по унификации сырья и материалов обеспечивает сокращение их типоразмеров в запасах предприятия, снижение уровня самих запасов, значительное сокращение необходимых складских площадей, улучшение материально-технического снабжения, экономию оборотных средств, ускорение их оборачиваемости и др., что в свою очередь положительно влияет на снижение издержек производства и обеспечивает рост прибыли предприятия.
Если служба стандартизации предприятия выполняет  функции базовой организации по стандартизации в своей под отрасли, то в круг ее первоочередных обязанностей входят также следующие:
разработка проектов стандартов на продукцию и методы ее испытаний для своей под отрасли;
согласование  проектов стандартов смежных отраслей;
экспертиза и  согласование проектов технических  условий, разработанных предприятиями на продукцию, закрепленную за базовой организацией.
         Если служба стандартизации предприятия выполняет функции головной организации по стандартизации в своей отрасли, то в перечень ее обязанностей входит также координация работ по стандартизации с директивными органами, Госстандартом России и его организациями, другими министерствами и ведомствами, соответствующими организациями этой отрасли.
Умелое использование  возможностей стандартизации руководителями предприятий может послужить хорошей предпосылкой для создания на них более эффективных систем управления качеством продукции. 

Система международных стандартов
         В ряде стран национальные стандарты по управлению качеством существуют с середины 70-х г. ХХ в. В первую очередь, они разрабатывались и применялись в целях обеспечения качества на этапах проектирования и производства в важнейших отраслях промышленности – авиации, космонавтике, производстве военной техники и т.д.
        Опираясь на национальный опыт в области стандартизации и применения систем обеспечения качества, Техническим комитет ИСО/ТК176 (ИСО – Международная организация по стандартизации) осуществляет методологическую и методическую работу в области межнациональных проблем стандартизации. Членами этой организации являются национальные органы и эксперты из стран всех регионов мира, крупных и малых, промышленных и развивающихся. ИСО разрабатывает стандарты и руководства, которые повышают ценность организаций всех типов и способствуют более свободной и беспристрастной торговле между странами, разработал и в 1987 г. опубликовал первые пять стандартов ИСО серии 9000. Помимо этого был разработан словарь терминов и их определений в области обеспечения качества — МС ИСО 8402.
           В настоящее время широкое распространение получили международные стандарты ИСО серии 9000, которые вместе с терминологическим стандартом ИСО 8402 отражают концентрированный мировой опыт управления качеством. Это стандарты:
·  МС 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»; 
·  МС 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»; 
·  МС 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»; 
·  МС 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»; 
·  МС 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания»; 
·  МС 8402 терминологический стандарт.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.