На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление финансовыми результатами предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………..……3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ  РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………….……6
1.1.Понятие финансовых результатов предприятия, сущность и показатели..6
1.2. Факторы  и методика анализа финансовых результатов предприятия…..9
1.3. Оценка  эффективности финансовых результатов предприятия………..25
2. АНАЛИЗ  ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ООО «БИЗНЕС-ТРЕЙД»..…35
2.1. Общая характеристика предприятия ………………………………..…….35
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей…….………..….38
2.3. Анализ финансовых  результатов ООО «Бизнес-Трейд»………………....50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………56
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….....59
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….62
 

ВВЕДЕНИЕ 

    В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).
    Рыночная  экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого  финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением рынка.
    Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями  и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы  развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития.
    Самостоятельно  планируемым показателем в числе  других стала прибыль. В условиях рыночной экономики основа экономического развития -прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источники его жизнедеятельности. Однако, нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.
    Основой рыночного механизма являются экономические  показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной  деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.
    Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки.
    Прибыль - это обобщающий показатель, наличие  которого свидетельствует об эффективности  производства, о благополучном финансовом состоянии.
    Финансовое  состояние предприятий - это характеристика его конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредито - способности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством: и другими организациями.
    Рост  прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.
    Анализ  финансовых результатов деятельности предприятия - важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.
    Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся  на распоряжении.
    Цель  данной работы заключается в изучении управления финансовыми результатами предприятия  (на примере ООО «Бизнес-Трейд»).
    Задачи  работы:
    - изучении теоретических основ управления финансовыми результатами предприятия;
    - анализ финансовых результатов  предприятия ООО «Бизнес-Трейд»;
    - рассмотрении мероприятий по  совершенствованию управления финансовыми результатами предприятия.
    Объектом  исследования является ООО «Бизнес-Трейд».
    Предмет исследования – финансовые результаты деятельности ООО «Бизнес-Трейд».
     Основными источниками для написания данной работы послужили учебно-методическая литература, периодические издания, данные отчетности ООО «Бизнес-Трейд» за 2007 – 2009 гг.
     Информационную  базу настоящей работы составляют данные бухгалтерской и финансовой отчетности, внутриорганизационная документация, научные труды учёных-экономистов: Шекшня С.В., Щур Д.Л., Титов В.И., Спивак В.А., Кибанов Л.Л. и других.
    Работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие финансовых  результатов предприятия,  сущность и показатели 

    Прибыль как экономическая категория  отражает финансовый результат хозяйственной деятельности организации и, по своей сути, является частью накоплений, выраженных в денежной форме.
    Прибыль характеризует достигнутый уровень эффективности использования основных и оборотных средств (через относительные показатели рентабельности), реализуемости производимой продукции, себестоимости. Количественно она представляет собой разность между выручкой-нетто и полной себестоимостью проданной продукции. Таким образом, чем больше объемы реализации рентабельной продукции, тем больше прибыль и, следовательно, тем лучше финансовое состояние организации. Следовательно, финансовые результаты деятельности следует изучать во взаимосвязи с реализацией продукции [22, 153].
    Конечный  финансовый результат деятельности организации представляет собой балансовую прибыль (убыток), определяемую следующим образом:
    Балансовая  прибыль (убыток) = Результат от реализации продукции (работ, услуг) + Результат от прочей реализации + Сальдо доходов и расходов от внереализационных операций - Обязательные отчисления и вычеты из прибыли.
    Таким образом, балансовая прибыль формируется в результате взаимодействия многих факторов как с положительными, так и отрицательными значениями.
    С точки зрения экономического смысла прибыль представляет собой не только финансовый результат хозяйственной деятельности организации, но и задолженность организации перед своими учредителями (акционерами, собственниками имущества и т. п.). Эта задолженность частично погашается при выплате дивидендов, а непогашенная задолженность (именно ее и представляет собой балансовая прибыль) аккумулируется в течение всего периода деятельности организации, увеличивая (или уменьшая - в случае получения убытков) собственный капитал организации.
    Из  сказанного следует, что прибыль  представляет собой важный источник финансовых ресурсов, наличие и рост которого создает финансовую базу для увеличения рыночной стоимости организации и обеспечивает ее устойчивое развитие. Из этого следует, что показатели прибыли должны являться базовыми при оценке хозяйствен ной и финансовой деятельности организации.
    Систему показателей доходов и прибыли можно сформировать разными способами. Рассмотрим один из них - систему на основе формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», рекомендованной к применению в организациях приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
    В соответствии с указанным документом показатели доходов делятся на две большие группы [27, 119]:
    доходы по обычным видам деятельности - в эту группу входит:
    - выручка-нетто от продажи товаров,  продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);
    прочие доходы - к ним относятся:
    - проценты к получению;
    - доходы от участия в других  организациях;
    - прочие операционные доходы; - внереализационные доходы.
    Формирование  каждого показателя доходов производится на основании соблюдения условий признания доходов.
    Показатели  прибыли на основании отчета о  прибылях и убытках делятся на три группы. Группировка показателей, а также порядок их расчета приведены в таблице 1. 

Таблица 1 - Показатели прибыли на основании отчета о прибылях и убытках
Группа показателей
прибыли
Наименование  показателя Порядок расчета
Прибыль по обычным видам  деятельности
Валовая прибыль Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг - Себестоимость  проданных товаров, продукции, работ, услуг
Прибыль (убыток) от продаж Валовая прибыль - Коммерческие расходы - Управленческие расходы
Прибыль от прочих операций
Прибыль от финансовых операций Проценты к  получению - Проценты к  уплате + Доходы от участия в других организациях
Сальдо  операционных доходов и расходов Операционные  доходы - Операционные расходы
Сальдо  внереализационных доходов и расходов
Внереализационные доходы – Внереализационные расходы
Сводные показатели прибыли Прибыль (убыток) от прочих операций
Прибыль от финансовых операций + Сальдо операционных доходов и расходов + Сальдо внереализационных доходов и расходов
Прибыль (убыток) до налогообложения Прибыль (убыток) от продаж + Прибыль (убыток) от прочих операций
Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода Прибыль (убыток) до  налогообложения - Текущий налог на прибыль
Нераспределенная  прибыль отчетного периода
Чистая прибыль  отчетного периода - Начисленные дивиденды
Базовая прибыль (убыток) на акцию
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода / Средневзвешенное количество обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода
Разводненная  прибыль (убыток) на акцию Чистая прибыль (убыток), скорректированная на величину возможного прироста / Средневзвешенное количество обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода, скорректированное на величину возможного прироста
 
    Необходимо  заметить, что в формировании показателей  прибыли участвуют показатели расходов.  
 
 
 
 

    1.2. Факторы и методика  анализа финансовых результатов предприятия 

    Анализ уровня и динамики финансовых результатов проводится по выбранной системе показателей прибыли. Для достижения поставленной цели используется горизонтальный анализ, в ходе которого сравнивается уровень всех компонентов прибыли за ряд периодов, а также определяется их динамика (тенденции к изменению с течением времени).
    Анализ  производится в таблице, которая может иметь следующую форму (Таблица 2).
Таблица 2 - Анализ уровня и динамики финансовых результатов
Наименование показателя Значение текущего
периода
Значение базового
периода
Изменение значения -
  руб. %
Прибыль по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг        
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг        
Валовая прибыль        
Коммерческие  расходы        
Управленческие  расходы        
Прибыль (убыток) от продаж        
Прибыль от прочих операций
Прибыль от финансовых операций        
Сальдо  операционных доходов и расходов
       
Сальдо  внереализационных доходов расходов
       
Сводные показатели прибыли
Прибыль (убыток) от прочих операций        
Прибыль (убыток) до налогообложения        
Текущий налог на прибыль        
Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода        
Начисленные дивиденды        
Нераспределенная  прибыль отчетного периода        
Базовая прибыль (убыток) на акцию        
Разводненная прибыль (убыток) на акцию        
    Поскольку прибыль от основной деятельности представляет собой наиболее важную составляющую финансового результата, анализ уровня и динамики показателей прибыли в этой группе желательно проводить совместно с анализом динамики основных факторов, влияющих на величину прибыли. Это отражено в первой части таблицы.
    По  данным приведенной таблицы проводится сравнительный анализ динамики различных показателей, на основании которого можно сделать выводы об эффективности управления прибылью. Например, если темпы роста прибыли до налогообложения превышают темпы роста чистой прибыли (прибыли после налогообложения) и текущего налога на прибыль, можно сделать вывод об эффективности налогового планирования в данной организации.
    Показатели  прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования организации. На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся [9,112]:
    природные условия;
    транспортные условия;
    социально-экономические  условия;
    уровень развития внешнеэкономических связей;
    действующая система налогообложения;
    цены  на производственные ресурсы и др.
    К внутренним факторам изменения прибыли  относятся: основные факторы:
    - объем продаж;
    - себестоимость продукции;
    - учетная политика организации;
    - учетная политика организации  в целях налогообложения; - структура  продукции и затрат;
    - цена продукции;
    второстепенные  факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, - ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.).
    Анализ  факторов, влияющих на величину прибыли, должен осуществляться в зависимости от того, результатом чего является прибыль. Если прибыль (убыток) является результатом от реализации, то на ее величину могут влиять:
    объем реализации - анализируются показатели, определяющие взаимосвязь прибыли и объема реализации;
    изменение отпускных цен - отпускная цена формируется на основании себестоимости продукции;
    материалоемкость  производства - чем выше этот показатель, тем большее влияние на величину прибыли оказывает изменение цен на материалы;
    трудоемкость  производства - влияние определяется аналогично материалоемкости;
    энергоемкость производства - влияние определяется аналогично материалоемкости;
    изменение доли прочих затрат (командировочные, представительские и др.);
    учетная политика в целях налогообложения  и учетная политика организации;
    структурные сдвиги в ассортименте продукции, степень выполнения договорных отношений;
    соблюдение  норм расходования сырья и материалов в организации и др.
    Прибыль от внереализационных операций зависит от других факторов и может быть связана:
    с долей ценных бумаг в имуществе организации;
    с величиной дивидендов, получаемых от других организаций по ценным бумагам;
    с принятой формой арендных отношений;
    с особенностями налогообложения  внереализационных операций и принятой учетной политикой в целях налогообложения;
    с изменением курса рубля к иностранной валюте и т. д.
     Учитывая  многообразие финансовых процессов, множественность  показателей финансового состояния, различая в уровне критических оценок, складывающуюся степень отклонения от них фактических значений коэффициентов  и возникающей в связи с этим сложности в общей оценке финансового положения предприятия, рекомендуется производить балльную оценку финансового состояния.
     Сущность  такой методики заключается в  классификации организаций по уровню финансового риска, т.е. любая анализируемая организация может быть отнесена к определенному классу в зависимости от «набранного» количества баллов, исходя из фактических значений ее финансовых коэффициентов (таблица 3).
     1-й  класс — это организации с  абсолютной финансовой устойчивостью и абсолютно платежеспособные, чье финансовое состояние позволяет быть уверенными в своевременном выполнений ими обязательств в соответствии с договорами. Это организации, имеющие рациональную структуру имущества и его источников и, как правило, довольно прибыльные.
     2-й  класс — это организации нормального  финансового состояния. Их финансовые показатели в целом находятся очень близко к оптимальным, но по отдельным коэффициентам допущено некоторое отставание. У них, как правило, неоптимальное соотношение собственных и заемных источников финансирования в пользу заемного капитала. Причем наблюдается опережающий прирост кредиторской задолженности по сравнению с приростом других заемных источников, а также по сравнению с приростом дебиторской задолженности. Это, обычно, рентабельные организации.
     3-й  класс — это организации, финансовое  состояние которых можно оценить как среднее. При анализе бухгалтерского баланса обнаруживается слабость отдельных финансовых показателей. У них либо платежеспособность находится на границе минимально допустимого уровня, а финансовая устойчивость нормальная, либо наоборот — неустойчивое финансовое состояние из-за преобладания заемных источников финансирования, но есть некоторая текущая платежеспособность. При взаимоотношениях с такими организациями вряд ли существует угроза потери средств, но выполнение ими обязательств в срок представляется сомнительным.
Таблица 3 -  Границы классов организаций согласно критериям оценки финансового состояния
Показатели  финансового состояния Условия снижения критерия Границы классов согласно критериям
1 -и класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс 5-й класс
Коэффициент абсолютной ликвидности За каждые 0,01 пункта снижения снимается по 0,3 балла 0,70 и более  присваиваем 14 баллов 0,69 + 0,50 присваиваем от 13,8 до 10 баллов 0,49 + 0,30 присваиваем  от 9,8 до 6 баллов 0,29 + 0,10 присваиваем  от 5,8 до 2 баллов Менее 0,10 присваиваем от 1 ,8 до 0 баллов
Коэффициент «критической оценки» За каждые 0,01 пункта снижения снимается по 0,2 балла 1 и более  => 11 баллов 0,99 + 0,80 => от 10,8 до 7 баллов 0,79'+ 0,70 => от 6,8 до 5 баллов 0,69 + 0,60=> от 4,8 до 3 баллов 0,59 и менее  => от 2,8 до 0 баллов
Коэффициент текущей ликвидности За каждые 0,01 пункта снижения снимется по 0,3 2 и более  => 20 баллов 1,70 +2,0=> 19 баллов 1,69+1,50=* от 18,7 до 13 баллов 1,49 + 1,30=> от 12,7 до 7 баллов 1,29 + 1,00=> от 6,7 до 1 балла 0,99 и менее  => от 0,7 до 0 баллов
Доля  оборотных средств - 0,5 и более  => 10 баллов 0,49 + 0,40 => от 9 до 7 баллов 0,39 + 0,30 => от 6,5 до 4 баллов 0,29 + 0,20 => от 3,5 до 1 балла Менее 0,20 => от 0,5 До 0 баллов
Коэффициент обеспеченности собственными средствами За каждые 0,01 пункта снижения снимается по 0,3 балла 0,5 и более  => 12,5 балла 0.49 + 0,40 => от 12,2 до 9,5 балла 6,39 + 0,20=> от 9,2 до 3,5 балла 0,19 + 0,10 => от 3,2 до 0,5 балла Менее 0,10 => 0,2 балла
Коэффициент капитализации За каждые 0,01 пункта повышения снимается по 0,3 балла От 0,70 до 1,0=> от 17,5 до 17,1 балла 1,01 + 1.22=> от 17,0 до 10,7 балла 1.23+1,44=> от 10,4 до 4,1 балла 1,45+1,56 => от 3,8 до 0,5 балла 1 ,57 и  более => от 0,2 до 0 баллов
Коэффициент финансовой независимости За каждые 0,01 пункта снижения снимается по 0,4 балла 0,50 + 0,60 и  более => от 9 до 10 баллов 0,49 + 0,45 => от 8 до 6,4 балла 0,44 + 0,40 => от 6 до 4,4 балла 0,39 + 0,31 => от 4 до 0,8 балла 0,30 и менее  => от 0,4 до 0 баллов
Коэффициент финансовой устойчивости За каждые 0,1 пункта снижения снимается по 1 баллу 0,80 и более  => 5 баллов 0,79 + 0,70 => 4 балла 0,69 + 0,60 => 3 балла 0,59 + 0,50 => 2 балла 0,49 и менее  => от 1 до 0 баллов
Границы классов - 100 + 97,6 балла 93,5 + 67,6 балла 64,4 + 37 баллов 33,8 + 10,8 балла 7,6 + 0 баллов
 
     4-й  класс — это организации с  неустойчивым финансовым состоянием. При взаимоотношениях с ними имеется определенный финансовый риск. У них неудовлетворительная структура капитала, а платежеспособность находится ни нижней границе допустимых значений. Прибыль у таких организаций, как правило, отсутствует вовсе или очень незначительная, достаточная только для обязательных платежей в бюджет.
     5-й  класс — это организации с  кризисным финансовым состоянием. Они неплатежеспособны и абсолютно неустойчивы с финансовой точки зрения. Эти предприятия убыточны.
     Обобщающую  оценку финансового состояния анализируемой организации размещаем в таблице 4. [13]
Таблица 4 - Классификация  уровня финансового состояния
Показатели  финансового состояния На начало года На конец  года
Фактическое значение коэффициента Количество  баллов Фактическое значение коэффициента Количество баллов
Коэффициент абсолютной ликвидности        
Коэффициент «критической оценки»        
Коэффициент текущей ликвидности        
Доля  оборотных средств        
Коэффициент обеспеченности собственными средствами        
Коэффициент капитализации        
Коэффициент финансовой независимости        
Коэффициент финансовой устойчивости        
Итого        
 
    Факторный анализ  прибыли от продаж.
    Прежде всего отметим, что факторный анализ внешних факторов, влияющих на прибыль от продаж, достаточно сложен и на практике применяется крайне редко. Поэтому ограничимся исследованием влияния только основныx внутренних факторов, в число которых входят [32, 124]:
    объем продаж;
    структура продаж;
    себестоимость продаж;
    цены  на проданную продукцию;
    расходы периода.
    Рассмотрим  один из возможных вариантов факторного анализа прибыли от продаж, при этом для «упрощения расчетов будем использовать суммарные величины факторов и прибыли по всему ассортиментному перечню реализованной продукции. Другими словами, в нижеприведенных формулах Р представляет собой
      , q определяется как  и т. п.
    1. Расчет прироста прибыли (?Р) от продаж:
    ?Р = Р- Рo,
    где  P1 - прибыль отчетного года;
    Рo - прибыль базисного года.
    2. Расчет влияния изменения объема  продаж в натуральном выражении на прибыль от продаж.
    Расчет  влияния проводится с использованием данных об объемах продаж в натуральном выражении:
    ?

    где q0 - объем продаж в натуральном выражении в базисном году;
    q1 - объем продаж в натуральном выражении в отчетном году.
    Если  данные об объемах продаж в натуральном выражении недоступны, можно вместо влияния на прибыль объема продаж в натуральном выражении оценить влияние объема продаж в стоимостном выражении. Для этого необходимо использовать показатель приведенной выручки.
    Необходимость расчета приведенной выручки  связана с тем, что в текущем  периоде по сравнению с предыдущим выручка могла измениться под влиянием двух факторов: объема продаж и цены продаж. Чтобы исключить влияние второго фактора, выручку от продаж приводят к ценам предыдущего года:
    
    где N1 - выручка от продаж отчетного года в ценах базисного года (приведенная выручка);
    р0 - цена базисного года.
    Влияние объема продаж в стоимостном выражении на прибыль от продаж определяется по формуле:
    ?
    3. Расчет влияния изменения себестоимости  проданных товаров на прибыль  от продаж:
    ?
    где S1 - себестоимость проданных товаров отчетного года;
    S1* - себестоимость проданных товаров отчетного года в расценках базисного (приведенная себестоимость, рассчитываемая аналогично приведенной выручке).
    4. Расчет влияния изменения расходов периода (постоянных расходов) на прибыль от продаж.
    В зависимости от поставленной задачи можно оценивать как совместное влияние изменения всех расходов периода, так и влияние каждого вида расходов в отдельности. Расчетная формула в любом случае будет иметь вид:
    ?Ps = (S1c – S1c ) * ро,
    где S1c - величина расходов периода (либо отдельного элемента расходов периода) в отчетном году;
    S1c*- величина расходов периода отчетного года в расценках базисного года (приведенные расходы).
    5. Расчет влияния изменения структурных  сдвигов проданной продукции на прибыль от продаж.
    Этот этап факторного анализа прибыли необходим только в случаях, когда в ассортиментном перечне реализуемой продукции содержится более одной позиции. Расчетная формула будет иметь следующий вид:
    ?Pstr= P1* - P0 *
    где Р1* - приведенная прибыль отчетного года.
    Основная  цель факторного анализа прибыли - выявить факторы:
    - оказывающие наибольшее влияние на прибыль от продаж (значимые факторы);
    - оказывающие негативное влияние на прибыль от продаж (критические факторы);
    - не оказывающие значимого влияния на прибыль от продаж (незначимые факторы).
    Управление  прибылью от продаж производится путем оказания управленческих воздействий на факторы всех перечисленных групп.
    В зависимости от того, к какой из перечисленных категорий относится тот или иной фактор, управленческие воздействия могут быть:
    - понижающими значимость либо переводящими в позитивное значение - для критических факторов;
    - усиливающими влияние либо поддерживающими - для значимых факторов (положительных) либо для отдельных категорий незначимых факторов.
    Факторный анализ прибыли до налогообложения
    Прибыль до налогообложения представляет значительный интерес при анализе финансовых результатов деятельности организации, так как позволяет оценитъ степень эффективности управления налогообложением. В самом простом случае факторный анализ прибыли до налогообложения будет отличаться от рассмотренного факторного анализа прибыли от продаж только составом влияющих факторов - в рассмотрение необходимо будет включить факторы, влияющие на формирование прибыли от прочих операций. Следует заметить, что на практике рассмотрением вновь добавляющихся факторов пренебрегают, ограничиваясь общей оценкой прибыли от прочих операций - ее горизонтальным и вертикальным анализом [11, 145].
    Необходимо отметить, что понятие «прибыль до налогообложения» можно трактовать по-разному. Суть проблемы в том, что из финансового результата выплачиваются две категории налогов:
    - налоги, относимые на финансовый результат, не включаются ни и состав себестоимости продаж, ни в расходы периода (к этой группе налогов относятся налоги на рекламу и имущество);
    - налог на прибыль организаций - раньше определявшийся на основании прибыли до налогообложения, а с введением в действие главы 25 Налогового кодекса РФ - рассчитываемый зачастую полностью отдельно ог расчета показателей прибыли.
    Таким образом, современные условия налогообложения  позволяют выделить следующие виды прибыли до налогообложения:
    - финансовый результат от продаж и прочих операций до учета всех налогов, уменьшающих прибыль, - возможная современная трактовка термина «прибыль до налогообложения»;
    - финансовый результат, полученный непосредственно перед корректировкой за счет налога на прибыль организаций, - традиционная трактовка рассматриваемого термина.
    При постановке задачи факторного анализа крайне важно определиться с тем, анализ какой именно прибыли необходимо производить. Использование показателя прибыли до налогообложения в «современном варианте» имеет смысл при решении таких важных в современных экономических условиях вопросов, как:
    - оценка степени влияния налогообложения на величину финансового результата (определение налоговой нагрузки на прибыль);
    - оценка эффективности принятой в организации учетной политики в целях налогообложения (в части налогов, выплачиваемых из прибыли) и т. п.
    Анализ  «традиционного варианта и прибыли до налогообложения (когда прибыль до и после налогообложения различается только на величину налога на прибыль организаций) позволяет оценить качество управления только этим налогом, без учета влияния остальных налогов. Поскольку налог на прибыль организаций является одним из наиболее сложных в действующей налоговой системе, решение указанной задачи также представляется достаточно важным. В данном случае в число факторов, изучаемых в ходе факторного анализа, необходимо будет дополнительно включить налоги, относимые на финансовый результат, а в простейшем случае скорректировать на их величину расходы периода. Методика анализа в данном случае не претерпит существенных изменений.
    Факторный анализ прибыли от обычной деятельности (прибыли после налогообложения).
    Прежде  всего отметим, что формулировка вопроса не вполне корректна, так как понятия «прибыль от обычной деятельности» и «прибыль после налогообложения» не тождественны. Согласно действующим нормативным документам, регламентирующим ведение в Российской федерации бухгалтерского учета, а именно – ПБУ 9/99 и 10/99, существует несколько видов деятельности, называемых «обычными видами деятельности». К ним относятся [9, 112]:
    - продажа продукции и товаров, выполнение работ, оказание услуг;
    - предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, если это является предметом деятельности организации;
    - предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, если это является предметом деятельности организации;
    - поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, если это является предметом деятельности организации.
    В связи с этим прибыль от обычных  видов деятельности представляет собой прибыль от продаж.
    Приведенные сводные показатели прибыли (куда входит и прибыль после налогообложения) вряд ли можно считать прибылью от обычной деятельности хотя бы потому, что в их расчете участвуют внереализационные (включая форсмажорные) доходы и расходы, наличие которых для организации не является обычным.
    Учитывая  все вышеизложенное в данном вопросе, рассмотрим, каким образом необходимо производить факторный анализ прибыли после налогообложения.
    В зависимости от того, каким образом определялась прибыль до налогообложения (см. «Факторный анализ прибыли до налогообложения»), при факторном анaлизе прибыли после налогообложения необходимо будет дополнительно ввести следующие факторы:
    - элементы утвержденной в организации учетной политики в целях налогообложения, влияющие на формирование всех анализируемых налогов (либо только налога на прибыль организаций, либо дополнительно к нему - налогов, относимых на финансовый результат);
    - величину текущего налога на прибыль организаций (при необходимости - суммы налогов, относимых на финансовый результат);
    - законодательно установленные правила определения суммы налога на прибыль организаций (и частности, требование определять налоговую базу отдельно для каждой налоговой ставки и для каждой операции (группы операций), формирование налоговой базы по которым отличается от общеустановленного порядка);
    - изменения в налоговом законодательстве, произошедшие в отношении исследуемых налогов. Следует отметить, что полный факторный анализ прибыли после налогообложения ввиду сложности факторов, добавившихся к факторам, влияющим на прибыль до налогообложения, необходимо проводить методами дифференциального и интегрального исчисления либо методами динамического программирования. Поэтому на практике ограничиваются анализом только величины текущего налога на прибыль (величины налогов, относимых на финансовый результат, при этом включают в расходы периода при анализе прибыли до налогообложения и проводят анализ по методике «Факторный анализ прибыли от продаж и его влияние на управление прибылью».
    Факторный анализ чистой (нераспределенной) прибыли  отчетного периода.
    Факторный анализ чистой (нераспределенной) прибыли  можно проводить по методике, аналогичной той, которая была рассмотрена в вопросе «Факторный анализ прибыли от продаж и его влияние на управление прибылью», при этом в число рассматриваемых факторов необходимо будет дополнительно ввести выплаты из прибыли после налогообложения (например, выплату дивидендов акционерам). Однако указанная методика, являясь достаточно точной, отнюдь не единственная методика факторного анализа. Поэтому в данном вопросе рассмотрим, каким образом можно провести факторный анализ прибыли в более упрощенном виде. Для этого удобно использовать специальную таблицу, имеющую следующий вид (таблица 5).
Таблица 5 - Факторный анализ прибыли
п/п Факторы формирования чистой прибыли В руб. В % к итогу
1 Общее изменение чистой (нераспределенной) прибыли, в том числе за счет факторов:   100%
2 изменения прибыли до налогообложения    
3 изменения суммы  налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей
   
4 изменения выплат из чистой прибыли    
5 Итого общее  влияние факторов (п. 3+ п. 4)    
6 Совокупное  влияние факторов на изменение чистой (нераспределенной) прибыли (п. 2 – п. 5)
   
    Выявив  влияние вышеперечисленных факторов на изменение чистой (нераспределенной) прибыли, можно разработать программу повышения прибыльности производственно-финансовой деятельности, мобилизовав выявленные резервы.
    Анализ  «качества» прибыли. Влияние учета  затрат и других факторов.
    Абсолютные  значения различных показателей  прибыли, динамика их изменения и сравнительный анализ различных показателей не являются исчерпывающей информацией, полностью характеризующей такую сложную экономическую категорию, как прибыль. Теоретики экономического анализа говорят о необходимости дополнительной оценки «качества» прибыли.
    Поскольку в экономике часто качественный анализ подразумевает оценку эффективности, в данном случае под «качеством» прибыли можно понимать оценку эффективности усилий по ее получению. Подобный анализ будет включать [16, 158]:
    - оценку эффективности используемых финансовых ресурсов;
    - анализ стабильности показателей прибыли (определяемых по данным анализа динамики показателей);
    - выявление резервов повышения прибыли и др.
    В такой трактовке анализ «качества» прибыли подразумевает использование целого ряда разнообразных показателей. Приведем некоторые показатели, которыe могут быть использованы для оценки «качества» прибыли (Таблица 6).
Таблица 6 - Анализ «качества» прибыли
Показатель  «качества» прибыли Оценка «качества» прибыли
Процентная  ставка по кредитам Высокое значение свидетельствует о низкой эффективности  используемых финансовых ресурсов и, следовательно, снижает «качество» прибыли
Динамика рентабельности продаж О высоком  «качестве» прибыли будет свидетельствовать стабильность этих показателей в течение как можно большего промежутка времени
Динамика  случайных затрат
Операционный  рычаг Высокое значение свидетельствует о высоком риске неполучения дохода, т.е. о низком «качестве» прибыли
Отношение рентабельности продаж организации к  среднеотраслевой
рентабельности продаж
Высокое значение свидетельствует о высоком «качестве» прибыли
Структура рентабельности продаж по видам продукции Повышение доли рентабельных изделий ведет к повышению «качества» прибыли
Размеры сомнительной дебиторской задолженности Увеличение  показателя приводит к увеличению предпринимательского риска и, следовательно, снижает «качество» прибыли
 
    В настоящее время чистая прибыль  может использоваться собственниками следующим образом:
    - изъятие части прибыли в виде дохода собственников (например, выплачиваемые дивиденды);
    - принятие решений о целевом использовании прибыли. Следует отметить, что первый из указанных способов использования прибыли на самом деле является разновидностью второго способа, однако имеет смысл рассматривать его отдельно в силу определенной специфики соответствующих отношений.
    Анализ изъятий части чистой прибыли в пользу собственников проводится по следующим позициям:
    - анализ абсолютных значений изъятий и их динамики;
    - анализ относительных значений (доля чистой прибыли) и их динамики;
    - анализ корреляции между рентабельностью деятельности и относительными и/или абсолютными показателями изъятий и т.п.
    Второй способ использования прибыли собственниками - принятие решений о целевом использовании прибыли - может проявляться следующим образом [19, 165]:
    - собственники принимают решение о создании специальных фондов (накопления, инноваций, страховой и т. д.) и определяют нормативы отчислений из чистой прибыли в каждый фонд;
    - собственники дают распоряжение руководству организации (если имеют на это право) о совершении каких-либо операций, действий и т. п., финансируемые за счет чистой прибыли.
    Анализ  использования прибыли в первом случае будет включать:
    - анализ степени выполнения плана распределения прибыли по фондам с выявлением отклонений от плана и анализом причин их возникновения;
    - анализ эффективности использования средств созданных фондов;
    - анализ динамики рыночной стоимости организации и т. п.
    Во  втором случае необходимо будет провести детальный анализ влияния последствий принятого собственниками решения на финансовое состояние организации.
    Известно, что условиям, характеризующим успешность современного финансового менеджмента, в большей степени отвечает критерий максимизации собственного капитала, или рыночной цены обыкновенных акций. То есть с позиции этого подхода можно сказать, что акционеров и потенциальных инвесторов повышение рыночной цены их собственности привлекает в большей степени, нежели просто получение текущих доходов с вложенного капитала, другими словами, можно сказать, что на сегодняшний день портфели роста (курсовые) становятся более «модными», чем дивидендные портфели.
    Тем не менее стабильные дивиденды, обеспечивающие или превышающие среднерыночную рентабельность инвестиций, инициируют увеличение спроса на акции организации, т. е. ведут к росту рыночной цены акций.
    Текущая доходность или дивидендный доход  акций измеряется в процентах  и рассчитывается по следующей формуле:
    Дивиденды, выплаченные в текущем периоде / Рыночная стоимость акций * 100%.
    Ясно, что сумма дивидендов снижает  величину прибыли, направляемую на увеличение объема собственного капитала, и, как следствие, снижает рыночную цену обыкновенной акции. Поэтому дивидендная политика в общем случае представляет собой поиск компромисса между текущей доходностью и рыночной ценой. 
 

1.3. Оценка эффективности  финансовых результатов  предприятия 

    Финансовый  результат хозяйственной деятельности предприятия любой организационно-правовой формы представлен в виде прибыли или убытка. Обобщающим результативным показателем производственно-финансовой деятельности предприятия и его источником финансовых накоплений является прибыль.
    Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятий, являются показатели рентабельности (или доходности).
    В экономической литературе дается несколько  понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим  образом: рентабельность (от нем. rentabel - доходный, прибыльный) представляет собой  показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.
    Рентабельность - показатель, представляющий собой  отношение прибыли к сумме  затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности [12, 116].
    Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.
    При его помощи можно оценить эффективность  управления предприятием, так как  получение высокой прибыли и  достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.
    По  значению уровня рентабельности можно  оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия  получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.
    Устанавливая  связь между суммой прибыли и  величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с  фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.
    Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.
    Рентабельность  продаж представляет собой оценку способности  выручки от продаж приносить прибыль. В финансовом анализе используются два коэффициента, характеризующие рентабельность продаж:
    - рентабельность по чистой (нераспределенной) прибыли;
    - рентабельность по прибыли от продаж.
    Расчетные формулы этих коэффициентов выглядят следующим образом: 

    Rent ЧП = Чистая прибыль / Выручка – нетто =  строка 190 формы № 2 / строка 010 формы №2
    Rent продаж = Прибыль от продаж / Выручка - нетто = строка 050 формы №2 / строка 010 формы № 2 

    Рентабельность  продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост рентабельности продаж является следствием роста цен при постоянных затратах или снижения затрат при постоянных ценах, уменьшение - свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или о росте затрат при постоянных ценах, т. е. о снижении спроса на продукцию организации.
    Факторный анализ рентабельности продаж проводят по упрощенной схеме, рассматривая только два фактора:
    - соответствующий показатель прибыли;
    - выручку-нетто.
    Целью анализа является выявление степени  влияния каждого фактора на рентабельность, а также выявление темпов роста каждого фактора. При этом можно использовать схему анализа, рассмотренную в вопросе «Факторный анализ чистой (нераспределенной) прибыли отчетного периода». Положительной тенденцией считается превышение темпов роста прибыли над темпами роста выручки.
    Приведем классификацию коэффициентов рентабельности затрат.
    - рентабельность основной деятельности по прибыли от продаж:
    Rent затрат = Прибыль от продаж / Себестоимость от продаж = строка 050 формы № 2 / строка 020 формы №2
    - рентабельность полных затрат по прибыли от продаж
    Rent полн.затрат = Прибыль от продаж / Полные затраты = строка 050 формы №2 / (строка 020 + строка 030 + строка 040) формы № 2
    - рентабельность основной деятельности по чистой прибыли:
    Rent осн.деят. = Чистая прибыль / Себестоимость продаж = строка 190 формы № 2 / строка 020 формы № 2
    - рентабельность полных затрат по прибыли от продаж:
    Чистая  прибыль / Полные затраты = строка 190 формы  № 2 / (строка 020 + строка 030 + строка 040) формы  № 2
    Рентабельность  затрат показывает эффективность расходов организации. Увеличение этого коэффициента является положительной тенденцией, уменьшение свидетельствует о перерасходе или неэффективном использовании материальных затрат, заработной платы и т.д.
    Факторный анализ рентабельности затрат предполагает исследование влияния на рентабельность:
    - показателей прибыли;
    - показателей затрат в различных сочетаниях.
    Задачи  факторного анализа рентабельности затрат и схема его проведения в целом аналогичны факторному анализу рентабельности продаж. При сравнительном анализе темпов роста положительной тенденцией считается превышение темпов роста прибыли над темпами роста затрат.
    Для выявления основных факторов, влияющих на рентабельность деятельности предприятия, используем методику факторного анализа. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.
    Для факторного анализа рентабельности продаж, используют следующую формулу:
    Rпродаж = (ВР - С - КР - УР) : ВР, (2.1)
    где: ВР - выручка от продажи; С - себестоимость  продаж;
    КР - коммерческие расходы; УР - управленческие расходы.
    Рентабельность  продаж зависит от себестоимости  продаж, а также суммы коммерческих и управленческих расходов.
    На  эффективность использования капитала предприятия (основного и оборотного) оказывают влияние такие факторы, как эффективность использования основного капитала (фондоемкость - показатель, обратный фондоотдаче) и эффективность использования оборотного капитала (коэффициент закрепления - показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости оборотных средств).
    Для анализа рентабельности капитала предприятия, исчисляемой как отношение чистой прибыли к сумме среднегодовой  стоимости внеоборотных и оборотных  активов предприятия, используем следующую факторную модель:
    R = P : (F + E) = P/N : (F/N + E/N) = Rпродаж :
    (ФЕ + КЗ), (2.2)
    где Р - прибыль от продаж;
    F - среднегодовая стоимость внеоборотных  активов;
    E - среднегодовая стоимость оборотных  активов;
    P/N = Rпродаж - рентабельность продаж;
    F/N = ФЕ - фондоемкость ( показатель, обратный  фондоотдаче);
    E/N = КЗ - коэффициент закрепления (показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости  оборотных средств).
    Взаимосвязь между показателями рентабельности оборотного капитала и его оборачиваемости выражается следующим образом:
    Роб = Коб Рпр,
    где: Роб - рентабельность оборотных активов;
    Коб - коэффициент оборачиваемости оборотных  активов;
    Рпр - рентабельность продаж (отношение  чистой прибыли к выручке от продаж).
    Данные  показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.
    Основные  пути роста рентабельности производства - развитие наиболее прогрессивных  отраслей, рациональное размещение объединений, предприятий, повышение удельного веса специализированного производства, применение современные методов организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивной техники, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, улучшение ее качества, усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего труда.
    Финансовый  рычаг - соотношение собственных  и заемных средств в структуре  чистых активов характеризует влияние  кредитования на эффективность деятельности предприятия. Основной критерий оценки эффективности финансового рычага - ставка банковского кредита. Если кредитная ставка ниже показателя рентабельности чистых активов, то увеличение доли кредитов повысит значение рентабельности собственного капитала, и наоборот.
    Эффект  финансового рычага (ЭФР):
    ЭФР = (RОА - Цзк)* (1 - Кн) * ЗК : СК, (1.15)
    где: ROA - экономическая рентабельность совокупного  капитала до уплаты налогов (отношение  суммы балансовой прибыли к среднегодовой  сумме всего капитала), %;
    Цзк - средневзвешенная цена заемных ресурсов (отношение расходов по обслуживанию долговых обязательств к среднегодовой сумме заемных средств), %;
    Кн - коэффициент налогообложения (отношение  суммы налогов из прибыли к  сумме балансовой прибыли) в виде десятичной дроби;
    ЗК - среднегодовая сумма заемного капитала;
    СК - среднегодовая сумма собственного капитала.
    Эффект  финансового рычага показывает, на сколько процентов увеличивается  сумма собственного капитала за счет привлечения заемных средств  в оборот предприятия. Положительный  ЭФР возникает в тех случаях, если рентабельность совокупного капитала выше средневзвешенной цены заемных ресурсов, т.е. если ROA > Цзк. Например, рентабельность совокупного капитала после уплаты налога составляет 15%, в то время как цена заемных ресурсов равна 10%. Разность между стоимостью заемных средств и доходностью совокупного капитала позволит увеличить рентабельность собственного капитала. При таких условиях выгодно увеличивать плечо финансового рычага, т.е. долю заемного капитала. Если ROA < СП, создается отрицательный ЭФР (эффект «дубинки»), в результате чего происходит «проедание» собственного капитала и это может стать причиной банкротства предприятия.
    В условиях инфляции, если долги и  проценты по ним не индексируются, ЭФР  и рентабельность собственного капитала (ROE) увеличиваются, поскольку обслуживание долга и сам долг оплачиваются уже обесцененными деньгами.
    Тогда эффект финансового рычага будет  равен [11, 195]:
    ЭФР = {(RОА - Цзк : ( 1 + И)}* (1 - Кн) * ЗК : СК + И * ЗК : СК * 100%
    где И - темп инфляции в виде десятичной дроби.
    Таким образом, в условиях инфляции эффект финансового рычага зависит от следующих факторов: а) разницы между ставкой доходности всего совокупного капитала и ставкой ссудного процента; б) уровня налогообложения; в) суммы долговых обязательств; г) темпов инфляции.
    Изменение величины коэффициента финансового левериджа (плеча финансового рычага) на уровне предприятия зависит от доли заемного капитала в общей сумме активов, доли основного капитала в общей сумме активов, соотношения оборотного и основного капитала, доли собственного оборотного капитала в формировании текущих активов, а также от доли собственного оборотного капитала в общей сумме собственного капитала (коэффициента маневренности собственного капитала):
    Кфл = ДЗ : ДА : ДО : ДС Ч КМ,
    где: Кфл - плечо финансового рычага (коэффициент финансового риска);
    ДЗ - доля заемного капитала в активах;
    ДА - отношение суммы основного капитала к сумме активов;
    ДО - приходится оборотного капитала на рубль  основного капитала;
    ДС - доля собственного оборотного в формировании оборотных активов;
    КМ - отношение собственного оборотного капитала к собственному капиталу (коэффициент  маневренности собственного капитала).
    Основными факторами, формирующими частные показатели и через них влияющими на рентабельность собственного капитала являются: 1) факторы операционной деятельности: рентабельность продаж и оборачиваемость чистых активов; 2) факторы финансовой деятельности: финансовой рычаг и проценты и налоги.
    Рентабельность  активов показывает прибыль, приносимую всеми без исключения средствами предприятия, независимо от их вида или источника формирования. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к общей величине актинов. Служит для оценки эффективности бизнеса в целом (а не только эффективности собственного капитала).
    Для факторного анализа рентабельности продаж, используют следующую формулу:
    Rпродаж = (ВР - С - КР - УР) : ВР, (1.19)
    где ВР - выручка от продажи;
    С - себестоимость продаж;
    КР - коммерческие расходы;
    УР - управленческие расходы.
    Для расчета влияния факторов используются способы цепной подстановки, абсолютных разниц, интегральный и др.
    Для анализа рентабельности капитала предприятия, исчисляемой как отношение балансовой прибыли к сумме среднегодовой  стоимости внеоборотных и оборотных  активов предприятия, можно использовать факторную модель, предложенную Бакановым М.И. и Шереметом А.Д.:
    R = P : (F + E) = P/N : (F/N + E/N) = Rпродаж : (ФЕ + КЗ), (1.20)
    где: Р - прибыль от продаж;
    F - среднегодовая стоимость внеоборотных  активов;
    E - среднегодовая стоимость оборотных  активов;
    P/N = Rпродаж - рентабельность продаж;
    F/N = ФЕ - фондоемкость ( показатель, обратный  фондоотдаче);
    E/N = КЗ - коэффициент закрепления (показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости).
    Постепенно  заменяя уровень предыдущего  периода каждого фактора на уровень  отчетного периода можно определить, на сколько изменился уровень рентабельности капитала предприятия за счет эффективности использования основного капитала (фондоемкость), за счет эффективности использования оборотного капитала, а также за счет рыночной эффективности деятельности предприятия ( рентабельность продаж).
    Взаимосвязь между показателями рентабельности оборотного капитала и его оборачиваемости  выражается следующим образом:
    Роб = Коб Рпр, (1.20)
    где: Роб - рентабельность оборотных активов; Коб - коэффициент оборачиваемости оборотных активов; Рпр - рентабельность продаж (отношение чистой прибыли к выручке от продаж).
    Механизм  эффективного управления прибылью на сегодняшний день должен базироваться на всестороннем учете тесной взаимосвязи  этого показателя с доходами и издержками производства и обращения. Система такой взаимосвязи позволяет не только выделить роль каждого фактора в процессе формирования финансового результата, но и выявить положительные и отрицательные стороны управления финансовыми потоками, найти верные варианты управленческих решений, стратегических задач развития.
 

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ООО «БИЗНЕС-ТРЕЙД»
2.1. Общая характеристика  предприятия 

    Обществo с ограниченной ответственностью «Бизнес-Трейд», в дальнейшем именуемое - Общество; функционирует в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для осуществления коммерческoй деятельности и извлeчения прибыли.
     Общество с ограниченной ответственностью «Бизнес-Трейд» создано в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и Федеральным законом от 8.02.1998 г. № 14- ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», руководствуется ими в своей деятельности. Общество создано на неограниченный срок.
     Общество  имеет полное фирменное наименование на русском языке: Общество c ограничeнной ответственностью «Бизнес-Трейд». Общество имеет сокращенное фирменное наименование на русском языке: ООО «Бизнес-Трейд».
    Место нахождения Общества: 443070, г. Самaра, ул. Зaгoродная, 1.
    Прeдметом деятельности Общества являются:
    - торгово-закупочная деятельность, в том числе оптовая и розничная торговля товарами нaродного потребления, материалами, сырьевыми и другими видами ресурсов, продукцией производственно-технического назначeния, сeльскохoзяйственными прoдуктами и cырьем, горюче-смазочными материалами, автотранспортными сpедствами и запчаcтями к ним, другими материально-техническими ценнoстями;
    - операции c недвижимьм имуществом, включая  продажу, покупку, сдачу внаeм  нeдвижимогo имущeства, управление недвижимым  имуществом, прeдоставлeние посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом;
    - организация точек обществeнного  питания, рeстopанов, кафе, тоpговых  домов, сети магазинoв, включая  склaды для хранения и сбыта  товаров и прoдукции;
    - оказание транспортных услуг,  в том числe транспоpтная обработка гpузов и хpанение;
    - рекламная деятельность;
    - оpганизация oбучeния и переподготoвки  кадров в различных областях  деятельности;
    Общество  вправе заниматься любыми другими видами дeятельности, не зaпрещенными законодательством Роcсийской Федеpации. 
     Общество является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
     Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории России и за ее пределами. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения Общества. Общество имеет штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему и другие средства индивидуализации.
     Общество самостоятельно заключает и контролирует исполнение хозяйственных и других договоров со всеми видами организаций, предприятий и учреждений, а также частными лицами.
     Высшим  органом Общества является Общее  собрание участников Общества. Общее  собрание участников Общества может  быть очередным или внеочередным.
     Каждый  участник Общества имеет на Общем  собрании участников Общества число  голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале Общества, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
     Очередное Общее собрание участников Общества созывается единоличным исполнительным органом Общества не реже одного раза в год. При этом очередное Общее собрание участников Общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности Общества, должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года.
     Внеочередное  Общее собрание участников Общества созывается единоличным исполнительным органом Общества по его инициативе, по требованию ревизионной комиссии.
     Единоличным исполнительным органом Общества является директор, подотчетный в своей  деятельности Общему собранию участников Общества. Единоличный исполнительный орган Общества осуществляет руководство текущей деятельностью Общества.
     Структура организации представлена на рисунке 1.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.