На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Творчество специалиста по спорту

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
 


 


Введение.
Актуальность  исследования.
В современном обществе трудно переоценить  роль педагога по физической культуреи спорту в формировании здорового образа жизни у подрастающего поколения, который по своему предназначению обязан способствовать развитию здорового человека, воспитанию положительных жизненных ориентаций, формированию позитивных установок на жизнь и здоровье и разумность здорового образа жизни. Естественно, педагог  должен владеть глубокими знаниями в области физической культуры и спорта и отвечать современным требованиям к специалисту в сфере образования, но его мастерство должно оцениваться не объемом знаний, а умением их творческой переработки и генерированием информации в совместную деятельность с учениками. Именно оно позволит преодолеть сложившиеся стереотипы привычных действий, сформирует свободу восприятия, потребность быть активным субъектом собственной жизни, чувствовать себя творцом, непохожим на других и значимым для них. Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагогическое творчество, представляя особый феномен, при всей специфике имеет много общего с деятельностью ученого, писателя, артиста.
Педагогическое  творчество преподавателей по физической подготовке и спорту представляет собой деятельность, конечной целью которой  является совершенствование  их профессионального  труда. Данная деятельность должна быть направлена на поиск оригинальных способов применения известных или выработки новых, ранее неизвестных методов и приемов решения педагогических задач.
Для развития творчества у преподавателей по физической подготовке и спорту необходимо соблюдать следующие  условия: формирование достаточной мотивации; совершенствование  общей и профессиональной культуры; наличие  необходимого времени  для творческого  саморазвития.
Ретивых М.В. отмечал, что  “профессиональная  пригодность специалиста физической культуры и спорта есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно-психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определенными рабочими функциями и успешной деятельности в той или иной сфере производства или духовной жизни. Поэтому, ее нельзя сводить только к сумме знаний, умений и практической сноровке, которые приобретаются в ходе профессионального обучения. Еще нужна, как отмечено, склонность к работе, наличие определенных природных данных и нравственных качеств. Выполнить эту миссию способен только педагог с диалектическим мышлением, обладающий яркой индивидуальностью, готовой к непрерывному самообразованию и самовоспитанию, ибо личность учителя- тренера основное условие и средство успеха в учебно-тренировочном процессе.
Современный учитель должен владеть  не набором готовых  знаний, а опытом творческой деятельности, быть готовым к  отказу от привычных  схем и стереотипов. В свою очередь образование - это всегда определенная технология, которая ограничивает или даже утилизирует творчество (Г.Ю.Ксензова, М.В.Кларин, Д.Г.Левитес, М.М.Левина и др.).
Творческий  характер педагогического  труда обоснован  в работах советских  и зарубежных ученых (А.А.Бодалев, М.Я.Виленский, В.И.Загвязйнский, В.А.Кан-Калик, В.В.Краевский, П.Ф.Кравчук, Н.В.Кузьмина, Л.М.Лузина, М.М.Поташник, В.А.Сластенин, В.А.Сухомлинский, В.Э.Тамарин и др.).
Творческий  стиль деятельности педагога несет в себе как общее (педагогическую направленность, педагогические способности, знание и умение использовать психолого-педагогические закономерности, психологическую отзывчивость, наблюдательность, педагогический такт), так и специфическое, во многом неповторимое Педагогическое творчество содержит в себе определенные элементы новизны, но новизна должна быть связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией. В данном аспекте оно будеть иметь сходство с рационализаторством, которое широко распространено на производстве. Рационализатор не создает чего-то принципиально нового, а вносит лишь определенные усовершенствования в имеющуюся технологию и таким образом проявляет своеобразное творчество.
Таким образом, педагогическое творчество характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.
Объект  исследования-
Творческая  деятельность специалиста по физической культуре и спорту
Предмет исследования-
Эффективность учебно-воспитательного процесса, как следствие творческого характера деятельности учителя.
Цель  исследования
Выявить психолого-педагогические составляющие процесса творчества специалиста по физической культуре и спорту.
Задачи  исследования
1) Установить особенности творческой личности специалиста по физической культуре и спорту.
2) Обосновать сущность и структуру продуктивной творческой деятельности специалиста по физической культуре и спорту.

Глава I

Творчество  как предмет исследования.

Творчество  – это исторически  эволюционная форма  активности людей, выражающаяся в различных видах  деятельности и ведущая  к развитию личности.

Творчество - далеко не новый предмет исследования. Оно привлекало внимание мыслителей всех эпох, а на рубеже XIX и XX столетий родилась наука о творчестве - психология творчества Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений. Оно непрерывно раздвигает возможности человека, создавая условия для покорения новых вершин.
Творчество  выступает как  неотъемлемое проявление человеческой сущности, которое обеспечивает ему познание и  преобразование окружающего  мира. Кроме того, творчество есть еще  и характерный  показатель уровня развития человека.
«Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее». Современное рассмотрение проблемы творчества оставляет классические позиции философско-психологической науки, где творчество рассматривается через сопоставление всеобщих категорий субъекта и объекта, необходимости и свободы, продукта и деятельности (работы А.М. Коршунова, Н.Б. Шулевского, Г.Г. Кириленко, С.С. Гольдентрихта, Е.В. Шевцова и др.) и восходит к существованию конкретного человека в мире, открытие им бытия через процессы самоизменения и саморазвития.
Анализ  философско-психологической  литературы позволил выделить тенденцию, обогащающую привычные  установки, положения  и концепции в осмыслении понятия «творчество». Данная тенденция в основном представлена учениями Н.А. Бердяева, М. Бубера, Б.П. Вышеславцева, А. Камю, Ж.-П. Сартра, В.С. Соловьева, М. Хайдегтера, Л.И. Шестова, К. Ясперса и других представителей экзистенциального течения в философии. Объясняя сущность творчества, они подвергали сомнению возможность постижения его при помощи объективного материального, обусловливая это тем, что творчество является атрибутом бытия человека, а само бытие потоком переживаний, не сводимым ни к каким внешним предметным объективированным формам. Согласно их мнению, творчество принадлежит миру, непостижимому в своей сокрытости. Успешность восхождения к вершинам творчества во многом будет зависеть от восприятия человеком этого мира. Согласно выделенной тенденции круг вопросов творчества, а именно уяснение его сущности, представлен не только в контексте специфически человеческой деятельности по преобразованию действительности, но и в контексте внутренней духовной экзистенции, в сопряжении с призванием, назначением человека в мире и полноценным прохождением им своего жизненного пути.
В соответствии с этой тенденцией можно выделить следующие определения творчества:

Творчество - созидание в самом высоком значении этого слова, особое отношение человека к миру, особая сила, проникающая в самые глубины и выводящей за пределы себя, превращающей хаос в гармонию в человеке и в мире полагали К.Н. Вентцель, О.А. Казанский [38,90].

Творчество - нарастание жизни и появление ее новых форм, притом эти формы являются более ценными, чем предшествующие определял Б.П. Вышеславцев [47].

Творчество - постоянное движение к своему экзистенциальному "Я" в бесконечном процессе, поскольку в этом смысле полная законченность недостижима рассматривал Ф. Ницше [145].

Творчество  - величайшая тайна жизни, тайна явления нового, не бывшего, ни из чего не выводимого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося провозглашал Н.А. Бердяев [21].

 
Вместе  с тем, с позиций  психологической  науки (А.В. Петровский, Я.А. Пономарев, Нат. Роджерс, А.Т. Шумилин, М.В. Силантьева и  др.), творчество осмысляется  через механизмы  деятельности (ее репродуктивные и творческие компоненты), направленной на достижение новой продукции (материальной, интеллектуальной), нового качества привычных  вещей, явлений.
Особенность современного подхода  к пониманию природы  и сущности проблемы творчества заключается в том, что на основе «конструктивного альтернативизма» (Дж. Келли), предпринимаются попытки синтеза противоречащих друг другу позиций, через поиск общего для них смыслообразующего ядра. Примером таких попыток могут служить работы С.Ю. Гуревич, которая рассматривает

Творчество - способ жизнедеятельности личности, активного освоения ею мира и преобразования себя.

С.Д. Смирнова, где

Творчество - прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности.

В.Н. Дружинина, определяющего

Творчество - спонтанное проявление человеческой сущности, выход за пределы заданного.

В.П. Кохановского, считающего, что

Творчество есть высшая форма проявления человеческой жизни.

 
Попытки органично объединить креативный процесс, креативный продукт, креативную личность и креативную среду  осуществляются в  зарубежной психологии (Р. Стернберг, Т. Тардиф, Дж. Гилфорд, П.Т орранс, Ф. Баррон, Х. Грубер, С. Дэвис, Б. Хеннеси, Д. Фелдман, К. Тейлор и др.), которая представляет творчество как взаимоотношение Оно, Я и Сверх-Я, разрушение существующего гештальта для построения лучшего, самовыражение в этом творца, решение им ряда задач.
Осмысляя  вышесказанное, необходимо отметить, что творчество имеет в своей  основе два взаимообогащающих  начала: личностное и деятельностное, которые могут развиваться только друг через друга. Поэтому, творчество может рассматриваться как внутреннее сущностное свойство деятельности личности, проявляющееся как в деятельности вообще, так и в конкретных формах.
В Педагогической энциклопедии (1968 г.) указывается:
«Творчество - высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека». Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне). Следует различать объективную и субъективную стороны творчества. С объективной точки зрения творчество определяется его конечным продуктом - научным открытием или новизной научного исследования, изобретением, рационализацией, созданием художественного произведения, решением новой задачи. С субъективной точки зрения творчество определяется самим процессом независимо от значимости продукта (психическими процессами, характерными для творчества).
В Советском энциклопедическом  словаре о субъективной стороне творчества уже не упоминается: «Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественной уникальностью».
Творчество  предполагает активного  субъекта - творца. Такой подход к творчеству как к деятельности, определяемой по ее результату, вполне оправдан с позиций общества. Творчество - это то, что пополняет объективизированный опыт человечества новым, отсутствовавшим в нем ранее содержанием. Однако таким образом можно признавать некоторую совершенную деятельность творчеством, но нельзя определять само творчество как деятельность (ведь то, что неизвестно - абсолютно новый результат, - не может стать «опредмеченной потребностью» - мотивом, без чего нельзя говорить о планировании деятельности).
Тем не менее и в психологическом словаре: «Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей». Игнорируя то, что союз «и» здесь избыточно категоричен (точнее было бы «или»), заметим все же, что по этому определению та активность, которая не является деятельностью, не может считаться творчеством, хотя и приводит к объективно новому. Продуктом творчества по этому определению оказывается и новый материальный объект, синтезированный по известным алгоритмам.
В жизни новое может  быть не продуктом  деятельности, а результатом «озарения», которое не планировалось, или побочным результатом деятельности, мотивированной совсем не познавательными потребностями.
С другой стороны, творчество (даже при отсутствии строгого определения) понимается как необходимость  выполнения множества  рутинных действий и  операций, которые  используются и в  деятельностях, не ведущих  к получению объективно нового результата.
Творчество - индивидуальный процесс. В творчестве наиболее полно и глубоко проявляется индивидуальное и особенное (Р.И.Кругликов, Н.Ю.Посталюк, Э.С.Чугунова и др.).
Творчество, являясь жизненной  необходимостью, потребностью человека, преобразует, развивает и обогащает  его, формируя как  личность, самобытную индивидуальность (В.И.Толстых). Субъект не просто воспроизводит то или иное дей ствие, он стремится внести в него нечто свое, присущее только ему, кроме того, он выступает как существо думающее, переживающее и чувствующее, умеющее осознать и оценить свою деятельность (С.Л.Рубинштейн).
 
 
 
 
Творчество  в педагогической деятельности.
 
Как одна из разновидностей творчества рассматривается  в современных  исследованиях педагогическая деятельность.
Учительство — это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый  и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Учитель должен быть свободен, как поэт, художник. (Д.С.Лихачев).
Педагогическую  профессию к разряду  творческих еще недавно  отнесли бы немногие. По-видимому, это связано с тем, что педагогическая деятельность широко распространена, массова, отнюдь не престижна, а творчество считается уделом немногих избранных. Кроме того, не может быть столько творческих людей в одной сфере. Также господствует мнение о том, что ученика необходимо довести лишь до стандартного уровня образования, да еще с помощью жестко регламентируемых предписаний дидактики и методики. Видимо, поэтому в современной психолого педагогической науке широко представлены педагогические, методические, дидактические основы и закономерности деятельности педагога, а творческие, эвристические компоненты его труда остаются мало изученными. Между тем, по единодушному мнению ученых, для того чтобы овладеть творческим мастерством и стать профессионалом, необходимо осознание педагогической деятельности как творчества, постоянно творческое профессионально-личностное становление (М.В Корепанова,2010).
Исследованием педагогического  творчества занимались такие известные российские философы, психологи и педагоги, как Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, В.О.Ключевский и многие другие. Они отмечали, что педагогическая деятельность не приемлет шаблонных действий и требует от педагога проявления максимума индивидуальности.
«В  педагогике, - писал  Н.И.Пирогов, - возведенной  в степень искусства, как и во всяком другом искусстве  нельзя мерить всех деятелей по одной  мерке, нельзя закабалить их в одну форму». В то же время он подчеркивал, что действия педагога не могут быть полностью произвольны, поскольку определяются конкретной педагогической целью (Н.И.Пирогов, 1985).
К.Д.Ушинский (1948) советовал педагогам  творчески подходить  к выбору средств  для достижения поставленных в обучении и воспитании целей, а для того, чтобы развить  в себе творческие способности, рекомендовал изучать педагогическую литературу. Он был убежден, что творчество есть проявление личности педагога, что учитель становится творцом лишь тогда, «когда всякая метода исчезнет в личности педагога и когда из этой личности появляется всякий раз совершенно самостоятельный тот прием, который нужен в данном случае».
Индивидуально-личностный характер педагогического  творчества подчеркивал  и В.О.Ключевский (1990). Он считал, что «творчество находится за пределами преподавательской деятельности и требует чего-то большего, чего-то такого, что требуется всякому человеку, а не преподавателю только». Таким чем-то большим, по его мнению, «должно быть цельное миросозерцание, большая умственная и нравственная работа, исполненная человеком над самим собой».
В начале XX века первые систематические  попытки изучить  педагогическую деятельность как творческий процесс  предпринял П.К.Энгель-мейер (1910). Проанализировав опыт различных педагогов, он пришел к выводу, что «хороший воспитатель тем и отличается от ремесленника, что тогда как последний руководствуется только стереотипными приемами, первый вживается в индивидуальные особенности воспитанника и к ним прилаживает свой идеал доброго гражданина».
Большое значение для исследования проблемы педагогического  творчества имеют  идеи, содержащиеся в работах классиков  советской педагогики С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского  и других. В частности, С.Т.Шацкий (1964) писал, что работа педагога будет «живой, деятельной, переходящей от одной формы к другой, движущей, ищущей», если в ее основе будет лежать высокая культура преподавателя. В работах А.С.Макаренко (1986) подчеркивается, что научить человека творческому труду - задача архисложная, поскольку «творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает ее пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой развития личности и таланта».
Для В.А.Сухомлинского (1981) творческий труд учителя  заключался в воплощении теоретических истин  в живые мысли  и дела. По его мнению, основы творчества педагог получает в стенах учебного заведения, однако творцом становится лишь в процессе педагогической деятельности, которая должна быть направлена на организацию полнокровной и осмысленной жизни воспитанников, стимулирование у них потребности стать лучше, установление таких духовных отношений с ними, которые ведут к расцвету личности каждого ученика и развитию их индивидуальности. По его мнению, основы творчества педагог получает в стенах учебного заведения, однако творцом становится лишь в процессе педагогической деятельности, которая должна быть направлена на организацию полнокровной и осмысленной жизни воспитанников, стимулирование у них потребности стать лучше, установление таких духовных отношений с ними, которые ведут к расцвету личности каждого ученика и развитию их индивидуальности.
Яркие образцы творчества содержатся в деятельности современных педагогов-новаторов - Е.И.Ильина, Т.И.Гончаровой, В.Ф.Шаталова и других. Целенаправленный анализ их работ показывает, что в основе новаторской педагогики лежат идеи сотрудничества, взаимопомощи, взаимодоверия, стремление максимально реализовать творческий потенциал обучающихся (И.Н.Баженов, 1989).
Огромное  значение для понимания  педагогической деятельности как творческого  процесса имеют работы современных ученых-акмеологов Н.В.Кузьминой, Л.Е.Варфоломеевой, Н.Ф.Вишняковой, В.В.Зайцева, А.М.Зимичева, В.В.Карпова, Г.И.Михалевской, А.А.Реана, Е.И.Степановой, В.А.Якунина и др.
Сущность  творчества, по Н.В.Кузьминой (1980), состоит в том, что педагогическая деятельность есть процесс  решения бесчисленного  ряда задач, подчиненных  общей конечной цели формирования творческой личности человека, его мировоззрения, убеждений, сознания и поведения. Особенностью этих задач является то, что педагог  имеет дело с бесконечным  числом признаков, каждый из которых может  оказаться существенным для решения задачи. Педагогические задачи представляют собой противоречивые ситуации, объективно требующие совершенствования сознания, поведения или деятельности учеников. Каждую педагогическую задачу можно решить многими способами, но только один из них ведет к достижению оптимального результата. Перед учителем педагогическая задача всегда выступает не в форме кем-то сформулированного задания, а в виде реальных обстоятельств, в которых проявляется несоответствие между уровнем подготовленности (воспитанности) учеников и новыми требованиями к их поведению и деятельности учитель должен в каждом случае всесторонне проанализировать сложившуюся ситуацию, сформулировать суть возникшей задачи, определить оптимальный способ ее решения и организовать деятельность учеников в соответствии с принятым решением.
Творчество  не исключает систему  и планомерность в работе. Учителя-мастера, учителя-творца характеризуя осознание общей цели воспитания как его личной задачи, умение планировать свою деятельность и деятельность учеников, умение проектировать личность каждого воспитанника, отбирая методы, средства, формы воздействия на него.

В.И. Андреев (1988), определяя  творчество как вид  человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих  ее как целостный  процесс:

    наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;
    социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, - это не творчество, а варварство);
    наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
    наличие субъективных (личностных качеств - знании, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
    новизна и оригинальность процесса или результата.
Если  из названных признаков  осмысленно исключить  хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.
Исследования  О.С.Булатовой показывают, что педагогические принципы, методы и технологии обретают силу, лишь преломившись через чувства, творческое вдохновение учителя, а результат педагогической деятельности связан не только со знаниями учителя, но и с его фантазией, интуицией, артистизмом. Поэтому, считает она, деятельность педагога необходимо рассматривать не только, как деятельность ученого, исследователя, но и как художественную деятельность. Таким образом, в последние годы наметилась тенденция к освобождоению от стереотипов подходов в оценке педагогической деятельности. Появилось понимание того, что педагогическая деятельность - процесс постоянного творчества, что педагогический труд имеет много общего с театральным творчеством, являющимся разновидностью художественной деятельности, так как обе сферы относятся к типу человек-человек, то есть их представители работают с людьми; профессиональная деятельность имеет общую цель – возбудить мысли и чувства аудитории; и та и другая деятельность обучает и воспитывает, что требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры; и тот и другой труд тесно связан с импровизационными моментами, самовыражением; только в этих профессиях встречается совпадение личности творца и инструмента творчества. Но при этом отмечается, что в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. При этом знания, умения, качества, приобретаемые личностью, сами по себе не новы, но воплощаются ею в неповторимой уникальной форме. Однако творчество творчеству рознь. Оно обусловлено творческим потенциалом личности, который, если вести речь о педагоге, формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта, как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.
Понятие «творческий потенциал» в литературе рассматривается  контексте «саморазвития», «самосотворения», всей жизни человека (С.И.Гессен).

Творческий потенциал, как социально-значимое качество человека, является одной из важнейших характеристик творческой личности реализующей себя в творчестве людей.

 
В основе развития творческого  потенциала личности можно выделить следующие компоненты творчества:

    познавательный
    оригинальный
    мотивационный
    оценочный
    прогностический
    конструктивный
Творческий  потенциал педагога можно рассматривать  как возможность  саморазвития, самосовершенствования, как выход на новый социально-культурологический уровень, профессиональный уровень.
Нередко творческую природу  труда педагога выводят  из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный - значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим. Без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение обобщенного социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.
Творческий  потенциал любого человека, в том  числе и педагога, характеризуется  рядом особенностей личности, которые  называют признаками творческой личности. При этом разные авторы приводят разные перечни таких призаков. Одни выделяют: способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.
Другие  авторы относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к свертыванию операции, обобщению и отбрасыванию несущественного.
Третьи  авторы считают творческой ту личность, значимой характеристикой которой является креативность как способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
Е.С. Громов и В.А. Моляко называют семь признаков креативности:
    оригинальность,
    эвристичность,
    фантазия,
    активность,
    концентрированность,
    четкость,
    чувствительность.
В число признаков  креативности как  личностной категории включаются:
    интеллектуально-творческая инициатива (выход  за рамки задач  и требований непосредственной деятельности);
    широта категоризации, широта ассоциативного ряда;
    острота, гибкость и оригинальность мышления (способность самостоятельно, быстро, остроумно находить и комбинировать разные способы и методы решения проблем);
    динамизм -как механизм творческого развития.
 
Педагогическая  деятельность тренера.
 
Педагоги  разных специальностей, выполняя профессионально-педагогическую деятельность, обязаны  осуществлять ее общую  структуру, соотнесенную со структурой педагогического  процесса, с одной  стороны, а с другой - они должны учитывать  специфику, особенности  того педагогического  профиля, который  соответствуют их специальности.
Педагогическая  деятельность, как  и любая другая, характеризуется  определенным стилем, который обеспечивается как спецификой самой деятельности, так и индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта.

Индивидуальный  стиль педагогической деятельности формируют  три основных фактора:

    индивидуально-психологические  особенности педагога;
    особенности педагогической деятельности;
    особенности обучающихся.
    Индивидуально-психологические особенности учителя, формирующие стиль педагогической деятельности, включают индивидуально-типологические особенности, личностные и поведенческие особенности.
    Под особенностями педагогической деятельности понимаются как условия осуществления педагогом профессиональной деятельности, так и содержание дисциплины, курса, учебного материала.
    Особенности обучающихся, имеющие значение для стиля педагогической деятельности, определяются такими факторами, как возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.
Деятельность  тренера, как правило, рассматривают очень  узко, выделяя только ее внешнюю сторону: руководство тренировкой. Однако деятельность тренера имеет многофакторный педагогический характер и осуществляется в рамках определенной педагогической системы. Двусторонность педагогической деятельности объясняется особенностью ее объекта: ребенок не просто пассивно воспринимает воздействие, а сам активно действует, являясь субъектом своей деятельности.
Педагогическая  деятельность тренера  детского и юношеского спорта, как и деятельность учителя физической культуры, имеет сложную  структуру и значительные отличия от других педагогических профессий.
Сочетание высокого уровня знаний в области биологических  и психологических  процессов, которые  происходят в период активного роста  и развития юного  спортсмена, средств, методов и форм педагогического  и тренировочного воздействия, высокая  физическая и техническая  подготовленность требуют  от тренера детского и юношеского спорта комплекса педагогических и специальных  способностей.

 
Особенности тренерской деятельности.

Деятельность тренера даже по сравнению с деятельностью учителя физической культуры имеет ряд существенных отличий, которые составляют ее профессиональную специфику. Так, В.Н. Прохоров отмечает, что деятельность тренера при сравнении ее с любой педагогической деятельностью представляется весьма своеобразной.
Всякая  педагогическая деятельность многообразна и сложна, однако деятельность тренера имеет  особенности, которые  еще больше ее усложняют. К этим особенностям следует отнести следующие:
1. У тренера сильнее,  чем у учителя  физической культуры, выражена его спортивная  специализация.
2. Тренер в большей  степени заинтересован  в результате своего  труда, так как  успешность его  деятельности более  очевидна для посторонних  и оценивается,  как правило, спортивными  результатами его  учеников.
3. Как отмечает А.Д. Ганюшкин, у тренера - неограниченный объем учебно-тренировочной работы, и деятельность тренера носит нерегламентированный характер. Тренер часто работает не только в воскресные, но и в праздничные дни, кроме того, в основном в вечернее время. В.Н. Прохоров также отмечает, что в среднем тренеры работают гораздо больше, чем это предусмотрено.
4. Перед тренерами  часто встает задача  набора в группу. Тренер должен быть хорошим агитатором, для того чтобы заинтересовать ребенка и привлечь его к занятиям спортом, а также убедить в этом его родителей. Тренер находится в постоянном поиске новых способных учеников. Он должен увлечь их занятиями своим видом спорта, чтобы его труд не пропал даром и ученик не ушел из школы.
5. Тренер должен  уметь и реально осуществлять прогнозирование роста спортивных достижений, то есть осуществлять не только набор, но и отбор учеников.
6. Постоянная объективизация  спортивных результатов  в определенной  степени не позволяет  сконцентрироваться  на перспективных  целях. Результат  нужен как можно  быстрее, «здесь  и сейчас». Тренер и спортсмен постоянно вынуждены концентрировать свои усилия на текущих целях и целях ближайших этапов подготовки.
7. Тренеры отвечают  за здоровье спортсменов,  которые часто  вынуждены максимально  проявлять свои  физические возможности  как на соревнованиях,  так и на тренировке. Это создает реальную опасность психических и физических перенапряжений. В тренерской деятельности, несмотря на существование установки, направленной на постоянное повышение результатов, важно сохранить сбалансированным здоровье. То есть при стремлении к максимальным достижениям сохранить здоровье спортсмена (Ш.А. Амонашвили называл это противоречие «основой трагедии воспитания»).
8. Тренеры в течение  всей профессиональной  карьеры сами должны  находиться в определенной  спортивной форме. 
Для этого есть три  причины: во-первых, спортивный вид тренера  является стимулом для  привлечения детей  в секцию; во-вторых, в некоторых видах  спорта тренеру иногда самому приходится выполнять  значительную физическую нагрузку; в-третьих, в состав педагогических умений тренера входят умения показать тот или иной элемент при его разучивании, демонстрационные умения, названные А.Е. Певзнером [20] «двигательными».

Глава II.

Мотивы  и составляющие творчества специалиста по физической культуре и спорту.

Максим  Горький говорил, что в жизни нет ничего более важного и любопытного, чем мотивы человеческих действий. Мотив деятельности — это субъективно-побудительная сила (один из элементов системы побуждений), детерминирующая сознательно принятое личностью решение к началу конкретной деятельности (действия) и позволяющая уяснить ее причину.

 
Под мотивами в психологии понимается все то, что выступает  в качестве внутренних побудителей человека к деятельности.

 
Мотивами  могут быть различные интересы, стремления, влечения, установки, идеалы и Т. п. В отличие от целей деятельности, которые определяют то, ч т о хочет сделать или чего хочет достичь человек, мотивы объясняют, почему он хочет именно это сделать или именно этого достичь. Мотивы, в отличие от целей, могут актуально не осознаваться человеком или быть осознанными частично. Реально человека побуждает к деятельности не один, а несколько взаимосвязанных мотивов, совокупность которых называется мотивацией. В структуре мотивации всегда имеются доминирующие мотивы, а также мотивы второстепенные, подчиненные. Сила мотивов, их стабильность, соответствие основным положительным нравственным установкам и ценностным ориентациям личности — решающие условия целеустремленной, высокоактивной и продуктивной деятельности. Активизирующая и направляющая функции мотивов особенно четко проявляются при столкновении человека с препятствиями, при возникновении трудностей на пути к достижению цели. Этим определяется их роль в волевой регуляции поведения и деятельности человека.
Профессия спортивного педагога, требует от человека постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу.
Профессионально-творческая деятельность специалиста  по физической культуре и спорту предполагает прогнозирование  двигательного действия, интеллектуального  предвосхищения событий, тактическое моделирование, формирование новых  связей существующих компонентов моторной деятельности и т.д. (Н.А.Бернщтейн, А.А.Деркач, А.М.Дикунов, С.Н.Зайцева, С.В.Малиновский, А.В.Родионов, Е.Н.Сурков и др.).

 
Эффективность любой деятельности определяется двумя  интегративными факторами  — мотивацией субъекта и его способностью к данной деятельности.

 
Как же возникает потребность в спортивной деятельности?
Е.В.Антипова, К.Ю.Задворнов считают, что в основе её возникновения лежит  интерес к физкультурно – оздоровительным, спортивно – развлекательным, познавательным, эмоциональным, социально- статусным  ценностям спорта. Н.Б. Стамбулова отмечает, что выбор спортивной деятельности зачастую происходит спонтанно  и является способом удовлетворения сначала  только одной, а затем  – целого комплекса  потребностей. Г.Д.Горбунов включает в этот комплекс следующие потребности: потребность в  деятельности, активности, потребность в  движении, потребность  в реализации рефлексов  цели и свободы, потребность  в соперничестве, соревновании, самоутверждении, потребность быть в группе, общаться, потребность в  новых впечатлениях и др.
Если  потребность является источником активности, то мотивы придают  этой активности определённое направление и  удерживают человека в рамках данного  пути.

Для спортивной деятельности характерно большое  разнообразие мотивов  и их изменчивость в зависимости от этапа спортивной карьеры.

В целом А.В.Родионов отмечает, что мотивация  имеет сложную  структуру и связана  с самыми различными чертами личности.
Если  мотивы определяют выбор  пути, то цели - насколько далеко человек намерен пройти по данному пути. Цели всегда осознаваемы и являются итогом мысленной работы, в процессе которой человек пытается в идеальной форме разрешить противоречие между требованиями спортивной деятельности, её конкретными условиями, с одной стороны, и собственными возможностями, способностями адаптироваться к этим условиям и требованиям с другой. Мотивы творчества тренера можно рассматривать как стремление к самовыражению и как желание решать оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи в работе с детьми. При этом для начинающего тренера характерны поиски себя, для более зрелого мастера - мотивация познания. Соотношение двух типов мотивации дает представление о месте в творчестве тренера эмоционального (бессознательного) и рационального (осознанного) начал. Целенаправленный, творческий характер действий тренера определяют такие свойства его личности, как, например, трудолюбие, добросовестность, аккуратность, общительность, выражающие целую систему мотивов.
Мотивы  спортивной деятельности не только многообразны, они отличаются динамическим характером, закономерно  сменяя друг друга  в процессе длительных занятий спортом.
А. Ц. Пуни на основании  исследования мотивов  спортивной деятельности установил динамику развития мотивов.
Динамика  развития мотивов
Начальная стадия занятия спортом. Стадия специализации в избранном виде спорта. Стадия спортивного мастерства.
а)диффузность интересов к физическим упражнениям (подростки начинают заниматься обычно не одним, а несколькими видами спорта, причём часто совсем не теми, в которых они в дальнейшем могут показать своё спортивное мастерство); б)непосредственностью («занимаюсь потому что люблю физкультуру»);
в) связаны  с условием среды, благоприятствующими  занятиям данным видом спорта («живу  в Феодоссии, как же я мог не плавать?»; «с малых лет ходил  на лыжах, т.к. жил на окраине города»);
г) нередко включают в себя элементы долженствования («надо было посещать уроки физической культуры»).
а) пробуждение  и развитие специального интереса к  определённому виду спорта; б)проявление способностей к этому виду спорта и стремление к их развитию;
в) эмоционально насыщенное переживание спортивного  успеха и стремление к его закреплению;
г) расширение специальных знаний, совершенствование спортивной техники приобретение боле высокой степени тренированности.
а)стремление поддержать своё спортивное мастерство на высоком уровне и добиться ещё больших успехов в спортивной борьбе, которая делается всё более острой и трудной; б)стремление служить своими спортивными достижениями, как примером для подражания молодым спортсменам;
в)стремление содействовать развитию данного вида спорта, обогащению и совершенствованию его техники и тактики, потребность передать свой опыт молодым спортсменам.
Творчество  тренера - частный  случай педагогического творчества.
Педагогическое  творчество преподавателей по физической подготовке и спорту представляет собой деятельность, конечной целью которой  является совершенствование  их профессионального  труда. Данная деятельность должна быть направлена на поиск оригинальных способов применения известных или  выработки новых, ранее неизвестных  методов и приемов  решения педагогических задач.
Обострение  конкуренции на арене  спортивной борьбы, постоянный рост спортивных достижений побуждает  педагога к поиску новых подходов к технической, волевой, интеллектуальной и других видов подготовки спортсменов.
Сильным мотивирующим фактором активности, добросовестности в тренировочном  процессе, поддержания  длительного интереса к занятиям спортом  выступает личность тренера.
Творчество  может возникнуть, по мнению В.А.Кан-Калика и Н.Д.Никандрова, только при условии профессионально-личностной мотивации, которая рождается и поддерживается захватившей педагога идеей.
Энтузиазм тренера, его любовь к спорту, фанатичная преданность делу – положительный  фактор для тренировочного процесса. Оптимизм тренера играет положительную роль во всех случаях спортивной жизни, в любых ситуациях тренировки и соревнований. Особенно важным становиться в наиболее нагрузочные периоды спортивной тренировки, когда спортсмен заканчивает каждую тренировку на пределе своих возможностей. Мрачно настроенный пессимист в эти моменты глубоко заблуждается, если думает, что мотивирует спортсменов к хорошей работе.
Свое  дело в спорте нужно  любить искренне, по-настоящему, и тогда тренер может мотивировать спортсменов к  работе естественно  и свободно, просто реализуя свои личностные свойства. Стремление и умение быть примером в проявлении силы воли, собранности, организованности, целеустремленности, трудолюбия и пунктуальности. Если больно, тяжело, скучно, он должен терпеть, не проявлять слабости. Искренняя и глубокая вера в ученика, в его возможности достичь успеха в спорте, умение вселять эту уверенность в самого спортсмена. Отношение педага к собственному творчеству и творчеству воспитанников зависит от общей мотивации педагогов к педагогической деятельности и творчеству в том числе. Оно выражено в желании самим создавать новое не только для себя, но и для детей, работая как индивидуально творчески, так и в сотворчестве с детьми. Профессиональные качества учителя-это не раз и навсегда заготовленная информация, а сама способность к живой мысли, к постоянному самосовершенствованию. “Огонь разжигается огнем, личность формируется личностью. Нельзя дать другому того, чего не имеешь сам”. На вопрос, каждый ли учитель может стать мастером, овладеть искусством воспитания, научиться работать творчески, А.С. Макаренко отвечал определенно: ’’Да!’’ Но только при условии неустанной работы над собой.
Умение  тренера проникать  в состояние юных спортсменов, планировать  эмоциональную сторону  учебно-тренировочных  занятий и воспитательных мероприятий в  существенной мере влияет на его творческое самочувствие.
В педагогических экспериментах  доказано, что если у педагога искусственно сформировать установку  к случайно выбранным  ученикам как самым  талантливым и  перспективным в  своем развитии, то именно они демонстрируют  больший скачок по сравнению с остальной группой в ближайшем будущем. Создание оптимальных условий для творческого развития учеников возможно лишь при творческой работе самого тренера, его творческом саморазвитии.

 
Составляющими педагогического творчества учителя физической культуры и тренера-преподавателя являются:

 
    опыт  творческой деятельности, придающий уверенность  в правильности выбранного подхода в общении  с детьми и непосредственного  взаимодействия с  обучаемыми (обусловлен творческим потенциалом  личности),
    психолого-педагогические и специализированные знания,
    креативность, новые идеи, позволяющие находить и применять оригинальные и нестандартные решения
    двигательный опыт, как специфический показатель, без которого невозможно говорить о пофессиональной пригодности спортивного педагога.
Системообразующими  компонентами саморазвития выступают самопознание, самоуправление и  творческая самореализация личности тренера  в его профессиональном становлении.
Творческое  самочувствие.

Самочувствие - система субъективных ощущений, свидетельствующих о той или иной степени физиологической и психологической комфортности. Включает в себя как общую качественную характеристику (хорошее или плохое самочувствие), так и частные переживания, различно локализованные (дискомфорт в частях тела, затруднения при выполнении действий, трудности понимания).

 
Чтобы овладеть педагогическим творчеством, недостаточно научиться решать теоретические педагогические задачи и воплощать их решение во взаимодействии с обучаемыми. Это невозможно без умений управлять собственными психическими состояниями, своим творческим самочувствием, которое относится обычно к основным компонентам педагогического творчества и тесно связано с коммуникативной сферой.

Творческое  самочувствие – это такое внутреннее, душевное и телесное состояние человека, которое определяет творческий характер его деятельности.

При этом человек достигает  наибольших результатов  в труде, находится  в состоянии вдохновения, получает наивысшее удовлетворение от работы, заряжает аудиторию своей энергией и получает от нее наибольшую отдачу. Внешне, со стороны, это состояние можно увидеть по физической подтянутости, собранности, мобилизованности сил человека, особому блеску глаз.
В американской социологии подобное состояние  называют «ощущением потока», то есть полное погружение в деятельность и получение от нее удовольствия, что свидетельствует о высокой внутренней мотивации.
Таким образом, можно говорить о том, что творческое рабочее самочувствие педагога – это  специфическое творческое состояние, имеющее  свою психическую природу и складывающееся из определенных психических элеиентов.
Ю.Л.львова, говоря о творческом самочувствии, подчеркивает, что такое рабочее состояние педагога способствует тому, что все заготовленное, сделанное им до занятий с яркой первозданностью осуществилось на самом занятии.
Кроме того, она выделяет также ряд составных  частей творческого  рабочего самочувствия. Первым элементом, рождающим  творческое самочувствие педагога, является, по ее мнению, сосредоточенность, поглощенность педагога ведущей задачей занятия, его познавательным и воспитательным замыслом. Осознание замысла, цели, задачи отражается на воле, разуме и чувствах педагога, возбуждает его творческую энергию.
Однако  для возникновения  рабочего самочувствия недостаточно быть поглощенным задачей лишь данного занятия. Необходимо ориентироваться также на сверхзадачу – ту конечную цель воспитывающего обучения, которую педагог ставит себе, проектируя развитие своих воспитанников.
Погимание важности этого компонента встречается и  у других авторов. Так, О.С. Булатова отмечает, что в педагогике сверхзадача –  это способность  педагога быть Учителем, рассматривать творческое задание в определенном научном, мировоззренческом, нравственном контексте, в отличие от задачи любого конкретного урока, являющейся лишь звеном в длительном процессе обучения.
Еще одним элементом рабочего самочувствия педагога, выделяемым ею, является видение педагогом внутреннего мира всех обучаемых и каждого в отдельности.
Важным фактором, на который указывают исследователи, является также то, что самочувствие педагога в общении во многом опосредствуется творческим самочувствием обучаемых как объектов-субъектов педагогического действия. Исследователи творческого процесса педагога утверждают, что для мобилизации творческого самочувствия весьма перспективно применение метода физических действий К.С.Станиславского.
Сущность  этого метода – в выполнении физических действий, которые должны соответствовать определенному эмоциональному состоянию и способны вызвать в человеке нужные эмоции.
Заслуга К.С.Станиславского в том, что он создал систему обучения актеров созданию внутреннего творческого самочувствия, которое является обязательным условием высокого актерского мастерства. Актерскому мастерству, считал К.С.Станиславский, можно научить через психотехнику. Можно научить и педагогическому мастерству человека, у которого нет противопоказаний к учительскому труду и есть желание стать хорошим учителем.

Педагог не может не играть... Но нельзя играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединить с игрой вашу прекрасную личность. Это не мертвая игра, техника, а настоящее отражение тех процессов, которые имеются в вашей душе.   (А. С. Макаренко).

 
Пути  создания творческого  самочувствия учителя.

К.С.Станиславский  выделил три составные  части творческого  самочувствия:
    телесная  свобода;
    полная сосредоточенность всей духовной и физической природы;
    чувство правды и магическое «если бы».
Элементы  творческого самочувствия учителя:
    1) сосредоточенность,  поглощенность учителя  ведущей задачей  урока, его идейно-познавательным  и воспитательным  замыслом;
    2) прицел учителя на «сверхзадачу» - могущественный стимулятор творческой деятельности учителя.
Сверхзадача - это та конечная цель воспитывающего обучения, которую учитель ставит, проектируя развитие своих учеников. Это средняя и дальняя перспективы обучения, учительский стратегический план. Сверхзадача поднимает учителя над массой отдельных уроков, учебных фактов, позволяет понимать их с точки зрения перспективы и потому более тонко, филигранно, разумно осуществлять их.
    3) видение учителем всех учеников и каждого в отдельности как бы "изнутри". Это и есть эмпатия - способность эмоционально отзываться на переживания других людей. Это дает возможность учителю следить за мыслительными операциями школьников и при необходимости варьировать обьяснение, замедлять или ускорять его темп, возвращаться назад, повторять ход рассуждений или рабочее действие, добавить те мазки, которые диктуются педагогической целесообразностью. Зоркость можно развить в себе чрезвычайную. Постоянно наблюдая за детьми, изучая особенности их восприятия, можно научиться получать достаточную информацию при одном взгляде на детей;
    4) способность контролировать себя, проводить самоанализ. Это дисциплинирует ум и чувство, что усиливает бодрое, творческое самочувствие, как в глобальных педагогических проблемах урока, так и в «мелочах».
Один  из видов психологических  упражнений, обеспечивающих свежесть чувств, - использование «предполагаемого обстоятельства», как говорил К.С.Станиславский, магического «если бы». «Если бы» создает внутреннее духовное движение, которое органически проявляется во внешнем облике учителя, в его мимике, жесте, взгляде, в расположении к ученикам. «Если бы я был не я, а лучше, опытнее, чем я?».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.