Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Социология"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


АНО ВПО  ЦС РФ

Российский  университет кооперации
КРАСНОДАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 
 
 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических  наук 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛЕКЦИИ 

             по дисциплине  «Социология»

      (для  студентов всех направлений)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Разработчик:
к.и.н, доцент
Сидоренко Т.Н.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Краснодар 2011 

 Лекция.
 
Тема: Общество и его  структурные элементы. 

    Социальная  структура общества
    Теория социальной стратификации и социальной мобильности.
  

         1. Социальная структура общества 

           Социальная структура – это совокупность относительно устойчивых общностей людей, их связь и взаимодействие, а также отношения, в которые вступают социальные группы по поводу условий их жизнедеятельности.
(Вообще  под структурой в науке принято  понимать совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта)
Основными элементами социальной структуры общества являются:
    индивиды, их статусы и роли
    социальные общности, большие  и малые социальные группы

    социальные институты
    социальная организация -  метод управления людьми, их координация в соответствии со статусом и ролью
    Социальный контроль
   Каждый  тип общества имеет свою социальную структуру. Изначальными элементами этой структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество, порядок расположение и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества.
   Социальный  статус – это определенная позиция  в социальной структуре группы или  общества, связанная с другими  позициями через систему прав и обязанностей (статус учителя имеет смысл только по отношению к статусу ученика, а не, скажем, к прохожему).
   Совокупность  всех статусов, занимаемых человеком, называется статусным набором. В  статусном наборе выделяют главный  статус. Это статус, с которым его идентифицируют  другие люди или с которым он сам себя олицетворяет (для мужчины это чаще всего профессия). Главным является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых и манеру поведения.
   Разновидностями социального статуса являются предписанные и достигнутые статусы. Предписанным называется статус, который индивид получает от рождения независимо от своей воли. Такой статус определяется  полом, национальностью, расой, местом рождения и т.д. Достигнутым называется статус приобретенный благодаря усилиям индивида (образование, профессия, должность). В ряде случаев трудно установить вид статуса, тогда говорят о смешанном статусе (пенсионер, инвалид).
   От  социального статуса принято  отличать личный статус, который отражает положение занимаемое индивидом в малой группе в зависимости от того, как он оценивается по своим личным качествам. (Социальный и личный статус не всегда совпадает.)
   При характеристике любого социального  статуса выделяют следующие компоненты:
    статусные права и обязанности
    статусный диапазон (рамки, в которых он может осуществлять свои права и обязанности)
    статусные символы (внешние знаки, позволяющие различать носителей разных статусов)
    статусный образ или имидж (совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом)
    статусная идентификация (определение степени соответствия индивида своему социальному статусу)
    Таким образом, статусы определяют содержание и характер социальных отношений.
       Подвижность социальной структуре придают социальные роли, т.е. определенные модели и стили поведения, формирующиеся в процессе взаимодействия индивида. Можно сказать, что социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус. Также социальную роль можно определить как ожидаемое поведение индивида, обусловленное его статусом. Ролевые ожидания могут закрепляться в виде правил, норм поведения, а могут иметь и неформальный характер. И в том и другом случае они выступают как особый тип социальной регуляции.
     Каждый статус предусматривает  не одну, а несколько ролей. (Профессор  преподает, воспитывает, занимается  наукой, руководит кафедрой). Совокупность  ролей соответствующих данному  статусу называется ролевой набор.
    При всех различиях социальные роли объединяет нечто общее, т.е. нормативная структура,  в которой выделяют четыре компонента:
    описание  типа поведение соответствующего данной роли;
    требование к выполнению той или иной роли;
    оценка выполнения данной роли;
    меры поощрения или наказания за выполнение роли.
      Т.е. нормативная структура определяет  образцы поведения и во многом  конструирует  взаимоотношения людей.
      В процессе реализации социальных  ролей могут возникать определенные  трудности. Так, социологи выделяют  следующие виды ролевых конфликтов:
    внутриролевые  конфликты (конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу – ребенок- родитель)
    межролевые конфликты (возникающие, когда требования одной роли противоречат требованиям другой – требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением домашних обязанностей)
    личностноролевые конфликты (когда требования социальной роли противоречат жизненным устремлениям личности) Последний вид конфликтов чаще всего приводит к психологическому напряжению или кризису.
Т.О., статусно-ролевая  теория позволяет описывать не только механизм взаимодействия личности и  общества, но и  функционирование социальной системы в целом. 

         Важным элементом структуры общества  являются социальные общности и группы.
         Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия.
      Социальные  общности отличаются большим разнообразием форм и видов. Они могут варьироваться по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс, по продолжительности существования: от минут и часов (пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (этносы, нации); по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до случайных образований (очередь, болельщики на трибуне и т.д.).
      Для классификации социальных общностей  применяют тот или иной системообразующий  признак. В одном случае, общность определяется этнической принадлежностью, в другом – принадлежностью к территории, в третьем – принадлежностью к определенному полу, возрасту, в четвертом – принадлежностью к определенной культуре и т.д. Соответственно выделяются социально-этнические, территориальные, демографические, культурные и мн.др. общности.
      В целом все множество реальных социальных общностей модно разделить  на массовые (человечество, нации и  т.д.) и групповые (социальные группы).
      В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:
      устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности их существования,
      относительно высокой степенью единства и сплоченности,
      однородностью состава, предполагающего наличие признаков, свойственных всем членам групп,
      способностью входить в более широкие образования в качестве структурных единиц.
    Все социальные группы можно подразделить:
      по характеру взаимодействия: на первичные и вторичные,
      по количественному составу: на малые и большие,
      по способу организации взаимодействия: на формальные и неформальные.
1. Под первичной понимается такая группа, в которой взаимодействие носит непосредственный межличностных характер и предполагает взаимную поддержку (семья, группа друзей и т.д.).
      Под вторичной понимается группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением  конкретной цели. В таких группах особое значение придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенную функцию (производственный коллектив, политическая партия и т.д.). Часто внутри этих групп люди вступают в дружеские отношения и образуют по сути первичные группы.
2. Малая группа – это небольшое число, непосредственно контактирующих индивидов, осуществляющих совместную деятельность. Для малых групп характерны следующие черты: - малочисленный стабильный состав (примерно до 30 чел), - пространственная близость, - устойчивость и продолжительность функционирования, - высокая степень совпадения ценностей, - развитое чувство принадлежности к группе.
           Большая социальная группа – это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели, и связи в ней носят опосредованный характер (крупные предприятия и др.).  Также под большой социальной группой понимается многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих в следствие этого общий интерес (студенты страны, предприниматели региона и т.д.)
3. Формальная группа – это группа, обладающая юридическим статусом, взаимодействие в которой определяется  узаконенными нормами (класс, экипаж и т.д.). Неформальная – это не имеющая юридического статуса группа, возникающая на основе межличностных, дружеских отношений. (неформалы, друзья)

       Социальные институты  – это устойчивые  типы и формы  социальной практики, посредством которой  организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей в рамках социальной организации общества.  (Также соц. институт трактуется как устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности).

      Благодаря социальным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устойчивость их отношений.
      С одной стороны, социальный институт – это совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию (семья, образование, политика, государство), а с другой – система норм и ценностей, гарантирующих сходное поведение людей в рамках данного института.
      В зависимости от целей и задач  можно выделить следующие социальные институты:
      институт семьи  и брака, выполняющий наиболее важную функцию – биологическое воспроизводство населения;
      экономические институты ( собственность, предприятия, банки, торговая система, регулирование денежного обращения, различные хозяйственные объединения, т.е. все, что связано с производством и потреблением материальных благ);
      политические институты, связанные с осуществлением и распределением политической власти, с выполнением функции управления и  мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок и безопасность (государство, политические партии, армия, милиция, профсоюзы и т.д.);
      социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей (образование, искусство, религия, наука).
    Также можно выделить институты здравоохранения и социальной защиты.
      Существуют  определенные черты и признаки, характерные  для всех социальных институтов. Выделяют пять групп таких признаков:
      установки и образцы поведения (для института семьи – привязанность, уважение, доверие, для образования – стремление к знаниям и т.д.);
      культурные символы (для семьи – обручальные кольца; для государства – герб, флаг; для бизнеса – фирменный знак; для религии – крест, иконы)
      утилитарные культурные черты (для семьи – дом; для бизнеса – магазин, фабрика; для образования – школа и т.д.);
      устные и письменные кодексы поведения (для государства – конституция; для бизнеса – контракт и т.д.)
      идеология (для семьи – совместимость, любовь; для бизнеса – свобода торговли; для религии – православие, католицизм )
      Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует удовлетворению потребностей. Когда социальный институт не выполняет своих функций, то его деятельность расценивается как дисфункциональная. Дисфункция выражается в падении общественного престижа, в вырождении функций этого института. Появление дисфункций в деятельности ряда социальных институтов ведет не толь к росту напряженности в обществе, но и к дезорганизации социальной системы в целом. 
 

    Теории  социальной стратификации и социальной мобильности
 
         Социальная стратификация это  система социального неравенства,  состоящая из иерархически  расположенных  социальных слоев – страт.
      Под стратой понимается совокупность людей, объединенных общими статусными признаками. Социологи по-разному объясняют ее природу, причины, происхождение.  Так, марксисты считают, что в основе социального неравенства лежат отношения собственности, характер и форма владения средствами производства. По мнению сторонников функционального подхода (К.Девис и У.Мур) распределение индивидов по социальным стратам происходит в соответствии с их вкладом в достижение целей общества, в зависимости от важности их профессиональной деятельности. Согласно теории социального обмена (Дж. Хоманс) неравенство в обществе возникает в процессе неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.
      Для определения принадлежности к той  или иной социальной страте социологи  выделяют самые различные параметры  и критерии.
      Один  из создателей стратификационной теории П.Сорокин выделял три вида стратификации: 1) экономическую (по критериям дохода и богатства), 2) политическую (по критериям влияния и власти), 3) профессиональную (по критерию мастерства и профессиональных навыков).
      Основоположник  функционализма Т.Парсонс выделил три группы признаков стратификации: 1) качественные характеристики индивида, которыми он обладает от рождения (происхождение, родственные связи, личные качества и т.д.), 2) ролевые характеристики, определяемые набором ролей, которые индивид выполняет в обществе (образование, профессия, должность и т.д.), 3) характеристики, связанные с владение материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, социальные привилегии, власть и т.д.).
      В современной социологии выделяют следующие  основные критерии социальной стратификации:
      доход (количество денежных поступлений за определенный период),
      богатство (накопленные доходы, движимое или недвижимое имущество)
      власть (способность осуществлять свою волю, контролировать деятельность своих людей)
      образование (совокупность знаний, приобретенных в процессе обучения)
      престиж (общественная оценка значимости, привлекательности той или иной профессии или должности)
Все эти  критерии определяют совокупный социально-экономический  статус, который является показателем положения в социальной стратификации.
      В современной социологии существует множество моделей социальной стратификации, но преимущественно выделяют три  основных класса:
      высший, - средний, - низший.
    При этом в стабильном позитивно развивающемся  обществе доля высшего класса  должна составлять 5-7%, среднего – 60-80%, и низшего – 13-30%
      (По  мнению большинства социологов  средний класс представляет собой  своеобразный стержень общества, благодаря которому оно сохраняет  устойчивость и стабильность. Как  подчеркивал анг. фил., ист. Тойнби, «современная  западная цивилизация – это прежде всего цивилизация среднего класса. Западное общество стало развитым после того как ему удалось создать многочисленный средний класс»). 

      Характер  социального расслоения называют стратификационной системой.
      В историческом плане  выделяют четыре типа стратификационных  систем:
      рабство (единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого)
      кастовая система (предполагает пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этническо-религиозному или экономическому признаку). Каста представляет  собой замкнутую группу, которой отводилось строго определенной место в общественной иерархии. (Индия)
      сословная система (предполагала юридическое закрепление человека за той или иной стратой; права и обязанности каждого сословия определялись законом и в основном передавались по наследству)
      классовая система (не предполагает закрепление индивида за определенной стратой; принадлежность к какому-либо уклассу не регламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству, она определяется местом в системе общественного производства, а также уровнем дохода)
    В современный период выделяются типы стратификационных  систем, комбинация из которых встречается в любом обществе.  Назовем основные:
      генетическая система, в основе которой  лежит ранжирование по естественным признакам (полу, возрасту, наличии силы, красоты и т.д.)
      этакратическая, в которой дифференциация между членами общества  проводится по их положению во властно-государственных органах, по их возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по привилегиям,
      социально-профессиональная, в соответствии с которой  группы делятся по содержанию и условиям труда, деление здесь осуществляется при помощи  сертификатов, дипломов, фиксирующих уровень квалификации,
      культурно-символическая, возникающая из различий  доступа к социально значимой информации, неравных возможностей отбирать и интерпретировать  эту информацию,
      культурно-нормативная, в которой дифференциация построена на различиях в уважении и престиже, возникающих в результате сравнения существующих норм и стилей жизни, присущих тем или иным социальным группам,
      социально-территориальная (формируется в силу неравного распределения ресурсов между регионами, различий в доступе к рабочим местам, жилью, качественным товарам и услугам)
    В реальности все эти системы переплетаются  и дополняют друг друга, поэтому  исследование стратификации не может  быть сведено к анализу какой-либо одной системы. 

    Социальная  мобильность 
        Социальная мобильность – это  изменение индивидом или группой  своей позиции в социальном  пространстве. По направлениям социальных  перемещений различают вертикальную  и горизонтальную мобильность.
      Вертикальная мобильность означает такое перемещение, когда происходит понижение или повышение социального статуса.
      Горизонтальная  мобильность – это перемещение не связанное с изменением социального статуса.
      Различают индивидуальную и групповую мобильность. Первое характерно для  стабильного общества, вторая связана с кардинальными переменами в обществе, когда происходит изменение социального статуса целых социальных групп или классов.
      (Для  количественной оценки социальной  мобильности обычно используют  показатели ее скорости и интенсивности. Скорость мобильности это показатель вертикальной социальной дистанции, которую индивид проходит вверх или вниз за определенный промежуток времени. Под интенсивностью понимается  число индивидов, меняющих социальные позиции  за определенный промежуток времени.)
      Способы преодоления барьеров в процессе социальных перемещений называют каналами социальной мобильности. Основные из них: получение образования, повышение квалификации, политическая карьера, предпринимательство, воинская служба, территориальные перемещения. Эти институты выполняют роль своеобразного социального лифта. (П. Сорокин)
      Социальная  мобильность может сопровождаться маргинальностью, под которой понимается пограничное промежуточное, структурно неопределенное состояние  субъекта (индивида или группы). К маргиналам относятся индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур. (Среди маргиналов  могут быть этномаргиналы, биомаргиналы,  экономические маргиналы, связанные с потерей работы, материального достатка, политические маргиналы, утратившие общепринятые нормы и ценности политической культуры, религиозные маргиналы, стоящие вне традиционных конфессий) («находящийся на краю» – с лат. маргинал).
      Социальная мобильность  - важная характеристика общества, показатель его  степени его открытости. В открытом обществе высоко ценится достигнутый статус и существуют относительно широкие возможности для  перехода из одной социальной группы в другую. Закрытое общество оказывает предпочтение  предписанному статусу и всячески затрудняет переходы из одного социального слоя в другой. (Индия).
      Современное общество предполагает подвижную систему  стратификации и характеризуется  высокими показателям
      и социальной мобильности, это связано прежде всего с потребностями социального и научно-технического развития, с необходимостью постоянного притока на ключевые позиции специалистов, способных решать задачи управления общественными процессами. 

              
 

    Лекция.
    Тема: Социология культуры
        Культура как объект социального познания
        Основные элементы культуры
        Формы и разновидности культуры
        Культура как фактор социальных изменений (самостоятельно)
 
 
      Культура  как объект социального  познания
 
        Культура (с лат. «возделывание», воспитание, почитание и т.д.) в самом широком смысле понимается  и  как совокупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность по их созданию и развитию.
      Культура  – это необычайно сложное, широкое  и многогранное явление. Она служит объектом исследования для самых  различных наук (философии, культурологии, психологии, этнографии и т.д.). Социологию прежде всего интересует социальная природа культуры, ее роль в функционировании и развитии общества.
      Специфика социологического подхода отражается в понятии социальная культура. Социальная культура – это система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.
      В качестве основных функций  социальной культуры можно выделить следующее:
      гуманистическая (развитие творческого потенциала человека);
      социально-информационная (хранение и передача социального опыта);
      коммуникативная (функция социального общения)
      образовательно-воспитательная (социализация личности, ее приобщение к знаниям, культурному наследию);
      регулирующая (т.е. ценностно-нормативная регуляция социального поведения);
      интегрирующая (объединение людей, развитие в них чувства общности, поддержание стабильности в обществе).
      В целом социальная культура определяет  образ жизни людей, дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодействия в обществе. (По мнению рада социологов культура содержит в себе систему духовных кодов, некую информационную программу, заставляющую людей поступать так, а не иначе, воспринимать и оценивать происходящее в определенном свете). 

    Различают материальную и духовную культуру.
      Материальная  – это все то, в чем материализуется знание, умение и верования людей (орудия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предметы культа и т.д., т.е. все то, что мы (люди) производим).
      Духовная  культура включает язык, символы, знания, верования, идеалы, правила и образцы поведения, т.е. все то, что возникает в сознании людей и определяет стиль жизни.
      Социально значимые элементы культуры, переданные последующим поколениям, образуют культурное наследие. В масштабе всего человечества культурное наследие выражает культурные универсалии. Выделяют до 70 универсалий. Например, язык, религия, мифология, возрастная градация, календарь, спорт, сексуальные ограничения, похоронные ритуалы и т.д. и т.д. В связи с этим возникает важная социальная проблема – как люди воспринимают и оценивают другие культуры. И здесь социологии выделяют две тенденции: 1) этноцентризм и 2) культурный релятивизм.
      Этноцентризм – это тенденция оценивать другие культуры  по критериям совей культуры и с позиции ее превосходства. Проявления этой тенденции могут принимать самые различные формы (миссионерство – с целью обратить «варваров» в свою веру; попытки навязать тот или иной образ жизни). Этноцентризм может порождать ксенофобию (ненависть к людям); воинствующий национализм, но  с этноцентризмом связаны и положительные моменты, такие как патриотизм, национальное самосознание и даже обычная групповая солидарность людей одной культуры.
      Культурный релятивизм (от лат. «относительный», абсолютизация относительного, условного знания) исходит из того, что любую культуру надо рассматривать как единое целое и оценивать в ее собственном контексте. Т.е. культурный релятивизм предполагает, что ни одна ценность и ни одна особенность данной культуры  не могут быть полностью поняты, если их анализировать в отрыве от целого.
    Самый рациональный путь восприятия культуры в обществе – сочетание этноцентризма  и культурного релятивизма, когда индивид испытывая чувство гордости за свою культуру, в тоже время способен понять самобытность другой культуры. 

    Основные  элементы культуры
 
      В социологическом понимании культура выступает прежде всего  как ценностно-нормативная  система социальной регуляции. В качестве основных, наиболее устойчивых элементов  культуры выделяют:
      Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Выступая средством человеческого общения, язык является наиболее важным показателем приобщения к той или иной культуре.
      Социальные ценности – это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться. Соц. ценности определяют общую направленность социального процесса, задают нравственную систему координат, на которую ориентируется человек. Соц. ценности формируют представления о справедливости, добре, зле, смысле жизни. Каждая социальная группа утверждает и защищает свои ценности. В тоже время могут быть и общечеловеческие ценности (мир, свобода, достоинство личности, гражданский долг и т.д.)
      Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Различают правовые и моральные нормы. Правовые - проявляются в форме закона и содержат четкие установки, определяющие условия применения той или иной нормы.  Моральные нормы обеспечиваются  силой общественного мнения и нравственным долгом личности.
      Обычаи, традиции и обряды – это воспринятые из прошлого формы социальной регуляции поведения людей.  (Обычаи – это исторически сложившиеся массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К их нарушителям применяются неформальные санкции: замечания, неодобрения, порицания. Если обычаи переходят от одного поколения к другому в течение длительного времени, то они приобретают характер традиции. Традиции являются объединяющим началом социальной группы или общества в целом. В тоже время слепое следование традициям порождает консерватизм и застой в общественной жизни. Обряд – это совокупность символических  коллективных действий, воплощающих в себе определенные нормы и ценности. Обряды сопровождают наиболее важные моменты человеческой жизни.)
    Эти элементы  образуют ядро социальной культуры как ценностно-нормативной  системы регуляции поведения людей. (Существуют и другие элементы культуры – привычки, манеры, мода, этикет и т.д.) 

    Формы и разновидности  культуры.
 
    Культуру  можно классифицировать  по  происхождению, характеру и уровню развития. Выделяю  три формы: элитарную, народную и  массовую.
      Элитарная (или высокая) включает классическую музыку, высокохудожественную литературу, поэзию, изящное искусство и т.д. Эта культура ориентированна на избранный круг ценителей и знатоков искусства. (В этот круг могут входить не только занимающиеся профессионально искусством и культурой, но и те, кто получает от общения с искусством эстетическое наслаждение).
      Народная культура возникает стихийно и чаще всего не имеет конкретных авторов. В ее состав входят мифы, легенды, песни, танцы, пословицы, ремесла, т.е. все то, что принято называть фольклором.  (Можно выделить две характерные особенности фольклора: он локализован, т.е. связан с определенной местностью и демократичен, поскольку в его создании принимают участие все желающие.)
      Массовая культура возникает в ХХ веке в условиях коммерциализации искусства и развития технологий массовой коммуникации. Продукция массовой культуры распространяется среди всех слоев общества и ориентирована на удовлетворение сиюминутных  запросов людей. Главная функция массовой культуры – компенсаторно-развлекательная.  Типичные примеры – шлягеры, сериалы, боевики, реклама и т.д.  (В настоящее время массовая культура все больше превращается в особый вид бизнеса).
 
     Наряду  с формами культуры социологи  выделяют разновидности культуры: доминирующая культура, субкультура и контркультура.
      Доминирующая культура. Совокупность убеждений, ценностей, норм, которые принимаются большинством членов общества. Данное понятие отражает культурную основу общества (без нее не может существовать ни одно общество).
      Однако  в обществе существует множество  групп, каждая из которых может иметь  свою особую систему ценностей, в  зависимости от возраста, рода занятий, профессии, национальности и т.д. Культурная специфика этих групп выражается понятием субкультура.
      Субкультура – это особая система культурных ценностей и норм, присущая определенной социальной группе и отличающаяся в той или иной степени от доминирующей культуры. (Любая субкультура предполагает  свои правила поведения, свой стиль одежды, манеру общения.)
         Социологами отдельно оценивается  активность индивида в субкультуре.  Так, например, субкультурная активность  молодежи зависит от уровня  образования (чем ниже уровень  образования, тем выше активность); от возраста (пик активности приходится  на 16-17 лет, спад – 21-22 г.); от места  жительства (в городе выше активность, чем в сельской местности). Субкультурные группы молодежи также характеризуются многообразием. Например, музыкальные, спортивные фанаты, металлисты, культуристы и т.п.
      Под контркультурой понимается такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей, но и находится по отношению к ней в состоянии открытого конфликта. Ярким проявлением контркультуры было движение «хиппи». Это движение труд объявляло нежелательным, семью – пережитком, патриотизм – ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ – недостойностью. Тем самым под сомнения ставились основные культурные ценности общества.
 
 
            Роль культуры как фактора социальных изменений особо возрастает в периоды общественных реформ.  Это особо видно в современной России, где идет процесс смены доминирующей ценностной системы общества.
          Суть взаимодействия культуры  и общественных реформ состоит  в том, что с одной стороны,  реформы изменяют культурные  ориентации, с другой – что культурные процессы влияют на реформы.  В идеале общественные реформы должны иметь необходимую социокультурную предпосылку. Т.е.  через культуру принимаются и одобряются общественные  реформы. Однако сегодня в России, в силу сложившихся обстоятельств, институты культуры зачастую находятся в противоречии с ходом социальных реформ.  У большинства членов общества сохраняются прежние ценности и нормы, во многом не соответствующие и даже противоречащие происходящим общественным процессам. С другой стороны, возникли новые субкультуры, входящие в противоречие с прежними ценностями. (предприниматели, шоу-бизнес, финансовая элита).
         До сих пор не выработана  система ценностей, норм, необходимых  для развития общества. Автоматическое  перенесение ценностей западной цивилизации на почву России вызвало или полное неприятие большинством населения или искаженное их понимание (конкуренция понимается как криминальное разбирательство). Поэтому сейчас существует большая потребность в создании новой культурной модели и культурной политики, которая могла бы объединить общечеловеческие ценности (такие как гуманизм, сопереживание, патриотизм) с ценностями рыночной экономики (такими как  конкуренция, опора на собственные силы, достижение успеха).
       В этом плане культуре отводится  роль  формирования ценностно-ориентированной, оптимально организованной деятельности общества. 
 

 

      Лекция.
                 Тема: Социология личности
        Социологические концепции личности
        Социальная типология личности
        Социализация личности.
        4. Девиантное поведение. Социальный контроль 

    Социологические концепции личности
 
         Личность, хотя и является основной  категорией множества общественных  наук,  определяется по-разному  в зависимости от  принадлежности  исследователя к тому или иному  научному направлению.
        Определений личности существует  великое множество. Наиболее общая  их классификация представляется  как психодинамические теории  личности, социодинамические и интеракционистические  («взаимодействие»)
К типу психодинамических относятся теории описывающие личность  и  объясняющие ее поведение исходя из ее внутренних субъективных характиристик. Поведение выводится из психологических свойств индивида как личности и полностью объясняется только на их основе.
Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в характеристике личности отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности.
Интеракционистскими называются теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в регуляции поведения и оценки личности.  

          Исходя из специфики нашего  предмета, нас прежде всего интересует  социодинамические концепции личности  и собственно социологическое  определение личности.
           Наибольшее распространение в  социологии получила ролевая теория личности, разные варианты которой разработали Дж.Г. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т.Шебутани. С точки зрения всех этих концепций личность представляет собой совокупность социальных ролей, выполняемых ею (т.е. личностью) в обществе.
         Если в трактовке Дж. Мида и  др. социальных психологов роль выступает  как результат межличностного взаимодействия, то у Р. Линтона, Р. Мертона, Т. Парсонса – как комплекс требований, предъявляемых обществом к индивиду, занимающему определенную позицию в социальной системе. Т.е. личность рассматривается как функция от того множества социальных ролей, которые присущи индивиду в обществе. 
          С ролевой теорией личности  тесно связана концепция «зеркального Я» Ч. Кули. В соответствии с его концепцией личность формируется в процессе социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое «зеркальное Я», которое состоит из трех элементов: 1) представления о том, как его воспринимают другие люди, 2) представления о том, как они его оценивают и 3) как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей. Таким образом, личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы.
          При марксистском подходе к изучению личности упор делается на социальную обусловленность ее природы и деятельности. Исходным моментом здесь является теоретическое положение К. Маркса о том, что сущность человека – есть «совокупность всех общественных отношений». Сущность же отдельной личности составляет не ее физическая природа, а ее социальное качество, т.е. общественно значимое общество. Исходя из этого, личность – это, с одной стороны, продукт исторического развития, с другой – результат включения индивида в социальную систему, который способен изменять общественные отношения.
         Особое место в теориях личности  занимает  психоаналитическая концепция, сформулированная Зигмундом Фрейдом. Модель личности, разработанная Фрейдом, включает в себя три компонента: 1) сферу подсознания «Оно», где господствуют биологически обусловленные побуждения: сексуальные (либидо) и агрессивные (танатос) (др.греч. бог смерти), 2) сфера самосознания «Я» или «Его», которое стремится реализовать бессознательные побуждения в приемлемой для общества форме; 3) сфера сверхсознания «Суперэго» или «СверхЯ», включающая  моральные нормы, принятые в обществе (культура).
       Взаимодействие этих сфер носит  конфликтный характер и определяет  динамику личности (между молотом  и наковальней). Возникающие при  этом конфликты между сознанием  и подсознанием решаются по  Фрейду с помощью ряда психологических  механизмов, которые подавляют и вытесняют из сознания побуждения, противоречащие требованиям культуры. Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд -–это противоречия между человеком и обществом, которые порождают всевозможные комплексы  в структуре личности. 

          (Социологическое понятие личности) В целом в современной  социологии  под личностью понимается устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Среди них выделяются прежде всего социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации, а также ценностные ориентации, на основе которых формируется поведение личности. Отсюда следует, что личность – это индивид, включенный в систему социальных связей и отношений.
       
    Социальная типология личности.
 
           Важной категорией в социологии  выступает понятие социального  типа личности. Социальный тип  личности представляет собой  продукт историко-культурных и  социально-экономических условий  жизнедеятельности людей и отражает  их устойчивые черты характера, сформировавшиеся под влиянием общественной системы.
       В социологии выделяют: модальный, базисный и идеальный типы личности.
Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе.
Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества.
Идеальный тип личности рассматривается как эталон личности будущего.
          В разработку социальной типологии  личности  большой вклад внес  американский социолог и психолог  Эрих Фромм, который создал концепцию социального характера. По определению Фромма социальный характер – это «ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры».  Значение социального характера Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувства безопасности и защищенности.
       Классическому капитализму по  Фромму присущи такие черты социального характера как: индивидуализм, агрессивность, стремление к накоплению. В современном буржуазном обществе возникает характер ориентированный на массовое потребление и отмеченный чувством пресыщения, скуки и озабоченности (путь к успеху, конкуренция). Соответственно Фромм выделял четыре типа характера в буржуазном (западном) обществе:  рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный.  Все эти типы он считал неплодотворными и противопоставлял им социальный характер, способствующий формированию самостоятельной, независимой и активной личности.  «Иметь или быть» 

             В современной социологии получило широкое распространение выделение социальных типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций:
    «Традиционалисты» ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, а такие качества как самостоятельность и стремление к самореализации у них  выражены слабо.
    У «идеалистов» наоборот сильно выражены  независимость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и  пренебрежение к авторитетам.
    «Реалисты» сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга, здоровым скептицизмом, самодисциплиной и самоконтролем.
 
         Социологические исследования показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует появление определенных социальных типов личности. В тоже время социологи отмечают и обратное воздействие устойчивых личностных качеств и поведенческих стереотипов на возникновение и развитие общественных отношений того или иного типа.  
 
 

3. Социализация личности
   
          Социализация личности – это  процесс включения личности в  общество, усвоения ею общественного  опыта, культурных ценностей,  социальных ролей, норм и правил поведения.
      Социализация не сводится к понятиям воспитания и образования, она продолжается в течении всей жизни человека и охватывает  все процессы воздействия на него со стороны социального окружения. При этом результаты социализации во многом зависят от социальной активности самой личности.
        Социализация включает в себя  ряд этапов, каждый из которых  имеет свою специфику.  Стадии  социализации по-разному трактуются  социологами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности  служит ее трудовая деятельность и поэтому выделяют три основные этапа социализации: дотрудовой, трудовой, послетрудовой (пенсионный). Другие – подразделяют социализацию на два самых общих этапа: период первичной социализации (от рождения и до формирования личности) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). Третьи – предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость).
         В любом случае социализация наиболее интенсивно осуществляется на начальных этапах, когда формируется личность ребенка и происходит подготовка его к взрослой жизни. (Важную роль играют родители, детсад, школа  и т.д.)
        Очень важен  юношеский этап  социализации, когда подростки завершают формирование основ своей личности, определяют свое место в общественной жизни. Сложность социализации этого периода  во многом обусловлена противоречием между осознанием себя как самостоятельной личности и низким социальным статусом.
        На этапе зрелости главным становится приобретение и освоение социальных статусов, активное включение в производственную, общественную, политическую др. сферы жизни общества.  В период старости с выходом на пенсию завершается активный цикл социализации. В это время как правило происходит снижение социального статуса личности, сокращение диапазона, выполняемых ею социальных ролей. Вместе с тем послетрудовая социализация позволяет людям пожилого возраста вносить вклад в процесс передачи опыта новым поколениям.
        Следует отметить, что характер  социализации определяется прежде  всего типом общества, в рамках  которого она осуществляется. Прежде  всего это касается ценностей,  продуцируемых обществом. (демократическое,  тоталитарное общество)  
 
 
 
 
 
 

    Девиантное  поведение
 
      Девиантное (отклоняющееся)  поведение – это поступки или действия, которые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правилам поведения.
        Различают девиантное  и делинквентное (преступное) поведение. К делинквентному поведению относят нарушения норм, попадающие под категорию противоправного действия. Девиантное же поведение имеет отношение к моральным нормам данной социальной группы. Девиантное поведение может иметь как индивидуальный, так коллективный характер. Причем зачастую индивидуальная девиация трансформируется в коллективную.
        Существует немало социологических  теорий девиантного поведения. Особое место занимает  концепция аномии, разработанная основоположником французской социологической школы Э. Дюркгеймом. В соответствие с этой концепцией массовое девиантное поведение вызывается аномическим состоянием общества, т.е. распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей. (В своей работе «Самоубийство» Дюркгейм на большом статистическом материале показал, что социальная аномия получает наибольшее распространение в кризисные периоды, когда прежняя ценностно-нормативная система разрушается, а новая еще не сложилась).
        Современную версию социальной  аномии разработал американский социолог Р. Мертон, понимавший ее как рассогласование между общественно значимыми целями и законными средствами их достижения. На основании соотношения цели и средств он выделил четыре типа девиантного поведения:
      «инновация» – это принятие социально одобряемых целей, но отрицание средств их достижения;
      «ритуализм» – отрицание целей данной культуры при безусловном согласии с социально одобряемыми средствами;
      «ретритизм» – отрицание целей и средств как «бегство от действительности»;
      «бунт» – отказ от существующих целей и средств с одновременной заменой их новыми.
      Среди современных социологических объяснений девиантного поведения следует  отметить теорию  «стигматизации» (от греч. стигма – клеймо) (Э. Лемерт, Г. Беккер-америк.).  Исходя из этой теории, девиация определяется не конкретным поступком, а групповой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают нарушителями норм. Сторонники данной теории выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает социальные нормы, но окружающие не придают этому особого значения и он сам себя не считает девиантом (напр., употребление спиртных напитков) Вторичная девиация характеризуется тем, что человек, нарушая социальные нормы,  получает со стороны окружающей социальной группы или официальной организации клеймо девианта и с ним обращаются уже не так как с обычными людьми. Постепенно индивид начинает считать себя девиантом, что способствует усвоению девиантной роли и формированию девиантной идеологии.
      Если  социологи объясняют девиантное поведение преимущественно социальными  факторами, то психологи акцентируют  внимание на личностных, психических  особенностях и их дезорганизациях. Есть целый ряд культурологических концепций девиантного поведения, согласно которым нарушение норм – это результат усвоения субкультурных ценностей, противостоящих культуре большинства членов общества.
      (Примеры  девиантного поведения: нищенство,  пьянство, наркомания, суицид, пренебрежительное  отношение к семейному долгу  и ценностям;  неуважение к традициям, в сфере общения – хамство,  грубость  и т.д.)
      Развитие  и распространение девиаций ведет  общество к аномальному состоянию  – социальной аномии, а это в  свою очередь становится почвой для  новых девиаций. (Социальная аномия – это негативное, болезненное, кризисное состояние общественной жизни, при котором большинство или значительная часть ее субъектов нарушает социальные нормы или относится к ним безразлично. Это характерно для обществ переходного периода) 

    Социальный  контроль 

            Социальный контроль – это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.
             Выделяют две основные формы  социального контроля: внутренний (совесть, моральные принципы) и внешний (совокупность институтов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм и правил поведения)
           Система социального контроля  включает два основных элемента: нормы и санкции. Социальные нормы – это правила определяющие границы допустимого поведения людей в обществе. Социальные нормы выполняют следующие функции: регулируют общий ход социализации, интегрируют личность в социальное окружение, служат образцами соответствующего поведения и контролируют отклоняющееся поведение.
  Социальные санкции – это меры поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы поведения. Выделяют четыре типа санкций:
      формальные позитивные санкции (публичное одобрение, грамота, правительственная награда и т.д.);
      неформальные позитивные санкции (одобрение родственников, друзей, коллег и т.д.);
      формальные негативные санкции (наказания, предусмотренные юридическими законами – штраф, увольнение, тюрьма и т.д.);
      неформальные негативные санкции (порицание, осуждение, разрыв дружеских отношений и т.д.)
    Применение  правовых санкций обеспечивается государственным принуждением, моральных – силой нравственного воздействия со стороны общества.  

Лекция  
                 Тема: Социология управления
      Сущность социологического подхода к управлению. Основные компоненты управления.
      Модели управленческой деятельности
 
    Социологический подход к управлению
 
   Механизм  управления присущ всем без исключения  областей  деятельности людей, он как  бы интегрирует, обеспечивает выработку  и применение способов, методов  и форм достижения намеченных целей.
   Управление  рассматривается различными науками – экономикой, кибернетикой, информатикой, психологией, политологией и др. науками.
    Социология  управления  исследует:
      социально-экономические институты, влияющие на ту или иную общественную деятельность,
      совокупность лиц связанных с управленческим трудом в любой сфере (экономика, политика, искусство, бизнес и т.д.),
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.