На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Практика антимонопольного регулирования в современной России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 


                                                                 План
 
Введение…………………………………………………………………………………………. 3
1. Необходимость антимонопольного регулирования……………………………………….. 5
1.1. Модель монополистического рынка……………………………………………………. 5
1.2. Формы и виды монополии………………………………………………………………. 5
1.3. Антимонопольная политика: понятие, виды и формы………………………………...9 
1.4. Аргументы против проведения антимонопольной политики……………………….. 10
2. Меры антимонопольной политики………………………………………………………… 12
2.1 Подходы к антимонопольному регулированию.Мировой опыт……………………… 12
2.2. Особенности российского монополизма. Принципы антимонопольной политики России………………………………………………………………………………………... 13
3. Практика антимонопольного регулирования в современной России…………………… 19
3.1. Необходимость государственного регулирования деятельности монополий в России ………………………………………………………………………………………………… 19
3.2. Практика проведения антимонопольной политики в отношении естественных монополий в России………………………………………………………………………… 20
3.3. Проблемы антимонопольного регулирования………………………………………... 24
3.3.1. Запрет на установление монопольно высокой цены……………………………. 24
3.3.2. Подходы к регулированию естественных «локальных» монополий…………… 26
3.3.3. Протекционизм органов власти и местного самоуправления…………………... 28
3.4. Влияние антимонопольного регулирования на экономику России………………… 30
Заключение……………………………………………………………………………………... 35
Список литературы……………………………………………………………………………. 37

Введение

Антимонопольная политика государства, запрещающая антиконкурентное поведение и предотвращающая образование монопольных структур, является основным способом ограничения злоупотреблений рыночной силой крупными фирмами. Основными целями антимонопольной политики являются: а) запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашения о фиксировании цен или разделе территорий, ценовой дискриминации, а также связывающие соглашения, и б) разделение монопольных структур. В современной юридической теории такими структурами являются те, которые обладают избыточной рыночной силой (большой долей рынка), а также осуществляют антиконкурентные действия.
Кроме ограничения  поведения существующих фирм, антимонопольное  законодательство предотвращает образование слияний, которые могут снизить уровень конкуренции. Сегодня горизонтальные слияния (между фирмами одной и той же отрасли) являются основным источником для беспокойства, а к вертикальным слияниям (между фирмами смежных отраслей) и конгломератам (между несвязанными фирмами) относятся более терпимо.
На антимонопольную  политику в большой степени повлияло развитие экономической мысли за последние два десятка лет. В  результате антимонопольная политика 1980-х гг. была сфокусирована почти  полностью на повышении эффективности, и игнорировала популистские беспокойства по поводу крупных размеров фирм как таковых. Более того, по мнению многих специалистов, в современной экономике - с интенсивной конкуренцией с иностранными производителями и в нерегулируемых отраслях - антимонопольная политика должна главным образом концентрироваться на предотвращении сговоров, таких, как например, сговор о фиксировании цен.
В настоящее  время антимонопольная политика претерпевает ряд изменений и  постоянно совершенствуется, но в рамках страны такого масштаба как Россия достаточно сложно быстро привести в норму систему антимонопольных мер.
Объектом исследования в работе является антимонопольное  регулирование в современной России, предметом – практическая реализация антимонопольной политики в России.
Целью данной работы будет выявление особенностей антимонопольной политики России на современном этапе. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
    Рассмотреть необходимость антимонопольного регулирования,
    рассмотреть формы, виды и причины образования монополий,
    рассмотреть основы государственного регулирования защиты конкуренции,
    определить основные меры защиты конкуренции,
    проанализировать практику антимонопольного регулирования в России.
Информационную  базу исследования составляют методические пособия, учебники и монографии отечественных  и зарубежных авторов, периодическая  литература, аналитические материалы, статистическая информация и Интернет-ресурсы.
При выполнении работы планируется использовать следующие  методы: агрегирование, позитивный и  нормативный анализ, эмпирический метод.

1. Необходимость  антимонопольного регулирования

1.1. Модель монополистического рынка

Взаимодействие  между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов  и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться  для разных типов (моделей) рынка.
По степени  развития конкуренции экономическая  теория выделяет четыре основные модели рынка, представленные на рис.1.

Рис. 1 – Основные модели рынка1
 
Рассмотрим  подробно формы и виды монополий.

1.2. Формы и виды монополии

1. Монополистическая конкуренция.
Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают  схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.
Монополистическая конкуренция – самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к  совершенной конкуренции. Возможность  для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.
Основные характеристики монополистической конкуренции:
      относительно большое число некрупных (мелких) фирм;
      эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
      сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.
Неценовая конкуренция  – главное оружие монополистической  конкуренции. Особое значение в ней  приобретает реклама.
Проникновение на рынок монополистической конкуренции  довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя.
Монополистическая конкуренция свойственна реально  существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить  потребности, активизирует торговлю и  производство.
2. Олигополия.
Олигополия  – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.
Олигополия  характеризует экономическую ситуацию, при которой на рынке остается малое количество производителей –  продавцов (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену.
Характерная особенность олигополистического  рынка – взаимосвязь фирм: любой  из олигополистов находится под  существенным воздействием поведения  остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.
В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая  конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно менее эффективны. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.
Поскольку продукцию  производят крупные предприятия, затраты  на производство за счет эффекта масштаба снижаются.
Изменение цены одним из конкурентов, доминирующим в производстве, определяет ценовую  политику в отрасли. Другие подчиняются  ей. Ценовая конкуренция при этом ослабевает. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах, характерна для олигополии.
В условиях олигополии неценовые методы конкуренции –  от рекламы до экономического шпионажа – оказываются эффективнее, поэтому используются чаще.
Вступление  в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.2
При олигополистической конкуренции фирма в состоянии  контролировать два основных параметра своей деятельности – цену и объем выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену.
3. Чистая монополия.
Чистая монополия  – это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов  внутри страны не исключает их наличия  за рубежом.
Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой – либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы – монополиста.
Понятие чистой монополии обычно является абстрактным.
Понятие «монополия»  имеет двоякий смысл: под монополией понимают во – первых, крупное предприятие, занимающее ведущее положение в  определенной отрасли; во – вторых, - положение фирмы на рынке, позволяющее  ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего  над ценой.
Цель монополии  – получение сверхприбыли посредством  контроля за ценой и объемом производства на монополизированном рынке.
Основные черты  чистой монополии:
      единственный продавец – производитель;
      товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаров - заменителей;
      продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;
      очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным условиями.
Различают несколько  типов монополий:
      естественная монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно невозобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.)
      искусственные монополии. Под этим условным названием понимают объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических отношений.
В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополии: картель, синдикат, трест и т.д. 3
1. Картель  - простейшая форма монополистического  объединения. В отличие от других  более устойчивых форм, монополистических  структур (синдикаты, тресты, концерны) сохраняет финансовую производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами
2. Синдикаты  - (от гр. syndikos -действующий сообща) - организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизированно. Были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты. Классическим примером является алмазный синдикат «Де Бурс», сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, так же как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. Пока он располагает возможностями давления на аутсайдеров, пытающихся вести торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного вытеснения с рынка. Во многих странах мира приняты законы, направленные против любых форм монополистических объединений, оказывающих тормозящее влияние на развитие экономики.
3. Трест -  форма монополистического объединения,  при которой вошедшие в него  предприятия теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность  предприятий, руководство осуществляется  из единого центра. Прибыль треста  распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.
4. Концерн  -  (от англ, concern - участие, интерес) - организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации - страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и т. п. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделениям концерна по внутренним трансфертным ценам, передачи ноу-хау и т. п.
5. Пул  получил  распространение в области использования  проектов. Участники пула приходят  к взаимовыгодным соглашениям  о форме передачи патентов  и лицензий. Прибыль распределяется  в соответствии с квотой, определяемой  при вступлении в пул.
6. Холдинг  - (англ, holding) -акционерная компания, владеющая контрольным пакетом  акций одного или нескольких  акционерных обществ с целью  контроля и управления их деятельностью. Существуют два основных вида холдинговых компаний: чистый холдинг, выполняющий лишь контрольно-финансовые функции для обеспечения единого управления; смешанный холдинг, который, кроме того, занимается предпринимательской деятельностью (промышленной, транспортной, торговой, финансово-кредитной и др.). Захватывая контрольный пакет акций в других фирмах (дочерних, внучатых), холдинг через систему участия подчиняет себе эти формально независимые фирмы, которые располагают капиталами, значительно превосходящими собственный. Деятельность холдинга не ограничивается управлением пакетами акций, сбором дивидендов от биржевых и других операций, но и дает возможность назначать необходимых лиц в правление, совет директоров и другие органы подконтрольных компаний.
7. Законными  формами чистой монополии являются  также патенты, авторские права,  товарные знаки. Патент (от лат. litteralpatent - грамота, patens - открытия) - документ, выдаваемый уполномоченным государственным органом, удостоверяющий авторство изобретения, а также исключительное право патентообладателя на использование изобретения. Действует в течение установленного законом срока. Если в течение его действия физическое или юридическое лицо использует изобретение, защищенное патентом с нарушением законодательства, то оно обязано прекратить его использование по первому требованию патентообладателя и возместить ему причиненные убытки.4

1.3. Антимонопольная политика: понятие, виды и формы

 
   Рынок действует по определенным  принципам, которые монополия  подрывает,  борьба с монополией  является одновременно защитой  основных принципов рыночной  экономики.   
Антимонопольная политика – это целенаправленная деятельность государственных органов по защите и усилению конкурентных начал в экономике и  препятствие для возникновения чрезмерной власти монополий.   
Эта политика выражает  следующие действия:
      предупреждение образования и сокращения существующей сферы монопольного ценообразования;
      разработка антимонопольного законодательства и применение его в хозяйственной практике;
      исключение условий для возникновения дефицита в экономике;
      проведение децентрализации ресурсов при их чрезмерной концентрации в одних руках;
      принудительное разукрупнение фирм, монопольно контролирующих рынок.
Регулирование деятельности естественной монополии, это неустранимый без ущерба для  общества вид монополии.5
Она возникает  в сферах, где один производитель, используя положительный эффект масштаба производства, удовлетворяет полностью рыночный спрос. Если при этих условиях ввести принудительную конкуренцию между производителями, то их суммарные затраты превысят уровень издержек прежнего монополиста, что неминуемо вызовет рост цен.
Антимонопольная политика государства заинтересована в том, чтобы естественные монополисты не злоупотребляли своим положением.

1.4. Аргументы против проведения антимонопольной политики

Суть антимонопольного законодательства в запрете некоторых деловых практик, которые могут иметь и вредные, и полезные для потребителей эффекты. Но их вредные эффекты, как показывает экономический анализ, при невмешательстве государства быстро ликвидируются рыночными силами. Что касается полезных эффектов запрещенных практик, то они состоят в более эффективной координации участников рынка, позволяющей снизить издержки и цены. Их антимонопольное законодательство подавляет. Так же оно подрывает стимулы и возможности для входа новых предприятий на новые рынки, может блокировать организационные и продуктовые инновации в предпринимательской деятельности. Исторически возникновение антимонопольного законодательства связано с лоббизмом неконкурентоспособных фирм, сумевших сделать  государство своим орудием в подавлении более крупных конкурентов. Обзор наиболее заметных антимонопольных дел из практики США подтверждает теоретический вывод, что на свободном рынке—даже при серьезных барьерах на вход—практически невероятна ситуация, когда ведущий поставщик намеренно снижает производство, чтобы установить монопольно высокие цены. В реальности практически всегда речь идет о преследовании фирм, наращивающих производство.
Кроме того, антимонопольное законодательство несовместимо с некоторыми общими принципами права. Оно нарушает принцип формального равенства граждан, вводя дискриминацию по масштабам экономической деятельности. Оно отрицает право частной собственности. Оно ограничивает права человека во имя целей, которые не относятся к защите «основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Поэтому в интересах обеспечения благосостояния граждан и защиты их прав антимонопольное регулирование должно быть ликвидировано.

2. Меры  антимонопольной политики

2.1 Подходы к антимонопольному регулированию. Мировой опыт

Антитрестовское законодательство появляется в конце XIX века. На уровне отдельного государства впервые оно появилось в 1889 г. в Канаде, где был принят акт «О предотвращении и подавлении объединений, направленных на ограничение торговли», а годом позже в США был принят Акт Шермана.
На уровне отдельных регионов антимонопольные законы появились еще раньше—в отдельных штатах США. Инициаторами их утверждения становились такие организации, как Альянс фермеров Миссури. Они объединяли производителей, обеспокоенных ростом конкуренции со стороны более крупных и эффективных ферм. Увеличение рыночной доли, занятой крупными хозяйствами, преподносилось как опасная концентрация, ведущая к монополизации рынка.
Но хотя организаторам этой кампании удалось пролоббировать принятие антимонопольного закона в Миссуривмае 1889 г., их аргументы выглядели и выглядят несостоятельными. Рыночная концентрация сопровождалась не сокращением производства и ростом цен, в чем обвиняли монополистов, а прямо противоположным процессом. Так, пшеница в 1889 г. стоила на 35% дешевле, чем десятью годами ранее, свинина за 1883-1889 гг. упала в цене на 19%, говяжья вырезка—на 39%, скот в живом весе за пять лет подешевел на 28,8%. Поголовье скота в США на протяжении 1880-х годов увеличилось примерно на 50%.6
Аналогичной была и ситуация на федеральном уровне. Сенатор Джон Шерман, добившийся принятия антитрестовского законодательства в США, обвинял тресты в ограничении выпуска для повышения цен. Как показывает его переписка с представителями мелких нефтяных компаний, в реальности Шерман защищал именно интересы тех предпринимателей, которые страдали от падения цен, в частности, от удешевления нефтепродуктов, вызванного применением цистерн при транспортировке нефти. Он даже лоббировал закон, запрещающий железным дорогам предоставлять скидки на перевозку нефти в цистернах, а не в бочках.
Среди отраслей, которые в Конгрессе считались монополизированными, были производство нефти, сахара, рельсов, свинца, цинка, джута, угля и хлопкового масла. Но во всех перечисленных отраслях, о которых доступны соответствующие данные, производство между 1880 г. и 1890 г. росло быстрее, чем американское производство в целом. ВНП США за данный период вырос в реальном выражении на 24%, а в номинальном на 16%. Что же касается выпуска в отраслях, где были образованы тресты, то в номинальном измерении он вырос за это время на 62%, а в реальном—на 175%.'° Эти цифры четко показывают, что в действительности тресты весьма эффективно обеспечивали рост производства и снижение цен.
Авторы антимонопольного законодательства находились в затруднительном положении, пытаясь доказать, что тресты ограничивают предложение и поднимают цены, когда наблюдалось прямо противоположное. Поэтому крупные корпорации обвинялись не столько в фактической монополизации, сколько в намерении достичь ее, именно это было запрещено законом.7
Сейчас среди экономистов распространяется скепсис в отношении антимонопольного законодательства как такового. Надо сказать, что вплоть до 1920-хгг. экономисты-профессионалы почти единодушно отрицали его,'9после чего появились теории, призванные обосновать его полезность и необходимость. Появление этих теорий совпало с периодом, когда общее количество экономистов резко возросло, причем большинство из них было востребовано государственными организациями, занятыми регулированием экономики. Не удивительно, что при этом экономисты в целом стали более склонны поддерживать государственное вмешательство в хозяйственную деятельность. Однако основания антимонопольного законодательства все равно выглядят спорными даже в глазах его сторонников. Так, руководители ФАС Артемьев и Сушкевич пишут, что «по пальцам одной руки можно пересчитать прикладные исследования, которые бы содержали оценку эффективности антимонопольного вмешательства в функционирование рынков, выявляли бы его реальных бенефициаров, побочные эффекты такого вмешательства и, уже с использованием полученных на предыдущем этапе выводов, критически оценивали инструментарий антимонопольного воздействия на рынки и их отдельных участников»8, после чего авторы предлагают экономистам пройти этот путь и только после этого давать оценку антимонопольному законодательству.9

2.2. Особенности  российского монополизма. Принципы  антимонопольной политики России

 
Первый вариант  антимонопольного законодательства в  России был принят в 1991 году - Закон  Российской Федерации "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках". Он базировался главным образом на принципах конкурентной политики, изложенных в Римском договоре ЕС (в частности, ст. 85 и 86). Закон определил основные положения государственной антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарном рынке, а также формы недобросовестной конкуренции и способы ее преодоления. Впервые был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган - Государственный Комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) - сегодня это Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Значительные изменения в закон были внесены в мае 1995 года.
Преобладающее влияние европейской модели государственного регулирования взаимодействия фирм нашло свое выражение в полномочиях и в практической деятельности федеральных антимонопольных органов. Ими используются, главным образом, административно-организационные методы воздействия на предприятия и структуры рынков, с упором на принцип "контроля за злоупотреблениями", в отличие от американской системы антитрестовского права, которая строится на принципе "запрещения" монополии и предполагает в основном судебную форму данного процесса.
Верховные органы регулирования обеспечивают общие  условия функционирования фирмы  в экономике с учетом их эффективного взаимодействия. Затем федеральный  антимонопольный орган и соответствующие органы на местах (территориальные управления) реализуют общие условия эффективной деятельности фирм внутри отраслей и продуктовых рынков, что в итоге должно приводить к обеспечению эффективности рыночной экономике в целом.
Рассмотрим  основные характеристики антимонопольного законодательства России в современном  виде.
Теоретической основой Закона о конкуренции  послужил структурно-регулятивный принцип. Это означает, что с помощью  закона предполагается не только противодействовать существующим противоправным монополистическим  проявлениям, но и предотвращать  возникновение хозяйствующих субъектов или организационных связей между ними, монополизирующих экономику и негативно влияющих на структуру рынка.
Доминирующее  положение на рынке
Прежде всего, Закон регулирует злоупотребления, связанные с доминирующим положением экономического агента на рынке. К действиям фирмы, которые запрещаются антимонопольным законодательством, относятся:
      изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо для повышения цен;
      навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, таких как: необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы и др.;
      включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими экономическими субъектами;
      согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, качающихся товаров, в которых потребитель не заинтересован;
      создание препятствий доступу на рынок или выходу с рынка другим фирмам;
      нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
      установление монопольно высоких (низких) цен;
      сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей при наличии безубыточной возможности их производства;
      необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
Важную роль в законодательстве играет определение  доминирующей фирмы. Определение доминирующей фирмы дается через ее функциональные характеристики. Фирма признается доминирующей (и, следовательно, подвергается возможным санкциям), если она оказывает решающее воздействие на общие условия товарооборота на рынке или затрудняет доступ на рынок другим экономическим агентам. В то же время, российское законодательство определяет количественные параметры возможного доминирования. Если рыночная доля фирмы менее 35%, фирма ни в коем случае не признается доминирующей; при рыночной доле от 35 до 65% антимонопольным органам следует доказать доминирование фирмы; при доле рынка свыше 65% предполагается, что фирма является доминирующей, противоположное должно быть доказано самой фирмой.10
При этом следует  подчеркнуть, что доля рынка имеет  соответствующее значение для государственных  органов только в том случае, если она является стабильной. Такой подход способствует устранению из-под действия антимонопольного законодательства инновационных фирм, чьи доли могут превышать установленный предел в течение относительно короткого периода внедрения на рынок нового продукта. То есть антимонопольное законодательство не препятствует развитию рынков и росту фирм.
Соглашения  фирм
Российское  законодательство проводит четкое различие между горизонтальными и вертикальными  соглашениями фирм. Как мы знаем, горизонтальные соглашения в большей степени  подрывают конкуренцию на рынке, они более очевидны и потому объявляются  незаконными как таковые во многих странах. Сложнее обстоит дело с вертикальными соглашениями (соглашениями типа "покупатель-продавец"). Здесь вопрос о степени антиконкурентности каждого агента, включенного в вертикальную цепочку, решается индивидуально, поскольку часто вертикальные соглашения могут представлять собой превентивную меру против злоупотребления доминирующим положением какой-либо фирмы и в действительности, несмотря на согласованность действий покупателя и продавца, способствовать конкуренции. Различение подобных ситуаций является сильным местом антимонопольного законодательства России. В отличие от горизонтальных соглашений, которые всегда попадают под действие закона, вертикальные соглашения становятся объектом внимания антимонопольных органов только, если они ведут к доминированию отдельной фирмы и если одновременно они ограничивают конкуренцию.
Согласно закону, соглашения (согласованные действия) между конкурентами считаются противоправными при условии, что его стороны имеют или могут иметь в совокупности долю на рынке какого-либо товара более 35 процентов.
К безусловно антиконкурентной практике относится  деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на ограничение цен, объемов  производства, раздел товарного рынка  по территориальному принципу или по ассортименту реализуемых товаров, установление барьеров входа для  потенциальных конкурентов, дискриминацию  продавцов или покупателей.
В отдельных  случаях допускается создание явных  картельных соглашений, если согласованная политика фирм, формирующих картель, способствует насыщению рынка товарами, улучшению качества товаров, росту конкурентоспособности российских товаров, в том числе и на мировом рынке, а также если положительный эффект картеля превосходит негативные последствия жесткости картельных цен на соответствующем рынке.
 
Регулирование деятельности монополий
Основной метод  регулирования возникающих и  существующих монополий в российской практике - это установление лимита цен, хотя, согласно законодательству, возможно применение такого метода, как демонополизация (разделение или выделение предприятий и объединений), для фирм, уличенных в монопольных действиях более чем два раза.
Ценовое регулирование  монопольного поведения было в основном характерно для 1992-1993 гг. и состояло из следующих мероприятий:
      установление абсолютного верхнего предела (лимитная цена);
      установление предельного размера рентабельности (процентный лимит);
      установление предельных коэффициентов изменения цен;
      предварительное декларирование повышения свободных цен.
Однако на практике российского антимонопольного регулирования была выявлена непригодность такой ценовой политики, поскольку она стимулировала рост издержек предприятий и сводила на нет их заинтересованность в развитии конкурентоспособности, подрывала базу налогообложения. Поэтому в настоящее время подобные меры используются в крайне ограниченных масштабах.
Слияния и  поглощения
Отношения к  слияниям и поглощениям в российском антимонопольном законодательстве базируются на количественном критерии - определенной доли активов и рынка. Входным параметром для обращения в антимонопольные органы для получения согласия на создание, реорганизацию и ликвидацию фирм выступает балансовая стоимость активов. При этом нижний порог размера суммарной балансовой стоимости активов экономических агентов при слиянии установлен в 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а совокупная доля рынка после слияния не должна превышать 35%.
Несмотря на количественные критерии, слияния и  поглощения (в российской практике - присоединения) могут быть разрешены, если положительные эффекты для  рынка и экономики в целом подобного структурного изменения превосходят его отрицательные последствия.
В заключение добавим, что антимонопольной политики государства, следуя за изменяющимися условиями рыночной экономики, требует внесения корректив в действующее антимонопольное законодательство, адаптируя его к потребностям современного российского общества. Поскольку "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" создавался в начале переходного периода экономики, необходимые поправки и уточнения вносились неоднократно. Назрела необходимость переопределения ряда терминов и функций антимонопольных органов, перехода к экономически обоснованным санкциям по отношению к нарушителям законодательства, изменились требования к активам предприятий, которые участвуют в сделках, подлежащих контролю.
Таким образом, мы видим, что антимонопольной политики России базируется в целом на тех  же принципах, что и регулирование  взаимодействия фирм в развитых странах, в основном, используя те же способы и методы защиты конкуренции и ограничения деятельности монополий.
Итак, государство  представляет собой неотъемлемую часть  функционирования фирмы в экономической  системе современного общества. Принимая те или иные решения относительно производства и сбыта товара, фирма вынуждена учитывать реакцию государства на ее действия.
Контроль государства  за деятельностью фирм на рынке преследует цели повышения эффективности общественного  благосостояния, достижения оптимального варианта поведения экономических субъектов, решения глобальных задач обеспечения наилучшего типа экономического развития страны в целом. При этом государство использует два направления своего влияния: защиту принципов свободной конкуренции на рынке и регулирование функционирования отраслей естественной монополии.
Антимонопольная политика государства преследует положительные  цели достижения эффективности распределения  ресурсов в экономике. Она также  может использоваться для конкурентной борьбы и получения дополнительных преимуществ самими фирмами. Антимонопольной политики рассматривает в качестве объектов государственного воздействия такое поведение фирм, как: фиксирование продажных цен; ограничения покупки; ограничения продажи; взаимосвязанные продажи; недобросовестная реклама; недобросовестная маркировка товара; вертикальные или горизонтальные ограничения конкуренции; слияния и поглощения фирм.
Поскольку отрасли  естественной монополии в силу специфического (убывающего) характера издержек допускают безубыточную деятельность только одной крупной фирмы, регулирование подобных рынков затруднено. Возможно несколько способов: ценообразование по предельным издержкам с предоставлением субсидии производителю; ценообразование по средним издержкам; введение конкуренции за право доступа на монопольный рынок или введение конкурентных начал непосредственно в отрасль даже при потери части производственной эффективности; ценовая дискриминация; нелинейное или пиковое ценообразование; контроль качества продукции монополиста, контроль инвестиционных решений регулируемой фирмы.

3. Практика  антимонопольного регулирования  в современной России

3.1. Необходимость государственного  регулирования деятельности монополий  в России

Заметим, что  рынок в условиях монополии является равновесным: покупатели приобретают необходимое им при данной цене количество товара. Тем не менее, мы не можем назвать монополизированный рынок эффективным с точки зрения распределения ресурсов. Дело в том, что потери потребителей от повышения цен и снижения выпуска монополистом оказываются всегда больше выигрыша монополии. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высоким ценам, монополист искажает распределение ресурсов в экономике.
Слишком низкий объем производства при завышенных ценах—не единственная форма снижения эффективности в условиях несовершенной  конкуренции. Ослабление давления конкуренции означает, что фирма не поставлена перед выбором: добиться минимума издержек или прекратить свое существование. За счет рыночной власти фирма может “компенсировать” неэффективную структуру производства. Такая форма потерь может приобретать различные формы: излишние расходы на рекламу, избыточные производственные мощности, раздутый управленческий аппарат и т.д. Важно, что все эти потери возникают не из-за плохого управления или нерасторопности монополиста (олигополиста), а обусловлены характером конкуренции на несовершенных рынках.
Основной монополии  является концентрация производства,—вполне  закономерный процесс повышения  экономичности, во многом обусловленный  рынком. Результат же его подрывает  основу основ эффективного функционирования рыночного хозяйства—эффективное  распределение ресурсов. Поэтому  монополизацию производства иногда называют “провалом” рынка.
Нельзя обойти стороной и сомнения в опасности  монопольной власти, которые неоднократно высказывались разными экономистами (например, австрийским экономистом Й.Шумпетером): научно-технический прогресс может быть более быстрым в условиях монополии. Именно это заставляет правительства закрывать глаза на монополистические действия национальных компаний, а порой и насаждать некоторые формы монополизации производства. Следует заметить однако, что подобные союзы по инициативе государства создаются, как правило, в экспортных отраслях производства, которые сталкиваются с жесточайшей международной конкуренцией.
В рыночном механизме  содержатся силы, ограничивающие монополистические  тенденции. Например, картели подвержены влиянию двух типов факторов, которые в рыночной экономике ведут к их развалу. Во-первых, когда картель повышает цены, каждая фирма имеет сильный экономический стимул нарушить картельное соглашение, снижая цены на свою собственную продукцию, чтобы увеличить продажи и собственную прибыль. Прибыли картеля также могут оказаться под угрозой, когда фирмы-участницы вовлечены в неценовую конкуренцию (качество услуг и так далее), которая приводит к увеличению издержек и уменьшает прибыль. Второй источник угрозы прибылям картеля возникает, когда успех картеля является стимулом для вхождения других фирм в отрасль. Поэтому опасны не столько картели сами посебе, сколько их способности ограничить вторжение в отрасль новых конкурентов, создать (часто не без помощи государственных структур) барьеры на пути конкуренции.
Конкурентная  политика представляет собой систему  мер, цель которых—предотвратить подрыв или искажения конкуренции со стороны фирм, обладающих рыночной властью. Заметим, что практическая цель этой политики в мире, где монополии  являются редким исключением из правила,— ограничение монополистических тенденций олигополии. Поскольку исторически так сложилось, что защита конкуренции требовала ограничения грабительских действий первых монополий в конце прошлого века в США, конкурентная политика иногда называется антимонопольной политикой или антитрестом. Мы иногда будет пользоваться и этими терминами как синонимами термина “конкурентная политика”. Среди основных мер антимонопольной политики выделяются меры по коррекции поведения, запрещающие антиконкурентные действия, и структурная политика, в ходе которой изменяется структура отрасли, становящаяся более конкурентной. Подрывающими конкуренцию действиями называются соглашения о фиксировании цен и разделе рынков, соглашения об исключительном праве поставки или распределения продукции, навязываемым доминирующими компаниями своим партнерам, демпинговые цены,разоряющие конкурентов и ведущие, в конечном счете, к установлению монополии на рынке. Разделение крупной компании на ряд мелких независимых фирм или запрещение слияния двух крупных фирм, чреватое получением доминирующей позиции на рынке, являются примерами структурной политики.

3.2.Практика  проведения антимонопольной политики  в отношении естественных монополий  в России

Существует  ряд отраслей, в которых монополия  необходима (так называемая естественная монополия), и перед государством стоит задача регулирования цен и объемов производства в интересах общества. Естественные монополии характеризуются снижением средних издержек производства при росте объема выпуска. Примерами являются телекоммуникации, коммунальное хозяйство, распределение электроэнергии и газа и другие отрасли инфраструктуры. Снижение издержек с ростом объема производства в условиях естественной монополии означает, что одна фирма всегда произведет товар с меньшими затратами, чем несколько фирм. Поэтому государство защищает монополиста в такой отрасли. Но тем самым становится необходимым не допустить реализации неограниченной конкуренцией монопольной власти, и государство начинает контролировать цену выпускаемой продукции. А поскольку решения о цене и объеме выпускаемой продукции взаимосвязаны, создаются специальные контрольные органы, которые наблюдают за хозяйственной деятельностью определенного предприятия.
Как правило, используются заранее выбранные  схемы установления цен. Здесь могут  быть реализованы следующие подходы. Метод предельных издержек заключается  в том, что государство требует (и контролирует), чтобы устанавливаемая  монополистом цена равнялась его  предельным издержкам. Тем самым  обеспечивается эффективный с народнохозяйственной точки зрения объем производства и потребления продукции естественной монополии. Метод средних издержек состоит в том, что вся прибыль монополиста, за исключением нормальной, изымается (то есть цена равна средним издержкам). Используется также метод установления потолка цен. Однако применение этих методов имеет свои сложности. Метод предельных издержек часто ведет к убыткам и необходимости субсидировать монополию за счет государственных средств. Лишенный этого недостатка метод средних издержек может дать результат, при котором продукта будет производиться слишком мало по сравнению с необходимым для эффективного функционирования экономики в целом, и, с другой стороны, не создает заинтересованности в минимизации издержек: монополист заранее знает, что его расходы будут компенсированы. Установление потолка цен обычно приводит к дефициту продукции. Многие страны с рыночной экономикой в умеренной степени субсидирует естественные монополии, придерживаясь варианта предельных издержек.
Однако не существует наилучшей для всех условий  схемы, которая обеспечивала бы безотказную  реализацию целей общества,—производства  необходимого объема продукции с  минимальными издержками. Как правило, эффективной оказывается система  мер, включающая сочетание элементов частной собственности и государственного контроля посредством установления жестких правил ценообразования. Органы, регулирующие деятельность естественных монополий, должны быть независимыми и соблюдать дистанцию в своих отношениях с предприятиями и прочими государственными агентствами. Особенно важно, чтобы эти органы не попали под влияние регулируемых компаний и были способны противостоять давлению со стороны других отраслей и потребителей, не допуская падения цен ниже себестоимости.
Цены естественных монополий на первом этапе либерализации  во многих странах прямо регулировались государством. Но в условиях высокой  инфляции и резких изменений относительных  цен пересмотр тарифов и цен  не поспевал за ростом издержек, и была принята на вооружение практика регулирования  ценообразования по различным формулам, и одновременно стала осуществляться приватизация или коммерциализация естественных монополистов. Как показывает опыт Венгрии, Чехии и России, монополисты легко научились манипулировать необходимыми экономическими переменными, и относительные цены на товары и услуги естественных монополий стали стремительно расти. Во многом это привело к подрыву финансового положения многих предприятий промышленности и сельского хозяйства. Задача эффективного регулирования естественных монополий только еще начинает находить адекватные методы решения проблем ценообразования в условиях переходных экономик. Потенциально нерешенность проблем в этой сфере чревата серьезными последствиями.
Согласно Российскому  закону “О естественных монополиях”  режим регулирования включает две  составляющие: контроль над ценообразованием и контроль над целым рядом  хозяйственных решений владельцев естественной монополии. Специальные  органы регулирования устанавливают цены на продукцию монополии и определяют состав потребителей продукции, которым монополия обязана поставлять свою продукцию.
Закон не содержит каких-либо четких рекомендаций относительно схемы ценообразования, используемой на продукцию естественной монополии. Установлены лишь самые общие принципы (например, желательность покрытия издержек), исключены специальные привилегии для разных групп потребителей. Государство может требовать установление специальных тарифов для некоторых социально значимых групп населения, но должно в этом случае брать на себя расходы и из бюджета субсидировать соответствующие скидки. В целом, предлагаемая идеология ценообразования ближе всего к формуле средних издержек.
Пока же в  области ценообразования на продукцию  естественных монополий продолжается практика перекрестного субсидирования. В чем
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.