На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Доходы и расходы бюджета субъектов РФ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание
 
 
 
       Введение…………………………………………………………………….3-4
1.      Понятие бюджета субъекта РФ………………………………………..5-6
2.      Доходы бюджетов субъектов РФ………………………………….…7-11
3.      Расходы бюджетов субъектов РФ…………………………………..12-16
       Заключение………………………………………………………...…….17-18
  Список  использованных источников и  литературы………………….....19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
    Бюджет образует  центральное звено системы финансов, отражает ее основные  качественные признакми и представляет собой систему императивных ( подчиненных) денежных отношений, в процессе которых образуется и используется  бюджетный фонд. Бюджет  и  государственная   бюджетная   система   в   целом   являются совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе  распределения  и перераспределения ВНП и национального дохода.
Определение экономической сущности бюджета помогает понять его  роль  и значение  в  условиях  перехода  к  рынку.  Взаимоотношения  предприятий   и организаций  с  бюджетом  в  этих  условиях  представляют  собой   постоянно обновляющий  процесс.  Экономическая  сущность  бюджета  является  отправным методологическим пунктом в совершенствовании бюджетного планирования,  более полном использовании особенностей  его  доходов  и  расходов  в  современных условиях.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов  трех уровней:
Первый  уровень  -  федеральный   бюджет   и   бюджеты   государственных внебюджетных фондов;
Второй  уровень  —  бюджеты  субъектов  РФ  и  бюджеты   территориальных  государственных внебюджетных фондов;
Третий уровень - местные бюджеты.
В данной работе рассмотрим бюджеты  субъектов  РФ. 
    Бюджеты субъектов РФ стоят на втором уровне бюджетной системы. Именно от данных бюджетов зависит то, как будут развиваться конкретные регионы, как в них будет жить и работать население. Региональный бюджет отражает конкретное положение субъекта РФ. От него зависит, на решение каких задач будут направлены средства. В связи с этим представляется актуальность темы настоящего реферата.
 
Объект изучения  в данной работе – бюджеты субъектов федерации.
Предмет – доходы и  расходы  бюджетов субъектов федерации.
Целью данной работы является исследование доходов и расходов бюджетов субъектов РФ.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1.      Раскрытие понятия «бюджет субъекта РФ»;
2.      Раскрыть понятие «доходы бюджета»;
3.      Выявить, за счет, каких средств формируется доходная часть регионального бюджета;
4.      Дать определение понятию «расходы бюджета»;
5.      Определить, при каких обстоятельствах появляются расходные обязательства бюджетов субъектов РФ;
При написании данной работы использовались законы, Бюджетный Кодекс, учебная литература, справочно-правовые системы и интернет-источники.
В структуру работы входит введение, основная часть, включающая 3 параграфа заключение и список  использованных источников и  литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.      Понятие бюджета субъекта РФ
 
Для выполнения своих функций государству и его регионам необходимы денежные средства. Источником финансирования государственных расходов является государственный бюджет, а для финансирования расходов субъектов РФ – бюджеты субъектов РФ.
Бюджет субъекта представляет собой баланс доходов и расходов и, как всякий баланс, состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступлений, и расходной, объединяющей все виды государственных расходов. [2]
При сбалансированном бюджете доходы равняются расходам. Превышение расходов над его доходами образует бюджетный дефицит. Различают текущий (временный, не превышающий 10 % доходной части бюджета) и хронический (многолетний, критический, превышающий 20 % доходной части). Обратное явление (превышение доходов над расходами) называется бюджетным профицитом.
Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет. Под бюджетом субъекта РФ (региональным бюджетом) понимается форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. [2]
Поскольку субъектами РФ являются различные виды государственных и административно-территориальных образований, то и бюджет субъекта федерации представлены разными видами бюджетов[4]:
?      республиканскими (у республик в составе РФ),
?      областными (у областей иавтономных областей),
?      окружными (у округов, входящих в состав РФ),
?      краевыми (у краев),
?      бюджетами городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы РФ.
В таких бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения и расходных обязательств субъектов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
Государство через региональные бюджеты пытается активно проводить экономическую и социальную политику путем предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов с целью прямого финансирования социальной сферы, сельского хозяйства, промышленности, строительства, охраны окружающей среды и других направлений.
Анализ деятельности федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ свидетельствует, что центр тяжести перемещается от центра к регионам. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их влияния расширяется.
Таким образом, можно утверждать, что роль бюджетов субъектов РФ очень важна, так как они точнее отражают состояние соответствующего региона чем федеральный бюджет, а значит и более объективны.
 
 
 
 
 
 
 
 
2.      Доходы  бюджетов субъектов РФ
Для эффективного исполнения бюджета любого уровня необходимы денежные средства. Это означает, что в бюджете обязательно должна присутствовать доходная часть, и как следствие доходы бюджета.
Под доходами бюджета следует понимать поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета. [5]
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных налоговых доходов и неналоговых поступлений. Собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет региональных налогов и сборов, виды и ставки которых определены Налоговым кодексом РФ, а пропорции их распределения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами определены законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации налоги и сборы.
Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, подлежат зачислению в бюджет края (области). Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти автономного округа, подлежат зачислению в бюджет автономного округа. Если иное не установлено федеральными законами или данными субъектами.
К неналоговым доходам бюджетов субъектов Poccийской Федерации относятся:
а) часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных платежей в бюджет, в размерах, установленных законами субъектов РФ;
б) доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ (аренда и т.п.);
в) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении субъекта РФ;
г) средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ;
д) доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней;
е) иные неналоговые доходы (штрафы и т.п.).
В Бюджетном Кодексе РФ установлено, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы наибольшую долю (более 70%) имеют налоговые доходы. Неналоговые доходы составляют около 10% в общей сумме доходов. Остальная доля доходов приходится на безвозмездные перечисления средств из бюджетов других уровней в форме дотаций, трансфертов и субвенций. Поступления от целевых бюджетных фондов составляют 10–12%. [5]
В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:
?      налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;
?      налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;
?      транспортного налога - по нормативу 100 процентов.
Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет[3]:
?      доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;
?      доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;
?      доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями субъектов Российской Федерации;
?      части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации;
?      платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов;
?      доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 20 процентов;
?      доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, - по нормативу 20 процентов;
?      доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не более 50 процентов;
?      доходов от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не более 50 процентов;
?      платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
?      разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов, - по нормативу 100 процентов.
По данным Министерство финансов РФ, доходы бюджетов субъектов РФ в 2011 году  выросли на 10,3 процента к уровню 2009 года (+ 610,5 миллиарда рублей) и составили 6534,1 миллиарда рублей. Рост поступления доходов наблюдался в 69 регионах, а снижение в 14. При этом только в трех из 14 регионов (Калининградская область, Сахалинская область, Чукотский автономный округ) снижение составило более 5 процентов. Налоговые и неналоговые доходы составили 4978,3 миллиарда рублей. Рост налоговых и неналоговых доходов превысил рост общего объема доходов бюджетов, составив 17,3 процента (+ 735 миллиардов рублей). Такой рост поступлений налоговых доходов способствовал тому, что дефицит региональных бюджетов в 2010 году составил 100 миллиардов рублей, что в 3,3 раза меньше, чем в 2009 году (329,3 миллиарда рублей). В 2010 году с суммарным дефицитом 202,1 миллиарда рублей исполнены бюджеты 63 регионов, а бюджеты 20 регионов исполнены с суммарным профицитом 102,1 миллиарда рублей.
При этом субъекты Федерации смогли значительно сократить объем чистых заимствований в коммерческих банках. Привлечение кредитов кредитных организаций составило 426,4 миллиарда рублей, погашение — 395,4 миллиарда рублей, а в 2009 году — 304,6 и 238,1 миллиарда рублей соответственно, что, несомненно, говорит об улучшении финансового положения регионов.
Таким образом, под доходами бюджета следует понимать поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Законодательные (исполнительные) органы субъектов РФ могут вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ.
Законы субъектов РФ о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ в пределах компетенции субъектов РФ, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год.
Внесение изменений и дополнений в законодательство субъектов РФ о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в законы субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.      Расходы бюджетов субъектов РФ
 
Расходы бюджета субъекта Российской Федерации – это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъекта Российской Федерации. [5]
Расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате:
?      принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта, а также заключения им (от его имени) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения данных субъектов;
?      принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения им (от имени субъекта) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения;
?      заключения от имени субъекта РФ договоров (соглашений) бюджетными учреждениями данного субъекта;
?      принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов;
?      принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов при осуществлении органами государственной власти данных субъектов переданных им полномочий РФ.
Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на единых методических основах, нормативах бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на[6]:
1) текущие расходы
2) капитальные расходы.
Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущую деятельность органов государственной власти регионов, оказание государственной поддержки местным бюджетам.
Капитальные расходы бюджетов – часть бюджетов, которая направляется на финансирование инвестиционной деятельности (капитальные вложения на новое строительство, приобретение основных фондов, капитальный ремонт основных фондов).
Как текущие, так и капитальные расходы определяются в бюджете органами власти субъектов Российской Федерации исходя из задач, стоящих перед ними.
Основная проблема региональных органов власти – обеспечить экономическое и социальное развитие подведомственных им территорий. На решение этой задачи нацелены бюджеты республик, краев, областей, автономных образований.
Главное направление использования региональных финансов – финансирование социальной и производственной инфраструктуры.
В соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 86 БК РФ) исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные виды расходов на[6]:
?      содержание органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации;
?      обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
?      проведение выборов и референдумов субъектов Федерации;
?      реализацию региональных целевых программ;
?      формирование государственной собственности субъектов Федерации;
?      осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;
?      содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;
?      обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;
?      оказание финансовой помощи местным бюджетам;
?      прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации.
В расходной части бюджетов может быть предусмотрено создание резервных фондов органов исполнительной власти. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Федерации при утверждении бюджетов субъектов федерации на очередной финансовый год.
В бюджетах регионов занимают значительную долю расходов ассигнования на развитие отраслей народного хозяйства региона (промышленность, энергетика, строительство транспорт). В сельскохозяйственных областях правомерно должен быть отдан приоритет ассигнованиям на развитие сельского хозяйства.
В расходной части бюджетов регионов может быть предусмотрено создание резервных фондов органов исполнительной власти. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Федерации устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Федераций при утверждении бюджетов субъектов Федерации на очередной финансовый год.
Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восста­новительных работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в финансовом году.
Бюджет субъектов Российской Федерации обсуждается и утверждается представительным (законодательным) органом субъекта РФ в форме закона, после чего исполнительные органы субъектов РФ получают право на использование бюджетных средств.
Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
?      государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
?      обеспечение правоохранительной деятельности;
?      обеспечение противопожарной безопасности;
?      научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
?      обеспечение социальной защиты населения;
?      обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
?      обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
?      развитие рыночной инфраструктуры;
?      обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
?      обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации в соответствии с законодательством РФ;
?      обеспечение деятельности средств массовой информации;
?      прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований.
Распределение и закрепление расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы производится по согласованию органов государственной власти РФ, ее субъектов и утверждаются соответствующими законами о бюджетах, либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта.
Таким образом,  под расходами следует понимать выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета. Расходы бюджета субъекта РФ формируются таким образом, чтобы обеспечить субъектам выполнение закрепленных за ними полномочий. Они возникают в связи с принятием законов и нормативных актов данного субъекта, и заключением от его имени договоров (соглашений) бюджетными учреждениями данного субъекта. Некоторые функциональные виды расходов подлежат исполнению только за счет бюджета субъекта РФ, а некоторые – совместно с федеральным бюджетом. Распределение и закрепление расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы производится по согласованию органов государственной власти РФ и ее субъектов.
 
 
 
 
Заключение
 
Подводя итог работы можно сделать следующие выводы:
Под бюджетом субъекта РФ понимается форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.
Поскольку субъектами РФ являются различные виды государственных и административно-территориальных образований, то и бюджет субъекта федерации представлены разными видами бюджетов - республиканскими, областными, окружными, краевыми, бюджетами городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Под доходами бюджета следует понимать поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных налоговых доходов и неналоговых поступлений.
Законодательные (исполнительные) органы субъектов РФ могут вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ.
Под расходами следует понимать выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Расходы бюджета субъекта РФ формируются таким образом, чтобы обеспечить субъектам выполнение закрепленных за ними полномочий. Они возникают в связи с принятием законов и нормативных актов данного субъекта, и заключением от его имени договоров (соглашений) бюджетными учреждениями данного субъекта.
Финансирование расходов по некоторым видам происходит только за счет бюджета субъекта РФ, а по некоторым возможно совместное финансирование регионального и федерального бюджетов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список  использованных источников и  литературы
 
 
1.           Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник./ И.М. Александров.- 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007.- 486 с.
2.           Бурханова И.В. Бюджетная система Российской Федерации. Конспект лекций/ Бурханова И.В.- М.: Эксмо, 2008.- 160 с.
3.           "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.06.2011)
4.           Годин А. М., Подпорина И. В., Горегляд В. П. Бюджетная система Российской Федерации. — М.: Дашков и К, 2009. - 628с.
5.           Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ/ Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков. – 2-е изд., стер.  – М.: КНОРУС, 2009. – 256с.
6.           Ермасова, Н. Б. Бюджетная система РФ : учебник / Н. Б. Ермасова. — М.: Высшее образование, 2009. - 715с.
7.           Федеральный закон от 24.11.2008 N 205-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "О внесении изменений  в отдельные законодательные акты РФ в связи с федеральным  законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период  2010 и 2011 годов"
8.           Федеральный закон от 06.04.2011 N 68-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 25.03.2011)

 

 

18

 




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.