На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Учет и анализ кредиторской задалженности

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ БЕЗНАЛИЧНЫХ  РАСЧЕТОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ..  
8
  1.1 Сущность, значения  и принципы организации расчетов……………………………………………………………..  
8
  1.2 Формы безналичных  расчетов, применяемых в национальной  экономике………………………………………….  
13
  1.3 Нормативная правовая база, регулирующая учет и анализ расчетов…………………………………………………………….  
22
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ  УЧЕТА КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ……………………………………………  
30
  2.1 Экономико-финансовая характеристика организации……… 30
  2.2 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками……………. 38
  2.3 Учет расчетов по исполнительным документам..…………... 41
  2.4 Учет расчетов по претензиям…..…………………………….. 43
  2.5 Учет расчетов с прочими кредиторами……………………… 45
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ  РАСЧЕТОВ………………………….… 49
  3.1 Анализ состояния  и динамики расчетов с поставщиками….. 49
  3.2 Анализ состава  и структуры налогов, вносимых  в бюджет.. 51
  3.3 Анализ оборачиваемости кредиторской задолженности..…. 55
  3.4 Разработка рекомендаций по компьютеризации учета и анализа кредиторской задолженности……………………………  
57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….... 63
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………... 66
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………........ 70
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 
 

     Особое  место в жизни современного общества занимают долговые денежные обязательства. Пальма первенства по величине, разнообразию, частоте и сложности долговых обязательств принадлежит хозяйствующим субъектам: организациям, предприятиям, банкам, инвестиционным, страховым компаниям и другим учреждениям, ведущим предпринимательскую деятельность. Долги у них постоянны и вызваны не только отсутствием денег к моменту платежа или их избытком, но и желанием часть своих средств отдать в долг, чтобы вернуть его с дополнительной прибылью, выраженной в процентах. Долги предприятий стали частью системы хозяйствования, обязательной и необходимой принадлежностью денежных расчетов, их составным элементом.
     Современная система экономики должна включать и совокупность методов анализа  и оценки кредиторской задолженности. С их помощью находят оптимальное  соотношение между долгами дебиторов  и кредиторов, добиваются более высокой  эффективности использования денежных средств.
     Актуальность  темы работы обоснована тем, что динамика изменения кредиторской задолженности, его состав, структура и качество, а также интенсивность увеличения или уменьшения оказывают большое  влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а, следовательно, на финансовое состояние предприятия.
     Цель  дипломной работы – проанализировать кредиторскую задолженность, ее учет и дать рекомендации по эффективному использованию кредиторской задолженности.
     Исходя  из цели, сформулированы основные задачи:
    изучен теоретический материал в сфере экономической сущности и необходимости безналичных расчетов в рыночной экономике;
    исследован учет кредиторской задолженности в сельскохозяйственном производственном кооперативе «Будча»;
    проведен анализ состава, динамики и структуры кредиторской задолженности предприятия;
    разработаны рекомендации по компьютеризации учета и анализа кредиторской задолженности.
      Объект  дипломной работы – сельскохозяйственный производственный кооператив «Будча».
      Предметом дипломной работы является исследование учета кредиторской задолженности предприятия и анализ ее состояния.
     В процессе исследования применялись  такие общенаучные методы исследования, как анализ, сравнение, обобщение  теоретического и практического  материала.
     Принято считать, что предприятие, которое  использует в процессе своей хозяйственной  деятельности только собственным капиталом, обладает максимальной устойчивостью. Однако такое допущение в корне  неверно. С точки зрения конкурентной борьбы на рынке, не имеет значения, какими капиталами оперирует бизнес – своими или заемными. Единственная разница может заключаться в  различиях стоимости этих двух категорий  капитала. За пользование чужими средствами приходится платить, но и собственный  капитал не является «бесплатным», так как вложения производятся в  надежде получить прибыль выше той, которую платят банки по депозитным счетам. Среди заемных средств  особое место занимает кредиторская задолженность.
     Фактически  кредиторская задолженность является долгом предприятия перед другими  субъектами хозяйствования. Для того чтобы эффективно управлять долгами  компании, необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру  для конкретного предприятия  и в конкретной ситуации: составить  бюджет кредиторской задолженности, разработать  систему показателей (коэффициентов), характеризующих как количественную, так и качественную оценку состояния  и развития отношений с кредиторами компании, и принять определенные значения таких показателей за плановые. Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений. На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.
     Вопросом  анализа кредиторской задолженности  посвящен ряд работ как отечественных, так и зарубежных авторов. Среди последних хочется отметить учебное пособие Савицкой Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», в которой автор рассматривает основные показатели анализа кредиторской задолженности. Кроме того, в этой работе представлены различные примеры и выводы по ним, что очень способствует процессу изучения данного вопроса и проведению собственного анализа.
     Среди зарубежных источников преобладают  российские. Одной из наиболее используемых в дипломной работе книг является «Анализ бухгалтерской отчетности» Донцовой Л.В. В этом труде с примерами рассматривается анализ некоторых показателей, необходимых для исследования кредиторской задолженности.
     Кроме того, в дипломной работе используются материалы из периодических изданий Беларуси, России и Украины.
      К недостаткам источников можно отнести  тот факт, что различные исследователи  по-разному подходят к вопросу  анализа. Существуют различия в количестве необходимых показателей оценки задолженности. Так Савицкая Г.В. основным показателем считает среднюю  продолжительность использования  кредиторской задолженности в обороте  предприятия, в то время как другие ученые выделяют коэффициент оборачиваемости. 
 

ГЛАВА 1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ  БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 

      1.1 Сущность, значения  и принципы организации  расчетов 
 

     В процессе функционирования организаций  возникают хозяйственные связи, оформляемые и закрепляемые контрактами (договорами), согласно которым одна организация выступает поставщиком  товарно-материальных ценностей (работ, услуг), а другая — их получателем (потребителем), а значит, и плательщиком.
     Кроме того, в организации возникают  взаимоотношения с персоналом по оплате труда, с бюджетом по налогам, внебюджетными фондами и фондом социальной защиты и другими организациями  и лицами. Все эти расчеты в  основном осуществляются в денежной форме.
     Предприятие вступает в хозяйственные и финансовые «отношения с другими предприятиями, лицами. Таким образом, возникают  расчетные отношения. Расчеты делятся  на 2 группы:
     • по товарным операциям, которые производятся предприятием в случае, если предприятие  является поставщиком готовой продукции (работ, услуг), заготовителем товарно-материальных ценностей, или покупателем
     • по нетоварным операциям, связанным  с погашением задолженности банку, бюджету, работникам, внебюджетным фондам и другие расчеты.
     Между предприятиями, учреждениями и организациями  расчеты, как правило, производятся в безналичной форме. Безналичные  расчеты осуществляются путем перечисления (перевода) денежных средств со счета  плательщика на счет получателя с  помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между организациями выступают учреждения банков, обслуживающие их.
      По  определению  Лаврушина О.И. расчетно-кассовые операции — ведение счетов юридических  и физических лиц и осуществление  расчетов по их поручению [16, с.201]. Учитывая, что для юридических лиц в нашей стране хранение средств в коммерческих банках является обязательным, функция расчетно-кассового обслуживания является одной из приоритетных в деятельности коммерческого банка. Коммерческий банк заинтересован в привлечении в стране за определенный период времени в наличной и безналичной формах характеризуется понятием «денежный оборот».
      Белоглазова Г.Н. и Семенюта О.Г. под денежным оборотом предлагают понимать совокупность всех платежей в наличной и безналичной  формах, которые выступают в функции средства обращения и средства платежа. Исходя из рот все безналичные и часть налично-денежных платежей, связанных главным образом с оплатой труда [13, с.193].
      Все специалисты в области банковского  дела осуществление расчётов и платежей для клиентуры и для самих  банков традиционно и вполне обоснованно  относят к основным и даже важнейшим  базовым банковским операциям, т.е. таким, которые констатируют само понятие  банка. Между тем такие ключевые понятия, как «расчёты» и «платежи»  до сих пор не имеют в нашей  литературе однозначных и убедительных трактовок. Характерными в этом смысле можно считать следующие тезисы, принадлежащие Белову В.А [16, с.9]:
      1. Безналичные расчеты представляют собой процесс погашения (прекращения) денежных обязательств без использования денег не исполнением обязательств в форме передачи денег, а иным способом — без передачи какого- либо имущества вообще, в том числе денег без применения наличных денег, а именно путем зачета сторонами сделки взаимных требований, отказа от реализации встречных однородных требований. Безналичные расчеты лучше называть «безденежными расчетами», т.е. расчетами без денег.
      Как особый экономический (финансовый) феномен остаются вне анализа и толкования. Во-первых, использовать деньги или как средство обращения, или как средство платежа, или как средство предоплаты. Во-вторых, нельзя согласиться с трактовкой безналичных платежей как процесса перевода плательщиком своего денежного долга потенциальному получателю денег на банк, обслуживающий этого получателя. Если даже на время забыть, что для такого перевода требуется как минимум согласие самого банка трактовок, даваемых авторами,  можно сформулировать несколько правил в отношении расчетных и платежных операций.
      2. Расчеты — это процесс определения  размера обязательства (долга)  покупателя перед продавцом или  размеров взаимных обязательств  сторон сделки (сделок), включая урегулирование  претензий, возникающих в ходе  такого процесса.
      3. Расчет взаимных обязательств может включать в себя момент платежа в случае зачета в обращении деньги (их знаки), принадлежащие одному экономическому субъекту, однако физически в данный момент находящиеся у другого экономического субъекта (свидетельством чего служат соответствующий договор и записи в бухгалтерских книгах), причем таким образом, что первый по праву может распоряжаться ими как собственным имуществом, отдавая по мере необходимости соответствующие указания второму [16, с.10].
      4. Расчёты имеют смысл лишь в  том случае, когда они завершаются  платежами, т.е. когда вслед  за ними и на их основе  осуществляются платежи. Поэтому  данные термины никогда не  следует употреблять как синонимы.
      В коммерческом банке расчётно-кассовым обслуживанием занимается специализированная структура, которая называется расчетно-кассовым подразделением (управлением). Данное подразделение напрямую работает с клиентом. И чем лучше обслуживание клиентов данным подразделением тем, соответственно интересов клиента.
      Основные  функции расчетно-кассового подразделения  заключаются в следующем:
    организации работы по привлечению временно свободных денежных средств предприятий и организаций на депозитные счета;
    организации безналичных расчетов и налично-денежного обращения по расчетным, текущим, по счетам предприятий и организаций различных форм собственности;
    оказании консультативной помощи клиентам и их партнерам по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
      Современная правовая база безналичных расчетов сформировала такие принципы построения системы безналичных расчетов, которые  характерны для рыночной экономики.
      Первый  принцип — списание денежных средств со счета клиента производится банком только на основании распоряжения клиента. Распоряжение о списании денежных средств со счета может быть дано клиентом в различных формах [16, с.13].
      Одна  из них форма материальной ответственности за результативность этих отношений. Банку отводится роль посредника в платежах. Плательщик превращен в главный субъект расчетной операции, так как во всех формах в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина РБ, коллективных договорах администрации с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату заработной платы или в контрактах, договорах подряда и т.д.
      Экономический смысл этого принципа заключается  в том, что получатель денежных средств  заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, т.е. когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок.
      Принцип срочности платежа имеет важное практическое значение, так как предприятия  и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени  срочности платежей, могут более  рационально построить свой денежный оборот, определить потребность в заемных средствах и управлять ликвидностью своего редитиву); право на получение кредита (например, в форме овердрафта по расчетному (текущему) счету).
      Перспективная обеспеченность предполагает оценку кредито- и платежеспособности плательщика и возможных будущих источников совершения платежа.
      Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.
      Все принципы расчетов тесно связаны  и взаимообусловлены. Нарушение  одного из них приводит к нарушению  других принципов. Все расчётно-платёжные  операции в РБ проводятся по единым правилам, устанавливаемым законодательством  и нормативными актами [16, с.14].
      Наличные  денежные средства, поступающие в  кассы предприятий, подлежат сдаче  в учреждения банков для последующего зачисления на счета предприятий. Денежная наличность сдается предприятиями  непосредственно в кассы учреждений банков. Порядок и сроки сдачи  наличных денег учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.
      Лимит остатка наличных денег в кассе  устанавливается учреждениями банка  ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и  сферы деятельности, имеющим кассу  и осуществляющим налично–денежные операции отделение банка имеет  операционную кассу. В ее состав могут  входить: приходные кассы, расходные  кассы, приходно-расходные кассы, кассы  для размена денег, вечерние кассы, кассы пересчета денежной наличности. [2, с.229]
      Документом  на прием наличности в приходную  кассу банка является объявление на взнос наличными, представляющее собой комплект документов, состоящий из трех частей: объявления, ордера и квитанции.
      Выдача  наличных денег предприятиям и организациям производится по денежным чекам. Денежные чеки являются бланками строгой отчетности и выдаются клиенту в виде чековых  книжек.  Работа банка с денежной наличностью по обслуживанию клиентов — физических лиц, а также сотрудников  самого банка производится по приходным  и расходным отчет работникам банка командировочных, при оплате представительских расходов.
      Анализируя  все вышеизложенное можно сделать  следующие выводы:
      1. Организация расчётно-кассового  обслуживания базируется на следующих  принципах: — списание денежных  средств со счета клиента производится банком только на основании распоряжения клиента; — свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и законом.
      2. Предприятия независимо от организационно-правовых  форм и сферы деятельности  обязаны хранить свободные денежные  средства в учреждениях банка  на соответствующих счетах на  договорных условиях. Порядок и  сроки сдачи наличных денег  устанавливаются обслуживающими  учреждениями банков каждому  предприятию. Для оприходования  всех поступающих в банк наличных  денег и выполнения расходных  операций каждое учреждение банка  имеет операционную кассу. 
      3. Выбор клиентом коммерческого  банка для расчетно-кассового  обслуживания обязывает коммерческий  банк к обеспечению высокого  качества оказания от качества  работы банка клиенты любого  банка. 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Формы безналичных  расчетов, применяемых  в национальной  экономике 
 

     При взаимных расчетах организации с  покупателями или заказчиками имеют  место следующие наиболее часто  встречающиеся формы расчетов: платежными требованиями, платежными поручениями, акцептная, аккредитивная и расчетными чеками.
     Под формой расчетов понимают порядок отпуска  продукции и расчета за нее, а  также документооборот между  поставщиками продукции и покупателями.
     Большую часть денежного оборота составляют платежи предприятий за реализуемые  товары и услуги, которые производятся безналичным путем. Безналичные  платежи опосредствуют также  часть денежных доходов и расходов населения. Совокупность платежей, осуществляемых  без использования наличных денег, составляет безналичный денежный оборот. Государство постоянно расширяет  сферу применения безналичных расчетов. Правильная организация безналичных  расчетов играет важную роль в обеспечении  бесперебойного кругооборота средств  предприятий и организаций.
     Безналичные расчеты - это денежные расчеты, совершаемые  путем записей по счетам плательщиков и получателей средств либо путем  зачета взаимных требований. Безналичные  расчеты  присущи экономике с  развитыми товарно-денежными отношениями. Они уменьшают потребность в  наличных денежных знаках, сокращают  издержки обращения, способствуют накоплению и аккумулированию денежных средств, облегчают их перераспределение  через финансово-кредитную систему [21, с.33].
     Банки республики для обработки информации по межбанковским расчетам через  корреспондентский счет пользуются услугами  одного вычислительного  центра – Белорусского межбанковского расчетного центра Национального банка Республики Беларусь (БМРЦ). Банковские учреждения связаны с БМРЦ сетью телекоммуникаций.
     По  автоматизации своих расчетов банки  подразделяются на обрабатываемые централизованно  или локально. Банки, находящиеся  на локальной автоматизированной обработке, сами ведут лицевые счета клиентов, внутренние корсчета филиалов и головных коммерческих банков и передают на БМРЦ только информацию по межбанковским  расчетам и платежам в бюджет. Банки, находящиеся на централизованной обработке, передают на БМРЦ информацию по внутрибанковским и межбанковским расчетам.
     Эффективность системы безналичных расчетов в  значительной мере зависит от урегулирования комплекса правовых вопросов, возникающих  между ее участниками. В целом, система  безналичных расчетов Республики Беларусь регулируется двухъярусной  законодательной  структурой.  Первый ярус включает в себя законы, Указы Президента Республики Беларусь. Банковским кодексом  Республики Беларусь  (статья 26) установлено, что в число основных функций Национального банка входят: организация межбанковских расчетов, определение и утверждение порядка, форм и правил организации безналичных расчетов в хозяйстве республики и ответственности за их нарушение [21, с.34].
     Второй  ярус структуры, регулирующей платежи, охватывает нормативные документы Национального банка, перечисленные выше, которые выпущены в соответствии  с предоставленным ему Законом Республики Беларусь «О Национальном банке Республики Беларусь» правом.
     Безналичные расчеты между предприятиями, организациями, учреждениями можно классифицировать следующим образом:
    по объекту расчетов или в зависимости от назначения платежа  - за товары, услуги и по нетоварным операциям (платежи в бюджет, внебюджетные фонды, по ссудным операциям);
    по месту проведения расчетов или от характера экономических связей – внутриреспубликанские (внутрибанковские – внутри одного банка и межбанковские – между разными банковскими учреждениями) и межгосударственные (когда расчеты осуществляются с контрагентами, находящимися на территории других  государств);
    по способу реализации продукции – прямые расчеты (непосредственно между поставщиком и покупателем) и транзитные (с участием промежуточных звеньев).
     Безналичные расчеты могут также классифицироваться по способу платежа, по которым понимается порядок, применяемый при осуществлении  безналичных расчетов. Различают  несколько способов платежа:
    глобальный – по полной сумме, указанной в расчетном документе;
    частичный – оплата части суммы, указанной в расчетном документе;
    путем зачета взаимных требований;
    гарантированный платеж с предварительным депонированием денег на отдельном счете в банке по месту нахождения плательщика или поставщика [21, с.35].
     Безналичные расчеты за товары и услуги, а  также в связи с финансовыми  обязательствами осуществляются в  различных формах, каждая из которых  имеет специфические особенности  в характере и движении расчетных  документов. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных  элементов, к числу которых относятся  способы платежа и соответствующий  ему документооборот. Расчетные  документы принимаются банком к  исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям  и, следовательно, должны содержать  следующие реквизиты:
    наименование расчетного документа;
    номер расчетного документа и дату его составления;
    наименование плательщика, номер его счета в банке;
    наименование, код и местонахождения банка, обслуживающего плательщика;
    наименования получателя средств, номер его счета в банке;
    наименование, код и местонахождения банка, обслуживающего получателя средств;
    назначение платежа;
    сумма платежа;
    вид операции;
    подписи должностных лиц и оттиск гербовой печати.
     В соответствии с действующим законодательством  в настоящее время допускается  использование следующих форм безналичных расчетов:
    платежные требования;
    платежные поручения;
    платежные требования-поручения;
    аккредитивы;
    чеки;
    банковские пластиковые карточки [21, с.36].
     При выборе формы и порядка расчетов предприятия должны учитывать характер хозяйственных взаимоотношений  в целях обеспечения наибольшего  сближения момента получения  товара и момента совершения платежа  и недопущения образования необоснованной дебиторской или кредиторской задолженности.
     Учет  расчетов  платежными  требованиями.  Платежные требования  используются  при  расчетах  через  инкассо.   Они представляют собой расчетный документ, содержащий требование поставщика (грузоотправителя) и других получателей средств плательщику об уплате определенной суммы через банк [10, с.482].
     Инкассо — банковская операция, при которой банк по поручению своего клиента — получателя средств и на основании составленного им (получателем) расчетного документа получает причитающуюся получателю сумму денежных средств от плательщика и зачисляет ее в установленном порядке на счет получателя. Требования оплачиваются с предварительным акцептом [10, с.482].
     Сущность  этой формы расчетов заключается  в следующем. На основании отгрузочных  документов грузоотправители выписывают платежные требования и сдают их в учреждения банка по месту обслуживания поставщика. Платежные требования представляются в банк вслед за отгрузкой продукции или в сроки, определенные в договоре. Платежное требование предъявляется в обслуживающий банк в трех экземплярах с приложением товарно-транспортных или заменяющих их документов при реестре, составляемом в двух экземплярах. Первый экземпляр реестра оформляется двумя подписями лиц, имеющих право подписывать документы для совершения операций по расчетному счету поставщика, оттиском печати, образцы которых представлены банку. Он остается в банке, а второй возвращается поставщику с распиской банка в приеме документов на инкассо.
     Движение  платежного требования по этой форме  расчетов может быть представлено следующей  моделью:
     поставщик -> банк поставщика -> банк покупателя -> покупатель.
     Плательщик, получив копию платежного требования, дает согласие на его оплату или  отказывается от оплаты.
     При расчетах в порядке предварительного акцепта требование оплачивается на следующий день после истечения срока акцепта. Плательщик имеет право заявить обслуживающему его банку отказ от акцепта в течение 3 рабочих дней, не считая дня поступления требования в банк. Отказ может быть полный или частичный на основании мотивов, предусмотренных в договоре с поставщиком.
     В целях ускорения расчетов между  плательщиком и получателем денежных средств договором может быть предусмотрена оплата требований в день их поступления в банк плательщика. При этом требования, подлежащие оплате в день поступления в банк плательщика, должны содержать надпись, учиненную по следующей форме: "Оплата в день поступления". Банк по не оплаченным в срок платежным документам взыскивает с плательщиков пеню в установленных размерах [10, с.483].
     Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение представляет собой расчетный документ, содержащий поручение обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя [10, с.484].
     Поручения могут быть представлены в банк в  течение десяти дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается).
     При перечислении средств двум и более  получателям плательщик может представить в банк сводное поручение на бланке установленной формы. В одно сводное поручение включаются перечисления на счета получателей, обслуживаемых одним банком. Поручения представляются в банк в трех экземплярах. В случае осуществления платежа в режиме реального времени поручение представляется в банк в двух экземплярах.
     Учет  расчетов платежными требованиями-поручениями. При этой форме расчетов поставщик на отгруженную продукцию, работы, услуги выписывает платежное требование-поручение и пересылает его плательщику, минуя обслуживающий банк. Платежные требования-поручения в трех экземплярах вместе с отгрузочными документами направляются непосредственно покупателю (заказчику). Получив платежное требование-поручение, плательщик заполняет вторую часть — платежное поручение, поручив банку списать с его расчетного счета указанную сумму, поскольку поставщиком условия договора выполнены. Организация-плательщик сдает этот документ в свой банк для оплаты в трех экземплярах. Банк после списания средств пересылает документы в банк поставщика для зачисления платежа. Бухгалтерские записи по списанию и зачислению денежных средств на расчетный счет производятся на основании выписок банка [10, с.487].
     Учет  расчетов чеками из чековой книжки. Чеки применяются только для безналичных расчетов между юридическими лицами, а также между физическими и юридическими, включая предпринимателей [10, с.490].
     Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
     Чекодатель  — физическое или юридическое лицо, а также предприниматель, осуществляющий платеж за товары или услуги посредством чека.
     Чекодержатель — юридическое лицо либо предприниматель, являющееся получателем платежа по чеку.
     Чеки  юридических лиц подписываются  доверенным лицом чекодателя, фамилия, имя, отчество и образец подписи  которого указаны в заявлении-обязательстве и на обложке чековой книжки (первый лист, оборотная сторона), либо должностным лицом покупателя на основании доверенности, в которой указываются серия, номер чека, сумма чека и остаток средств по чековой книжке к моменту выписки чека, когда и каким отделением банка выдана чековая книжка. Право на подписание чека должно быть оговорено в этой доверенности, которая передается чекодержателю. При этом на чеке перед подписью делается надпись "По доверенности". Запрещается подписание незаполненных чеков.
     Расчеты расчетными чеками. Расчетный чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в чеке суммы чекодержателю либо о выдаче наличных денежных средств непосредственно чекодателю (владельцу счета). Он предназначен для безналичных расчетов физических лиц с юридическими лицами, включая предпринимателей — резидентов Республики Беларусь, за товары, а также для получения физическими лицами наличных денежных средств в системе банка чекодателя [10, с.492].
     Получение наличных денег может быть разрешено  и в других банках при условии заключения соответствующих договоров между банком чекодателя и другими банками. Действие расчетного чека распространяется только на территорию Республики Беларусь. Он выписывается в валюте Республики Беларусь и действителен в приеме в оплату товара в течение 30 календарных дней, не считая дня выписки.
     Расчеты банковскими пластиковыми картами. Под банковскими пластиковыми картами понимаются карты национальных (международных) систем расчетов, использующих карты в качестве платежного средства, и частные банковские карты [10, с.496].
     В соответствии со своими функциональными  характеристиками карты подразделяются на:
    кредитные карты, которые предназначаются для оплаты товаров за счет предоставляемого на эту цель кредита, а также для получения налично-денежных средств, если банком при выдаче кредита принято решение о возможности использования его (его части) ссудозаемщиком в налично-денежной форме;
    дебетовые карты, которые предназначаются для расчета за товары, получения средств в налично-денежной форме путем прямого списания с карт-счета владельца в банке.
     Допускается совмещение функций кредитной и  дебетовой карты по усмотрению банка-эмитента.
     Карт-счет — специальный счет, на котором учитываются операции с использованием карты. Владелец карт-счета (счета) — это физическое или юридическое лицо (предприниматель), открывшее в банке карт-счет на основании Договора об использовании карты в качестве платежного средства. Держатель карты — это физическое лицо, имеющее право на основании заявления (доверенности) владельца карт-счета (счета) совершать операции с использованием карты. При этом ответственность за совершенные операции возлагается на владельца карт-счета.
     В зависимости от того, кто является владельцем карт-счета, карты подразделяются на:
    личную карту, выдаваемую физическому лицу — держателю карты. Причем держателем личной карты может быть как физическое лицо — владелец карт-счета, так и любое другое физическое лицо (например, родственник);
    корпоративную карту, выдаваемую физическому лицу — 
    держателю карты, при условии существования трудового договора между ним и юридическим лицом — владельцем карт-счета (работодателем). При этом ответственность за операции, совершенные с помощью карты, возлагается на работодателя.

     Карт-чек  — чек, сформированный устройством  регистрации платежа посредством карты, который является документом первичного учета, подтверждающим выполнение операции с ее использованием.
     Банк-эмитент  — это банк (филиал банка на правах юридического лица), выпустивший карту в обращение.
     Банк-агент  — это банк, осуществляющий отдельные операции по обслуживанию банковских карт на условиях договора, заключенного с банком — членом системы или банком-эмитентом частных банковских карт.
     Банк-эквайр (обслуживающий банк) — это банк, обслуживающий организации торговли и сервиса, принимающий карты к оплате.
     Учет  расчетов аккредитивами. Аккредитив представляет собой соглашение между банком плательщика (далее — банк-эмитент) и плательщиком (далее — приказодатель аккредитива), в силу которого банк-эмитент по поручению приказодателя предоставляет в пользу получателя средств по аккредитиву (далее — бенефициар) обязательство произвести платеж [10, с.498].
     Важным  направлением в работе  банков  Республики Беларусь являются выработка  и осуществление мер по развитию системы безналичных расчетов физических лиц. В целях предоставления физическим лицам возможности расчетов за приобретаемые товары, выполненные работы, оказанные услуги в безналичном порядке Национальным банком  создана и введена в действие необходимая нормативная база, позволяющая физическим лицам использовать при безналичных расчетах на территории Республики Беларусь платежные поручения, банковские пластиковые карточки, расчетные чеки и чеки из чековых книжек.  Расчеты чеками применяются очень редко. Физические лица получают кредиты в банке безналичным путем, сумма оплаченного чека зачисляется на соответствующий счет, увеличивая задолженность. Также чеками выдается компенсация вкладов лицам, достигшим шестидесятилетнего возраста. Все другие операции физическими лицами не производятся, на что имеется ряд объективных социально-экономических причин. Это  низкий уровень доходов населения,  снижение жизненного уровня граждан страны, непрекращающаяся  инфляция, постоянное увеличение уровня цен, что негативно отражается на отношении к государственным структурам и банковской системе. 
 

     1.3 Нормативная правовая база, регулирующая учет и анализ расчетов 
 

     В настоящее время в Республике Беларусь разработана достаточно обширная нормативная база, касающаяся ведения  бухгалтерского учета. Любое предприятие, независимо от формы собственности, обязано соблюдать законодательство.
     Учет  кредиторской задолженности регулируется различными нормативно-правовыми актами Республики Беларусь. Законодательная база Республики Беларусь, регулирующая учет долгосрочных и текущих обязательств включает следующие законодательные и нормативные документы в виде следующей четырех уровневой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета:
     Первый  уровень - законодательный. На данном уровне государственное регулирование  бухгалтерским учётом и отчётностью  осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием на основании Конституции Республики Беларусь. Важнейшим законодательным  актом этого уровня является Закон  Республики Беларусь «О бухгалтерском  учёте и отчётности » от 25 июня 2001г. № 42-3 с изменениями и дополнениями от 26 декабря 2007г. № 302-З, который определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые  к составлению и представлению  бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь. 
     Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З с изменениями и  дополнениями от 20 июня 2008г. № 347-З, в  первой части которого законодательно закреплены важнейшие нормы ведения  учета в организациях, в том  числе наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, обязательные случаи составления аудиторского заключения, порядок регистрации, реорганизации  и ликвидации юридического лица и  другие;
     Трудовой  кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999г. № 296-З с изменениями и  дополнениями от 31 декабря 2009г. № 114-3, который  регламентирует трудовые отношения;
     Банковский  кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З с изменениями и  дополнениями от 14 июня 2010г. №132-3, который  определяет порядок проведения расчетов в безналичной форме между  поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, а так же правовое регулирование расчетов в безналичной  форме;
     Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З с изменениями и  дополнениями от 29 декабря 2009г. № 72-З. Кодекс устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.
     На  втором уровне осуществляется нормативное  регулирование бухгалтерского учёта  и отчётности. Он представлен нормативными актами Президента и Правительства  Республики Беларусь и других правовых органов, которые имеют право  разрабатывать и утверждать в  пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормы.
     Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2008г. N 72 «Об утверждении  инструкции о порядке отражения  в бухгалтерском учете налогового кредита» от 16 октября 2000г. N 105. Инструкция определяет порядок отражения в  бухгалтерском учете налогового кредита, предоставленного организации  в соответствии с законодательными актами.
     Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г. N 168 «Об утверждении  инструкции по бухгалтерскому учету  «Резервы, условные обязательства и  условные активы». Инструкция применяется  при признании, оценке и раскрытии  информации в бухгалтерском учете  и отчетности для резервов, условных обязательств и условных активов  в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
     Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002 года № 62 с изменениями  и дополнениями в постановлении  Министерства финансов от 26 мая 2008 года №85 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», в ней устанавлены  основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной  политики организации.
     Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 30 мая 2003 г. N 89 «Об утверждении типового плана счетов бухгалтерского учета  и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» с изменениями и дополнениями от 06.11.2009 N 136. В Инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных из них.
     Имущественные отношения и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие  при осуществлении банковской деятельности, регулируются также гражданским  законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
     В Инструкции о банковском переводе от 29 марта 2001 г. №66 (в ред. от 30.07.2009 №127), принятой Правлением Национального банка РБ, говорится о том, что расчеты в безналичной форме в виде банковского перевода могут быть проведены также на основании договора между банком и клиентом, содержащего полные и достаточные сведения, необходимые для осуществления банковского перевода. В договоре также может быть предусмотрена возможность передачи клиентом в банк информации, необходимой для осуществления банковского перевода, посредством систем дистанционного банковского обслуживания при условии обеспечения надежности и безопасности передачи информации. [6]
     Для регулирования расчетов с использованием банковских пластиковых карточек служит Инструкция по бухгалтерскому учету  операций с банковскими пластиковыми карточками и электронными деньгами в банках Республики Беларусь от 14 июля 2004г. №222 (в ред. от 27.03.2006 №72), принятая Советом директоров Нацбанка РБ.
     Настоящая Инструкция устанавливает для банков (кроме Национального банка Республики Беларусь) и небанковских кредитно-финансовых организаций Республики Беларусь (далее - банки) порядок отражения в бухгалтерском  учете операций c банковскими пластиковыми карточками и электронными деньгами различных систем. [13]
     Расчеты чеками регулируются Инструкцией о  порядке проведения операций с использованием чеков из чеков из чековых книжек и расчетных чеков от 30 марта 2005г. №43 (в ред. от 29.10.2008 №156), принятой Правлением Нацбанка РБ.
     Инструкция  о порядке проведения операций с  использованием чеков из чековых  книжек и расчетных чеков регламентирует на территории Республики Беларусь порядок:
    расчетов в белорусских рублях за товары (работы, услуги) юридическими лицами, их обособленными подразделениями, выделенными на отдельный баланс, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица), физическими лицами посредством чеков из чековых книжек, а также физическими лицами посредством расчетных чеков;
    получения по расчетному чеку физическими лицами наличных денежных средств в белорусских рублях в банке чекодателя или в банках, с которыми банк чекодателя заключил соответствующие договоры.
     Помимо  Банковского кодекса и Инструкции о банковском переводе безналичные  расчеты также регулируются Законом  Республики Беларусь «Об обращении  переводных и простых векселей»  от 13 декабря 1999г. №341-З (в редакции от 22.12.2005 №76-З) и другими нормативно-правовыми  актами.
     Наличные  денежные расчеты регулируются Правилами  организации наличного денежного  обращения в Республике Беларусь от 24.08.2007 №166 (в редакции от 12.10.2009 №155).
     Еще одним нормативным актом, регулирующим наличные расчеты, является Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными  средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь от 17.01.2008 №4 (в редакции от 23.02.2010 №23).
     Порядок расчетов, которые осуществляются на территории Республики Беларусь юридическими лицами, их обособленными подразделениями  и индивидуальными предпринимателями, регулируется Порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь от 29.06.2000 №359 (в редакции от 05.11.2010 №571).
     Статьей 12 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском  учете и отчетности» от 18 октября 1994г. №3321-XII (в ред. 26.12.2007 №302-З) определено, что выявленные при инвентаризации суммы дебиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, в соответствии с решением руководителя организации списываются в коммерческой организации на внереализационные расходы либо за счет резерва по сомнительным долгам, в некоммерческой организации - на увеличение расходов (в ред. Закона Республики Беларусь от 29.12.2006 №188-З), а выявленные при инвентаризации суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, в соответствии с решением руководителя организации списываются в коммерческой организации на внереализационные доходы, в некоммерческой организации - на увеличение доходов (источников финансирования) (в ред. Закона Республики Беларусь от 29.12.2006 №188-З).
     Субсчета, открываемые к счету 76 «Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами», отражены в Плане счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях и Инструкции по применению плана  счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях, принятом Постановлением Министерства сельского хозяйства  и продовольствия РБ от 06.04.2004г. №28.
     В Перечне регистров журнально-ордерной формы учета в организациях АПК  и Инструкции по применению регистров  журнально-ордерной формы учета  в организациях АПК, принятом Постановлением Министерством сельского хозяйства  и продовольствия РБ от 31.05.2004 N 41, говорится  об учетных регистрах и способах их заполнения при расчетах с разными  дебиторами и кредиторами.
     По  нормам данной Инструкции суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности в бухгалтерском  учете в качестве внереализационных доходов признаются в отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности.
     В Указе Президента РБ «О страховой  деятельности» от 01.03.2010 N 110 говорится  об основных положениях страховой деятельности, обязательном и добровольном страховании  и т.д.
     Инструкция  о порядке оформления и согласования правил страхования и страховых  тарифов по добровольным видам страхования  от 22 октября 2003г. №145 (в ред. от 11.05.2009 №61), принятая Постановлением Министерства финансов, разработана в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь. Данная Инструкция регулирует работу страховых компаний, осуществляющих свою деятельность на территории РБ.
     При продаже гражданам товаров в  кредит предприятие должно руководствоваться  Инструкцией о порядке продажи  товаров в кредит, принятой Приказом Министерства торговли РБ от 29 апреля 1996г. №36 (в редакции от 08.11.2007 №61).
     Расчеты по лизинговым платежам регулируются Инструкцией о порядке бухгалтерского учета лизинговых операций от 30 апреля 2004 г. N 75 (в ред. от 30.09.2009 N 123, принятой Министерством финансов РБ.
     Третий  уровень включает национальные стандарты, положения о порядке ведения  бухгалтерского учёта. Он представлен   различными документами, приказами, письмами, указаниями Министерства финансов Республики Беларусь и других Министерств и ведомств. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь, утверждает и разрабатывает также нормативные акты.
     Примером  регламентирующих документов является Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 14 августа 2007 года 363 "Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету сельскохозяйственной продукции и производственных запасов для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции". Данные методические указания содержат информацию об основных задачах бухгалтерского учета сельскохозяйственной продукции и производственных запасов в сельскохозяйственных и иных организациях, о контроле за сохранностью продукции и материальных ценностей, об учете сельскохозяйственной продукции.
     Нормативное правовое регулирование бухгалтерского учета и отчетности на четвертом  уровне осуществляется внутри каждой организации. Оно носит организационно-распорядительный характер и осуществляется главным  образом посредством формирования и принятия учетной политики организации. А также иной внутренней документации прямо или косвенно регламентирующей порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской  отчетности в соответствии с действующим  законодательством Республики Беларусь.
     К четвертому уровню в организации  СПК «Будча» относится приказ по учетной политике, рабочий план счетов. Учетная политика в исследуемой организации утверждена приказом директора от 31 декабря 2010 года. В ней рассматриваются методический и организационно-технический аспекты ведения бухгалтерского учета, структура рабочего плана счетов. Примером внутренней документации могут являться: должностные инструкции работников бухгалтерии, график документооборота и другие документы.
      Нормативные акты, в которых рассматриваются  вопросы регулирования расчетных  операций, как следует из приведенного списка использованных источников, включают Кодексы, Законы, Положения, План счетов бухгалтерского учета, Инструкции, рекомендации и другие виды документов. Основная их цель - установить правильность ведения  учета долгосрочных и текущих  обязательств. 
 
 

ГЛАВА 2
ИССЛЕДОВАНИЕ  УЧЕТА КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 

     2.1 Экономико-финансовая характеристика организации 
 

     Сельскохозяйственный  производственный кооператив «Будча» реорганизован путем присоединения к нему сельскохозяйственного производственного кооператива «Ганцевичский край», является правопреемником всех его прав и обязанностей и несет ответственность по всем его долгам и обязательствам.
     Местонахождение кооператива: 225362 ул. Ленина 8, д. Будча,  Ганцевичского район, Брестская область, Республика Беларусь. 
     Кооператив  является юридическим лицом, имеет  расчетный счет, валютный и другие счета в учреждениях банков, самостоятельный  баланс, печать со своим наименованием, штампы со своим наименованием, другие реквизиты юридического лица.
     В своей деятельности кооператив руководствуется  настоящим Уставом (Приложение А) и действующим законодательством.
     Основной     целью     деятельности     Предприятия     является 
хозяйственная деятельность,  направленная  на получение  прибыли для 
удовлетворения социальных, культурных и экономических потребностей 
членов трудового коллектива и собственника Предприятия.

     Специализация данного хозяйства молочно –  мясная с развитым производством  зерновых и технических культур. Производство технических культур  не является основным видом деятельности кооператива, хотя ему уделяется  много внимания. Основным видом деятельности кооператива является производство и сбыт сельскохозяйственной продукции.
     Хозяйство специализируется в молочно-мясном направлении. Дополняют основные отрасли  зерновое хозяйство и производство сахарной свеклы.
     В организационную структуру кооператива  входят следующие подразделения:
     - агрономическая служба;
     - зооветслужба;
     - инженерная служба;
     - строительная служба;
     - бухгалтерская служба;
     - экономическая служба.
     Агрономическая  служба находится в подчинении заместителя  председателя по растениеводству и  главного агронома. В ее состав входят следующие участки: д.Будча, д.Ст.Двор, д.Ятвезь.
     Зооветслужба  находится в подчинении заместителя  по животноводству и главного ветврача. В ее состав входят 7 молочно-товарных ферм: МТФ Будча, МТФ Уласы, МТФ Скарчево, МТФ Ст.Двор, МТФ Залюбичи, МТФ Юшковичи, 4 телятника: Дубровно, Придатки, Ольсевичи, комплекс Юшковичи.
     Рынками сбыта основной продукции являются предприятия и организации г. Ганцевичи и Ганцевичского района.
     Цены  реализации  на  мясо и молоко,  зерно установлены государством. Продукция реализуется в основном на государственные предприятия. Основными потребителями молочной продукции являются ОАО «Ганцевичский молочный комбинат» и ОАО «Савушкин продукт».
     Расходы по транспортировке готовой продукции  до рынков сбыта несет СПК «Будча». Оплата за продукцию производится в белорусских рублях. Предприятие вынуждено самостоятельно искать покупателей для своей продукции  и  снабжать необходимыми материалами и запасными частями производственные подразделения.
     Потребителями остальной растениеводческой и  животноводческой продукции являются предприятия и организации г. Ганцевичи и Ганцевичского района.
     Основными конкурентами являются сельскохозяйственные предприятия Барановичского района: СПК «Агро-Стайки», СПК «Бересни», СПК «Пригородный», СПК «Щара-Агро»  и другие.
     Проанализируем производственные возможности хозяйства, для чего воспользуемся данными таблицы 2.1.
Таблица 2.1 - Состав и структура земельных угодий
 
Вид угодий
2008г. 2009г. 2010г. 2010г.  в % к 2009г.
га % га % га %
Всего земли, в т.ч. 8559 100 8559 100 8500 100 99,3
Пашня 4894 57,2 4894 57,2 4850 57,1 99,1
Сенокосы 622 7,3 622 7,3 956 11,3 153,7
Пастбища 1841 21,5 1841 21,5 1499 17,6 81,4
Многолетние насаждения 36 0,4 36 0,4 36 0,4 100
Всего сельхозугодий 7393 86,4 7393 86,4 7341 86,4 99,3
Пруды и водоемы 3 0,04 3 0,04 78 0,9 2600
Прочие  земли 1163 13,6 1163 13,6 1081 12,7 92,9
Примечание  – Источник: собственная разработка на основании приложения Б 

    За  СПК «Будча» в 2010 году закреплено 8500 га земельных угодий. Из всей площади землепользования сельскохозяйственные угодья занимают 7341 га или 86,4 % от общей площади закрепленных за хозяйством земель.
    В структуре сельскохозяйственных угодий наибольший удельный вес занимает пашня  – 51,7 % и составляет 4850 га, как наиболее продуктивный вид сельскохозяйственных угодий.
      Немаловажное  значение для хозяйства имеют  сенокосы и пастбища, которые наряду с многолетними травами являются основным источником получения зеленого корма для животных. Площадь данных угодий занимают соответственно 956 и  1499 га или 11,3 %  и 17,6 % в структуре сельскохозяйственных угодий.
     Основными показателями, характеризующими состояние  отрасли растениеводства являются посевные площади (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Состав и структура посевных площадей
 
 Культуры
2008г. 2009г. 2010г. 2010г.  в % к 2009г.
га % га % га %
Зерновые  и зернобобовые 2336 44,4 2655 48,8 2576 43,9 97
кукуруза 455 8,6 850 15,6 900 15,3 105,9
Сахарная  свекла 300 5,7 500 9,2 500 8,5 100
лен 100 1,9 - - - - -
рапс 350 6,7 303 5,6 357 6,1 117,8
Кормовые  корнеплоды 797 15,2 571 10,5 740 12,6 129,6
Многолетние травы 538 10,2 476 8,8 659 11,2 138,4
Однолетние  травы 385 7,3 81 1,5 132 2,4 163
Итого: 5261 100 5436 100 5864 100 107,9
Примечание  – Источник: собственная разработка на основании приложения Б 

      Проводя анализ структуры посевных площадей, следует отметить следующие особенности, которые сложились на предприятии  в последние годы. В 2010 году произошло увеличение площадей почти по всем культурам, кроме зерновых. Увеличение площадей обусловлено увеличением основного стада и соответственно возросшей потребностью в кормах, стабильной системой сбыта своей продукции.
      В таблице 2.3 рассмотрим динамику основных технико-экономических показателей СПК «Будча».
Таблица 2.3 - Динамика основных технико-экономических показателей СПК «Будча»
Показатели  2008 год  2009 год  2010 год  2010 год в % к 2008 году 
Исходные  показатели: Полная себестоимость, млн.руб.
 
3 866
 
4 898
 
5 827
 
150
Прибыль отчетного периода, млн.руб. 387 112 379 98
Основные  показатели: Стоимость ВП в  сопоставимых ценах, млн.руб 
2211 2311 2704 122,3
Стоимость товарной продукции в ценах реализации, млн.руб. 1810 2460 3511 194
Среднегодовая стоимость ОПФ, млн. руб. 11002 11898 18696 169,9
Среднесписочная численность рабочих (чел.) 132 126 124 94
Продолжение таблицы 2.3
Площадь сельскохозяйственных угодий, га 8559 8559 8500 99,3
Стоимость имущества предприятия на начало года, млн. руб. 24 145 26 068 29 620 122,7
В том числе собственные средства, млн.руб. 13 959 15 380 17 227 123,4
Валовой доход, млн.руб. 1 322 1 644 1 807 136,7
Чистая  прибыль, млн.руб. 377 101 378 100,3
Уровень рентабельности реализованной продукции, % 11,1 13,4 4,2 37,8
Примечание  – Источник: собственная разработка на основании приложений В, Г, Д 

      Анализируя  данные таблицы 2.3 можно заметить, что стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах 2010 года на предприятии в 2010 году по сравнению с 2008 годом увеличилась с 2211 млн.руб. до 2704 млн.руб. (стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах 2010 года увеличивается на 122,3 %). Это говорит о том, что предприятие увеличило объем выпуска продукции. Стоимость товарной продукции также увеличивается на 94 %. Это в свою очередь связано с увеличением выпуска продукции. Высок процент наращивания стоимости ОПФ. В 2010 году по сравнению с 2008 годом он составляет 169,9 %. Среднегодовая численность работников уменьшилась на 6 %. Общая площадь сельскохозяйственных угодий уменьшилась на 1,7% или 59 га. Наряду с увеличением стоимости продукции в сопоставимых ценах, наблюдается увеличение стоимости имущества предприятия на 22,7 %. в том числе и собственных средств на 23,4%. При этом валовой доход увеличивается на 36,7 %. Величина валового дохода зависит от объема произведенной продукции, цен на нее и величины материальных затрат. Таким образом, повышение валового дохода связано с увеличением затрат, объема реализации и цен реализации. Увеличение затрат связано с повышением цен на энергоносители, с повышением затрат, связанных с реализацией продукции (увеличение транспортных расходов и т.д.). Размер прибыли увеличивается на 0,3%, а уровень рентабельности реализованной продукции - на 37,8%.
      Для характеристики специализации предприятия  используют показатели структуры товарной продукции, которые отражают сочетание  отраслей и представляет собой удельный вес отдельных видов продукции  в общем объеме. Уровень специализации  определяется долей отдельных видов  продукции в общем объеме денежной выручки (таблица 2.4).
Таблица 2.4  - Состав и структура выручки от реализации продукции на СПК «Будча»

Вид продукции

2008 год 2009 год
    2010 год
од
Выручка от реал-и, млн.руб. Удельный вес, % Выручка от реал-и, млн.руб. Удельный вес. % Выручка от реал-и, млн.руб. Удель-ный  вес, %
Продукция растениеводства: Зерно и зернобобовые  
74
26 285 27,8 303 20,7
Технические культуры 191 11,6 288 10,2 346 19,2
В том числе: овощи откр. грунта
картофель
рапс
 
20 12
152
 
2,5 1,9
7,2
 
14 62
148
 
1,4 4,8
6,7
 
8 287
34
 
2,6 14,4
2,2
Всего продукция растениеводства  434 42,1 532 41,7 649 43,2
Продукция животноводства 1 648 44,2 1 793 46,5 2 582 49,1
Прочая  реализация 75 13,7 78 11,8 126 7,7
Всего по предприятию  2157 100 2 403 100 3 357 100
Примечание  – Источник: собственная разработка на основании приложений В, Г, Д 

      Предпочтение  в СПК «Будча» отдается производству продукции животноводства, т.к. из таблицы 2.4 видно, что в структуре выручки за 2010 год реализация продукции животноводства занимает 49,1 %, это больше выручки от реализации продукции растениеводства на 5,9% или 145 млн.руб.
      Выручка от реализации зерна и зернобобовых в 2010 году в общей структуре выручки снизилась по сравнению с 2008 году на 5,3%. Выручка от реализации технических культур в 2008 году в общей структуре выручки выросла по сравнению с 2010 году на 7,6%.
      Из  вышеперечисленного можно сделать  вывод, что в СПК «Будча» в 2010 году больший акцент отдавался производству технических культур, а именно в большей степени производству картофелю, удельный вес которой вырос в общей структуре реализации продукции в 2008 года с 7,2% до 14,4% - в 2010 году.
      Также надо отметить, что и вырос удельный вес в общей структуре выручки: производства овощей открытого грунта с 2,5% в 2008 году до 2,6% в 2010 году; производства рапса с 1,9% в 2008 году до 2,2% в 2010 году.
      Рост  реализации технических культур  связан с:
      1)Спросом  на технические культуры,
      2) Имеющимися открытыми сегментами  рынка сбыта, 
      3) Большой емкостью рынка, 
      4) Благоприятными климатическими  условиями для выращивания технических  культур. 
      Из  перечисленного выше можно сказать, что СПК «Будча» в основном специализируется на выпуске продукции животноводства, но и большое внимание уделяется производству зерна и зернобобовых, а также в последние годы и выпуску технических культур.
      Эффективность использования земли определяется исходя из урожайности отдельных  культур и себестоимости единицы  продукции, уровня освоенности земельного фонда (отношение площади сельскохозяйственных угодий к общей площади   земельного   фонда),   уровня   распаханности   сельскохозяйственных угодий (отношение  площади пашни к площади сельхоз. угодий), производства на 100 га пашни  основной продукции, удельного веса посевов к площади пашни (таблица  2.5).

Таблица 2.5 - Показатели эффективности использования земли в СПК «Будча»

Показатели

2008 год 2009 год 2010 год 2010 год в % к 2008 году
Общая площадь земельного фонда, га
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.