На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Концепция ноосферы Тейяра де Шардена

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

Реферат
на  тему:
«Концепция ноосферы Тейяра де Шардена» 
 
 
 
 
 

  Выполнила студентка группы ГМУ – 15
                                                                Медведева Юлия
                          Проверил доцент
                                                 Скрипник Дмитрий Сергеевич 
 
 

Краснодар 2008
    СОДЕРЖАНИЕ:

    Введение………………………………………………………………………………….2
    Понятие ноосферы и его возникновение……………………………………………….3
    Процесс эволюции……………………………………………………….........................4
    Точка Омега……………………………………………………………………………....6
    Ноогенез…………………………………………………………………………………..7
    Дальнейшее развитие……………………………………………………………………9
    Заключение……………………………………………………………………………...12
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение
  Научная теория взаимодействия общества и природы  не может быть разработана без  учета основных идей замечательных  ученых о биосфере и ноосфере.
  Учение В.И.Вернадского о ноосфере и его настойчивые терминологические поиски оказались звеном, объединяющим эволюцию живого вещества с миром неживой природы. Это звено далее подвело нас к новому видению процессов, происходящих в биосфере и системе «общество – природа». Сейчас, благодаря этому, мы имеем возможность не только представить, но уже и начать оптимизацию единого процесса развития материального мира. «Поскольку общество и природная среда ограничено взаимосвязаны, - писал В.И.Вернадский, - причем в результате этого взаимодействия возникает качество, не присущее ни обществу, ни природе в отдельности, - «очеловеченная природа», есть основания говорить о метасиситеме, которая получила название ноосферы. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние – в ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества».
  Эти идеи были подхвачены и специфически интерпретированы П.Тейяром де Шарденом (см. приложение рис. 1). Он понимает ноосферу, как качественно новое состояние концентрации сознания, которое образует особую пленку или сферу духа, "мыслящий пласт", покрывающий Землю. Ноосфера, по Тейяру, - это еще одна земная оболочка, находящаяся вне биосферы и над ней.
  П. Тейяр одним из первых понял геологическую  и космическую роль человека, его  место в биосфере и ответственность  за ее судьбу. Уже одно это объясняет, почему его идеи столь актуальны в сегодняшнем тревожном мире. Также необычайно важным является синтезирующее учение П. Тейяра де Шардена об активной позиции человеческого сознания в строительстве будущего.
    Зародившись на планете, ноосфера имеет тенденцию к постоянному расширению, превращаясь, в особый структурный элемент космоса, выделяемый по социальному охвату природы. В понятии ноосфера подчёркивается необходимость разумной (т. е. отвечающей потребностям развивающегося человечества) организации взаимодействия общества и природы в противоположность стихийному, хищническому отношению к ней, приводящему к ухудшению окружающей среды. Поскольку характер отношения общества к природе определяется не только научно-техническим уровнем, но и социальным строем, постольку сознательное формирование ноосферы органически связано со становлением коммунистической общественно-экономической формации, создающей условия для превращения знаний и опыта, накопленных человечеством, в материальную силу, рационально преобразующую природную среду.
      2.Понятие ноосферы и его возникновение
   Возник термин «ноосфера» (гр. noos – разум) в 1924 году во время обсуждения на одном из научных семинаров в Париже доклада В.И.Вернадского по концепции развития биосферы. Термин предложил французский исследователь Э.Леруа. Впоследствии он широко использовался П. Тейяр де Шарденом. Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла именно в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом. Сам В.И.Вернадский пришел к выводу, что на нашей планете протекает процесс перехода биосферы в новое геологическое состояние – ноосферу под воздействием труда человека, опирающегося в своих действиях на достижения научного знания. По Вернадскому, это решающий фактор создания ноосферы. На первых порах локально, а затем и в глобальном масштабе сознательно и целенаправленно биосфера преобразуется, и будет преобразовываться человеком в ноосферу с созданием новых форм ее организации. У В.И.Вернадского есть разные определения ноосферы: «ноосфера – оболочка разума»; «область человеческой культуры и проявление человеческой мысли – вся ноосфера…»; «…наука есть максимальная сила сознания ноосферы»; «…основной геологической силой, создающей ноосферу, является рост научного знания».
    Вместе с тем, отсутствие четкого однозначного определения термина «ноосфера» обусловлено, вероятнее всего, тем, что эти определения взяты из публикаций черновых записей, а не завершенных исследований В.И.Вернадского. Это вызвало неоднозначные толкования различными учеными самого термина «ноосфера» и особенно – современного состояния и возможностей перехода биосферы в ноосферу.
    В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205—270) о эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое.
  Эволюционная  модель Леруа и Тейяра де Шардена  повторяет основные положения неоплатонизма. Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге.
  Идеи  Плотина были восприняты Леруа в  бергсонианском духе. Влияние Анри Бергсона (1859—1941) на создание теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой эволюции («L'evolution creatrice», 1907. Русский перевод: «Творческая эволюция», 1914). Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический процесс, творческая эволюция; структура её — длительность, постигаемая только посредством интуиции, различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух. Универсум живёт, растет в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни — «жизненным порывом».
  Влияние Бергсона прослеживается и у Тейяра де Шардена. В частности, в «Феномене  человека» он несколько раз обращается к бергсоновским категориям порыва и длительности.
  3. Процесс эволюции
  Принимая  во внимание уже сделанное по осмыслению тейярдизма как философско-религиозного учения и общественно-политического  течения, обратимся непосредственно  к его эволюционно-проективной  интерпретации социоприродной истории  и перспектив бытия человека и цивилизации.
  П.Тейяр  де Шарден стремился объективно представить  современное состояние космогенеза, а затем, опираясь на полученные данные, реконструировать естественноисторический  процесс эволюции мира и наметить перспективы человечества в будущем. Эволюция, считает Тейяр де Шарден, не закончилась на человеке как индивидууме, она продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с возрастающей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно увеличивающейся степенью взаимосвязи. Человечество все более плотно заселяет ограниченное пространство Земли, появляются все новые и новые средства связи. От клеток (эмбрионального мыслящего покрова), опоясавших земную поверхность, через человека, активизировавшего мыслительные возможности вещества и реализовавшего возможность самовоспроизводства мыслящего слоя, сфера разума переходит в охватывающие всю планету «пласты ноосферы». Этот «тангенциальный мегасинтез», эта «суперкомбинация» ведут к рывку «радиальных сил по главной оси эволюции», ибо большей сложности соответствует большее сознание. Концентрация мышления в масштабе планеты тесно связана со слиянием воедино человеческого духа, которое в результате дальнейшей эволюции приведет к возникновению духа Земли. Но это — не последний этап.
  Следующим шагом, помимо самоконцентрации ноосферы, является присоединение её к другому  мыслительному центру, степень развития которого уже не нуждается в материальном носителе и целиком относится  к сфере Духа. Таким образом, вещество, постепенно увеличивая степень организованности и самоконцентрации, эволюционирует в мысль, а мысль, следуя этим же путем, неизбежно развивается в Дух. Сначала это будет Дух Земли. Затем концентрированность и соборность желаний всех элементов Духа Земли положит начало Парусии — Второму Пришествию Христа, призыву к Христу о движении навстречу ["Божественная среда"].
  Графически  эволюционный процесс можно изобразить как конус пространства - времени, в основании которого — множественность и хаос, а на вершине — высший полюс эволюции, точка последнего объединения в дифференцированное единство, «точка Омега», «центр, сияющий в центре системы центров» [«Феномен человека»]. Элементы, или центры (личности) связывает между собой энергия любви. Атрибуты точки Омега — автономность, наличность, необратимость и трансцендентность.
    Решение задачи о перспективе человечества в будущем он связывал с реализацией феноменологического метода исследования действительности, который предполагает рассмотрение предмета (феномена) объективно - как он есть сам по себе, - в кульминационный момент его развития. Причем избранный феномен предполагалось исследовать вне контекста каких-либо заранее имеющихся теоретических представлений. Названным требованиям, по мнению Тейяра, отвечает феномен человека, поскольку последний не только действительный факт природы, но и центр мира, вокруг которого располагаются предметы и силы природы.
  П.Тейяр  де Шарден один из первых зафиксировал действительный перелом в эволюции природы, связанный с появлением и развитием сознательных существ. В универсуме, согласно Тейяру, в зачаточном, эмбриональном состоянии присутствует все то, что встречается в развитом виде на более высоких ступенях эволюции. Это относится и к сознанию. Пронизывая весь процесс эволюции, оно в разной мере проявляется на этапе геогенеза (физико-химической трансформации универсума) и биогенеза (эволюции живого вещества), который, в конечном счете, представляет собой психогенез. В высшей фазе развития жизни, в результате биологических изменений, происходит мгновенный скачек от биологического инстинкта к качественно новому состоянию - мысли. Психогенез, приведший к возникновению человека, "стушевывается" и сменяется "развитием духа - ноогенезом".
  Уже с самого начала обладание разумом  дает человеку коренной перевес над всей предшествовавшей ему жизнью. В дальнейшем процессе ноогенеза влияние человека на эволюцию универсума неуклонно возрастает. Однако, в этой постоянной трансформации Тейяр особо выделяет ряд вех. Первая из них - зарождение в конце третичного периода ноосферы.
  Ноосфера, в понимании П.Тейяра де Шардена, представляет собой качественно  новое состояние концентрации сознания, которое образует особую пленку или  сферу духа, "мыслящий пласт", покрывающий  Землю. Подобно биосфере, это - еще  одна земная оболочка, покров, разворачивающийся "над миром растений и животных - вне биосферы и над ней". Это не просто мириады крупинок мысли, а единая мыслящая оболочка, образующая субстанцию мысли, в которой множество индивидуальных мышлений группируется и усиливается в акте единого мышления. Ноосфера, следовательно, не простая сумма индивидуальных рефлектирующих сознаний людей, а качественно новый сверхиндивидуальный феномен, охватывающий целиком все человечество. Поэтому ноосфера как целое больше, чем простая сумма образующих его элементов.
  4. Точка Омега
  Свое  завершение Ноосфера находит в некоем синтезе центров человеческого  сознания, духовном центре универсума — «точке Омеге» — Боге, который  представляется Тейяром то в виде некоторого сверхличного феномена, то в виде сознания, разлитого в мире на манер пантеизма ("бог весь во всем"), то в виде центра концентрации центров сознания, выступающего, в конечном счете, перводвигателем всего процесса эволюции универсума.
    «По своей структуре,— пишет Тейяр,— ноосфера и вообще мир представляют собой совокупность не только замкнутую, но и имеющую центр. Пространство и время необходимо конвергентны по своей природе, следовательно, его безмерные поверхности в соответствующем направлении, должны снова сомкнуться где-то впереди в одном пункте, назовем его Омегой, который и сольет их полностью и поглотит в себя»
  Надо  заметить следующее, Тейяр отступает от одного из принципов, провозглашенного им феноменологического метода. Ему самому не удалось избежать предвзятого подхода, который, по его мнению, не позволил предшественникам объективно показать эволюцию мира, поскольку все прежние, даже самые объективные наблюдения, были "целиком пропитаны исходными посылками, а также формами или навыками мышления, выработанными в ходе исторического развития научного исследования". Все проблемы, исследуемые Тейяром де Шарденом (процесс эволюции универсума, развертывание ноосферы, космогенез в целом и др.), рассматриваются католическим богословом через призму христианского мировоззрения и получают поэтому, в конечном счете, религиозно-мистическую интерпретацию.
  Непоследовательность  Тейяра вытекает из стремления примирить  науку и веру. В тех случаях, когда богослов исследует объективные  процессы как ученый, он невольно отступает  от своих теистических мировоззренческих постулатов, противоречит своим мировоззренческим обобщениям. Содержательный анализ изображаемого Тейяром процесса развертывания ноосферы отрицает оторванность последней от человека, вскрывает неразрывную связь ноогенеза с практической деятельностью людей, признает единство социоприродной истории. Фактически, как мы увидим ниже, Тейяр в некоторых положениях близок к интерпретации ноосферы Э.Леруа, указывавшего на генетическую взаимосвязь ноосферы с биосферой. Согласно Леруа, до тех пор, пока ноосфера не достигла кульминации своей эволюции - слияния в мистической точке Омега, она развивается в биосфере. На этом этапе эволюции биосфера и ноосфера "различаются не в пространственном отношении". Во многом они проникают друг друга, вторая является преобразованием первой. Человек не вырван из природы, мощь его воздействия на природу связана с тем, что в ходе эволюции в биосфере, "являясь ее продолжением, существует человеческая сфера, сфера размышления и свободного изобретения, мысли в собственном смысле слова, короче, сфера духа или ноосфера".
  5. Ноогенез
  Тейяр де Шарден, считал, что суть ноогенеза - "больше действовать, чтобы полнее существовать". В ходе ноогенеза время и пространство действительно очеловечиваются.
  В понимании Тейяра становление ноосферы по сути дела совпадает с процессом  гоминизации - развитием самого человека и собственно человеческого мира, его истории. Гоминизация проявляется  в образовании специфически человеческих реальностей, в одухотворении естественного, физического и органического мира и возникновении искусственных - моральных, юридических и других - реальностей, которые являются одновременно "структурными законами ноосферы". Гоминизация - необходимый момент эволюции ноосферы, поскольку однажды возникший "рефлектирующий психический центр... может продолжить существование лишь путем единого двустороннего развития, которое состоит в дальнейшем самососредоточении, путем проникновения в новое пространство и, одновременно, в сосредоточении вокруг себя остального мира, путем установления в окружающей реальности все более стройной и лучше организованной перспективы". Одним словом, развитие ноосферы не мыслимо без гоминизации - совершенствования человека и созданного им специфически человеческого мира.
  Свидетельством  возникновения и существования  ноосферы на Земле как для нас  самих, так и для тех, кто значительно  позже станет изучать наш мир, или для какого-нибудь пришельца  из космоса будут объекты материально  преобразованной действительности: заводы и поля, средства транспорта и связи, творения искусства, измененные человеком формы жизни и т.п.
  Феномен ноосферы существует с того момента, когда в результате все большего увеличения плотности народонаселения, экономических, культурных и других связей люди консолидируются в единое человечество, когда вся Земля становится предметом духовного и практического освоения людьми. Однако, ноосфера, по Тейяру, не есть сама преобразованная действительность. Последняя - только материальная матрица, форма воплощения духа.
  На  первом этапе ноогенеза развитие ноосферы определялось, главным образом, ростом населения планеты - количественным увеличением "мыслящих центров" и  наследованием ими всего предшествовавшего  человеческого опыта. "Наследственность, перенесенная человеком в мыслящий слой Земли... переходит в опоясывающие Землю пласты ноосферы". Гоминизируясь, наследственность в своей ноосферической форме чрезвычайно ускоряет процесс ноогенеза, усиливает влияние человека на эволюцию окружающей действительности и развитие самой ноосферы.
  В силу того, что долгое время обширные пространства планеты не стесняли распространение  людей по ее поверхности, процесс  социальной эволюции человечества, концентрации людей и их сознания (что равносильно  росту ноосферы) был очень медленным. Только с началом неолита произошло заметное ускорение ноогенеза. В этот период на смену довольно слабо взаимосвязанным группам бродячих охотников приходит оседлое и организованное человечество. Рост населения привел не только к простому увеличению концентрации людей, но и к дальнейшей концентрации сознания, равносильной ускорению социализации. Потребность обеспечения физического существования растущего человечества и организации совместной жизни людей обусловили необходимость производства и воспроизводства того, что раньше находилось в природе готовым, а также совершенствование общественных структур и законов.
  Тейяр де Шарден считает, что все историческое время - какие-нибудь шесть тысяч лет, от которых до нас дошли письменные или датированные документы - это прямое продолжение неолита. На этом этапе истории постоянно усиливается гоминизация человека. Несмотря на наличие множества учреждений, народов, империй, религиозных верований, социальных институтов, происходит нормальное развитие Homo sapiens в социальной атмосфере. Благодаря все более тесному взаимодействию и взаимопроникновению народов, углубляется биологический и социальный синтез человечества. Неолитическая мозаика очагов цивилизации (предзнаменование и прелюдия высшего и нового состояния ноосферы) постепенно эволюционирует к самой передовой форме - западной. Поэтому Тейяр связывает дальнейший прогресс ноогенеза с тенденциями развития именно этого типа цивилизации.
  Невиданная  материальная мощь человеческой цивилизации  и достижения науки открыли перед людьми возможность подчинить себе развитие нашего тела и мозга, контролировать механизмы органической наследственности, синтезируя белки, искусственно производить "неожизнь", создавать живые организмы. Перед коллективным человечеством открылась перспектива овладеть лежащей за пределами всех атомных и молекулярных свойств основной энергией и, объединив всех вместе, взять в свои руки штурвал мира, отыскать саму пружину эволюции, обеспечив тем самым возможность преодоления своего конечного существования. Роль науки, следовательно, не ограничивается только познанием окружающего мира, а вырастает до творчества, создания нового. Это творчество распространяется на обеспечение дальнейшей - проективной - эволюции универсума, на преодоление ограниченности заданного "кванта" энергии эволюции, введенного ранее Тейяром в соответствии с идеей креационизма и первотолчка, что, в конечном счете, предполагает неизбежность финала эволюции.
  Оказавшись  у руля эволюции, обретя свободу  располагать собой - люди осознали противоречия социоприродной эволюции, заметили грозные проблемы, сопутствующие осуществлению человеческих проективных устремлений. Особую тревогу вызывают у Тейяра такие препятствующие прогрессу ноосферы явления как: стремление подчинить науку и производство созданию средств ведения войны; сосредоточение деятельности людей в сфере производства материального, а не духовного богатства; расизм; рост индустриализации и индивидуализма, а в связи с этим - и поляризация интересов и стремлений отдельных людей; трудности обеспечения социально разрозненного человечества сырьем, энергией и продовольствием в условиях быстрого демографического роста на конечной по своим пространственно-временным параметрам планете и т.п. Перед Тейяром встает проблема: сможет ли человечество удержаться в русле ноогенеза? Каковы перспективы социоприродной истории?
    6. Дальнейшее развитие
  Основная  угроза прогрессу человечества видится  Тейяру в конфронтации социальных сил, существующей дивергенции народов, государств, цивилизаций, коллективов  и отдельных людей. Все это противоречит уровню уже достигнутого сообществом сплочения, "планетизации" человечества и возможности его расти лишь взаимопроникая друг в друга. Предпринимавшиеся попытки "коллективизации человечества приводят... к порабощению сознаний". Поэтому будущее ноосферы он связал с преодолением этих явлений общественного развития, с консолидацией человечества, объединением его в одну человеческую цивилизацию, способную решить проблему духовного единения людей и на этой основе высвобождающиеся благодаря научно-техническому прогрессу духовные силы переключить из сферы материализации духа (его возврата в изначальное состояние) в сферу духовного развития - ноогенеза, развития ноосферы. Тейяр убежден: "Для человека нет будущего, ожидаемого в результате эволюции, вне его объединения с другими людьми".
  По  всей видимости, в силу недостаточного развития науки и техники во времена  написания "Феномена человека" и  своего социального положения, Тейяр  де Шарден не смог увидеть силы, способные  изменить реалии традиционного индустриального общества, коренным образом трансформировать присущие ему тенденции обострения внутренних социальных противоречий, решить проблему объединения человечества, преодолеть кризис бытия индустриальной цивилизации и нащупать перспективы социоприродной истории. Отсюда пессимистический прогноз Тейяра и обращение к вере, как средству, способному дать людям стимул "двигать вперед ноогенез" к высшему совершенству.
  Судя  по нынешнему состоянию ноосферы возможными считаются три линии  дальнейшего развития. Идеальным представляется будущее, обусловленное синтезом гуманистически ориентированной науки и религии. Хотя современный мир революционизирован наукой, последняя, к сожалению, до сего времени ориентирована не столько на удовлетворение человеческих потребностей, сколько на противоположные цели: "Все для производства. Все для вооружений". Однако наука, чтобы оправдать надежды эволюции, должна быть направлена на человека, ибо познать человека - "значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он должен продолжать образовываться. Наука о человеке - теоретическая и практическая наука о гоминизации". Гуманистически ориентированная наука открывает возможность не только поддержания здоровья и совершенствования тела человека, но и обеспечения разумной организации общества, его будущего путем гармонизации свободы и планирования, распределения природных ресурсов, оптимального использования материальных и духовных сил, рациональной организации Земли в целом. Но, по убеждению Тейяра, наука сама по себе не в состоянии решить все проблемы, так как ее познавательный потенциал ограничен внешней стороной существующих и существовавших вещей. Когда же обращаются к будущему и познанию внутренней основы эволюции, без религии не обойтись. Для того, чтобы творить будущее необходим "притягательный центр", нужна вера. Нужна вера в прогресс. Таким образом, для Тейяра "религия и наука - две неразрывно связанные стороны, или фазы, одного и того же полного акта познания, - который только один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции, чтобы их рассмотреть, измерить и завершить". Синтез науки и религии реализуется тем полнее, чем больше наука сосредоточивается на человеке. Это, одновременно, предпосылка бесконфликтного полного слияния ноосферы с богом.
  Но ноосфера, в силу непримиримой вражды между наукой и религией, может быть разорвана. Согласно этому варианту, только устремленная к богу часть ноосферы (человеческого духа) достигнет центра Омега.
  Возможен  и третий, вариант, связанный со смертью  материально исчерпавшей себя планеты, разрывом ноосферы, разделившейся по вопросу о форме, в которую необходимо облечь свое единство, и поляризацией устремлений единичных сознаний. При этом центра центров достигнут лишь немногие, обращенные к богу крупинки мысли.
  Идя от феномена человека в его глубокую предысторию, рассматривая предшествующие этапы эволюции, Тейяр стремился  опираться на реальные факты и  в силу этого ему порой удавалось  удерживаться на уровне констатации  действительных процессов развития. Однако, религиозное мировоззрение, игнорирующее объективные законы саморазвития материи - природы и общества - позволило ему лишь более или менее правдоподобно выстроить цепочку естественнонаучных фактов, отражающих различные этапы эволюции материи, но отнюдь не вскрыть подлинные внутренние источники и движущие силы ее саморазвития. Поэтому, для него двигатель эволюции - любовь, энергия единения или закон усложнения сознания, что выражается одним словом - бог; переход от одного этапа эволюции к другому - процесс увеличения сознания, психизма (социализации).
      Методология Тейяра де Шардена оказалась несостоятельной в изображении будущего. 3десь он был вынужден отказаться от претензий на научность и призвать на помощь веру. Отсутствие реальной основы научного прогнозирования будущего - объективных законов развития природы и общества - обращает Тейяра на стезю мистицизма, видящего перспективу человечества и ноосферы в спасении души в конечном пункте конвергенции ноосферы - в точке Омега, где ноосфера окончательно лишается своей материальной основы, превращаясь фактически в бога, который сам, являясь Омегой мира, определяет наблюдаемое нами свое собственное саморазвитие в форме универсума, а ноосфера выступает лишь наивысшей формой проявления духа на определенной стадии космогенеза.
  "Рациональное  приглашение к акту верования"  оказалось наиболее слабым фрагментом  в концепции ноосферы Тейяра  де Шардена. В нем в предельно  ясной форме проявился пессимизм  и финализм христианского вероучения, не видящего реальных перспектив  бытия общества и человека вне бога, неверие в творческие силы человека обеспечить свое будущее существование на 3емле.  
 

  7. Заключение
  Несомненно, эта концепция ноосферы, пронизанная  мистицизмом, далека от подлинно научной  интерпретации современного этапа  социоприродной эволюции, от понимания сущности перемен, происходящих в развитии человечества и взаимодействия общества с природой; однако, присущие ей критическая оценка цивилизации индустриального типа, призыв к разоружению и миру, равноправному национальному и культурному сотрудничеству и единению перед лицом общечеловеческих проблем, постановка проблемы возрастания роли научной, духовной, проективной деятельности и ответственности людей в процессе преобразования своего бытия заслуживают одобрения и требуют адекватной оценки творчества Тейяра де Шардена.
  С возникновением человеческого сознания и наук, действительно, складыв
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.