На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Особенности социального взаимодействия подростков с разными акцентуациями характеров

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство  образования и науки Российской Федерации
     ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический
     Университет им. К.Д. Ушинского» 
 
 
 
 

     Выпускная квалификационная работа 

     Особенности социального взаимодействия подростков
     с разными акцентуациями характеров 
 
 
 
 
 

     Исполнитель:
     Смирнова  Елена Алексеевна,
     студентка четвертого курса
     факультета  социального управления
     Института Педагогики и Психологии
     Специальности психология 

     Научный руководитель:
     кандидат  психологических наук,
     доцент  кафедры общей
     и социальной психологии
     Корнеева  Елена Николаевна 
 
 
 
 
 
 

     Допуск  работы к защите:
 
     Зав. кафедрой Мазилов В.А.
 
 
 
Ярославль
2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…..3
ЧАСТЬ 1. Анализ основных понятий………………………………………………..7
ГЛАВА 1.Теоретические представления о социальном взаимодействии………....7
      Сущность социального взаимодействия………………………………………...7
      Понятие общения……………………………………………………………….....9
      Особенности общения подростка со сверстниками…………………………...16
ГЛАВА 2. Теоретические представления о  характере………………………….....19
2.1 Понятие  характера…………………………………………………………….....19
2.2 Классификации  характера………………………………...………………….......21
2.3 Понятие  акцентуации характера…………………………………………….......25
2.4 Классификации  акцентуации характера…………………………………….......27
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ……………………………………….32
ЧАСТЬ 2. Эмпирическое исследование особенностей социального взаимодействия подростков и акцентуаций характера…………………………….33
2.1 Методический инструментарий и организация исследования………………..33
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования……………………………38
ВЫВОДЫ  ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………51
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………...55
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
       Проблема характера - одна из традиционных и ведущих проблем психологической науки. Постоянный интерес к ней неизменно поддерживается ее теоретической сложностью и колоссальной практической значимостью. Известно, что успешность человека в семейной жизни, межличностных отношениях, профессиональной деятельности прямо зависит не только от его способностей интеллекта, но и от характера. Он играет немаловажную роль в процессах гармонизации личности, ее духовного роста. Он отражает уровень нравственно-этического саморазвития человека и его искусства жить.
       Теоретическое осмысление данного феномена складывалось и складывается сложно, по-прежнему остаются открытыми многие вопросы, существуют противоречия.
       Каждому человеку кроме динамической стороны  действий, которая проявляется в темпераменте, свойственны существенные особенности – его характер, отражающийся в виде «отпечатка» на продуктах деятельности и поведении.
     На  основе нравственно-духовных и природных  свойств развертывается процесс  усвоения социального опыта –  поведенческих установок, стереотипов, реакций. В результате складываются устойчивые привычные формы поведения, поведенческие паттерны и сложный ансамбль поведенческих форм.
     Исследование  акцентуаций характера является сложнейшей социально – психологической  и медицинской проблемой. Многие подростки имеют аномальные проявления характера, что, безусловно, сказывается на их поведении в обществе, взаимодействие с окружающими, успеваемости в учебной деятельности и др.
     Доминирующие  черты характерологических особенностей индивида сопровождают на протяжении всей жизни, а именно:
     - взаимоотношение со сверстниками и взрослыми;
     - психосоматическое состояние;
     - развитие психических процессов;
     - уровень воспитанности, знание этических норм и правил;
     - уровень самооценки;
     - психоэмоциональные проявления.
     Таким образом, акцентуация является основополагающим аспектом в становлении взрослеющей  личности, обуславливает общественно  значимое поведение и деятельность.
     Определение типа акцентуации характера у  подростка может способствовать повышению его статуса среди группы сверстников, снижению конфликтных ситуаций с окружающими, формированию коммуникативных навыков путем корректирования отдельных черт его характера.
     Объект  исследования – характер подростков.
     Предмет исследования – особенности социального взаимодействия подростков с различными типами акцентуации.
     В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что акцентуации характера подростков опредленным образом отражаются на их общении со сверстниками: 1. Подростки с тревожной, экзальтированной и эмотивной акцентуацией выбирают стратегию поведения в конфликте приспособление; 2. Подростки с экзальтированной и эмотивной акцентуацией имеют наиболее высокий уровень эмпатии; 3. Подростки с гипертимным и демонстративным типом акцентуации имеют максимально высокий неформальный статус в группе сверстников; 4. Подростки с  застревающим и педантичным типом акцентуации имеют максимально высокий формальный статус в группе сверстников.
     Цель  исследования: изучить связь различных типов акцентуаций характера у подростков с особенностями их общения со сверстниками, а именно стратегии поведения в конфликте, проявление эмпатии и социометрический статус в группе сверстников.
     Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
    провести анализ основных понятий по выбранной теме;
    подобрать методы эмпирического исследования особенностей акцентуации характера подростка;
    подобрать методы эмпирического исследования особенностей общения подростка, адекватные целям и задачам работы;
    изучить особенности социального взаимодейтвия подростка с разными типами акцентуации;
    выяснить связь между типами акцентуации характера и особенностями общения подростков со сверстниками.
      Теоретико-методологическая основа работы представляет собой концепции таких авторов, как К. Леонгард,  А.Е. Личко, К. Хорни, Э. Фромм, А.В. Петровский, В.С. Мерлин, А.Ф. Лазурский, П. Сорокин, А.Н. Леонтьев и др.
      Теоретическая значимость данной работы заключается  в том, что был проведен теоретический  анализ литературы, связанной с особенностями подросткового возраста, акцентуациями характера, социального взаимодействия и т.д. Были проанализированы такие источники, как общая психология, возрастная психология, психология развития, социальная психология, психология общения, авторские произведения, связанные с особенностями характера подростка. Было выяснено, что изучением проблемы личностных характеристик подростков с различными акцентуациями характера занимался целый ряд зарубежных (К. Бушман, Р.Доллард, Дж. Гин, Э. Кречмером, Э.Фромм, У. Шелдон и т.д.) и отечественных (С.А. Беличева, И.В. Дубровина, П.Б. Ганнушкин, Т.В. Иванова, А.Е. Личко, К. Леонгард, А.Н. Прихожан Г.Е. Сухарева и др.) специалистов. Проанализировав эти и многие другие работы по данной теме, мы можем сделать вывод, что многие из них направлены главным образом на выявление и описание общих характеристик личности подростка при различных акцентуациях. Проблема изучения особенностей социального взаимодействия в пубертатный период современными исследователями практически не рассматривалась. Этот факт и определяет научную значимость нашей работы. Данные, полученные в ходе теоретического анализа различных дисциплин, были объединены в теоретической части данного исследования.
      Практическая  новизна заключается в том, что социальное взаимодействие и особенности характера с древнейших пор являются актуальной темой для исследований в различных областях науки. В нашей работе была исследована проблема существования связи акцентуаций характера с особенностями общения подростка. Диагностика типов и степень выраженности акцентуаций очень важна для возможных рекомендаций по коррекции механизмов реагирования человека на конфликтные ситуации, для организации режима работы, для выработки стратегии семейного воспитания и т.д. На основе диагностических данных в определенной мере можно прогнозировать совместимость людей в малой группе, особенности межличностных отношений и продуктивность взаимодействия.
      Благодаря тому, что в нашем исследовании систематеризована информация по данной проблеме, а также практически доказана связь между данными характеристиками, данные, полученные в ходе практического исследования, могут использоваться психологическими службами образовательных учреждений.
      Научная новизна данной работы обусловлена тем,  что наша тема освещает проблему связи социального взаимодействия и акцентуации характера у подростка. Авторы концепций на которые мы опирались рассматривали эти компоненты независимо друг от друга.
      Методы  исследования: использовались эмпирические (тестирование) и аналитические (анализ научной литературы, количественный метематико-статистический и качественный анализ данных) методы. Среди методов количественного анализа использовались: измерение, корреляционный анализ.
      Исследование  проводилось на базе МОУ Чухломской средней школы им. А.А. Яковлева, на учениках 7 и 8 классах (возраст 12-15 лет). Всего в исследовании приняло участие 51 человек.
 
      ЧАСТЬ 1. Анализ основных понятий
      ГЛАВА 1. Теоретические  представления о  социальном взаимодействии
      Сущность социального взаимодействия
     В науке существует множество различных  трактовок понятия социального  взаимодействия.
     Радионова С.А. [Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.] рассматривает социальное взаимодействие, как вид связи, которая представляет интегрированность действий, функциональную координацию их следствий, т.е. систему действий. Возникает из совместного участия объектов взаимодействия в сложной, подвижной сети социальных отношений, задавая способы реализации совместной деятельности, оказываясь основанием общественной солидарности.
     В экономике социальное взаимодействие - это процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов.
     В социологии социальное взаимодействие - это такая форма общения лиц, социальных общностей, слоев, групп, при которой систематически осуществляется их воздействие друг на друга, реализуется  каждого из партнеров, достигается приспособление действий одного к действиям другого, общность в понимании ситуации, смысла действий и определенная степень солидарности или согласия между ними.
     Проблема  отношений в значительной степени  разработана в работах В. Н. Мясищева. Содержание, уровень отношений человека с миром различны: каждый индивид  вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо различать два основных вида отношений:
      Общественные отношения: индивиды относятся друг к другу как представители определенных общественных групп. Такие отношения строятся на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обусловлены объективно, они есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей. Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.
      Межличностные («психологические») отношения: складываются внутри общественных отношений. Практически во всех групповых действиях их участники выступают в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Понятие «межличностная роль» отражает фиксацию положения человека в системе групповых связей на основе индивидуальных психологических особенностей личности («рубаха-парень», «свой в доску», «козел отпущения» и т. д.). Межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы.
       По  мнению Ф. Бейлса, весь спектр межличностных взаимодействий может быть описан при помощи 4-х категорий:
    ОБЛАСТЬ ПОЗИТИВНЫХ ЭМОЦИЙ                         
      снятие напряжения 
      согласие
      солидарность
    ОБЛАСТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
      предложение, указание
      мнение
      ориентация на других
    ОБЛАСТЬ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМ
      просьба об информации
      просьба высказать мнение
      просьба об указании
    ОБЛАСТЬ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ
      несогласие
      создание напряженности
      демонстрация антагонизма [5].
     Каковы  же основные условия возникновения  любого социального взаимодействия? П. А. Сорокин вводит в рассмотрение и подвергает развернутому анализу три таких условия (или, как он именует их, "элемента"):
     1) наличие двух или более индивидов,  обусловливающих поведение и  переживания друг друга;
     2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания  и поступки;
     3) наличие проводников, передающих  эти влияния и воздействия индивидов друг на друга [47].
     Межличностные взаимоотношения - это взаимная готовность партнеров к определенному типу переживаний и действий. Эти отношения  реализуются в процессе межличностного общения. Главным регулятором устойчивости и глубины отношений является привлекательность (физическая, деловая, психологическая) человека для человека. В результате формируются отношения симпатии (положительной установки на объект), антипатии (отрицательной установки) или безразличия. Таким образом, на основе взаимных притяжений-отталкиваний (что является результатом психологической совместимости или несовместимости людей) группа активно формирует межличностные отношения.
     1.2 Понятие общения
     Категория «общение» является одной из центральных  в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения». Общение является одним из важнейших факторов в формировании личности, что подтверждается в трудах отечественных психологов: Ананьева В. Г., Бодалева А. А., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Ломова Б. Ф., Лурии А. Р., Мясищева В. Н., Петровского А. В. и др.
     Общение - процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга [28].
     Согласно  А.Н.Леонтьеву общение – это  «намеренное влияние и
воздействие на поведение, состояние, установки, уровень  активности и
деятельности  партнера» [25, С. 114].
     На  социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому.
     В психологическом смысле общение  понимается как процесс и результат  установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством  различных знаковых систем.
     Мы  под общением будем понимать процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
     Виды  общения:
    Контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
    Светское общение – его суть в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
    Формально-ролевое общение – когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
    Деловое общение – это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Т.е. это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
    Духовное межличностное общение (интимно-личностное) – раскрываются глубинные структуры личности.
      Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
      Коммуникативная сторона общения состоит в  обмене информацией между общающимися  индивидами.
      Интерактивная сторона общения заключается  в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
      Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
      К интерактивной стороне общения относятся стратегии поведения в конфликте.
     Анализируя  источники, я нашла такое определение стиля поведения в конфликте: «ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, их установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта; общая линия поведения оппонента в конфликте» [4, С. 424].
     Существует  много различных классификаций  стилей поведения в конфликте, но так как для нашего исследования мы взяли тест описания поведения Томаса, то мы представим его классификацию стилей поведения в конфликте:
     1. Стиль конкуренции (соперничество). «Соперничество (борьба) - стремление к доминированию и, в конечном счете, к устранению одной из сторон в конфликте» [51, С. 95]. Если человек выбирает эту стратегию поведения, то он не заинтересован в дальнейших отношениях со своим оппонентом. Человек старается в первую очередь удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы.
     Это может быть эффективным стилем в  том случае, когда человек обладает определенной властью. Он знает, что  его решение или подход в данной ситуации правильный и он имеет возможность настаивать на них. Однако, это не тот стиль, который можно использовать в личных отношениях, потому что этот стиль может вызвать у окружающих чувство отчуждения. Когда человек использует этот подход, он может быть не очень популярным, но можно завоевать сторонников, если этот стиль даст положительный результат.
     2. Стиль уклонения (избегание). «Избегание (уход) - это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании конфликта» [51, С. 95]. Выбирая эту стратегию поведения, человек не отстаивает свои права или просто уклоняется от разрешения конфликта. Человек может использовать этот стиль, когда затрагивается не столь важная проблема для него, когда он не хочет тратить силы на ее решение или когда он чувствует, что находится в безнадежном положении. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда человек чувствует себя неправым и предчувствует правоту другого человека. Все это серьезные основания для того, чтобы не отстаивать собственную позицию. То есть можно попытаться изменить тему, выйти из комнаты или сделать что-нибудь такое, что устранит или отсрочит конфликт.
     Несмотря  на то, что многие могут посчитать стиль уклонения «бегством» от проблем и ответственности, а не эффективным подходом к разрушению конфликтов, в действительности уход или отсрочка могут быть вполне подходящей и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.
     3.Стиль  приспособления. «Приспособление - уступки противоположной стороне в достижении ее интересов, вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов» [51, С. 95]. Человек в данной стратегии действует совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать свои интересы. Человек может использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существен для него. Этот стиль полезен также в тех ситуациях, в которых человек не может одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью. Поскольку, используя этот подход, человек отодвигает свои интересы в сторону, то лучше поступить таким образом тогда, когда его вклад в данном случае не слишком велик или когда этот человек делает не слишком большую ставку на положительное для него решение проблемы. Стиль приспособления может немного напоминать стиль уклонения, поскольку человек может использовать его для получения отсрочки в решении проблемы. Однако основное отличие состоит в том, что человек участвует в ситуации и соглашается делать то, чего хочет другой.
     Уступая, соглашаясь или жертвуя своими интересами в пользу другого человека, вы можете смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию.
     4. Стиль сотрудничества. «Сотрудничество - стремление к интегрированию интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны» [51, С. 95]. Человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать со своим оппонентом. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с большинством других подходов к конфликту, поскольку человек сначала «выкладывает на стол» нужды, заботы и интересы обоих сторон, а затем обсуждают их.  Для успешного использования стиля сотрудничества необходимо затратить некоторое время на поиск скрытых интересов и нужд для разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон. Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих сторон. Однако это требует определенных усилий. Обе стороны должны выделить на это некоторое время, и они должны уметь объяснить свои желания, выразить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты и решения проблемы. Отсутствие одного из этих элементов делает такой подход неэффективным. Сотрудничество среди прочих стилей является самым трудным, однако, оно позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и важных конфликтных ситуациях.
     5. Стиль компромисса. «Компромисс - взаимные уступки; согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частичных интересов другой стороны» [51, С. 95]. В данной стратегии оппоненты сходятся на частичном удовлетворении своего желания и желания другого человека. Люди делают это, обмениваясь уступками и торгуясь для разработки компромиссного решения. Такие действия могут в некоторой мере напоминают сотрудничество. Однако компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством; один из оппонентов уступает в чем-то, другой человек также в чем-то уступает. Оппоненты не ищут скрытые нужды и интересы, как в случае применения стиля сотрудничества. При использовании стиля сотрудничества вы сосредоточиваете внимание на удовлетворении скрытых нужд и желаний. Применяя стиль компромисса, человек рассматривает конфликтную ситуацию как нечто данное и ищет способ повлиять на нее или изменить ее, уступая и обмениваясь уступками. Целью сотрудничества является выработка долгосрочного взаимовыгодного решения; в случае компромисса это может быть сиюминутный подходящий вариант. В результате подходящего компромисса человек может выразить свое согласие следующим образом: «Я могу смириться с этим». Ударение делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы можем выполнить полностью свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы смириться». В таких ситуациях сотрудничество может оказаться даже невозможным. Возможно, что ни один из оппонентов не имеет ни времени, ни сил, необходимых для него, или их интересы исключают друг друга. И тогда сможет помочь только компромисс.
Компромисс  часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к такому решению» [24, С. 110-116].
      Человек вступает в общение всегда как  личность и воспринимается партнером  по общению также как личность. При общении происходит формирование представления о себе через представление, о другом, причем каждый индивид  «соотносит» себя с другим не абстрактно, а в рамках той социальной деятельности, в которую включено их взаимодействие. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки.
      Основные  механизмы осознания себя через  другого - идентификация и рефлексия.
      Идентификация обозначает уподобление себя другому. Этим способом люди пользуются в реальных ситуациях взаимодействия, когда  предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.
      Процесс идентификации в межличностном общении изучали Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская, которые определяют идентификацию как следование поведенческим или личностным характеристикам другого лица, как реальное их воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения. Они выделили 3 группы идентификации:
      1) желание следовать другому в чем-то, стремление обладать отдельными его свойствами, но конкретные факты идентификации отсутствуют (то есть это низкий уровень идентификации (здесь могут находиться до 57% членов группы)
      2) идентификация актуализируется в реальных поведенческих проявлениях (частичная идентификация, до 33%)
      3) характеристики другого значимого человека становятся эталоном и регулятором поведения (до 10%).
      Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением - эмпатией. Она также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, т. е. ситуация не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».
         1.3 Особенности общения подростка со сверстниками
     Вовлечение  подростка в орбиту уже не детских  интересов побуждает его к  инициативной перестройке взаимоотношения  с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и к взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким.
     В своей среде, взаимодействуя друг с  другом, подростки  учатся  рефлексии. Взаимная заинтересованность, совместное  постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными.
     В  отношениях  со  сверстниками  подросток  стремится  реализовать   свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы  осуществлять  эти стремления, ему нужны личная  свобода  и  личная  ответственность.  И  он отстаивает эту личную свободу  как  право  на  взрослость.  При  этом по отношению к родителям  подросток,  как  правило,   занимает  негативную позицию.
   Заинтересованность  подростка в уважении и признании  сверстников делает его чутким к  их мнениям и оценкам. Замечания, недовольства и обиды товарищей  заставляют его задуматься о причинах этого, обращают его внимание на себя, помогают увидеть и осознать собственные недостатки, а потребность в хорошем отношении и уважаемом положении вызывает желание исправить недостатки и быть на высоте предъявляемых требований. В подростковом возрасте интенсивно развивается очень важная для общения особенность - умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Это необходимо для благополучия в отношениях. Отсутствие такого умения расценивается старшими подростками как инфантилизм. Первопричиной неблагополучия в отношениях нередко бывает завышенная самооценка подростка, которая делает его невосприимчивым к критике и требованиям товарищей. Именно поэтому он становится для них неприемлемым.
     Сходство  в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые познавательные интересы. Товарищ становится для подростка образцом для подражания, у него появляется желание стать таким же, приобрести те же личностные качества, значения, умения и навыки. Дружба активирует общение подростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени. Они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговора бывает немало разнообразных «тайн».
     Подростковая  дружба, начавшись в 11, 12, 13 лет постепенно переходит в юношескую, уже с  другими особенностями взаимной идентификации.
     Появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.
     Как говорят исследователи подросткового  возраста, подросток-девочка и подросток-мальчик — это две различные биологические величины. В этот период жизни они переживают необходимость решения такой жизненной задачи, как установление близких отношений с лицами противоположного пола. Биологическая основа этой формы поведения представляет собой врожденный инстинкт исключительной силы, значение которого в жизни человека нельзя недооценивать [1].
     Отношения между мальчиками и девочками  претерпевают существенные изменения  в подростковом периоде. Появляется интерес друг к другу, желание нравиться, а в связи с этим - интерес к собственной внешности, забота о привлекательности. В физическом развитии и половом созревании девочки обгоняют мальчиков. В V-VI классах некоторые девочки выше и крупнее мальчиков. Низкорослость может быть предметом неприятных переживаний мальчика, источником чувства неполноценности. Подобные переживания могут быть и у девочки, которая обогнала своих одноклассников в росте. 
   Вначале интерес  к другому полу имеет у многих мальчиков разлитой характер и проявляется специфическим для младшего подростка способом - в "задирании" девочек, которые нередко жалуются на мальчиков, но мотивы таких действий понимают правильно и поэтому серьезно не обижаются. Позже отношения изменяются: теряется непосредственность, появляется скованность, робость, стеснительность. У одних это проявляется прямо, у других все скрыто под напускным равнодушием, "презрением" к другому полу. Поведение характеризуется амбивалентностью: интерес друг к другу сосуществует с обособленностью мальчиков и девочек. Однако они с большим любопытством относятся к возникающим отношениям, особенностям их развития.
     Интерес к сверстникам противоположного пола имеет немалое значение для  развития личности подростка. Усиленное  внимание к объекту симпатии проявляется в развитии избирательной наблюдательности: появляется склонность замечать тонкие изменения в поведении симпатичного сверстника, в его поступках, реакциях, внутренних состояниях, настроениях, переживаниях. Появляется также внимание к собственным психическим состояниям, возникающим в результате общения с представителем другого пола. Романтическая симпатия мобилизует возможности личности, вызывает желание быть лучше, побуждает сделать приятное, помочь, защитить. Этот интерес становится одним из мотивов самосовершенствования.
     Таким образом, в подростковом возрасте общение  с товарищами оказывает огромное, часто решающее влияние на формирование личности подростка. Товарищи становятся образцами для него, ребята активно  воздействуют друг на друга, воспитывают  друг друга.
     ГЛАВА 2. Теоретические  представления о  характере
     2.1 Понятие характера
     Важное  значение для построения научной  теории характера и советской  психологической науке имело  развитие передовых идей о характере  в русской психологии XIX века.
     Одной из самых ранних характерологических работ в России можно считать работу А.И. Галича «Картины человека» [16].
     Карл  Густав Юнг, один из выдающихся психологов XX века, наблюдая за действиеми и поступками людей, а также за их ответной реакцией, пришел к «парадоксальному» выводу: все люди разные [13].
     Характер  наиболее тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю форму  выражения сути человека [29]. 
     Темперамент - предпосылка характера человека. Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности.
     Выдающийся  философ И. Кант о характере человека написал следующее: «Сказать о человеке просто, что у него есть характер – значит не только сказать ему  очень много, но и сказать это многое в похвалу ему, ибо это редкость, которая вызывает у других уважение и удивление… Иметь характер – значит обладать тем свойством воли, благодаря которому субъект делает для себя обязательными определенные практические принципы, которые он собственным разумом предписывает себе как нечто неизменное [36].
     Практически все исследователи соотносят  понятие «характер» с понятием «личность»: нередко характер и личность отождествляются, термины употребляются как синонимы, либо личность и характер пересекаются в каких-то аспектах, но чаще всего характер рассматривается как включенный в личность, как ее подструктура (З. Фрейд, К. Хорни, Н.Д. Левитов, В.С Мерлин, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев и др.) [33].
     Говоря  о характере, обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру [42].
     Существует  множество определений характера. Вот несколько из них:
     Характер (от греч. character – черта, признак, примета, особенность) – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах [35].
     Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения [19].
     Характер – общественно-историческая категория. Основой его формирования являются общественно-исторические условия жизни человека с окружающей его, прежде всего, социальной средой [11].
     Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых черт личности, обусловливающих индивидуальные особенности, социальное поведение и взаимодействие человека с другими людьми [48].
     Мы  под характером будем понимать – индивидуальное сочетание устойчивых черт личности, обусловливающих для данного субъекта социальное поведение и взаимодействие человека с другими людьми.
     Выразительные признаки характера: 1) поступки  и  действия (сознательные и преднамеренные действия позволяют судить о том, что представляет собой человек); 2) особенности речи (громкая или тихая, быстрый или замедленный темп, многословие или замкнутость, эмоциональность или сухость и т.д.). Все это выражает определенные свойства характера; 3) внешний облик (улыбающееся или хмурое лицо, выражение глаз, как человек ходит, размашисто или мелкими шажками, как стоит – все это также характеризует человека) [11].
     Индивида  называют «человек с характером», если у него проявляются такие качества, как самостоятельность, последовательность, независимость от обстоятельств, воля и настойчивость, целеустремленность и упорство. Наоборот, бесхарактерным называют человека, который плывет по течению, зависит от обстоятельств, не проявляет волевых качеств [6].
     Характер  не является врожденным, а формируется  в процессе обучения и воспитания. Формирования характера начинается с детства и во многом зависит  от того микромира, с которым ребенок  вступает во взаимодействие [9].
     В.С. Мерлин считает, что процесс развития, формирования характера направляется механизмами индивидуализации, или подчинения жизненных ситуаций природным личностным свойствам, и социализации, или «подтягивания» поведенческих установок и способов к наиболее активным, динамичным отношениям» [34].
     2.2 Классификации характеров
     Существует  множество различных оснований  классификации и типологий характеров. Большую известность приобрели классификации характеров Теофраста, Ж. де Лабрюйера, Ф. Галля, Ф. Джордано, Ф. Полана, Н. Лосского, К.Г. Юнге, А.Ф. Лазурского, Э. Фромма.
     Для классификации характера может  служить отношение человека к окружающему миру, другим людям, самому себе. По данному признаку А.В. Петровский предлагает делить основные черты характера на следующие группы:
      Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к другим людям (родственникам и близким, знакомым и малознакомым, товарищам по работе и учебе и др.): устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципиальность, общительность и замкнутость, отзывчивость и т.п.
      Черты характера, прявляющиеся в отношении человека к самому себе: самолюбие, чувство собственного достоинства, самоотверженность; или же неуверенность в своих силах, себялюбие, эгоцентризм и др.
      Черты характера, обнаруживающиеся в отношении человека к делу: добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело, озабоченность своими результатами; или противоположные по значению качества – недобросовестность, безответственность, пассивность и др.
      Черты характера, проявляющиеся а отношении человека к вещам: аккуратное и бережное отношение человека к своим вещам, одежде,ю обуви, книгам, вообще к собственности и т.п. [39].
     Широкое распространение получили так называемые конституционные теории, связывающие  особенности характрера личности с его внешним видом (Ч. Ломброзо, Э. Кречмер, У. Шелдон).
     Д.Я. Райгородский объединяет современные  классификации характеров в две  большие группы:
     - типологические модели социальных  характеров;
     - типологические модели индивидуальных  характеров.
     Понятие о социальном характере введено К. Юнгом, разрабатывалось А.Ф. Лазурским, но заслуга создания основ современной типологии социальных характеров принадлежит Э. Фромму.
     Э. Фромм [Фромм Э. Характер и социальный процесс] выделил два типа характеров, которые анализирует как неплодотворные и плодотворные ориентации социальных типов.
     I. Неплодотворная ориентация:
    Рецептивная (берущая) ориентация. Данная ориентация базируется на зависимости от других людей и склонности получать блага от них или за счет их. Такие люди стремятся быть любимыми, а не любить.
    Эксплуататорская (овладевающая) ориентация. Данная ориентация отличается тем, что люди, наделенные ею, не надеются получать жизненные блага в дар от других и готовы отнимать их силой или хитростью. Их установки окрашены смесью враждебности и манипуляции. Их часто отличает подозрительность и цинизм, зависть и ревность. Но при благоприятном нравственном развитии личности в характерах этих людей можно обнаружить такие положительные черты, как активность, инициативность, уверенность в себе, требовательность.
    Стяжательская (сберегающая) ориентация. Данная ориентация характеров базируется на установке бережливости, скупости. Главное стремление таких людей - как можно больше приносить в свое укрытие и как можно меньше отдавать. Их скупость распространяется не только на деньги и вещи, но и на чувства и мысли. При благоприятном нравственном развитии личности в этих характерах представлены такие положительные черты, как практичность, точность, осторожность, терпеливость, стойкость, устойчивость к стрессу.
    Обменивающая ориентация. Данная ориентация в качестве доминирующей развилась в условиях рыночной экономики, задавшей подобную модель и служащей главным условием его развития. Ориентацию характера, коренящуюся в восприятии себя как товара, а собственной ценности как меновой, называют рыночной ориентацией. Успех в этой сфере деятельности зависит в большей степени от того, насколько хорошо человек умеет подать, «продать» себя, какова его «упаковка», насколько он энергичен, надежен, привлекателен, респектабелен. У сильных личностей с высоким нравственно-духовным потенциалом при благоприятных условиях формируются положительные черты рыночной ориентации характера: целеустремленность, энергичность, динамичность, контактность, раскованность, остроумие.
     II. Плодотворная ориентация.
     Плодотворные  ориентации характеров базируются на фундаментальной установке - опираться, создавать, творить, заботиться, брать  на себя ответственность.
     Плодотворное  начало составляет основу подлинной любви, оно представлено во всех формах и проявляется в таких сущностных характеристиках, как забота, уважение, понимание, ответственность. Устойчивая склонность к заботе, участию, уважению, пониманию, ответственности и подобные черты выражают плодотворную ориентацию характера.
     Данная  ориентация проявляется также в  плодотворном мышлении. Э. Фромм подчеркивает ее ведущие характеристики: стремление проникать в суть вещей; раскрывать их сущность; активный интерес к  объекту мышления; его целостное, масштабное, объективное видение. Если эти склонности развиваются и закрепляются, то формируются такие когнитивные черты плодотворных характеров, как сущностное, заинтересованное, целостное постижение объекта.
     В неофрейдизме предпринимается попытка преодоления узкобиологического подхода к пониманию личности и подчеркивается значение социокультурных и социально-психологических факторов в становлении характера.
     Так, в работах «Невротическая личность нашего времени» (1937) и «Наши внутренние конфликты» (1945) К. Хорни описала три типа человеческого характера, соответствующих трем базовым ориентациям в отношениях с другими людьми.
     1. Уступчивый тип - в его основе  ориентация на людей (движение  к людям), которая в гипертрофированном  виде порождает зависимость и  беспомощность; иррациональное кредо  человека этого типа: «Если я уступлю, меня не тронут».
     2. Обособленный тип - ориентация  от людей способствует формированию  защитной установки: «Мне все  равно»; в основе иррациональное  убеждение: «Самая безопасная  позиция - отстраненность».
     3. Враждебный тип - ориентация против людей, предопределяющая враждебность, стремление к доминированию и эксплуатации; формула: «Безопасность - это власть» [49].
     2.3 Понятие акцентуации характера
     Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии, но и в количественной выраженности. Когда количественная вырвженность той или иной черты характера достигает предельных величин, оказывается на границе нормы, то мы имеем так называемую акцентуацию характера [6].
     Понятие «акцентуации» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии и неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард. Им же разработана и описана известная классификация акценнтуаций личности. В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была преддложена известным детским психиатром, профессором А.Е. Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации.
     В работах К. Леонгарда используется сочетание «акцентуированная личность», так и «акцентуированные черты характера». Сама классификация К. Леонгарда есть классификация акцентуированных личностей. А.Е. Личко полагает, что правильнее было бы говорить об акцентуациях характера, потому что в действительности именно об особенностях характера и его типологии идет речь. Скорее всего, следует считать, что справедливым является использование обоих сочетаний – и акцентуированная личность и акцентуация характера.
     В отечественной психологии сложилась  традиция четко, а иногда и резко  подчеркивать различие в понятиях личность и характер. При этом имеется ввиду, что понятие личность более широкое, включающее в себя направленность, мотивы, установки, интеллект, способности и т.д. между тем в западной психологии часто говоря «личность» - имеют ввиду ее характерологию. В характере находят свое выражение и система отношений личности, ее установки, ориентации и т.д. В дальнейшем мы в равной степени и в равном значении будем использовать оба термина – акцентуированная личность и акцентуация характера [54].
     Согласно  одному из последних развернутых определений (Реан А.А., Лукин С.Е., 1993), акцентуация – это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, это обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях [36].
     Акцентуация характера по А.Е. Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдается не выходящие  за пределы нормы отклонения в  психологии и поведении человека, граничащие с паталогией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При повзрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).
     Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым  позволяет предвидеть факторы, способные  вызвать психогенные реакции, ведущие  к дезадаптации, - тем самым открываются  перспективы для психопрофилактики [55].
     Обычно  акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера  при акцентуациях могут проявляться  не постоянно, а лишь в некоторых  ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.
     В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации  характера: явная и скрытая.
     Явная акцентуация - эта степень относится к крайним вариантам нормы. Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует социальной адаптации. Занимаемое положение, как правило, соответствует способностям и возможностям. С возрастом особенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.
     Скрытая акцентуация - эта степень относится не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, при разносторонних контактах и детальном знакомстве трудно бывает составить представление об определенном типе. Однако черты этого типа могут неожиданно и ярко проявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые адресованы к месту наименьшего сопротивления [56].
     2.4 Классификации акцентуации характера
     Существуют  две классификации типов акцентуаций  характера. Первая предложена K. Леонгардом и вторая – А. Е. Личко.
     Классификация Карла Леонгарда есть классификация акцентуированных личностей. Она основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми:
      Гипертимный тип (Г). Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении. Гипертим может находиться в приподнятом настроении, несмотря на отсутствие для этого каких-либо внешних поводов. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Характерны общительность, повышенная словоохотливость. На жизнь смотрят оптимистически, не теряя оптимизма и при возникновении трудностей. Трудности часто преодолевают без особого труда в силу органично присущей им активности и деятельности.
      Застревающий (ригидный) тип (З). Застревающий тип личности характеризуется высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда просто не прощается. В связи с этим, окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. К этому есть основания: переживания аффекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана ответа обидчику, мести. Болезненная обидчивость этих людей, как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми, но в сочетании и в контексте вышесказанного.
      Эмотивный тип (Эм). Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высоко развитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость (“глаза на мокром месте”).
      Педантичный тип (П). Хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, а если это требуется - то с трудом идут на это. Любят свое производство, привычную работу. В быту им характерна добросовестность.
      Тревожный тип (Т). Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.
      Циклоидный (циклотимический, аффективно-лабильный, неустойчивый) тип (Ал). Важнейшей особенностью циклотимического типа является смена гипертимических и дистимических состояний. При этом такие перемены являются и не редкими и не случайными. В гипертимической фазе поведения типично, что радостные события вызывают не только радостные эмоции, но также и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.
      Демонстративный тип (Дм). Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Элемент этого поведения является самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых эта личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов может быть либо фантазированием, либо существенно приукрашенным изложением событий.
      Возбудимый тип  (В). Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Вся их манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролирующими побуждениями. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость, что может характеризоваться как отсутствие терпимости вообще.
      Дистимический тип (Ди). Дистимическая личность есть противоположность гипертима. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны.
      Экзальтированный (аффективно-экзальтированный) тип (Аэ). Главной особенностью экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу печальных событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживания сочетаются с ярким их внешним выражением [22].
      Андрей  Евгеньевич Личко построил классификацию акцентуаций характера на основе работ Карла Леонгарда и классификации психопатий Петра Борисовича Ганнушкина. Разработанная им типология имеет явную привязку к классификации психопатий и, кроме того, предназначена только для подросткового возраста. Он выделяет такие типы акцентуаций:
      Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству.
      Циклоидный тип. Повышенная раздражительность и склонность к апатии.
      Лабильный тип. Изменчивость настроения, причем зачастую непредсказуемо.
      Астеноневротический тип. Повышенная мнительность, капризность, утомляемость, раздражительность.
      Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувставительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает и пугает.
      Психастенический тип. Подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей.
      Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа – замкнутость.
      Эпилептоидный тип. Их типичные черты – жестокость, властность, себялюбие.
      Истероидный тип. Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке.
      Неустойчивый тип. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а так же к безделью и праздности.
      Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе [24].
       Мы  в нашей работе будем опираться  на классификацию акцентуации характера  К. Леонгарда, так как именно она  дает наиболее четкое представление  об особенностях социального взаимодействия подростка с окружающими людьми и соответствует задачам нашего исследования.
       ВЫВОДЫ  ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ  ЧАСТИ
     Проанализировав различные трактовки характера, мы остановились на следующем определении характера, предложенным В.С.Филатовым, характер – это совокупность сравнительно устойчивых черт личности, обусловливающих индивидуальные особенности, социальное поведение и взаимодействие человека с другими людьми.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.