На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Банковский надзор и система регулирования банковской деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального  образования
РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Г. В. ПЛЕХАНОВА
 
 
 
 
 
Кафедра «Банковского дела»
 
 
 
Курсовая  работа
По дисциплине Банковское дело
 
Тема: «Банковский надзор и система регулирования банковской деятельности»
 
 
 
 
   Выполнила  студентка:
           факультета дистанционного обучения
         3 курса, группы д-601
       Устинова Елена Анатольевна
 
 
 
                                 Научный руководитель:            
Ротаенко А.В.
 
 
 
 
 
 
 
 
МОСКВА
2012 г
 

Содержание
 
Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы организации  регулирования банковской деятельности
1.1 ЦБ РФ как орган банковского  регулирования и надзора…………………………….5
1.2 Направления и цели банковского регулирования………………………………….…7
1.3 Банковский надзор. Этапы банковского  надзора…………………………………..…9
Глава 2. Инструменты ЦБ РФ в  регулировании банковской системы
2.1 Лицензирование деятельности  кредитных организаций……………………..….….11
2.2 Резервные требования……………………………………………………………....…15
2.3 Рефинансирование коммерческих  банков. Кредитор последней инстанции……...16
Глава 3. Перспективы развития банковского  надзора и системы регулирования
банковской  деятельности
3.1 Международная практика организации банковского надзора………………………18
3.2. Анализ состояния банковского  надзора в России……………………………………23
Заключение…………………………………………………………………………………..30
Список  использованной литературы………………………………………………………32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Важным условием успешного функционирования банковской системы рыночного типа является ее государственное регулирование. Государство прибегает к регулированию  банковской деятельности в целях  обеспечения ее стабильности и защиты интересов инвесторов, кредиторов и  вкладчиков.
Банковское законодательство занимает одно из ведущих мест в государственном  регулировании деятельности банков и банковской системы.
Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется законодательными органами посредством принятия соответствующих  законов, касающихся банков, а также  уполномоченным государством специальным  органом, устанавливающим регулятивные нормы и требования к кредитным  институтам.
Важным аспектом банковского регулирования  также является налоговая политика, которая может быть частично отражена как в налоговом кодексе, так  и в самом банковском законодательстве.
В связи с переходом на рыночные условия и созданием новой  банковской системы в России в  течение 1990-х гг. были разработаны  и приняты законы о банках и  банковской деятельности, которые были призваны регулировать банковские, финансовые и валютные операции различных типов  банков.
В России источниками банковского  права являются:
    Конституция РФ;
    Специальное банковское законодательство - это федеральные законы: « О Центральном банке РФ», «О банках и банковской деятельности», « О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», « О страховании вкладов физ.лиц в банках РФ». Общее банковское законодательство – нормы, содержащиеся в кодексах (Гражданском, Бюджетном, Налоговом, Уголовном, Таможенном, Арбитражном процессуальном и др.), а также в очень большом числе законов РФ и федеральных законов («О валютном регулировании и валютном контроле», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О кредитных историях», «О лизинге», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и т.д.), которые в той или иной мере регламентируют банковскую деятельность.
    Банковское законодательство субъектов Федерации;
    Подзаконные акты, содержащие нормы банковского права (нормативные акты ЦБ РФ (инструкции, положения, указания), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), нормативные акты федеральных министерств и ведомств, нормативные акты органов власти субъектов Федерации, внутренние акты банков);
    Решения Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, акты иных  судебных органов;
    Нормы международного права и международные договоры РФ;
    Договоры, стороной которых являются банки;
    Банковские обычаи делового оборота.
Большое место в банковском законодательстве занимают нормативы и правила, которые  разрабатывает Центральный банк на основе законов о деятельности ЦБ. В России высшим органом банковского  регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных  учреждений является Центральный Банк. ЦБ РФ через регулирование банковской системы проводит денежно-кредитное  регулирование экономики. Этот механизм осуществляется, как правило, в трех основных направлениях: учетная политика через учет и переучет векселей банков, нормирование обязательных резервов банков в ЦБ РФ, операции на открытом рынке  с ценными бумагами.
 
Цель данной курсовой работы – изучение теоретических основ и практического механизма функционирования банковского надзора  и системы регулирования банковской деятельности.
Задачи курсовой работы:
    Направления и цели банковского регулирования;
    Состояние банковского надзора на современном этапе;
    Необходимость банковского регулирования и перспективы развития банковского законодательства.
По своей  структуре данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
 
 
 
 
 
 

    Теоретические основы организации РЕГУЛИРОВАНИЯ  БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


      ЦБ  РФ как орган банковского регулирования  и надзора


Банк России является органом банковского  регулирования и надзора за деятельностью  кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России. Главная цель надзора — поддержание  стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Регулирующие и надзорные функции  осуществляются через Комитет банковского  надзора, который объединяет структурные  подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Структура Комитета утверждается Советом  директоров. Руководитель Комитета банковского  надзора назначается Председателем  ЦБ РФ из числа членов Совета директоров.
Эффективные принципы банковского  надзора получили закрепление в  документах Базельского комитета по банковскому надзору, созданного в  1974 г. Свое название этот комитет получил по месту нахождения его Секретариата в г. Базеле (Швейцария). В настоящий момент членами комитета являются высокопоставленные представители центральных банков и органов финансового регулирования стран G10 (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония) (В 1964 году к группе присоединилась Швейцария, но название не было изменено.), а также Люксембурга, Испании, Австралии, Бразилии, Китая, Индии, Кореи, Мексики и России. В 1997 г. Базельский комитет опубликовал документ «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора», в котором отражены современные подходы к банковскому регулированию и надзору в части управления банковскими рисками. Этот документ включает 25 принципов надзора, которые определили основные направления совершенствования и проявления банковского надзора на разных стадиях нахождения банковской системы и коммерческого банка в частности, от момента ее возникновения до банкротства. Эти принципы относятся к: предварительным условиям для эффективного банковского надзора (принцип 1); лицензированию и структуре (принципы 2—5); пруденциальным нормам и требованиям (принципы 6—15); методам постоянного банковского надзора (принципы 16—20); требованиям к информации (принцип 21); официальным полномочиям органов банковского надзора (принцип 22); международным банковским операциям (принципы 23—25). Кроме самих принципов, документ содержит объяснение различных методов, которые могут использовать надзорные органы при их применении.
Банк России в соответствии с  ФЗ «О банках и банковской деятельности»  и ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» издает инструкции, положения, указания, регламентирующие порядок создания банков, разрабатывает  правила регистрации кредитных  организаций, их слияния, реорганизации  и закрытия. Банк России ведет Книгу  государственной регистрации кредитных  организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.1
Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила  проведения банковских операций, ведения  бухгалтерского учета, составления  и предоставления бухгалтерской  и статистической отчетности, разрабатывает  им обязательные нормативы (такие как  предельный размер не денежной части  уставного капитала, нормативы ликвидности  банка, максимальный размер кредитных  рисков и др.)
ЦБ РФ осуществляет выплаты по вкладам  физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе  обязательного страхования вкладов  физ. лиц в банках РФ.
Помимо определения нормативов Банк России в соответствии со ст. 73 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» вправе проводить проверки кредитных организаций  и их филиалов. Они должны осуществляться либо уполномоченными Совета директоров, либо соответствующими аудиторскими фирмами. Их целью является определение реального  финансового состояния кредитной  организации и ее филиалов, выявление ситуации, угрожающей интересам кредиторов, проверка соблюдения ими действующего законодательства. Проверки проводятся комплексно или по отдельным направлениям их деятельности.
В случае выявленных нарушений Банк России имеет право требовать  их устранения, взыскивать штраф в  размере до 1/10% от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до 6 месяцев. Банк России также вправе: потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов, замены руководителей кредитной организации, реорганизации кредитной организации, изменения нормативов на срок до 6 месяцев; ввести запрет на осуществление отдельных банковских операций на срок до 1 года, а также на открытие филиала на срок до 1 года; назначить Временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев; отозвать лицензию на осуществление банковских операций (ст. 73 Закона). В целях защиты интересов вкладчиков Банк России может назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия, своего уполномоченного представителя. С момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного представителя прекращается (ст. 76-1 Закона).2
Кроме этого Банк России осуществляет серьезный надзор за коммерческими  банками, имеющими филиалы. Особое значение на данный момент Банк России придает  созданию самих филиалов, это связано  с предупреждением возникновения  рисков на самом первом этапе формирования филиала.
В последнее время Центральный  банк РФ уделяет все большее внимание проблеме внутрибанковского контроля. В конце 2003 г. было принято Положение ЦБ РФ № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».

      Направления и цели банковского регулирования


Во всех рыночных странах банковское дело является одним из наиболее регулируемых видов предпринимательской деятельности в силу особого положения банков в экономике и их повышенной финансовой уязвимости. Для обеспечения стабильности банков применяется особая система  регулирующих мер, называемая банковским регулированием, которой нет в  других отраслях экономики: промышленности, торговле, сельском хозяйстве. Существуют специальные механизмы, предотвращающие  распространение проблем отдельных  банков на всю банковскую систему  и позволяющее купировать их на ранних стадиях возникновения.
Банковское  регулирование представляет собой комплекс взаимосвязанных мер государственного регулирования, направленных на поддержание стабильности и устойчивости национальной банковской системы, обеспечение эффективного функционирования денежного рынка и платежной системы, а также защиту интересов кредиторов и вкладчиков. Банковское регулирование не может полностью устранить вероятность банкротства банков, но оно снижает совокупные риски банковской деятельности и системные риски, когда банкротство одного или нескольких банков из-за  недостаточной ликвидности или неплатежеспособности ведет к национальному банковскому кризису. 3
Цель  банковского регулирования — обеспечение стабильности и устойчивости банковской системы. Текущие задачи банковского регулирования и его организация в каждой стране зависят от уровня экономического развития, национальных особенностей, политической и экономической ситуации.
Банковское регулирование включает в себя следующие основные направления:
       • установление обязательных для кредитных организаций правил проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности;
      • получение у кредитной организации необходимой информации об их деятельности и разъяснений по полученной информации;
      • регистрацию кредитных организаций в Книге государственной регистрации кредитных организаций, а также выдачу и отзыв лицензии на осуществление банковских операций; контроль за приобретением юридическими и физическими лицами долей кредитных организаций;
     • установление обязательных нормативов;
     • проведение проверок;
     • применение санкций к кредитным организациям в случае нарушения ими федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, а также если эти нарушения или банковские операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков);
     •  осуществление анализа деятельности  кредитных организаций с целью  выявления ситуаций, угрожающих  интересам вкладчиков, стабильности  банковской системы в целом.
Фундамент банковского регулирования  образует банковское законодательство. Банковское законодательство и разработанные  на его основе нормативные акты во многом определяют и экономическую  структуру национальной банковской системы.
Банковское регулирование включает в себя банковский надзор, систему  страхования (гарантирования) депозитов  и выполнение центральным банком функции кредитора последней  инстанции.
 

      Банковский  надзор. Этапы банковского надзора


Банковский надзор занимает центральное место в системе банковского регулирования. Цель банковского надзора заключается в своевременном выявлении и оперативном реагировании на возникающие проблемы в банковском секторе и предотвращении развития системного банковского кризиса.
Банковский надзор включает в себя:
1) допуск на рынок, который  предполагает выдачу особых разрешений, лицензий на право заниматься  банковской и иной посреднической  деятельностью на финансовом  рынке;
2) текущий надзор за соблюдением  установленных пруденциальных норм, правил совершения банковских операций и стандартов банковской деятельности;
3) выявление проблемных банков  и работа с банками, испытывающими
финансовые  трудности.
Банковский надзор осуществляется последовательно и состоит из следующих этапов:
    лицензирования;
    проверки отчетности, представляемой банками(дистанционный надзор);
    инспектирования (ревизии) на местах;
    контроля за соблюдением банками требований надзорных органов.
 
Проверка  отчетности, представляемой банками является дистанционным надзором, который предполагает анализ деятельности банков на основании представленных надзорному органу ежегодных финансовых отчетов, включающих годовой баланс, отчет о прибылях и убытках, пояснительную записку.
Инспектирование (ревизии) на местах предполагает проверку степени достоверности передаваемой надзорным органам информации, изучение первичных документов, внутренних регламентов, текущей отчетности, пруденциальные интервью — беседы с руководством, работниками и клиентами банков.
Контроль  за соблюдением банками в строго определенные сроки предписаний органов надзора осуществляется для устранения обнаруженных недостатков. При этом выделяют неофициальные и официальные меры воздействия на банки.
     К неофициальным мерам воздействия  относятся :
    гарантийное письмо неблагополучного банка надзорному органу с признанием конкретных недостатков и определением способа их устранения
    письменное соглашение между органом надзора и банком об исправлении выявленных существенных негативных аспектов его деятельности
     Официальные меры воздействия  включают:
      предупреждение
      штрафные санкции
      приказ о снятии с должности руководителя банка
      передача банка под опеку надзорного органа
      организацию слияния или поглощения
      лишение лицензии на проведение банковских операций
      ликвидацию банка
 
К ликвидации банков прибегают только как к крайней мере, поскольку  в подобном случае могут сильно пострадать вкладчики. Для того чтобы в какой-то степени защитить их интересы, во многих странах введено страхование банковских депозитов, являющееся одной из важных форм обеспечения стабильности банковской системы и неотъемлемым элементом банковского регулирования.
Банковский надзор дополняется  системой страхования (гарантирования) депозитов.
Страхование депозитов - вид страхования, осуществляемый банками, по которому вкладчикам гарантируется возврат их вкладов в случае объявления банков несостоятельными и в результате их банкротств. Частным вкладчикам трудно достоверно оценить платежеспособность отдельного банка. Они лишены возможности участвовать в контроле за деятельностью банков, которым доверяют свои сбережения. Поэтому частные вкладчики подвержены панике при любых, даже незначительных, сомнениях в надежности банка, они стремятся изъять деньги с банковских счетов. Страхование вкладов призвано защитить интересы вкладчиков банка, предупредить панику и не допустить ее распространения на всю банковскую систему.

    ИНСТРУМЕНТЫ ЦБ РФ В РЕГУЛИРОВАНИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ


      Лицензирование  деятельности кредитных организаций


Назначение лицензирования Банком России кредитных организаций состоит  в том, чтобы обеспечить формирование такого состава участников банковской сферы, который бы отвечал нормам развитого рынка, прозрачности деятельности кредитных организаций.
Основные требования к кредитным  организациям определены Федеральным  законом «О банках и банковской деятельности»  и Инструкцией от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».
Решение о государственной регистрации  кредитной организации принимается  Банком России, который ведет Книгу  государственной регистрации кредитных  организаций. За государственную регистрацию  взимается государственная пошлина.
Кредитная организация имеет право  осуществлять банковские операции с  момента получения лицензии, выданной Банком России.
Выдача Банком России лицензии на осуществление банковской деятельности кредитным организациям и их государственная  регистрация есть необходимое условие  их допуска в банковскую среду.
Кредитная организация может начать свою деятельность только на основании  лицензии, в которой указаны ее организационно-правовая форма и  перечень операций, которые она может  осуществлять.
Кредитная организация может создаваться  на основе любой формы собственности: акционерное общество, общество с  ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью.
Законодательство предусматривает  возможность быть учредителями кредитной  организации как юридическим, так  и физическим лицам.
Для государственной регистрации  кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций ее учредители не позднее чем через месяц после подписания учредительного договора представляют в территориальные учреждения Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации следующие документы:
1) заявление с ходатайством о  государственной регистрации кредитной  организации и выдаче лицензии  на осуществление банковских  операций;
2) учредительный договор;
3) устав кредитной организации;
4) бизнес-план кредитной организации (при создании расчетной небанковской кредитной организации — положения, регламентирующие порядок проведения расчетов); протокол общего собрания учредителей;
5) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины (сбора) за регистрацию кредитной организации;
6) список учредителей кредитной организации;
7) надлежащим образом заверенные копии учредительных документов учредителей кредитной организации — юридических лиц; аудиторского заключения о достоверности финансовой отчетности учредителей — юридических лиц с приложением балансов и отчетов о прибылях и убытках за последние три года;
8) подтверждения налоговыми органами выполнения учредителями — юридическими лицами обязательств перед бюджетами разных уровней за последние три года;
9) анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера кредитной организации;
10) заключение  федерального антимонопольного органа.
Территориальное учреждение Банка  России рассматривает указанные  выше документы в течение 30 дней с момента их получения. При наличии  замечаний по представленным документам, а также при отсутствии полного  комплекта документов территориальное  учреждение Банка России возвращает их учредителям с письменным заключением.
При отсутствии замечаний территориальное  учреждение Банка России направляет в Департамент лицензирования и  финансового оздоровления кредитных  организаций Банка России положительное  заключение, которое должно содержать  полную информацию, на основании которой  им сделал вывод о возможности  государственной регистрации кредитной  организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.  
Банк России рассматривает полученные документы и принимает решение  о возможности государственной  регистрации и выдаче лицензии кредитной  организации. При положительном решении Банк России в течение трех рабочих дней с момента принятия решения направляет в уполномоченный регистрирующий орган по предполагаемому местонахождению создаваемой кредитной организации соответствующие документы, который после проведения процедуры государственной регистрации сообщает об этом территориальному учреждению Банка России, ведущему Книгу регистрации кредитных организаций.
Банк России так же вправе отказать в государственной регистрации  по следующим основаниям: несоответствие квалификационным требованиям кандидатов на должности руководителей исполнительных органов главного бухгалтера и его  заместителей, неудовлетворительное финансовое положение учредителей, несоответствие документов и др.
Банк России выдает лицензии  на осуществление банковских операций после государственной регистрации  кредитной организации и подтверждения  ею своевременной и правомерной  оплаты 100% уставного капитала.
Вновь созданному банку могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:
      лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
    лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии этой лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;
    лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.
 
  Лицензия выдается без ограничения сроков ее действия.
          Другим направлением лицензионной  деятельности Банка России является  открытие (закрытие) подразделений  кредитной организации на территории  Российской Федерации.
Еще одним направлением лицензионной деятельности Банка России является выдача кредитной организации дополнительных лицензий на осуществление банковских операций. Для расширения своей деятельности и получения дополнительных лицензий кредитная организация должна быть в течение последних шести месяцев финансово устойчивой; выполнять обязательные резервные требования ЦБ РФ; не иметь задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации, местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами; иметь соответствующую организационную структуру, включая службу внутреннего контроля; выполнять квалификационные требования Банка России, предъявляемые к сотрудникам кредитной организации; соблюдать технические требования.
Действующему банку для расширения деятельности могут быть выданы следующие  виды лицензий на осуществление банковских операций:
    лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;
    лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте.
    генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и выполняющему установленные Банком России требования к размеру капитала. Наличие лицензии на банковские операции с драгоценными металлами не является обязательным условием. Банк, имеющий таковую, вправе в установленном порядке создавать филиалы за границей РФ и приобретать акции в уставном капитале кредитных организаций-нерезидентов.
 
Лицензионная деятельность Банка  России включает также государственную  регистрацию разного вида изменений, касающихся документов и сведений о  кредитной организации.
В последние годы в лицензионной деятельности Банка России появилось  новое направление, связанное с  реорганизацией кредитных организаций. Формами реорганизации кредитных  организаций могут быть: слияние, присоединение, разделение, выделение  и преобразование. Как правило, реорганизация  приводит к созданию новой кредитной  организации, что обязывает Банк России рассмотреть вопрос о выдаче ей новых лицензий.4
Банк России может отозвать у  кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций в случаях:
1) установления недостоверности  сведений, на основании которых  выдана указанная лицензия;
2) задержки начала осуществления  банковских операций, предусмотренных  этой лицензией, более чем на  один год со дня ее выдачи;
3) установления фактов существенной  недостоверности отчетных данных;
   4) задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности;
   5) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией;
6) неисполнения федеральных законов,  регулирующих банковскую деятельность  и др.5

      Резервные требования


Резервные требования представляют собой  определенную часть денежных средств  банка, которую они в соответствии с законодательством обязаны  хранить в качестве резервов в  центральном банке.
Данные резервы относятся к  числу обязательных. В то же время коммерческие банки могут иметь и добровольные резервы, которые хранятся на одном счете с обязательными резервами и представляют собой остаток средств, превышающий объем обязательных резервов. Поэтому обязательные резервы получили название минимальных резервов.
Назначение резервных требований:
    текущее регулирование банковской ликвидности;
    текущее регулирование ссудного рынка и эмиссии кредитных денег коммерческими банками.
 
К числу законодательных актов, определяющих применение обязательного  резервирования в России, относятся: Федеральный закон «О Центральном  Банке Российской Федерации (Банке  России)» и Федеральный закон  «О банках и банковской деятельности».
В Федеральном законе «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)»:
    резервные требования отнесены к основным инструментам и методам денежно-кредитной политики Банка России;
    сформулированы принципиальные положения, касающиеся уровня нормативов обязательного резервирования и депонирования в Банке России, особенностей использования при отзыве у кредитной организации лицензии или ее реорганизации.
 
В Федеральном законе «О банках и  банковской деятельности» зафиксирована  обязанность банков выполнять норматив обязательных резервов, установленный Банком России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных ресурсов, а также иметь в Банке России счет для хранения этих средств.
В состав резервируемых обязательств в настоящее время включаются:
    подавляющая часть средств бюджета, банков, клиентов до востребования (не включаются лишь остатки средств на корреспондентских счетах у банков-резидентов и банков-нерезидентов в драгоценных металлах, а также срочных депозитов (не включаются лишь срочные депозиты и иные привлеченные средства от Банка России);
    определенная часть средств, отражающая расчеты клиентов и банков (не включается значительная часть кредиторской задолженности банков);
    незначительная часть полученных банками кредитов от других банков (включаются лишь кредиты, полученные от банков-нерезидентов). Кредиты, полученные от Банка России и на внутреннем межбанковском рынке, в состав резервируемых обязательств не включаются.
 
Современная политика Банка России по резервированию средств направлена на стимулирование долгосрочной ликвидности  банковской системы.

      Рефинансирование  коммерческих банков. Кредитор последней  инстанции


Обеспечению стабильности банковских систем и бесперебойному функционированию платежных систем служит выполнение центральными банками функций кредитора  последней инстанции.
Как кредитор последней инстанции  центральный банк нейтрализует проблемы ликвидности, возникающие у банков. Если банк не в состоянии получить в достаточном объеме кредиты  на межбанковском и открытом рынке, он прибегает к кредитам центрального банка, которые последний предоставляет  по повышенным ставкам, сигнализируя при  этом о необходимости усиления надзора  за банком, испытывающим проблемы ликвидности.
Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных  организаций6
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.