На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Структура промышленной политики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
      Введение
    Понятие промышленной политики. Ее значение
    Субъекты и ее принципы промышленной политики
     3. Основные направления и меры поддержания реализации промышленной политики. Значение структурных преобразований
    4.Структура промышленной политики
        Заключение
      Список  используемых источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     

   Промышленная политика -  стратегия, образ действий, направленных на  развитие  и повышение эффективности промышленного производства,  конкурентоспособности предприятий и продукции, обеспечение занятости населения.
   В широком смысле, промышленная политика также включает и меры по обеспечению справедливой конкуренции, развитию регионов, расширению  кооперации и специализации производства, стимулированию эффективности  и содействию внедрению новых технологий. В узком смысле, промышленная политика может быть нацелена на поддержку конкретных отраслей, производств и отдельных проектов.
    Промышленная политика может формироваться или корректироваться  как реакция на те или иные острые хозяйственные и макроэкономические проблемы - увеличение экспорта, снижение инфляции. Идентификация потенциальных угроз и возможностей,  открывающихся перед конкретными секторами промышленности, также является составной частью процесса выработки промышленной политики.
 Промышленная политика как важнейшая составляющая экономической политики государства, должна играть ключевую роль в реализации комплекса мероприятий, направленных на ускорение экономического роста, модернизацию и диверсификацию российской экономики и решение ряда социальных и региональных проблем.
    Целью данной работы является раскрытие понятия промышленная политика, ее анализ и возможные способы управления, характеризующими   финансовое положение РБ и РФ на современном этапе экономического развития.
  В первой главе рассматривается  сущность промышленной политики, ее цели, методы, показывается роль промышленной политики в экономике страны. Во второй главе дается характеристика видов промышленной политики. Приводятся показатели последних 3 лет. Определяются причины спада или роста производства. В третьей главе анализируется взаимодействие Белоруссии с Россией, и с другими странами мира.  

Материалом для  данной работы  служили  статистические сборники, книги и экономические журналы за последние годы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Промышленная политика — одна из наиболее спорных и неоднозначно трактуемых концепций в экономической науке и политике. До сих пор среди отечественных и зарубежных экономистов отсутствует единое определение категории «промышленная политика».
        Термин «промышленная политика» (industrial policy) в западной литературе традиционно подразумевает меры, предпринимаемые государством для создания преимуществ в развитии приоритетных отраслей, которые должны дать системный эффект для экономики в целом, т.е. он идентичен понятию «структурная, или отраслевая политика». Часто термин «промышленная политика» использовался как синоним государственной поддержки, преимущественно в области оборонного комплекса (политика послевоенной Франции, Швеции в 80-е гг. XX в., Южной Кореи, Индии, Японии и др.).
      Существует  множество определений промышленной политики.
        «Промышленная политика — политика, которая строится на непосредственном участии и активной роли государства в формировании структуры и организации промышленности с целью стимулирования экономического роста".
        «Промышленная политика — система мер, направленных на развитие национальной экономики, новейших технологий и продуктов с высокой степенью обработки, современных информационных и других услуг, человеческого капитала».
        «Промышленная политика» — это комплекс административных и финансово-экономических мер, направленных на обеспечение нового качества экономического роста страны за счет повышения инновационной активности, эффективности и конкурентоспособности производства с целью расширения доли отечественных компаний на внутреннем и мировом рынках в интересах повышения благосостояния граждан».
        «Промышленная политика — это целостная система законодательных, административных, финансово-экономических государственных решений, мер и действий по управлению динамикой индустриального комплекса и в целом материального производства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития и национальной безопасности страны».
          В Концепции промышленной политики Российской Федерации:        «Промышленная политика — это комплекс мер, осуществляемых государством в целях повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной промышленности, формирования ее современной структуры, способствующей достижению этих целей».
        Значительный экономический потенциал промышленности обусловливает необходимость рассматривать политику ее структурных преобразований как базис для изменений во всех других комплексах экономики. Это обосновывает актуальность исследования и оценки как направлений преобразований внутри самой промышленности, так и их воздействия на формирование других структурных подразделений хозяйства и экономики в целом.
         Что касается вопроса о субъектах промышленной политики, считается, что отдельные проекты отдельных компаний стимулировать нельзя. К сожалению, в рамках мер промышленной политики сегодня предлагает в основном именно это. Такие меры, конечно, недопустимы. Промышленная политика может осуществляться и в более узких областях. Это могут быть самостоятельные отрасли или смежные труппы отраслей, например авиа- или автомобилестроение, сельхозмашиностроение, а также узкосекторальные сегменты выращивание рапса пли производство лазеров, создание отдельных видов фармпрепаратов, антибиотиков, которые сегодня в стране не производятся. Кроме того, субъектами промышленной политики могут быть отдельные производственные комплексы и технопарки.
        Принципами промышленной политики являются:
      •Национальный характер промышленной политики: 
Промышленная политика должна вырабатываться на основе тесного взаимодействия органов власти, представителей бизнес-сообщества и экспертного сообщества.

      •Ориентация на объективные потребности экономики: 
Отбор проектов для поддержки должен осуществляться в соответствии с четко определенными направлениями повышения конкурентоспособности производителей.

      •Прозрачность критериев поддержки проектов: 
Критерии отбора проектов (объем производимой добавленной стоимости, динамика прироста выпуска, экспорта и занятости, снижение издержек) должны быть четко определены и не допускать двусмысленного толкования.

      •Целостность системы промышленной политики: 
Мероприятия промышленной политики должны быть логически связаны друг с другом и с другими мероприятиями экономической политики.

        •Поддержка инновационного и инвестиционного процесса мерами налоговой и кредитной политики (инвестиционные налоговые кредиты, режим ускоренной амортизации, создание специализированных кредитных фондов, частичное субсидирование процентной ставки по коммерческим займам).
      •Предоставление государственных заказов на высокотехнологичную продукцию и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) при условии, что рыночный потенциал финансирования соответствующих проектов недостаточен.
      •Предоставление инвесторам, осуществляющим долгосрочные проекты, гарантий от неблагоприятного изменения экономического законодательства и цен, находящихся под контролем государства (таких, как тарифы на услуги естественных монополий).
        •Стимулирование экспорта продукции путем обеспечения доступа к кредитным фондам, возврата части налогов, уплаченных на стадии производства продукции, и юридической поддержки экспортеров в случае их дискриминации на внешних рынках, а также при прохождении процедур международной сертификации их продукции.
      Всестороннее воздействие промышленной политики на ход преобразований отражает цели ее развития:
      -Создание эффективных механизмов защиты национальных производителей от некорректных торговых практик конкурентов, в т.ч. в сфере контроля за качеством товаров и услуг и использования торговых марок (брендов).
      -Развитие финансовой и банковской инфраструктуры, отвечающей потребностям бизнеса в кредитных ресурсах.
      -Совершенствование системы валютного регулирования в части, касающейся валютных операций национальных компаний, экспортирующих готовую продукцию и импортирующих сырье, материалы, оборудование и технологии.
      -Диверсифицированный подход к утверждению ввозных и вывозных таможенных пошлин, предполагающий льготный режим в отношении импорта критически важных видов сырья и оборудования и отмену экспортных пошлин на наукоемкую продукцию.
      Однако  генеральная среди них - последовательное повышение благосостояния и обеспечение нового качества жизни народа. Чтобы ее достичь, промышленность должна обеспечить решение таких макроэкономических задач, как:
      • повышение конкурентоспособности национальной экономики в целом;
      •реализация структурных сдвигов в основных макроэкономических
      пропорциях;
      •изменение взаимосвязей и взаимодействий национальной экономики с системой мирового хозяйства.
      Набор инструментов для реализации промышленной политики должен определяться индивидуально для каждого проекта в зависимости от особенностей соответствующего направления, степени его влияния на другие проекты, а также исходя из имеющихся финансовых, административных и иных возможностей государства.
      В качестве примеров возможных инструментов можно выделить следующие:
      1. Предоставление преференций объектам  промышленной политики. При выборе конкретного направления в целях стимулирования привлечения в него прямых инвестиций, государством могут предоставляться разного рода льготы, например, полное или частичное освобождение от уплаты отдельных видов налогов (налоговые каникулы и кредиты). Однако в качестве основной преференциальной меры следует использовать инструменты амортизационной политики. Кроме того, представляется важным также введение дополнительных льгот по налогу на имущество на вновь приобретаемое оборудование.
      2. Использование практики софинансирования  государством проектов, осуществляемых в рамках промышленной политики, через систему государственных финансовых институтов развития. Таким образом, государство своим примером стимулирует частные инвестиции или становясь соинвестором и партнёром, при этом уже изначально определяя порядок выхода из проекта или предоставляя льготный инвестиционный кредит.
                3. Метод развития существующих и создания новых территориально-производственные комплексов, стимулирования развития региональных и локальных кластеров – групп взаимодействующих друг с другом компаний и связанных с ними поддерживающих институтов, сконцентрированных в пространстве и ориентированных на источники сырья.
        Целенаправленное стимулирование их развития будет содействовать активизации притока инвестиций в основные производства кластера, смежные отрасли за счет эффекта мультипликатора и способствовать сглаживанию существующих диспаритетов в развитии регионов.
      Территориально-производственные комплексы должны в основном создаваться в форме частно-государственного партнерства и, прежде всего в базовых отраслях экономики для производства продукции глубокой переработки, диверсификации обрабатывающей промышленности и увеличения доли производств с высокой добавленной стоимостью. Реализация таких проектов предполагает определение структуры соответствующих программ развития и выработку мер стимулирования инвестиций в каждый промышленный комплекс. Обеспечение комплекса всей необходимой инфраструктурой за счёт государства. Определение инвесторов через открытый тендер и предоставление инвесторам налоговых и амортизационных льгот, а также государственное софинансирование.
        Регулирующее воздействие структурных преобразований в промышленности призвано формировать пропорции между государственным и частным секторами экономики; производством, потреблением и накоплением; между отраслями специализации, ориентированными на экспорт продукции, вспомогательными и обслуживающими производствами; промышленностью и сельским хозяйством; отраслями, производящими товары, и сферой услуг.
      Структурные преобразования в промышленности позволяют улучшить наполняемость бюджета и обеспечить дальнейшее оздоровление экономики, обусловливают позитивный сдвиг сложившихся пропорций валового внутреннего продукта в пользу сферы услуг как одного из наименее капиталоемких источников валютных поступлений. В свою очередь изменение макроэкономических пропорций обусловит опережающий рост накопления и инвестиций (в том числе и в промышленности), что будет способствовать улучшению качественного состояния производственного потенциала и конкурентоспособности производимой продукции.
      Для выполнения миссии макроэкономического регулятора государственная политика структурной перестройки промышленного комплекса должна быть ориентирована на:
      -постепенный переход на инновационный тип развития;
      -применение механизмов оптимального ресурсосбережения;
      -обеспечение конкурентоспособности отечественных предприятий;
      - формирование и развитие собственных ниш на мировых рынках;
      -содействие экономической безопасности; 
          -проведение политики импортозамещения в сочетании с обеспечением условий для добросовестной конкуренции внутри страны.

          Эти ориентиры необходимо сочетать с преимуществами геополитического положения страны, особенностями формируемой модели экономического развития, наличием ресурсно-сырьевой базы, емкостью национального рынка, традициями и менталитетом населения.
      В качестве показателей оценки эффективности взаимодействия промышленного и макроэкономического блоков могут использоваться критерии обеспечения национальной безопасности, уровня эффективности экономики страны, конкурентоспособности на международных рынках, повышения уровня и улучшения качества жизни населения.
      Взаимное  формирование промышленного и макроэкономического блоков опирается на широко апробированный инструментарий государственного регулирования. Это прогнозирование и планирование, нормативно-правовые и протекционистские меры, дифференцированное налогообложение, выработка и реализация системы приоритетов, государственные инвестиции, прямые субсидии, координация экспорта, ограничения импорта, государственные гарантии и инвестиционное страхование, целевые кредиты и др.
      Не  менее значимое влияние структурные  изменения в промышленности призваны оказывать на региональный блок экономики. Политика структурных преобразований промышленности позволяет формировать экономическую базу регионов, выравнивая их социально-экономический уровень.
      Воздействие промышленного производства на региональный блок экономики может выражаться в активизации уровня инновационной, инвестиционной и предпринимательской деятельности, степени вовлечения трудоспособного населения в производственный процесс, уровне развития социальной, производственной и рыночной инфраструктуры, экологическом состоянии регионов. Одновременно  соответствующая инфраструктура, опыт кадрового потенциала и его мобильность, адаптация населения к условиям современного рынка, новые ориентиры в системе нравственных ценностей накладывают свой отпечаток на преобразования в промышленности.
      Не  оказывая непосредственного воздействия на промышленные предприятия, территориальные органы управления связывают со структурной перестройкой промышленности решение огромного количества задач регионального значения. Поэтому, проводя структурные изменения в промышленности, необходимо учитывать взаимодействие организационных структур управления промышленного и регионального блоков. При этом обязательно следует конкретизировать функции, права и обязанности региональных органов власти применительно к сфере промышленной деятельности.
      Критерии  оценки эффективности взаимодействия промышленного и регионального блоков очень разнообразны: степень снижения безработицы и социальной напряженности в регионе, создание новых рабочих мест, степень развития инфраструктуры, разгосударствления и приватизации и др. Однако наибольшее значение имеет оценка степени развития в регионе отраслей и производств, обеспечивающих рациональное использование местных условий и ресурсов, а также степени использования конкурентных преимуществ регионов. В этом аспекте государственная политика структурного преобразования промышленности должна предусматривать:
      -обеспечение рациональной промышленной структуры каждого региона;
      -стимулирование развития предприятий и отдельных производств, функционирование которых способствует большей сбалансированности хозяйства территорий;
      -активное вовлечение в промышленное производство природных ресурсов, полезных ископаемых регионов, других местных условий и возможностей;
      -повышение уровня конкурентоспособности регионов;
      -повышение уровня обеспеченности регионов потребительскими товарами.
        Несомненно, проведение государственной промышленной политики сопряжено со многими рисками; ошибочный выбор приоритетов, неопределенность реакции других государств и национального общества на проводимые мероприятия, неверное прогнозирование НТП, различные экономические и политические обстоятельства. Кроме того, для активного применения инструментов промышленной политики в приоритетных производствах требуются финансовые ресурсы, которые консолидируются в бюджете, как правило, за счет увеличения нагрузки на другие сектора и предприятия.
         Таким образом, осуществление активной, продуманной промышленной политики является важнейшим условием достижения устойчивого роста в промышленности и повышения благосостояния граждан.
 

      
            На долю промышленного комплекса приходится почти половина всех производственных мощностей, около 30% от общего объема занятых в национальной экономике. Средняя численность персонала одного промышленного предприятия сегодня составляет примерно 400 — 450 человек.
         Промышленность представлена машиностроением и металлообработкой, химической и нефтехимической промышленностью, энергетикой, легкой и пищевой отраслями.
         Машиностроительный комплекс насчитывает 34 подотрасли. Наибольший удельный вес занимает автомобильная промышленность. В последнее время расширена номенклатура выпускаемых моделей под конкретного заказчика. Создано производство автобусов, модернизируются мощности по производству малотоннажных автомобилей.
      Станкостроительная  промышленность включает предприятия и организации, создающие технологическое оборудование — станки металлорежущие, кузнечно-прессовые машины, станки деревообрабатывающие, литейное оборудование, автоматические линии для металлообработки и сборки, обрабатывающие центры, а также технологическую оснастку и инструмент.
         В радиоэлектронной и приборостроительной промышленности — наукоемких подотраслях машиностроения — производство представляет собой взаимосвязанный комплекс предприятий, научно-исследовательских и конструкторских организаций. Для многих данных подотраслей характерно наличие производства мирового уровня.
         Химическая и нефтехимическая промышленность производит более 15% всей промышленной продукции. В последнее время новый импульс придается развитию производства конструктивных материалов, пластмасс и изделий из них, лакокрасочных материалов, товаров бытовой химии.
      Медицинская и микробиологическая промышленность представлена предприятиями, выпускающими лекарственные средства, диагностические и ветеринарные препараты. В легкой промышленности производство ориентировано на широкий круг потребителей: льноволокно, хлопчатобумажные, льняные и шерстяные ткани, ковры и ковровые изделия, нетканые материалы, трикотажные и чулочно-носочные изделия, продукция швейной промышленности, корсетные изделия, искусственные кожи, искусственный мех, обувь и др.
         Лесопромышленный комплекс включает деревообрабатывающую промышленность, целлюлозно-бумажную, лесозаготовительную.
         Промышленность строительных материалов и конструкций производит более 150 видов продукции. Среди них — цемент, стеновые, кровельные, теплоизоляционные и нерудные материалы, асбестоцементные и керамические изделия.
        Важнейшей структурной частью национального производства является топливно-энергетический комплекс. Данный комплекс включает системы добычи, транспортировки, хранения, производства и распределения всех видов энергоносителей: газа, нефти и нефтепродуктов, твердых видов топлива, электрической и тепловой энергии.
              Рассмотрим каждую из них более  подробно. 

        Нефтяной комплекс. В топливной промышленности происходит спад производства. Его определяющим фактором стало уменьшение импорта сырой нефти из России в Беларусь для переработки, который в январе-ноябре 2007 г. составил 95% объема соответствующего периода 2006 г.
         Для нефтедобывающей промышленности характерно некоторое снижение добычи нефти (98,8% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.). Снижение нефтедобычи связано, в первую очередь, с увеличением труднодоступной нефти и сокращением объемов геологоразведочных работ. Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг в нефтедобывающей промышленности в январе-августе 2007 г. была выше, чем в среднем по промышленности (12,9%), и составила 28,0%.
        Изменение с января 2007 г. условий поставки нефтяного сырья и реализации нефтепродуктов на экспорт обусловили в текущем году снижение эффективности переработки нефти и соответственно - уровня рентабельности в нефтеперерабатывающей промышленности до 1,5%. В сложившейся ситуации руководством страны приняты меры по созданию экономических условий для работы белорусских нефтеперерабатывающих заводов. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь, введенным в действие с августа 2007 г., для переработчиков нефти значительно увеличены госсубсидии (до 110 и 130% от российской спецпошлины на нефть). Кроме того, в текущем году, в связи со значительным ростом цены углеводородного сырья, концерном «Белнефтехим» повышены цены на нефтепродукты на внутреннем рынке. Увеличение компенсации для переработчиков позволило активизировать нефтепереработку по давальческой схеме, улучшить финансовое положение белорусских нефтеперерабатывающих заводов. При этом в рассматриваемом периоде существенно возросли объемы переработки собственной нефти по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. на ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ».
        В соответствии с требованиями Директивы № 3 Президента Республики Беларусь, в январе-сентябре 2007 г. активизированы процессы технического переоснащения и модернизации основных производственных средств на базе внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий. Это позволило более полно использовать имеющийся потенциал энергосбережения и снизить энергоемкость ВВП в январе-августе 2007 г. на 11,2% (при годовом прогнозе 6-7%). По оценкам международных организаций, Республика Беларусь лидирует среди стран СНГ по снижению энергоемкости ВВП.
      Снижение  материале- и энергоемкости ВВП (в условиях неминуемого роста цен на энергоносители до уровня мировых в течение нескольких ближайших лет) становится необходимым условием сохранения и повышения конкурентоспособности национальной экономики, повышения уровня жизни белорусских граждан.
        Для выхода на новые качественные параметры в 2008 г. топливно-энергетическому комплексу страны необходимо обеспечить:
      -диверсификацию поставщиков и видов топливно-энергетических ресурсов;
      - активизацию работ по строительству ТЭС, ГЭС малой и средней мощности, мини-ТЭЦ, работающих на местных видах топлива, а также производств по выпуску биотоплива, ветроэнергетических установок, биогазовых комплексов, установок, использующих энергию твердых коммунальных и иных отходов;
      -реконструкцию действующих и строительство новых подземных хранилищ природного газа, нефте- и мазутохранилищ;
      уменьшение  затрат на производство энергоресурсов за счет применения энергосберегающих  технологий и оборудования, а также  сокращение потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции.
        Другой причиной спада в отрасли стало изменение стоимостной структуры производства нефтепродуктов из полученной нефти: на 5.9% снизился выпуск автомобильного бензина (дорогого нефтепродукта) в связи с увеличением числа автомобилей, использующих дизельное топливо. Относительно высокая атмосферная температура в январе-феврале привела к уменьшению выпуска топочного мазута на 2,3%. Ежегодное сокращение объемов добычи нефти в Беларуси (в прошедшем году - на 1,1%), связанное со значительной выработкой нефтеносных пластов, также отрицательно повлияло на динамику производства в отрасли.
        Уголь. Основными районами добычи угля остаются Сибирский, Дальневосточный и Северо-Западный федеральные округа. При этом наблюдалось снижение добычи коксующегося угля в связи со снижением спроса металлургического производства.
        Добыча угля экономичным открытым способом в январе-июне 2006 года возросла на 4%. Увеличение добычи угля в рассматриваемый период связано с ростом экспортных поставок в связи с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и возросшей потребностью внутреннего рынка из-за аномально низких температур за прошедший зимний период 2006 года.
  2005 2006 2007
Мясо (включая субпродукты I категории), тыс. т 479,6 546,8 579,6
Колбасные изделия, тыс. т 256,5 277,5 272,4
Цельномолочная  продукция в пересчете на молоко, тыс. т 1122 1284 1379
Маргариновая  продукция, тыс. т 17,1 14,0 14,1
Пищевая рыбная продукция (без рыбных консервов), тыс. т 48,1 58,1 66,0
Растительное  масло, тыс. т 42,2 43,7 47,6
Кондитерские  изделия, тыс. т 130,5 129,2 125,7
Безалкогольные  напитки, млн. дал 29,2 33,8 35,7
Водка и ликероводочные изделия, млн. дал 8,7 10,7 12,6
Пиво, млн. дал 27,1 33,2 35,6
        Таблица 1 – Индекс производства по видам экономической                                                                             деятельности в т., Республика Беларусь,
                             Продовольственные продукты
                                                                      

      Низкий  темп роста производства в пищевой  промышленности (101,6%) связан с сокращением на 19,4% выпуска сахара-песка, что было вызвано кризисом его перепроизводства в России и уменьшением экспорта данной белорусской продукции. Это обстоятельство привело к подписанию межправительственного соглашения, предусматривающего ограничение до 180 тыс. т объемов поставок белорусского сахара на российский рынок в 2007 г. Вместе с тем сокращение выпуска сахара-песка, кондитерских изделий на 3% и колбасных изделий на 2% , было компенсировано ростом производства водки и ликероводочных изделий, цельномолочной продукции, мяса, что позволило в целом по отрасли достичь объемов производства 2006 г.
        Сегодня ОАО «Савушкин продукт» входит в число валообразующих предприятий Брестской области и по праву считается лидером молочной отрасли республики, доля которого на рынке цельномолочной продукции выросла с 3 % в 2001 году до 18 % в 2007-м. Только в 2006 году экспорт продукции ОАО «Савушкин продукт» вырос на 65 % по сравнению с 2005 годом и составил более 32 млн. долларов США.
        С ростом производства животноводческой продукции увеличивается выпуск и потребление продукции промышленной переработки.
        Беларусь имеет потенциальные возможности развития мясной промышленности: благоприятные природно-климатические условия для производства кормов, развитую инфраструктуру (108 свинокомплексов и 103 комплекса по выращиванию крупного рогатого скота), трудовые ресурсы, свыше 1700 перерабатывающих предприятий и производств, в том числе 28 крупных мясокомбинатов.
        Программой развития мясной и молочной промышленности на 2005-2010 годы предусматривается осуществить техническое и технологическое переоснащение предприятий мясной отрасли, что позволит освоить производство новых видов продукции, увеличить сроки ее годности, повысить конкурентоспособность, снизить затраты энергоресурсов, повысить качество, улучшить потребительские свойства и дизайн упаковки.
        В соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы в 2010 г. производство мяса скота и птицы (в убойном весе) во всех категориях хозяйств должно составить 970 тыс. т, что создаст благоприятные условия для развития мясной промышленности. В 2010 г. по сравнению с 2005 г. выработка мяса и субпродуктов 1 категории увеличится на 23,5%. 

      Таблица 2 – Индекс производства по видам экономической                                          
                           деятельности в м2 и млн. шт, 
                     Республика Беларусь, Непродовольственные товары

  2005 2006 2007
Ткани всех видов, млн. м2 289 337 342
Трикотажные изделия, млн. шт. 43 47 50
Чулочно-носочные изделия, млн. пар 82 84 93
Обувь, млн. пар 10,1 10,8 10
Ковры и ковровые изделия, млн. м2 7,4 7,0 6,7
 
        Анализ динамики производства основных товаров легкой промышленности представлен в таблице 2. Лишь по отдельным видам продукции наблюдался рост. Так  производство ковров и ковровых изделий за рассматриваемый период уменьшилось на 9,5%, происходит спад и в производстве обуви. Нестабильным является производство чулочно-носочных изделий.
        На проблему со сбытом готовой продукции указывает высокая ее доля в запасах, которые превышают предельно допустимые и нормативные. По данным концерна «Беллегпром», на 30 нюня 2007 г. они составляли 161,2% к среднемесячному объему производства против 127,4 на начало текущего года и 156,3% на соответствующую дату 2006 г.
        Уменьшение объемов производства и реализации продукции связано как с объективными причинами (износ основных фондов в среднем составляет 60%, качество закупаемого сырья низкое, несовершенно налоговое законодательство), так и с субъективными, в частности, недостаточным уровнем организационной работы, которую проводят руководители и специалисты отдельных предприятий по наращиванию объема сбыта продукции, повышению ее конкурентоспособности, развитию собственной товаропроводящей сети, перестройке маркетинговой политики, сокращению издержек производства. Среди внешних и внутренних факторов, негативно влияющих на состояние отрасли, можно выделить проблемы с реализацией товаров внутри республики и за ее пределами; недостаток собственных оборотных средств и прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, для закупки сырья и вспомогательных материалов, приобретения нового технологическою оборудования и осуществления технической модернизации производства; неконкурентоспособность отдельных видов товаров по уровню цен на российском рынке из-за сохранившихся различий в условиях хозяйствования, а на республиканском - из-за его наводнения «серым» импортом.
        В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. основными задачами легкой промышленности являются максимально возможное удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественных изделиях широкого ассортимента и увеличение выпуска продукции на экспорт. Для этого планируется осуществить комплекс мероприятий по улучшению качества и конкурентоспособности продукции легкой промышленности па основе технической модернизации и обновления действующих производств. За рассматриваемый период должен увеличиться выпуск основных видов изделий: тканей хлопчатобумажных и шелковых - в 1,5 раза, трикотажных изделий - в 1,4, кожаной обуви - в 1,5 раза.
        Однако рассматриваемая деятельность в легкой промышленности Республики Беларусь на данном этапе не получила должного развития. 

       Таблица 3 – Индекс производства по видам экономической                                          
                           деятельности в тоннах и м., 
                     Республика Беларусь, Товары целлюлозно-бумажного

                 производства   
  2005 2006 2007
Древесностружечные  плиты, тыс. условных м3 390 411 409
Древесноволокнистые плиты, млн. условных м2 62,3 59,2 55,9
Целлюлоза, тыс. т 61,3 65,9 60,0
Бумага, тыс. т 69 63 55
 
      Индекс  производства по обработке древесины  и производству изделий из дерева представлен в таблице 3. Наблюдается снижение по производству целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них.  
        Также снизилось производство продукции глубокой переработки древесины (древесностружечных и древесноволокнистых плит).
        Уменьшение производства древесноволокнистых плит твердых связано с изменением ассортимента данного вида продукции.
        Снижение объемов производства целлюлозы товарной, связанное с уменьшением поставок древесного сырья и снижением экспортных поставок.
       
               Таблица 4 – Индекс производства по видам экономической                                          
                           деятельности в тыс. тонн и тыс. шт., 
                     Республика Беларусь, Непродовольственные товары
 

      
  2005 2006 2007
Химические  волокна и нити, тыс. тонн 210,8 203,2 228,6
Шины  автомобильные и для сельскохозяйственных машин, тыс. шт. 3052 3563 4792
Минеральные удобрения (в пересчете на 100% питательных веществ), тыс. т 5669 5469 5879
 
 
 
 
          
 
 
 
 
 
 
 
 

      Динамика  производства в химической и нефтехимической  промышленности в значительной мере обусловлена изменением объемов  выпуска минеральных удобрений и автомобильных шин. Прирост производства минеральных удобрений на 7,5% связан с низким его уровнем в 2006 г. из-за приостановки поставок хлористого калия в Индию до урегулирования ценовых разногласий. Заключенные в 2007 г. соглашения позволили возобновить экспорт калийных удобрений в Китай и Индию по более высоким ценам. По отношению к благоприятному 2005 г. производство минеральных удобрений выросло в натуральном выражении на 3,7%. Стабильный рост выпуска автомобильных шин на 34,5%) связан с продолжающимся расширением парка грузовых и легковых автомобилей, сельхозтехники в странах СНГ, а также с организацией производства на ОАО «Белшина» высококачественных пневматических шин для условий стран СНГ.
        Значительный прирост производства в промышленности строительных материалов (11,3%) и черной металлургии (7,9%) не оказал большого влияния на общие по промышленности индексы из-за небольшого удельного веса этих отраслей.
   
 Таблица 5 – Индекс производства по видам экономической                                          
                           деятельности в шт, 
                     Республика Беларусь, Непродовольственные товары
 
 

  2005 2006 2007
Тракторы  тыс. шт. 41,5 49,2 59,6
Грузовые  автомобили, тыс. шт. 22,3 23,2 25,5
Автобусы, шт. 1263 2104 2160
Троллейбусы, шт. 147 176 310
Экскаваторы, шт. 535 906 1296
Осветительные электролампы, млн. шт. 168,8 146,6 147,1
Холодильники  и морозильники, тыс. шт. 995 1050 1072
Телевизоры, тыс. шт. 1308 1067 702
Стиральные  машины, тыс. шт. 36,7 12,7 163,3
Велосипеды (без детских), тыс. шт. 438 454 368
         Динамика производства в машиностроении и металлообработке представлена в таблице 5. Ее определяло увеличение производства тракторов, грузовых автомобилей и седельных тягачей. Рост выпуска и экспорта этих видов продукции обусловлен: своевременным приведением этих производств в соответствие требованиям международных стандартов, расширением российского рынка сбыта, проникновением на новые страновые рынки - в Украину, Пакистан, Туркменистан, Египет. ОАО «Горизонт» продолжает расширять номенклатуру выпускаемой продукции: осваивает DVD-плейеры, СВЧ-печи, пылесосы, которые соответствуют мировым стандартам и являются импортозамещающей продукцией. 

        Сократились в 2006 темпы развития электроэнергетики, что обусловлено активизацией энергосбережения по всей стране. Наиболее острой проблемой является реконструкция трубопроводной сети «Дружба». Ремонт трубопровода необходимо осуществить в ближайшее время, так как выход его из эксплуатации уже привел к значительным негативным последствиям для белорусских потребителей. Тем не менее топливно-энергетический комплекс эффективно снабжал как промышленных потребителей, так и коммунально-бытовую сферу.
         Росту добычи газа в большей степени способствовал рост объема добычи нефтедобывающими предприятиями и независимыми производителями газа на 12,8%. Увеличение добычи предприятиями ОАО "Газпром" составило 0,5% . 
 
 
 
 
 

                  Таблица 6 – Индекс производства по видам экономической                                          
                           деятельности в % к предыдущему периоду, процент, 
                                Республика Беларусь
 

      
  марту 
2007 г.
февралю 
2008 г.
Январь-март 2008 г.  
в % к  
январю-марту 
2007 г.
Электроэнергетика 113,4 94,9 110,4
Топливная 127,8 112,7 117,4
Черная металлургия 108,2 97,4 109,2
Цветная металлургия 76,6 93,0 84,1
Химическая  и  
нефтехимическая
108,9 106,5 107,2
Машиностроение  и металлообработка 111,7 104,1 116,6
Лесная,  
деревообрабатывающая  
и целлюлозно-бумажная
116,2 104,1 117,0
Промышленность  
строительных  
материалов
115,5 113,8 115,3
Легкая 101,2 104,5 99,0
Пищевая 123,2 113,7 117,5
 
      Данные  по некоторым отраслям промышленности на начало 2008г по сравнению с мартом 2007г представлены в таблице 6.   
 

 

      
      Таблица 7 – Индекс производства по видам экономической                                          
                           деятельности в % к предыдущему месяцу, процент, 
                     Российская Федерация, Добыча полезных ископаемых

              2005       2006       2007
      октябрь       102.6       100.9       102
      ноябрь       95.8       97.2       96.4
      декабрь       103.1       103       103.1
 
        Вклад вида экономической деятельности  добыча полезных ископаемых составил 12,5% общего роста. Объемы добычи полезных ископаемых приведены в таблице 7. Из производств этой сферы деятельности наибольший вклад (12%) в рост всего производства внесла добыча топливно-энергетических полезных ископаемых.
           Нефтяной комплекс. В 2005 г. государство полностью оформило контроль над «Газпромом». Доля государства в газовой монополии увеличилась с 38% в 2000 г. до 50% на конец 2005 г. В свою очередь «Газпром» 21 октября 2005 г. завершил сделку по приобретению 72% акций «Сибнефти» за 13 млрд. долл., консолидировав свыше 75% ее акций. В том же году Федеральная антимонопольная служба разрешила «Газпрому» приобрести 51% «Нортгаза» с условием, что монополия больше не будет прикупать новые газодобывающие активы. Запрет продержался год: проиграв судебные процессы, эта служба отменила свое предписание. В начале 2007 г. «Газпром» подписал предварительное соглашение о создании совместного предприятия с АЛРОСА. Алмазный монополист передаст все свои нефтяные активы («Саханефтегаз», «Якутскгеофизика», АЛРОСА-Газ).
        В целом сделки «Газпрома» фактически завершили установление контроля над нефтяной отраслью, ведь только перечисленные три актива дают примерно 26% всей российской нефтедобычи. Если добавить еще «ЛУКойл» и «Сургутнефтегаз», получается 58%.
        Уголь. Основными районами добычи угля остаются Сибирский, Дальневосточный и Северо-Западный федеральные округа. При этом наблюдалось снижение добычи коксующего угля в связи со снижением спроса металлургического производства. Увеличение добычи угля в рассматриваемый период связано с ростом экспортных поставок в связи с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и возросшей потребностью внутреннего рынка из-за аномально низких температур за прошедший зимний период 2006 года. 
 
 
 
 
 
 

      Таблица 8 – Индекс производства по видам экономической                                          
                           деятельности в % к предыдущему месяцу, процент, 
                     Российская Федерация, Добыча полезных ископаемых

              2008
      январь       98.3
      февраль       93.5
 
        Как видно из таблицы 8, по отношению к предыдущему периоду, в феврале 2008 года добыча полезных ископаемых  сократилась на 6,6%. 

      Таблица 9– Индекс производства по видам экономической     
                           деятельности в % к предыдущему месяцу, процент,                                                  
                               Российская Федерация
      
              2005       2006       2007
Окт. Нояб. Дек. Окт. Нояб. Дек. Окт. Нояб. Дек.
Обрабатывающие  производства 97.2 104.4 105.5 99.5 100 105 105.8 95.9 106.9
Производство  пищевых продуктов, включая напитки,
и табака
101.4 97.5 104.3 101.9 96.8 105.5 106.9 96.7 101.7
Текстильное и швейное производство 97.5 98.6 105.2 104.7 97.8 104.4 110.5 100.2 104.4
Производство  кожи, изделий из кожи и производство обуви
96.6 102.8 94 99.4 107.8 114.6 110.8 92.1 102.6
Обработка древесины и производство изделий из дерева 99.7 99.1 105.7 98.5 96.2 105.9 104.3 95 107.1
  Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая  деятельность 103.3 100.3 98.5 103 98.3 98.8 105.5 97.3 99.3
 
 
 
 
        Продолжение таблицы 9
      
  Химическое производство 102.3 99.4 102.2 107.4 103.7 103 108.8 101.1 103.9
Производство  резиновых и пластмассовых изделий 98.2 100 99.8 107.2 96.5 100.5 105.3 99.2 100.7
Металлургическое  производство и производство готовых  металлических изделий 101.9 101.4 101.8 102.2 99.2 97.6 100.7 98.7 102.5
Производство  машин и оборудования 73.8 124 110.1 87.5 94.8 111.8 118.4 80.7 110.5
Производство электрооборудо-вания, электронного и оптического оборудования
89.7 124.4 107.6 84.3 114.3 108.1 103.4 107.9 110.8
Производство  транспортных средств и оборудования 105.1 100.4 109.6 104.4 102.5 109 112.2 94.8 116.6
Прочие  производства 102.1 99.2 105.5 104.9 101.3 100.5 107.8 101 102
 
        Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака. Большое внимание в этой сфере уделяется улучшению качества и расширению ассортимента производимой продукции, внедрению инновационных технологий, освоению новейших методов и видов упаковки. Такие меры позволяют завоевывать не только отечественного потребителя, но и увеличивать объемы экспорта по отдельным позициям: мука, макаронные изделия, кондитерские изделия, пиво, соки и др. Динамичному наращиванию объемов производства важнейших видов продовольствия способствуют повышение платежеспособности населения, создание условий для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.