На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие, признаки и назначение государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Приволжский филиал

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

 
ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
по подготовке специалистов для судебной системы
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

«Понятие, признаки и назначение государства» 
 

                  Дисциплина «Теория государства и права»
                  Очная форма обучения     
                  Специальность
                  «Правоведение»
                  Кафедра «Общетеоретических правовых дисциплин»
                  Студент 2 курса
                  201 группы
                  Олейников Вадим Игоревич
                  Научный руководитель
                  Сим Анна Вячеславовна Кандидат юридических наук, старший преподаватель 
                   
                   

                     
Работа защищена
Оценка___________________
Подпись научного руководителя
____________________________
«______»______________200__г. 
 
 
 

Н.Новгород 2009 г. 

Оглавление
    Введение………………………………………………………………….3
    Глава 1. Понятие государства…………………………………..…..…..6
    Глава 2. Признаки государства…………………………………..……13
    Глава 3. Назначение государства…………………………………...…18
    Заключение……………………………………………………………...24
    Список использованной литературы…...…………….………………26 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

     Вопросы о государстве, его понятии, признаках и назначении в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих вопросов в теории государства и права.
     Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества и, следовательно, служит его интересам.
     Государство является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможен общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества.
     История государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не получает должного развития весь комплекс институтов государства и её политическая (государственная) власть основана главным образом на аппарате принуждения.
     Изучение понятия, признаков и назначения государства было положено еще до нашей эры древними учеными - философами. Мыслитель античности Платон (427 - 397 г.г. до нашей эры) написал произведение «Государство», «Законы». Аристотель (384 - 322 гг. до нашей эры) делает попытку анализа реальных форм государственного устройства посредством изучения фактического материала. В Древнем Риме Марк Туллий Цицерон (106 - 43 г.г. до нашей эры) в работах «О государстве» и «Законы» уделял большое внимание разработкам проблем правового равенства. В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии науки о государстве сыграл итальянец Никколо Макиавелли (1469 - 1527 г.г.) в работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия». В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе развитие мысли о государстве связано с целой плеядой таких философов, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ш. Монтескье, М.Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев и другие. Дальнейшее развитие учения о государстве и праве связано с именами Иммануила Канта (1727 - 1804 г.г.) и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831 г.г.). Кант в работах «К вечному миру» и «Метафизические начала учения о праве». Среди дореволюционных представителей русской юридической науки, занимавшихся теорией государства и права, можно выделить Н.М. Коркунова, Г.Ф. Шершеневича, П.М. Новгородцева, Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского, Е.Н. Трубецкого, Л.И. Петражицкого, В.М. Хвостова, П.А. Сорокина, П.Г. Виноградова. В современной научной литературе о государстве эта тема имеет достаточно широкое освещение в трудах таких авторов как А.И. Демидов, А.И. Козулин, С.А. Комаров, А.В. Малько, Н.И. Матузов и другие.
     Актуальность заявленной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию, правоохранительные органы и спецслужбы, с целью всесторонне раскрыть понятие и назначение современного государства.
     Объектом исследования является государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований.
     Цель настоящей работы - рассмотреть понятие, признаки и назначение государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения цели были решены следующие задачи:
     1) рассмотреть понятие государства, как особой формы организации, в историческом аспекте (с точки зрения мыслителей древности - Цицерон и ученых современности);
     2) найти отличия государства от других образований;
     3) определить признаки современного государства;
     4) охарактеризовать эти признаки;
     5) обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.
     Изучение и исследование выбранной темы проходило с помощью следующих методов:
    изучение исторической и правовой базы по теме «Государство и его сущность» в конкретизации его признаков;
    анализ источников и литературы, которые отражают данную тему в современных условиях и в динамике времени;
    выводы в процессе изучения методической литературы.
     Правовая основа работы - Конституция Российской Федерации, 1993г.
     Структура данной работы - состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 26 страницах. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.
Понятие государства 

     Возникнув как продукт общественного развития, государство является по отношению к обществу управляющей системой, регулирующей общественные отношения и выступающей официальным представителем от имени всего общества.
     В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать определение государства. Широкое разнообразие взглядов на понятие государства основывалось как на объективных, так и на субъективных факторах, существовавших в тот или иной период, и отражало особенности (характерные черты) различных государств. Некоторые из этих определений, несмотря на то, что они относятся к античному периоду, сохраняются и развиваются по настоящий день. Например, Демокрит, Аристотель, характеризуя общественно-политический строй Древней Греции, определяли государство как объединение родов ради более совершенной жизни, как средство решения общих дел, так как большинство людей одними личными усилиями не могут приблизиться к совершенству. Примерно так же определял государство и Платон.
     Древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах, таких как основатель нормативистской теории права Г.Кельзен, русский экономист и философ П.Струве и другие. Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.
     В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти.
     Не один раз обращались к определению государства «К.Маркс и Ф.Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы, и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение»1. Много лет спустя Ф.Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим»2. В.И.Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим»3.
     Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.
     В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои указания обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Более точной будет следующая формулировка: государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.4 При этом механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
     Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано, всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.
     В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Закономерно, что термин «политика» и производные от него слова ведут свое происхождение от слова «полисы», которым древние греки обозначали свои города-государства. У разных народов государства возникали по-разному, на различных стадиях развития, в различные исторические промежутки времени. Но общими для них всех были такие факторы, как совершенствование орудий труда и его разделение, появление рыночных отношений и имущественного неравенства, становление социальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих и групповых (классовых) интересов.5
     Государство стало первой, но не последней и не единственной политической организацией классового общества. Объективно сложившиеся человеческие отношения вызвали к жизни новые политические формы его развития. История свидетельствует, что наряду с государством и в его рамках возникают различного рода негосударственные объединения, отражающие интересы определенных классов, сословий, групп, наций и принимающие участие в политической жизни общества.
     Например, Аристотель упоминает о партиях горы, равнины и прибрежной части города рабовладельческих Афин. В условиях феодального общества значительное влияние на осуществление политической власти оказывали различные объединения собственников, такие как общины, гильдии, цехи. Особую роль в этом плане играли церковные учреждения, выступавшие организационно-идеологической опорой правящих классов. В буржуазном и социалистическом обществе кроме государства действуют разные политические партии, профсоюзы, женские и молодежные объединения, организации промышленников и фермеров, отражающие в своей деятельности интересы определенных социальных сил и оказывающие влияние на политику.
     И все же государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Сказанное обусловлено следующим:
     1. Государство выступает в качестве альтернативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества на самой ранней стадии нашей цивилизации и предотвращает это сегодня. В этом смысле оно «дало» жизнь политической системе общества в современном ее понимании.
     2. Государство можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания. Исторические, идеологические, социально-экономические связи индивидов с государством получают выражение в политико-правовой категории гражданства. Каждый из членов «государственной общины» заинтересован в ее существовании, так как личная независимость и свобода в общении с согражданами, охрана семьи и собственности, гарантия безопасности от вторжения в личную жизнь извне обеспечиваются государством. Как гражданин индивид приобретает устойчивые первичные политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединений и движений, политических партий и т. п. Иначе говоря, прежде всего через государство индивид «включается» в политическую систему общества.6
     3. В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое расслоение общества. Отсюда следует, что государство выступает политической организацией экономически господствующего класса. Классовый характер государства связывает его с иными политическими явлениями. Поэтому перед государством и политической системой в целом стоят одни и те же задачи: ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основанной на принципах демократии и права; направить усилия противоборствующих слоев, классов и их политических организаций на конструктивное решение общесоциальных, а значит, одновременно и классовых проблем.
     4. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на охват политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий. Демократическое государство стремится обеспечить не только нормальное мирное политическое общежитие, но и мирную смену государственной власти, если возникает такая необходимость.
     5. Государство - важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами - от строительства домов для престарелых, различных транспортных путей, устройства связи до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств производства, земли, ее недр оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, управляющего общественными делами, государство посредством аппарата и приданных ему сил (правоохранительные органы, спецслужбы, исправительные учреждения и т. п.) сохраняет определенную целостность политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе.7
     Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качеств государства.
     6. Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, идеологической изменчивости находится в постоянном движении. Все ее элементы работают приблизительно в равной степени, согласовывая интересы различных социальных групп, вырабатывая политические решения. Когда же возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству. Причем в этом случае речь идет не просто о государстве, а о государственной власти. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.8
     Таким образом, любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе, связана с государственной властью. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления декларативных или тайных целей.
     Самое существенное в государстве - это не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому чрезвычайно важным для всего общества является создание четкого, бесперебойно работающего правового механизма образования и осуществления государственной власти.9 
 
 

Глава 2.
Признаки государства 

     Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института.
     Основными признаками государства являются:
     1. Территориальное деление населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах.
     В догосударственном обществе принадлежность человека к тому или иному роду обусловливалась кровным родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, проживающее на ней, превращается в подданных или граждан государства. Таким образом, возникают пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт - подданство или гражданство.
     С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало  складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.
     От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть, тогда как профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются   добровольно по тем или иным интересам.
     2. Публичная (государственная) власть.
     Носит данное название потому, что выступает от имени государства и всего народа.
     Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им  для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, то есть в профессиональном сословии управленцев, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого государственная власть существовать не может.
     Только олицетворенная в государственных органах и учреждениях публичная власть становится государственной властью, то есть той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль  в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, правоохранительным органам, тюрьмам и т. п.).
     3. Государственный суверенитет.
     Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет - обязательный признак государства. Страна, его не имеющая - это колония либо доминион.
     Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.
     Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:
     а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;
     б) её прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон);
     в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, правоохранительные органы, тюрьмы и др.).
     Самостоятельность и независимость государственной власти, в отличие от всякой другой власти внутри страны и вне её, выражается в исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.
     В Советском Союзе и бывших социалистических государствах государственная власть не была ни верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей партии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причин глубокого кризиса общества и государства.
     Суверенитет - неотъемлемое свойство государственной власти, именно он отличает государственную власть от всяких иных видов власти. Суверенитет - это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны10.
     Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны (или внутренний и внешний суверенитет).
     Внутренний суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций и т. д.).
     Внешний суверенитет - это независимость государственной власти от всякой иной власти за пределами страны.
     4. Связь государства и права.
     Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, то есть законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.
     5. Монополия на легальное применение силы и физического принуждения.
     Это заключается в возможности лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода посредством применения аппарата принуждения (армия, правоохранительные органы, принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п.) наряду с аппаратом власти и управления.
     Государственное принуждение - это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность, с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта в интересах государства11.
     Само по себе государственное принуждение - острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, стимулируется общественно полезное поведение.
     Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в тиранических, деспотических, тоталитарных государствах с антидемократическим, реакционным режимом.
     Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами, применимыми в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю и может быть обжаловано в независимом суде.
     В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.
     6. Система налогов, подати и займов.
     Данная система необходима для проведения определённой политики и содержания государственного аппарата, людей, непроизводящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью. Она характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование с помощью государственной казны, с существованием которой связаны такие явления как налоги (учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.