На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Субъекты мирового хозяйства

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.
    На  протяжении всей истории человечества экономический прогресс общества связан с развитием разделения труда, в том числе национально-территориального, международного разделения труда. Различные формы обмена экономической деятельностью между странами привели к появлению специфических, международных связей и отношений и формированию мировой экономики. Мировая экономика представляет собой глобальную, целостную систему национальных хозяйств, существующую как многоукладное экономическое пространство, основанное на взаимодействии и взаимозависимости всех его элементов.
    Активное  участие в международном разделении труда, разветвленная система мирохозяйственных связей, опосредующая межстрановые потоки материальных и финансовых ресурсов, являются необходимым условием обеспечения эффективного производства товаров и услуг даже для самых развитых и крупных государств мира. Лишь благодаря международному сотрудничеству национальные экономики в своем развитии могут, опираясь на выпуск тех видов продукции, в производстве которых они имеют какие-либо преимущества, обеспечивать поток недостающих потребительских и производственных товаров. По существу внешние экономические сделки продолжают логику внутренних сделок: и там, и здесь присутствует одна цель – максимизация полезности для потребителей и доходов для производителей.
    Все различия между внутренними и  внешними хозяйственными связями касаются скорее формы их реализации, чем существа самих процессов. Вместе с тем в международных отношениях имеются достаточно существенные отличия от отношений, складывающихся внутри страны, что наряду с растущей значимостью мирового хозяйства привело к формированию специфической отрасли экономического знания - теории мировой экономики. Мировая экономика как наука - это часть теории рыночной экономики, изучающая закономерности хозяйственного взаимодействия между различными государствами в области международного обмена товарами и услугами, движение рабочей силы, капиталов и финансовых потоков.
    С точки зрения методологии анализа  между разделами международной  экономики нет четкого деления на микро- и макроуровень, так как в каждом международном отношении отражаются интересы как отдельных субъектов этих отношений, так и национального хозяйства в целом. Опираясь на теорию мировой экономики, ученые пытаются объяснить и предсказать структуру и объем международных сделок, оценить их воздействие на внутреннюю экономику и рекомендовать такую национальную политику относительно мирохозяйственных связей, которая максимизирует национальное благосостояние.
    Исследование  сущности и форм проявления международных отношений в процессе осуществления торговых, финансово-кредитных и других внешнеэкономических операций с целью удовлетворения потребностей национальной экономики в производственных ресурсах и благах составляет предмет мировой экономики. Изучая развитие и функционирование этих отношений, мировая экономика призвана выводить соответствующие законы и, опираясь на них в теоретических обобщениях, давать рекомендации для участников международных экономических сделок. Объектом мировой экономики выступают внешнеэкономическая деятельность субъектов этих сделок, тенденции развития международных связей и контактов.
    Мировая экономика не является простой суммой слагаемых, а представляет собой  глобальную экономическую систему, в которой экономики отдельных стран настолько взаимосвязаны и переплетены между собой, что их воспроизводство, изолированное друг от друга, становится практически невозможным. Растущая и крепнущая целостность современного мира позволяет говорить о формировании мирового хозяйства как единой целостности. 
 
 
 

    Субъекты  мирового хозяйства.
    Непосредственных  субъектов мировой экономики  можно разделить на три уровня в зависимости от тех функций  и задач, которые они выполняют.
    1. Уровень субъектов хозяйственной  деятельности: различных фирм и организаций – микроуровень.
    2. Государственный уровень (макроуровень) – уровень действия различных государственных учреждений и организаций. На этом уровне путем принятия различных нормативных актов формируется среда, в которой действуют субъекты хозяйственной деятельности,  определяются правила ведения внешнеэкономической деятельности, круг возможных участников, налоговая политика в этой сфере;  формируется внешнеэкономическая политика государства.
    3. Межгосударственный уровень – уровень действия различных межгосударственных организаций, которые определяют основные правила взаимоотношений по вопросам внешнеэкономических отношений, выработанные по согласованию с государствами-членами этих организаций
    Целенаправленная  хозяйственная деятельность в мировом хозяйстве осуществляется субъектами, которые определяют состояние и развитие факторов производства, а также способы их соединения. Субъектами мирового хозяйства являются хозяйствующие единицы, обладающие необходимым капиталом, способными организовать производственную деятельность на международном хозяйственном пространстве и обладающие определенными международными правами и обязанностями. В число таких основных хозяйствующих субъектов входят национальные государства, ТНК, региональные интеграционные хозяйственные объединения, международные экономические организации.
    Государство — основной субъект мирового хозяйства. Оно представляет собой форму политической и экономической организации общества, отражающую интересы господствующего класса, группы населения. Господствующий класс, группы превращают собственные интересы в цели государства. На этой основе происходит взаимодействие государственной и хозяйственной деятельности. Это предполагает приведение экономических субъектов к определенному политическому единству. Являясь аппаратом власти, государство не только становится над обществом, но и представляет его интересы, что придает ему определенную самостоятельность.
    Развитие  государства тесно связано с  национальным хозяйством. Национальная экономика обычно представляет собой разветвленный, сбалансированный комплекс, поэтому государство должно защищать пропорциональность хозяйства, сохранять или вновь создавать структурообразующие производства, обеспечивать их защиту от разрушающего внешнего воздействия, способствовать улучшению структуры экономики и повышению ее эффективности.
    Роль  государства в экономике проявляется, прежде всего, в создании гарантированных рынков для компаний внутри страны и за рубежом, его участии в накоплении капитала, регулировании внутренних и внешних экономических связей в общенациональных интересах, непосредственно в производстве ВВП. Это достигается, в основном, перераспределением национального дохода через государственные финансы.
    В течение длительного времени  происходит увеличение финансовых средств, мобилизуемых государством. Данные по 14 развитым странам показывают, что только правительственные расходы у них возросли с 8,35 в 1870 г. до 47% в 1996 г. Норма текущих поступлений в развитых странах за 80—90-е годы XX в. поднялась с 34 до 37,5% ВВП, в развивающихся странах — до 25%. За последние десятилетия за исключением восточноевропейских стран практически нигде не происходило сокращение перераспределительной роли государства.
    • Мобилизуемые государством финансовые средства позволяли обеспечивать подготовку рабочей силы, которой в основном занимается государство. Расходы на образование только за 80—90-е годы увеличилась с 3,9 до 4,8% ВМП, расходы на здравоохранение составили 2,5% ВМП, в том числе в промышленно развитых странах — 6% их совокупного ВВП.
    • Государство во многих странах несет ответственность за социальное обеспечение населения. В целом на социальные услуги населению государства выделяют до 20% их ВВП (в развивающихся странах — около 5%).
    • Государство является активным участником хозяйственной деятельности. Приобретая товары и услуги, оно создает спрос, осуществляет капиталовложения, предоставляет субсидии. В течение прошлого века происходило снижение доли частного потребления и повышение государственного. В 1820 г. частное потребление в ныне развитых странах, очевидно, составляло 85% ВВП, в конце XX в. — порядка 60% (табл. 1.). Наибольшая доля государственного потребления отмечается в странах с высоким уровнем дохода и самых бедных странах.
    Таблица 1.
    Потребление правительственных организаций, % ВМП1
 
     
               1980                    1999
    Потребление правительств            15           15
    Частное потребление            61           62
    Капиталовложения            25           22
    Экспорт товаров и услуг            20           22
    Баланс          —1            0
 
    В общегосударственное потребление  входят также расходы местных  органов власти, соответственно его  показатели будут значительно выше.
    Государственное потребление создает для компаний достаточно гарантированный и емкий  рынок сбыта. Он оказывает на положение национальных хозяйствующих субъектов не только прямое, но и косвенное воздействие. Государственные заказы образуют цепную реакцию в хозяйстве, обеспечивая возможность реализации товаров и услуг не только фирм-контракторов, но и фирм-субподрядчиков.
    • Государство прямо и косвенно влияет на размеры и структуру капиталовложений. Роль государственных капиталовложений в конце века сократилась, но она остается значительной, колеблясь в пределах 0,7 — 14% ВВП.
    • Государственное кредитование и субсидирование — важный инструмент воздействия на инвестиционный процесс и потребление частного сектора. По оценкам, субсидии, предоставляемые предпринимательскому сектору, в среднем составляют 2,5% ВМП. Развитие целого ряда отраслей напрямую зависит от государственных капиталовложений и субсидий. Ярким примером этого является сельское хозяйство и научно-исследовательская сфера в развитых странах.
    • Государство выступает крупным работодателем, обеспечивая до 20% занятости населения.
    • Государство непосредственно занимается предпринимательской деятельностью. Поскольку прямое огосударствление производства ограничивает частную собственность, правящие круги используют его, когда с помощью других мер не удается справиться с противоречиями в воспроизводственном процессе, с возникшими трудностями. Обычно усиление предпринимательской функции государства и расширение государственной собственности характерны для решения социально-политических задач, для мобилизационного типа развития (во время войн, кризисов, послевоенного восстановления) и для догоняющего типа развития. В промышленно развитых странах Запада в 70-е годы государственные предприятия обеспечивали до 20 % ВВП. В настоящее время экономическая роль государства в большей мере сводится к воздействию на производственные процессы через перераспределение национального дохода, регулирование воспроизводства.
    В целом государство, используя свою властную монополию, определяет национальную стратегию, разрабатывает правовые основы развития общества, регулирует денежно-кредитные отношения, развитие инфраструктуры, социальной сферы, обеспечивает внешнюю безопасность. Объектом его воздействия выступают все пропорции национального производства. Направленность и характер решения этих задач зависят от соотношения между различными группами населения, целенаправленной деятельности правящих групп, ее соответствия интересам всего общества.
    Обеспечение общенациональных, общегосударственных  интересов исторически означало предпочтение собственной территории. Для собственных хозяйствующих  субъектов, населения создавались предпочтительные возможности хозяйственной деятельности. В рамках национальной хозяйственной системы государство обеспечивало определяющее место внутренним экономическим, национальным и культурным связям. Это предопределяло самостоятельную роль национального хозяйства в мировой экономической системе. Государственное воздействие на другие субъекты мирового хозяйства и на систему в целом соизмеряется с хозяйственным потенциалом государства и ролью национальных хозяйствующих субъектов на международных рынках.
    Транснациональные компании занимают особое место в мировом хозяйстве, оказывая разностороннее влияние на его функционирование, на положение других хозяйствующих субъектов и подсистем.
    Среди исследователей нет единообразного понимания международных хозяйственных объединений. Их именуют международными, многонациональными, глобальными, сверхнациональными, транснациональными корпорациями. Данные названия отражают поиск соответствующего выражения различных функций компаний, действующих на различных экономических пространствах.
    К многонациональным, транснациональным  компаниям относят хозяйственные  предприятия, действующие в двух или более странах и в операциях  которых содержится определенный зарубежный компонент (экспорт и зарубежное производство составляют 25% оборота). Они имеют такую систему принятия решений, которая позволяет осуществлять согласованную политику и общую стратегию из одного или нескольких центров, оказывать соответствующее воздействие на других участников общей хозяйственной структуры. Обычно эти компании представляют собой разросшиеся в международном масштабе производственные комплексы, внутренние связи между составными частями которых носят не рыночный, а производственный характер.
    По  национальному составу капитала международные компании делят на две группы: транснациональные и собственно международные, многонациональные компании. Ведущее место занимают ТНК, которые являются национальными по капиталу и международными по месту его приложения. Международные по капиталу компании немногочисленны и стоят на втором месте. К ним, например, относятся англо-голландские «Ройял датч Шелл», «Юнилевер», шведско-швейцарская «АСЕА-Браун Бовери», англо-американская «Бритиш Петролеум-Амоко» и другие. Препятствием на пути развития международных по капиталу компаний выступает национальная клановость группировок капитала.
    Формирование  ТНК в основном относится к 60-м  годам XX в., когда ведущие компании западных стран начали осуществлять массированный вывоз капитала. Углубление общественного разделения труда и внедрение новых технологий создали возможности пространственного разделения отдельных технологических процессов, а появление новых средств транспорта и связи способствовало реализации этих возможностей. Ранее единый процесс производства в рамках отдельных производственных единиц стал дробиться и размещаться с учетом различий в ценах национальных факторов производства. Получила развитие пространственная децентрализация производства в планетарном масштабе при концентрации капитала.
    Влияние и масштабы деятельности ТНК растут. В 1998 г. насчитывалось свыше 63 тыс. подобных объединений, а в      1970 г. — 7 тыс. В сферу их деятельности входит около 700 тыс. дочерних компаний и отделений за границей. В целом ТНК обеспечивают 25% мирового производства, но при этом следует иметь в виду, что основная их хозяйственная деятельность сосредоточена в странах базирования. На страны базирования приходится 2/3 объема их производства.
    Экономическая мощь ТНК высоко концентрирована. На 100 крупнейших ТНК (0,16% их общего числа) приходится 15% зарубежных активов всех международных компаний и 22% их международных продаж. Странами базирования почти всех крупнейших ТНК являются США, Япония и ЕС. Крупнейшие транснациональные компании по объему оборота нередко превосходят ВВП целого ряда развивающихся и малых развитых стран. Так, оборот американской «Дженерал моторз» превышает объем ВВП Норвегии и Финляндии2.
    Организационная структура ТНК, как правило, представляет собой форму многоотраслевого концерна. Головная компания выступает оперативным штабом корпорации. На базе широкомасштабной специализации и кооперирования она осуществляет технико-экономическую политику и контроль за деятельностью заграничных компаний и филиалов. Они обычно располагают комбинатной структурой, собственными кредитно-финансовыми и исследовательскими учреждениями.
    Все транснациональные компании проводят широкую внешнеэкономическую экспансию. Внешнеэкономические операции ТНК  развиваются на основе широкой сети их заграничных предприятий. Продажи  филиалов и дочерних компаний превышают объем мирового экспорта. В результате их международных торговых операций более трети мировой торговли осуществляется в рамках транснациональных комплексов.
    В основе стратегии ТНК находится  мировой подход, предусматривающий оптимизацию результатов не каждого отдельного звена, а для объединения в целом. С этой целью используются различные внутрифирменные переводные, (трансфертные) цены. Принимая решение увеличить выпуск готовых товаров или полуфабрикатов на каком-либо зарубежном рынке, корпорация учитывает такие условия, как важность данного рынка с точки зрения перспектив его роста, способность заграничных предприятий конкурировать с местными производителями однотипной продукции, курс валюты, торговые ограничения, транспортные расходы. Мировая стратегия исходит также из конфигурации отрасли и ее координации. При решении проблемы географии, территориального размещения предприятий возможен выбор от предельной концентрации до дисперсного размещения по многим странам различных функциональных блоков — исследования и разработки, материальное снабжение, производственный процесс, маркетинг, послепродажное обслуживание.
    ТНК проникают на рынки других стран  за счет имеющихся у них монопольных  преимуществ, дающих возможность использовать факторы производства других стран. Основными источниками капиталовложений выступают сами принимающие и третьи страны. У американских ТНК доля самофинансирования и рефинансирования составляет около 16% инвестиционных расходов. Основные финансовые средства (45%) мобилизуются на рынке принимающей страны, т.е. принимающие страны в основном сами финансируют деятельность иностранных ТНК.
    ТНК обладают большими возможностями воздействия  на экономику стран пребывания. Приток их прямых инвестиций достигает 5% мировых валовых вложений в основной капитал. Операции между подразделениями ТНК, расположенными в разных странах, представляют собой существенную часть внешнеторговых оборотов и расчетов даже крупных западных стран.
    На  торговлю в рамках ТНК и связанную  с ними торговлю между независимыми компаниями приходится в общей сложности примерно 2/3 мирового торгового оборота. Доля ТНК в экспорте промышленной продукции некоторых малых стран превышает 50% (Венгрия, Малайзия).
    Существующий  порядок свободного перемещения  капитала позволяет ТНК переводить из страны в страну в своих интересах огромные объемы капитала.
    Стратегия ТНК и стратегия государства, ориентированная на процветание  страны, стали расходиться. Сферы  их деятельности больше не перекрывают  одна другую. ТНК в своей деятельности выходят далеко за границы национальных государств. Многие национальные государства располагают более ограниченными, чем раньше, возможностями самостоятельно перераспределять прибыль. Между государством и ТНК нарастает структурная напряженность, увеличиваются расхождения между интересами глобальных участников рынка, с одной стороны, и интересами национальных общественных и политических сил — с другой.
    Мировая направленность деятельности ТНК, их стремление к максимальному увеличению прибыли  нередко приходят в противоречие с интересами принимающих стран. В связи с тем, что государство должно являться выразителем национальных интересов и обладает суверенитетом на определенной территории, национальный капитал стремится обойти или выхолостить монополию государства на власть. ТНК предпринимают попытки относиться к иностранному государству как к обычному хозяйствующему субъекту.
    Как отмечалось, у абсолютного большинства  ТНК подавляющая часть их деловой  активности связана со страной базирования. Нередко их зарубежная деятельность следует общей хозяйственной стратегии страны базирования, что создает возможность для пересечения юрисдикции страны базирования и принимающей страны.
    ТНК как субъект хозяйствования в  мировой экономике занимает своеобразное положение. На международной арене они де-факто имеют экономические права, но не имеют международных обязательств. Попытки регулирования деятельности ТНК были предприняты еще в 70-е годы. В рамках ООН велись переговоры о заключении многостороннего соглашения по регулированию деятельности ТНК, которое поставило бы их деятельность в определенные рамки. Эти усилия встретили сопротивление ведущих западных стран. В последующие годы страны стали определять свои отношения с конкретными ТНК на двухстороннем уровне. Эта практика создает определенные противоречия между интересами транснационального капитала и национального государства. Конкретное проявление этих противоречий зависит от экономической мощи субъектов отношений, положения дочерних компаний ТНК в стране пребывания.
    Международные экономические организации относятся  к числу важных субъектов мирового хозяйства. Они обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.
    Под международными правительственными экономическими организациями понимаются международные  организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров для выполнения определенных целей. Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью.
    В международных экономических организациях выделяют:
    1. Межгосударственные универсальные  организации, цель и предмет  деятельности которых представляют  интерес для всех государств  мира. Это, прежде всего, система Организации Объединенных Наций, включающая ООН (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат) и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными международными экономическими организациями. Среди них можно выделить Международный Валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и его дочерние организации – Международную финансовую корпорацию (МФК) и Международную ассоциацию развития (МАР), а также Всемирную торговую организацию (ВТО) и Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
    2. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в том числе экономических и финансовых. Примером организаций первого типа служит Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Данные организации также могут создаваться на основе критериев экономического развития входящих в них государств. Типичным примером здесь является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая промышленно развитые страны различных регионов мира (второй тип организаций).
    3. Международные экономические организации,  функционирующие в отдельных  сегментах мирового рынка. В  этом случае они чаще всего  выступают в форме товарных  организаций (соглашений), объединяющих  широкий или узкий круг стран.
    4. Международные экономические организации,  представленные полуформальными  объединениями типа «семерки». От состояния экономики этих лидеров мирового хозяйства во многом зависит экономическая «погода» на всей планете. Поэтому в ходе ежегодных конференций они наряду с другими вопросами рассматривают наиболее актуальные проблемы мировой экономики и вырабатывают общую линию поведения. Эти решения часто определяют политику МВФ, МБРР и других международных экономических организаций. Россия утвердилась как член «большой восьмерки» на 24-м саммите (Бирмингем, май 1998 г.). К этому виду организаций также следует отнести Парижский клуб стран-кредиторов (действующий на межгосударственном уровне) и Лондонский клуб (действующий на межбанковском уровне).
    5. Различные торгово-экономические,  валютно-финансовые и кредитные,  отраслевые или специализированные  экономические и научно-технические  организации.
    Среди своеобразных субъектов мирового хозяйства  можно назвать транснациональные  объединения, такие как Европейский союз, НАФТА и МЕРКОСУР, АСЕАН и АТЭС.
    В качестве носителей международной  экономической деятельности наибольшее значение имеют Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции  и развития. Последний вместе с  созданными им дочерними организациями (Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP) и др.) образует группу Мирового банка (МБ), или Всемирного банка.
    МВФ и МБРР были созданы в 1944 г. как специализированные координационные валютные органы. Их деятельность в определенной мере взаимосвязана. Членство в МБ невозможно без участия в МВФ.
    МВФ по своим целям изначально должен был содействовать развитию международной  торговли путем устранения ограничений  по международным текущим операциям  и введения обратимости валют. В этой связи фонд оказывал финансовую помощь для устранения дефицитов платежных балансов и обеспечения устойчивости валютных курсов.
    В 80—90-е годы Фонд превратился в крупный финансовый центр. Основное место в его деятельности стало занимать кредитование, направленное на цели экономического развития и структурной перестройки хозяйства. МВФ стал преимущественно предоставлять кредиты на осуществление конкретных экономических программ. Финансирование программ экономического развития практически превратило его в международный банк. Средства на осуществление экономических программ и регулирование валютной сферы образуются за счет взносов стран-членов на основе определенных квот и за счет займов на частных рынках ссудного капитала.
    Со  второй половины 80-х годов объектом воздействия МВФ выступают только развивающиеся страны и страны с  переходной экономикой. Развитые страны перестали пользоваться кредитами МВФ.
    Мировой банк, являясь признанным субъектом  мирового хозяйства, выступает крупнейшим инвестиционным учреждением. В последние  десятилетия он осуществляет кредитование конкретных проектов в развивающихся  странах и странах с переходной экономикой. Кредиты Мирового банка покрывают в основном около 30% общей стоимости проектов. Основную часть расходов несет страна-заемщик. За более чем полувековую деятельность Банк выдал кредиты на сумму свыше 300 млрд. долл. Его деятельность координировалась МВФ.
    Дочерние учреждения МБ специализируются на выполнении особых  задач. МФК оказывает содействие росту частного сектора развивающихся стран, a MAP — помощь беднейшим странам на льготных условиях.
    Участниками мирового хозяйства выступают региональные интеграционные объединения. Их насчитывается свыше 20. Они представляют собой межгосударственные экономические образования, ставящие своей целью постепенное объединение их хозяйств путем сближения и изменения хозяйственных механизмов, прежде всего, во внешнеэкономической сфере.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.