На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа История древнерусского государства

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО 

1. Образование Древнерусского  государства
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного  процесса разложения родоплеменного строя  и перехода к классовому обществу.
Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению  из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу  рядовых общинников, нуждается для  поддержания своего господства в  государственных структурах.
Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы  племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием (VI в.) Есть сведения о некоем русском князе Бравлине, который воевал в хазарско-византийском Крыму в VIII-IX вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании — третьего крупного объединения славян — точно не установлено.
Согласно "Повести временных лет", русская  княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства  историков, выходцам из Скандинавии), изгнали  их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую  над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии. ( 6: С24)
Норманнская теория
Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А. Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей.
Если  варяжская легенда не вымысел (так  считает большинство историков), рассказ о призвании варягов  свидетельствует лишь о норманнском  происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении  власти была довольно типична для  Средневековья.
Датой образования Древнерусского государства  условно считается 882 г., когда князь  Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.  

2. Социально-экономическое  развитие
Сельское  хозяйство 
Основу  хозяйства составляло пашенное земледелие. На юге пахали в основном плугом, или ралом, с двойной упряжкой волов. На севере — сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом, зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа.
Были  известны двухпольный и трехпольный  севообороты. Двуполье заключалось  в том, что вся масса обрабатываемой земли делилась на две части. Одна из них использовалась для выращивания  хлеба, вторая "отдыхала" — находилась под паром. При трехпольном севообороте  помимо пара и озимого поля выделялось еще и яровое. На лесном севере количество старопахотных земель не было столь  значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского  хозяйства. (7: С12)
У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием внешней торговли увеличился спрос на пушнину.
Ремесло
Промыслы  и ремесло, развиваясь, все более  отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства  совершенствуются приемы домашнего  ремесла — обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное  производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых европейских  стран. Особенно славились ювелирные  изделия, кольчуги, клинки, замки.  

Торговля 
Внутренняя  торговля в Древнерусском государстве  была развита слабо, поскольку в  экономике господствовало натуральное  хозяйство. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и  поддерживавшего их своим авторитетом  на международных рынках. В Византии и странах Востока реализовывалась  значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия  ремесленников — оружейников  и злато кузнецов, рабов. Ввозились  в основном предметы роскоши: виноградные  вина, шелковые ткани, ароматные смолы  и приправы, дорогое оружие.
Ремесло и торговля сосредотачивались в  городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой — страной городов. В русских летописях на начало XIII в. упоминаются более 200 городов. Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.
Социальный  строй 
Процесс формирования в Киевской Руси основных классов феодального общества слабо  отражен в источниках. Это одна из причин, почему вопрос о характере  и классовой основе Древнерусского государства является дискуссионным. Наличие в хозяйстве различных  экономических укладов дает основание  ряду специалистов оценивать Древнерусское  государство как раннеклассовое, в котором феодальный уклад существовал  наряду с рабовладельческим и  патриархальным.
Большинство ученых поддерживают мысль академика  Б.Д.Грекова о феодальном характере Древнерусского государства, так как развитие феодальных отношений стало с IX в. ведущей тенденцией в социально-экономическом развитии Древней Руси. (7: С 44)
Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым  он применяет различные формы  экономического и внеэкономического  принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который  он получил от феодала или феодального  государства, и является собственником  орудий труда, жилища и т.д.
Начавшийся  процесс превращения родоплеменной  знати в собственников земли  в первые два столетия существования  государства на Руси прослеживается, главным образом, лишь на археологическом  материале. Это богатые погребения бояр и дружинников, остатки укрепленных  пригородных имений (вотчин), принадлежавших старшим дружинникам и боярам. Класс феодалов возникал также путем  выделения из общины наиболее зажиточных ее членов, которые превращали в  собственность часть общинных пахотных земель. Расширению феодального землевладения  способствовали и прямые захваты  общинных земель со стороны родоплеменной  знати. Рост экономического и политического  могущества землевладельцев приводил к установлению различных форм зависимости рядовых общинников от землевладельцев.
Категории населения 
Однако  в Киевский период оставалось довольно значительное количество свободных  крестьян, зависимых лишь от государства. Сам термин "крестьяне" появился в источниках лишь в XIV в. Источники  периода Киевской Руси называют зависимых  от государства и великого князя  общинников людьми, или смердами.
Основной  общественной ячейкой земледельческого населения продолжала оставаться соседская  община — вервь. Она могла состоять из одного большого села или из нескольких небольших поселений. Члены верви  были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершенные  на территории верви, круговой порукой. В состав общины (верви) входили не только смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники), которые  обеспечивали потребности общины в  ремесленных изделиях и работали в основном на заказ. Человек, порвавший  связи с общиной и не пользовавшийся ее покровительством, назывался изгоем.
С развитием  феодального землевладения появляются разнообразные формы зависимости  земледельческого населения от землевладельца. Распространенным названием временно зависимого крестьянина был закуп. Так называли человека, получившего  от землевладельца купу — помощь в  виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязанного вернуть или  отработать купу с процентами. Другой термин, относящийся к зависимым  людям — рядович, т.е. человек, заключивший  с феодалом определенный договор  — ряд и обязанный выполнить  различные работы согласно этому  ряду. (2: С 115)
В Киевской Руси наряду с феодальными отношениями  существовало патриархальное рабство, не игравшее, однако, значительной роли в экономике страны. Рабы назывались холопами или челядью. В рабство  попадали, прежде всего, пленники, но широкое  распространение получило временное  долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых  вотчинах были и так называемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным хозяйством.
Вотчина
Основной  ячейкой феодального хозяйства  была вотчина. Она состояла из княжеской  или боярской усадьбы и зависимых  от нее общин-вервей. В усадьбе  находились двор и хоромы владельца, закрома и амбары с "обилием", т.е. запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отраслями хозяйства  ведали специальные управляющие  — тиуны и ключники, во главе  всей вотчинной администрации стоял  огнищанин. Как правило, в боярской или княжеской вотчине работали ремесленники, обслуживавшие барское  хозяйство. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг. Источники не позволяют однозначно судить о господствующей форме феодальной эксплуатации в вотчине. Возможно, что какая-то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила землевладельцу натуральный оброк.
Городское население также попадало в зависимость  от княжеской администрации или  феодальной верхушки. Вблизи городов  крупные феодалы основывали часто  специальные поселения для ремесленников. С целью привлечения населения  владельцы сел предоставляли  определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого  такие ремесленные поселения  назывались свободами или слободами.
Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали сопротивление  со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствует  и суровость наказания, предусмотренного за подобный побег — превращение  в полного, "обельного", холопа. Данные о различных проявлениях  классовой борьбы содержит "Русская  правда". В ней говорится о  нарушениях границ земельных владений, поджоге бортных деревьев, убийствах  представителей вотчинной администрации, кражах имущества.(7: С 122)
3. Политика первых  киевских князей
Х век 
После Олега (879-912) княжил Игорь, которого называют Игорем Старым (912-945) и считают сыном  Рюрика. После его гибели во время сбора дани в земле древлян в 945 г. остался сын Святослав, которому в это время было четыре года. Регентшей при нем стала вдова Игоря княгиня Ольга. Летописи характеризуют княгиню Ольгу как мудрую и энергичную правительницу.
Около 955 г. Ольга совершила поездку  в Константинополь, где приняла  христианство. Этот визит имел также  и большое политическое значение. Вернувшись из Константинополя, Ольга  официально передала власть сыну Святославу (957-972).
Святослав, прежде всего, был князем-воином, стремившимся приблизить Русь к крупнейшим державам тогдашнего мира. Вся его короткая жизнь прошла почти в непрерывных  походах и сражениях: он разгромил  Хазарский каганат, нанес сокрушительное поражение печенегам под Киевом, совершил два похода на Балканы.
После гибели Святослава великим князем стал его сын Ярополк (972-980). В 977 г. Ярополк  поссорился со своим братом, древлянским князем Олегом, и начал против него военные действия. Древлянские дружины князя Олега были разбиты, а сам он погиб в бою. Древлянские земли были присоединены к Киеву.
После смерти Олега княживший в Новгороде  третий сын Святослава Владимир бежал  к варягам. Ярополк послал в Новгород своих наместников и стал, таким  образом, единоличным правителем всего  Древнерусского государства.
Вернувшись  через два года в Новгород, князь  Владимир изгнал из города киевских наместников  и вступил в войну с Ярополком. Основным ядром войска Владимира  была наемная варяжская дружина, которая пришла вместе с ним.
Жестокое  столкновение между войсками Владимира  и Ярополка произошло в 980 г. на Днепре близ города Любеча. Победу одержала дружина Владимира, а великий князь Ярополк вскоре был убит. Власть на всей территории государства перешла в руки великого князя Владимира Святославича (980-1015). (1: С 76)
Расцвет Древнерусского государства 
В княжение Владимира Святославича к Древнерусскому государству были присоединены червенские города — восточнославянские земли по обе стороны Карпат, земля вятичей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила более действенную защиту страны от кочевников-печенегов.
Владимир  стремился не только к политическому  объединению восточнославянских земель. Он хотел подкрепить это объединение  единством религиозным, унифицировав традиционные языческие верования. Из многочисленных языческих богов  он выбрал шесть, которых провозгласил верховными божествами на территории своего государства. Фигуры этих богов (Даждь-бога, Хорса, Стрибога, Семаргла и Мокоши) он распорядился поставить рядом со своим теремом на высоком киевском холме. Возглавлял пантеон Перун—бог громовержец, покровитель князей и дружинников. Поклонение другим богам жестоко преследовалось.
Однако  языческая реформа, получившая название первой религиозной реформы, не удовлетворила  князя Владимира. Проведенная насильственным способом и в кратчайшие сроки, она  не могла быть успешной. Кроме того, она никак не отразилась на международном  престиже Древнерусского государства. Христианскими державами языческая  Русь воспринималась как варварское государство.
Давние  и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к  тому, что Владимиром в 988 г. было принято  христианство в православном его  варианте. Проникновение христианства на Русь началось задолго до признания  его официальной государственной  религией. Христианами были княгиня  Ольга и князь Ярополк. Принятие христианства уравняло Киевскую Русь с соседними государствами, Христианство оказало огромное влияние на быт  и нравы Древней Руси, политические и правовые отношения. Христианство, с его более развитой по сравнению  с язычеством богословско-философской  системой, более сложным и пышным культом, дало огромный толчок развитию русской культуры и искусства.
Чтобы укрепить свою власть в различных  частях обширного государства, Владимир назначил своих сыновей наместниками в различные города и земли Руси. После смерти Владимира между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть.
Один  из сыновей Владимира, Святополк (1015-1019), захватил власть в Киеве и объявил  себя великим князем. По приказу  Святополка были убиты трое его братьев  — Борис ростовский, Глеб муромский и Святослав древлянский.
Занимавший  престол в Новгороде Ярослав  Владимирович понимал, что опасность  угрожает и ему. Он решил выступить  против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Войско Ярослава состояло из новгородцев и наемников-варягов. Междоусобная война между братьями завершилась бегством Святополка в  Польшу, где он вскоре умер. Ярослав  Владимирович утвердился в качестве Великого князя Киевского (1019-1054).
В 1024 г. против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский. В результате этой усобицы братья поделили государство на две части: область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу, а территория западнее Днепра осталась за Ярославом. После смерти Мстислава в 1035 г. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси.
Время Ярослава — это время расцвета Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государств Европы. Самые  могущественные государи стремились в  это время к союзу с Русью. (1: С 129) 

Первые  признаки раздробленности 
Киевской  державе считался весь княжеский  род, а каждый отдельный князь  считался только временным владельцем княжества, которое доставалось  ему по очереди старшинства. После  смерти великого князя на его место "садился" не его старший сын, а старший в роду между князьями. Его освободившийся удел доставался также следующему по старшинству  среди остальных князей. Таким  образом, князья передвигались из одной  области в другую, из менее в  более богатую и престижную. По мере увеличения княжеского рода расчет по старшинству становился все труднее. В отношения князей вмешивалось  боярство отдельных городов и  земель. Способные и даровитые  князья стремились подняться выше старших  родичей.
После смерти Ярослава Мудрого Русь вступила в период княжеских усобиц. Однако о феодальной раздробленности в  это время говорить еще нельзя. Она наступает, когда окончательно сформировываются отдельные княжества  — земли со своими столицами, а  на этих землях закрепляются свои княжеские  династии. Борьба же между сыновьями  и внуками Ярослава Мудрого была еще борьбой, направленной на поддержание  принципа родового владения Русью.
Ярослав Мудрый перед смертью разделил Русскую  землю между своими сыновьями  — Изяславом (1054-1073, 1076-1078), Святославом (1073-1076) и Всеволодом (1078-1093). Княжение последнего из сыновей Ярослава, Всеволода, было особенно беспокойным: младшие князья ожесточенно враждовали из-за уделов, половцы часто нападали на русские земли. Сын Святослава, князь Олег, вступил в союзные отношения с половцами и неоднократно приводил их на Русь. (9: С 113)
Владимир  Мономах 
После смерти князя Всеволода его сын  Владимир Мономах имел реальные шансы  занять княжеский престол. Но наличие  в Киеве достаточно могущественной боярской группировки, настроенной  против потомков Всеволода в пользу детей князя Изяслава, имевших  больше прав на княжеский стол, заставило  Владимира Мономаха отказаться от борьбы за киевский стол.
Новый великий князь Святополк II Изяславич (1093-1113) оказался слабым и нерешительным полководцем и плохим дипломатом. Его спекуляции хлебом и солью во время голода, покровительство ростовщикам вызывали озлобление среди киевлян. Смерть этого князя послужила сигналом к народному выступлению. Горожане разгромили двор киевского тысяцкого, дворы ростовщиков. Боярская дума пригласила на киевский стол популярного среди народа князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125). Летописи в большинстве своем дают восторженную оценку княжению и личности Владимира Мономаха, называя его образцовым князем. Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю.
После его смерти единство Руси еще держалось  при его сыне Мстиславе Великом (1125-1132), после чего Русь окончательно распалась на отдельные самостоятельные  земли-княжества. (4: С48) 

4. Раннефеодальная  монархия
Управление 
Древнерусское государство было раннефеодальной  монархией. Во главе государства  стоял киевский великий князь.
Отдельными  землями страны ведали родственники великого князя — удельные князья или его посадники. В управлении страной великому князю помогал  особый совет — боярская дума, в  которую входили младшие князья, представители племенной знати  — бояре, дружинники.
Княжеская дружина занимала важное место в  руководстве страной. Старшая дружина  фактически совпадала по своему составу  с боярской думой. Из старших дружинников  обычно назначались княжеские наместники в наиболее крупные города. Младшие  дружинники (отроки, гриди, детские) выполняли  в мирное время обязанности мелких управителей и слуг, а в военное  были воинами. Они обычно пользовались частью княжеских доходов, например, судебных пошлин. Князь делился с  младшей дружиной собираемой данью и военной добычей. Старшая дружина имела иные источники дохода. На ранних этапах существования Древнерусского государства старшие дружинники получали от князя право на дань с определенной территории. С развитием феодальных отношений они становились собственниками земли, владельцами вотчин. Местные князья, старшие дружинники имели собственные дружины и боярские думы.
Военные силы Древнерусского государства состояли из отрядов профессиональных воинов — княжеских и боярских дружинников  и народного ополчения, собиравшегося  в особо важных случаях. Большую  роль в войске играла конница, пригодная  для борьбы с южными кочевниками  и для дальних походов. Конницу  составляли в основном воины-дружинники. Киевские князья располагали также  значительным ладейным флотом и совершали  дальние военные и торговые экспедиции.
Кроме князя и дружины, значительную роль в жизни Древнерусского государства  играло вече. В некоторых городах, например, в Новгороде, оно действовало  постоянно, в других — собиралось лишь в чрезвычайных случаях.  

Сбор  дани
Население Древнерусского государства облагалось данью. Сбор дани назывался полюдье. Ежегодно в ноябре князь с дружиной начинал объезд подвластных ему  территорий. Собирая дань, он осуществлял  при этом судебные функции. Размер государственных  повинностей при первых киевских князьях не был зафиксирован и  регулировался обычаем. Попытки  князей увеличивать дань вызывали сопротивление  населения. В 945 г. киевский князь Игорь, попытавшийся произвольно увеличить  размер дани, был убит восставшими  древлянами.
После убийства Игоря его вдова, княгиня  Ольга, объехала некоторые части  Руси и, по словам летописи, "уставила уставы и уроки", "оброки и дани", то есть установила фиксированный размер повинностей. Ею же были определены места  сбора податей: "становища и  погосты". На смену полюдью постепенно приходит новая форма получения  дани — повоз — доставка дани податным населением в специально установленные места. В качестве единицы обложения было определено крестьянское земледельческое хозяйство (дань от рала, плуга). В некоторых случаях дань брали от дыма, то есть с каждого дома, имеющего очаг.
Почти вся собранная князьями дань представляла собой предмет экспорта. Ранней весной, по высокой полой воде дань отправлялась для продажи в Константинополь, где обменивалась на золотые монеты, дорогие ткани и овощи, вино, предметы роскоши. Почти все военные походы русских князей на Византию были связаны  с обеспечением для этой межгосударственной торговли наиболее благоприятных условий  безопасности на торговых путях. (16: С25)
"Русская  правда"
Первые  сведения о существовавшей на Руси системе права содержатся в договорах  киевских князей с греками, где сообщается о так называемом "законе Русском", текст которого мы не знаем.
Наиболее  ранний из дошедших до нас юридический  памятник — "Русская правда". Самую  древнюю часть этого памятника  называют "Древнейшей правдой", или "Правдой Ярослава". Возможно, она представляет собой грамоту, изданную Ярославом Мудрым в 1016 г. и  регулирующую взаимоотношения княжеских  дружинников между собой и  с жителями Новгорода. Кроме "Древнейшей правды" в состав "Русской правды" входят юридические установления сыновей  Ярослава Мудрого — "Правда Ярославичей" (принята около 1072 г.). "Устав Владимира  Мономаха" (принят в 1113 г.) и некоторые  другие юридические памятники.
В "Правде Ярослава" говорится о таком  пережитке патриархально-общинных отношений, как кровная месть. Правда, этот обычай уже отмирает, так как  разрешена замена кровной мести  денежным штрафом (вирой) в пользу семьи  убитого. "Древнейшая правда" также  предусматривает наказания за побои, нанесение увечий, удары палками, чашами, питьевыми рогами, укрывательство беглого холопа, порчу оружия и  одежды.
За  уголовные преступления "Русская  правда" предусматривает штраф  в пользу князя и вознаграждение в пользу потерпевшего. За наиболее тяжелые уголовные преступления предусматривалась потеря всего  имущества и изгнание из общины или  лишение свободы. Такими тяжкими  преступлениями считались разбой, поджог, конокрадство.( 13: 122)  

Церковь
Кроме гражданского права в Киевской Руси существовало и церковное право, регулирующее долю церкви в княжеских  доходах, круг преступлений, подлежащих церковному суду. Это церковные уставы князей Владимира и Ярослава. Церковному суду подлежали семейные преступления, колдовство, богохульство и суд над  людьми, принадлежащими к церкви.
После принятия христианства на Руси возникает  церковная организация. Русская  церковь считалась частью вселенской Константинопольской патриархии. Ее глава — митрополит — назначался константинопольским патриархом. В 1051 г. киевский митрополит был впервые  избран не в Константинополе, а в  Киеве собором русских епископов. Это был митрополит Иларион, выдающийся писатель и церковный деятель. Однако последующие киевские митрополиты по-прежнему назначались Константинополем.
В крупных  городах были учреждены епископские  кафедры, бывшие центрами крупных церковных  округов — епархий. Во главе епархий  находились епископы, назначаемые киевским митрополитом. Епископам подчинялись все расположенные на территории его епархии церкви и монастыри. Князья давали на содержание церкви десятую часть получаемых даней и оброков — десятину.
Особое  место в церковной организации  занимали монастыри. Монастыри создавались  как добровольные сообщества людей, отказавшихся от семьи и от обычной  мирской жизни и посвятивших  себя служению Богу. Самым известным  русским монастырем этого периода  был основанный в середине XI в. Киево-Печерский  монастырь. Так же как и высшие церковные иерархи — митрополит и епископы, монастыри владели  землей и селами, занимались торговлей. Скапливавшиеся в них богатства  расходовались на строительство  храмов, украшение их иконами, переписку  книг. Монастыри играли очень важную роль в жизни средневекового общества. Наличие в городе или княжестве  монастыря, по представлениям людей  того времени, способствовало стабильности и процветанию, так как считалось, что "молитвами иноков (монахов) мир  спасается".
Церковь имела большое значение для Русского государства. Она способствовала укреплению государственности, объединению отдельных  земель в единую державу. Невозможно также переоценить влияние церкви на развитие культуры. Через церковь  Русь приобщилась к византийской культурной традиции, продолжая и  развивая ее. (6 : С212) 

5. Внешняя политика
Основными задачами, стоявшими перед внешней  политикой Древнерусского государства, были борьба со степными кочевниками, защита торговых путей и обеспечение  наиболее благоприятных торговых связей с Византийской империей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.