На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа БССР в период создания Союза Советских Социалистических Республик

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Академия  МВД Республики Беларусь 

Кафедра

  теории и истории  государства и  права 
 
 
 

Контрольная работа по теме №29:
БССР  в период создания Союза Советских  Социалистических Республик. 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2003

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание: 

    Правовые  формы взаимодействия БССР и РСФСР  до 1923 г.
    Концепции строительства единого советского союзного государства. Декларация об создании СССР и Союзный договор.
    Принятие первой Конституции СССР.
    Формирование основ советской правовой системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение. 

    В данной контрольной работе мы рассмотрим такие вопросы как: правовые формы взаимодействия БССР и РСФСР до 1923 г., концепции строительства единого советского союзного государства. Декларация об создании СССР и Союзный договор, а также принятие первой Конституции СССР и формирование основ советской правовой системы. 
    От  гражданской войны к миру Беларусь переходила в условиях сложной международной  обстановки и тяжелого внутреннего  экономического кризиса. Объем промышленного  производства за семь лет (1913-1920 гг.) снизился на 23,3 процента. В городах царила безработица. Было разорено сельское хозяйство. Посевные площади зерновых составили менее 60, а картофеля – 45 процентов к уровню 1913 года. Это отразилось на жизненном уровне населения, которое испытывало нужду в самых необходимых товарах промышленного и сельскохозяйственного производства.
    Таким образом, назрела острая необходимость  пересмотра экономической политики, реформирования центрального и местного аппаратов управления, совершенствования  административно - территориального устройства республики, укрепления конституционной  законности и правопорядка, повышения роли права во всех областях жизни государства.
    Вопросы политической, экономической и культурной жизни БССР 20-30-х годов исследованы  учеными-историками в целом хорошо, а вот проблемы взаимоотношений  БССР и РСФСР, развития права, хода процесса белорусизации до последнего времени  даже не являлись предметом научного осмысления. Не проводились по этим вопросам специальных исследований, нет соответствующей литературы.
    Может быть поэтому авторы выделили из всего  курса «Истории государства и  права Республики Беларусь» особую тему «Государство и право БССР в 20-30-е годы», в которой сделали  попытку осветить вышеназванные  вопросы.
    В 20-30-е годы БССР вступила в период создания Союза Советских Социалистических Республик. 
 
 
 
 
 

1. Правовые формы  взаимодействия БССР  и РСФСР до 1923 г. 

    После образования БССР возникла необходимость  в урегулировании взаимоотношений новой советской республики с РСФСР. Постановлением от 31 января 1919 года Президиум ВЦИК РСФСР признает независимость Белорусской ССР. Это постановление председатель ВЦИК Я.М. Свердлов 2 февраля 1919 года зачитал на I Всебелорусском съезде Советов. Съезд обратился с призывом ко всем народам и правительствам признать новое государство, а также принял постановление о начале переговоров с РСФСР "по установлению федеративной связи".
    1 июня 1919 года ВЦИК РСФСР принимает  декрет о создании военного  союза республик. Признавалось  необходимым провести тесное объединение: 1) военной организации и военного командования, 2) советов народного хозяйства, 3) железнодорожного управления и хозяйства, 4) финансов, 5) комиссариатов труда России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии и Крыма с тем, чтобы руководство этими отраслями было сосредоточено в руках единых коллегий.
    После окончания гражданской войны  и провозглашения Декларации о независимости БССР от 31 июля 1920 года республика, которая находилась в состоянии тяжелейшей хозяйственной разрухи, приступила к мирному строительству. В центре внимания высших органов власти и управления было восстановление разрушенного войной хозяйств. Тяжелое экономическое положение в республике усугублялось недовольством крестьян продразверсткой. В связи с этим переход к новой экономической политике, замена продразверстки продналогом способствовали восстановлению народного хозяйства республики.
    В этот период активизируется деятельность высших органов власти и управления: Всебелорусского съезда Советов, Центрального Исполнительного Комитета и его Президиума, а также Совета Народных Комиссаров. Образованный 18 декабря 1920 года на первой сессии ЦИК БССР Совет Народных Комиссаров, возглавляемый Председателем ЦИК и СНК А.Г Червяковым принимал меры по восстановлению промышленности, сельского хозяйства, реализации программы перехода к новой экономической политике, уделял внимание народному образованию, подготовке кадров, стабилизации обстановки, укреплению Советской власти и т.д.
    В поле зрения руководства республики в это время находятся и  вопросы, связанные с суверенитетом  и территориальной целостностью БССР. Так как БССР по отношению к РСФСР являлась "младшим братом" на основании этого республика начинает заявлять о себе как о самостоятельном государстве.
    Качественно новые взаимоотношения БССР с  РСФСР законодательно закрепил Союзный рабоче-крестьянский договор от 16 января 1921 года. В нем признавались "независимость и суверенность каждой из договаривающихся сторон", подчеркивалось, что "из самого факта прежней принадлежности территории ССРБ к бывшей Российской империи для ССРБ не вытекает никаких обязательств по отношению к кому бы то ни было", и говорилось, что с целью военного и хозяйственного союза правительства обеих республик объявляют об объединении следующих наркоматов: 1) военных и морских дел; 2) Высшего Совета Народного Хозяйства; 3) внешней торговли; 4) финансов; 5) труда; 6) путей сообщения; 7) почт и телеграфа. Объединенные наркоматы входили в состав правительства РСФСР. Руководство ими осуществлялось через Всероссийский съезд Советов и ВЦИК, а в СНК БССР они имели своих уполномоченных. Этот договор свидетельствовал о расширении полномочий Беларуси, так как были уточнены взаимоотношения республик и с этого времени только по определенному кругу вопросов, связанному с деятельностью объединенных наркоматов, преобладали полномочия РСФСР, а по иным вопросам БССР была самостоятельна в объеме своей компетенции.
    О процессе расширения полномочий республики свидетельствуют дополнения к этому договору, введенное декретом ЦИК БССР от 24 января 1922 года, в котором указывалось, что постановления и распоряжения объединенных наркоматов обязательны для республики в том случае, если подтверждены властными органами Беларуси.
    Проблема  взаимоотношений всех советских  республик в 1922 году стала предметом  систематического обсуждения проходивших  партийных и советских съездов. В августе 1922 годе ЦК РКП (б) создал специальную комиссию по подготовке проекта договора о их дальнейших взаимоотношениях в целом. В нее вошли представители всех республик, в том числе и Беларуси. Подготовленный Сталиным так называемый проект "автоматизации", сутью которого являлось вхождение республик в РСФСР на правах автономии, был по инициативе  В. И. Ленина подвергнут критике на заседании ЦК РКП (б). В соответствии с его предложениями была принята резолюция, содержащая новый проект государственного объединения советских республик, в основу которого были положены принципы равноправия и добровольности.
    Проходивший 14 декабря 1922 года Всебелорусский съезд  Советов принял постановление о необходимости объединения республик на основе взаимного равенства, тесных экономических и политических связей. В постановлении отмечалось, что фактически такой союз уже сложился и требуется его законодательно оформить, учитывая при этом необходимость предоставления каждой из республик гарантий проявления инициативы. Для подписания документов по образованию союза съезд избрал делегацию.
    30 декабря I съезд Советов СССР в основном утвердил проекты Договора и Декларации об образовании СССР, которые ввиду их чрезвычайной важности передавались на дополнительное рассмотрение республик. Позже был разослан на заключение республик и проект первой общесоюзной конституции. В январе 1924 года V Всебелорусский съезд Советов одобрил проект Конституции СССР, которая была утверждена 31 января 1924 года II Всесоюзным съездом Советов.
    В соответствии с общесоюзной Конституцией Белорусская ССР, как и другие советские республики, передала часть своих полномочий СССР. Перечень предметов ведения Союза ССР был исчерпывающим, но весьма широким: представительство в международных отношениях, заключение договоров с другими государствами, вопросы войны и мира, право изменения внешних границ и вопросы об изменении границ между республиками, руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли, установление основ и общего плана всего народного хозяйства, разрешение спорных вопросов, возникающих между республиками, и многое другое. В отношении разграничения компетенции между СССР и республиками в Основном Законе говорилось, что суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных Конституцией СССР. Вне этих пределов республики осуществляют свою власть самостоятельно (ст. З).
    Взаимоотношения БССР и РСФСР проявляются и  в административно территориальном  деление БССР. 21 марта 1921 года постановлением ЦИК БССР было принято Положение  о представительстве Беларуси при правительстве РСФСР.
    Руководством  республик поднимался вопрос об урезанности  территории Беларуси, состоявшей фактически из шести уездов Минской губернии: Бобруйского, Борисовского, Игуменского, Мозырского, Минского и Слуцкого. В  связи с созданием в 1919 году Литовско-Белорусской ССР и оккупацией Беларуси польскими войсками Витебская, Могилевская и западные уезды Смоленской губернии, как уже отмечалось, были присоединены к РСФСР.
    Летом 1921 года в правительстве РСФСР  обсуждался вопрос о создании единого экономического района в составе Витебской, Гомельской, Смоленской, Брянской губерний и БССР с центром в Смоленске. Правительство БССР предложило свой проект создания единого экономического района путем расширения территории своей республики за счет включения в ее состав земель с преимущественно белорусским населением.
    Проект  был представлен в Совет труда  и обороны и Госплан РСФСР. Несмотря на то, что он был поддержан  председателем президиума Госплана РСФСР Кржижановским, практическое осуществление проекта началось позднее в связи с настоятельными требованиями БССР.
    В декабре 1923 года Президиум ЦИК СССР утвердил состав специальной комиссии, которая рассматривала конкретные материалы по каждому уезду о целесообразности его вхождения в состав Беларуси. При решении вопроса руководствовались именно названным выше принципом преобладания белорусского населения в том или ином уезде.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Концепции строительства  единого советского  союзного государства.  Декларация об  создании СССР  и Союзный договор. 

    До  образования СССР взаимоотношения  республик прошли ряд этапов и  форм. В годы гражданской войны  и иностранной войной интервенции отношения республик приняли форму военного союза. Потом на втором этапе военный союз был дополнен хозяйственным союзом. Отношения республик приобрели характер двухсторонних договорных отношений. Союзные договоры между советскими республиками являлись правовым оформлением их военно-хозяйственного союза. Союзные договоры послужили правовой основой для создания не только объединенных органов государственного управления договаривающихся республик, но и органа государственной власти в лице ВЦИК, включившего в свой состав представителей договаривающихся советских республик. Важную роль в сближении республик сыграл их дипломатических союз. М.И. Калинин 17 января 1922 г. обратился к советским республикам с телеграммой, в которой говорилось, что российское правительство считает невозможным участие в конференции в Генуе без советских республик и Дальневосточной республики. Большим событием, предшествовавшим и способствовавшим образованию СССР, было создание Закавказской Федерации, объединившей Азербайджан, Армению и Грузию. Образование СССР определялось серьезными причинами. Прежде всего нужно было объединить скудные экономические ресурсы республик для более успешного восстановления разрушенного войнами народного хозяйства и осуществления нэпа.       
    Следовало объединить финансы, транспорт, средства связи, осуществлять планирование народного  хозяйства в масштабе всей страны. Нужно было учитывать и исторически  сложившееся разделение труда между  отдельными экономическими районами страны. Нужно было ликвидировать вековую отсталость национальных окраин. Объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать и внешнеполитические задачи; и оборонные, и дипломатические. Политической предпосылкой образования СССР являлось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства.
    Выдвигались различные концепции по созданию будущего государства. Одни развивали  мысль о создании конфедерации союзных  республик. Другие предлагали ликвидировать  РСФСР и дать возможность автономным республикам войти в создаваемое  государство в качестве его субъектов наравне с союзными республиками. Третьи выступали с идеей упразднения ЗСФСР и предоставления Азербайджану, Армении и Грузии права непосредственного вступления в состав нового государства.
    В августе 1922 г. Оргбюро по поручению  Политбюро ЦК РКП (б) создало комиссию, которой было дано задание подготовить  к очередному пленуму ЦК вопрос об усовершенствовании федеративных отношений  между РСФСР и другими республиками. И.В. Сталин разработал проект резолюции комиссии, по которому Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия входили в состав РСФСР на правах автономных республик. ЦК компартии Белоруссии считал возможным сохранить договорные отношения. 6 октября 1922 г. Пленум ЦК РКП (б) одобрил ленинские предложения о создании добровольной федерации независимых, суверенных, равноправных союзных республик в составе: РСФСР, Украины, Белоруссии, ЗСФСР. В течении октября-декабря 1922 г. идея образования СССР была одобрена партийными и государственными органами всех союзных республик.
    Состоявшаяся 29 декабря 1922 г. под председательством  М.И. Калинина конференция полномочных представителей делегации независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР одобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР. 30 декабря открылся I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, который юридически оформил образование СССР. В повестке работы съезда стояли два вопроса: 1) утверждение Декларации об образовании СССР и союзного Договора; 2) выборы ЦИК СССР. Доклад о декларации и Договоре об образовании СССР сделал на съезде И.В. Сталин. Съезд по предложению М.В. Фрунзе в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Кроме того, съезд решил передать Декларацию и Договор на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик с тем, чтобы отзывы союзных республик были представлены ЦИК Союза ССР к ближайшей очередной его сессии.
    Декларация  об образовании СССР, утвержденная I съездом Советом СССР, без изменений вошла в текст Конституции СССР. Что же касается Договора об образовании СССР, то он подвергся значительным изменениям и дополнениям. Количество статей увеличилось с 26 до 72. Появились развернутые главы о суверенных правах союзных республик, съезде Советов, СССР, ЦИК СССР, Президиуме ЦИК СССР, СНК, СССР,   Верховном  Суде   СССР,   о  Народных  комиссариатах   СССР, ОПТУ, о союзных республиках, гербе, флаге и столице СССР.
    Декларации  об образовании СССР и Договора об образовании СССР явились разделами Конституции СССР 1924 г. Договор, в свою очередь, подразделялся на главы (11 глав), а главы — на статьи (72 статьи).
    В Декларации отмечалась невозможность  решения национального вопроса  в условиях капитализма. Его решение, как сказано в документе, стало возможным только при диктатуре пролетариата. Декларация указала на причины, побудившие советские республики объединиться в одно союзное государство: необходимость борьбы с внешними врагами республик, целесообразность объединения усилий республик для восстановления разрушенного войнами народного хозяйства. Само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, также способствовало объединению советских республик. В Декларации содержалось положение о том, что доступ в СССР открыт республикам, "...имеющим возникнуть в будущем". В Декларации были отражены принципы добровольности и равноправия, лежавшие в основе объединения республик в Союз ССР. За каждой союзной республикой обеспечивалось право свободного выхода из СССР.
    В Договоре об образовании СССР закреплялось объединение в одно союзное федеративное государство четырех республик: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР, объединявшей Азербайджанскую ССР, Армянскую  ССР, Грузинскую ССР. Конституция зафиксировала  компетенцию Союза ССР в лице его верховных органов. Ведению СССР подлежали внешнеполитические сношения, руководство внешней торговлей, установление основ и общего плана развития всего народного хозяйства Союза, руководство транспортом, почтово-телеграфным делом, утверждение единого бюджета СССР, установление единой денежной и кредитной системы, общих начал землеустройства и землепользования, установление основ судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, основных законов о труде, общих мер в области народного здравоохранения и просвещения. Прерогативой СССР являлись вопросы организации руководства вооруженными силами страны. Верховные органы СССР решали вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ Союза или границ союзных республик, спорные вопросы, возникающие между республиками. Исключительно к ведению съезда Советов СССР относилось утверждение и изменение основных начал Конституции СССР. Такова была компетенция Союза ССР. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляла свою власть самостоятельно. Вслед за Декларацией Договор в целях гарантии суверенитета и добровольности вхождения республик в СССР вновь отмечал их право свободного выхода из Союза. Территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Принятие первой Конституции СССР. 

    Образование СССР нашло свое конституционное  закрепление в Основном Законе - Конституции СССР 1924 г. История ее создания начинается с принятия I съездом Советов СССР 36 декабря 1922 г. "Декларации об образовании СССР" и "Договора об образовании СССР". Декларация и Договор затем стали основой будущей Конституции СССР 1924 г. I съезд Советов СССР утвердил Договор и Декларацию лишь в основном и, учитывая важность этих актов, постановил передать их на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик с тем, чтобы полнее выявить мнение союзных республик. Съезд поручил очередной сессии ЦИК Союза ССР рассмотреть отзывы республик, утвердить тексты Декларации и Договора и немедленно ввести их в действие. ЦИК СССР также было поручено съездом подготовить тексты Декларации и Договора. Таким образом, I съезд Советов СССР - высший представительный орган союзного государства, наметил программу работы над будущей союзной Конституцией и заложил правовые основы этой работы.
    В соответствии с решениями I съезда Советов и ЦИК СССР Президиум ЦИК СССР 10 января 1923 г. образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частей будущей Конституции: комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР; бюджетную комиссию; комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОПТУ; комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР; комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах; комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий. В их работе приняли участие ряд крупных партийных и государственных деятелей: М.К. Владимиров, М.И. Калинин, Н.В. Крыленко, А.Ф. Мясников, И.В. Сталин, М.В. Фрунзе, А.Г. Червяков и др. В соответствии с решением I съезда Советов СССР Президиум ЦИК СССР постановил в кратчайший срок разослать ЦИК союзных республик тексты Декларации и Договора об образовании СССР, просить дополнительно их рассмотреть и прислать свои замечания. Началась работа над проектом Конституции СССР непосредственно и в союзных республиках.
    В период подготовки проекта Конституции  СССР шли оживленные споры, борьба мнений, ожесточенная борьба с предложениями, носящими характер великодержавного шовинизма и местного национализма. Вопросы проекта Конституции СССР были предметом обсуждения февральского (1923 г.) Пленума ЦК РКП (б), который избрал комиссию по подготовке Конституции. Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП (б), проходивший 17-25 апреля 1923 г. Съезд высказался за то, чтобы высшие органы Союза ССР были построены таким образом, чтобы они отражали не только общие нужды и потребности всех национальностей Союза, но и специфические нужды и потребности отдельных национальностей. Поэтому съезд отметил необходимость создания в системе высших органов СССР специального органа представительства национальностей на началах равенства. Съезд подчеркнул, что при построении центральных органов Союза необходимо обеспечить равенство прав и обязанностей республик, обеспечить реальное участие в них представителей республик. После XII съезда Коммунистической партии разработка проекта Конституции вступила в завершающую фазу. Вскоре ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционную комиссию в составе 25 человек, включая представителей ЦИК всех союзных республик. Эту комиссию возглавил М.И. Калинин. В процессе работы над проектом Конституции Конституционной комиссией были учтены все замечания и поправки, присланные из республик. Важное значение в выявлении и согласовании мнений представителей республик имело проведенное 9-12 июня 1923 г. совещание с ответственными работниками национальных республик и областей. Совещание высказалось за создание второй палаты ЦИК СССР из представителей союзных и автономных республик, утверждаемой съездом Советов СССР. Совещания дало и название двум будущим палатам ЦИК СССР - Союзный Совет и Совет Национальностей. Совещание высказалось за равенство палат, сохранение за каждой из них права законодательной инициативы. Отмечалась необходимость создания одного Президиума ЦИК СССР, избираемого обеими палатами ЦИК, с обеспечением представительства национальностей. На совещании был согласован вопрос о создании пяти слитных (затем в Конституции они получили название общесоюзных) наркоматов: "...Индел, Внешторг, Наркомвоен, НКПС и НКПочтель..." и пяти директивных (в Конституции они названы объединенными) наркоматов: "...Наркомфин, ВСХН, Наркомпрод, Наркомтруд, РКИ...".
    Разработка  проекта Конституции СССР близилась  к концу. 26-27 июня 1923 г. проект Конституции  СССР был обсужден, дополнен и одобрен  Пленумом ЦК РКП (б). Специальные сессии ЦИК РСФСР, УССР, БССР, РСФСР, проходившие в конце июня - начале июля, обсудили и утвердили проект Конституции СССР. А 6 июля 1923 г. II сессия ЦИК СССР единогласно одобрила проект Конституции СССР и в соответствии с полномочиями, данными ЦИК СССР еще I съездом СССР, приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». В январе 1924 г. утвержденный 6 июля 1923 г. ЦИК СССР проект Конституции СССР был одобрен съездами союзных республик. Завершалась работа над первой Конституцией СССР на II съезде Советов СССР. Вторым пунктом в работе съезда стал вопрос об утверждении Конституции СССР. Доклад по этому вопросу сделал А.С. Енукидзе. Делегат II съезда Советов СССР Гринько Г.Ф. внес предложение: "...так как текст Конституции вырабатывался в целом ряде многочисленных собраний и комиссий, при участии всех республик и областей - прений по докладу тов. Енукидзе не открывать". 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР единогласно утвердил Конституцию СССР. Первая Конституция СССР вошла в историю как Конституция СССР 1924 г.
    По  своему содержанию Конституция СССР 1924 г. не похожа на предшествующие и  последующие советские Конституции. Она весьма своеобразна. В ней  мы не найдем характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Главное, основное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту конституционного закрепления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик. Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Договор, в свою очередь, подразделялся на главы (11 глав), а главы — на статьи (72 статьи).
    Конституция устанавливала для граждан союзных республик единое союзное гражданство. Значительное место Конституция СССР уделяла организации высших государственных органов Союза ССР. Им посвящались главы с 3 по 9. Верховным органом власти СССР являлся съезд Советов СССР. Он избирался от Советов городов из расчета 1 депутат на 25 тыс. избирателей и от губернских съездов Советов из расчета 1 депутат на 125 тыс. жителей. В республиках, где не было губернского деления, делегаты избирались на съездах Советов этих республик. Конституция СССР предусматривала как очередные съезды Советов СССР, созываемые ЦИК один раз в год, так и чрезвычайные, созываемые ЦИК СССР, или по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей, или по требованию двух союзных республик.
    Съезд Советов СССР не был постоянно  действующим органом власти. В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик пропорционально населению каждой, в количестве 414 человек. В процессе работы над проектом Конституции состав Союзного Совета был увеличен с 371 человека до 414, с тем чтобы больше привлечь представителей с мест. Избранные II съездом Советов СССР 414 членов Союзного Совета представляли все союзные и автономные республики, автономные области и губернии. Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик - по 5 от каждой республики и по одному представителю от автономных областей и утверждался съездом Советов СССР. Такое утверждение уравнивало Совет Национальностей в правах с Союзным Советом и придавало им обоим должный авторитет и властные полномочия непосредственно из рук самого съезда Советов СССР. Конституция не устанавливала количественного состава Совета Национальностей. Образованный II съездом Советов СССР Совет Национальностей состоял из 100 человек. Союзный Совет и Совет Национальностей для руководства своей работой избирали президиум. Законопроекты, рассмотренные ЦИК СССР, получали силу закона лишь при условии их одобрения как Союзным Советом, так и Советом Национальностей. В двухпалатной структуре ЦИК СССР нетрудно разглядеть прообраз будущего двухпалатного Верховного Совета СССР. ЦИК СССР избирал по числу союзных республик четырех председателей из состава своего Президиума, что также подчеркивало равноправие союзных республик. Председателями ЦИК СССР в то время являлись М.И. Калинин, Г.И. Петровский. А.Г. Червяков, Н.Н. Нариманов. ЦИК СССР не являлся постоянно действующим органом, созывался на сессии Президиумом ЦИК три раза в год. Могли созываться и чрезвычайные сессии по постановлению Президиума ЦИК СССР, по требованию Президиумов Союзного Совета и Совета Национальностей, а также ЦИК одной из союзных республик.
В период между сессиями ЦИК СССР, высшим законодательным, исполнительным и  распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избираемый на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей в количестве 21 человека, включая и Президиумы обоих Советов, что еще раз подчеркивало равноправие палат, несмотря на их различный количественный состав. Происходило раздельное голосование палат при выборе Президиума. Данное положение Конституции СССР было принято II съездом Советов СССР.
    ЦИК СССР образовывал Советское правительство - Совет Народных Комиссаров, состоящий  из председателя СНК, заместителей председателя СНК, председателя Высшего Совета Народного Хозяйства и народных комиссаров. СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе ответствен перед ним и его Президиумом. В главах о высших органах СССР закреплено единство законодательной и исполнительной власти. В этом нашла воплощение мысль В.И. Ленина:"..соединение законодательной и исполнительной работы. Слияние управления с законодательством". В.И. Ленин был противником разделения законодательной и исполнительной властей. Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления создавалось 10 Народных комиссариатов СССР. В соответствии с разграничением компе
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.