На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие, виды и пределы действия нормативно-правовых актов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования  и  науки РФ
Федеральное агентство по образованию 

Иркутский Государственный  Технический  Университет
Институт  Экономики
Кафедра права 
 
 

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРЕДЕЛЫ  ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
    Курсовая  работа
    по  дисциплине «Теория государства и права» 
 
 
 

    Выполнила: студентка гр. Ювв-10
    Подъяблонская Г.А.
    Проверил: Стерхов П.А. 

                
Иркутск, 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА 5
1.1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов 5
1.2. Классификация нормативно-правовых актов 10
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА  17
2.1. Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации 17
2.2. Действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
Введение.
      Нормативно-правовой акт влияет на все стороны жизни  любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Выявление круга источников в  различных правовых системах имеет  важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят  такие факторы, как способы правового  регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных  правовых актов и т.д.
       Актуальность выбранной темы заключается в том, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей, общественные отношения. Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли. С его помощью устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.
     Нормативно-правовой акт — это официальный документ. Как и любой документ, он является носителем информации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладает юридической силой и  обязателен для всех лиц, которым адресован. Это акт правотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный.
     Нормативные акты составляют единую иерархическую  систему. Она отражает иерархическую  систему государственных органов. Нормативные акты иерархически высших органов обладают и высшей юридической силой по отношению к актам нижестоящих органов. Актами высшей юридической силы являются законы.
     Все вместе взятые нормативные акты составляют систему законодательства в широком  смысле этого слова. В узком смысле под законодательством понимается только система законов.
     Нормативный акт — это юридический акт, содержащий в себе нормы права. С  помощью нормативного акта устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. К нормативным актам относятся конституции, законы, кодексы и др.
        Целью курсовой работы является анализ нормативно-правовых актов как, в сущности, единственным источником права в Российском государстве.
Задачи  работы:
    Рассмотреть понятие и признаки нормативно-правовых актов, а также рассмотреть классификацию;
    Изучить нормативно-правовые акты Российского права, их виды и  действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ГЛАВА 1. Нормативный правовой акт как источкник права. 

1.1 Понятие  и признаки нормативно-правового  акта.
          Различаются следующие основные формы (источники) права: правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт.
      Наиболее  древней формой права является правовой обычай, т.е правило, которое вошло  в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением.
      Сущность  судебного прецедента заключается  в придании нормативного характера  решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор,  а только “сердцевина ” дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение.
      Нормативный акт – доминирующий источник права  во всех правовых системах мира. Он имеет  ряд неоспоримых преимуществ:
      Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.
      Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.
      Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить еденную политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.
      Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.1
      Итак, нормативный правовой акт — это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.2
      Нормативно-правовой акт — это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права3. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.
     Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
     В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в  целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.
     Мировая юридическая наука рассматривает  источники права в неразрывном  единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенного выражения.
         С развитием общественной жизни, усложнением общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом общественного прогресса.
     Переход к всеобщему нормативному регулированию  осуществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобладающей формой правового регулирование общественных отношений.
     В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками: 4
     1. Нормативно-правовой акт создается  в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.
     Правотворчество — это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество.
     Непосредственное  правотворчество осуществляется в  результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке  принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.
         Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.
     2. В нормативно-правовых актах содержатся  только нормы права, то есть  правила общего характера, обладающие  государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).
     Индивидуальные  правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.
     3.   От нормативно-правового акта  как источника права следует  отличать источники правоведения, или источники нашего знания  о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.
     4.  Нормативно-правовой акт оформляется  в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего  акт  (парламент,  президент,  правительство,  местный  орган власти).
     5.  В нормативных актах нормы  права группируются (в кодексе:  раздел «Обязательное право», глава  «Исполнение обязательств», статья  «Досрочное исполнение обязательства»). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. Классификация нормативно-правовых актов 

     Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической  силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим. 5
     По  юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.6
     В соответствии с теорией и практикой  правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.
     Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство — примеры комплексных нормативно-правовых актов.
     По  объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:
     —   на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного  вида на данной территории;
     —  на акты ограниченного действия —  распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
     —   на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
     По  основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
     Закон - это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной  жизни. Определение закона можно  сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый  высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
     Признаками  закона как основного источника  права, как нормативно-правового  акта, обладающего высшей юридической  силой, являются:
     1)  законы принимаются высшими представительными  органами государства или самим  народом в результате референдума;
     2) законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;
     3) законы принимаются в особом  законодательном порядке, что  не Присуще подзаконным нормативно-правовым  актам. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование). Принятие закона в результате референдума также осуществляется в  законодательном порядке,  предусмотренном Законом о референдуме;
     4) законы не подлежат контролю  или утверждению со стороны  какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только  законодательной властью.  Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;
     5)  законы представляют собой ядро  всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.
     Ведущее и определяющее положение законов  в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности — верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.
     В свою очередь, законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и  общественного строя, правовое положение  личности и организаций. На основе конституционных  законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция по отношению к другим нормативно-правовым актам, в том числе, и законам, обладает высшей юридической силой. Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.
     Подзаконные нормативно-правовые акты - это правотворческие  акты компетентных органов, которые  основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных, интересов.
     По  своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных  органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.
     1.    Общие подзаконные акты.   Это  нормативно-правовые акты общей  компетенции, действие которых  распространяется на всех лиц  в пределах территории страны. По своей юридической силе  и значению в системе правового  регулирования общие подзаконные  акты следуют за законами. Посредством  подзаконных актов осуществляется  государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.
     К общим подзаконным актам относятся  нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.
     Нормативные указы президента. В системе подзаконных, актов они обладают высшей юридической  силой и издаются на основе и в  развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.
     Постановления правительства. Это подзаконные  нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более подробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д.
     2.  Местные подзаконные акты. Это  нормативно-правовые акты органов  представительной и исполнительной  власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.
     3.  Ведомственные нормативно-правовые  акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и другие).
     4.  Внутриорганизационные подзаконные  акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.7
     Система нормативно-правовых актов современных  государств неоднородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, национальными и другими факторами. Подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности общественной жизни и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.
     Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень  обязательности содержащихся в них  норм абсолютно одинакова для  всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового  государства.
     В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.
     Акты  судебной власти. Решения судебных органов приобретают нормативный  характер в результате обобщения  судебной практики, которая в своей  основе носит индивидуальный, правоприменительный  характер. Судебная практика выступает  источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределенности нормативных предписании суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве.
     Правотворческие функции судов формируются самой  судебной практикой, потребностями  правового урегулирования тех общих  жизненных случаев, которые не предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении той или иной группы юридических дел.
     Высшие  органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел (примером таких норм будут постановления Верховного суда). Обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти.
 

     
ГЛАВА 2. Нормативно-правовые акты в Российской Федерации. 

2.1 Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации
        В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:
    Конституция РФ (основной закон) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
    федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);
    федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);
    законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.)8.
    Виды  подзаконных актов:
     1) указы Президента РФ - высшие по  юридической силе подзаконные  нормативные акты;
     2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа  государства, наделенного широкой  компетенцией по управлению общественными  процессами;
     3) приказы, инструкции, положения министерств,  ведомств, государственных комитетов  регулируют, как правило, общественные  отношения, находящиеся в пределах  компетенции данной исполнительной  структуры;
     4) решения и постановления местных  органов государственной власти;
     5) решения, распоряжения, постановления  местных органов государственного  управления;
     6) нормативные акты муниципальных  органов;
     7) локальные нормативные акты - это  нормативные предписания, принятые  на уровне конкретного предприятия,  учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового  распорядка). 9
  Особую группу образуют:
а) международные договоры России.
б) нормативные  акты органов государственной власти субъектов Федерации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.