На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Реформа 1965 года

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План
Введение 
1 Общесоюзная экономическая  дискуссия 1962—1964 годов
2 Основные положения реформы
3 Реализация реформы.  «Золотая пятилетка»
4 Развитие реформы
5 Свертывание реформ, итоги  и оценки
 
 Список литературы
 
Введение
 
Экономи?ческая рефо?рма 1965 г. в СССР, (в СССР известна как Косыгинская реформа, на Западе как реформа Либермана) — реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965—1970 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.
1. Общесоюзная экономическая  дискуссия 1962—1964 годов
 
Традиционно проведение реформы  связывали с усложнением экономических  связей, что снижало эффективность  директивного планирования (в 1966 промышленность СССР включала более трёхсот отраслей, 47 тыс. предприятий, 12,8 тыс. первичных строительных организаций)[1], и со стремлением более полно использовать интенсивные факторы экономического роста. Последнее было достижимо посредством повышения производительности труда через улучшение его культуры, интенсивности и организации, а также эффективного использования имеющихся ресурсов. Было признано, что существующая система планирования недостаточно заинтересовывает предприятия в принятии высоких плановых заданий, во внедрении организационных и технических новаций[2].
 
Впервые основные идеи реформы  были обнародованы в статье профессора Харьковского инженерно-экономического института и Харьковского государственного университета Е. Г. Либермана «План, прибыль, премия» в газете «Правда»[3] и его докладе «О совершенствовании планирования и материального поощрения работы промышленных предприятий», направленном в ЦК КПСС. Поддержку предложениям Либермана высказали ведущие экономисты ак. В. С. Немчинов, ак. С. Г. Струмилин, эксперты Госплана СССР, руководители предприятий и др.
Статья положила начало общесоюзной  экономической дискуссии в прессе и ряду экономических экспериментов[4], подтвердивших эффективность предложенных мероприятий. В западной прессе и  советологии концепция реформ получила название либерманизм.
 
Как альтернатива реформе  в среде интеллигенции радикального «технократического» направления  рассматривались идеи академика  В. М. Глушкова, с 1962 г. развивавшего программу  тотальной информатизации экономических процессов с применением системы ОГАС, которая должна была базироваться на создававшейся Единой Государственной Сети вычислительных центров (ЕГС ВЦ)[5].
 
Решающим аргументом стало  то, что Либерман издержки на проведение своей реформы оценил в стоимость бумаги, на которой будут напечатаны соответствующие указы, а первые результаты пообещал уже через считанные месяцы. Косыгин — самый «прижимистый» член Политбюро, умевший считать народную копейку, — выбрал реформу Либермана.
2. Основные положения  реформы
 
Реализуемая после отстранения  от власти Н. С. Хрущёва реформа представлялась как разрыв с проявлениями присущего  советской экономической политике второй половины 1950-х — начала 60-х  гг. «субъективизма» и «прожектёрства», практикой административных и волевых  решений. Декларировалось повышение  научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии  социализма. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.
 
Реформа вводилась в действие группой постановлений ЦК КПСС и  Совета Министров СССР, распространявших её положения на отдельные отрасли  и сектора народного хозяйства:
 
• «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании  планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (Постановление сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС)[6]
• «О совершенствовании  планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г.)
• «Положение о социалистическом государственном производственном предприятии», утверждено СМ СССР 4 октября 1965 г.[7]
• «О мерах по дальнейшему  улучшению кредитования и расчетов в народном хозяйстве и повышению  роли кредита в стимулировании производства» (постановление СМ СССР от 3 апреля 1967 г.)
• «О переводе совхозов и  других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный  расчёт» (13 апреля 1967 г.)[8]
• «О переводе предприятий  Министерства гражданской авиации  на новую систему планирования и  экономического стимулирования» (от 7 июня 1967 г.)[9]
• «О переводе железных дорог  Министерства путей сообщения на новую систему планирования и  экономического стимулирования» (от 23 июня 1967 г.)[10]
• «О переводе предприятий  Министерства морского флота на новую  систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июля 1967 г.)[11]
• «О переводе предприятий  речного транспорта союзных республик  на новую систему планирования и  экономического стимулирования» (7 июля 1967 г.)[12]
• «О переводе эксплуатационных предприятий и производственно-технических  управлений связи системы Министерства связи СССР на новую систему планирования и экономического стимулирования» (8 июля 1968 г.)[13]
• «О совершенствовании  планирования и капитального строительства  и об усилении экономического стимулирования строительного производства» (28 мая 1969 г.)[14]
 
 
Реформа представляла собой  комплекс из пяти групп мероприятий:
 
Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные  в 1957 г., предприятия становились  основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась  система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские  и республиканские министерства и ведомства.
Сокращалось количество директивных  плановых показателей (с 30 до 9-ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.
Расширялась хозяйственная  самостоятельность предприятий. Предприятия  обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент  продукции, за счёт собственных средств  осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.
Ключевое значение придавалось  интегральным показателям экономической  эффективности производства — прибыли  и рентабельности. За счёт прибыли  предприятия получали возможность  формировать ряд фондов — фонды  развития производства, материального  поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего  законодательства).
Ценовая политика: оптовая  цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы  длительного действия — не подлежащие пересмотру в течение определённого  периода нормы плановой себестоимости  продукции.
 
В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного  налога на крестьян.
 
Новая система народнохозяйственного  планирования была закреплена в ст. 16 Конституции СССР 1977 г.:
 
Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного  производства, распределения и обмена на территории страны. Руководство  экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учётом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используется хозяйственный расчёт, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.
3. Реализация реформы.  «Золотая пятилетка»
Распределение прибыли предприятий  до и после реформы
 
Основные мероприятия  реформы были введены в действие на протяжении 8-й пятилетки 1965—1970 гг. К осени 1967 г. по новой системе  работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю 1969 г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции).
 
На протяжении пятилетки  фиксировались рекордные темпы  экономического роста. В 1966—1979 гг. среднегодовые  темпы роста национального дохода в СССР составляли 6,1 % (США 3,1 %, Японии 7,4 %, ФРГ 3,4 %, Франции 4,4 %, Великобритании 2,2 %). Был осуществлён ряд крупных  хозяйственных проектов (создание Единой энергосистемы, внедрение автоматизированных систем управления (АСУ), развитие гражданского автомобилестроения и пр.). Высокими были темпы роста жилищного строительства, развития социальной сферы, финансировавшихся  за счёт средств предприятий.
 
Восьмая пятилетка получила образное название «золотой».
 
Реформа имела выраженный эффект разового привлечения резервов роста: повысилась скорость обращения  в фазе «товар — деньги», уменьшилась  «штурмовщина», увеличилась ритмичность  поставок и расчётов, улучшалось использование основных фондов. Предприятия разрабатывали индивидуальные гибкие системы поощрения.[15]
 Среднегодовые темпы  роста, % годы Валовой общественный продукт Национальный доход
1961—1965 6,5 6,5
1966—1970 7,4 7,7
1971—1975 6,4 5,7
1975—1979 4,4 4,4
 
 Экономические показатели  относительно предыдущего года (1960 г. = 100) год Валовая продукция Численность персонала Основные производственные фонды
1965 148 123 186
1970 163 115 152
1975 137 108 151
1979 116 107 134
 
4. Развитие реформы
 
В 1970-е гг. СМ и Госплан СССР принимают решения, призванные скорректировать выявившиеся негативные стороны реформированной хозяйственной системы — тенденцию к росту цен, стремление использовать максимально затратные схемы хозяйственных отношений (в том числе жертвуя инновационным развитием), обеспечивающие наиболее высокую рентабельность.
 
Постановлением СМ СССР от 21 июня 1971 г. «О некоторых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства» были восстановлены, начиная с пятилетнего плана 1971—1975 гг., директивные задания по росту производительности труда, в заданиях по реализации выделялся объём новой продукции.
 
В 1970-е гг. многоступенчатая система управления промышленностью  была заменена на двух-, трёхзвенную (министерство — объединение — предприятие; министерство — хозрасчётный комбинат — шахтоуправление). Соответственно были перераспределены и децентрализованы функции управления и планирования.
 
• «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию  управления промышленностью», постановление  ЦК КПСС и СМ СССР от 2 марта 1973 г.
 
В 1970 г. существовало 608 объединений (6,2 % занятого персонала, 6,7 % реализуемой  продукции), в 1977 г. 3670 объединений (45 % персонала, 44,3 % реализованной продукции), в  том числе: ЗИЛ, АЗЛК, Воскресенскцемент, Электросила, АвтоГАЗ, АвтоВАЗ, КамАЗ, Уралмаш, Позитрон, Большевичка.
Новообразованные объединения  и комбинаты действовали на основах  хозрасчёта, осуществляли основную инвестиционную деятельность, кооперировали хозяйственные связи предприятий. Министерствам отводилась роль проводника общей научно-технической политики. Резко сокращалось количество форм документации и показателей отчётности. Реорганизация сопровождалась значительным высвобождением управленческого персонала.
Агитационный плакат 9-й  пятилетки, 1975 г.  (укр.)
 
Следующей группой постановлений
 
• «О дальнейшем совершенствовании  хозяйственного механизма и задачах  партийных и государственных  органов» постановление ЦК КПСС от 12 июля 1979 г.
• «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности  производства и качества работ» постановление  ЦК КПСС и постановлением ЦК КПСС и  СМ СССР от 12 июля 1979 г.
 
вводился новый плановый показатель чистой (нормативной) продукции  учитывавший вновь созданную  стоимость — зарплата плюс усреднённая  прибыль, его задачей было остановить тенденцию к росту цен и  затрат. Вводились поощрительные  надбавки к цене на новую и высококачественную продукцию и стабильные долговременные нормативы для фондов экономического стимулирования. Расширялась практика составления целевых комплексных  научно-технических, экономических  и социальных программ развития регионов и производственно-территориальных  комплексов, развитие получал принцип  нормативов длительного действия.
 
В пореформенный период в  экономике СССР происходит выраженный сдвиг в сторону интенсивных  факторов экономического роста. Основным фактором роста было повышение производительности общественного труда и экономии живого труда, то есть уменьшалась роль основного экстенсивного фактора  — увеличения числа занятых, что  было характерным для 1930-х — 1950-х  гг.
 Соотношение факторов  экономического роста[16] 1961 — 1965 1966 — 1970 1971 — 1975 1976 — 1979
Прирост национального дохода 37 45 32 19
среднегодовой темп прироста 6,5 7,7 5,7 4,4<
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.