На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговый контроль за деятельностью организаций с долей государственной собственности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время бесперебойное  финансирование предусмотренных бюджетами  мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на республиканском и местном уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. На налоговые поступления в структуре доходной части бюджета приходится, как правило, свыше 90%.
          Но, к сожалению, в практике  работы юридические и физические  лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. С переходом к рыночным отношениям создаются новые предприятия, осуществляющие свою финансово-хозяйственную деятельность в различных сферах экономики. Многие из них не имеют достаточно квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета. На таких предприятиях, как правило, допускаются ошибки в учете. Кроме этого, имеют место случаи сознательного искажения отчетных данных. Причем сегодня стало естественным уклонение от налоговой повинности, как легальными - когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующего законодательства, так и нелегальными, т. е. запрещенными законом способами.
           Намеренное и непреднамеренное  нарушение законодательства о налогах и сборах приводит порой к существенному недопоступлению  налоговых платежей в государственный бюджет и целевые бюджетные и внебюджетные фонды. В связи с этим перед государством стоит задача обеспечения соблюдения всеми налогоплательщиками налогового законодательства и в конечном счете полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет. И решение этой задачи реализуется, прежде всего, посредством функционирования системы органов налогового контроля.
            В современных условиях создание  прочной финансовой основы существования  государства и общества в целом,  успешное осуществление реформ  в сфере налогообложения, проводимых  в настоящее время, своевременное  и полное формирование бюджетов  всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц. Поэтому вопросы, связанные с изучением организации налогового контроля в нашей республике и за рубежом, анализом эффективности работы контролирующих налоговых органов, а также определением путей совершенствования налогового контроля, представляются автору весьма актуальными.
     Объектом  исследования в курсовой работе является теоретическое и практическое применение налогового контроля.
     Предметом исследования курсовой работы налоговый контроль за деятельностью государственных организаций.
       Цель исследования состоит в  том, чтобы раскрыть сущность  налогового контроля за деятельностью государственных организаций.
     Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
    рассмотреть сущность, цель, задачи и функции налогового контроля в Республике Беларусь;
    рассмотреть налоговый контроль за деятельностью государственных организаций
    изучить оформление результатов налоговых проверок организаций;
    изучить отчет о работе Комитета государственного контроля Республики Беларусь за 2010 год;
    изучить результаты контрольной работы налоговых органов Республики Беларусь;
    рассмотреть совершенствование налогового контроля за деятельностью государственных организаций.

1 НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    1.1 Сущность, цель, задачи и функции налогового контроля в Республике Беларусь

     Государство оформляет объективные финансовые отношения в виде нормативных актов, имеющих силу субъективного закона. Финансовые отношения государства с субъектами хозяйствования, в частности, закрепляются действующим налоговым законодательством. Организовав финансовые отношения, государство контролирует их исполнение, анализирует информацию о результатах, совершенствует эти отношения с целью дальнейшего развития.
     Понятие финансового контроля весьма широко. Финансовый контроль включает в себя следующие составные элементы: налоговый контроль, валютный, таможенный, бюджетный, контроль за ценными бумагами и др. Каждый элемент финансового контроля как часть общего имеет свою специфическую область применения, самостоятельные задачи и функции.
     Налоговый контроль — это контроль правильности и своевременности уплаты налогов и сборов, установленных действующими законодательными актами. Он является составной частью финансового контроля и представляет собой совокупность контрольных мероприятий, проводимых налоговыми и иными органами, обязанными контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством.
     Юридическое определение налогового контроля дано в главе 9 Налогового кодекса Республики Беларусь. Налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов, в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), налоговых проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий (для нахождения объектов, подлежащих налогообложению, или извлечения дохода/прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов.
     Цель налогового контроля заключается в обеспечении своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в установлении отклонений от норм действующего налогового законодательства с тем, чтобы компенсировать причиненный государству ущерб, привлечь виновных к ответственности, устранить условия, способствующие повторению аналогичных нарушений в будущем.
     Объектом налогового контроля, с одной стороны, являются финансовые отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, а с другой — государством в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет. Субъектами налогового контроля являются плательщики налогов и сборов и иные обязанные лица.
    В Республике Беларусь налоговый контроль осуществляют:
    государственные контролеры (специалисты органов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь);
    ведомственные контролеры — специалисты контрольно-ревизионных управлений министерств, комитетов и других республиканских органов управления;
    работники экономических служб предприятия (бухгалтерии, финансового отдела и др.);
    независимые аудиторы, оказывающие услуги на платной основе.
     Специалисты органов, осуществляющих налоговый  контроль, в соответствии с поставленными перед ними задачами и в пределах своих полномочий применяют те или иные формы, виды, методы налогового контроля. В отличие от других органов, занимающихся и другими видами финансового контроля, для Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — МНС) главнейшей функцией является именно функция налогового контроля. Ее реализация происходит через выполнение основных задач, стоящих перед проверяющими налоговых органов. К ним относятся:
    контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полнотой и своевременной уплатой в бюджет налогов, пеней;
    контроль за соблюдением иного законодательства в пределах своей компетенции;
    осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства;
    выявление, пресечение и предотвращение правонарушений в сфере своей компетенции и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях законодательства;
    выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности плательщика (иного обязанного лица) в целях увеличения поступления налогов в бюджет, совершенствования налогового законодательства и организации работы налоговых органов;
    принятие мер по обеспечению взыскания в бюджет налогов, пеней, наложенных административных штрафов, допри- численных в ходе проверок.
     В настоящее время уже сформирована нормативно-правовая база осуществления  контрольных мероприятий. Ее составляют прежде всего Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь и Положение о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденным постановлением Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г., № 510. В данном Положении подробно изложены все процедуры проведения налогового контроля в нашей стране. [1, стр.7-9]

    1.2 Налоговый контроль  за деятельностью  государственных  организаций

     Проверки  финансово-хозяйственной   деятельности организаций,  с   долей государственной   собственности  проводятся   контрольно-ревизионным отделом Министерства, которому они подчиняются.
     В проведении проверок принимают  участие  специалисты всех  структурных  подразделений  Министерства  с  учетом  специфики возложенных на них задач. Проверки   финансово-хозяйственной   деятельности организаций,  подчиненных управлениям областных (Минского городского) исполнительных комитетов,    проводятся    контрольно-ревизионными подразделениями (ревизорами) управлений.
     При    отсутствии    самостоятельного   контрольно-ревизионного подразделения контроль  за  финансово-хозяйственной деятельностью  возлагается  на  руководителя  службы  бухгалтерского учета (главного бухгалтера) управления. В проведении проверок принимают участие подразделения и службы управления с учетом специфики возложенных на них задач. По согласованию  с Министерством,  управлениями  проверки  могут проводиться на договорной основе аудиторскими организациями (аудиторами). Основными  задачами, разрешаемыми в ходе проведения проверки, являются: проверка  соблюдения  организацией  законодательства  в   сфере экономических отношений; проверка  законности  совершаемых  организацией хозяйственных и финансовых    операций,  обеспечения  сохранности   государственного имущества; своевременное    выявление,    пресечение    и   предотвращение правонарушений,  наносящих  вред  экономическим интересам Республики Беларусь,    установление   причин  и  условий,  способствующих   их совершению; принятие мер по возмещению причиненного вреда; выявление   неиспользуемых  резервов  повышения   эффективности экономической деятельности организации; соблюдение действующего порядка установления и применения цен и тарифов; выполнение  указаний  по  устранению  недостатков  и нарушений, выявленных предыдущей проверкой; проверка    правильности    и    своевременности   рассмотрения организациями предложений, заявлений и жалоб граждан.
     Контрольно-ревизионные    отделы    Министерств и ведомств    являются самостоятельными    структурными    подразделениями. Руководит    деятельностью    контрольно-ревизионного    отдела Министерства или ведомства  начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности  Министром  по  согласованию  с Комитетом государственного   контроля  Республики  Беларусь  и  Министерством финансов Республики Беларусь. Начальник    контрольно-ревизионного  отдела  Министерства   по должности является членом коллегии.
     Проверки   финансово-хозяйственной   деятельности организаций с  долей  государственной  собственности  проводятся  в соответствии    с    годовым   планом,  утвержденным  Министром или ведомством   по согласованию  с  Советом  по  координации контрольной деятельности в Республике    Беларусь.   Управления  представляют  предложения   по формированию годового плана в установленные Министерством или ведомством сроки. В  отдельных  случаях  Министерство  вправе поручить проведение проверки    соответствующему    контрольно-ревизионному подразделению  управления,  которое  в  5-дневный  срок представляет оформленные    в    установленном   порядке  материалы  проверки   в Министерство  для  последующего  рассмотрения  и  принятия  по   ним решения. Организации  с долей государственной собственности, в которых в отчетном    периоде   контролирующими  органами  проведены   ревизии финансово-хозяйственной  деятельности, освобождаются от обязательных ежегодных аудиторских проверок.
     Проверки,  проводимые  контролирующими органами, могут быть плановыми и внеплановыми.
     Плановые   проверки  одной  и  той  же   организации проводятся,  как правило, не более одного раза в год, а организаций, финансируемых  из  бюджета,  -  не  реже  одного  раза в два года. В отдельных случаях руководитель контролирующего органа вправе принять решение      о    проведении    плановой    проверки      финансово-хозяйственной  деятельности организации один раз в два-три года.
     Внеплановые  проверки  одной  и  той  же организации проводятся  только  по  поручению  Президента  Республики  Беларусь, Совета  Министров  Республики  Беларусь,  Комитета  государственного контроля  Республики  Беларусь,  Совета  по  координации контрольной деятельности  в Республике Беларусь, налоговых, правоохранительных и судебных  органов, за исключением встречных проверок. Контролирующие органы  вправе  обращаться  к  указанным  государственным  органам и Совету по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь с предложениями о необходимости проведения внеплановых проверок.
     Обоснованность    назначения    проверки,   за исключением проводимой по поручению Президента Республики  Беларусь, Совета  Министров  Республики  Беларусь,  Комитета  государственного контроля  Республики  Беларусь,   проверяемая   организация   вправе обжаловать   в   вышестоящий   контролирующий   орган,   а  также  в соответствующий совет  по  координации  контрольной  деятельности  в области   (г.Минске)   или   в   Совет  по  координации  контрольной деятельности   в   Республике    Беларусь.    Подача    жалобы    не приостанавливает проведение проверки.
     Проверка  проводится  на  основании  предписания Министра, руководителя управления. В  предписании указываются наименования контролирующего органа, проводящего проверку, и организации, в отношении которой проводится  проверка, фамилия и инициалы проверяющего, его должность  (состав  ревизионной  группы),  тема проверки и срок ее проведения. На  основании  указанных  предписаний  при  необходимости могут проводиться    встречные    проверки   организаций,   осуществляющих финансово-хозяйственные операции с организацией, в отношении которой согласно предписанию проводится проверка.
     В  случае  необходимости  проведения целевых проверок нескольких организаций по отдельным вопросам предписание выдается на проведение  проверок указанных организаций, занимающихся определенным видом деятельности.
     Общий срок проведения проверки (ревизии) определяется исходя из объема  работы  с учетом конкретных задач и особенностей проверяемой организации  и  не  должен превышать 30 рабочих дней. Указанный срок может  быть  продлен  руководителем  контролирующего  органа или его заместителем.
     Проведению    проверки   должна   предшествовать подготовительная  работа,  в  процессе которой определяется перечень вопросов,   подлежащих  проверке,  а при   необходимости разрабатывается    программа    или  рабочий  план  ее   проведения, утверждаемые лицом, назначившим проверку. В    необходимых  случаях  проверка  проводится   по постановлению  органа  предварительного  следствия  или на основании судебного  акта.  Конкретный перечень подлежащих проверке вопросов в этих  случаях  согласовывается  контролирующими  органами с органом, назначившим (инициировавшим) проверку.
     Перед  началом  проведения  проверки работник, проводящий  проверку, или руководитель ревизионной группы обязан  предъявить  руководителю  проверяемой организации, а при его отсутствии  -  уполномоченному  заместителю руководителя организации служебное    удостоверение,   предписание  на  проведение   проверки,  а  также  внести  необходимые  сведения  в  книгу  учета проверок. В своей деятельности  работники контролирующих   органов обязаны: строго  руководствоваться  Конституцией  Республики   Беларусь, законами, иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь; принимать  необходимые  меры  по  пресечению  и  предупреждению фактов  нарушения  законодательства,  возмещению вреда, причиненного государству,  привлечению к ответственности виновных лиц, применению предусмотренных законодательством экономических санкций.
     При  проведении проверок работники контролирующих органов имеют право: проверять  документы,  бухгалтерские  книги  и  другие регистры учета, статистические и бухгалтерские отчеты и балансы, планы, счета и  иные  документы,  наличные  деньги  в  кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги, материальные ценности и другое имущество; требовать  письменные объяснения от должностных лиц проверяемой организации,   других  граждан  по  вопросам,  возникающим  в   ходе проведения проверки; опечатывать  кассы  и  кассовые помещения, склады, архивы, иные места  хранения  ценностей,  финансовых  документов  и ценных бумаг, проводить  проверки  фактического наличия ценностей в них, требовать от руководителя проверяемой организации проведения инвентаризаций, а также проводить проверки правильности их проведения; привлекать  специалистов  для определения количества и качества сырья,  материалов,  полуфабрикатов  и  готовой продукции, оказанных услуг  и  выполненных работ, для проверки фактических затрат сырья и материалов,  состояния  зданий и сооружений, для контрольных обмеров объемов  ремонтно-строительных  работ  и  определения их качества, а также в других необходимых случаях; в  предусмотренном  законодательством  порядке  знакомиться   в учреждениях  банков  с подлинными документами и счетами, в том числе валютными,  а  также  получать сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых организаций, о состоянии счетов и оборотов  по  ним,  состоянии  открытых  им  кредитов  и  по  другим вопросам, возникающим в ходе проверки; запрашивать  документы  и  сведения, необходимые для проведения проверки   (ревизии),  у  других  государственных органов и   иных государственных организаций; получать  от  организаций  независимо  от  форм   собственности справки  и  копии  документов  по операциям и расчетам с проверяемой организацией, а при необходимости проводить встречные проверки путем ознакомления  с подлинными документами, записями в регистрах учета и получать объяснения от должностных лиц и иных работников; требовать  у проверяемой организации копии документов и выписки из  них,  заверенные  подписью  уполномоченного  должностного лица и печатью этой организации; передавать  по  согласованию  с  лицом,  назначившим   проверку,  материалы в правоохранительные органы, принимать меры по возмещению  вреда  и  привлечению  к  ответственности  лиц, действия (бездействие)    которых    повлекли    нарушение       организацией законодательства, регулирующего экономические отношения.
     Законодательством    могут    быть  предусмотрены  иные   права работников    контролирующих    органов   при  проведении   проверок.
     Должностные  лица  организаций  обязаны  выполнять   требования работников  контролирующих органов. За невыполнение данных требований указанные лица несут ответственность, установленную законодательством.
     Работником,  проводящим проверку, или ревизионной группой  принимаются  меры к тому, чтобы материально ответственные и при  необходимости  другие  должностные лица проверяемой организации присутствовали  при  проверке  вверенных  им   ценностей, контрольных  обмерах объемов выполненных работ, контрольных запусках в  производство  сырья и материалов, а также при других действиях по проверке    деятельности    данной  организации.  В  случае   отказа материально    ответственного    или    другого  должностного   лица присутствовать  при  проверке  вверенных  им   ценностей, контрольных обмерах и других действиях работник, проводящий проверку,  вправе  ее  провести  без  участия  указанных  лиц   с привлечением  представителей  государственных органов или работников проверяемой  организации,  определенных  его  руководителем.   Лица, присутствующие при проведении проверки, также подписывают документы, составленные по ее результатам.
     При  выявлении  фактов  нарушения  законодательства в части расходования  государственных  финансовых  и  материальных ресурсов, невыполнения    обязательств    перед  бюджетом,  других   нарушений финансовой  дисциплины  работниками, проводящими проверку, или  ревизионной группой должны быть установлены размер причиненного вреда,  причины  нарушений  и  лица,  действия (бездействие) которых повлекли  нарушение  организацией  законодательства,   регулирующего экономические отношения.
     При  выявлении  фактов совершения подлога  документов работники, проводящие  проверку,  или ревизионная группа имеют право изымать  подлинные  документы,  взамен  которых  в делах проверяемой организации    оставляются  копии  или  описи  изъятых   документов, заверенные  подписями  работника  контролирующего  органа и главного бухгалтера (другого должностного лица) проверяемой организации.
     Контроль  финансово-хозяйственной деятельности производится путем: изучения    действующей   у  проверяемой  организации   системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа; проверки документов в целях установления законности проведенных хозяйственных и финансовых операций; сопоставления  данных первичного бухгалтерского учета с данными отчетности,  данных  учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и другими); сопоставления записей, документов и фактических данных по одним операциям   с  записями,  документами  и  фактическими  данными   по связанным с ними другим операциям; проверки  действительности  совершения  сделок,  получения  или выдачи  указанных  в  документах  денежных  средств  и  материальных ценностей, оказания услуг, выполнения работ; проведения встречных проверок; сличения  в установленном законодательством порядке имеющихся у проверяемой  организации  выписок  банка  по  расчетным,  валютным и другим  счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также ознакомления с документами, послужившими основанием для производства указанных записей, в целях сопоставления их с копиями; сличения  в предусмотренных законодательством случаях и порядке копий  платежных  документов, имеющихся у проверяемой организации, с платежными документами, хранящимися в банке; контрольного обмера объемов выполненных работ взвешивания  и  обмера  сырья, материалов,  полуфабрикатов   и готовых изделий; контрольного   запуска  сырья  и  материалов  в   производство, контрольного  анализа  сырья,  материалов  и  готовой  продукции для установления    действительных    расходов    сырья  и   материалов, соответствия  продукции  государственным  стандартам,   правильности списания  на  производство  сырья и материалов, а также установления норм их расходов; проверки  полноты  оприходования  готовой продукции, соблюдения норм  естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей; проверки    соблюдения    установленного    порядка     ведения бухгалтерского  учета  денежных  средств и материальных ценностей, организации их охраны, состояния пропускной системы; проверки состояния внутрихозяйственного контроля; других  контрольных  действий,  связанных с изучением вопросов, определенных программой проверки. [2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 РЕЗУЛЬТАТЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

    2.1 Оформление результатов налоговых проверок организаций

       По  результатам проверки (ревизии), в ходе которой выявлены нарушения    актов   законодательства,  регулирующих   экономические отношения,  составляется  акт. Результаты проверки (ревизии), в ходе которой  не  выявлено  нарушений актов законодательства, оформляются справкой. Акты  и  справки  подписываются  проводившим проверку (ревизию) работником    контролирующего   органа  (руководителем   ревизионной группы), руководителем проверяемой организации, а при его отсутствии -  уполномоченным  заместителем  руководителя  организации,  а также лицом,  выполняющим  функции  главного (старшего на правах главного) бухгалтера  проверяемой  организации,  а при необходимости – другими участниками проверки (ревизии). В  случае  отказа  уполномоченного представителя организации от подписания  акта  проверки  (ревизии) в нем делается соответствующая запись.  Представитель  организации вправе письменно изложить мотивы отказа от подписания акта.
     При    наличии   возражений  по  акту  проверки   (ревизии) подписывающие его должностные лица проверяемой организации делают об этом  запись перед своей подписью и не позднее 5 рабочих дней со дня подписания  акта  представляют  в  письменном виде возражения по его содержанию  в  контролирующий орган, назначивший проверку (ревизию).
     Проводивший  проверку  (ревизию)  работник  контролирующего   органа (руководитель    ревизионной    группы)  вправе  потребовать   также письменные  объяснения  по  выявленным  нарушениям у должностных лиц организации  и  у  иных лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение организацией законодательства, регулирующего экономические отношения.  Данные объяснения  и возражения  прилагаются к   акту проверки  (ревизии).  По  истечении установленного настоящим пунктом срока возражения к рассмотрению не принимаются. Обоснованность  доводов,  изложенных в возражениях, проверяется проводившим проверку (ревизию) работником (руководителем ревизионной группы),  и  по  ним  составляется  письменное заключение, с которым должны быть ознакомлены соответствующие должностные лица проверяемой организации.
     В  случае, если выявленное нарушение  может быть сокрыто или по  выявленным  фактам  необходимо  принять  неотложные  меры  по их устранению  и  привлечению  к  ответственности  лиц,  чьи   действия (бездействие)  повлекли  нарушение организацией   законодательства, регулирующего экономические отношения, проводящим проверку (ревизию) работником контролирующего органа (руководителем ревизионной группы) до окончания проверки (ревизии) составляется отдельный промежуточный акт. Промежуточный  акт  подписывается проводящим проверку (ревизию) работником    контролирующего   органа  (руководителем   ревизионной группы), руководителем проверяемой организации, а при его отсутствии -  уполномоченным  заместителем  руководителя  организации,  а также лицами,    причастными   к  выявленным  нарушениям,  от  которых   в обязательном  порядке  истребуются  письменные  объяснения. В случае отказа  должностного  лица  проверяемой  организации  от  подписания промежуточного акта в этом акте делается соответствующая запись. Факты,  изложенные в промежуточном акте, включаются в общий акт проверки (ревизии). Один  экземпляр  общего  и  промежуточного  актов  направляется проверяемой    организации    (вручается    его      уполномоченному представителю).
     В  акте проверки (ревизии) с учетом особенностей проведения отдельных видов проверок (ревизий) должны быть указаны: основание    назначения   проверки  (ревизии),  дата  и   номер предписания  на  ее  проведение,  должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку (ревизию); даты  начала  и  завершения  проверки  или  ревизии  (в  случае перерывов  указывается  их  период),  а также место составления акта проверки (ревизии); должности,    фамилии    и   инициалы  работников   проверяемой организации,  обязанных  подписать  акт  проверки (ревизии), с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях, а также иных лиц, привлекаемых к проверке (ревизии); наименование,   местонахождение  и  подчиненность   проверяемой организации,    ее    учетный  номер  налогоплательщика,   реквизиты расчетного счета; наличие  книги  учета  проверок (ревизий), а также информации о произведенной в ней записи о данной проверке (ревизии); кем  и  когда  были  проведены предыдущие проверки (ревизии) за проверяемый  период  по  аналогичной тематике, какие приняты меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства; какие   финансово-хозяйственные  операции  (документы),   каким методом и за какой период проверены; место,  время  (если  оно  установлено) и характер совершенного экономического правонарушения, нормативные правовые акты, требования которых нарушены, установленная законодательством ответственность за данный вид нарушения; факты    несоблюдения  установленного  порядка  составления   и исполнения смет и финансовых планов; факты  сокрытия  или  несвоевременного  перечисления  в  бюджет платежей  и  других  сумм,  прочих  нарушений финансовой дисциплины, неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, невыполнения  требований по осуществлению внутрихозяйственного учета и контроля; установление  в  ходе  проверки  (ревизии)  недостачи  денежных средств  и  материальных  ценностей, потери от переплаты работникам, поставщикам и подрядчикам по счетам и расчетам, прочим дебиторам; размер    причиненного   вреда  (при  его  наличии)  и   другие последствия выявленных нарушений; должности,  фамилии  и  инициалы  лиц,  действия  (бездействие) которых    повлекли    нарушение    организацией   законодательства, регулирующего экономические отношения; иные  сведения,  необходимые  для  рассмотрения  материалов   о совершенном правонарушении.
     В    акте    проверки   (ревизии)  должны  быть   соблюдены объективность,  ясность  и  точность изложения выявленных фактов. Не допускается  включение  в  акт проверки (ревизии) различного рода не подтвержденных  документально  предположений и данных о деятельности проверяемой организации. Однородные  нарушения могут отражаться в ведомостях (таблицах), прилагаемых  к каждому экземпляру акта проверки (ревизии), в которых указываются  все  необходимые  данные  по  каждому  факту нарушения: размер  причиненного  вреда (при его наличии), период, на протяжении которого совершалось нарушение, даты и номера документов и другие. В акте могут приводиться обобщенные итоговые данные и примеры. В  необходимых  случаях  к  акту могут быть приложены копии или выписки  из  различных  документов,  а  также  справки  и   расчеты, составленные  на  основании  проверенных  документов,  заверенные  в установленном порядке.
     По  окончании  проверки  (ревизии) работник контролирующего органа  (руководитель  ревизионной  группы),  проводивший   проверку (ревизию),  вправе  информировать вышестоящий контролирующий орган и собственника  проверенной  организации  (уполномоченное  им  лицо) о выявленных  фактах  нарушений законодательства и вносить предложения по их устранению и предотвращению.
     При  выявлении  фактов причинения вреда, недостач и хищений денежных средств (иного имущества), необоснованных списаний денежных средств и товарно-материальных ценностей об этом немедленно ставится в  известность лицо, назначившее проверку (ревизию). Материалы таких проверок    (ревизий)    передаются  правоохранительным  органам   в оригиналах  в  10-дневный  срок  со  дня  составления  акта проверки (ревизии). Материалы  проверки (ревизии) направляются в правоохранительные органы    с    сопроводительным   письмом,  в  котором   указываются наименование  проверенной  организации; ее местонахождение; характер выявленных нарушений; какие требования нормативных правовых актов не соблюдены; должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых    повлекли    нарушение    организацией   законодательства, регулирующего  экономические  отношения,  с  приложением документов, регламентирующих  их  должностные  обязанности. В случае привлечения руководителя  проверяемой  организации  и других лиц к экономической или    административной    ответственности    к   акту   прилагаются соответствующие документы.
     К    материалам   проверок  (ревизий)  должны  быть   приложены подлинники  бухгалтерских, финансовых, производственно-хозяйственных документов  и  регистров  оперативного и бухгалтерского учета, в том числе    хранившиеся  на  магнитных  носителях  информации  в   виде электронных  документов,  свидетельствующие  о совершении (сокрытии) нарушений законодательства. Персональную  ответственность  за  своевременность,  полноту  и надлежащее    качество  направляемых  в  правоохранительные   органы материалов  проверок  (ревизий)  несет  руководитель контролирующего органа, назначивший проверку (ревизию).
     Оформленный    акт   проверки  (ревизии)  направляется   (передается) должностному    лицу    контролирующего    органа,   уполномоченному рассматривать материалы о совершенном правонарушении.
     Руководитель  контролирующего органа, проводившего проверку (ревизию),  обязан  не  позднее  30-дневного  срока со дня получения материалов  рассмотреть  их  и  внести  в пределах своей компетенции решение    по  устранению  выявленных  нарушений  и  привлечению   к ответственности    лиц,  действия  (бездействие)  которых   повлекли нарушение организацией законодательства, регулирующего экономические отношения,   а  также  обеспечить  контроль  за  выполнением   этого решения.
     Организации,    у    которых  контролирующими  органами   в результате  проведения  проверок  (ревизий)  финансово-хозяйственной деятельности    выявлены    нарушения    законодательства  в   сфере экономических    отношений,    освобождаются    от     экономической ответственности    в   случае  устранения  выявленных  нарушений   и информирования  об  этом  соответствующих  контролирующих   органов, выявивших  указанные нарушения, в течение 30 дней со дня составления акта  проверки  (ревизии).  При  неустранении организацией в течение указанного  срока  выявленных  нарушений  и  неинформировании  об их устранении  контролирующих  органов,  проводивших проверку (ревизию) финансово-хозяйственной        деятельности,         уполномоченными контролирующими  органами применяются экономические санкции в полном объеме.  При  этом  контролирующий  орган  обеспечивает  контроль за устранением выявленных нарушений и представлением информации об этом в указанные сроки.
     Управления  не  позднее  10-го  числа месяца, следующего за отчетным  периодом,  представляют  отчет  по  установленной  форме в контрольно-ревизионный отдел выше стоящего ведомства или Министерства.
     Годовой  и  полугодовой отчеты по контрольно-ревизионной  работе Ведомства и Министерства,    включающие    отчеты    по   установленной   форме, представляемые  управлениями  в  установленные сроки, представляются Министерству финансов Республики Беларусь.[17]

    2.2 Отчет о работе Комитета государственного контроля Республики Беларусь за 2010 год

     В 2010 году деятельность Комитета была направлена на упреждение и своевременное выявление  отрицательных тенденций в экономической и социальной сферах, проведение масштабных мероприятий по контролю за расходованием государственных средств, использованием государственной собственности, соблюдением земельного и имущественного законодательства, реализацией государственных, отраслевых и региональных программ, инновационных и инвестиционных проектов, эффективной работой отраслей и предприятий реального сектора экономики и другими вопросами, влияющими на значение показателей экономической безопасности государства.
     В 2010 году органами Комитета проведено 6553 проверки 
(в 2009 году – 6662). Взыскано, восстановлено в бюджет денежных средств на сумму 460,5 млрд. руб., или почти в 2 раза больше 
чем в 2009 году, обращено в доход государства товарно-материальных ценностей, поставлено на учет (дооценено) объектов основных средств в организациях на 562,07 млрд. руб. (+12,1%).

     К административной ответственности привлечено 9820 правонарушителей. От занимаемых должностей освобождено 382 работника.
     Департаментом финансовых расследований Комитета проведено 3730 проверочных мероприятий. Возбуждено 1285 уголовных дел. Сумма ущерба по оконченным уголовным делам составила 124,8 млрд. руб., из них возмещено 47,8 млрд. руб. или 38,3%. Наложен арест на имущество и денежные средства обвиняемых на сумму 81,8 млрд. руб. В связи с добровольным возмещением причиненного ущерба (ст. 88-1 УК РБ) прекращено 57 уголовных дел, в бюджет поступило 6,6 млрд. руб.
     Департаментом финансового мониторинга в правоохранительные органы, министерства и комитеты республики, подразделения финансовой разведки иностранных государств направлено 4289 материалов, по которым возбуждено 599 уголовных дел.
     Действенным инструментом упреждающего контроля стала  практика заслушивания отчетов должностных лиц о ходе реализации поручений Президента Республики Беларусь, а также принятие активного участия в заседаниях обл-, гор- и райисполкомов, на которых рассматривались актуальные вопросы социально-экономического развития регионов, результаты проверок и т.д.
     По  состоянию на 01.01.2011 на контроле и  исполнении в Комитете государственного контроля находилось 2057 поручений Президента Республики Беларусь.
     Проведено более 60 совещаний и заслушиваний отчетов по вопросам развития личных подсобных хозяйств, туризма, положения  дел в строительстве, на потребительском  рынке, работы СЭЗ, реализации важнейших  инвестпроектов, в т.ч. проектов под китайские кредитные ресурсы, о ситуации в кожевенной отрасли и др.
     По  результатам контрольных мероприятий  Главе государства направлено 234 информационно-аналитических материала, из них 99 – инициативных, в Совет  Министров – 219 писем. Выводы и предложения Комитета по изложенным в данных материалах проблемам в основном одобрены и поддержаны Главой государства и Правительством.
     Комитетом подготовлено 1359 заключений по проектам нормативных правовых актов.
     К числу наиболее значимых контрольно-аналитических мероприятий следует отнести проверки:
    эффективности оказанной субъектам предпринимательской деятельности государственной поддержки, использования государственного имущества, в том числе земельных ресурсов;
    выполнения местными исполнительными и распорядительными органами мероприятий по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества;
    местных исполнительных и распорядительных органов Миноблисполкома, их структурных подразделений, отдельных организаций по вопросу соблюдения законодательства в сфере финансовых и налоговых отношений, а также законодательства, регулирующего порядок отчуждения недвижимого имущества, находящегося в коммунальной собственности;
    концернов «Беллесбумпром», «Белбиофарм», «Белгоспищепром» по вопросам создания новых и модернизации действующих производств, обеспечения производства импортозамещающей продукции, эффективного использования средств государственной поддержки;
    целевого и эффективного использования средств инновационных фондов республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;
    деятельности Государственной службы медицинских судебных экспертиз и РПУП «Белсудмедобеспечение»;
    эффективности мер, принимаемых органами государственного управления, по упорядочению деятельности субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих населению  
    услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств и осуществляющих торговлю запасными частями к автомобилям;

    целевого и эффективного использования государственных средств, направленных на реализацию Программы развития масложировой отрасли Республики Беларусь на 2007–2010 годы;
    организаций жилищно-коммунального хозяйства по вопросам соблюдения законодательства при формировании себестоимости услуг, оказываемых населению, использования государственных средств и имущества;
    деятельности и развития свободных экономических зон в Республике Беларусь;
    деятельности субъектов хозяйствования, осуществляющих торговую посредническую деятельность (оптовую торговлю), и их влияния на состояние потребительского рынка;
    выполнения мероприятий Республиканской программы развития страховой деятельности в Республике Беларусь на 2006–2010 годы, в том числе развития добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии.
     Позитивный  общественный резонанс в 2010 году получило проведение масштабных мероприятий  по контролю за ходом проведения централизованного  тестирования в учреждениях образования, выявление фактов выплаты заработной платы «в конвертах», мониторинг общественного мнения о ситуации с производством и реализацией детской обуви.
     Серьезное внимание Комитет уделял вопросам повышения  эффективности работы с обращениями  граждан, защите их прав и законных интересов.
     Проведено 1027 «прямых линий», принято 12,5 тыс. граждан, рассмотрено 15,5 тыс.  письменных обращений.
     Важное  место в работе Комитета отводилось сотрудничеству в рамках международных  организаций, а также с высшими  органами финансового контроля зарубежных стран.
     В январе 2011 г. проведена коллегия Комитета, на которой подведены итоги работы за 2010 год и выработаны направления деятельности на 2011 год и ближайшую перспективу. Основная задача – обеспечить безусловное выполнение решений IV Всебелорусского народного собрания с учетом требований Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
     Главными  направлениями в работе Комитета, как это и предписано Конституцией Республики Беларусь, останутся контроль за выполнением поручений Главы государства, за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и государственной собственности, обеспечение экономической безопасности страны, профилактика и предупреждение правонарушений. [20]

    2.3 Оценка результатов контрольной работы налоговых органов Республики Беларусь

     В РБ налоговый контроль в 2003-2010 гг. проводился в условиях перманентного увеличения численности налогоплательщиков. Причем устойчивый рост негосударственных  организаций, нивелируя незначительные колебания по организациям государственного сектора, обеспечивает стабильность повышения численности как укрупненной категории «организация», так и плательщиков в целом (Приложение 1).
     Охват плательщиков налоговыми проверками в стране в целом за анализируемый период сократился с 6,8% до 2,3%. (Приложение 2) Обзор литературных источников показывает, что налоговым проверкам в таких странах как, США и Канада, подвергаются около 2% налогоплательщиков, что соответствует практическому опыту многих развитых стран. Потому можно сказать, что охват плательщиков налоговыми проверками в РБ с 2008 года стал соответствовать уровню, распространенному в мировой практике.
     Снижение  доли проверенных плательщиков от общего числа состоящих на учете отмечается по всем категориям, но в большей мере по организациям. В зависимости от отраслевой принадлежности охват налоговыми проверками имеет различные значения в достаточно широком диапазоне. Но несмотря на отличие данных, можно утверждать, что доля проверенных государственных организаций выше, чем негосударственных. Данный факт свидетельствует о повышенном внимании со стороны контролирующих органов к субъектам, деятельность которых финансируется из бюджета.
     Результативность  налогового контроля по проверенным плательщикам в целом за анализируемый период достаточно велика, и в 2008 году прослеживался ее резкий скачок до 76%. (Приложение 3). С 2009 года наблюдается устойчивая тенденция повышения результативности по всем категориям плательщиков, на что первоочередное влияние оказало выполнение поставленных коллегией Министерства по налогам и сборам РБ плановых заданий по сокращению числа проводимых проверок и величине допричислений по их результатам. Необходимо также отметить, что до 2010 года результативность организаций с долей государственной собственности превосходит уровень результативности организаций негосударственного сектора.
     Данные  по основным категориям плательщиков свидетельствуют о том, что динамика доначисленных налоговых платежей и экономических санкций в расчете на одну проверку без видимых противоречий соответствовала изменению взысканий (Приложение 4). Но суммы доначисления в 2010 году по тему роста опережают взыскания. Этот факт подтверждает, что четко действующий механизм изъятия признанной налогоплательщиками суммы недоимки по налоговым платежам и санкциям в 2010 году, видимо по причине влияния мирового финансового кризиса, дал сбой. Кроме того, рост доначисленных и взысканных налогов в сопоставимых ценах, приходящихся в среднем на одну проверку, для организаций позволяет судить об увеличении количества обнаруженных нарушений или степени их тяжести. [19] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

     Для создания в Республике Беларусь экономики инновационного типа, радикального повышения ее эффективности необходима устойчивая, «агрессивная» финансовая система, способная обеспечить формирование достаточного объема финансовых ресурсов, сбалансированность бюджетных доходов и обязательств.
     Реализация государственных интересов в сфере бюджетных доходов происходит именно в сфере налогового администрирования. По оценкам Всемирного банка, понятное налоговое администрирование и упрощение процесса сбора налогов, выгодное как правительствам, так и бизнесу, составляют основу эффективной налоговой системы.
     Налоговый контроль как один из основных элементов  налогового администрирования призван  обеспечивать соблюдение законодательства о налогах и сборах. Организация налогового контроля сама по себе может оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на эффективность использования ресурсов.
     Особенности налогового контроля, тенденции в ее развитии обуславливаются общими тенденциями развития налоговых правоотношений и налогового законодательства, а также финансового контроля в целом. На состояние и эффективность налогового контроля воздействует целый ряд факторов: величина налоговой нагрузки, концептуальные основы финансового и налогового контроля, уровень развития налогового законодательства, уровень методологического, технического и информационного обеспечения деятельности налоговых органов, профессионализма их сотрудников. Значимую роль играют также качество документов, предоставляемых налогоплательщиком, уровень их правовой культуры, готовность к сотрудничеству с налоговыми органами и др. [3]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.