На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Отношение экспорта и импорта к мировому ВВП как один из показателей роли внешней торговли. Установление международных цен и распределение выигрыша. Влияние уровня заработной платы на производительность труда. Эмпирическая проверка теории Рикардо.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 24.05.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


17
Содержание
Введение
1. Теория сравнительных преимуществ и модель Риккардо
1.1 Сравнительные преимущества и международный товарообмен
1.2 Международные цены и выигрыш в торговле
1.3 Влияние уровня заработной платы
1.4 Эмпирическая проверка теории Рикардо
Заключение
Библиографический список
Введение
Международная торговля, появившаяся в глубокой древности и получившая дополнительный импульс в связи с образованием мирового рынка, продолжает оставаться ведущей формой МЭО. Именно через международную торговлю осуществляется международное разделение труда (МРТ).
Рынки других стран позволяют получать дополнительные прибыли. В то же время отсутствие производства некоторых видов сырья, продовольствия (и особенно промышленной продукции), использование выгод МРТ ведут к повышению роли импорта в удовлетворении потребностей национальных экономик.
Одним из показателей роли внешней торговли может служить отношение экспорта и импорта к мировому ВВП - более 40%. Почти во всех государствах Западной Европы ежегодный объем экспорта и импорта превышает 50 процентов ВВП. Лишь в США и Японии внешнеторговая квота меньше (около 1/4 и около 1/5 ВВП соответственно).
В условиях увеличивающейся интернационализации хозяйственной жизни международная торговля растет быстрее, чем производство. За 1950-1995 гг. ВНП мира вырос в 6 раз, промышленная продукция - в 7,4 раза, а товарный экспорт - в 12,8 раза (в постоянных ценах).
Главную роль в международной торговле играют индустриальные государства Запада. В 1998 г. на них приходилось более 70% мирового экспорта.
1. Теория сравнительных преимуществ и модель Рикардо
1.1 Сравнительные преимущества и международный товарообмен
Теории международной торговли.
Данные теории пытаются объяснить, почему страны обмениваются товарами между собой. Причины этого они усматривают в своеобразии стран, которое выражается в различии цен на товары. Традиционные теории объясняли это своеобразие, прежде всего, экономическим неравенством в предложении, т.е. в стоимости производства товаров. Различия в производительности труда и количестве факторов производства, имеющихся на территории стран, исследовались в первую очередь. На этой основе определялись преимущества, которыми страны обладали в обмене друг с другом.
Теории стремились толковать реальность через упрощенный воображаемый образ, и каждая модель учитывала одно конкретное отличие между странами, считая все остальное идентичным. Таким образом, в первой модели международного обмена - модели Рикардо различия в производительности и качестве труда рассматривались как главный фактор дифференциации стоимости. Однако относительное несовершенство этой модели, связанное с абсолютизацией различий в производительности труда, привело других авторов - Е. Хекшера и Б. Олина к сосредоточению анализа на различиях в количестве факторов производства, которыми обладают те или иные страны.
Адам Смит считал, что страна может участвовать в торговле, лишь, когда она производит хотя бы один товар дешевле, чем все другие страны. Так возникло понятие абсолютного преимущества. Но разве страны, которые не обладали абсолютным преимуществом, не могли принять участие в международном обмене? Теоретически эту проблему разрешил Давид Рикардо, создавший теорию сравнительных (относительных) преимуществ, согласно которой последние являлись частным случаем абсолютных преимуществ.
Абсолютные преимущества и выигрыш в торговле. Абсолютное преимущество можно проиллюстрировать следующим примером. Рассмотрим две страны-партнера по обмену (Север и Юг), а также две отрасли или два товара (автомобили и текстиль). Стоимость товара характеризуется трудоемкостью, измеряемой коэффициентом отдачи - а, который определяется как трудоемкость единицы товара:#S
а = Т/Х,
где Т - затраты труда, необходимые для производства товара (в часах);
X - количество единиц произведенного товара.
Коэффициент отдачи представляет собой величину, обратную производительности труда, - А, которую можно выразить как количество единиц товара, произведенных за 1 ч работы:
А = Х/Т.
В таблице 1 представлены коэффициенты отдачи Севера и Юга. Приведенные данные показывают, что рабочие Севера могут производить автомобили за меньшее время, чем рабочие Юга. Обратная картина наблюдается по текстилю. Таким образом, каждая страна обладает абсолютным преимуществом в одном из секторов экономики.
Таблица 1 - Абсолютные преимущества и обмен
#G0Отрасль (товар)
Трудоемкость по странам, ч
Север
Юг
Автомобили
3
12
Текстиль
6
4
Абсолютное преимущество - это возможность для какой-либо страны производить товар, расходуя меньшее количество факторов производства по сравнению с другими странами.
Адам Смит перенес принцип разделения труда на международные экономические отношения. Если каждая страна специализируется на товаре, по которому она имеет абсолютное преимущество, то от этого выигрывает весь мир. Действительно, в рассматриваемом примере, если Север вместо текстиля будет выпускать автомобили, то он получит две дополнительные единицы автомобилей, потеряв одну единицу текстиля. Если Юг вместо автомобилей будет выпускать текстиль, то он получит три дополнительные единицы текстиля, потеряв одну единицу автомобилей. Таким образом, в мировом масштабе при равной стоимости труда производство текстиля вырастет на две единицы, а автомобилей - на одну по сравнению с ситуацией автаркии - отсутствия товарообмена между странами.
Подобная специализация, соответствующая новому международному распределению производства, делает очевидным выигрыш для всего мира. Это доказывается тем, что при неизменном количестве труда становится возможным получить две дополнительные единицу автомобилей и три единицы текстиля.
Сравнительные преимущества - модель Рикардо
Сравнительные преимущества. Правило специализации в зависимости от абсолютных преимуществ исключало из международной торговли те страны, которые таковых не имели. Пусть, например, одна страна (Север) одновременно обладает абсолютными преимуществами в производстве автомобилей и текстиля. Тогда в соответствии с принципом абсолютного преимущества другая страна (Юг) не сможет участвовать в обмене.
Давид Рикардо в опубликованной в 1817 г. работе "Принципы политической экономии и налогов" вышел за эти рамки и предложил закон сравнительного преимущества. Согласно этому закону, двум странам всегда выгодно торговать, если они специализируются ни выпуске товара, по которому они обладают максимальным абсолютным преимуществом или минимальным абсолютным проигрышем.
В примере, приведенном в таблице 2, Север имеет абсолютное преимущество в производстве обоих товаров.
Однако эффективность Севера в производстве автомобилей в 4 раза выше, чем Юга (3 ч работы на единицу продукции против 12 ч), но только в 1,33 раза выше в производстве текстиля (6 ч против 8). Поэтому Север обладает сравнительным преимуществом в выпуске автомобилей, а Юг - в производстве текстиля.
Таблица 2 - Сравнительные преимущества и обмен
#G0Показатели
Север
Юг
Трудоемкость автомобилей, (аТ = Т/Х)
3
12
Трудоемкость текстиля, (а = Т/Х)
6
8
Стоимость выбора: автомобили/текстиль, (аТ)/(аТ)
0,5
1,5
Стоимость выбора: текстиль/автомобили, (аТ)/(аТ)
2
0,66
По стоимости выбора, т.е. сокращения производства одного товара в целях увеличения производства другого, можно установить следующее. Если Север решит выпустить дополнительную единицу автомобилей, он будет вынужден изъять 3 ч из текстильного производства, что хватило бы для выпуска 0,5 ед. текстиля.
Это значит, что стоимость выбора автомобилей в единицах текстиля для Севера составит: (а)/(а) = 3/6, или 0,5. Для Юга стоимость выбора автомобилей в единицах текстиля равна: (а)/(а) = 12/8, или 1,5 ед. Стоимость выбора текстиля в единицах автомобилей для Юга составит: (а)/(а) = 8/12, или 0,66 ед.
Таким образом, стоимость текстиля в единицах автомобилей ниже на Юге, чем на Севере, и, наоборот, автомобили в единицах текстиля дешевле производить на Севере, чем на Юге.
В результате получим следующие соотношения:
Текстиль:
[(а)/(а)]на Юге = 0,66 < [(а)/(а)]на Севере = 2,0.
Автомобили:
[(а)/(а)]на Севере = 0,5 < [(а)/(а)]на Юге = 1,5.
Структура сравнительных преимуществ определяется соотношением издержек, или сравнительными издержками двух стран. Очевидно, что Север заинтересован в специализации на производстве автомобилей и их обмене на текстиль, произведенный на Юге.
В примере, представленном в таблице 1, каждая страна обладает абсолютным преимуществом, которое совпадает с ее сравнительным преимуществом. В таблице 2 представлена иная ситуация, когда Север имеет абсолютные преимущества в производстве обоих товаров. Тем не менее, Юг все-таки обладает сравнительным преимуществом по текстилю, т.е. в секторе, где абсолютный проигрыш минимален. Таким образом, Северу выгоднее отказаться от производства текстиля и специализироваться на выпуске автомобилей, чем выпускать оба товара, а Югу выгоднее производить текстиль, а не автомобили.
1.2 Международные цены и выигрыш в торговле
Внутренние и международные цены. В модели Рикардо внутренние цены равны относительным внутренним издержкам. Абсолютная цена на товар соответствует стоимости его производства, т.е. ц = (а)Ѕз, ц = (аз. В простейшем случае можно считать, что заработная плата (з) во всей экономике одинакова, относительные цены примерно равны относительной стоимости:
ц/ц = (а)/(а) и ца/ц = (а)/(а).
Север согласится покупать текстиль за рубежом, если предложенная им относительная международная цена (Ц/Ц), определяющая условия международного обмена, будет ниже внутренней относительной цены (ц/ц), определяющей внутренние условия обмена, т.е.
(Ц/Ц) < (ц/ц) = 2.
Со своей стороны, Юг согласится продавать текстиль, если относительная международная цена будет превышать внутреннюю:
(Ц/Ц) < (ц/ц) = 0,66.
Таким образом, чтобы обе страны получили выгоду от торговли, они должны импортировать товар, относительно менее дорогой, чем, если бы он был произведен внутри страны, и продавать за границу - экспортировать товар по более высокой цене, чем его можно было бы продать внутри страны в условиях автаркии (изоляции).
В приведенном выше примере международная цена текстиля должна находиться в пределах соотношений внутренних цен: 0,66 и 2 - по текстилю; 0,5 и 1,5 - по автомобилям. Если соотношение международных цен установится, например, на уровне 1,0, т.е. 1 ед. текстиля за 1 ед. а и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.