Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Косвенное налогообложение

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                      Введение 
 
          Актуальность темы исследования. Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т.е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.
     Таким образом, налоги как экономическая  категория имеют исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства. Современное государство, экономика которого основана прежде всего на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируется рынком или находится за пределами рыночных отношений.
     В состав таких интересов включаются:
    необходимость удовлетворения общественных потребностей управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);
    необходимость регулирования экономической деятельности (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);
    необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде, и т.д.;
    долгосрочные капиталовложения и переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство (например, освоение космоса). 
    Решение этих задач и обеспечивается через налогообложение.

     Под налогом понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
     Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступление от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает.
     Во-первых, от него трудно уклониться. Во-вторых, с ним связано меньше экономических  нарушений. В-третьих, он в большей  степени повышает заинтересованность в росте доходов. К тому же для  налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем  доходов.
     Однако, несмотря на столь успешное применение налога в мировой практике, зарубежный опыт использования НДС также содержит ряд не решенных вопросов, связанных с негативными особенностями широкого использования НДС. Поэтому слепое копирование положений зарубежного законодательства об НДС в отечественную теорию и практику применения этого налога крайне нежелательно.
       Таким образом, основой для выбора данной тематики курсовой работы послужила все возрастающая актуальность проблем, связанных с косвенным налогообложением в РФ.
       Степень разработанности проблемы. Большой  вклад в решение проблем развития налогообложения, а в частности  и формирования системы косвенных  налогов, внесли исследования таких  отечественных ученых и практиков, как Ф.Х. Банхаевой, А.В. Брызгалина, О.В. Врублевской, И.В. Караваевой, Н.С. Максимовой, Т.Г. Нестеренко, Л.П. Окуневой, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова, А.П. Починка, В.М. Пушкаревой, М.В. Романовского, Б.М. Сабанти, И.С. Тихоцкой, Д.Г. Черника, С.Д. Шаталова, Т.Ф. Юткиной  и других.
Разработка  теоретических и методических проблем  формирования механизма косвенного налогообложения в условиях рыночных отношений является достаточно новой  для российской науки. Отдельные  вопросы, посвященные проблемам  построения структуры, определения  функций налогового механизма нашли  свое отражение в работах таких  ученых, как С. В. Барулина, Р. Г. Сомоева, Т. Ф. Юткиной и других.
       Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и анализ действующей практики исчисления и уплаты косвенных налогов и определение дальнейшего пути их развития.
       Для достижения поставленной цели в работе решались следующие основные задачи:
     – изучить историю возникновения и развития косвенного налогообложения в России и за рубежом;
     – определить место и роль косвенного налогообложения в налоговой системе;
     –  исследовать проблемы косвенного налогообложения в РФ;
     –  проанализировать динамику показателей поступления НДС в бюджет;
     – провести исследование действующего механизма акцизного налогообложения;
     – проанализировать проведение налогового контроля в области косвенного налогообложения;
     – определить пути совершенствования механизма взимания НДС в России;
     – определить пути совершенствования системы акцизного налогообложения;
     – проанализировать использование зарубежного опыта косвенного налогообложения в российской практике
     Объектом  исследования является Управление ФНС России по РМ.
     Предметом исследования выступает механизм взимания косвенных налогов.
     Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных экономистов, посвященные проблемам косвенного налогообложения, Налоговый кодекс РФ, законодательные и нормативные акты, регулирующие налоговые отношения, материалы периодической печати.
     В процессе исследования использовались методы системного, структурного, логического, сравнительного анализа, экономико-статистический, методы наблюдения, графического представления результатов исследования.
     Информационную  базу исследования составили отчетно-аналитическая  информация Управления Федеральной  налоговой службы России по РМ, статистическая отчетность Территориального органа Федеральной  службы государственной статистики по РМ.
     Научная новизна и наиболее значимые результаты исследования заключаются в следующем:
     - уточнено понятие косвенных налогов,  их классификация, критерии деления  налогов на прямые и косвенные,  определены принципы построения  эффективной системы косвенного  налогообложения;
     - разработан метод оценки нагрузки  косвенных налогов на хозяйствующие  субъекты, показано негативное влияние  бремени косвенных налогов на  увеличение цены реализации товаров  (работ, услуг);
     - обоснованы основные направления  совершенствования механизма взимания  НДС;
     - разработаны предложения и рекомендации  по совершенствованию управления  косвенным налогообложением
     Практическая  значимость курсовой работы заключается  в том, что методические положения  и выводы могут быть использованы финансовыми и налоговыми органами при разработке государственной  и региональной налоговой политики. Теоретические и практические аспекты  работы могут быть использованы в  учебном процессе.
1 Теоретические  аспекты  косвенного налогообложения 

     1.1 История  возникновения  и  развития  косвенного                         налогообложения  в России  и за рубежом
     Налог это обязательный взнос, осуществляемый плательщиком в бюджет определенного  уровня или во внебюджетные фонды. Порядок  внесения и размер суммы взноса устанавливается  законодательством. С помощью налогов  определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с бюджетами всех уровней. При  помощи налогов регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, а также  формируется хозрасчетный доход  и прибыль предприятия.
     Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Налоги призваны формировать финансовые ресурсы  государства, в бюджетной системе  и внебюджетных фондах и необходимых  для осуществления собственных  функций (оборонных, социальных, природоохранных  и др.), в этом заключается их основная роль.
     Российская  система налогообложения на притяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или  иные изменения, вместе с изменениями  в ее политическом устройстве и вместе с историческими вехами.
     Налоги  возникли с появлением государства  как один из методов мобилизации  денежных средств. На ранних этапах исторического  развития они взимались с населения  и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т.е. неналоговыми доходами) государство  покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием  товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.
     По  мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась  в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах  на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Древней Греции в VII - VI вв. до н.э. представителями знати были введены  налоги на доходы в размере одной  десятой или одной двадцатой  части доходов. Это позволяло  концентрировать и расходовать  средства на содержание наемных армий, возведение укреплений вокруг городов  государств, строительство храмов, водопроводов, дорог, устройство праздников, раздачу денег и продуктов  беднякам и на другие общественные цели.
     Позже Римской, Греческой и Византийской стала складываться финансовая система  Руси. Объединение Древнерусского государства  началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны  была дань. Это был сначала нерегулярный, а позже все более систематический  прямой налог.
     Косвенное налогообложение существовало в  форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина  «перевоз» - за перевоз через реку, «гостиная» пошлина - за право иметь  склады, «торговая» пошлина - за право  устраивать рынки. Пошлины «вес»  и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным  делом. Судебная пошлина «вира» взималась  за убийство, «продажа» - за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен. После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала басками - уполномоченными хана, а затем  самими русскими князьями. «Выход»  взимался с каждой души мужского пола и со скота. Помимо «выхода», или  дани, были и другие ордынские тяготы. Например, «ям» - обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам, или  содержание посла Орды с огромной свитой.
     Взимание  прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным. Главным источником внутренних доходов  стали пошлины.
     Уплата  «выхода» была прекращена Иваном III (1440 - 1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей.
     Несколько упорядочена налоговая система  была в царствование Алексея Михайловича (1629 - 1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ. Но войны со шведами и поляками, которые он вел, требовали огромных расходов. К тому же Россию во второй половине сороковых годов XVII в. постигло несколько неурожайных лет и падеж скота от эпидемических болезней. Правительство прибегало к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу. То есть прямые налоги «с животов и промыслов» поднялись до 20%. Увеличивать их дальше стало невозможно. Введенный для поправки финансового положения косвенный налог - акциз на соль - вскоре был временно отменен, т.к. начались народные соляные бунты среди беднейшего населения России. Началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.
     Эпоха Петра I (1672 - 1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных  преобразований. Для пополнения казны  изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги, вплоть до налога на усы и бороды.
     На  протяжении XIX в. главным источником доходов государства Российского  оставались государственные прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Второе место среди прямых налогов занимал  оброк. Это была плата казенных крестьян за пользование землей. В апреле 1836 г. были «высочайше утверждены» новые  налоги и сборы «для приращения городских  доходов» с торговых и ремесленных  заведений, с разных лиц, обязанных  по занятиям и промыслам своим платежом акцизы городу, с разных других статей городских доходов, сборы существующие, по коим допускается усиление.
     В восьмидесятых годах XIX в. наряду с  общей отменой подушной подати стало  внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с  ценных бумаг. Затем государственный  квартирный налог. Действовали пошлины  с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения, паспортные сборы, в том числе с заграничных  паспортов. Облагались полисы по страхованию  от пожаров. Среди косвенных налогов  в XIX в. крупные доходы Российскому  государству давали акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, прессованные дрожжи, осветительные нефтяные масла  и ряд других товаров. Значительными  были поступления от производства и  торговли алкогольными напитками. Но система  акцизов, как и таможенные пошлины, имела отнюдь не только фискальный характер. Она обеспечивала государственную  поддержку отечественным предпринимателям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.
     В 1898 году Николай II утвердил положение  о Государственном промысловом  налоге. Налог просуществовал вплоть до революции 1917 года. Основной промысловый  налог состоял из налога с торговых заведений и складских помещений, налога с промышленных предприятий  и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю. Они взимались при ежегодной  выборке промысловых свидетельств по фиксированным ставкам, дифференцированным по губерниям России.
     Акционерные общества платили дополнительный промысловый  налог в форме налога с капитала и процентного сбора с прибыли, который устанавливался пропорционально  чистой прибыли. Косвенные сборы  и пошлины взимались за клеймение  мер, гирь и весов, за утверждение  планов и чертежей на постройки в  частных владениях, за прописку, выдачу справок из адресного стола. К  этой же статье относились сборы с  аукционной продажи векселей, заемных  писем и договоров, судебных пошлин.
     Первая  мировая война губительно сказалась  на финансовом положении страны. Резко  выросла бумажноденежная эмиссия. Чтобы покрывать растущие военные  расходы, правительству потребовалось  систематически повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы. Стремительно росли суммы займов, как внутренних, так и внешних.
     После февральской революции положение  дел еще более ухудшилось. Временное  правительство не сумело справиться с экономическими и финансовыми  трудностями. Нарастали темпы инфляции. Очередной спад во всей финансовой системе России наступил после Октября  1917 г. Основным источником доходов центральных органов советской власти стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счет контрибуций.
     Определенный  этап в налаживании финансовой системы  страны наступил в период новой экономической  политики, когда были сняты запреты  на торговлю, на местный кустарный  промысел. Была разработана система  налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. Опыт НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно лишь при  определенном построении отношений  собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность предприятий  от государственного аппарата управления, что необходимо также для нормального  механизма перелива капитала между  отраслями и предприятиями, для  формирования рынка капиталов. Финансовая система во время НЭПа имела много  специфических особенностей, но тем  не менее она отталкивалась от налоговой системы дореволюционной  России.
     В 1923 - 1925 гг. существовали следующие виды налогов:
     1. Прямые налоги. К ним относились  сельскохозяйственный, промысловый,  подоходно-имущественный рентный  налоги, гербовый сбор и тому  подобные пошлины, наследственные  пошлины.
     2. Косвенные налоги: акцизы и таможенные  обложения.
     Акцизы  были установлены на продажу чая, соли, табачных изделий, спичек, нефтепродуктов и др.
     В дальнейшем финансовая система нашей  страны эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла  к административным методам изъятия  прибыли предприятий и перераспределения  финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств  и отсутствие какой-либо самостоятельности  предприятий в решении финансовых вопросов лишали финансовых руководителей  всякой инициативы и постепенно подводили  страну к финансовому кризису. Кризис разразился на рубеже 80 - 90 годов XX в., его возникновению способствовал и ряд других объективных и субъективных факторов.
     Начало  девяностых годов явилось также  периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.
     В новой налоговой системе одно из главных мест заняли косвенные  налоги на потребление: налог на добавленную  стоимость и акцизы, входящие в  цену товара (работ, услуг), т.к. реформирование экономики России с самого начала было ориентировано на переход к  либеральной модели рынка. Это привело, начиная с 1992 года к освобождению цен на 90% товаров и услуг, что  дало сильный их скачок и увеличению налоговых поступлений в бюджет в первоначальный период.
     Но  эти первые годы рыночных преобразований в России привели к значительному  спаду производства, сокращению инвестиций, разладу финансовой системы и, самое  главное, снижению уровня жизни подавляющей  части населения: в декабре 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г. средняя заработная плата возросла в 1,3 раза, а сводный индекс потребительских цен в 26 раз.
     Учитывая  сложившуюся ситуацию, в послании Президента РФ Федеральному Собранию «Об укреплении Российского государства» отмечены были те резервы реформирования экономики, которые надлежало в  полной мере использовать в 1994 году. В  числе этих резервов были названы:
     - создание системы регулирования  рыночной экономики;
     - демонополизация производства и  формирование конкурентной среды;
     - эффективное преобразование налоговой  системы (имея в виду, что она  должна быть стабильной и оптимальной,  поддерживать товаропроизводителя,  стимулировать инвестиции).
     В это же время формируется Государственная  налоговая служба (с 1998 г. - министерство Российской Федерации по налогам и сборам). В 1998 году принимается первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, в 2000 году - вторая. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства, что, в первую очередь, связано с происходящими изменениями в экономической и социальной сфере государства.
     Анализ  структуры и ставок местных налогов  в западных странах позволяет  разделить их на три основные группы. Первая - это собственные налоги, которые собираются только на данной территории. Сюда относятся прямые и косвенные налоги. Из прямых основными являются поимущественные, промысловые, поземельные, местные налоги с наследств и дарений. Косвенное налогообложение весьма разнообразно. Оно представлено как универсальным акцизом, т.е. общим налогом с продажи, так и специфическими акцизами. Невозможность поддерживать эффективную конкуренцию на общем рынке при сохраняющихся различиях во взимании косвенных налогов отмечалась в документах Комиссии ЕС с конца 60-х годов. Налог на добавленную стоимость (НДС) заменил целую серию других косвенных налогов, регрессивный характер которых лишь камуфлировал рост налогового бремени.
     Система налогообложения, базирующаяся на НДС, дает возможность изымать налоги частями, постепенно. Под обложение  попадают все продажи фирмы, но налоги, уплаченные в результате промежуточных  покупок, в дальнейшем вычитаются из общей суммы. Этот метод, известный  как “налоговый кредит”, вносит в  налоговую систему элемент саморегулирования, что улучшает порядок изъятия  налогов. Главное преимущество НДС  в том, что на каждой стадии производства можно вычислить сумму уплаченного  налога. Это позволяет, например, точно рассчитывать налоговые скидки на экспорт и предотвращать нарушения при предоставлении экспортных субсидий. Кроме того, использование такой многоуровневой налоговой шкалы уменьшает сумму налога при производстве товаров в рамках одной фирменной структуры (или ассоциации предприятий) и тем самым стимулирует вертикальную интеграцию фирм. С 1977 г. налог на добавленную стоимость рассчитывается в ЕС по единой системе, хотя сохраняется значительная дифференциация по количеству ставок и по их уровням. В Дании, например, одна ставка процента, в Ирландии и Португалии - 4, а в Бельгии - 7. Величина же НДС варьируется от 38% на некоторые предметы роскоши в Италии до 0% на товары первой необходимости в Великобритании и Ирландии. Значительно больший разрыв существует в акцизах, особенно на вино и спиртные напитки. Все вместе это дает довольно значительные отклонения цен на один и тот же товар в разных странах, ведет к злоупотреблениям и ущемлению конкуренции.
     В Италии, Франции, Германии, некоторых  других странах важное место занимает вторая группа местных налогов, которые  взимаются в качестве надбавок к  общегосударственным. Например, в Италии это надбавки к поземельному и  сельскохозяйственному налогам. В  Германии подоходный налог распределяется так: по 42,5% в федеральный бюджет и в бюджет Земли и 15% - в местные бюджеты. Налог с корпораций делится поровну (по 50%) между федеральным центром и Землей. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами, но 50 % поступлений перечисляется в бюджеты Земли и федеральный. Налог с продаж также распределяется по различным уровням. Но в данном случае пропорции могут быть самыми различными. Этот налог выступает как регулирующий, за его счет идет выравнивание финансового положения Земель при формировании текущих бюджетов. Каждые 2-3 года финансовые органы федерального правительства и Земель проводят переговоры о распределении налога с продаж. В 1991 г. его ставка - 14%, но на отдельные товары ниже (до 7%).
     В то же время почти во всех странах  местные органы управления не имеют права налоговой инициативы. Виды налогов утверждаются центральным правительством (в США - это прерогатива штатов), а вопрос о ставках решает города. В некоторых странах центральное правительство формально разрешает местным органам самим устанавливать налоги. Но в этом случае оно оставляет за собой контроль за их ставками и суммами.
     Самостоятельным звеном местных финансов являются финансы  предприятий, подчиненных муниципалитетам. Обычно это предприятия транспорта, энергетического хозяйства, водоснабжения, жилищного хозяйства, водоочистные и канализационные сооружения, дорожные предприятия. В местных бюджетах учитываются только доходы или убытки от их деятельности и лишь в отдельных  странах включаются валовые доходы, а в расходную часть бюджета - все затраты на их текущую деятельность. Прибыльными являются, как правило, морские и воздушные порты, энергетические хозяйства, водоснабжение. Но прибыль  соответствующих предприятий обычно не изымается в городской бюджет, а используется на их собственное  развитие. В бюджете же городов  она просто учитывается. Убыточными отраслями почти повсеместно  становятся городской пассажирский транспорт, служба благоустройства.
     Итак, можно сделать следующие выводы:
     1) Система налогообложения в России  в своём формировании прошла  несколько этапов:
     I этап (IX - XVII вв.) характеризуется введением  прямого налога или дани, собираемой  с населения. Со второй половины XVII в. налоги и сборы стали  взиматься в денежной форме.
     II этап включает в себя налоговые  реформы Петра I (XVIII в.). Главным  изменением в системе прямых  налогов был переход от подворного  налога к подушной подати, которая  представляла собой вид прямого  личного налога, взимаемого с  «души» в размерах, независимых  от величины имущества и дохода. С конца XVIII в. подушный налог становится главным доходом государства, на него приходилось свыше 50% всех доходов.
     III этап - налоговые реформы XIX - начала XX вв. при Александре I (1777 - 1825) вносятся  крупные изменения в части  таких налогов, как оброчные  сборы, пошлины с наследств,  горная подать, гербовый сбор, введены  новые сборы (процентный сбор  с доходов от недвижимого имущества), реформируется система организации  сбора налогов.
     IV этап - налоговые реформы СССР. 8 ноября (26 октября) 1917 года учреждается Народный  комиссариат финансов, в обязанность  которого входит контроль за  поступлением и взиманием налогов.  Одними из первых вводятся  прямые налоги (на прибыль предприятий  и доходы от личных промыслов), затем объявляется введение чрезвычайного  единовременного 10-миллиардного  революционного налога на нужды  революционного строительства и  оборону страны, который устанавливается  для богатой части городского  населения и зажиточных крестьян. Существенные изменения в налоговом  законодательстве СССР произошли  в годы Великой Отечественной  войны, появились налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан,  подоходный налог с физических  лиц, сельскохозяйственный налог,  государственная пошлина и др. С принятием 30 июня 1987 г. Закона СССР «О государственном предприятии» начинается реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет, формируется правовая база для введения налогов с индивидуальных предпринимателей. С этого времени была признана целесообразность отчислений платежей в бюджет в форме налогов.
     V этап - налоговые реформы Российской  Федерации (1990 - начало XXI в). В этот  период вносятся изменения в  законодательство, устанавливающие  новый порядок налогообложения  физических лиц, принимается целый  ряд законов, касающихся земельного, дорожного налога.
     2) Современная налоговая политика государств с рыночной экономикой имеет цели, ориентированные на следующие основные требования:
    налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными;
    налоговая система должна служить более справедливому распределению доходов, не допускается двойное обложение налогоплательщиков;
    налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;
    порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;
     5. обсуждение проектов законов  о налогообложении должно носить  открытый и гласный характер. 
 
 
 

     
      Место  и роль косвенного налогообложения  в  налоговой
системе 
 

      Процесс глобализации, развитие международных  связей, устранение двойного налогообложения  при перемещении товаров между  странами способствовали появлению  тенденции к гармонизации и унификации налоговых систем европейских стран. Основными задачами налоговых реформ в ЕС были следующие: снижение бремени  прямых налогов; сокращение государственных  расходов и снижение доли государственного участия в экономике; создание благоприятного инвестиционного климата в экономике и т.д.
      Сложившаяся унифицированная система налогообложения  стала основным фактором, определившим методы и характер проводимых налоговых  реформ, а именно:  либерализация  системы прямого налогообложения  и снижение ставок основных налогов; расширение налогооблагаемой базы косвенных налогов, повсеместное введение НДС или налога с продаж как основного косвенного налога; создание общих принципов к обложению доходов граждан; повышение роли обложения доходов, полученных в виде дивидендов или процентов от участия в капитале.
      В настоящее время косвенные налоги играют ведущую роль в налоговых  системах развитых стран. В Западной Европе в последнее десятилетие  наметился сдвиг в сторону  преобладания косвенных налогов  в формировании бюджета. Дефицит  бюджета ЕС по-прежнему остается значительным (около 5%) вследствие проводимой европейскими странами экономической политики, направленной на поддержание пропорционального соотношения между уровнем спроса и уровнем предложения.
      Отрицательной стороной данной политики являются активно  развивающиеся инфляционные процессы (рис. 1.1). В результате значительно увеличивается налоговое бремя, поскольку рост доходов идет вслед за развивающейся инфляцией, что влечет за собой изменение налоговой базы. Возникает зависимость: рост инфляции a рост номинальных доходов a рост налогооблагаемой базы a рост налоговых доходов бюджета [44, c. 59]. 

Год 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Инфляция, %
18,6 15,1 12 11,7 10,9 9,0 11,9 13,3 8,1
 
Таблица1.1 – Показатели инфляции в РФ в 2001-2009 гг 

        В России доля косвенных налогов также остается высокой и сопоставима с    европейскими странами (таблица 1.2). 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1.2 -  Удельный вес косвенных налогов, % * 

Годы

в валовом внутреннем продукте в налоговых доходах бюджета

Великобритания

Германия Испания Италия Франция Швеция ЕС РФ Великобритания Германия Испания Италия Франция Швеция ЕС РФ
1995 14,1 12,3 10,9 12,7 16,2 16,3 13,6 8,8 39,9 30,1 32,7 30,9 37,1 32,8 33,8 42,4
1996 13,9 12,2 10,9 12,5 16,8 16,7 13,7 9,7 39,7 29,3 32,4 29,1 37,4 32,2 33,4 44,2
1997 14,0 12,2 11,2 12,9 16,7 17,0 13,8 10,7 39,3 29,3 33,1 28,9 37,2 32,4 33,5 44,9
1998 13,9 12,3 11,8 15,9 16,6 17,7 14,3 9,7 38,0 29,4 34,9 36,7 37,1 33,4 34,7 46,3
1999 14,3 12,8 12,3 15,6 16,5 18,9 14,6 9,4 38,6 30,2 35,8 36 36,4 35,2 34,9 43,6
2000 14,3 12,7 12,3 15,5 16,1 16,9 14,4 10,1 38,0 29,9 35,2 36,3 35,7 31,4 34,5 42,8
2001 13,9 12,5 12,0 15 15,6 17,0 14,0 11,2 37,2 30,6 34,4 35,3 35,0 32,8 34,3 43,0
2002 13,7 12,3 12,1 15,1 15,5 17,4 14,0 11,2 38,4 30,5 34,2 35,8 35,5 34,6 34,8 38,6
2003 13,7 12,4 12,5 14,8 15,6 17,5 14,0 11,2 38,3 30,7 35,1 34,5 35,5 34,5 34,8 39,7
2004 13,5 12,1 12,2 14,3 15,5 17,0 14,1 10,8 37,5 31,3 35,3 35,3 36,0 33,9 35,1 36,9
2005 13,3 12,1 12,5 14,5 15,8 17,1 14,4 12,7 35,8 31,1 35,1 35,8 36,0 33,8 35,0 48,9
2006 13,9 12,4 12,9 14,8 15,4 17,6 14,1 12 36,4 31,6 35,6 34,9 35,7 34,2 35,0 47,9
2007 13,9 12,4 12,6 14,5 16,0 17,3 14,1 10,8 38,1 30,3 34,5 34,1 36,2 33,4 35,1 41,2
 
* Источники:  Евростат, Госкомстат 

     Преобладание  косвенного налогообложения как  в европейских странах, так и  в РФ обусловлено рядом причин:
    социальной – косвенные налоги не так заметны, как прямые, поэтому их изъятие происходит незаметно для налогоплательщика;
    экономической – косвенные налоги за счет более широкой базы обложения обеспечивают приемлемый уровень государственных доходов, кроме того, они взимаются на каждой стадии производственного процесса;
    политической – образование в Западной Европе единого экономического пространства требует от правительств европейских стран унификации системы налогообложения для свободного перемещения товаров в рамках единой экономической системы;
    интеграционной – бурное развитие процесса глобализации подталкивает страны к формированию такой налоговой системы, которая обеспечивала бы конкурентные преимущества перед другими участниками международного рынка, в этой связи система косвенного налогообложения позволяет высокоразвитым индустриальным странам изымать существенную долю доходов развивающихся стран.
     В ЕС объектом обложения НДС является добавленная стоимость, создаваемая  в производстве и рассчитываемая как разница между стоимостью выпущенной продукции и величиной  затрат на производство данного продукта, а в РФ – реализация товаров  работ, услуг. Различаются также  ставки налога
(рисунок 1.2).
 

     Рисунок 1.2 - Ставки НДС в России и странах ЕС в 2008 году 

         Негативным фактом является постоянный рост задолженности по налоговым платежам. По косвенным налогам величина недополученных налоговых платежей в 2008 году составляла около 26,5% от размера собранных налогов, что свидетельствует о целесообразности активизации деятельности налоговых органов по установлению контроля поступления налоговых платежей и  необходимости принятия мер по устранению различных противоречий в законодательстве. 

     Сравнительный анализ систем косвенного налогообложения  РФ и Западной Европы позволил автору выявить следующие особенности:
     во-первых, различаются объекты налогообложения  по НДС;
     во-вторых, значительны расхождения в минимальных  и предельных налоговых ставках;
     в-третьих, значительно различаются операции, подпадающие под обложение минимальной  налоговой ставкой по НДС.
     В европейских странах под действие систем косвенного налогообложения  подпадают операции, связанные с  жилищным строительством, деятельностью  социально значимых объектов и учреждений, что свидетельствует о выполнении НДС значительной социальной роли. В России все вышеперечисленные  операции облагаются максимальной ставкой  налога.
     Рассматривая  механизм формирования налоговой базы по НДС, следует отметить, что добавленная стоимость является вознаграждением продавца  за его труд и должна покрывать его затраты и оправдывать тот риск, на который он сознательно идет. Другими словами, косвенные налоги являются платой предпринимателя за возможность осуществления деятельности, а также за получаемую им прибыль, но сумму налога продавец имеет возможность переложить на потребителя, в этом случае для покупателя их оплата является правом на покупку товара. Используя особенности косвенных налогов, предприниматели стараются переложить значительную часть налогового бремени на потребителя, тем самым нарушая баланс распределения налоговой нагрузки.
     В этих условиях возникает необходимость  применения методов, позволяющих с  высокой степенью достоверности  оценить уровень негативного  или позитивного влияния косвенных  налогов на экономику.
     Государство заинтересовано в формировании справедливого  ценового уровня, соответствующего платежеспособному спросу на внутреннем рынке, для того чтобы не наблюдался спекулятивный рост цен, а также не возникало диспропорций в экономическом развитии отраслей. Эффективно управлять данными процессами возможно только при наличии точной информации о величине добавленной стоимости и структуре формирования издержек каждой конкретной продукции. Для контроля над этими процессами в России пока не созданы соответствующие условия. 
 

     
         Исследование проблем  косвенного налогообложения  в РФ
 
     Действующая система налогообложения была введена  в 1991 – 1992      годах. Налоговая реформа, проведенная в эти годы, была вызвана тем, что экономические преобразования потребовали проведения принципиально новой налоговой политики. При этом была сделана попытка учета значимости налогов как наиболее действенного инструмента регулирования возникающих рыночных отношений. При этом имелось в виду, что с помощью налогов можно ограничивать стихийность рыночных процессов воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
     В течении последних десяти лет  постоянно говорят о необходимости  налоговой реформы, неужели неоднократно проведенные преобразования в  
налоговой системе были ошибочными или недостаточными для того, чтобы налоги выполняли свое общественное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства?

     Научная обоснованность налоговых форм зависит  как от профессионализма лиц, занимающихся реформацией налоговых отношений, так и от степени демократической, правовой зрелости граждан, полноты  их участия в распределении созданной  стоимости. Здесь особую важность приобретает  проблема собственности. Если формы собственности существуют в обществе на паритетных началах, дискриминация отдельных форм отсутствует, то и отдельные виды налогов должны в максимально возможной степени раскрывать потенциал налога, как такового. Налог выражает отношения собственности. При ее равномерном распределении в обществе происходит и равно напряженное налоговое обложение. В таких условиях можно говорить об известной степени оптимальности налоговой системы.
     Налоговые отношения - это область централизованных финансовых отношений перераспределительного характера. Они возникают в силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровне системы доходов. Эти доходы концентрируются в особом фонде денежных средств государства - бюджете. Следовательно, налоговые отношения есть часть бюджетных отношений.
     Налог - категория историческая, она носит общественный характер. Вся история развития общества подтверждает необходимость налогов в обеспечении общественных интересов за счет централизации части финансовых ресурсов. Централизация указанных ресурсов осуществляется для того, чтобы [34, c. 59]:
     - способствовать возобновлению воспроизводственных процессов; 
        
- обеспечивать существование нетрудоспособных лиц и непроизводственной сферы;
     - обеспечивать обороноспособность страны и управление государством;
     - проводить крупномасштабные фундаментальные научные исследова-ния;
     - создавать общегосударственные резервы на случай непредвиденных обстоятельств.
     Активный процесс совершенствования налоговой системы Российской Федерации, начавшийся в 1998 году с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, продолжился принятием части второй Налогового кодекса РФ, в частности главы 21 «Налог на добавленную стоимость».
     Можно в целом отметить, что базовые  понятия и принцип функционирования налога на добавленную стоимость  сохранены. Разумеется, новый текст  закона далек от идеала с точки  зрения прозрачности налоговых отношений, объектов налогообложения и справедливости его взимания.
     Многими профессионалами этой сферы налоговых  отношений выска-зывается объективная  позиция относительно того, что более  положительного результата от такого реформирования можно было достигнуть путем внесения изменений и уточнений  в ныне действующий текст Закона РФ от 6 декабря 1995 года N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», устранив имеющиеся в нем так называемые двусмысленности, неточности, недосказанность - одним словом все то, что называется «белыми пятнами».
     Накопившаяся  с 1992 года богатейшая разъяснительная  практика налоговых и финансовых органов по вопросам правильности определения  и исчисления налога на добавленную  стоимость в различных сферах хозяйственно-финансовой деятельности организаций-налогоплательщиков наилучшим образом смогла бы обеспечить указанный процесс реформирования.
     Следует отметить, что по отдельным важнейшим  позициям глава 21 части второй Налогового кодекса РФ имеет преимущества по сравнению с действующим законом. К их числу в первую очередь  следует отнести четко и твердо изложенную мысль относительно того, что только реализация товаров (работ,услуг) на территории Российской Федерации, за исключением освобождаемых от налогообложения  операций, выявляет объект налогообложения. Это особенно важно в отношении  оборотов реализации товаров хозяйствующим  субъектам государств-участников СНГ, когда товары вывозятся с территории Российской Федерации на территории государств СНГ. 
Следует отметить, что в состав плательщиков налога на добавленную стоимость включены индивидуальные предприниматели. Статьей 2 Гражданского кодекса РФ определено, что «предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Это позволяет говорить о расширении субъектов налоговых обязательств, что, с одной стороны, потенциально способствует увеличению поступления налога на добавленную стоимость в бюджетную систему, существенному расширению сферы налогового контроля, а с другой, усложняет исполнение налоговых обязательств для индивидуальных предпринимателей, поскольку они должны осуществлять бухгалтерский и налоговый учет, включая составление и подачу налоговых деклараций, в общеустановленном порядке. В том числе, являются плательщиками налога на добавленную стоимость индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Этим Законом для индивидуальных предпринимателей предусмотрена замена уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. 
Не являются плательщиками налога согласно п.2 ст.1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (за исключением случаев, предусмотренных ст.161 Налогового кодекса РФ, когда организации исполняют обязанность по удержанию налога у источника выплат и уплаты его в бюджет, то есть выполняют обязанности налогового агента). 
Не являются плательщиками налога согласно ст. 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (за исключением случаев, когда организации и индивидуальные предприниматели выполняют обязанности налогового агента). 
Организации индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, которые не подпадают под налогообложение единым налогом на вменненый доход, являются плательщиками налога по этим видам деятельности.

     В качестве положительного аспекта нового нормативного акта является то, что  процедура постановки на учет в качестве налогоплательщика соответствующих  организаций, включая иностранные, и индивидуальных предпринимателей посвящена специальная статья. 
Важно отметить то, что осуществление постановки на налоговый учет российский налогоплательщиков производится в «автоматическом режиме», то есть налоговыми органами самостоятельно в течении 15 дней с момента их государственной регистрации на основе сведений организаций, производящих государственную регистрацию или выдающих лицензии, и т.п. Введение в текст Налогового кодекса РФ указанного порядка, безусловно, носит позитивный характер, поскольку максимальная компактность всех составляющих процесса налогообложения, изложенных в одном документе, облегчает действия налогоплательщиков и повышает их компетентность. 
Новаторским и полезным является также и то, что впервые в законодательном порядке устанавливается возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика в зависимости от размера налоговой базы (реализации товаров, работ, услуг).

     Чрезвычайно важно отметить, что освобождение налогоплательщика от исполнения обязанностей, связанных с начислением и уплатой налога на до-бавленную стоимость, непосредственным образом связано также с утратой его права на вычет или возмещение входного налога на добавленную стоимость. Нетрудно заметить, что такая ситуация вряд ли экономически выгодна и приемлема для тех лиц, которые испытывают определенные трудности в конкурентной борьбе за рынки сбыта товаров, так как в случае использования права освобождения от исполнения обязанностей конечная цель реализации товаров у такого лица (при сохранении сложившегося уровня прибыли) будет выше по сравнению с ценой на аналогичные товары, по которым производится начисление налога на добавленную стоимость, за счет «увеличения» себестоимости (затрат) на сумму входного налога. 
Таким образом, в этой ситуации сумма входного налога на добавленную стоимость из нейтрального состояния трансформируется в ценообразующее, поскольку покупатель таких товаров лишается права на возмещение (зачет,вычет) этого налога.

     Организации и индивидуальные предприниматели  имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных  с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки  от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила  в совокупности один миллион рублей. 
Положение об освобождении не распространяется на организации и ин-дивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.

     Освобождение  организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика  не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащих налогообложению. 
Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить соответствующее письменное заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

     Указанные заявление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная  с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. 
Форма заявления на освобождение от исполнения обязанностей налого-плательщика утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

     Освобождение  организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика  при выполнении ими условий производится на срок, равный двенадцати последовательным календарным месяцам. По истечении  указанного срока организации и  индивидуальные предприниматели, которые  были освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, представляют в  налоговые органы письменное заявление  и документы, подтверждающие, что  в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и  налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала одного миллиона рублей. Такими документами являются: 
- налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за прошедшие налоговые периоды (3 календарных месяца, при продлении освобождения - 12 календарных месяцев); 
- выписку из бухгалтерского баланса (для организаций) и документы, подтверждающие сумму выручки от реализации товаров (работ,услуг); 
- выписку из бухгалтерского баланса (для организаций) и документы, подтверждающие сумму образовавшейся дебиторской задолженности; 
- книгу продаж; 
- журнал полученных и выставленных счетов фактур; 
- справку налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам; 
- документы, подтверждающие отсутствие деятельности по производству и реализации подакцизной продукции. 
В течение 10 дней, считая со дня представления документов на освобо-ждение от порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, налоговые органы производят их проверку и выносят решение соответственно: 
- о правомерности освобождения от исполнения обязанностей налогопла-тельщика либо об отсутствии права на освобождение; 
- о продлении срока освобождения от исполнения обязанностей налого-плательщика либо об отказе в таком продлении. 
Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели были освобождены от обязанностей налогоплательщика, выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит ограничение, равное одному миллиону рублей, налогоплательщики, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях. Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке. В случае непредставления налогоплательщиком документов, подтверждающих, что за три последовательных календарных месяца в совокупности выручка не превышала одного миллиона р.(либо представления документов, содержащих недостоверные сведения), сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пени. 
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налога представляется с 1 апреля 2001 года на основании данных его деятельности за январь - март 2001 года. 
Существенных изменений в определении объекта налогообложения не произошло, за исключением того, что теперь с 1 января 2001 года объектом налогообложения будет признаваться выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления (так называемые СМР, выполняемые хозяйственным способом). Дело в том, что эта проблема в условиях действующего до января 2001 года налогового законодательства носит противоречивый характер. Позиция на этот счет налоговых органов, не считающих указанные работы объектом обложения налогом на добавленную стоимость, не совпадает с позицией финансовых органов. Главным аргументом в позиции необложения строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом, является то, что и заказчик, и производитель указанных работ - одно и то же юридическое лицо. Именно эта ситуация не позволяет реализоваться одному из важнейших условий, характеризующих процесс реализации товаров (работ,услуг).

     Таким образом, на основе проведенных теоретических  исследований автором сделаны следующие  выводы: на протяжении столетий мировая  налоговая система изменялась под  воздействием политических, социальных и экономических причин; эволюция налоговой системы ознаменовалась цикличностью в смене периодов господства подсистемы косвенного и прямого  налогообложения; практические и теоретические  аспекты налогообложения зачастую развивались самостоятельно, что  не могло не сказаться на состоянии  экономики стран. В настоящее  время в результате изменившихся подходов к пониманию теории налогообложения  продолжается познание и совершенствование  налоговых отношений, в основном, в рамках монетаристской, кейнсианской  теорий и теории переложения налогов.
      В настоящее время косвенные налоги играют ведущую роль в налоговых  системах развитых стран. В Западной Европе в последнее десятилетие  наметился сдвиг в сторону  преобладания косвенных налогов  в формировании бюджета. Дефицит  бюджета ЕС по-прежнему остается значительным (около 5%) вследствие проводимой европейскими странами экономической политики, направленной на поддержание пропорционального соотношения между уровнем спроса и уровнем предложения.
     Действующая система косвенного налогообложения была введена в 1991 - 1992 годах. Налоговая реформа, проведенная в эти годы, была вызвана тем, что экономические преобразования потребовали проведения принципиально новой налоговой политики. При этом была сделана попытка учета значимости налогов как наиболее действенного инструмента регулирования возникающих рыночных отношений.
    Анализ  действующей  системы косвенного налогообложения на материалах  УФНС по Республике Мордовия
 
     2.1 Анализ динамики  показателей поступления  налога на                          добавленную стоимость в бюджет  

     Основное  место в Российской налоговой  системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, также  большое значение стал иметь налог  на добычу полезных ископаемых. В составе  доходов бюджета они занимают определяющее место (см. Приложение А).
     Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог на потребление, который взимается практически со всей видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. На территории Российской Федерации НДС введен в 1991г. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком  за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги. Доля НДС в налоговых доходах федерального бюджета в 2008 г. составила около 40%.
     Налогоплательщиками НДС признаются [2]:
     - организации;
     - лица, являющиеся плательщиками данного налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу;
     - индивидуальные предприниматели.
     Согласно  п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения  по НДС считаются следующие операции:
     - реализация товаров (работ, услуг)  на территории РФ, в том числе  реализация предметов залога;
     - передача имущественных прав;
     - передача на территории РФ  товаров (выполнение работ, оказание  услуг) для собственных нужд  расходы на которые не принимаются  к вычету при исчислении налога на прибыль организации;
     - выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления.
     Налоговым законодательством РФ ряд товаров  и услуг освобождены от НДС.
     В ст.149 НК  определяются операции, не подлежащие налогообложению. В частности:
     1) предоставление в аренду арендодателем  на территории РФ помещений  иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ.
     2) реализация товаров, а также  передача, выполнение, оказание услуг  для собственных нужд на территории  РФ: медицинских товаров отечественного  и зарубежного производства по  перечню, утвержденному Правительством  РФ, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий,  медицинских услуг, оказываемых  медицинскими организациями и  учреждениями, за исключением косметических,  ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.
     Налоговым периодом по НДС является календарный  месяц. Для налогоплательщиков с  ежемесячными (в течении квартала) суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 млн.р., налоговый период составляет  один квартал.
     Если  говорить о налоговых ставках, то налогообложение по НДС производится по ставкам:
     0% - для товаров, вывезенных в  таможенном режиме экспорта, а  также товаров, помещенных под  таможенный режим свободной таможенной  зоны, работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита и др.;
     10% - для продовольственных товаров,  по перечню установленному кодексом, товаров для детей, периодических  печатных изданий, медицинских  товаров;
     18% - для остальных товаров
     При реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее 5 дней со дня отгрузки товара.
     Судя  по всему, фискальное значение НДС будет  постепенно снижаться, а издержки связанные  с ним, неуклонно расти. В итоге  нам придется всерьез задуматься о существенном уточнении налоговой  базы, объекта налогообложения и  ставок этого эффективного, но проблемного  налога.
     Не  исключено, что Россия будет вынуждена  пойти по пути ряда европейских стран, вводя значительное количество пониженных ставок, что представляется мерой  не налоговой политики, а социальной политики [11, c. 78].
     С 2005 года отменен НДС на реализацию земельных участков жилой недвижимости.
     Не  менее важным является переход с 1 января 2005 года на принцип «страны  назначения» в торговле с Украиной, Казахстаном и Беларусью. Теперь экспорт нефти и газа в эти  государства СНГ рассматривается  как нормальный экспорт и экспортеры получили возможность предъявлять  по вычету соответствующие суммы  налога на добавленную стоимость, уплаченные в РФ. Для реализации этих мер  было ратифицировано несколько дополнительных межгосударственных соглашений.
     ФНС России  в 2009 году  по сравнению  с  2008 годом снизило поступления  администрируемых доходов в бюджет Российской федерации с 10032,8 млрд. р. до 8379,3 млрд. р.,  снижение составило 16,5% (Приложение А) [35].
     Всего в 2009 году (по предварительным данным) в федеральный бюджет поступило 3 012,4 млрд. р. администрируемых доходов, что на 26% меньше, чем в 2008 году (рисунок 2.1).
     Показатели, заложенные на 2009 год в Федеральном  законе «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в части ФНС России, выполнены. Бюджет получил дополнительно 402 млрд. р.
     
Рисунок 2.1- Поступление администрируемых ФНС доходов в федеральный бюджет 

     Основная  масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%) (рисунок 2.2).
     
     Рисунок 2.2 – Структура поступления администрируемых ФНС доходов в федеральный бюджет
     Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 году составили 195,4 млрд. р. По сравнению с 2008 годом поступления снизились в 3,9 раза.
     Снижение  поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной  деятельности организаций и снижением  с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов.
     Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2009 году составили 509,8 млрд. р. и по сравнению с 2008 годом выросли на 3 млрд. р., или на 1%.
     Поступления налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, в 2009 году составили 1 176,6 млрд. р. и по сравнению с 2008 годом выросли на 18%.
     Налога  на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2009 году 30,6 млрд. р., что на 24% меньше, чем в 2008 году.
     Управление  ФНС России по Республике Мордовия сообщает, что за январь-декабрь 2009 года в федеральный бюджет  поступило налогов и сборов  в сумме  3 820,0 млн. р. (с учетом ЕСН).
     Основная  доля доходов, поступивших в федеральный  бюджет, обеспечена поступлениями НДС (50,2%), ЕСН (42,1%) и налога на прибыль (4,5 %).  
Основные поступления в федеральный бюджет за январь-декабрь 2009 года составили:

     - налог на прибыль организаций в сумме 172,3 млн. р.;
     - налог на добавленную стоимость в сумме 1 917,3 млн. р.;
     - ЕСН, зачисляемый в доход федерального бюджета – 1 610,9 млн. р.
     По  сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления сократились на 2 991,0 млн. р., или на 43,9 процента. Основные налоги, по которым произошло снижение, - налог на прибыль (снижение на 1 030,9 млн. р.), НДС (снижение на 1 802,5 млн. р.), акцизы (снижение на 199,5 млн. р.).
     Во  внебюджетные фонды (без ЕСН в  федеральный бюджет) поступило 
     5 428,9 млн. р., что на 116,9 млн. р. больше поступлений соответствующего периода прошлого года (темп роста 102,2%).  
Общая сумма акцизов, поступивших в федеральный бюджет за январь – декабрь 2009 года составила 46,1 млн. р., что на 199,5 млн. р. меньше, чем в январе – декабре 2008 года.

     Плановые показатели за январь – декабрь 2009 года по поступлениям в федеральный бюджет (без МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам) выполнены на 104 %, в том числе по налогу на прибыль – на 82 %, по НДС – на 109 %, по акцизам – на 124 %, по единому социальному налогу – на 102 %, по ресурсным платежам – на 96 процентов. 
 

     2.2 Исследование действующего  механизма акцизного                                  налогообложения 

     С 1 января 2001 года, в связи с введением  в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и признанием Закона об акцизах утратившим силу, перечень подакцизных товаров  регламентируется пунктом 1 статьи 181 главы 22 «Акцизы» НК РФ.
     Согласно  НК РФ  подакцизными товарами признаются:
     1) спирт этиловый из всех видов  сырья, за исключением спирта  коньячного;
     2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие  виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового  спирта более 9 процентов.
     Не  рассматриваются как подакцизные  товары следующая спиртосодержащая продукция:
    лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства и препараты, если они внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций. Аналогично не облагаются препараты ветеринарного назначения, внесенные в Государственный реестр ветеринарных препаратов, разлитые в сосуды вместимостью не более 100 мл;
    парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию, если вместимость сосуда, в который она разлита, не превышает 270 мл;
    спиртосодержащие товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;
    подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной  и алкогольсодержащей продукции в РФ;
     3) алкогольная продукция (спирт  питьевой, водка, ликероводочные  изделия, коньяки, вино и иная  пищевая продукция с объемной  долей этилового спирта более  1,5 процента, за исключением виноматериалов);
     4) пиво;
     5) табачная продукция;
     6) автомобили легковые и мотоциклы  с мощностью двигателя свыше  112,5 кВт (150 л.с.);
     7) автомобильный бензин;
     8) дизельное топливо;
     9) моторные масла для дизельных  и (или) карбюраторных (инжекторных)  двигателей.
     10) прямогонный бензин. Под прямогонным  бензином понимают бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного.
     Налогоплательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели, совершающие операции, подлежащие обложению акцизами, включая  лица, признаваемые плательщиками акцизов  в связи с перемещением подакцизных  товаров через таможенную границу  РФ.
     Для организаций и индивидуальных предпринимателей налоговый период составляет один календарный  месяц.
     В соответствии с п. 1 ст. 193 НКРФ налогообложение  подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья осуществляется по следующим единым на территории Российской Федерации налоговым  ставкам (приложение А).
     Налоговым кодексом РФ установлен особый режим  налогового склада в отношении алкогольной  продукции. Под режимом налогового склада понимается комплекс мероприятий  налогового контроля, осуществляемый налоговыми органами в отношении  алкогольной продукции с момента  окончания ее производства и поступления  на акцизный склад до момента ее отгрузки (передачи) покупателям. Под  действием режима налогового склада находится территория, на которой  расположены производственные помещения, используемые для производства алкогольной  продукции, а также находящиеся  вне этой территории акцизные склады для ее хранения. Алкогольная продукция, находящаяся в режиме налогового склада, хранится под контролем сотрудников  налоговых органов в специально обустроенных помещениях до момента  ее отгрузки (акцизные склады).
     Должностные лица акцизного склада обязаны:
    вести учет хранящихся на складе подакцизных товаров и представлять налоговым органам отчетность об этих товарах;
    обеспечивать невозможность выбытия с акцизного склада подакцизных товаров без контроля сотрудников налоговых органов;
    обеспечивать невозможность доступа на акцизный склад посторонних лиц;
    выполнять требования налоговых органов по обустройству склада, обеспечению доступа сотрудников налогового органа к хранящимся товарам и предоставлению указанным сотрудникам безвозмездно оборудованных помещений и средств связи в целях обеспечения налогового контроля;
    по требованию налоговых органов оборудовать склад двойными запорными устройствами, одно из которых должно находиться в ведении налогового органа.
     В связи с действием режима налогового склада в отношении производства и реализации алкогольной продукции  налогообложение производится по следующим ставкам:
      при реализации покупателям, не являющимся акцизными складами, по обычным ставкам;
      при реализации на акцизные склады оптовых организаций — в размере 50 % от действующих ставок;
      при реализации оптовыми организациями с акцизных складов конечным потребителям — в размере 50 % от действующих ставок;
      при реализации оптовыми организациями с акцизных складов на акцизные склады других  оптовых организаций акцизы не взимаются.
     При реализации подакцизной продукции  налогоплательщик обязан предъявлять  сумму налога покупателю. В расчетных  документах, в том числе в реестрах чеков и аккредитивов, первичных учетных документах, счетах-фактурах, сумма акциза выделяется отдельной строкой, за исключением случаев реализации подакцизной продукции за пределы территории Российской Федерации.
     Вместе  с тем продавцы подакцизных товаров, которые не являются налогоплательщиками акцизов, не обязаны выделять сумму акциза в расчетных документах и счетах-фактурах. Поэтому, если в указанных документах акциз не будет выделен, у налогоплательщика акцизов, использующих в процессе производства подакцизные товары, приобретаемые у продавцов, не являющихся их непосредственными производителями, не будет оснований для налоговых вычетов.
     При уплате акцизов налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога, подлежащую перечислению в бюджеты, на некоторые  вычеты. Так, например, вычетам подлежат суммы акцизов, уплаченные при приобретении или ввозе подакцизных товаров, если в дальнейшем они используются в качестве сырья для дальнейшей обработки. Вычитаются также суммы уплаченных ранее акцизов при возврате покупателями подакцизных товаров или отказе от них. Алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора.
     Постановлением  Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 915 «Об установлении ставок авансового платежа, уплачиваемого при покупке  региональных специальных марок  по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке» ставки авансового платежа определены в следующих  размерах:
      на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 25% включительно — 0,3 р. за марку;
      на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 % — 0,8 р. за марку.               
     Стоимость авансового платежа, уплаченного при  приобретении специальных акцизных либо региональных марок, также подлежит вычету. Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные на территории РФ по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции. При этом вычету подлежит сумма налога в размере, не превышающем сумму налога, исчисленную по формуле:                      
     С = (А х К) : 100 %) х О,
     где: С — сумма акциза, уплаченная по спирту этиловому, использованному для производства вина;       
             А — налоговая ставка на 1 литр стопроцентного (безводного) этилового спирта;
            К — крепость вина;
             О — объем реализованного вина.
     Если  к вычету предъявлена сумма, превышающая  величину, рассчитанную по этой формуле, сумма превышения (отрицательная  разница) относится на убытки предприятия.
     К вычету принимаются только суммы, фактически уплаченные налогоплательщиком при  условии наличия подтверждающих счетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами подакцизной  продукции. Суммы акцизов по подакцизным  товарам, использованным в качестве сырья для производства других подакцизных  товаров, принимаются к вычету при  односменном соблюдении двух условий: их фактической оплаты и списания стоимости использованных подакцизных товаров на затраты по производству реализованных подакцизных товаров.
     Если  сумма налоговых вычетов в  каком-либо налоговом периоде превысит общую сумму акциза по реализованным  подакцизным товарам, то в этом периоде  акциз не уплачивается. Сумма превышения налоговых вычетов подлежит зачету в следующем налоговом периоде. Если и после зачета останется некоторая сумма превышения, то она может быть направлена на исполнение налоговых обязательств по другим налогам и сборам, на уплату пени, на погашение недоимки и присужденных санкций в рамках одного бюджета. По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.