На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Конфликты в промышленной сфере

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФГОУ  ВПО  «ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ»
Кафедра менеджмента 
 

ДРОЗДОВА  Ю.А.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Учебно-методический комплекс для студентов специальности  080507.65 «Менеджмент организации» и подготовки бакалавров по направлению 080500.62 «Менеджмент»
IV курс, очная форма обучения 

                                                      
 
 

         Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
        »   2011 г.
    Заведующий  кафедрой           …
    А.А.Огарков …
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Волгоград – 2011 г.
 

  СОДЕРЖАНИЕ 

Наименование  раздела № Стр.
 
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины  ............
 
1.1. Требования  государственного образовательного стандарта  и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный стандарт 3
1.2.. Цели и задачи учебной  дисциплины 3
1.3. Требования  к уровню освоения дисциплины 3
1.4. Тематический  план учебной дисциплины 5
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины 5
 
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной  дисциплины для студентов
 
2.1. Рекомендации  по использованию материалов учебно-методического  комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса 24
2.2. Рекомендации  по работе с литературой 24
2.3. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса 24
2.4. Разъяснения по поводу работы с  тестами и практическими  задачами 27
2.5. Советы по подготовке к экзамену 28
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций 28
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий) 31
Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных  квалификационных работ  34
 
 

Раздел 1. РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ 

1.1. Извлечение из образовательного стандарта:  

     Теории  поведения человека в организации; личность и организация; коммуникативное поведение в организации; мотивация и результативность организации; формирование группового поведения в организации; анализ и конструирование организации; управление поведением организации; лидерство в организации; изменения в организации; персональное развитие в организации; управление нововведениями в организации; поведенческий маркетинг; организационное поведение в системе международного бизнеса.
     1.2. Цель учебной дисциплины «Организационное поведение» - дать студентам знания и навыки, необходимые для развития умения анализировать поведение людей в организациях и выбирать правильную стратегию в ситуациях организационных изменений.
     Реализация  поставленной цели осуществляется через  решение ряда следующих важнейших  задач курса:
    Формирование целостного научно – обоснованного представления об основных закономерностях поведения человека и группы людей в организации.
    Анализ теоретических подходов к объяснению поведения людей в организациях
    Изучение управленческих аспектов взаимодействия людей в организациях и использования трудового потенциала в организации
    Демонстрация методических, технических и технологических возможностей менеджмента в решении проблем управления организационным поведением.
    Изучение современных подходов к управлению организационным поведением.
    Развитие навыков решения организационных проблем, умения избегать стрессовых ситуаций и конфликтов в собственной работе в организации.
    Овладение студентами основами делового общения, навыками проведения переговоров, работы в команде, искусством презентаций, правилами деловой этики.
     4. С содержательной точки зрения  дисциплина «Организационное поведение» предусматривает изучение следующих проблем: мотивация персонала, стили лидерства и руководства, исследование влияния социальной среды на организационное поведение и на методы управления, основных моделей организационного управления, особенностей управления современными организациями; роль и возможности манипулирования в процессе управления; подходы к управлению организационным поведением как социальной технологии, основные системы передачи информации в организации; коммуникативные стратегии в управлении,
     1.3. Требования к уровню  освоения дисциплины
       В результате изучения курса  «Организационное поведение» студент  должен знать:
    основные теории поведения человека в  организации; 
    особенности взаимодействия личности и организации;
    основные концепции мотивации трудового поведения и их  применимость в управлении организацией; 
    причины сопротивления организационным изменениям и подходы к управлению нововведениями;
    принципы управления организационным  поведением; 
    особенности организационного поведения в системе международного бизнеса.
    способы управления организационным поведением в различной социальной среде (инертной, оптимальной и агрессивной).
    коммуникативные стратегии в управлении организационным поведением.
       уметь:
    выявлять основные тенденции развития организационного поведения в конкретной организации;
    использовать методы  управления поведением  группы ;
    выявлять причины и использовать методы  предупреждения  сопротивления организационным нововведениям;
    применять основы менеджерского, маркетингового, социокультурного  и социопсихологического подходов к анализу и управлению организационным поведением; 
    использовать основные методы анализа и разрешения конфликта
     иметь представление: 
    о причинах возникновения определенных форм организационного поведения,  вооружить знания о возможностях управления организационным поведением отдельных сотрудников и групп, сформировать основные умения и навыки влияния на те или иные форм организационного поведения.
     обладать  навыками:
    работы по адаптации и совершенствованию организационного поведения в современных условиях.
     Курс  «Организационное поведение» является продолжением дисциплин психологического цикла, включенных в учебный план специальности «Государственное и муниципальное управление», например, «Психологии управления», «Управление персоналом», «Конфликтология» и других. Это объясняется необходимостью более полно использовать понятийный аппарат психологии, ее теоретические и практические разработки в широком спектре смежных наук и научных дисциплин. Кроме того, блок психологических составляющих управления является теоретически базовым в проблематике таких дисциплин как «Теория управленния», «Социология», «Социология управления», «Теория организации» и других. Знания основ и закономерностей организационного поведения необходимы в управленческой деятельности, организации, в управленческих коммуникациях. 

1.4. Тематический план  учебной дисциплины  для специальности «Менеджмент организации» и подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент» на 2011-2012 учебный год для М-400 и БкМ-400 

Тема Лекции Сем. занятия
1. Основные подходы  к изучению организационного поведения 2 2
2. Социальная  среда организации: взаимосвязи и взаимозависимости 2 -
2. Организационное поведение как система социальных отношений 2 2
4. Социологическое измерение организационного  пространства 2 2
5. Коммуникативные аспекты управления в организации  2 2
6. Конфликты в организации 2 2
7. Свобода и ответственность  в управлении. Лояльность персонала. 2 2
8. Организационное поведение в системе международного бизнеса 2 2
  Формы контроля зачет
 
           Текущий контроль осуществляется в ходе семинарских занятий на основе  оценки активности студентов в ходе групповой  и индивидуальной работы, а также по результатам тестирования.
           Итоговый контроль: экзамен.
           Рейтинговые и итоговая оценки формируются исходя из результатов  активности работы студентов на семинарских  занятиях (разбор и решение задач, кейсов), по результатам выполнения практических и тестовых заданий, написания эссе и ответа на экзамене. 

     1. 5. Учебно-методическое  обеспечение учебной  дисциплины
     Лекция 1. Основные подходы к изучению организационного поведения.
     Основные подходы к изучению организационного поведения. Понятие организационного поведения. Важнейшие концепции, объясняющие  организационное поведение через природу человека, феномен  организации и специфику взаимодействия людей в социуме.
     Организационное поведение как развивающаяся система. Модели организационного поведения: автократическая, опекающая, поддерживающая, коллегиальная, интегрирующая. Влияние организационного поведения на эффективность организации.
     Факторы, влияющие на организационное поведение. Система организационного поведения и организационная  культура.
     Основные  понятия: организационное поведение, индивид, группа, организация, модели организационного поведения: автократическая, опекающая, поддерживающая, коллегиальная, интегрирующая, методология и методика изучения организационного, поведения, междисциплинарный характер дисциплины, теория человеческих отношений,, социальный капитал, человеческие ресурс 

     Лекция 2. Социальная среда  управления: взаимосвязи  и взаимозависимости.
     Среда управления. Развитие социальной среды управления. Взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия. Инертная, оптимальная и агрессивная среда управления. Управление в условиях агрессивной социальной среды. Управленческий менталитет как познавательная проблема. Социокультурный характер изменений социальной среды. «Социальный индивид» и регулятивный механизм социальной среды. Роль социального ядра системы с управлением в регулировании состояний социальной среды.
     Основные  понятия: среда управления, инертная среда управления, оптимальная среда управления, агрессивная среда управления, управленческий менталитет. «социальный индивид», социокультурное «тело», социальное ядро 

     Лекция 3. Организационное  поведение как  система социальных отношений
     Понятие социального управления в организации. Признаки социального управления. Социальное управление как разрешение противоречия между управляющей и управляемой системами; три модели социального управления: субординация, реординация, координация. Основные категории социального управления. Формы социального управления. Понятие и типы социальных отношений. Типы социальных отношений в организационном поведении. Основные задачи управленческой деятельности. Структура и методы управления организационным поведением. Классификация методов управления организационным поведением  по функциональному признаку.
     Основные  понятия: социальная система, социальное управление, объект и субъект управления, социальные отношения, управляемость социальной системы, кибернетический, синергетический подходы, моделирование, планирование, координация, субординация, реординация, целеполагание, управленческая деятельность, структурная динамика, структура управления, управляющая и управляемая системы,  организационно-административные методы управления, экономические методы управления, социально-психологические методы управления. 

     Лекция 4. Социологическое  измерение организационного пространства
     Представление о социальном пространстве. Социологический  анализ организационного пространства. Подходы Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля, А. Шютца, А. Филиппова в понимании пространства. Социология «соседства». Теория Э. Гидденса: к вопросу о структурации пространства. Временные и пространственные характеристики организационной среды. Взаимодействие социальных полей: проблема управления. Субъект и объект управления в организационном пространстве. Роль управленца в конструировании организационного пространства. Передний и задний план управления: пространственные характеристики.
     Основные  понятия: социальное пространство, организационное пространство, время, теория структурации, конструирование организационного пространства,  социальные поля, передний и задний план в управлении. 

     Лекция 5. Коммуникативные  аспекты управления в организации
     Типы  и направленность коммуникационных процессов в организации. Функционально-ролевые коммуникационные процессы, способы управленческой коммуникации. Коммуникативные потребности людей.  Проблемы коммуникации на работе. Обратная связь: важность, принципы, специфика применения. Речевое воздействие в процессе управления. Коммуникативно-речевые стратегии. Манипуляция в управлении. Понятие и виды коммуникационных барьеров. Компетенция и избирательное слушание. Внутригрупповой язык и различия статуса. Давление времени и коммуникационная перегрузка. Способы совершенствования коммуникаций в организациях.
     Основные  понятия: коммуникация, социальная коммуникация, аспект, дискурс, субъект, средства, предмет, эффекты коммуникации, функционально-ролевая коммуникация, формальные коммуникации, неформальные коммуникации, межличностные коммуникации, межгрупповые коммуникации, слухи, межуровневые коммуникации, персуазивная, суггестивная коммуникации, коммуникационные барьеры, различия статуса, компетенция, коммуникационная перегрузка. 

     Лекция 6. Конфликты в  организации
     Межличностные и организационные конфликты.  Факторы возникновения конфликтов: информационные, структурные, ценностные, отношений и поведенческие. Модели конфликтного поведения в организации. Функции конфликтов в организации. Влияние конфликтов  на организационное поведение.
     Методы  профилактики конфликтов в организации. Примирительные процедуры при трудовых спорах. Забастовка как крайняя форма  социально-трудового конфликта. стили  конфликтного поведения. способы разрешения конфликтов. Методика урегулирования конфликтов. Ведение переговоров при конфликте. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны. Роль коллектива в преодолении конфликтов. Социальное партнерство. Технология управления собственным поведением субъектов конфликтного противостояния. Технология управления процессом протекания конфликта. разновидности норм и их роль в урегулировании конфликтов. Образцы документов, применяемых при разрешении конфликтов. Роль руководителя в преодолении конфликтов и стрессов.
     Переговоры  как форма разрешения конфликта. Специфика переговоров с посредником. Менеджер как посредник в организационном конфликте.
     Основные  понятия: конфликт, организационный конфликт, динамика конфликта, конфликтное поведение, модели развития конфликта, трудовой спор, стресс, участник конфликта, примирительные процедуры, предупреждение конфликта, прогнозирование конфликта, прямые и косвенные методы разрешения конфликта, выход из конфликтной ситуации, индивидуальный трудовой спор, коллективный трудовой спор, забастовка, локаут, уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс, профилактика конфликтов, третья сторона конфликта, посредник в конфликте, нормы деловой этики, переговоры. 

     Лекция 7. Свобода и ответственность  в управлении. Лояльность персонала.
     Особенности свободы в управлении. Свобода, самостоятельность и законность. Рационализация управления. Объективный характер Права человека и правовые нормы в контексте управленческой деятельности. Актуальные аспекты объективации управления. Комплексный характер результатов управления. Способ согласования интересов и обеспечение целостности организации. Организационные ценности, их иерархия. Формирование ценностей в процессе управления. Организационные нормы. Ценностно-нормативные противоречия между управляющей и управляемой системой. Социальная субъектность. Проблема лояльности в организационном поведении. Структура ценностных ориентаций управленца: социологический анализ.
     Основные  понятия:, долженствование, свобода, самостоятельность, законность, ответственность, юридическая ответственность, государственный интерес, права человека, объективация, компетенция, ценности, нормы, ментальность, социальная установка, идеал, социальная субъектность,  управленческие концепции, доверие, лояльность, ценностные ориентации.
     Тема 8. Организационное поведение в системе международного бизнеса
     Система международного бизнеса в условиях глобализации экономики. Сравнительный  анализ национальных организационных  культур. Глобальная организационная  структура. Коммуникации в международной  среде. Мотивация в международной организации. Особенности руководства международными организациями. Группы и команды в международных организациях. Корпоративный имидж в системе международного бизнеса.
     Основные  понятия: глобализация экономики, «глобальная деревня», организационная культура, миссия организации,  функционально-ролевая коммуникация, мотивация, международные организации, международный бизнес, социальное партнерство, группа, команда, стратегия сотрудничества, корпоративный менеджмент, корпоративный имидж,  

     Семинарское занятие № 1.
Тема: Основные подходы  к изучению организационного поведения
1.  Организационное поведение как системная область групповой динамики.
2.  Основные элементы организационного поведения.
3.  Цели и формы организационного поведения.
4.  Факторы, влияющие на  организационное поведение.
5. Основные концепции организационного поведения.
 Практическая работа:
1. Выполнение теста «Входной контроль знаний»
Рекомендуемая литература:
1. Гибсон  Дж. Л., Иванцевич Д. М., Доннелли  Д. Х. Организация поведения, структура, процессы. Пер.с англ. 8-е изд.. – М.: ИНФРА-М, 2000
    Картемова Л. В., Никонова Т. В., Соломанина Т. О. Поведение в организации: учебник, - М.: Инфра – М, 1999. - 220 с.
    Кочеткова А. И. Введение в организацию поведения и организацию моделирования: учебное пособие. – М.; Дело, 2003. - 944 с.
    Красовский Ю. Д. Организационное поведение. Учебное пособие для вузов, - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -  511 с.
    Лютенс Ф. Организационное  поведение. Пер.с англ.  – М.: ИНФРА-М, 2000.
6. Молл  Е. Г. Организационное поведение;  Уч.пособие, - М.: Финансы и
7. Радугин,  А. А., Радугин, К.А. Введение  в менеджмент: социология организаций и управления. М., 1995.
8.Стивен  П. Робинз, Основы   организационного  поведения,   «Вильямс»,2006
9. Файоль. А. Общее и промышленное управление. // Управление это наука и искусство. М.,1992 

Темы  докладов и рефератов
    История организационного поведения как науки и роль данной дисциплины  в развитии современного менеджмента.
    Гуманистический подход  в теории организационного поведения.
    Системный поход в организационного поведения
 
Семинарское занятие № 2.

Тема: Организационное  поведение как  система социальных отношений

    Социальная  сущность организационного поведения. Задачи и функции управления.
    Структура управления. Модели социального управления (координация, субординация, реординация).
    Типы социальных отношений в организационном поведении (служебные, функциональные, технические, информационные и др.).
 
Практическая  работа:
Разбор  конкретных ситуаций, диагностика рабочих отношений. Применение методик исследования удовлетворенности трудом.  

Рекомендуемая литература:
1. Алексеенок  А. А. Социальное управление. Орел: ОРАГС, 2007
2. Атаманчук,  Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность: учебное пособие для вузов / Г.В. Атаманчук. – М.: Академический Проект; Культура, 2006.
3. Бабосов,  Е.М. Социология управления. Минск. 2000.
4. Галкин, Т.П. Социология управления: от  группы к команде. М., 2001.
    Гглобальный менеджмент в контексте многообразия культур /сост.Н.в. Ганц. – СПб, 2007.
    Кунц, Г., Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Кн.1, – М., 1981.
    Луман, Н. Общество как социальная система [Текст] / Н. Луман; пер. с нем. А.Ю. Антоновского. – М., 2005.
    Парсонс, Т. Система современных обществ. М., 1998.
Темы  докладов и рефератов
    Роль и специфика социального управления.
    Роль бизнеса  в социальном управлении.
    Роль некоммерческих организаций в социальном управлении.
    Манипулятивная стратегия социального управления.
    Система социального партнерства.
 
Семинарское занятие № 3.

Тема: Социологическое  измерение организационного  пространства

    Подходы Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля, А. Шютца, А. Филиппова, Э. Гидденса в понимании  пространства.
    Организация как объект социологического исследования.
    Роль управленца в конструировании организационного пространства.
 
Рекомендуемая литература:
    Бергер, П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. – М., 1995.
    Бурдье, П. Социальное пространство и символическая власть [Электронный ресурс] / Пьер Бурдье //Internet. – mgimofp.narod.ru.
    Гидденс, Э. Устроение общества: очерк теории структурации 
    – М, 2003.

    Добрякова, М. С. Исследование локальных сообществ в социологической традиции // Социологические исследования. – 1999. – № 7. – С. 125-133
5. Зотова, З. М. Оптимизация взаимоотношений  между Центром и регионами / З. М. Зотова // Политические исследования. – 1998. – № 3. С. 204-207.
6. Лысенко  Г. В. Структурные и процессуальные  аспекты социального пространства: социологический анализ. – Волгоград, 2007.
7. Полякова, Н. Л. ХХ век в социологических теориях общества. – М., 2004.
8. Филиппов, А. Социология пространства: общий  замысел и классическая разработка проблемы  [Электронный ресурс] // Internet. – http:/www.ruthenia.ru/logos/number/2000_2/09.html#ftn.
9. Штомпка,  П. Социология. Анализ современного  общества; пер. с польск С. М.  Червонной – М., 2005.
10. Шютц, А. Смысловая структура повседневного  мира: Очерки по феноменологической социологии  – М., 2003.  

Семинарское занятие № 4.

Тема: Коммуникативные аспекты управления в организации

    Понятие процесса коммуникации, его основные компоненты.
    Функционально-ролевые коммуникационные процессы.
    Коммуникативно-речевые стратегии: персуазивная и суггестивная коммуникации в управлении.
    Причины плохой коммуникации в организации и ее последствия. Управление и способы совершенствования коммуникаций.
 
Практическая  работа:
Анализ  корпоративных  печатных СМИ 

Рекомендуемая литература:
1. Блинов  А. О., Захаров А. О., Захаров  И. В. Опыт исследования внутренних коммуникаций предприятия Социологические исследования. – 2008. – №11. – С.
    Вершинин, М. Политическая коммуникация в информационном обществе.– СПб., 2001.
3. Дридзе, Т. Социальная  коммуникация в управлении с  обратной связью /  Т. Дридзе // Социологические исследования. – 1998. – №10. – С. 44-50.
4. Дугин,  Е. Я. Создание смыслов в  электронную эру: Методология  и техника новых знаний и  образов в массовой коммуникации  и PR.– М., 2005.
5. Засурский,  Я. Массовая коммуникация в  современном мире /  
Я. Засурский // Вестник Московского университета. – Серия 18: Социология и политология. – 1999. – № 3. – С. 174-179.

6. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика,  общество и культура.– М., 2000.
7. Луман,  Н. Невероятность коммуникации [Электронный  ресурс] // Internet. – http://www.soc.pu.ru
8. Почепцов, Г. Г. Коммуникативные технологии  двадцатого века [Текст] / Г.Г. Почепцов. – М., 2000.
Темы  докладов и рефератов
    Коммуникация в организации: виды коммуникаций, их роль для реализации организационного потенциала и влияние на организационное поведение.
    Коммуникативное поведения в организации.
3. Искусство   письменного общения:  деловая   переписка,  служебные письма, записки  внутри учреждения.
4. Учет невербальных  характеристик поведения в практике  делового общения. 

Семинарское занятие № 5.
Тема: Профилактика организационных  конфликтов
1. Причины  конфликтов и факторы поведения  человека в организационных конфликтах.
2. Стили  конфликтного поведения в организации.
3. Способы  разрешения конфликтов в организации.
4. Роль  коллектива в преодолении конфликтов.
5.Урегулирование  организационных конфликтов с  участием третьей стороны. 

Практическая  работа:
1. Анализ конкретных ситуаций (работа с кейсами);
2.  Составление карты конфликта;
3.  Ролевая игра «Переговоры».
Рекомендуемая литература:
1. Анцупов  А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология  М.ЮНИТИ,1999
2. Дмитриев  А.В. Конфликтология .М.Гардарики,2000.
3. Кибанов  А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.  К. , Коновалова В.Г. Конфликтология. – М., 2005.
4. Кисилева  А. Управление стрессами и развитие  работоспособности персонала –  залог успеха деятельности организации  // Управление персоналом. – 2009. –  № 6. – с. 42-45
5. Козырева  П. М. К вопросу о доверии  в трудовых коллективах/ Социологические  исследования , 2008. – N 11. – С. 24-33.
6. Кошелев  А.Н., Иванникова Н.Н. Конфликты  в организации. М.: Альфа-Пресс, 2007.
7. Мясоедов  С.П. Алгоритм анализа и решения  кросс культурных конфликтов // управление  персоналом. -2009. – № 6. – С.81-85. 

Темы  докладов и рефератов
      Конфликтология:  использование ее идей в практике современного менеджмента (зарубежный и российский опыт).
      Конфликты в организации/коллективе: сущность, причины возникновения, модель развития.
      Последствия конфликтов в организации, способы разрешения конфликтов.
      Личное поведение в конфликтах.
 
Семинарское занятие № 6.
Тема: Свобода и ответственность  в управлении. Лояльность персонала.
1. Понятия «свобода»  и «ответственность» в научных  теориях.
2. Формирование  социальных ценностей и норм  в процессе управления.
3. Структура ценностных ориентаций управленца.
4. Социальные  основы партнерства в организациях.
5. Лояльность  персонала: характеристики, особенности,  проблема формирования. 

Рекомендуемая литература:
1. Гаврилова  И. Н. Западные трактовки социальной справедливости (обзор концепций) // Социологические исследования. – 2009. – № 3. –С. 36-45.
2. Карташова  Л.В. и др. Организационное поведение:  Учебник.– М., 2002.
    Климова, С. Г. Изменения ценностных оснований для идентификации (80-90-е годы). / С. Г. Климова // Социологические исследования. – 1995. – № 1. – С. 59-72.
4. Красовский  Ю.Д. Организационное поведение:  Учеб. пособие. – М., 2003.
5. Красовский  Ю.Д. Социокультурные основы управления  бизнес-организацией.: учеб.пособие.–  М., 2007.
5. Мирошниченко, В. Управление, основанное на участии // Муниципальная власть. – 2002. - № 6.
6. Прохоров, А.П. Солидарность подчиненных  на предприятиях при различных  режимах управления // Социс. –  2002. - №12. 

Семинарское занятие № 7.
Тема: Организационное  поведение в системе  международного бизнеса
1.Особенности  американского, европейского и  российского бизнеса.
2. Менталитет, взаимосвязь состояния организационной  среды с социокультурными особенностями.
3. Организационное поведение с учетом национального аспекта.
4. Адаптация к международной среде. 

Практическая  работа:
    Домашнее задание «Национальное в управлении бизнесом».
Используя изученные модели национальных организационных культур, сформулировать 10 вопросов, в ответах на которые будет раскрываться влияние национальной культуры на управление бизнесом. При этом важно, чтобы эти вопросы максимально охватывали все аспекты управления деловой организацией. 

       Рекомендуемая литература:
1. Гернштейн  А.Б.  Управление персоналом в  Японии.  М.:  Прогресс, 1991.
2. Джордж  Т. Милкович, Джерри М. Ньюман Система вознаграждений и методы стимулирования персоналаВершина, 2005
3. Зигерт  В.,  Ланг Л.  Руководить без  конфликтов.  М.: Экономика, 1990.
4. Лесная, Л. В. Менталитет и ментальные  основания общественной жизни  / Л. В. Лесная // Социально-гуманитарные  знания. – 2001. – № 1. – С.133-146.
5. Макаров  С.Ф. Менеджер за работой. М.: Молодая гвардия, 1989.
6 Матрусова  Т.Н.  Япония:  материальное стимулирование  фирм. М.: Наука, 1992.
7. Мескон  М.,  Хедоури Р., Альберт М.  Основы  менеджмента:  Учебник. М.: Дело, 1992.
8. Паркинсон  Н. и др. Эти невероятные японцы. М.: ФОЗБ, 1992.
9. Пронников  В.А.,  Ладанов И.Д.  Управление  персоналом в  Японии. М.: Наука, 1989.
10. Санталайнен  Т.  и др. Управление по  результатам.  М.: Прогресс, 1988.
11. Старобинский  Э.Е. Как  управлять  персоналом.  М.: АО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1995.
    Щедровицкий, Г. П. Организация, руководство, управление [Электронный ресурс] // Internet. - http://oru2. narod.ru/book/10-lekt 10htt.
     Организация самостоятельной  работы студентов
График самостоятельной работы 

п/п
Тема Вопросы, выносимые  на СРС Содержание  СРС Форма контроля СРС Учебно-методическое обеспечение
1 2 3 4 5 6
1 Этика деловых  отношений Общение и этика. Деловой этикет: исторический аспект, деловой одежды. Деловое общение: беседы, совещания, деловое письмо, публичные выступления. Телефонные переговоры. Самоорганизация менеджера. Особенности делового этикета в разных странах. СМ, ПДР З ОЛ3, ОЛ1, ДЛ 20
2 Идентичность  и конфликтность в организационном  взаимодействии.  Социальная идентичность: подходы и принципы исследования. Типы и компоненты идентичности. Показатели идентичности как показатели организационной адаптации. Власть как субъект формирования организационной идентичности. Организационная адаптация. Конструирование организационной идентичности в процессе управления. СМ, УМ Б ОЛ17,  ДЛ9, ДЛ17
3 Социально-психологический  климат в организации Социально-психологический  климат:  понятие, факторы его  формирования. Оптимальный размер группы. Сплоченность группы. Структуры группы. Психологическая совместимость. Типы темперамента, типы поведения, учет их особенностей в управлении. Влияние социально-психологического  климата на производительность, дисциплину, текучесть и другие показатели.
СМ, ПДР ОБС ОЛ6, ОЛ20, ДЛ3
 
     В графе 1 проставляется порядковый номер занятия. Во второй графе указывается тема, по которой организуется СРС, в третьей – конкретизируются вопросы темы.
     Графа 4 включает перечень конкретных заданий, выдаваемых студентам для самостоятельного выполнения. Заполняется с использованием условных обозначений:
     СМ   – подготовка к практическому (лабораторному, семинарскому) занятию;
     ПКР  – подготовка к контрольной работе;
     УМ   – изучение учебного материала;
     СК   – изучение учебного материала и составление конспекта;
     ПДР  – подготовка реферата;
     СЗД  – составление задач, вопросов, кроссвордов, тестов, ситуаций;
     РОР  – рецензирование и оценка письменных работ;
     ДИ   – участие в разработке деловой игры;
     ПКСР  – подготовка к написанию курсовой (расчетно-графической) работы (проекта);
     АО   – участие в конкурсах, круглых столах, олимпиадах, диспутах и т.д.
Формы контроля СРС, указываемые в графе 5, подразумевают  способы, с помощью которых преподаватели  осуществляют контрольные функции  за выполнением самостоятельной  работы студентов, заполняются с помощью условных обозначений:
     Б  – беседа индивидуальная или с группой;
     КО   – контрольный опрос;
     КР   – контрольная работа;
     РПР  – рецензирование письменных работ студентов;
     З  – заслушивание на занятиях подготовленных работ;
     ОБС  – обсуждение на занятиях результатов.
     Графа «Учебно-методическое обеспечение» подразумевает  указание перечня литературы, средств  обучения, необходимых для выполнения заданий.
     Учебно-методическое обеспечение оформляется как  ОЛ 1 (если источник находится в списке основной литературы), ДЛ 15 (если источник находится в списке дополнительной литературы) и т.д., номер информационного источника соответствует его порядковому номеру в списке литературы, приведенном ниже
     Тематика  курсовых работ
     1. Мотивация труда в современных условиях. Использование идей мотивации в практике управления.
     2. Формирование имиджа фирмы. Организационная  культура как фактор эффективности  управления фирмой.
     3. Проблема руководства и лидерства.  Формы распределения власти.
     4. Личностные качества менеджера как фактор его деловой карьеры.
     5. Психологические аспекты управления  коллективом; создание психологического климата коллектива.
     6. Групповая  динамика:  учет  особенностей различных стадий  развития организации.
     7. Учет психологических особенностей  человека в практике  управления (особенности проявления различных типов темперамента,  типов поведения).
     8. Искусство ведения переговоров.
     9. Правила проведения совещаний:  как и зачем их нужно проводить?
     10. Этика  и социальная ответственность  бизнеса:  зарубежная и российская практика.
     11. Оценка  работников при найме  и перемещениях: современная теория  и практика.
     12. Стиль руководства, его влияние  на успех работы организации.
     13. Публичное выступление: как его  подготовить.
     14. Конфликтология: использование ее идей в практике современного менеджмента (зарубежный и российский опыт).
     15. Рабочее время менеджера: как  эффективно его организовать.
     16. Особенности деловой карьеры  женщин в менеджменте.
     17. Использование идей психогеометрии  в кадровом менеджменте.
     18. Культура деловой одежды управленческих работников.
     19. Искусство  хороших манер менеджера  в деловой жизни (нормы, правила поведения, личная культура).
     20. Разработка, формирование имиджа  менеджера.
     21. Этикет телефонного разговора.
     22. Сопротивление нововведениям в организации: социально-психологический аспект.
     23. Учет национально-культурных особенностей  в деловом общении.
     24. Условия творческого труда; методы  усиления продуктивности мышления; психотехнология решения проблем.
     25. Организация рабочего места и офиса менеджера.
     26. Элементы дипломатического протокола:  организация и проведение приемов,  визитные карточки,  подарки, формы  дружеских встреч, застольные манеры.
     27. Искусство письменного общения:  деловая  переписка,  служебные  письма, записки внутри учреждения.
     28. Учет невербальных характеристик  поведения в практике  делового  общения. 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
    Организационное поведение. Основные подходы. Базовые концепции в понимании организационного поведения.
    Модели организационного поведения. Влияние модели на функционирование системы организационного поведения.
    Особенности организационной культуры с точки зрения организационного поведения.
    Удовлетворенность трудом и организационное поведение.  Взаимосвязь и противоречия. Удовлетворенность работников и удовлетворенность менеджера.
    Коммуникативные потребности людей и их реализация в рамках организации. Зависимость структуры коммуникации от модели организационного поведения.
    Коммуникативные барьеры в организации.  Типы барьеров.  Особенности их преодоления. Связь типичных для данной организации барьеров и организационного поведения.
    Функционально-ролевые коммуникационные процессы.
    Коммуникативно-речевые стратегии: персуазивная и суггестивная коммуникации в управлении.
    Межличностные и организационные конфликты. Причины и профилактика конфликтов в организации.
    Факторы возникновения конфликтов: информационные, структурные, ценностные, отношений и поведенческие. Их влияние на развитие конфликта.
11. Лояльность  персонала: характеристики, особенности,  проблема формирования.
12. Модели  и типы конфликтов в организации.  Динамика конфликта.
13. Структура  управления. Модели социального  управления (координация, субординация, реординация).
14. Особенности  американского, европейского и  российского бизнеса.
    Управление конфликтами и управление через конфликт. Влияние конфликтов на организационное поведение.
16. Переговоры  как особая форма разрешения  конфликта.
17. Менеджер  как посредник в конфликте.  Возможности  и ограничения.
    Национальное и интернациональное в организационном поведении.  Специфика российских организаций. Требования к организациям, входящим в международные системы деловых отношений.
19. Менталитет, взаимосвязь состояния организационной  среды с социокультурными особенностями.
20. Социальные  основы партнерства в организациях.
21. Свобода  и ответственность в управлении. Социальная ответственность руководителя
22. Типы  социальных отношений в организационном  поведении (служебные, функциональные, технические, информационные и  др.).
23. Урегулирование организационных конфликтов с участием третьей стороны.
24. Организация  как объект социологического  исследования. Роль управленца в  конструировании организационного  пространства.
    Мотивация и стимулирование:  сходство и различия.  Специфика использования в формировании организационного поведения.
    Особенности организационной культуры с точки зрения организационного поведения.
    Взаимосвязь основных характеристик культуры организации и моделей организационного поведения.
    Статус как проявление определенной системы взаимоотношений в организации. Связь статуса, организационной культуры и ролевого поведения.
    Формирование индивидуального поведения в организации. Влияние  на  адаптационные процессы социокультурных и социоэкономических факторов микро и макросреды организации.
    Консультирующий менеджмент как форма работы с проблемным поведением. Специфика подхода. Формы консультирования.  Требования к менеджеру и процессу консультирования.
    Организационный климат. Его компоненты. Факторы, влияющие на формирование организационного климата. Оптимальный и  неоптимальный климат. Взаимосвязь климата и организационного поведения.
    Международное влияние на организационное поведение. Условия возникновения многонациональных проектов и компаний. Влияние социальных, политических и экономических условий.
33. Понятие  среды управления в организации.  Взаимосвязь состояния среды  управления с целью управленческого  действия.
34. Инертная, оптимальная и агрессивная среда  управления в организации. 

     Список  литературы
     Основная  литература
     1. Атаманчук, Г. В. Управление: сущность, ценность, эффективность: учебное пособие для вузов / Г. В. Атаманчук. – М.: Академический Проект; Культура, 2006. – 544 с.
    Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2004 г. (рекомендовано Мин. общего и проф. образ. РФ).
    Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент М.: Изд-во Гардарики, 2001.
    Глумаков В.Н. Организационное поведение. Уч. пособие. / ВЗФЭИ.-М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002 г. (рекомендовано Мин. образования).
    Громкова М.Т. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. –М. ЮНИТИ-ДАНА, 1999. (рекомендовано УМО).
     6.  Гибсон Дж. Организации: поведение,  структура, процессы. М.: ИНФРА-М, 2000.
     7. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина  Т.О. "Организационное поведение"  Инфра-М, 2007 г.
    Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М.: ЮНИТИ, 1999.
    Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. -М.: ИНФРА-М, 1997.
     10. Лютенс Ф. Организационное поведение  (Университетский учебник) Перевод  с 7-го издания на англ. язык. ИНФРА-М. 1999 год.
    Мескон М.,  Хедоури Р.,  Альберт М. Основы  менеджмента: Учебник М.: Дело, 2002.
     12. Ньюстром Дж. Дэвис К. Организационное поведение  Спб. Питер, 2000
     13. Одегов Ю.Г. Сидорова В.Н. Козлов В.В. Организационное поведение.; Альфа-Пресс, 2007.
    Организационное поведение в таблицах и схемах. Учебное пособие. Под. научной ред. д.э.н. Г.Р. Латфуллина, д.э.н. О.Н. Громовой .- М.: Айрис-Пресс, 2002 г.. (допущено Мин. образования).
    Организационное поведение. Учебное пособие. под ред. Э.М. Короткова.- Тюмень, 1998.
    Организационное поведение: учебник для вузов / под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПБ.: ПИТЕР, 2004 г. (допущено Мин. образования).
    Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М.: Логос, 2002.
    Психология и этика делового  общения:  Учебник  для  вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриенко., 4 –е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г. (рекомендовано мин. образ.).
    Радугин А.А.,  Радугин К.А., Введение в менеджмент: социология организаций и управления / Воронежск. гос. арх. - строит. акад.; Высшая школа предпринимателей. Воронеж, 2002.
     20. Стивен П. Робинз, Основы организационного  поведения, Вильямс»,2006
     21. Cоломанидина Т.О. Организационная культура компании. Учебное пособие, М., ИНФРаМ, 2007.
     22. Соломанидина Т.О.Соломанидин В.Г.  Мотивация трудовой деятельности персонала. Учебник: М. ООО «Журнал Управление персоналом», 2003.
    Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2002.
 
     Дополнительная  литература
    Алексеев А.,  Громова Л. Поймите меня правильно. СПб.: Экономическая школа, 1998.
    Байхэм У., Смит О., Пизи М. ДЖ. Воспитай своего лидера.- М.: Изд. Дом «Вильямс», 2002.
    Брайн Л. Имидж - путь к успеху. СПб.: Питер-Пресс, 1996. (Серия "Сам себе психолог").
    Венедиктова В.И.  О деловой этике и этикете.  М.: Фонд "Правовая культура", 1994.
    Гибсон Дж.Л., Иванцевич Дж., Доннелли Дж.Х. Организации: Поведение, структура, процессы. – М.: Инфра-М., 2000.
    Деловой протокол и этикет. М.: Инфоцентр "Коринф", 2000.
    Демидова Л.В.  Бесконфликтные методы взаимодействия с безработными: Учебно-методическое пособие/ Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов "Атомэнерго". М., 1994.
    Добротворский  И.  Как найти себя и начать жить.  Воронеж:  МПО "Модж", 1994.
    Дунаев О.Н., Исмагилова Ф.С. Организационное поведение: проблемное видение.- Екатеринбург, РИО ИПК УГТУ, 1999.
    Еропкин А.М. Организационное поведение. Конспект лекций.- М.: Изд-во «ПРИОР» ИВАКО АНАЛИТИК, 1998.
    Зайверт Л. Ваше время в ваших руках. М.: Экономика 1990.
    Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.:Экономика,1990.
    Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М.: Прогресс, 1989.
    Ксенчук В.В., Киянова М.К. и др. Технология успеха. М.: Дело, 1993.
    Кузин Д.А. Имидж бизнесмена. М.: "Ось - 89", 1996.
    Курбатов В.И.  Стратегия делового успеха:  Учебное пособие для студентов вуза. Ростов н/Д:  "Феникс", 1995.
    Ладанов И.Д.  Мастерство делового взаимодействия. М.: НТК "Менеджер", 1989.
    Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Психотехника управления и самотренировки. Изд-во «Корпоративные стратегии», 2004 г.
    Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами.- М.: 1997.
    Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе (от столкновения к взаимопониманию). – М.: Дело, 1999.
    Лютенс Фр. Организационное поведение.- М.: ИНФРА-М, 1999.
    Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение.- Минск: «Новое звание», 2003.
    Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры: Учебник.- М.: Изд-во «Финпресс», 2004 г.
    Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями.- М: ИНФРА-М. 1996.
    Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.: Экономика, 1987.
    Организационное  поведение:  Учебное   пособие/   Под.   ред. Г.Г. Зайцева. СПб.: Изд-во СПб. УЭФ, 1998.
    Петкевич Э.  Этикет менеджера. Махачкала: Международный институт бизнеса "Экопол", 1991.
    Питерс Т., Уотерман  Р.  В  поисках  эффективного  управления. М.: Экономика, 1986.
    Рева В.Е. Теория организации и организационное поведение.- Пенза, Изд-во Пензенского гос. ун-та, 2000
    Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М.: Эком, 1992.
    Санталайнен Г.И.  и др.  Управление по результатам.  М.: Прогресс, 1988.
    Спивак В.А. Корпоративная культура.- СПб.: ПИТЕР, 2001.
    Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Изд-во «ПИТЕР», 2000. (рекомендовано УМО).
    Старобинский Э.Е.  Как управлять  персоналом.  М.: АО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1995.
    Тарасов В.К. Персонал –технология. Отбор и подготовка менеджеров.- Л.Машиностроение, 1989.
    Фишер Р., ЮРИ У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. –М.: Наука, 1992.
    Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М.: Анкил, ИНФРА-М, 1994.
    Чуб. Б.А., Курчаков Р.С. Корпоративное управление.- Казань: ДАС, 2000.
    Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех.- М.: Прогресс, 1993.
    Шейнов В.П.  Как управлять другими.  Как управлять собой: (Искусство менеджера). Минск: Амалфея, 1996.
    Шепель В.М. Управленческая этика.- М.: Экономика, 1989.
    Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру.- М.: ОАО «ТИП», 2000.
    Шостром Э. Анти-карнеги или человек – манипулятор. Минск: Полифакт, 1992.
    Эрнст О. Слово предоставляется Вам.- М.: Экономика, 1988.
    Яккока Ли Карьера менеджера.- М.: Прогресс, 1989.
 
     РАЗДЕЛ 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины
     2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.
     Данный  учебно-методический комплекс позволяет  студентам самостоятельно работать над изучением курса «Организационное поведение»: готовиться к лекциям, семинарским занятиям, контрольным и экзамену, готовить рефераты, доклады, сообщения, научные статьи.
     Знакомство  с курсом «Организационное поведение» целесообразно начинать с анализа целей, задач и требований к уровню освоения учебной дисциплины. Затем следует проанализировать требования государственного стандарта по дисциплине и тематический план, чтобы предварительно определить содержание курса и выбрать интересующие темы.
     Целесообразно предварительно изучить краткое  содержание лекций по каждой теме и  сформулировать интересующие вопросы. Следует помнить, что семинарские  занятия проводятся в рамках лекционного  материала для его закрепления. Тематика семинарских занятий не должна опережать лекционный курс.
     Особое  внимание следует уделять планам семинарских занятий. Содержание вопросов, выносимых на семинарские занятия, раскрывается в лекционном курсе. Каждому  студенту необходимо готовиться по всем вопросам семинарского занятия, выполнять практические задания. Эта подготовка предполагает:
    Уяснение идей, концепций различных специалистов;
    Формулирование собственных выводов и предложений;
    Поиск конкретных примеров, проекция теории на практику;
    Формулирование проблемных, дискуссионных вопросов.
     2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
     При изучении тем, посвященных рассмотрению организационных конфликтов следует подчеркнуть особую значимость для студентов прикладного использования знаний в данной области. Здесь необходимо акцентировать внимание на анализе современных проблем управления организационным поведением, что позволит подготовить профессионального менеджера. Организационное поведение сопряжено с преодолением конфликтных ситуаций, возникающих в организациях. Умения и навыки разрешения таких ситуаций должны быть в центре внимания учащихся.
     Тема  «Свобода и ответственность в управлении. Лояльность персонала» представляет большой интерес сама по себе. Однако анализ типологических и технологических аспектов не должен стать самоцелью. Необходимо ориентировать студентов на комплексный анализ, основанный на знании теории и личностных свойств.
     Организационное поведение сопряжено с преодолением конфликтных ситуаций, возникающих в организациях. Умения и навыки разрешения таких ситуаций должны быть в центре внимания учащихся. 
     2. 3. Рекомендации по  работе с литературой 
     При подготовке к семинарским занятиям необходимо изучать все рекомендованные  источники, как основные, так и  дополнительные. При работе со специальной  литературой целесообразно:
    Подбирать источники по каждому вопросу семинара, систематизировать рекомендованную литературу по раскрываемым вопросам.
    Выявлять главное и второстепенное: выделить основные тезисы, аргументы, выводы, примеры.
    Конспектировать отобранный материал, либо близко к тексту, с использованием цитат, либо в самостоятельном изложении, с использованием интерпретации.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.