На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа История мировой политической мысли

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Тема  № 4.
     История мировой политической мысли 
 

     План  работы: 

Введение…………………………………………………………………..  
1. Политическая  мысль эпохи Возрождения……………………………  
      1.1 Никколо Макиавелли…………………………………………..  
      1.2 Томас Мор и Томазо Кампанелла…………………………….  
2. Общая  характеристика развития политической мысли Нового Времени…………………………………………………………..
 
      2.1 Томас Гоббс…………………………………………………….  
      2.2 Джон Локк……………………………………………………...  
      2.3 Шарль Луи де Монтескье……………………………………..  
      2.4 Жан Жак Руссо…………………………………………………  
3. Современные школы политической науки…………………………...  
      3.1 Политологическая школа США………………………………  
      3.2 Немецкая политологическая школа…………………………..  
      3.3 Политологическая школа Франции…………………………..  
Заключение………………………………………………………………..  
Список  литературы……………………………………………………….  
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение 

     Политическая  наука, или политология, сравнительно молодая научная и образовательная  дисциплина. Процесс ее формирования происходил на фоне все более возрастающего  интереса людей к таким ключевым проблемам, как происхождение, сущность и предназначение государства, отношения государства и церкви, права и свободы человека, формы правления, теория общественного договора и народного суверенитета и т.д. Политология - наука об управлении государством - прошла в своем развитии длительный путь и как самостоятельная научная дисциплина существует более ста лет. Предметом политологии, как явствует из самого названия, выступает политика.
     В данной работе будет рассмотрен этап в истории развития политологии в эпоху Возрождения и Нового Времени, характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и, соответственно, истоков их научного анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Политическая мысль эпохи Возрождения

     В конце XV-начале XVI вв. в Западной Европе феодальные отношения начинают приходить  в упадок. В недрах феодализма зарождаются  новые общественные отношения, которые  впоследствии получили название буржуазных или капиталистических. Предпринимателям, промышленникам мешала феодальная раздробленность, поэтому они выступали за создание централизованных государств. Такие государства начинают возникать первоначально в форме абсолютных монархий с сильной центральной властью.
     В этих условиях получает развитие общественная мысль, а том числе мысль политическая. Идеологи молодой буржуазии выступили против засилья католической церкви, с идеями в защиту прав и достоинств человека. Проповедуется вера в могущество разума человека, его творческие силы. Это направление общественной мысли получило наименование гуманизма, а время – эпохи Возрождения, т.е. возрождения идеалов античного мира, использования их для новой, буржуазной идеологии.  

     1.1 Никколо Макиавелли 

     Первым  крупным мыслителем эпохи Возрождения явился итальянец Николо Макиавелли (1469-1527). Его жизнь и деятельность приходилась на беспокойное время. В Италии того времени существовала феодальная децентрализация, между многочисленными княжествами, герцогствами и королевствами шла ожесточенная борьба, страну опустошали иноземные войска. Макиавелли поставил перед собой задачу обосновать необходимость политической централизации в стране и устранения сил, препятствующих этому.
     В своей политической теории Макиавелли стремится на основе обобщения многовекового опыта существования государства объяснить государственную политику, осмыслить движение силы развития политической жизни. В этом проявляется историзм исследования Макиавелли, его политичного учения, которое по своему содержанию резко отличалось от предшествовавших теологических учений о государстве.
     Для политической теории Макиавелли характерно стремление проникнуть в суть закономерностей  общественно-политических процессов  и явлений, вскрыть причины смены  одной формы государства другой, рассмотреть проблему соотношения власти правителя и народа, наилучших форм правления и др. Решение этих вопросов в духе потребностей времени придавало учению Макиавелли значение практической науки о политике. Он явился основоположником учения о политике как науке об управлении государством.
     В своих работах «Государь», «Размышления о первой декаде Тита Ливия», Макиавелли сформировал свои собственные взгляды  на политику и власть, в которых он стал активно проводить антитеократические идеи. Политика и власть зависят не от божественного предопределения, как это утверждали средневековые мыслители, а от земных условий, среди которых Макиавелли выделял так называемые «фортуну» и «доблесть». При этом под «фортуной» у итальянского мыслителя имеется в виду совокупность объективных условий, в которых правит государь, а под «доблестью» – личные способности и таланты государя при решении политических задач.
     Важной  причиной политической динамики Макиавелли считал изменение соотношения сил  между народом и знатью.
     Сравнивая различные формы государства, предпочтение Макиавелли отдает республике. По его мнению, только в ней и могут развиваться способности человека, реализоваться равенство и свободы людей. Республика, по мысли Макиавелли, более устойчивая, чем монархия. Она лучше обеспечивает единство и мощь государства, рождая у народа патриотизм. Вместе с тем, он подчеркивал, что республиканская форма государства показывает свои преимущества только в стабильных условиях. Для осуществления же важных преобразований или преодоления хаоса, лучшей формой государства становится монархия.  

     1.2 Томас Мор и  Томазо Кампанелла 

     Наряду  с политическими учениями, направленными  на утверждение нового, буржуазного  общественного строя, в XVI веке в  Западной Европе, появляются учения, уже  отрицающие этот строй, поскольку уже тогда он начал показывать свои пороки: жестокость в обращении с людьми труда, наживание богатства нечестным путем, усиление эксплуатации в период первоначального накопления капитала и другие. Возникает новое направление общественно-политической мысли, получившее название «утопического социализма», родоначальниками которого стали Т. Мор и Т. Кампанелла.
     Томас Мор (1478-1535) – английский мыслитель и политический деятель, подверг критике существующий на его родине общественный политический строй. В своем произведении «Утопия» он нарисовал находящееся на неведомом острове Утопия идеальное государство, где нет частной собственности, где все люди равны по своему положению в обществе. Должностные лица государства избираются всем народом и отчитываются перед ним за свои действия. Важные дела обсуждаются всеми жителями острова. Во главе государства стоит правитель, избираемый всем народом. На острове существует всеобщая обязательность труда на общественных началах. Заметим, что это писал не какой-то бедняк, а аристократ, лорд-хранитель печати английского королевства.
     Другим  крупным представителем утопического социализма был доминиканский монах Томазо Кампанелла (1568-1639). В своем труде «Город Солнца» он рисует государство, основанное на всеобщем равенстве людей. Государственная власть организована на демократических принципах. Должность главы государства занимает самый мудрый и образованный гражданин Города Солнца. Политические взгляды Мора и Кампанеллы, несмотря на всю их утопичность и историческую ограниченность, имели большое значение в тех условиях. Они выражали мечты народных низов о лучшем будущем. 

     2. Общая характеристика  развития политической  мысли 
     Нового  Времени 

     Одной из фундаментальных политических идей Нового Времени была идея договорного характера государства, которая пришла на смену средневековой теории божественного происхождения государства. В этой идее нашли отражение рационально-критическое отношение к реальности и желание создать новые вдохновляющие идеалы. Экономически господствовавший класс буржуазии стремился отобрать у феодалов и политическую власть. Идеологическим обоснованием правомерности такого шага, необходимости создания новых политических институтов и порядков, которые соответствовали бы природе человека, его естественным правам, стала теория «общественного договора».
     В основу теории была положена идея о  том, что независимый самостоятельный  индивид, появление которого было возможно только благодаря утверждению частной  собственности, составляет первооснову  социального здания - общества. В целях реализации своих священных и неотчуждаемых естественных прав и свобод совокупность автономных индивидов заключают общественный договор. Этот договор означает переход от естественного состояния общества, когда человек был частью природы и открыто проявлял свои природные страсти, эгоизм, жестокость, к цивилизованному, т. е. к государственно-организованному существованию. Переход к цивилизованному существованию выражал желание человека установить порядок и справедливость, потребность в обеспечении политико-правовых гарантий естественного равенства индивидов.1 

     2.1 Томас Гоббс 

     Томас Гоббс (1588-1679 гг.) – выдающийся политический мыслитель творчество которого относится  к периоду английской революции  середины XVII в. В своих произведениях Гоббс впервые в Новое Время в систематическом виде разработал светскую теорию полит власти, государства и права. Политическое и правовое учение Гоббса находится в русле теорий естественного права и договорного происхождения политической власти. Причину возникновения политической власти и государства он связывал с природой, качествами человека как разумного существовала, но в то же время глубоко эгоистического, наделенного такими естественными страстями, как властолюбие, жажда богатства и удовольствий. Гоббс считал основным качеством человека не стремление к общению, а эгоизм и индивидуализм. Люди, пребывая в естественном состоянии, из-за своих эгоистических страстей не способны сохранить мир, стоят перед угрозой взаимоистребления. Однако разум, инстинкты самосохранения и страха смерти порождают стремление выйти из состояния «войны всех против всех». Как следствие этого создается «общая власть», которая должна обеспечить мир и гарантировать человеку жизнь, безопасность, направляя его действия к общему благу. Государство, считал он, возникает на основе договора.
     Нормальным, здоровым государством Гоббс считал такое, в котором обеспечены право  человека на жизнь, безопасность, справедливость и благоденствие. Под этим углом  зрения и определялись качества политической власти, ее права и способности. Критериями определения полномочий верховной власти для Гоббса являлось, прежде всего, ее способность преодолеть «войну всех против всех», экстремальные состояния общества. Поэтому верховная власть должна быть «так обширна, как только можно ее представить». В этой связи Гоббс решительно отвергал концепцию разделения властей как разделения суверенитета между борющимися группировками, партиями и классами.
     Теория  Гоббса оказала большое воздействие  на развитие политико-юридической мысли и его времени, и более поздних периодов. Можно сказать, что концепции государства и права XVII-XVIII вв. складывались в значительной степени под знаком проблем, поднятых Гоббсом.2  

     2.2 Джон Локк 

     Джон  Локк (1632-1704 гг.) изложил свое политико-юридическое учение в труде «Два трактата о государственном правлении».
     Локк  полностью разделял идеи естественного  права, общественного договора, народного  суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана. Дж. Локк развил эти идеи, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение - доктрину раннебуржуазного либерализма.
     Эта доктрина начиналась с вопроса о  возникновении государства. По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии нет «войны всех против всех». Господствует равенство, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого. Однако в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое общество, учредить государство.
     Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.3
     Целью деятельности государства, по Локку, должны быть охрана собственности и обеспечение гражданских интересов. Средствами, призванными содействовать осуществлению данной цели, Локк выбрал законность, разделение властей, оптимальную для нации форму правления, право народа на восстание в связи со злоупотреблениями властью. На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды.  

     2.3 Шарль Луи де Монтескье 

     Видным  политическим мыслителем был Шарль Луи де Монтескье (1689-1755 гг.). В своих работах «О духе законов», «Размышления о причине величия и падения римлян» Монтескье впервые при рассмотрении политики и власти, применил многофакторный подход. В нем он обусловливал политические и властные явления в обществе целым комплексом важных на его взгляд факторов: природно-географических, социально-экономических, культурных. Он полагал, что для анализа политических процессов необходимо глубокое и всестороннее изучение всех этих факторов, среди которых особую роль он отводил природно-географическому (размеру территории, климату, положению страны). Именно Монтескье считают основателем географического детерминизма.
     Главной заслугой Монтескье в политологии  является обоснование им принципа разделения властей. В раскрытии этого принципа он идет значительно дальше Локка. Наряду с законодательной и исполнительной, Монтескье выделяет также судебную власть в качестве отдельной ветви власти. По его мнению, разделение властей необходимо для обеспечения в обществе политической свободы. Именно разделение властей, по мнению Монтескье, позволит избежать искушения злоупотреблением властью.
     Политическая  свобода, как полагал Монтескье, возможна лишь в том обществе, в  котором сами граждане заинтересованы в свободе, и где они создают и поддерживают институты, способные защитить ее от посягательств власти.4 Вместе с тем, Монтескье был противником чрезмерной демократизации общества, признания суверенитета народа. Наилучшей формой правления он считал конституционную монархию по английскому образцу. 

     2.4 Жан Жак Руссо 

     Идеологом мелкой буржуазии и широких народных масс, в первую очередь крестьянства, был Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.). Главным произведением Руссо стал трактат «Об общественном договоре или принципы политического права». По мнению Руссо, общественный договор представляет собой соглашение людей, по которому каждый человек отдает свою личность под высшее руководство общей воли и тем самым становится ее участником. Вся власть переходит к этому объединению. Суверенитет, таким образом, принадлежит всему народу. Люди являются равными в силу этого соглашения, которое образует государство. Суверенитет не может быть передан отдельному лицу, он всегда принадлежит народу и не может быть органичен никакими законами.
     В государстве Руссо различает  законодательную и исполнительную (правительственную) власть. Первая является волей политического организма, вторая – его силой. Так как  законодательная власть может быть только у народа, то ему принадлежит  и решение вопроса о форме правительства.
     В отличие от Монтескье, Руссо выступил с яростной критикой монархии в целом  и абсолютизма в частности. По его мнению, именно абсолютизм выступал тормозом общественного прогресса, именно он становился источником нарастающих проблем и конфликтов, именно по вине абсолютизма граждане не имеют возможности противостоять давлению власти, контролировать или ограничивать ее.
     На  основе анализа этих реальностей, Руссо  создает свою идею государственного правления – идею общей воли (воли большинства). Источником власти у Руссо выступает сам народ, который властвует в лице воли большинства. Чиновник же управляет, руководствуясь законом, принятым волей большинства. Таким образом, Руссо доводит до логического завершения идею Локка о народном суверенитете: если у Локка суверенитет народа проявляется только в крайних случаях (конфликт между властями), то у Руссо это основополагающий принцип государственного устройства, необходимое условие его справедливости. Именно в опоре на волю большинства проявляется демократизм политической теории Руссо.
     Однако  имелись в концепции Руссо  и недостатки. Так, ориентация исключительно  на волю большинства, автоматически  выводила из сферы государственной  компетенции возможность защиты государством интересов отдельных социальных групп (меньшинств), а также конкретных граждан. 

     3. Современные школы политической науки 

     3.1 Политологическая школа США 

     Обретая современный облик, американская школа политологии, начиная с конца XIX в., прошла ряд этапов. Хронологически их можно выделить следующим образом:
    период - с кон. XIX в. до Первой мировой войны;
    период - между двумя мировыми войнами;
    период - после Второй мировой войны и до сегодняшних дней.
     Первый  период характеризуется организационным  оформлением и закреплением новой области американского общественного знания. При крупных университетах (Гарвардском, Йельском и др.) создаются высшие отделения политологической науки. Именно в то время особое внимание уделялось связи государства и общества, а также империческим подходам к анализу деятельности правительственных и иных институтов. С этой целью в США были созданы специальные центры: в начале 1906 года на местном уровне, а затем в 1914 году - и на уровне федеральном. Эмпирико-реалистическая тенденция все заметнее проявлялась также при исследовании самого политического поведения индивидов. Особенно она обнаружилась в работах А. Бентли, В. Вильсона.
     Второй  период характеризуется противодействием двух основных направлений в американской политологии: сциентического и антисциентического. Первое направление, связанное с именами таких американских политологов, как Ч. Мерриам, У. Манро, базируется на исключении ценностного подхода при исследовании конкретной политической жизни, и превращения политологии в науку предсказания. Второе направление (антисциестическое) видным представителем которого был Ч. Бирд, критиковало сциентизм за ориентацию политологов на однобокое исследование и накопление данных, по частным проблемам со ссылкой на специфические практические дела, за игнорирование смелых суждений, широких обобщений и вторжений в большие дела политики. Эта дискуссия между двумя направлениями имела положительное влияние на развитие американской политической науки, она способствовала сближению политологии с социологией (использование разработок социологов по научному инструментарию исследований), с психологией (перенос в политологию идей психоанализа).
     Наконец, характеризуя третий период, можно  выделить следующие направления:
     1. Сравнительная политология - предполагает не только умелое владение методами количественного анализа, но и хорошее знание языка и культуры самой страны изучения. Среди видных представителей этого направления можно выделить Алмонда, Вербу, Липсета, Бжезинского.
     2. Международные отношения и мировая  политика, а также изучение отношений между Востоком и Западом - основными методами исследования в этом направлении служат математическое моделирование, деловые игры, политическое прогнозирование. Высокопрофессиональными специалистами в этой области в США являются Маккой, Каплан, Рассет.
     3. Исследование динамики общественного  мнения - основным методом исследования  служит статистический метод,  он помогает наглядно изучить  и оценить политическое поведение  граждан, их политический опыт  и ожидания. В числе известных представителей данного направления в США находятся Даль, Дойч, Хантингтон, Джонс, Феслер и др.
     Таким образом, перечисленные направления  современной политологии являются общими и в то же время в научных  исследованиях конкретных стран они подразделяются на более узкие области политического исследования.
     3.2 Немецкая политологическая школа 

     Немецкая  школа политической науки занимает сегодня особое место в мире. Для  нее характерен теоретико-философский  характер, сочетающийся с политико-социальными  исследованиями. Политико-правовая мысль немецкой политологической школы развивается в 3 основных направлениях:
     1. Направление философской политики - использование категорий философии, методов психоанализа (А. Хабермас, Э. Фромм).
     2. Направление на изучение и  анализ социальной природы тоталитаризма  (К. Поппер).
     3. Направление на изучение социальных  конфликтов в обществе, специфики  их проявления (Р. Дарендорф).
     Подробнее остановимся на основных политических концепциях. Большинство из них связаны с так называемой Франкфуртской школой, которая сложилось на базе Института социальных исследований при Университете во Франкфурте-на-Майне в 20-х гг. XX века.
     Адорно  Хабермас - видный представитель немецкой философии. В центре его размышлений лежит понятие коммуникативного разума. Своеобразие философской теории Хабермаса заключается в том, что он связал понятие разума с эмпирической теорией социальной эволюции, разработанной Марксом, Вебером и Парсонсом. Осмысляя структурную трансформацию, переживаемую обществом, Хабермас еще в начале 1960-х годов выдвинул понятие, которое в конце того же десятилетия сделалось ключевым для целого поколения студенческой молодежи. Это понятие - публичность, общественность.
     Эрих  Фромм - известный мыслитель XX столетия. Фромм был в числе первых исследователей, обратившихся к диагностике тоталитарного общества, причем не только нацистского, но и казарменно- социалистического. В отличие от многих исследователей, которые считали нацизм случайным отклонением, Фромм показал стойкость и воспроизводимость тоталитаризма как политической практики и типа мышления. Предупреждения Фромма оказали воздействие на изучение феномена деспотии. Опираясь на психоанализ Фромм также активно исследовал исторические типы социального характера и причины самоотчуждения личности, трансформацию потребностей и поведенческих структур.
     Карл  Поппер - влиятельный современный  мыслитель, одним из величайших в  ХХ столетии защитников открытого общества. По мнению Поппера, демократия является наилучшей формой государственного устройства. Ее нужно рассматривать как средство защиты свободы, в том числе как средство, которое не срабатывает, если общество, использующее его, еще не приготовлено ценить свободу и толерантность, а только понимает важность этих ценностей. Государство, по мнению Поппера, должно существовать ради свободного общества, а не наоборот.
     Ральф Дарендорф - представитель немарксистской теории социального конфликта в  обществе. Его теория развивается  по 5 основным направлениям:
    общество конфликтно, а не равновесно;
    социальное равенство не достижимо, теория классового конфликта изображается в либеральных оттенках. Внимание к стартовым возможностям индивида, конкуренции, мобильности, отношениям господства и подчинения;
    общество рассматривается по средствам взаимодействующих социальных групп, имеющих собственные цели и интересы;
    изучение взаимоотношений группы и индивида;
    конфликты в обществе по поводу ресурсов, как противоположность норм и ожиданий.
     Дарендорф выделяет участников конфликта - это господствующие над ресурсами с одной стороны и исключенные из этого процесса с другой. Пути выхода из главного конфликта, раскалывающего общество, он видит в социальной мобильности, которая порождает множество мелких конфликтов, разъединяющих социальные группы, которые в конечном итоге стирают грань основного конфликта и сужают его.  

     3.3 Политологическая школа Франции 

     Состояние современной политической мысли  на Западе во многом определяет развитие политологии во Франции. Политическая наука в этой стране сравнительно молода, в ходе своего становления и развития она прошла 2 этапа:
    этап - начинается с конца XIX века и завершается Второй мировой войной;
    этап - Охватывает послевоенный период и продолжается до сих пор.
     Радикальные изменения в системе политического знания Франции произошли после Второй мировой войны. В 60-70 гг. появляется серия работ французских политологов (Прело, Баренса, Буррико, Бюрдо, Арона, Дюверже и др.) в которых широко обсуждается как предмет политической науки, так и ее проблематика. В эти годы более четко обозначается и специфика исследований французской школы. Она выражается в акцентировании внимания прежде всего на:
    исследовании классов и социальных групп, включенных в политические отношения;
    изучение социальной сущности власти (взаимодействие субъектов и объектов, рекрутирование правящих элит, соотнесении рациональных и иррациональных элементов политики);
    исследовании стратегий политических партий и движений, политических кризисов, социализации различных групп, особенно молодежи.
    развитии в политике прикладных отраслей политического знания, направленных на оптимизацию политических отношений.
 
     Заключение 

     Исследовав  политическую мысль эпохи возрождения и Нового Времени, я пришел к выводу, что эти теории оказали существенное влияние на последующие развитие политико-правовой мысли. Политическая мысль развивалась высокими темпами. Ее главным достоянием было теоретическое обоснование и внедрение в практику государственной жизни естественного права человека на жизнь, свободу и равенство.
     Политические  идеи Нового времени нашли отражение  и в современном политическом устройстве цивилизованных государств, такой идеей можно считать  теорию разделения властей. Основоположниками  «классического» варианта теории разделения властей в политологической литературе называют Дж.Локка и Ш.Монтескье. Хотя Дж. Локк не выделял отдельно судебную власть и разделял власти лишь на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), подчинил все власти законодательным органам, поскольку, «тот выше, кто может подписывать законы». Судебную власть Локк считал элементом исполнительной власти. Отсюда следует вывод, что уже тогда зародилась современная модель разделения власти.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.