На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Право на образование в законодательстве РФ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
Реферат на тему  :
Право на образование в  законодательстве РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила :    магистрантка
исторического факультета
группа  ИС-51
Шахмедова Лолита 

Содержание
Введение
Глава 1. Содержание права на образование в Конституции  РФ
1.1 Становление права на образование
1.2 Составные  части права на образование  в Конституции РФ
Глава 2.Доступность  и обязательность образования
Глава 3.Классификация  прав на образование
3.1 Право на дошкольное образование
3.2 Право на  начальное общее образование
3.3 Право на образование в школе второй ступени
3.4 Право на  образование в школе третьей  ступени или на получение среднего (полного) общего образования
3.5 Право на  профессиональную подготовку
3.6 Право на  начальное профессиональное образование
3.7 Право на  среднее профессиональное образование
3.8 Право на  неполное высшее образование
3.9 Право на  высшее образование
3.10 Право на  послевузовское образование
3.11 Право на  получение дополнительного образования
Заключение
Список нормативных  источников и литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Образовательное право есть совокупность правил поведения, установленных государством для  урегулирования образовательных отношений.
Явлениями образовательного права являются совокупность нормативно-правовых актов, совокупность правил поведения; система правоотношений; состояние свободы человека в системе образования; ученая дисциплина; субъективное право человека на образование.
Все отношения  возникают в образовательной  сфере делятся на:
1.Между образовательным  учреждением и обучающимися.
2.Между образовательным  учреждением и органами управления.
3.Между образовательным  учреждением и семьей.
4.Между родителями  и детьми по поводу обучения.
5.Между органами  управления и органами субъектов  РФ.
6.Между образовательным  учреждением и учредителями.
Объектом регулирования  образовательного права выступают  общественные отношения.
Право на образование  является неотъемлемым правом человека, как право на жизнь.
Целями работы являются:
1) раскрыть понятие  «право на образование;
2) установить  в чем заключается обязательность и доступность образования;
3) рассмотреть  какие виды прав на образования  закреплены в законодательстве, охарактеризовать каждый вид. 

Глава 1.Содержание права на образование в Конституции  РФ
1.1 Становление права на образование
Право на образование рассматривается как конституционное, основное, естественное право человека. Конституция РФ ст.43. Оно закреплено в ст.26 Всеобщей Декларации прав человека (1948), в ст. 134 Международного пакта об экономических, социальных культурных правах (1966), в ст.28 Конвенции о правах ребенка.
Под образованием, согласно Преамбуле Закона РФ «Об  образовании», понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в  интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государственных уровней (образовательных цензов). Закон РФ «Об образовании»
До 50-х годов XX века в дискуссиях господствовали идеи функционалистской социологии, особенно идеи Дюркгейма. Именно он видел  в образовании средства сохранения общественного порядка. Мангейм принял подобный взгляд, определив образование как способ обеспечения социальной гармонии и решения социальных проблем.
Функционалисты  считают:
А) система образования  делает то, что она призвана делать, то есть отбирает людей в соответствии с их способностями и дает им соответствующую квалификацию;
Б) между интеллектом  и успехами существует приблизительное  соответствие;
В) образование - это средство, которое гарантирует  самым способным людям получение  самой ответственной и высокооплачиваемой работы.
Марксисты согласны с функционалистами в том, что  образование работает для социализации отдельных людей и групп с  учетом требований и запросов общества. Но так как в нашем обществе речь идет о капитализме, они слишком  критически относятся к тому, как молодые люди учатся приспосабливаться к требованиям капиталистического общества. Боулз и Гинтес, утверждают, что школе требуется не увеличивать потенциал, а производить не критичных, пассивных, послушных рабочих, которые покорно принимают жизнь.
Марксисты считают, что дискуссии о равенстве  связаны с вопиющим неравенством в классовой системе. Они утверждают, что все, входящие за рамки поверхностных  изменений в системе образования, требует фундаментальной перестройки  власти в более широких структурах общества, особенно в экономических отношениях.
Марксисты верят  в то, что:
1.Образование  способствует утверждению классовой  системы и классового неравенства.
2.Образование  воспроизводит рабочую силу, которая  вынуждена смириться со своим положением в жизни, и принимает свой «провал» и «успех» в среднем классе как законный.
3.Чтобы создать  впечатление, что система справедлива,  небольшой части рабочего класса  позволяет достичь успеха.
4.Либеральные  (реформистские) идеи основаны  на определении индивидуальности и предположении, что каждый человек должен иметь возможность реализовать свои личный потенциал, и эта реализация должна поощряться.
Либералы критикуют  систему образования за упор на академическую  успеваемость и экзаменационный  успех вместо того, чтобы ориентироваться на человеческий потенциал, который охватывает эмоциональные, творческие и социальные аспекты.
Социал-демократическую  точку зрения в социологии образования  можно связать с такими обозревателями, как А.Н. Хелеи и Дж.У.Б. Дуглас, отражена в политических документах (например, Доклад Плоудена о начальном образовании). Введение единого среднего образования о определение образовательной депривиации как положения, которое могло быть исправлено компенсационным образованием, во многом обязаны социологическим исследованиям достижений в образовании и роли общественного класса, проведенным в 50-х и 60-х годах XX века.
В конце 70-х годов  возникла свободная рыночная экономика, а с ней - философское и политическое господство неоконсерваторов. Неоконсервативный подход к образованию состоит в том, чтобы подчеркнуть свободу выбора в образовании и заставить школы конкурировать друг с другом за приверженность родителей и учеников. Возросшая конкуренция, как предполагалось, улучшает уровень образования.
Тогда, как марксистская, либеральная, социал-демократическая  и неоконсервативная теории в  образовании основаны на политических идеях и политической деятельности, другая известная точка зрения в  социологии образования не является политической.
Образование - необходимый элемент качества жизни человека. Его можно рассматривать не только как совокупность материальных благ, но также и здоровья, и участие в жизни общества.
Образование составляет основу всякого организованного  общества. Культура не возможна без образования.
Право на образование  является естественным правом человека. Оно призвано удовлетворить потребности  человека в информации и образовании. Потребность в информации и образовании  состоит на одном уровне с первичными потребностями: физиологическими, в безопасности, защищенности и т.д., поэтому теория Маслоу нуждается в корректировке, во включении в первичные потребности, потребности в информации и образовании.
1.2 Составные части права на образование в Конституции РФ
Право на образование  можно рассматривать как элемент права на жизнь, права на развитие.
В ст. 43 Конституции  РФ право на образование включает следующие полномочия:
1.Право на  дошкольное образование.
2.Право на  основное профессиональное образование.
3.Право на  высшее образование.
Все эти права большинство людей сами реализовать не в силах, поэтому их обязаны обеспечить государственные и муниципальные образовательные учреждения, предприятия, органы управления образованием.
Образованию во всем мире присущи следующие черты:
А) образование навязывает определенные культурные ценности, в частности стремление к конкуренции и уважение к властям;
Б) для передачи таких ценностей нужны формальные организации школы и т.д.;
В) весь процесс  обучения направлен на социализацию людей- учащихся и т.д.;
Г) содержание образования  иногда может выступать в конфликт с интересами учащихся.
Содержание права  на образование развивается в  отраслевом законодательстве, то есть права конкретизированы, разбиты  на правомочия, а конституциональные добавляются другие права. 
 
 
 

Глава 2. Доступность и обязательность образования
Важнейшей гарантией  права на образование является его  доступность. В то же время в современном  мире отличают несколько противоречий в развитии образования.
Одно из них  состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование, провозглашенное формальное равенство на образование сопровождается другим противоречием - усилением неравенства в плане доступа к образованию.
Следующее противоречие - усиливающиеся финансовые трудности общеобразовательных учреждений - запросы по финансированию своего развития системой образования сопровождаются сокращением финансирования государством.
В п.3 ст. 2 Закона РФ «Об образовании» этот принцип  закреплен - он сформулирован как  общедоступность образования.
В ст. 5 этого  же Закона определено понятие общедоступности  как независимости от расы, национальности, языка, пола, возраста и состояния  здоровья; социального, имущественного и должностного положения; социального  происхождения; места жительства; отношения к религии; убеждений; партийной принадлежности; наличие судимости.
В то же время  ограничение прав граждан на профессиональное образование возможно в интересах  защиты их здоровья, например, по признакам  пола, возраста, состояния здоровья, в интересах защиты общества, например, по признакам судимости. Ограничения могут быть установлены только законом. Закон РФ «Об образовании» ст.5
Доступность образования  определяется двумя факторами:
1.Политикой государства  в этой сфере.
2.Уровнем материального благосостояния его граждан.
При низком благосостоянии, отсутствии возможностей большинства  граждан оплачивать образовательные  услуги, выход только один - установить бесплатное образование на всех его  уровнях, допуском, его платность  как дополнительный способ обеспечения права на образование.
В ч. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» государство  гарантирует гражданам общедоступность  и бесплатность начального образования, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также ( на конкурсной основе) бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В то же время  в политике государства по этому  вопросы существует ряд противоречий.
Первое противоречие - Конституции РФ в ст. 43 установлена общедоступность и бесплатное дошкольное образование, а государство определило размер платы за образование в дошкольном учреждении.
Второе противоречие - Конституция РФ установила бесплатность лишь основного общего образования в Законе РФ «Об образовании» говориться о бесплатном общем (полном) образовании.
Третье противоречие - Конституция РФ установила общедоступность и доступность среднего профессионального образования - Закон РФ «Об образовании» говорит о бесплатном среднем профессиональном образовании лишь на конкурсной основе и не подтверждает его общедоступность.
Проанализировав государственную политику по этому вопросу можно сделать вывод - целесообразно устранить названные противоречия, установив бесплатность дошкольного, общего (школьного) и профессионального образования, используя конкурс лишь с уровня высшего профессионального образования.
Обязательность  образования - этот тот его уровень, который государство считает  достаточным для граждан в  целях обеспечения экономического и социального развития государства. Он также достаточен, по мнению государства, для:
1.Формирования  у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира.
2.Интеграции  личности в национальную и  мировую культуру.
3.Формирование  человека и гражданина, интегрированного  в современные ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Закон «Об образовании» ст.14
Конституция установила обязательным основное общее образование. Это уровень школы второй ступени, нормативный срок освоения которой 5 лет, согласно Типовому положению  об образовательной школе (первая ступени - 3-4 года).
Известна закономерность - чем выше базовый уровень образования  граждан, тем быстрее люди осваивают  новые профессии, тем выше уровень  экономического и социального развития государства.
Исходя из этих закономерностей целесообразно установить обязательное среднее профессиональное образование, но только на несколько другой основе. Такая обязанность должна быть установлена лишь для тех, кто в состоянии освоить образовательную программу полной средней школы.
Обязательным должно быть и дошкольное образование, независимо от того, где оно дается - в семье или в дошкольном учреждении.
Главная задача изменения системы образования  сегодня состоит в том, чтобы  государство, гражданское общество определило, какое образование должно быть обязательным и достаточным для граждан РФ. От того, как она будет решена, зависит решение всех остальных задач образования. Это главное звено в цепи проблем образования.
В ст.19 Закона РФ «Об образовании» обязательным является основное обще образование, но известно, что с таким уровнем образовании работа на современной технике невозможна. В лучшем случае оно позволит быть подсобным рабочим.
Эту главную  задачу различные политические силы стране предполагают решить разными  способами. Их пять:
1.Оставить существующий уровень обязательного образования, как уже отмечалось (в этом случае закрепляется тенденция отставания страны).
2.Снизить уровень  обязательного образования до 4 класса - начальной школы (в этом случае  можно значительно снизить расходы  государства на образование).
3.Установить  в качестве обязательного общее  среднее образование.
4.Установитть  обязательным общее среднее профессиональное  образование.
5.Установить  обязательным высшее профессиональное  образование.
Практически сегодня  у государства есть материальные возможности осуществить любое из 5 решений, для этого есть и преподавательские кадры.
Такой уровень  образования позволит гражданину России найти работу, самому создавать рабочие  места, основав свое дело, занять устойчивое место в народном хозяйстве страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Классификация прав на образование
Анализ законодательства об образовании позволяет представить  следующую классификацию прав на образование, рассматривая в качестве основы виды образовательных программ и типы образовательных учреждений:
1.Право на  дошкольное образование, его реализуют  в семье и в дошкольном учреждении.
2.Право на  начальное общее образование,  его реализуют или в семье,  или в школе первой ступени.
3.Право на  основное общее образование. Его  реализуют или в семье, или в школе второй ступени. Этот уровень образования по российскому законодательству является обязательным.
4.Право на  среднее (полное) общее образование  реализуется или в семье, или  в школе.
5.Право на  профессиональную подготовку, имеющее  целью приобретение учащимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Оно не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Реализуется в профессиональном училище или в организации.
6.Право на  начальное профессиональное образование. Реализуется в училище или в организации.
7.Право на  среднее профессиональное образование.  Реализуется в средних специальных  учебных заведениях или на  первой ступени образовательного  учреждения высшего профессионального  образования.
8.Право на  неполное высшее образование, в объеме двух курсов.
9.Право на  высшее профессионального образование  с квалификацией «бакалавр».
10.Право на  высшее образование с квалификацией  «дипломированный специалист».
11.Право на  высшее образование с квалификаций  «магистр».
12.Право на  высшее образование по программам  переподготовки специалистов.
13.Право на  послевузовское профессиональное  образование по программам кандидата  наук.
14.Право на  послевузовское профессиональное  образование по программе доктора  наук.
15.Право на  дополнительное образование.
3.1 Право на дошкольное образование
Дошкольные учреждения создаются для воспитания детей  дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей, необходимой коррекции нарушений развития. Они действуют в полном семье. Родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
Ребенок должен находиться у родителей в сфере любви и доверия.
«В первые годы, писал Гегель, - особенно важно материнское  воспитание, задачей которого является укоренение в ребенке нравственности как чувства». Первые три года жизни  у ребенка более значимы для  его развития, чем вся последующая жизнь.
На дошкольном этапе развития детей в возрасте от 2 до 5 лет у них должно формироваться  физическое, умственное, духовное, нравственное и социальное развитие, как указано  в Конвенции о правах ребенка (1980 г.). Кроме того все большее  значение приобретает правовое воспитание.
В шесть лет  дети могут посещать или детский  сад, или школу. В любом случае в этом возрасте у них должны быть сформированы представления о правах, обязанностях, ответственности, о правонарушениях, то есть должно появиться определенное правосознание.
Государственный стандарт образования ребенка - это  прежде всего показатели всех видов  развития по годам его жизни.
Детский сад  выполняет свою функцию в трех основных формах:
1.воспитывая  в детском саду;
2.консультируя  родителей по воспитанию детей;
3.воспитывая  и развивая ребенка дома.
Дошкольное и  школьное образование может стать  надежным фундаментом образования. Этот вывод основывается на следующих  аргументах:
А) в дошкольном образовании закладываются основы личности;
Б) полноценное дошкольное образование;
В) когда много  семей находится за чертой бедности детский сад - лучший способ обеспечить физическое развитие ребенка, в нем  он может полноценно питаться, развиваться.
Г) детские сады - та форма организации жизнедеятельности детей, которая наравне с семьей может обеспечивать здоровое развитие ребенка.
Д) детский сад - центр дошкольного воспитания, обеспечивающий помощь семье в воспитании детей.
Было бы полезно  дать возможность детским садам  зачислить за государство детей  из неблагополучных семей, находящихся за чертой бедности, что позволило бы детям полноценно развиваться, питаться, получать положительные эмоции.
В международных  документах по образованию, к сожалению, не закрепляется право ребенка на образование в дошкольных учреждениях. Такого нет ни в ст.28 Конвенции о правах ребенка, ни в ст. 26 Всеобщей Декларации прав человека.
Признание такого права явилось бы дальнейшим шагом  на пути развития права на образование.
3.2 Право на начальное общее образование
Начальное общее образование осваивается в нормативный срок четыре года. Оно может быть дано в специальном образовательном учреждении, реализующем только эту программу или в образовательном учреждении включающем обучение на двух или трех ступенях.
Школа первой ступени  обеспечивает развитие детей, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения, речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Начальное образование  является базой для получения  основного общего образования. У  ребенка есть право освоить программу  начального общего образования или  в школе первой ступени, или в  семье согласно ч.1 ст.10 Закона РФ «Об  образовании».
Право на образование  ребенка реализует родители, выбирая  возраст с которого ребенок может  осваивать эту программу. Согласно ст. 19 Закона РФ «Об образовании» возраст, с которого допускается прием  граждан, устанавливается в уставе образовательного учреждения.
Образовательное учреждение не имеет права отчислить  ребенка из начальной школы. Ребенок  имеет право перейти в другую школу. Все перечисленные права  осуществляют родители. Если учащиеся не освоили программу учебного года, с согласия родителей имеют право остаться на повторное обучение в том же классе.
Другое право  родителей - перевести ребенка в  классы компенсирующего обучения с  пониженным количеством обучающихся  на одного учителя.
Третье право  родителей - перевести ребенка на семейное воспитание. Если ребенок имеет по итогам учебного года одну задолженность по одному предмету, то его могут перевести в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию академической задолженности возлагаются на родителей ребенка.
3.3 Право на образование в школе второй ступени
Основное общее  образование дается в школе второй ступени или семье. Эта школа  обеспечивает освоение обучающимися основного  общего образования, условия становления  и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и  способностей к социальному самоопределению.
Основное образование  является базой для получения  среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального  образования.
Основное общее  образование и итоговая аттестация по его завершению являются обязательными для родителей и детей. Эта обязанность остается в силе до достижения ребенком возраста 18 лет.
При обучении в  школе второй ступени у учащегося  есть право оставить обучение до получения  им основного общего образования. Оно  возникает при наличии следующих условий:
1.Ребенку исполнилось  15 лет.
2.Есть согласие  родителей, или лиц, их заменяющих.
3.Есть согласие  местного самоуправления.
Образовательное учреждение имеет право исключить  ребенка из школы в следующих  случаях:
1.Решения органа  управления образовательного учреждения.
2.Ребенок совершил  противоправные действия, уголовное  преступление или административный  проступок или неоднократно нарушил  устав образовательного учреждения.
3.4 Право на образование в школе третьей ступени или на получение среднего (полного) общего образования
Среднее (полное) общее образование (третья ступень) является завершающим этапом общеобразовательной  подготовки. Оно обеспечивает освоение обучающимся общеобразовательных  программ среднего (полного) общего образования, развития устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.