На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Информационно аналитическое обеспечение

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

     Актуальность. Информация всех видов имеет самостоятельную ценность, служит в качестве основы для нормативных документов. Она имеет свои специфические закономерности функционирования и развития, способна к опережающему воздействию на государственную политику, выступает непосредственной причиной, определяющей выбор того или иного варианта политического развития, поведения различных социальных групп и отдельных граждан, перевода государственной системы в новое состояние.
     Информацию  в органах государственной власти можно классифицировать по разным основаниям и признакам. Например, ее можно разделить  на официальную и неофициальную, общезначимую и региональную, горизонтальную и вертикальную, по содержанию и  целевому назначению, возможным социальным последствиям, степени доступности, а также на основе ее соотнесения  со временем (информация о прошлом, в режиме реального времени, прогнозы о будущем).
     В рамках органов государственной власти она рассматривается с точки зрения актуальности, достаточности и адекватности для принятия соответствующих решений.
     Понятие «информационные ресурсы» определено в Законе «Об информации, информатизации и защите информации». В соответствии с ним к государственным информационным ресурсам относят находящиеся в  собственности РФ и субъектов  РФ отдельные документы и отдельные  массивы документов, созданные за счет средств федерального бюджета.
     В органах государственной власти субъектов РФ и муниципальных  органах за последнее время создано  большое количество различных собственных  информационных ресурсов в виде массивов документов, баз данных и информационных массивов.
Цель  курсовой работы – рассмотреть информационно-аналитическое обеспечение органов государственной власти.
Задачи  курсовой работы:
    Изучить информационно-аналитическое обеспечение органов власти и управления.
    Проанализировать специфику информационно-аналитической деятельности в органах местного самоуправления.
    Определить особенности информационного обеспечения органов власти.
Объект  исследования – информационно-аналитическая деятельность.
Предмет исследования – органы местного самоуправления.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Михеева Е.В., Зотов В.Б., Филимонова Е.В. и других.
Методы  исследования: анализ литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретико-методологические основы информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности 
 

      Основные  понятия, структура  информационно-аналитической  деятельности
     Под информационно-аналитической  деятельностью  мы понимаем вид управленческой работы, ориентированной на комплексный анализ сфер жизнедеятельности субъекта управления, выявление важнейших  тенденций и закономерностей его развития, подготовку предложений по различным вариантам решения тех или иных проблем, и, в конечном счете, на поддержку управленческих решений руководства и оценку возможных последствий их реализации.
Осмысление  информационно-аналитической деятельности в государственных органах власти требует, на наш взгляд, определения понятия «социальная информация». Это понятие представляется как «лишь часть содержания общественного сознания, которая зафиксирована в книгах, документах, статьях, радио- и телепередачах, лекциях, устных сообщениях и иных носителях...» , как «совокупность сведений, объективно необходимых для функционирования социального организма. Комплекс знаний о состоянии и взаимодействии различных институтов общества, о связи реальной деятельности людей с развитием их сознания и обратном воздействии общественного сознания на общественную практику», как «отраженное знание, используемое в практике, в управлении», как «совокупность знаний, сведений, данных и сообщений,  которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, классами, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений, а также отношений между человеком, обществом и природой». 

     Социальная информация в общем плане - это информация, циркулирующая в обществе и воздействующая на него. По содержанию она подразделяется на научную, идеологическую, техническую, экономическую, политическую и другие. Социальная информация представляет собой многоуровневое знание, т.к. «характеризует как общественные, так и конкретные процессы, протекающие в различных социальных, профессиональных, региональных средах общества».
Проведя анализ понятия «информация», «социальная  информация», перейдем к изучению второй составляющей понятия «информационно-аналитическая  деятельность» - «аналитике».
     Термин  «аналитика», образованный от термина «анализ», обозначает в самом широком смысле сферу интеллектуальной деятельности, связанную с глубоким, систематическим исследованием чего-либо. Такого рода деятельность по-другому может быть названа аналитической деятельностью.
     Содержательная  сторона аналитики очень емка и включает в себя большое количество концептуальных подходов, идей, частных  аналитических систем, среди которых особое место занимает системный анализ. Так как системный анализ выступает, прежде всего, как орудие совершенствования организации, управления, упорядочения структуры и функций, его ориентации на решение проблемных ситуаций, на достижение целей в меньшие сроки, с меньшими затратами.
     Особенно  велико значение системного анализа  в принятии решений. «Определяя «решение проблемы» как «систему», системный  анализ тем самым позволяет представить  процесс решения проблемы как  процесс конструирования, изготовления и использования систем.
Системный анализ позволяет расчленить сложную  систему на элементы, сложную задачу - на совокупность простых, выразить их количественно, а значит, с большей степенью точности.
     Из  вышесказанного вытекает, что аналитика - это, прежде всего, основа интеллектуальной, логико-мыслительной деятельности, направленной на решение практических задач. В основе ее лежит не столько принцип констатации фактов, сколько принцип «опережения событий», что позволяет организации или индивиду прогнозировать будущее состояние объекта анализа.
     Можно утверждать, что аналитика играет интегрирующую роль в реконструкции  прошлого, вскрытии настоящего и прогнозировании  будущего, то есть неразрывно связана с управлением. Поэтому аналитическая деятельность — это вид управленческой деятельности познавательного характера. Сущность ее заключается в выявлении причинно-следственных связей в системе управляемого объекта и определение его методов воздействия на эти связи в целях повышения эффективности его функционирования и развития.
     Становление российской информационно-аналитической  деятельности как особой отрасли знаний проходило в кратчайшие сроки, в обстановке максимальной интенсификации всех процессов и обострения многих проблем.
       Каждая новая отрасль в стадии  зарождения инициирует такие  структурные преобразования в социуме, как институционализация, профессионализация, технологизация и социализация. Определенная степень зрелости данных преобразований сигнализирует исследователю о стадии развития данной новой отрасли. В этом плане информационно-аналитическая деятельность не является исключением.
     Процесс институционализации, то есть организационного оформления информационно-аналитической деятельности - формирование системы специализированных учреждений, служб, подразделений в составе различных организаций, фирм и ведомств,  был инициирован всем ходом отечественных политических, экономических, социальных реформ в начале 90-х годов прошлого века.
     Представляется  возможным выделение следующих  уровней информационно-аналитических  служб. Первый уровень составляют организации президентской, правительственной и парламентской структур. Второй уровень образуют информационно-аналитические организации финансовой и коммерческой сферы. Третий уровень составляют центры аналитики экспертизы в высших научных и учебных заведениях. Четвертый уровень формируют представители негосударственного сектора.
     Далее проанализируем теоретико-методологические основы информационно-аналитической деятельности.
     Следует отметить, что существуют два аспекта  теоретико-методологических основ информационно-аналитической деятельности: первый - информационно-аналитическая деятельность как система научного знания, второй - информационно-аналитическая деятельность как практическая сфера деятельности.
     Информационно-аналитическая  деятельность как  научная сфера может быть представлена тремя основными исследовательскими моделями, описанными в фундаментальном труде профессора В.Д.Попова «Информациология и информационная политика»:
    -классической (механистической, императивной, субъективной);
     -неклассической (релятивистской, манипулятивной, объект-субъектной);
     -постнеклассической (синергетической, диалоговой, субъект-субъектной).
     Классическая  исследовательская модель ориентирует на формулировку наиболее обобщенных и предельно упрощенных законов, выявляющих жесткие причинно-следственные связи зависимости, имеющие место в живой и неживой природе, а также в сфере социальных и информационных отношений.
     Неклассическая  исследовательская модель ориентирует на формулировку вероятностных (не линейных) физических, социальных, психологических законов, основанных на теоретических допущениях поведения исследуемого объекта в тех или иных ситуациях. Неклассическая исследовательская модель исходит из предположения, согласно которому любая исследуемая система должна рассматриваться в более разносторонних и гибких, глубинных связях с реальностью, а также в связи с прошлым, которое в значительной степени способно влиять на настоящее. Это теоретическое допущение распространяется и на социальные системы (этносы, государства), а также на информационные процессы и события.
Постнеклассическая  исследовательская модель представляет особый тип философского научного мировоззрения, ставящего во главу угла принцип открытости и многомерности физических, биологических, психологических и социальных систем. В отличие от классической и неклассической исследовательских моделей, постеклассическая модель отталкивается от так называемой оптимистической научно-философской традиции, суть которой сводиться к предположению, что сложные системы -физические, психологические, социальные — имеют потенциальные возможности к самоорганизации и самоусложнению, и что биосфера, социосфера и ноосфера Земли являются следствием реализации этих возможностей. Оптимистическая научно-философская традиция исходит из принципа невмешательства в развитие индивида и социума, а синергетический принцип социального управления предполагает создание оптимальных условий для самораскрытия личности и саморазвития социальных систем.
     Информационно-аналитическая  деятельность выполняет прежде всего задачу качественно-содержательного преобразования информации, функционально пересекаясь в этом плане с научной (производство нового знания) и управленческой деятельностью (разработка вариантов решений, сценариев). 

     Характер  функционального пересечения (взаимодействия) в системе аналитика-наука-управление определяется спецификой информационной аналитики. С наукой ее объединяет информационный способ познания и научного анализа  реальности.
  Аналитик, опираясь на информационные модели (отпечатки в ин-
формационном пространстве событий, фактов, действий, идей, мнений, чувств людей, природных, социальных, политических, финансовых, экономических процессов и т.п.), выявляет в них объективные закономерности и тенденции, определяет движущие ими механизмы, причинно-следственные связи. В этом смысле аналитик создает новое знание о том фрагменте реальности, который находится в поле его профессионального интереса, выступая де факто исследователем своей предметной области.
Задача  ученого аналитика «поставлять руководящим органам информацию о сущности того или иного социального закона, о формах его проявления, механизмах действия и требованиях в данных конкретных обстоятельствах».
Промежуточные выводы: изученная   сущность   информационно-аналитической деятельности через определение места и роли информации и аналитики в управлении свидетельствует, что информационно-аналитическая деятельность предшествует выполнению всех основных функций управления, которые базируются на нем, черпают его в результатах информацию. Иными словами, информация и анализ неразрывно связаны между собой и являются неотъемлемой частью управления, формируя самостоятельный вид деятельности — обеспечение управления.
 


     1.2 Специфика информационно-аналитической  деятельности в  органах местного  самоуправления

 
     Специфика информационно-аналитической деятельности в органах власти и управления состоит в том, что она является элементом системы и процесса управления. Поэтому данная деятельность имеет преимущественно прикладной, а не теоретический характер, в  ней преобладают внутренние ограничения  системы по времени подготовки материалов, их полноте, достоверности, обоснованности, ответственности исполнителей. Соответственно, основное внимание уделяется не столько  глубине и оригинальности проработки проблем, сколько их оперативности  и эффективности. По сути это работа распределенных, постоянно возникающих  и распадающихся, в зависимости  от текущей задачи, экспертных коллективов1.
     Учитывая  широчайший спектр проблем и ограниченные ресурсы, невозможно содержать в  штате высокопрофессиональных специалистов по всем направлениям. Поэтому органам  управления очень важно иметь  под рукой перечень сторонних  экспертов в различных областях, возможности и ресурсы для  оперативного привлечения их к обсуждению возникших проблем, разовым консультациям. Такая постановка вопроса предполагает наличие в органах власти и  управления людей или структур в  круг обязанностей которых входит профессиональная формулировка задач, организация аналитических  исследований, подбор и координация  экспертов, реализация экспертных процедур и технологий, обобщение материалов, представление результатов лицам, принимающим решения.
     Практически все понимают, что в основе аналитической  и экспертной деятельности лежит  информация. Созданию информационно-аналитических  служб в регионах обычно сопутствует  разработка и реализация концепций, программ и проектов региональной информатизации. Этот этап “плановой информатизации” полезен уже оттого, что информатизация осуществляется не как прихоть технических специалистов, а как потребность реальных потребителей, которые определяют и формируют информационные потоки, задают характер, частоту поступления, объемы информации, представляют, какая информация необходима для подготовки и принятия решений.
     В центральном аппарате высших органов государственной власти успешность и эффективность аналитической деятельности напрямую зависит от регулярности постановки исследовательских задач со стороны руководства. Если постоянная обратная связь между руководством и аналитиками отсутствует, то служба начинает работать по своему собственному плану, часто не отвечающему потребностям ситуации. По законам аппаратной жизни подобные взаимоотношения с руководством через некоторое время приводят к существенному падению значимости информационно-аналитического подразделения и возникает иллюзия отсутствия соответствующей потребности2.
     На  самом деле, необходимо осознавать, что в различные периоды времени  текущая форма задач может  изменяться и государственная мудрость состоит, в том числе, и в способности  высших руководителей менять темп и  ставить не только чрезвычайные и  среднесрочные задачи, но и задачи стратегического прогноза и планирования. Полагаю, что с течением времени  так и произойдет, поскольку включение  информационно-аналитических подразделений  в структуру органов власти и  управления явление достаточно новое  для практики руководства, а значит то формы и методы их работы, место  и роль в подготовке решений определятся  постепенно.
     Существенное  развитие получили информационно-аналитические  услуги, предоставляемые в глобальной сети российскими информационными  фирмами. Доступ к большим объемам  газетной информации, материалам информационных агентств и специализированных информационных служб сочетается с предоставлением  консультационных услуг, возможностью подборок информации по заданным рубрикам. Эти услуги являются платными и пока весьма дорогостоящими, что определяет достаточно узкий круг клиентов данного сегмента информационного рынка.
     Постепенное развитие и организационное оформление информационно-аналитической деятельности требует совершенствования структур, технологий, методологии и методик  ее проведения. У региональных органов  власти и управления нет возможности  заказывать академическим институтам долговременные и дорогостоящие  теоретические исследования. Обычно речь идет о привлечении отдельных  экспертов или небольших сложившихся  группах исследователей, способных  применить знания и технологии в  совместной работе с сотрудниками информационно-аналитических  подразделений. Одновременно существенно  повышаются требования к общей эрудированности, осведомленности, обучаемости, мобильности, разносторонности специалистов профильных и отраслевых служб и структур органов управления, которые по сути являются постоянно 
     Расширение  функционального набора до возможностей проведения автоматизированных аналитических  исследований обычно связывают с  обеспечением математического моделирования  ситуаций. Пока накопленный опыт фундаментальных  научных и практических работ, как  отечественный, так и зарубежный слабо используется в органах  государственного управления.
     Это связано преимущественно с тем, что при разработке сложных математических моделей решаемые задачи и критерии оценки результатов решений обычно формулируются заранее. В практике проведения аналитических исследований в органах государственной власти и управления, особенно в сфере  общественно-политических и социально-экономических  проблем, наибольшую трудность в  организации исследования составляет именно постановка и формулирование проблемы. Обычно постановка проблемы производится на вербальном уровне в  виде качественного описания ситуации. Соответственно, расплывчатость описаний и нечеткость целей определяет и высокую степень зависимости от субъективных особенностей постановщика задачи аналитического исследования и от субъективных критериев оценки результатов принимаемых решений, а также характеризуется сильным влиянием на процесс подготовки и принятия решений элементов интуитивного характера3.
     Использование информационных технологий также возможно при проведении аналитических исследований, основанных на накоплении и представлении  эвристических экспертных знаний и  прецедентов с ситуационными  аналогами. Основной проблемой при  этом является также объективная  оценка получаемых результатов и  возможность дальнейшего использования  созданной информационной системы  независимо от экспертов, принимавших  участие в отработке технологии и создании информационной базы прецедентов.
     Возможность замены эксперта при принятии решений  в строго регламентированных проблемных областях предполагается в интеллектуальных информационных системах, особенно в  классе экспертных систем, основанных на знаниях. При этом задачи решаются в пределах некоторой параметрически управляемой инструментальной оболочки и априорно создаваемой базы знаний. В таких системах возможность  оперативного изменения базы знаний сильно ограничена, поскольку может  привести к невосстанавливаемому нарушению  работоспособности системы. В свою очередь это существенно ограничивает возможность использования экспертных систем в аналитической практике органов управления.
     Таким образом, на информационно-аналитические  подразделения органов управления чаще возлагается информационное обеспечение, постановка задач, подбор и координация  деятельности привлеченных экспертов, представление результатов аналитического исследования, нежели непосредственно  реализация высоких аналитических  технологий. Тем не менее, аналитические функции априорно присущи информационным структурам. Создание полноценной информационной среды требует оценки значимости, достоверности, полноты источников информации.
     Необходимость постоянного получения актуальной информации заставляет отслеживать  и анализировать качество получаемой информации, создавать собственные  информационные аналитические продукты для осуществления информационного  бартера. Постоянной функцией является также селекция и интерпретация  информации, предоставляемой лицам, принимающим решения.
     Сущность  данной работы состоит в том, что  принятие решений осуществляется конкретными  людьми под воздействием практически  бесконечного числа внешних и  внутренних факторов. Решения принимаются  не только на основе жесткой логики, но и с учетом интуитивно понимаемых постулатов человеческого поведения, мышления, этических и эстетических воззрений, законов гармонии. Учесть и реализовать эти аспекты  в виде информационных технологий сейчас невозможно, да вряд ли и необходимо.
     Необходимо  также принимать во внимание значительное влияние отклоняющих факторов в  процессе подготовки и принятия решения. Недостаточно определить проблему, провести её декомпозицию и с помощью известных  методов сгенерировать варианты решения. Отклонения от общего плана  подготовки вариантов решения могут  появиться на любой стадии и определяться, например, ситуационным появлением новых  интересных альтернатив, степенью доступности  необходимой информации на различных  стадиях процесса, изменением оценочных  критериев важности информации, привлечением дополнительных источников знаний, использованием новых определений и понятий, трудностями с построением спецификаций или уточнением формулировки проблемы.
     В подобных случаях возможность оперативного доступа к достоверной информации ценится гораздо выше, чем научная  проработка и обоснованность модели проблемы и ситуации. И обеспечение  постоянного актуального состояния информационных ресурсов, каналов связи, нормальных человеческих контактов с коллегами, знание специфики и нюансов профессиональных интересов и предпочтений сторонних экспертов являются очень важной составляющей в работе информационно-аналитических подразделений органов управления4.
     Замкнутость цикла подготовки информации предполагает не только информационный и экспертно-аналитический, но и технологический и технический  аспекты деятельности службы. Последнее  крайне важно, поскольку современные  информационные технологии позволяют  реализовать присущий им высокий  уровень возможностей только при  соответствующем уровне проектирования, генерации и сопровождения информационной системы.
     Под технологическим обеспечением подразумевается  не столько наличие компьютеров, сетей, средств связи и программного обеспечения, сколько использование  их в качестве единой системы специальных  программно-аппаратных средств, позволяющей  осуществлять подготовку заданий, непосредственно  поиск, предварительную обработку, хранение необходимой информации в  автоматизированном режиме.
     В пределе указанные требования сводятся к возможности информационно-аналитической  службы иметь в произвольный период реального времени открытый доступ к информационным ресурсам. Наиболее естественным путем при этом считается  создание собственных баз данных, создаваемых для решения конкретных задач.
     Однако  сбор и хранение всей доступной информации с использованием собственных ресурсов однажды сталкивается с финансовыми  и техническими ограничениями. Процедуры  дополнительной предварительной обработки, сжатия и фильтрации информации неизбежно  приводят к ее излишней формализации и потере информационной насыщенности. К тому же, как уже указывалось, в реальной обстановке достаточно часто  вводятся совершенно непредвиденные ранее новые условия, атрибуты, требования к решаемой задаче и выхолащивание собственных информационных ресурсов может отразиться на качестве предлагаемых вариантов решений5.
     Все возможные информационные контакты при этом можно разделить на две  группы – открытые и закрытые.
     К открытым относятся все контакты, находящиеся за пределами возможностей регламентации доступа со стороны  информационно-аналитической службы, или других служб, обеспечивающих требования информационной безопасности. По большей  части для организации такого доступа используются возможности  глобальных сетей общего пользования  типа . Спектр доступных с рабочего места и используемых информационных источников при этом очень разнообразен и включает в себя базы данных информационных агентств, электронные версии средств  массовой информации, специализированные информационно-поисковые системы, серверы  и сайты федеральных органов  власти и ведомств, внешние ресурсы  региональных органов управления и  т.п.
     К закрытым относятся информационные контакты внутри локальных сетей  и информационных систем региональных органов власти и управления, на физическом уровне изолированных от глобальных сетей, а также доступ к федеральным и региональным информационным ресурсам по специальным  каналам передачи данных.
     Информационно-аналитические  службы постоянно находятся в  тисках противоречия между количеством  и качеством информации. С одной  стороны налицо постоянный избыток  информации, которую невозможно ни просмотреть, ни усвоить, ни проанализировать. С другой стороны, информации, необходимой  и достаточной для грамотного прогноза или генерации вариантов  управляющего решения всегда не хватает.
     В связи с этим информационные источники  должны соответствовать определенным требованиям и критериям качества. Такими критериями являются полнота, актуальность, достоверность, доступность информации. Для внутренних информационных источников закрытых систем важны также требования унификации форм, форматов, протоколов, регламентов представления информационных ресурсов, возможность однозначной идентификации источника информации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.