На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие и теории мотивации в психологии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

     
Содержание 

Введение 3
Глава I. Понятие мотивации, мотивационный процесс 5
1.1. Понятие и сущность мотивации 5
1.2. Этапы мотивационного процесса 10
1.3. Индивидуальные особенности мотивации 16
Глава II. Теории мотивации в психологии 21
2.1 Представление о мотивах в психоанализе 21
2.2. Теория мотивации в гуманистической психологии 26
Заключение 33
Список используемой литературы 35
 

     

     Введение

     Проблема  мотивации и мотивов поведения  в деятельности – одна из основных в психологии. Вряд ли найдется такая  область психологии, которая не затрагивала  бы мотивационного процесса.
     В настоящее время мотивация как  психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае — как совокупность мотивов, в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.
     Путь  к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через  понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его  действий, можно попытаться разработать  эффективную систему форм и методов  управления им. Для этого нужно  знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены  в действие, как осуществляется мотивирование  людей.
     Сегодня имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию конкретного  человека, причем диапазон их постоянно  растет.
     Более того, тот фактор, который сегодня  мотивирует конкретного человека к  интенсивному труду,  завтра может  способствовать «отключению» того же самого человека. Никто точно не может сказать, как детально действует  механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующей фактор и когда  он сработает, не говоря уже о том, почему он срабатывает.
     Эта тема была разработана такими известными психологами в отечественной  психологии как: И.П. Павлов, Д.И. Фельдштейн, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и многими другими.
     В зарубежной психологии – это Д. Аткинсон, З. Фрейд – психоаналитическая теория, Голдштейн – теория роста, Ч. Дарвин – эволюционная теория, У. Доллард, К. Левин – теория ролей. Эриксон Э. – психогенетический подход (теория психодинамической ориентации), Шпангер Э., Маслоу А. – теория персонологической ориентации.
     Целью работы является изучение мотивации человека.
     В соответствии с целью можно выделить следующие задачи: рассмотреть понятие и сущность мотивации; описать этапы мотивационного процесса; изучить индивидуальные особенности мотивации; рассмотреть теории мотивации в психоанализе и гуманистической психологии.
      
 

     

     Глава I. Понятие мотивации, мотивационный процесс

     1.1. Понятие и сущность мотивации

     Термин  «мотив» – русифицированное французское  слово «motif», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или  от латинского слова «moveo» – двигаю.
     Впервые слово “мотивация” употребил  А. Шопенгауэр в статье “Четыре принципа достаточной причины” (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. [11, 53]
     В лабораторных условиях проводились  опыты над животными, в которых  пытались выявить, при помощи раздражения  электрическим током отдельных  участков коры головного мозга, те участки  мозга, воздействие на которые, приводило  бы к активизации поведения животного  на удовлетворение своих биологических  потребностей.
     С помощью прямого раздражения  мозга электрическим током, через  заранее вживленные электроды, были найдены структуры, ответственные  за эмоции, потребности и действия. В результате подобного рода исследований было обнаружено, что потребности (жажда, голод и т.п.), эмоции (ярость, страх  и т.д.) и действие, как сложно организованные целенаправленные двигательные акты, репрезентированы в головном мозге, тесно связанными между собой, но самостоятельными нервными образованиями. Мотивационные и подкрепляющие (эмоционально положительные) системы разделены в мозге, хотя при самостимуляции наблюдается их одновременное возбуждение. Таким образом, существует различие механизмов потребностей и эмоций (о чем так же свидетельствует и фармологический анализ), хотя полный комплекс морфофизиологической организации поведения включает в себя помимо потребности и мотивации также и эмоции. [10, 46]
     Слабое  раздражение током приводит к  поисковому беспокойству. Происходит актуализация потребности. Система  структур, необходимых и достаточных для актуализации потребности более проста, содержит в себе меньшее число компонентов. Усиление интенсивности тока ведет к началу действия у мотивированного животного. Это происходит воздействие на систему, обеспечивающую целенаправленное мотивирование животного. Дальнейшее усиление тока ведет к активизации структур эмоционально положительного подкрепления и животное переходит к самораздражению, то есть произошло подключение и нервного аппарата эмоций.
     Этот  опыт показывает не только тесную взаимосвязь  между структурами, отвечающими  за активизацию потребности и  эмоционального фона удовлетворения этой потребности, но и то, а это наиболее важно для нас в данной работе, что мотивация, как сложная структура, представлена в коре головного мозга  самостоятельным нервным образованием.  [10, 52]
     Рассмотрим  теперь структуру возникновения  потребности и её актуализацию через  действие, ведущее к её удовлетворению, то есть как происходит мотивация  человека посредством следующей  схемы: нужда – потребность –  действие.
     Нужда, как свойство жизни, является не усматриваемым, а реальным онтологическим состоянием организма, выражающим необходимость  определенных изменений для своего носителя, а не для наблюдателя, то есть она всегда «нужда» для себя, а не только «нужда» для другого.
     Компонент нужды – благо – это то, в чем организм нуждается, и что  способно эту нужду устранить.
     Но  не все нужды живого организма  способны привести его в состояние  активности, направленной на их устранение. Для того, чтобы нужда была способной  вызвать какие бы то ни было активные процессы, должны существовать специальные  механизмы, способные эту нужду  обнаружить до того, как наступают  необратимые разрушительные ее последствия, то есть организм должен быть оснащен  средствами выявления нужды. Также  организм должен быть оснащен еще  и механизмами, способными обеспечивать его необходимыми благами.
     А.Н. Леонтьев указывает, что потребность представляет собой такую нужду живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения. То есть потребность – это не только нужда, но и определенный закрепившийся (в фило-, и онтогенезе) способ ее удовлетворения. [5, 13]
     Собственно  потребность – это всегда потребность  в чем-то, что на психологическом  уровне потребности опосредованы психическим  отражением, и при том двояко. С одной стороны предметы, отвечающие потребностям субъекта, выступают перед  ним своими объективными сигнальными  признаками. С другой стороны –  сигнализируются, чувственно отражаются субъектом и сами потребностные  состояния, в простейших случаях  – в результате действия интероцептивных  раздражителей. При этом важнейшее  изменение, характеризующее переход  на психологический уровень, состоит  в возникновении подвижных связей потребностей с отвечающими им предметами. Дело в том, что в самом потребностном  состоянии субъекта предмет, который  способен удовлетворить потребность, жестко «не записан». До своего первого  удовлетворения потребность «не  знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность  приобретает свою предметность, а  воспринимаемый предмет – свою побудительную  и направляющую деятельность функции, то есть становится мотивом.
     В.К. Вилюнас различает два аспекта вопроса о «первичности» и «вторичности» биологических и духовных потребностей: аспект временной последовательности их оформления как относительно самостоятельных в филогенезе и онтогенезе и аспект их структурно-функционального взаимоотношения. В первом аспекте биологические потребности действительно первичны: духовные окончательно оформляются несколько позже. Но зато во втором, наоборот, духовные потребности являются первичными, поскольку выполняют важнейшую смыслообразующую функцию человеческого сознания в регулировании поведения, в управлении потребностями (в том числе и биологическими), создавая при определенных условиях принципиальную возможность предпочесть духовные высшие потребности биологическим, пожертвовать последними и даже жизнью ради той из высших потребностей, которую человек считает смыслом своей жизни. [3, 87]
     И духовные, и биологические потребности  имеют как минимальный, жизненно необходимый для человека уровень удовлетворения, так и более высокие, жизненно не необходимые, например «эстетические», уровни. Последние являются, так сказать, роскошью для человека, они возникают только при наиболее благоприятных обстоятельствах жизни. Но было бы неверным считать, что человек может позволить удовлетворение духовных потребностей только после значительного или полного удовлетворения биологических. В минимальной степени те и другие, по-видимому, являются совершенно необходимыми для существования человека. Но их содержательная роль, их функция в жизни человека и в его деятельности совершенно различны. Те и другие одинаково важны в конечном счете, в масштабе всей жизнедеятельности человека, но в зависимости от конкретных обстоятельств, от ситуации эти потенциально одинаково существенные потребности актуально могут проявляться совершенно по-разному: в одних случаях духовные отодвигаются на задний план, уступая место биологическим, в других — биологические уступают место духовным, причем это может наблюдаться не только в узких ситуативных рамках, но и в более широких масштабах жизнедеятельности, на протяжении длительного времени.
     Неправомерно  также умозаключение по аналогии следующего вида: поскольку общественно-экономические факторы являются первичными по отношению к духовным, то и материально-биологические потребности являются первичными и определяющими по отношению к духовным. В этой формулировке принижается регулирующая роль человеческого сознания.
     Целеполагание, такая способность организма  активно преследовать цели средствами гибкого приспособления к ситуации, стала возможной благодаря наличию  плана предвосхищаемого будущего, так  как иначе, чем в этом плане, цель (в строгом смысле слова) просто не может быть задана.
     Таким образом, мотивационный аспект психического отражения касается движущих сил  и содержательной направленности психических  процессов. Возникновение целей  – есть основной феномен мотивации. [3, 89]
     Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и  целей. Напротив, их совпадение есть вторичное  явление: либо результат приобретения целью самостоятельно побудительной  силы, либо результат осознания мотивов, превращающего их в мотивы-цели.
     В отличие от  целей, мотивы актуально  не осознаются субъектом: когда мы совершаем  те или иные  действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают. (Правда, нам не трудно привести их мотивировку, но она вовсе не  всегда содержит в себе указание на их действительный мотив).
     Мотивы, однако, не отделены  от сознания. Даже когда мотивы не сознаются, то есть когда человек не отдает себе отчета в том, что побуждает совершать  его те  или иные действия, они  все же находят свое психическое  отражение, но особой форме – в  форме эмоциональной окраски  действий. Эта эмоциональная окраска, интенсивность, ее знак и ее качественная характеристика выполняет специфическую функцию, что и требует различать понятие эмоции и понятие личностного смысла. Их несовпадение не является, однако, изначальным: по-видимому, на более низких уровнях предметы потребности как раз непосредственно «метятся» эмоцией. Несовпадение это возникает лишь в результате происходящего в ходе развития человеческой деятельности раздвоения функций мотивов. [3, 95]
     Такое раздвоение возникает вследствие того, что деятельность необходимо становится полимотивированной, т. е. одновременно отвечающей двум или нескольким мотивам. Ведь действия человека объективно всегда реализуют некоторую совокупность отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу, к самому себе. Так, трудовая деятельность общественно мотивирована, но она управляется и такими мотивами, как, скажем, материальное вознаграждение. Оба эти мотива хотя и сосуществуют, но лежат как бы в разных плоскостях.
     Таким образом, одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл; их называют смыслообразующими мотивами. Другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных), — порой остро эмоциональных, аффективных, — лишены смыслообразующей функции; их условно называют мотивами-стимулами. [3, 102]
     Итак, мотивационная структура человека представлена в коре головного мозга  отдельным нервным образованием. Она имеет сложную структуру  и двойственную природу. С одной  стороны, выделяют биологические потребности, с другой – социальные. Совокупность этих двух уровней и составляет, собственно, мотивационную сферу  человека. Структура мотивации человека имеет сложную систему, которая  характеризуется иерархической  соподчиненностью, полимотивированным характером, поливолентностью мотивов  по отношению к потребностям и  взаимозаменяемостью. Она складывается под влиянием как внутренних, так  и внешних факторов. И в целом, мотивационная сфера индивида определяет общую направленность личности.

     1.2. Этапы мотивационного процесса

     На  необходимость стадиального (поэтапного) рассмотрения мотивационного процесса, хотя и с разных позиций, указывали  многие исследователи. Близки к этому  и представления психологов, например, с точки зрения которых образование цели может носить характер развернутого во времени процесса.
     Стадиальную модель принятия морального решения  разработал С. Шварц. Ценность его модели состоит в тщательном рассмотрении оценки: ситуации, приводящей к возникновению желания помочь другому человеку, своих возможностей, последствий для себя и для нуждающегося в помощи. Если стимул не превратился в мотив, значит, он или “не понят” или “не принят”. Таким образом, возможный вариант возникновения мотива можно представить следующим образом: возникновение потребности — ее осознание — “встреча” потребности со стимулом — трансформирование (обычно посредством стимула) потребности в мотив и его осознание. В процессе возникновения мотива происходит оценка различных сторон стимула (например, поощрения): значимость для данного субъекта и для общества, справедливость и     т. д. [2, 53]
     Так, ощущение голода, жажды вызывает в  сознании образ предмета, который  мог бы удовлетворить потребность; под влиянием этого образа возникает  импульс к действию (побуждение), которое соотносится человеком  с внешними условиями (ситуацией), а  также с морально-психологическими установками личности. Этот процесс  соотнесения, осуществляемый с помощью  мышления (анализ условий, средств и  путей решения задачи, учет последствий), и приводит к постановке цели и  определению плана действий.
     А. А. Файзуллаев выделяет в мотивационном процессе четыре этапа. Первый этап — возникновение и осознание побуждения. Полное осознание побуждения включает в себя осознание предметного содержания побуждения (какой предмет нужен), действия, результата и способов осуществления этого действия. В качестве осознанного побуждения, отмечает автор, могут выступать потребности, влечения, склонности и вообще любое явление психической деятельности (образ, мысль, эмоция). При этом побудительный аспект психического явления может и не осознаваться человеком, быть, как пишет автор, в потенциальном (скорее — скрытом) состоянии. Однако побуждение — это еще не мотив, и первым шагом к его формированию является осознание побуждения. [4, 45]
     А. А. Файзуллаев считает, что, для того чтобы говорить о мотиве, и осознания  побуждения недостаточно, хотя поведение  может быть обусловлено и одним  осознанным побуждением. Такое ситуативное поведение часто приводит к сожалению о содеянном, поскольку человек постфактум обнаруживает, что мотивационные источники поступка были не совсем адекватны принятым человеком ценностям и установкам.
     Второй  этап — это “принятие мотива”. Под этим несколько нелогичным названием этапа (если до сих пор речь не могла идти о мотиве, то что же можно принять? А если он уже был, на втором этапе речь должна идти о принятии решения - “делать — не делать”) автор понимает внутреннее принятие побуждения, т. е. идентификацию его с мотивационно-смысловыми образованиями личности. Нелогичность названного этапа состоит в том, что если осознанное побуждение не принято, то оно еще не мотив, а если мотив, тогда это уже принятое побуждение.
     Говоря  другими словами, на втором этапе  человек, сообразуясь со своими нравственными принципами, ценностями и прочим, решает, насколько значима возникшая потребность, влечение, стоит ли их удовлетворять. Неслучайно А. А. Файзуллаев говорит о свойствах принятости или осмысленности данного мотивационного образования. Мотив как единица рассматриваемой фазы процесса мотивации приобретает не только побудительность, осознанность, направленность, но и смыслообразующую функцию.
     В принципе нельзя отказать автору в  логичном выстраивании событий в  процессе мотивации. Но автор обходит стороной вопрос о том, каким же является поведение, основанное только на осознанном побуждении (а не на “принятом мотиве”), — мотивированным или немотивированным.
     Мотивационный процесс, по А. А. Файзуллаеву, на втором этапе не заканчивается. Третий этап — это реализация мотива, в течение которого в зависимости от конкретных условий и способов реализации может измениться психологическое содержание мотива. При этом мотив, как считает автор, приобретает новые функции (удовлетворения, насыщения потребности, интереса), что приводит к переходу к следующему этапу мотивации — закреплению мотива, в результате чего он становится чертой характера.
     Последний этап — актуализация потенциального побуждения, под которой имеется в виду осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или желания. [4, 57]
     А. Н. Зерниченко и Н. В. Гончаров выделяют в мотивации три стадии: формирование мотива, достижение объекта потребности и удовлетворение потребности. Если бы речь шла о мысленном осуществлении этих стадий, то с авторами можно было бы и согласиться. Однако у них вторая и третья стадии связаны с реальным действованием. Поэтому связывать саму исполнительскую деятельность с процессом мотивации (точнее — принимать ее за мотивацию) вряд ли справедливо. [2, 67]
     В разработанной Д.В. Колосовым концепции потребностного поведения понятие “мотивация”, по существу, не используется, вместо него автор использует, с нашей точки зрения не очень удачно, понятие “мотивационное поле”, функцией которого является в конечном итоге формирование мотива и удовлетворение потребностей индивида. Мотивационное поле, как пишет автор, это функциональный орган головного мозга, задачами которого являются упорядочение потребностей и выбор оптимального способа достижения состояния удовлетворения как конечной цели поведенческих реакций.
     Формирование  побуждения, направленного на удовлетворение потребностей, проходит, по Д. В. Колосову, ряд последовательных стадий (зон). Потребностное возбуждение сначала  попадает в зону потребностных эталонов, затем — в зону представительства потребностей, в зону обработки потребностного возбуждения и зону формирования программы действий и на конечном этапе — в зону (центры) подкрепления. [2, 82]
     В зоне потребностных эталонов расположены  ядра потребностей и модели потребного результата. Последние имеют устойчивую (в подлинном смысле слова эталонную) часть и часть динамичную, развивающуюся в ходе развития потребностей.
     В зоне представительства потребностей накапливается потребностное возбуждение от ядер всех потребностей. Функцией этой зоны является, во-первых, “переключение” чрезмерно накопившегося возбуждения одной потребности на другую, получившую доступ к исполнительной системе. Как считает автор, это чрезмерное удовлетворение одной потребности за счет другой. Речь скорее должна идти о неадекватном способе разрядки возникшего потребностного напряжения (“выпускание пара”, без удовлетворения самой потребности) и о переключении на другую деятельность, чтобы “вытеснить” неудовлетворение, разочарование от предыдущей. Во-вторых, функцией зоны представительства является задержка потребностного возбуждения для его последующей обработки в следующей зоне, так как последняя не должна “захлебываться” от чрезмерности поступающего в нее возбуждения.
     В зоне обработки потребностного возбуждения  происходит конвергенция потоков информации: потребностного возбуждения, поступающего из зоны представительства потребностей; возбуждения, несущего информацию о возможных предметах удовлетворения потребностей, возбуждения, несущего информацию об условиях, сопутствующих успеху (на основании предыдущего опыта). В данной зоне, пишет Д. В. Колесов, потребностное возбуждение дважды конкретизируется, т. е. привязывается к реальности, согласуется с ней — по предмету и по способу его достижения. Эта конкретизация, по мнению автора, и есть процесс формирования мотива, а то, что в результате получается, является собственно мотивом.
     В четвертой зоне мотивационного поля — зоне формирования программы действий мотив трансформируется в исполнительную активность, в которую он входит в качестве компонента. Когда программа действий полностью сформирована, но непосредственного импульса к началу соответствующей деятельности нет, то данное состояние, пишет автор, есть побуждение к деятельности. Пусковая афферентация, сформировавшийся “пусковой” мотив переводят его в актуальную деятельность.
     Пятая зона мотивационного поля — центры подкрепления — взаимодействует с тремя предыдущими, подкрепляя (усиливая или ослабляя) происходящие в них процессы.
     Ряд зарубежных психологов рассматривают  стадиальность мотивационного процесса в рамках гештальт-подхода. Речь идет о цикле контакта, сутью которого является актуализация и удовлетворение потребности при взаимодействии человека с внешней средой: доминирующая потребность появляется на переднем плане сознания в качестве фигуры на фоне личного опыта и, удовлетворенная, вновь растворяется в фоне. В этом процессе выделяется до шести фаз: ощущение стимула — его осознание — возбуждение (решение, возникновение побуждения) — начало действия — контакт с объектом — отступление (возвращение к исходному состоянию). При этом отмеченные фазы могут четко дифференцироваться или накладываться друг на друга.[2, 90] 

     Таким образом, каждый автор процесс мотивации  рассматривает по-своему. У одних — это структурно-психологический подход (А. Г. Ковалев, А. А. Файзуллаев), у других — биологизированный функциональный, в значительной степени рефлекторный подход (Д. В. Колосов), у третьих — гештальт-подход (Ж.-М. Робин). Положительные моменты есть в каждом из них, но целостного впечатления о процессе мотивации и этапах формирования мотива не возникает.
     Стадии  мотивации, их количество и внутреннее содержание во многом зависят от вида стимулов, под влиянием которых начинает развертываться процесс формирования намерения как конечного этапа мотивации. Стимулы могут быть физическими — это внешние раздражители, сигналы и внутренние (неприятные ощущения, исходящие от внутренних органов). Но стимулами могут быть и требования, просьбы, чувство долга и прочие социальные факторы. Могут влиять на характер мотивации и способы целеобразования.

     1.3. Индивидуальные особенности  мотивации

     Процесс формирования мотива может иметь  индивидуальные особенности в зависимости  от свойств личности. Так, например, психастеники предъявляют необычайно высокие требования к своему моральному облику, поэтому у них в формировании мотива непременное участие должен принимать такой мотиватор, как нравственный контроль. У других же лиц такие проблемы не возникают, так как при обосновании принимаемых решений они руководствуются иными ценностями, например личной преданностью руководителю, начальнику. [4, 45]
     Особенности личности вмешиваются в процесс  формирования мотива на всех этапах. Так, легкость возникновения потребности, ее интенсивность (сила) зависят от индивидуальной “чувствительности” человека к стимулу второсигнального воздействия (ситуации). Возникновение и переживание состояний (обиды, злости и т. п.), приводящих к желанию применить ту или иную форму агрессии, в значительной степени зависят от выраженности у субъекта конфликтных черт личности: вспыльчивости, обидчивости, нетерпимости к мнению других и т. п. Эти черты личности заставляют воспринимать конфликтную или фрустрирующую ситуацию острее.
     На  стадии принятия решения сильное  влияние на процесс мотивации  могут оказывать такие волевые качества, как решительность и смелость. Нерешительность может затягивать принятие решения, а боязливость может привести к отказу совершить то или иное действие. Высокая мотивация на социальный успех (стремление к признанию, достижениям в значимой деятельности, соперничеству) связана с уверенностью человека в собственном обаянии, в привлекательности своей личности. При этом женщины высоко оценивают свои деловые качества (практичность, организованность, предприимчивость, предусмотрительность), а мужчины — качества, необходимые общественному деятелю (интеллект, умение ладить с людьми, личное влияние). [5, 22]
     Стремящиеся к признанию наиболее высоко оценивают  свои коммуникативные качества (общительность, воспитанность, обаяние, умение ладить с людьми) и частично — свойства социального интеллекта (юмор, проницательность). Эта самооценка подкрепляется действительной выраженностью у этих субъектов экстраверсии, манипулятивности и авантюристичности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.