На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Задачи кредитно-денежной политики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства России
ФГОУ ВПО «Великолукская ГСХА»
Кафедра «экономика и организация производства»  

Курсовая  работа: «Задачи кредитно-денежной политики и её инструменты»  
 

Выполнила: студентка I курса
экономического  факультета
специальность «Таможенное дело»
группа  Т-11 (а)
Егорова Мария Игоревна
Проверил: Комшанов Д.С. 
 
 
 
 

2011 год.
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………..3
Основная  часть 
1. Банковская  система Российской Федерации
1.1 Формирование  двухуровневой банковской системы………………….……4
1.2 Современная  банковская система Российской  Федерации………………...6
2. Центральный  банк Российской Федерации
2.1 Статус  и цели Центрального банка  России…………………………………8
2.2 Структура  Центрального банка России……………………………………..9
2.3 Функции  Центрального банка России……………………………………...13
2.4 Инструменты  и методы денежно-кредитной политики  Центрального Банка России………………………………………………….  …………………15
3. Денежно-кредитная  политика Центрального банка  Российской Федерации
3.1 Основные  задачи, цели и формы денежно-кредитного  регулирования….17
3.2 Методы  денежно-кредитной политики…………………………………….18
3.3 Инструменты  денежно-кредитной политики………………………………21
Заключение  ………………………………………………………………………35
Список  используемой литературы……………………………………………...37 
 
 
 
 
 
 

Введение.
     Главным  звеном кредитно-денежной системы любого государства является Центральный  банк, который сочетает в себе функции  обычного коммерческого банка и  государственного органа. Данный банк имеет право на монопольную эмиссию  банкнот, хранение валютных и золотых  резервов, регулирование валютного курса и денежного обращения, но главной его функцией является осуществление государственной кредитной политики.
     Кредитно-денежная политика – достаточно действенный  инструмент влияния на экономику  страны, не нарушающий суверенитета многих субъектов бизнес - системы. Но необходимо заметить, что при этом происходит  ограничение рамок свободы данной системы т.е. на важнейшие решения  бизнес - системы, государство влияет только косвенным образом.
     В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический  рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью  приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики  страны задачи.
     Нельзя  забывать и о том, что денежно-кредитная  политика - чрезвычайно мощный, а  потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная  альтернатива - усугубление сложившихся  в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые  на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной  политики на экономику государства, дадут положительные результаты. Без верной денежно-кредитной политики, экономика не может эффективно функционировать. 
 
 
 

    БАНКОВСКАЯ  СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
      Формирование двухуровневой банковской системы
     Современная банковская система создана в  результате реформирования государственной  кредитной системы, сложившейся  в период централизованной плановой экономики. В то время государственная  кредитная система включала в  себя три банка – монополиста: Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Внешторгбанк СССР, каждый из которых выполнял строго определенные функции в системе  централизованного планового управления экономикой.
     Основу  денежно-кредитного регулирования  в тот период составляло кредитное  и кассовое планирование, а также  балансирование доходов и расходов населения, включая меры по изменению  розничных цен на товары и услуги, размеров заработной платы, пенсий и  др. Структура и функции банковской системы, сложившиеся в период построения социализма, полностью соответствовали  централизованной плановой, административно  управляемой экономики.
     Провозглашение  новых принципов управления экономикой потребовало пересмотра сложившейся  структуры кредитной системы, функций  ее отдельных звеньев и форм организации  кредитных отношений. Реформирование государственной кредитной системы  началось в рамках проведения радикальной  экономической реформы 1987 г. Оно  предусматривало изменение организационной  структуры банковской системы, повышение  роли банков в экономике и усиление их влияния на развитие народного  хозяйства.
     В 1987 г. на первом этапе реформирования государственной кредитной системы  была разработана концепция реорганизации  банковской системы, которая включала:
    создание двухуровневой банковской системы, верхний уровень которой должен был занять Госбанк СССР как Центральный банк страны, а нижний – вновь созданные государственные специализированные банки (Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Агропромбанк СССР, Внешэкономбанк СССР, Сбербанк СССР). На эти банки возлагалось кредитно-расчетное обслуживание соответствующих народнохозяйственных комплексов. Госбанк СССР должен был осуществлять функции координатора деятельности специализированных банков и проводника единой государственной денежно-кредитной политики:
    перевод государственных специализированных банков на хозяйственный расчет и самофинансирование, повышение заинтересованности низовых звеньев банков в эффективном и качественном обслуживании предприятий различных отраслей экономики;
    внедрение новых форм и методов кредитных отношений с предприятиями и организациями (кредитование по совокупности материальных запасов и производственных затрат, вексельные расчеты, факторинг, лизинг и др.)
     В результате системы банков усилились  их связи с хозяйством, повысилась роль кредита в инновационном  процессе, улучшилась структура кредитных  вложений. Однако принципиальных изменений  в кредитной системе не произошло (на самом деле они и не предполагались): монопольная структура банковской системы не была ликвидирована, поскольку  сферы влияния между банками  были распределены административным путем  по ведомственному типу; условия для  свободного перелива капитала и формирования финансового рынка небыли созданы.
     Государственный банк СССР, подчиняясь правительству  страны, оставался административным органом и не мог проводить  самостоятельную денежно-кредитную  политику. Он не сумел овладеть присущим центральным банкам инструментарием  воздействия на денежно-кредитную  систему. Проблемы экономического управления денежным оборотом страны, регулирования  деятельности низовых звеньев банковской системы, развития конкуренции между банками обусловили потребность в углублении реформ в банковской системе.
     1.2 Современная банковская  система Российской  Федерации.
     Второй  этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы  экономических отношений в области  кредита начался в 1988 г. с создания первых коммерческих банков на паевой и акционерных основах. Параллельно  с созданием коммерческих банков начался процесс акционирования государственных специализированных банков. Эти банки были полноценными рыночными субъектами: проводили  независимую кредитную политику, были ориентированы на получение  прибыли, несли всю полноту ответственности  за принимаемые ими решения, чем  в корне отличались от учреждений специализированных банков.
     Создание  негосударственных коммерческих банков означало преодоление монополии  в банковской сфере, отказ от отраслевой специализации банков, развитие коммерческих начал в банковской деятельности. Таким образом, были заложены основы двухуровневой банковской системы  с присущей ей возможностью саморегулирования. Коммерческие банки сыграли позитивную роль в становлении и развитии экономической рыночной системы  в стране, в создании инновационной  среды, ломающей традиционные структуры  и открывающей путь дальнейшим преобразованиям.1
     В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его  роль в народном хозяйстве страны. Банк был выведен из подчинения правительству  и получил, таким образом, необходимую  экономическую независимость. После  обретения Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный  банк России на основе концепции, принятой в государствах с развитой рыночной экономикой.
 

     
    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      Статус и цели Центрального банка Российской Федерации
     Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Он отражает общенациональный интерес, проводит политику в интересах государства, формирует главные принципы всей банковской деятельности.
     В банковской системе Центральный  банк страны играет ключевую роль. От его  деятельности зависит устойчивость развития национальной экономики и  ее банковского сектора. Регулируя  денежный оборот в наличной и безналичной  формах, Центральный банк создает  экономические предпосылки для  движения товаров и услуг от производителя  к потребителю.
     Независимость Центрального банка носит относительный  характер в рамках правительственных  структур, так как его экономическая  политика определяется приоритетами макроэкономического  курса правительства и не может  быть успешной без согласования ее основных элементов с правительством. Основная цель Центрального банка в  развитии рыночной экономики выражается в поддержании денежно-кредитной  и валютной стабилизации в целях  экономического роста.
     Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был образован на основании закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 2 декабря 1990 г. Главной его задачей в  условиях двухуровневой банковской системы стали поддержание стабильности функционирования банковской и денежной систем страны, организация процессов  управления операциями банков на макроэкономическом уровне, координация деятельности банков и других кредитно-финансовых институтов.
     Историческое  развитие банковской системы России, принятые законодательные и нормативные  акты нашли отражение в Федеральным  законе «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 12 апреля 1995 г. С последующими изменениями и дополнениями, которыми Центральный банк руководствуется и в настоящее время. Этот документ, определяющий цели, функции, права и обязанности и механизм деятельности Центральный банк, содержит 95 статей (вместо 39 в законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 2 декабря 1990 г.).
     Основными целями его деятельности являются:
     1. защита и обеспечение устойчивости национальной валюты – рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
     2.развитие и укрепление банковской системы РФ;
     3. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
     Получение прибыли не является целью деятельности Центрального банка. В соответствии с Федеральным законом это  орган государственного руководства, выполняющий роль «банка банков»  и наделенный правами и полномочиями монопольной эмиссии банкнот, регулирования  денежного обращения, кредитно-банковской деятельности, валютной сферы, хранения золотовалютных резервов. Центральный  банк – не отвечает по обязательствам государства, равно как и государство  не отвечает по денежным обязательствам банка, если они не приняты на основе федерального законодательства. 

     2.2 Структура Центрального Банка Российской Федерации
     Центральный банк в пределах своих полномочий, предоставленных Конституцией РФ и  федеральными законами, независим в  своей деятельности от распорядительных и исполнительных органов государственной  власти и подотчетен высшему законодательному органу своего государства – Государственной  Думе Федерального Собрания РФ.
     Высшим  органом Центральный банк является Совет директоров, который определяет основные направления его деятельности и осуществляет руководство  и  управление им. Это коллегиальный  орган, в состав которого входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Председатель назначается на должность  Государственной Думой сроком на 4 года большинством голосов от общего числа депутатов. Члены совета работают на постоянной основе в Банке России.
     Совет директоров в соответствии со ст. 16 Закона выполняет  следующие задачи:
    разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики государства  во взаимодействии с Правительством РФ;
    утверждает годовой отчет Центральный банк и представляет его Государственной Думе;
    рассматривает и утверждает счету расходов Центральный банк на очередной год;
    определяет структуру его подразделений;
    принимает решения, касающиеся:
      установления обязательных нормативов для кредитных организаций;
      величины резервных требований;
      изменения процентных ставок Центральный банк;
      определения лимитов операций на открытом рынке;
      участие в международных организациях;
      купли и продажи недвижимости для обеспечения деятельности Центрального банка;
      применения прямых количественных ограничений;
      выпуска и изъятия банкнот и монет из обращения;
      об общем объеме выпуска наличных денег;
      порядка формирования резервов кредитными организациями;
    вносит в Государственную Думу предложения об изменении уставного капитала Центрального банка;
    утверждает порядок своей работы;
    назначает главного аудитора Центрального банка;
    утверждает внутреннюю структуру Центрального банка;
     Для совершенствования денежно-кредитной  системы и координации работы Центрального банка, законодательных и исполнительных органов власти, министерств, ведомств, хозяйственных структур и кредитных учреждений при нем создан Национальный банковский совет, в состав которого входят по два председателя от палат Федерального Собрания РФ и Правительства РФ, а также министр финансов РФ и министр экономики РФ. Остальные его члены назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Центрального банка. Как экспертно-совещательный орган он выполняет следующие функции:
      рассматривает проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля;
      определяет концепцию совершенствования и развития банковской системы;
      разрабатывает основные принципы организации системы расчетов в РФ и регулирования деятельности кредитных организаций;
      осуществляет экспертизу проектов законов и иных нормативных актов в области банковского дела.
     Закон подтверждает организацию Центрального банка по принципу единой централизованной системы с вертикальной схемой подчинения, включающей центральный аппарат, территориальные учреждения, РКЦ, вычислительные центры, учебные и другие учреждения. Национальные банки республик в составе РФ являются территориальными учреждениями Центрального банка. Как подразделения Банка России они не имеют статуса юридического лица. Кроме того, они не могут принимать решения нормативного характера, а также выдавать гарантии, поручительства, вексельные и другие обязательства.
     Центральный банк Российской Федерации имеет  уставной капитал, служащий обеспечением его обязательств, может создавать  за счет своей прибыли резервы  и фонды различного назначения, в  том числе страховой фонд, формируемый  за счет обязательных отчислений коммерческих банков на условиях  и в порядке, определяемых Уставом банка. Нормативы  отчислений прибыли в эти фонды  и порядок их расходования определяются Советом директоров.
     Центральный банк издает нормативные акты, которые  обязательны для федеральных  органов государственной власти, субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также для всех юридических и физических лиц. Они  не имеют обратной силы.
     Отчетный  период устанавливается с 1 января по 31 декабря каждого года. Структура  баланса банка определяется Советом  директоров. Годовой отчет представляется ежегодно Государственной думе не позднее 15 мая. Последняя рассматривает его  до 1 июля очередного года и направляет со своим заключением Правительству  и Президенту РФ. После этого он публикуется не позднее 15 июля очередного года. Кроме того, центральный банк ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях.
     Центральный банк перечисляет в федеральный  бюджет 50% фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения  годового отчета банка Советом директоров, оставшуюся прибыль – в резервы  и фонды различного назначения. Он и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сбора пошлин и других платежей на территории РФ.
     Для рассмотрения годового отчета Центрального банка Государственная Дума до завершения отчетного года принимает решение об его аудите и назначает аудиторскую фирму, имеющую лицензию на осуществление банковского аудита на территории Российской Федерации.
     Внутренний  аудит Центрального банка осуществляется службой главного аудитора, непосредственно подчиненной Председателю Центрального банка. 

     
      Функции Центрального банка Российской Федерации
     Банк  России осуществляет свои функции в  соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России выполняет следующие функции:
     - во взаимодействии с Правительством  Российской Федерации разрабатывает  и проводит единую денежно-кредитную  политику;
     - монопольно осуществляет эмиссию  наличных денег и организует  наличное денежное обращение;
     - является кредитором последней  инстанции для кредитных организаций,  организует систему их рефинансирования;
     - устанавливает правила осуществления  расчетов в Российской Федерации;
     - устанавливает правила проведения  банковских операций;
     - осуществляет обслуживание счетов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации,  если иное не установлено федеральными  законами, посредством проведения  расчетов по поручению уполномоченных  органов исполнительной власти  и государственных внебюджетных  фондов, на которые возлагаются  организация исполнения и исполнение  бюджетов;
     - осуществляет эффективное управление  золотовалютными резервами Банка  России;
     - принимает решение о государственной  регистрации кредитных организаций,  выдает кредитным организациям  лицензии на осуществление банковских  операций, приостанавливает их действие  и отзывает их;
     - осуществляет надзор за деятельностью  кредитных организаций и банковских  групп;
     - регистрирует эмиссию ценных  бумаг кредитными организациями  в соответствии с федеральными  законами;
     - осуществляет самостоятельно или  по поручению Правительства Российской  Федерации все виды банковских  операций и иных сделок, необходимых  для выполнения функций Банка  России;
     - организует и осуществляет валютное  регулирование и валютный контроль  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;
     - определяет порядок осуществления  расчетов с международными организациями,  иностранными государствами, а  также с юридическими и физическими  лицами;
     - устанавливает правила бухгалтерского  учета и отчетности для банковской  системы Российской Федерации;
     - устанавливает и публикует официальные  курсы иностранных валют по  отношению к рублю;
     - принимает участие в разработке  прогноза платежного баланса  Российской Федерации и организует  составление платежного баланса  Российской Федерации;
     - устанавливает порядок и условия  осуществления валютными биржами  деятельности по организации  проведения операций по покупке  и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности");
     - проводит анализ и прогнозирование  состояния экономики Российской  Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных,  валютно-финансовых и ценовых  отношений, публикует соответствующие  материалы и статистические данные;
     - осуществляет иные функции в  соответствии с федеральными  законами.2 

     
      Инструменты и методы кредитно-денежной политики Центрального банка Российской Федерации
     Согласно  закону, Центральный банк разрабатывает  и проводит во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную  денежно-кредитную политику. При  этом он задает основное направление  экономической политики Правительства  РФ и использует экономические рычаги для регулирования денежной массы  в обращении и направления  ее в соответствующие сферы экономики3. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Центрального банка являются:
    процентные ставки по операциям Банка России;
    нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов;
    операции на открытом рынке (купля-продажа Банком  России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки);
    рефинансирование банков (кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей);
    валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном  рынке  для  воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);
    установление ориентиров роста денежной массы;
    прямые количественные ограничения (установление лимитов на  рефинансирование
    банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций).
     
    ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
      Основные задачи, цели, и формы денежно-кредитного регулирования
     Денежно-кредитное  регулирование, осуществляемое Центральным  банком, является одним из элементов  экономической политики государства  и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение  денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и  других показателей денежного обращения  и рынка ссудных капиталов. Оно  нацелено на достижение стабильного  экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах  о Центральных банках особо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения и курса  национальной валюты.
     Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный  Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя  регулирование на расширение или  сокращение кредитования экономики, достигает  стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего  хозяйства в целом.4
     В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в  частности, процесс воздействия  денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства  с рыночными моделями экономики  используют одну из двух концепций  денежно-кредитной политики:
    политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;
    политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.