На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


аттестационная работа Правовая ответственность органов

Информация:

Тип работы: аттестационная работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Научно-теоретический  анализ целостного представления  об ответственности  органов местного самоуправления перед  государством 

     Содержание 

     Введение
     1. Общая характеристика  органов местного  самоуправления, их  структура. Правовые  основы организации  деятельности органов  и должностных  лиц местного самоуправления
     2. Ответственность  органов и должностных  лиц местного самоуправления
     2.1 Виды ответственности  органов и должностных  лиц местного самоуправления
     2.2 Ответственность  органов местного  самоуправления и  их должностных  лиц перед населением
     2.3 Ответственность  органов местного  самоуправления и  их должностных  лиц перед физическими  и юридическими  лицами
     2.4 Ответственность  органов местного  самоуправления и  их должностных  лиц перед государством
     3. Гарантии местного  самоуправления
     Заключение
     Библиографический список
 

      Введение 

     Конституция Российской Федерации 1993 года послужила  важнейшим основанием становления  нового института народовластии  в России - местного самоуправления. Принцип признания и гарантированности  местного самоуправления, закрепленный в ст. ст.12, 133 Конституции Российской Федерации, представляет собой одно из базовых явлений, обеспечивающих организацию и функционирование местного самоуправления в Российской Федерации.
     В настоящее время местное самоуправление в Российской Федерации все более  отчетливо становится неотъемлемой частью публичной власти. На протяжении последних лет наблюдается сложный, многоэтапный процесс становления  организационных, правовых, территориальных  и финансово-экономических основ  местного самоуправления. В то же время  актуальным является вопрос об установлении и регулировании ответственности  органов и должностных лиц  местного самоуправления.
     В целом проблема ответственности  в деятельности органов власти является определяющим началом современной  концепции демократии в государстве. Бесспорным является тот факт, что  для демократического правового  государства необходимо иметь эффективно действующий механизм ответственности  власти перед народом. Эти положения  должны стать базисом для формирования института конституционно-правовой ответственности - ответственности  органов и должностных лиц  за ненадлежащее осуществление публичной  власти.
     Конституционно-правовая ответственность органов и должностных  лиц местного самоуправления выступает  важным элементом их правового статуса, гарантией их должного поведения  и добросовестного осуществления  своих полномочий.
     Местное самоуправление не может осуществляться вне рамок общего процесса государственного строительства в отрыве от других направлений развития российской государственности. Местное самоуправление, решая свои задачи, действует в интересах  граждан, населения, общества в целом. Оно - логическая часть государства  и в этой связи решает, в том  числе, и общегосударственные задачи. Именно поэтому формирование ответственности  органов и должностных лиц  местного самоуправления перед государством, как системы мер, требует детальной  научной проработки различных аспектов данного вида юридической ответственности, специфики ее проявления в деятельности этих органов, что и обуславливает  актуальность темы данного исследования.
     Таким образом, целью данной работы является выявление проблемы и перспективы  совершенствования законодательства РФ, регламентирующего конституционно-правовую ответственность в сфере местного самоуправления, и выработать предложения  по совершенствованию правового  регулирования и практики привлечения  органов и должностных лиц  местного самоуправления к ответственности  перед государством.
 

      1. Общая характеристика  органов местного  самоуправления, их  структура. Правовые  основы организации  деятельности органов  и должностных  лиц местного самоуправления 

     Термин "органы местного самоуправления" относится к числу конституционных. Он используется в ст. ст.3, 12, 15, 24, 32, 40, 46, 97, 130, 131, 132 Конституции РФ. В  соответствии со ст.2 п.1 абз.11 Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления" от 6 октября 2003 г. "органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом  муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения". [7]
     Статья 34 Федерального закона "Об общих  принципах организации местного самоуправления" определяет, что "структуру  органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган  муниципального образования), контрольный  орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные  лица местного самоуправления, предусмотренные  уставом муниципального образования  и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения".
     Системой  органов местного самоуправления охватываются не только набор органов местного самоуправления, взаимоотношения между  ними, внутренняя структура отдельных  органов местного самоуправления, но и компетенция органов, должностных  лиц, нормативная основа их деятельности, материально-финансовые ресурсы. Кроме  того, в указанную систему наряду со структурой органов местного самоуправления могут входить органы, которые  наделяются признаками, свойственными  государственным органам, и нацеливаются на выполнение отдельных государственных  полномочий.
     Структура органов местного самоуправления муниципального образования должна закрепляться в  его уставе, в котором также  должны быть указаны выборные и иные органы местного самоуправления, имеющиеся  в муниципальном образовании. При  этом необходимо учитывать позицию  Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой понятия "органы местного самоуправления" и "должностные  лица местного самоуправления" не являются взаимоисключающими: должностное лицо местного самоуправления в зависимости  от его полномочий может выступать  в качестве органа местного самоуправления.
     При формировании структуры органов  местного самоуправления муниципального образования на местном референдуме (сходе граждан), а также и представительным органом местного самоуправления устанавливаются  структура и наименования органов  местного самоуправления, порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.
     Структура органов местного самоуправления в  случае образования на межселенных  территориях вновь образованного  муниципального образования или  в случае преобразования существующего  определяется населением на местном  референдуме (в муниципальном образовании  с численностью населения менее 100 человек - на сходе граждан) или  представительным органом муниципального образования и закрепляется в  уставе последнего.
     В Федеральном законе "Об общих  принципах организации местного самоуправления" установлено, что  наличие в структуре органов  местного самоуправления представительного  органа муниципального образования, главы  муниципального образования, местной  администрации (исполнительно-распорядительного  органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом. Кроме  этого, в нем закреплено, что порядок  формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов  местного самоуправления, а также  иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
     Поскольку органы местного самоуправления являются органами народовластия, а народ  осуществляет свою власть непосредственно  или через представителей, формирование невыборных органов местного самоуправления должно быть, хотя бы косвенно, связано  с волеизъявлением граждан. В  связи с этим представляется, что  невыборными органами местного самоуправления могут считаться не любые структуры  муниципальной власти, участвующие  в решении вопросов местного значения, а лишь те из них, которые сформированы органами (должностными лицами), обретшими  полномочия в ходе волеизъявления граждан (представительный орган, глава муниципального образования).
     Не  менее важно помнить и о  том, что не может быть нескольких представительных органов у одного муниципального образования. Главный  признак представительного органа в том и состоит, что, будучи выборным органом, он один объединяет в своем  лице все местное население и  уполномочен этим населением на решение  важнейших вопросов его жизнедеятельности. 

     Согласно  ст.12 Конституции Российской Федерации  органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. Это предопределяет достаточно широкую степень независимости  органов местного самоуправления от решений и действий органов государственной  власти.
     Согласно  пп. "н" п.1 ст.72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов  организации системы органов  государственной власти и местного самоуправления находится в сфере  совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Однако содержание конституционного термина "общие принципы" законодательно не определено, что дает федеральному законодателю практически неограниченные возможности в регламентации  деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации. Можно полагать, что в предусмотренном ст.72 Конституции  Российской Федерации федеральном  законе должны содержаться лишь основные, исходные положения по организации  деятельности органов местного самоуправления. В свою очередь, субъекты Российской Федерации в своих нормативных  правовых актах должны конкретизировать такие основные принципы.
     В развитие федерального и регионального  законодательства статус органов местного самоуправления закрепляется в уставах  соответствующих муниципальный  образований. В данных уставах регулируются основные положения по организации  органов местного самоуправления. Помимо этого во многих муниципальных образованиях принимаются и специальные положения, регулирующие статус органов местного самоуправления (о представительном органе, главе муниципального образования, администрации муниципального образования, контрольном органе муниципального образования и др.). Однако в этих положениях отдельные полномочия органов  местного самоуправления могут лишь получать дальнейшую конкретизацию  и в них не должно осуществляться изменения компетенции органов  местного самоуправления, установленной  уставом муниципального образования.
     Вопросы, отнесенные к компетенции органов  местного самоуправления, решаются ими  самостоятельно. Вмешательство органов  государственной власти в их компетенцию  недопустимо. Органы местного самоуправления обладают значительными полномочиями в различных сферах жизни соответствующего муниципального образования. Конечно  же, нельзя забывать, что компетенция  органов местного самоуправления не может быть безграничной, поскольку  значительная часть полномочий в  соответствующих сферах осуществляется также федеральными и региональными  органами государственной власти.
     Таким образом, органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно  населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования  органы, осуществляющие функции публичной  власти на территории муниципального образования.
     Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган  муниципального образования), контрольный  орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные  лица местного самоуправления, предусмотренные  уставом муниципального образования  и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
     Органы  местного самоуправления наделяются собственной  компетенцией на решение вопросов местного значения, а также могут исполнять  некоторые государственные полномочия по поручению органов государственной  власти.
 

      2. Ответственность  органов и должностных  лиц местного самоуправления 

     2.1 Виды ответственности  органов и должностных  лиц местного самоуправления 

     Поскольку поведение человека имеет две  полярные разновидности (социально  полезное и социально вредное), то и ответственность рассматривается  в двух аспектах: позитивном (проспективном) и негативном (ретроспективном). Позитивная ответственность наступает за будущее  поведение, негативная - за уже совершенное.
     Позитивная  ответственность органов местного самоуправления и их должностных  лиц реализуется в форме регулярных отчетов о работе перед избирателями, перед главой муниципального образования, руководителями структурных подразделений. Исполнительный орган местного самоуправления, будучи подконтрольным представительному, также обязан представлять отчеты о  работе. Негативная ответственность  реализуется в виде юридической  ответственности органов местного самоуправления и их должностных  лиц и наступает перед государством, населением, физическими и юридическими лицами.
     В новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" значительно усилен контроль за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и ответственность этих органов за их неисполнение.
     Рассмотрим  некоторые особенности юридической  ответственности.
     Юридическая ответственность подразделяется на виды во многом по отраслевому признаку. В теории государства и права  традиционного выделяют следующие  виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная.
     Уголовная ответственность должностных лиц  местного самоуправления может наступить  за совершение деяния, предусмотренного УК РФ, за которое им могут быть назначены  соответствующие виды наказания.
     Административная  ответственность наступает за совершение административных проступков. Органы местного самоуправления и должностные  лица органов местного самоуправления несут административную ответственность  как за собственные противоправные деяния, так и за издание ими  актов, нарушающих законодательство, а  также за непринятие мер по обеспечению  выполнения правил подчиненными лицами.
     Гражданско-правовая ответственность наступает за совершение гражданского правонарушения и состоит  в применении санкций в основном имущественного характера, обозначает возложение обязанности возместить вред (ущерб) физическим, юридическим  лицам.
     Дисциплинарная  ответственность должностных лиц  местного самоуправления наступает  в случае нарушения ими правил поведения, установленных ТК РФ, уставами муниципальных образований, правилами  внутреннего трудового распорядка, положениями, правилами.
     Материальная  ответственность должностных лиц  обусловлена необходимостью возмещения причиненного вреда, привлечение к  которой производится независимо от привлечения указанного лица к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
     Выделяют  и другие виды ответственности, в  частности конституционно-правовую и муниципально-правовую.
     Конституционно-правовая ответственность призвана охранять именно общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. При  этом не всякое нарушение норм конституционного права влечет за собой конституционно-правовую ответственность. Могут применяться  и иные виды ответственности: административная (например, штраф за определенные виды нарушений избирательных прав граждан - статьи 5.1 - 5.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях) либо уголовная (например, статья 278 Уголовного кодекса РФ устанавливает  ответственность за насильственный захват или насильственное удержание  власти).
     Конституционная ответственность определяется рядом  ученых как ответственность за ненадлежащее осуществление государственной  власти, поскольку особое значение в предмете конституционного права  имеют отношения, возникающие в  процессе реализации многонациональным  народом России (населением субъектов  Российской Федерации) государственной  власти (в формах представительной и непосредственной демократии). Следуя этой логике, муниципалъно-правовая ответственность  может быть определена как ответственность  за ненадлежащее осуществление муниципальной  власти (в формах представительной и не посредственной демократии).
     Поэтому представляется корректным отнесение  ответственности органов и должностных  лиц местного самоуправления перед  государством к конституционно-правовой, а перед населением - к муниципально-правовой.
     К муниципально-правовым санкциям относятся: отзыв выборных лиц, отставка или  роспуск, выражение недоверия, досрочное  прекращение полномочий. К конституционно-правовым санкциям можно отнести: признание  акта незаконным, отрешение от должности, роспуск, расформирование, переход  полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти (ведение временного государственного управления), досрочное прекращение  осуществления органами местного самоуправления отдельных государственно-властных полномочий (отзыв государственно-властных полномочий), отмену (признание недействительным) юридически значимого результата, отмену (приостановление) правовых актов, отказ.
     В зависимости от субъекта, перед которым  наступает юридическая ответственность, можно выделить ответственность  органов местного самоуправления и  их должностных лиц перед населением, перед физическими и юридическими лицами, перед государством (ст.70 Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации").
     Указание  на первоочередность ответственности  перед населением отражает сущность местного самоуправления как формы  народовластия в соответствии с  п.2 ст.3 Конституции Российской Федерации. Население является основным субъектом  прав местного самоуправления. Поэтому, прежде всего, необходимо установление эффективных видов ответственности  органов и должностных лиц  местного самоуправления перед населением.
     Виды  ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов и должностных лиц  местного самоуправления, основания  наступления этой ответственности  и порядок решения соответствующих  вопросов, в том числе основания  и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных  лиц местного самоуправления, определяются уставами муниципальных образований  в соответствии с Федеральным  законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации".
     Население муниципального образования также  вправе отозвать депутатов, членов выборных органов и выборных должностных  лиц местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
     Далее рассмотрим данную классификацию более  подробно.
 

      2.2 Ответственность  органов местного  самоуправления и  их должностных  лиц перед населением 

     Согласно  ст.71 Федерального закона "Об общих  принципах организации местного самоуправления" население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с  данным Законом. Основания наступления  ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и  порядок решения соответствующих  вопросов определяются уставами муниципальных  образований в соответствии с  указанным Законом.
     Отзыв - это процедура, позволяющая избирателям  отстранять от должности ранее на них избранных или назначенных  должностных лиц. Институт отзыва должностных  лиц с выборных должностей уходит своими корнями во времена демократии Древней Греции.
     Как известно, Европейская хартия местного самоуправления определяет, что статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их полномочий, а также что функции и деятельность, несовместимые с мандатом местного выборного лица, могут быть установлены  только законом или основополагающими  правовыми принципами (ст.7). Институт отзыва депутатов, выборных должностных  лиц местного самоуправления является характерным признаком императивного  мандата. Императивный мандат жестко связывает  позицию выборного лица с местными интересами, волей, наказами и другими  поручениями избирателей.
     Как показывает анализ уставов муниципальных  образований, во многих из них используется в качестве основания для отзыва депутатов, членов выборных органов  местного самоуправления, выборных должностных  лиц местного самоуправления такая  формула, как "утрата доверия". Необходимо отметить, что термин "доверие" носит неправовой характер. Им обозначают уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, в правильности чьего-нибудь поведения.
     Таким образом, формула "утрата доверия" носит общий характер и не конкретизирует причины данной утраты. Это означает, что названные причины определяет само население в ходе голосования  по отзыву. Чаще всего утрата доверия  наступает вследствие неудовлетворенности  деятельностью выборных органов, должностных  лиц местного самоуправления. Ее причинами  оказываются: нарушение прав и законных интересов граждан; нарушение действующего законодательства; недобросовестное выполнение депутатских полномочий, предвыборных программ и должностных обязанностей; утрата контактов с избирателями, игнорирование ведения приема граждан, формальное рассмотрение их обращений; совершение действий, порочащих звание выборного лица, и др.
     Как показывает практика, основания и  порядок отзыва депутатов, глав муниципальных  образований и иных выборных должностных  лиц, закрепленные в уставах муниципальных  образований, во многом определены как  федеральным законодательством, так  и законодательством субъектов  РФ. Например, основанием для отзыва депутата представительного органа местного самоуправления является невыполнение им депутатских обязанностей, а основаниями  для отзыва главы муниципального образования и иных выборных должностных  лиц - неисполнение ими своих служебных  обязанностей, нарушение требований устава муниципального образования, неисполнение решений представительного органа местного самоуправления.
     Под неисполнением служебных обязанностей как основанием для отзыва главы  муниципального образования и иных выборных должностных лиц понимается систематическое уклонение от осуществления  ими своих обязанностей, предусмотренных  уставом муниципального образования, в том числе уклонение от отчетов  перед избирателями, приема избирателей, рассмотрения их обращений. Под невыполнением  депутатских обязанностей как основанием отзыва депутата понимается систематическое, без уважительных причин, уклонение  от осуществления своих обязанностей, предусмотренных законодательством, в том числе неучастие в  сессиях (заседаниях) представительного  органа местного самоуправления, работе его комитетов, комиссий, иных органов, отказ от выполнения или невыполнение их поручений, уклонение от ведения  приема избирателей, отчетов перед  ними, рассмотрения их жалоб, заявлений. Уставом муниципального образования  могут быть конкретизированы основания, достаточные для возбуждения  вопроса об отзыве главы муниципального образования, иного выборного должностного лица, депутата.
     Федеральный законодатель особо оговаривает, что  основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут  служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Поэтому принятию решения  о проведении голосования по отзыву должно предшествовать судебное установление фактов принятия соответствующих противоправных решений, совершения противоправных действий (бездействия).
     Не  могут служить основанием для  отзыва депутата, главы муниципального образования, иных выборных должностных  лиц факты невыполнения ими своих  обязанностей, если они вызваны объективными, не зависящими от них причинами, а  также несогласие избирателей с  их политическими взглядами.
     Процедура отзыва должна обязательно предусматривать  возможность депутата, главы муниципального образования, иных выборных должностных  лиц местного самоуправления представить  избирателям объяснения в устной или письменной форме по поводу обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса об их отзыве, в том числе  в средствах массовой информации. Более того, необходимо предусмотреть  проведение открытых слушаний, на которых  обе стороны могли бы высказывать  свои аргументы, чтобы избиратели смогли взвесить все "за" и "против" отзыва.
     В случае несогласия с причинами, послужившими основанием для постановки вопроса  об отзыве, депутат, глава муниципального образования, иные выборные должностные  лица местного самоуправления вправе обратиться в суд. Если вопрос об отзыве депутата, главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления возбужден в соответствии с требованиями действующего законодательства, представительный орган местного самоуправления принимает решение о проведении голосования по отзыву депутата, главы  муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Принятое решение направляется в  комиссию муниципального образования  по проведению голосования по отзыву.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.