Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Маргинальность

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретическая  часть…………………………………………………………….5
2. Методическая  часть…………………………………………………………...10
3. Аналитическая  часть………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список  литературы………………………………………………………………16  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
  
  
  
  
  
  
  
 

Введение       

Глобализация  современного мира сопровождается исключительно  напряженными и противоречивыми  социокультурными явлениями, обусловленными в значительной мере ростом социальных и культурных контактов, взаимодействий, взаимопроникновений. Эти процессы, в свою очередь, вызывают усложнение социальной структуры, социокультурную полярность, внутреннюю дифференциацию.      
Особенно  актуальной представляется проблема коммуникации в условиях современного, многомерного социокультурного пространства. Потребность в понимании, адекватном и эффективном взаимодействии делает необходимым изучение тех явлений, элементов социальной структуры, которые содержат в себе дополнительный, не раскрытый до конца коммуникативный потенциал. В качестве носителей таких способностей ярко проявляются маргинальные образования.      
Под маргинальностью будем понимать состояние индивида или группы, занимающих промежуточное положение между  какими-либо социальными группами или  крайнее положение в обществе, что приводит к неполному включению в данные социальные образования, изменению или утрате прежнего социального статуса и сопровождается изменением ценностно-нормативной ориентации и поведения индивида.      
Современный многополярный мир богат на разного рода источники, стимулирующие развитие. Характер инноваций, возникающих в обществе, их интенсивность и направленность прямо связаны с наличием социальных структур, готовых принимать новое. Непременно возникает вопрос о социальных группах или отдельных личностях, которые стоят у истоков изменений. Обращает на себя внимание то, что многие из них обладают чертами или признаками, выводящими их за рамки определенной социокультурной среды в пограничную, периферийную, маргинальную сферу. Совершенно определенно можно сказать, что особенно четко фактор маргиальности проявляется при росте политической и экономической нестабильности. Особенно это касается России.     
Кроме того, поскольку проблема маргинальности малоизученна, дискуссионна, то её дальнейшая разработка актуальна и для развития самой науки.      
Итак, можно утверждать, что концепция маргинальности на современном этапе является востребованной теоретической моделью для анализа состояния российского общества и может сыграть важную роль в исследовании его социальной структуры.      
Объектом  данного исследования является маргинальность как социальное явление.     
Предметом исследования являются социологические  характеристики маргинальности в социальной структуре современного российского общества.      
Целью работы является обоснование теоретико-эмпирической концепции маргинальности для исследования социальной структуры современного российского общества на примере  одного города.      
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решались следующие задачи:
1. Выявить  и систематизировать основные  современные теоретические подходы  к проблеме маргинальности.
2. Роль  маргиналов в формировании социальной  структуры российского общества.
3. Определить  основные маргинальные группы  нашего города, дать их социальную  характеристику.
4. Выявить  представленность индивидов, обладающих  маргинальным сознанием и поведением  среди населения и определить  в его структуре маргинальный сегмент.
5. Провести  анализ социальных процессов  в Псковской области, используя  результаты, полученные в ходе  эмпирического исследования маргинального  сознания и поведения населения.       
Основные  выводы исследования представляют практический интерес с точки зрения применения новых подходов к изучению социальной структуры и социальных процессов  в современном трансформирующемся российском обществе. Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности социологов, социальных работников, социальных педагогов, психологов, в законотворческой деятельности. Материалы исследования могут быть полезны при определении мер по профилактике негативных последствий маргинальности.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Теоретическая часть
        Понятия "маргинальность", "маргиналы" пришли из социологии и политологии. Они были введены в науку американским социологом Р. Парком в 1928 г. и использовались сначала для обозначения вполне конкретной этнокультурной ситуации при характеристике "личности на рубеже культур".     
Маргинальность  в ее типичной форме – это утрата объективной принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую подобную общность. Главным признаком маргинальности служит разрыв связей (социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой. Постепенно значение термина "маргинальность" стало расширяться и ныне оно служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к любым социальным общностям. Классический тип маргинала – вчерашний крестьянин в городе – уже не крестьянин и еще не рабочий. При классическом (позитивном) варианте маргинальность постепенно преодолевается путем включения маргиналов в новую среду и приобретения новых черт. Другой вариант маргинализации (негативный) состоит в том, что состояние переходности и периферийности консервируется и сохраняется надолго, а маргиналы несут в себе черты деклассированного, люмпенского, паразитического поведения. Такого рода маргинальность объявлялась результатом вертикальной мобильности с отрицательным знаком, т.е. последствием перемещений сверху вниз, нисходящей мобильности. Следует также учитывать, что в социологии разработано понятие типов общества: открытые, закрытые и переходного типа. Считается, что в открытых обществах мобильность высокая, и в них преобладает прогрессивное, восходящее движение, а маргинальность носит преходящий, временный характер. В обществах закрытого типа мобильность низка. Наиболее же высоки степень и масштабы мобильности, а, следовательно, и маргинальности, в обществах переходного типа – от закрытого к открытому. В таких обществах на многие годы маргинальность становится одной из базовых характеристик перемещений внутри общества.     
Применительно к целям и задачам исторического  анализа необходимо учитывать следующие моменты. Во всяком обществе, в том числе и российском, накануне и после революции в силу объективных и субъективных причин существовали и воспроизводились маргинальные группы. Маргинальность может быть естественной и искусственно создаваемой и поддерживаемой. О естественной маргинальности следует говорить применительно к процессам экономического, социального или культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое "дно" в виде разорившихся и опустившихся элементов и групп, а также антисоциальных элементов – тех, кого отвергает само общество. Иначе говоря, во всяком обществе, открытом или закрытом, стабильном или переходном имеются периферийные группы с относительно схожими источниками формирования, обликом и психологией. Различным может быть только удельный вес этих групп.     
Другое  дело, если в обществе процесс переструктурирования затягивается, а маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным явлением. В этом случае маргиналы приобретают черты социальной устойчивости, "зависают" на изломах социальных структур. Это происходит, как правило, в результате сознательно проводимой властью политики искусственной маргинализации, то есть перевода в периферийное, дискриминационное или ограничительное положение сотен тысяч и даже миллионов людей.     
Социальную  трансформацию общества сегодня  характеризуют не только появление ранее не существовавших страт в системе стратификации - прежде всего класса крупных и средних собственников, слоя "новых бедных", маргиналов, безработных, но и соответствующая адаптация этих слоев ко вновь возникающим статусно-ролевым функциям, переориентация социальной и личной идентичности.     
Акцент  в разные годы делался на различных  аспектах структурного неравенства, на его углублении, на социальной поляризации и маргинализации общества, на интеграции и дезинтеграции социального пространства; на проблемах формирования среднего класса; властных отношениях; автономии труда в социально-производственных структурах.      
Чтобы составить достаточно полное представление  о процессах, происходящих в социально-структурной сфере российского общества, надо рассмотреть тенденции и масштабы формирования различных социальных элементов, социальных общностей, динамика которых детерминирована качественными изменениями в отношениях собственности, власти, в уровне доходов различных социальных групп и слоев, законами структурной перестройки хозяйства и занятости населения.      
Известно, что определенная часть занятого населения в результате отраслевых сдвигов в экономике страны, кризиса, затронувшего целые группы производств, осталась вне сферы занятости, приобрела статус безработных. На сегодня это 8% активного населения России. Появление этого слоя существенно влияет вообще на качество жизни всего населения. Но в то же время, изменив статус занятости, эта часть населения сформировала черты групповой определенности со своими ценностно-нормативными установками, структурой потребления, качеством и образом жизни, идентификационными предпочтениями и жизненными ценностями.     
Таким образом, произошла реализация целого комплекса новых социально-групповых  процессов, становление феномена группового сознания и групповой консолидации и интеграции.      
Специфика российского общества, кроме прочего, состоит в том, что процесс глобализации накладывается на противоречивый процесс трансформации, сопровождающийся углублением социального неравенства и маргинализацией значительной части населения. Проблема углубления социального неравенства в мировой литературе получила название "бразилификации". Рост маргинальных слоев (по образному выражению Д. Коупленда, "поколения икс") наблюдается и в российском обществе.      
Трансформация российского общества с неизбежностью повлекла за собой не только изменения в социальной структуре, но и остро поставила перед традиционными общностями вопрос об осознании индивидуальной и групповой социальной идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии, солидарности, уровне сплоченности, системе ценностей.     
Маргинальность  переживает сейчас весьма своеобразный момент : про- должая причислять к ее жертвам все нежелательные элементы, общество ощущает, как подрываются изнутри его глубинные устои, основательно рас-
шатанные  экономическими процессами. В тираж  выходят теперь не только чужие, но и самые что ни на есть свои - те, кто поражен поселившемся в нашем обществе раком. Отверженность выступает как продукт распада общества, пораженного кризисом. Слово «маргинал» постепенно выходит из употребления, так как мужчины и женщины, живущие по ту сторону декорума, не сами делают этот выбор - они незаметно вытесняются в это состояние, так и не приобщившись явным образом ни к одной из традиционных категорий отверженности.      
Будучи, возможно, слабее других (хотя это следовало  бы еще доказать), они остаются на  обочине дороги, по которой продолжает движение таранная когорта удержавшихся в седле, безразличных к тому, как отстают и как падают маргиналы.     
Маргинал  отныне не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных- человек с усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры, родной среды.     
Маргиналы - обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций.     
Ученые  обратили  внимание на то, что в  ситуации маргиналов находится значительная и притом весьма активная часть американского общества (этнические и религиозные меньшинства, представители нетривиально мыслящей художественной и научной интеллигенции и др.). Было также замечено, что «маргинальные» не только ограничены в своих статусных позициях, но и подчас оказываются не в силах реализовать творческие возможности и тем самым обогатить общество и материально и духовно. 
Маргинальная  ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике.     
Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста. Но оно же бывает источником нового восприятия и осмысления      
Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества.  Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.     
Технологические, социальные и культурные сдвиги последних  десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействия между носителями разнородных этонокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. выявилось, что стало уже невозможно выражать и отстаивать, используя интересы этих огромных людских масс и вставших на их сторону интеллигентов, привычные формы социального управления (гос.институты, политические партии, традиционные церковные иерархии и т.д.).     
Именно  в этот период в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформальных» общественных движений - просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др.,- движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной общественной жизни именно маргинализированных  групп.     
Индивидуальная  маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом» (Парк Р.), разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.     
Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры  общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих  их социальное положение.     
Однако  маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно  с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана  с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т. п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Методическая  часть
        Аналитическая часть выполнена на основе социологического исследования с использованием методов  анкетного опроса и анализа периодических печатных изданий. Исследование носит разведывательный теоретико-прикладной характер. Социологический опрос проводился в марте – апреле 2010 года в городе Санкт-Петербурге и городе Острове.      
Эмпирическую  базу исследования составили также  официальные данные, публикуемые  Госкомстатом Российской Федерации и региональным комитетом государственной статистики, о современной ситуации на рынке труда, о численности безработных и мигрантов, о численности различных групп населения, о социальных и экономических показателях. Широко привлекались материалы, опубликованные в прессе, посвященные социальным процессам.      
Основания работы:
1. Исторический  подход, который предусматривает  анализ истоков формирования  и генезиса понятия маргинальности  в сложившуюся социологическую  концепцию, что дает возможность выявить и систематизировать основные современные теоретические подходы в исследовании маргинальности.
2. Функциональный  подход к объекту и предмету  исследования, который предполагает  анализ социальных событий и  явлений с точки зрения их  функций. Функциональный анализ позволяет рассмотреть маргинальность с точки зрения той роли, которую она играет в существовании определенного сообщества.
3. Социально-стратификационный  подход, который позволяет проводить  социологический анализ маргинальности с точки зрения социальной структуры общества.      
Работа  опирается на положения ряда фундаментальных социологических теорий. Положения теории конфликта о противоречиях капиталистического способа производства, ведущих к образованию избыточного рабочего населения, являющегося социальной базой для пополнения маргинальных слоев (К.Маркс, Ф.Энгельс). Положение теории аномии о ценностно-нормативной разрегулированности общества и отсутствии в нём регламентированных моральных и поведенческих норм, что аналогично характеристике индивидов, находящихся в состоянии маргинальности (Э.Дюркгейм, Р.Мертон). Положение теории социальной мобильности о различных видах социальных перемещений в обществе и их роли в образовании промежуточных и периферийных социальных позиций индивидов и групп (П.Сорокин). Положение теории структурного функционализма о влиянии функции социального объекта на общественные процессы, что позволяет предполагать наличие связи между маргинальным поведением индивидов и социальными процессами в обществе (Э.Дюркгейм, Р.Мертон и Т.Парсонс). Использовались также положения теории ритуала В.Тэрнера, которая в качестве основных социальных явлений рассматривает обряды перехода, переводящие индивидов из одной социальной категории в другую.      
Теоретической базой исследования послужили основные идеи концепции культурной маргинальности (Р.Парк, Э.Стоунквист, Е.Хьюз, А.Антоновски, Дж.Манчини), а также основные положения теории структурной маргинальности (А.Фарж, А.Турен, Я.Штумски, Ж.Леви-Стрэнже). В работе использован ряд положений, сформулированных в трудах классиков социологической мысли Г.Зиммеля, М.Вебера.      
Методами  исследования выступали глубинное  интервью, экспертное интервью, включенное наблюдение, качественный анализ изданий периодической печати, телевизионных программ, видеофильмов.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Аналитическая часть
        Проведённые социологические  исследования, а именно устный опрос  прохожих и анкетный опрос студентов, выявил отрицательное отношение к маргинальным группам, причём 80 % опрошенных имеют ввиду приезжих рабочих из стран Восточной Азии. Для 60 % опрошенных понятие «маргинальность» оказалось незнакомым.
знакомо ли вам понятие  маргинальность? - + + + - - - + - - - - + - + + + - - - - - + -
как вы относитесь к различным  маргинальным группам? - - - + - - - + + - - - - - - - - - + + - - - -
считаете  ли вы себя их участником? - - + + - - - + - - + - - - - - - - - - - - + -
можете  ли вы привести более  четырех примеров маргиналов? - + + + - - - + - - - - + - + + + - - - - - + -
много ли среди ваших  знакомых маргиналов? - + - + - - - + - - - - - - + - - - - - - - - -
        
Численность многих маргинальных групп нельзя определить точно, например бездомных, безработных, мигрантов. Но можно определить уровень жизни работающего населения и пенсионеров, например по данным Госкомстата Псковской области социально-экономические индикаторы уровня жизни населения составляют:
Основные  социально-экономические  индикаторы уровня жизни  населения
  2000 2005 2006 2007 2008
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. 1374,8 4906,2 6382,3 7863,0 10290,9
Реальные  располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему  году 111,6 99,96 115,7 112,0 112,1
Среднемесячная  начисленная заработная плата одного работника, руб. 1470,7 5734,5 6973,0 8950,5 11380,8
Реальная  начисленная заработная плата одного работника, в процентах к предыдущему году 118,5 112,9 110,1 118,8 111,1
Средний размер назначенных месячных пенсий1), руб. 811,3 2434,5 2717,2 3522,9 4323,0
Реальный  размер назначенных месячных пенсий 1), в процентах к предыдущему году 135,9 113,1 103,2 115,3 108,6
Величина  прожиточного минимума в среднем  на душу населения2), руб. в месяц 2344,0 2919,5 3338,5 4075,0
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, тыс. чел. 142,2 134,0 122,2 112,84)
в процентах  от общей численности населения 19,3 18,5 17,1 16,04)
Соотношение с величиной прожиточного минимума3), процентов:          
среднедушевых денежных доходов
209,3 218,6 235,5 252,5
среднемесячной  начисленной заработной платы одного работника 219,9 217,1 244,6  
253,6
среднего  размера назначенных месячных пенсий1) 132,2 116,1 125,4  
131,6
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах 7,5 9,6 10,2 11,1  
12,14)
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)  
0,308
 
0,344
 
0,352
 
0,365
 
0,3774)
1) До 2007 года - на конец года, с 2007 года – на начало следующего года ,  2000 г. - с учетом компенсации. 2) За 2005-2008 гг. – оценка величины прожиточного минимума за год, рассчитанная на основе данных за I-IV кварталы, установленных Администрацией Псковской области в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997г. N134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”.
3) Соответствующей социально-демографической группы населения.
4) Предварительные данные 
   
Основные  показатели, характеризующие  уровень жизни  населения1):  
  Январь  
2010
в % к
январю  
2009
декабрю 2009
Денежные  доходы (в среднем на душу населения), рублей  
9422
 
107,9
 
61,9

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.