На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль инвестиций в макроэкономическом развитии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
МУРМАНСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
 
 
по дисциплине: « Макроэкономика » 

на тему: «Роль инвестиций в макроэкономическом развитии» 

ВЫПОЛНИЛ (А):
Студент (ка) Бевза Ирина   

                                                                               Группа 9-19431/3-3

                                                                          Курс 3
                                                                          телефон(дом. или раб.) 9600238467
                                                                                                                                          (с указанием кода города) 
 

ПРОВЕРИЛ (А):
Руководитель  Азарова Валентина Владимировна
                                   (Ф.И.О.) 
 

_______________________________
ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ  (НЕ ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ) 
 
 
 

Мурманск 

2010 г.
       ВВЕДЕНИЕ 

       Денежно – кредитное регулирование экономики представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
       Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую  активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения – в этом заключается актуальность выбранной темы.
       В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический  рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью  приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики  страны задачи.
       Сегодня в России рациональная денежно-кредитная  политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения  валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных  на экспорт и импортозамещающих  производств, существенно пополнить  валютные резервы страны. Задача это  достаточно сложная.  
       Характер  решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. В данной работе объектом исследования является денежно - кредитное регулирование экономики. Предмет исследования – денежно - кредитная политика ЦБ РФ.
       Исходя  из актуальности, целью работы является рассмотрение проблем и перспектив денежно- кредитной политики, проводимой в нашей стране.
       В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
       1. Рассмотреть понятие денежно- кредитного регулирования, его методы и инструменты.
       2. Проанализировать реализацию денежно-кредитной политики ЦБ РФ за 2010 год.
       3. Исследовать  прогноз показателей денежной программы на 2011 - 2013 годы.
       4. Охарактеризовать перспективы и рекомендации использования инструментов денежно-кредитной политики в период с 2011 по 2013гг.
       Теоретическую основу исследования составили работы таких ученых и специалистов в  сфере экономики как Милтон Фридман, который признан отцом кредитно-денежной политики; Полякова Г. Б. исследовала история мировой экономики, рассматривала развитие денежного обращения и кредита, а также Бабич А.М., Лаврушин О.И. и другие.
       Также в качестве правовых источников использовались Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 21 марта 2002г, Конституция РФ.
       Методологической  основой исследования, для решения  поставленных целей и задач работы, явился системный подход. Использовались следующие методы: обобщения, элементы моделирования, элементы исторического  подхода, сравнительно-правовой анализ литературных источников и документов, иные методы научного анализа и исследования.
       Таким образом, исходя из поставленной цели и задач исследования, структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. 
 
 
 
 

       ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 

       
      Сущность  и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики
 
       Денежно-кредитная политика является одной из составляющих государственного регулирования экономики.
       Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие микроэкономические процессы.1
       К инструментам денежно-кредитной политики можно отнести:
    лимиты кредитования;
    прямое регулирование ставки процента;
    изменение нормы обязательных резервов;
    изменение учетной ставки процента;
    изменение нормы обязательных резервов;
    изменение учетной ставки (ставка рефинансирования);
    операции на открытом рынке.
       Основные  конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального  производства, стабильные цены, высокий  уровень занятости населения, равновесие платежного баланса. Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной  политики - стабилизацию общего уровня цен.
       Наряду  с конечными выделяют промежуточные цели. Ими являются приемлемый объём денежной массы и уровень процентных ставок.
       Осуществляет  денежно-кредитную политику Центральный  банк страны.
       Мероприятия Центрального банка по денежно-кредитному регулированию экономики призваны обеспечить её стабилизацию при низком уровне инфляции и безработицы. Денежно-кредитная  политика может быть направлена на стимулирование денежно-кредитной  эмиссии, т.е. расширение совокупного  объема денежной массы в обращении (кредитная экспансия), что даёт эффект некоторого оживления конъюнктуры  рынка в условиях спада производства – эффект денежного мультипликатора. Она может быть направлена и на ограничение денежно-кредитной эмиссии, т.е. на сокращение объёма денежной массы  в обращении (кредитная рестрикция). Этот вариант денежно-кредитной  политики обычно используется Центральным  банком в периоды экономического бума и в случаях появления  признаков "биржевой горячки". Кредитная  рестрикция в условиях повышения  темпов роста производства призвана обеспечить сдерживание "перегрева" конъюнктуры рынка. Политика кредитной  экспансии наоборот используется для "взбадривания" конъюнктуры рынка и применяется обычно в периоды кризисов и спада производства. Она часто сочетается с дефицитным финансированием экономики страны и приводит к обострению инфляционных процессов.
       При осуществлении мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны неизбежно возникает объективное  противоречие между задачей борьбы с инфляцией и проблемой стимулирования экономического роста. Поэтому денежно-кредитная  политика Центрального банка должна быть самым тесным образом увязана  с инвестиционно-финансовой политикой  государства и дополнена гибкой системой налогового регулирования  экономики.
       Государственное регулирование денежно-кредитной  сферы может осуществляться успешно  лишь в том случае, если государство  через Центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так  как в развитой рыночной экономике  именно они являются базой всей денежно-кредитной  системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.
       Государственный контроль над банковской системой имеет  целью укрепление ликвидности финансово-кредитных  институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков (прежде всего за счёт учётной (дисконтной) политики, операций на открытом рынке, установления норм обязательных резервов). Эти же меры применяются государством для сжатия (расширения) денежной массы.
       Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется, прежде всего, для воздействия на хозяйственную  активность и борьбу с инфляцией. Регулирование банковской ликвидности  оказывает влияние на структуру  банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы  процента. Регулирование государственного долга воздействует на распределение  ссудных капиталов между частным  и государственным секторами, уровень  процентных ставок, структуру банковских балансов, банковскую ликвидность.
       Таким образом, финансово-кредитная политика охватывает значительную часть экономических  областей и оказывает на каждую из них большое влияние. 

       
      Методы  регулирования денежного кредитного обращения
 
       Регулирование денежного кредитного обращения  в РФ возложено на Банк России. В  соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 21 марта 2002г.2 основными инструментами и методами являются:
    процентные ставки по операциям Банка России;
    нормативы обязательных резервов;
    операции на открытом рынке;
    рефинансирование банков;
    депозитные операции;
    валютное регулирование;
    установление ориентиров роста денежной массы;
    прямые количественные ограничения.
       Процентные  ставки по операциям Банка России. Последний может устанавливать  одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России - это минимальные  ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки "репо"3 и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.
       Нормативы обязательных резервов - это беспроцентные  обязательные вклады кредитных организаций  в Банке России. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.
       Резервы используются при отзыве лицензии для  погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное назначение нормативов обязательных резервов - регулирование денежного обращения. Зная норму обязательных резервов, легко можно определить, сколько новых денег будет создано банковской системой. Банк России изменяет нормы обязательных резервов. Увеличение норм означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении норм увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые они предоставляют в кредит.
       Операции  на открытом рынке - это купля-продажа  Банком России государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с  ценными бумагами с совершением затем обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг - изъятие денег из обращения. Это наиболее мощный и эффективный метод регулирования денежного обращения, который чаще других методов используется в мировой практике.4
       Рефинансирование  банков - это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе  и переучет векселей. Банк России устанавливает  процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки приводит к  удорожанию кредитов и уменьшению массы  денег в обращении, снижение ставки - к удешевлению кредитов и росту  массы денег. Ставка рефинансирования устанавливается на уровне ставок финансового  рынка. До середины июня 1998 г. Банк России выдавал коммерческим банкам три вида кредитов:
       - ломбардные - под залог государственных ценных бумаг, включенных в Ломбардный список Банка России;
       - внутридневные кредиты предоставлялись  банкам в течение операционного  дня при наличии неисполненных  платежных поручений;
       - однодневные расчетные кредиты  (кредиты "овернайт") предоставлялись  для завершения расчетов в  конце операционного дня путем  зачисления кредита на корреспондентский  счет банка в расчетном подразделении Банка России.
       Кредиты выдавались в пределах лимитов, определенных Банком России. С марта 1998 г. коммерческим банкам стали выдаваться только обеспеченные кредиты под залог государственных  ценных бумаг. Условием их предоставления являлось предварительное блокирование государственных ценных бумаг на счете "депо" банка в уполномоченном депозитарии. Рыночная стоимость этих ценных бумаг, скорректированная на соответствующий поправочный коэффициент  Банка России, являлась максимально  возможной величиной для получения кредита.
       В настоящее время  Центральный  банк РФ  предоставляет кредитным организациям кредиты следующих видов:
       - кредит банку-санатору, осуществляющему санацию кредитной организации (до 1 года);
       - кредит в поддержку мер по  погашению обязательств перед  вкладчиками (до 6 месяцев);
       - кредит на поддержку ликвидности  (от 1-2 месяцев до 1 года);
       - кредит в поддержку мер по  повышению финансовой устойчивости  банка (до 1 года),
       - стабилизационный кредит (до 1 года).
       Депозитные  операции. Это операции по привлечению  в депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.
       Валютное  регулирование осуществлялось с  помощью валютной интервенции, под  которой понимается купля-продажа  Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия  на курс рубля, суммарной спрос и  предложение валюты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк России продавал валюту из своих золотовалютных резервов. Если предложение валюты превышало спрос, то Банк России покупал валюту. Эти операции стали возможны благодаря значительным накоплениям валютных ресурсов у Банка России. Валютные резервы должны соответствовать мировому уровню, равному финансированию трехмесячных объемов импорта.
       Помимо  основных методов регулирования  существуют второстепенные методы.
       Предписываемая  законом маржа - минимальный процент  первоначального взноса за ценные бумаги за счет собственных средств инвестора. Покупка ценных бумаг в кредит опасна, так как в нее вовлекаются  банки. Поэтому во всех странах сделки с ценными бумагами в кредит строго регулируются. В России минимальная маржа установлена Инструкцией Министерства финансов РФ "О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами" от 6 июня 1992 г. № 53.5 Она составляет 50% общей стоимости приобретенных ценных бумаг.
       Потребительский кредит - продажа товаров в кредит. Если она ограничивается, то уменьшается  количество денег в обращении. Если продажа растет, то увеличивается масса денег в обращении. Вследствие низких доходов населения развитие потребительского кредита в России возможно только при определенном подъеме уровня доходов. Потребительский кредит является стимулом экономического роста, активизации совокупного спроса.  

       1.3. Роль государства в денежно-кредитном регулировании экономики 

       Оценка  роли государства в регулировании  макроэкономических процессов и  выполнение им функций в данной сфере  весьма неоднозначны. В научной литературе по макроэкономическим проблемам выделялись и продолжают существовать два диаметрально различных подхода. Первый предполагает, что чем больше экономика носит  рыночный характер, тем меньше государственным  инструментам нужно вмешиваться  в экономическую жизнь и тем  слабее должен быть государственный  сектор экономики. Другой подход базируется на концепции признания значительной роли государственного регулирования, которая должна быть преобладающей  всегда: и на этапах становления  рыночных взаимодействий, и там, где  уже сложились самые высокоразвитые механизмы рынка.
       Период  разгосударствления в России свидетельствовал о следовании первому подходу. Господствующей в политической элите стала точка  зрения, что саморегулирующие начала рынка приведут хозяйствующую систему  страны в желаемое состояние, адекватное мировым тенденциям. Однако и тогда  уже звучали предупреждения, что эффективного рынка без мощных регулирующих начал государства не бывает и что наиболее ответственной роль государства должна быть именно в переходное время.
       В последующем функцию государственного регулирования экономики перестали  отвергать и осуждать. Стало утверждаться понимание, что развитая рыночная экономика  предполагает и развитое, квалифицированное  государственное регулирование. В  последние годы это становится все  более признаваемым.
       Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов  развития и формирования кредитной  системы капиталистических стран.
       Основными направлениями государственного регулирования  являются:6
    политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков;
    налоговая политика правительства на центральном и местном уровне;
    участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах;
    законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.
       В промышленно развитых странах политика центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах7:
       1) учетная политика;
       2) регулирование нормы обязательных  резервов;
       3) операции на открытом рынке;
       4) прямое воздействие на кредит.
       Учетная политика центрального банка состоит  в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная  политика центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд. Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее, они ориентируются на учетную ставку центрального банка, так называемое дисконтное окно. При этом необходимо отметить, что в каждой стране существует своя специфика учетной политики, определяемая традициями, развитием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике.
       Следующей формой регулирования центрального банка является определение нормы  обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования  заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть  своих кредитных ресурсов на беспроцентном  счете в центральном банке. Норма  резерва может уменьшаться или  увеличиваться в зависимости  от конъюнктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению  кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение - к расширению кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются по странам  и колеблются в пределах от 5 до 20%.
       Политика  регулирования нормы резервов распространяется главным образом на все виды банков (а в ряде стран и на некоторые  специальные кредитно-финансовые институты), однако, основным ее объектом являются коммерческие банки, которые определяют процентные ставки по кредитам. Большинство  других кредитно-финансовых институтов в процентной политике следует за коммерческими банками. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).
       Еще одной формой регулирования центральным  банком кредитной системы являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путем их купли-продажи  кредитно-финансовыми институтами. Продавая государственные облигации, центральный банк тем самым уменьшает  денежные ресурсы банков и других кредитно-финансовых институтов и способствует повышению процентной ставки на рынке  ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты либо продавать  ценные бумаги, либо сокращать кредиты. При этом все кредитно-финансовые институты, согласно законодательству, обязаны покупать определенную часть  государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета и государственный долг.
       Формой  регулирования является также прямое государственное воздействие центрального банка на кредитную систему путем  прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев  центральный банк осуществляет контроль за крупными кредитами, лимитирование банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени - на другие кредитно-финансовые институты.
       Один  из методов регулирования - налоговая  политика. Она заключается в изменении  налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Как правило, последние облагаются налогом на прибыль, как и все  прочие юридические лица, действующие  в определенных экономических условиях. В то же время взимание налогов  существенно различается по странам  и кредитным институтам в соответствии с их функциональной спецификой. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению  процентных ставок. Наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное регулирование деятельности кредитной системы.
       В ряде стран в отличие от промышленных и торговых компаний кредитно-финансовые учреждения имеют определенные налоговые  льготы. Они обычно распространяются на специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения (страховые, инвестиционные, финансовые компании, благотворительные  фонды).
       Другим  регулирующим методом кредитной  системы является участие государства  в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направлениях: приобретение части кредитных институтов государством путем национализации; организация  новых учреждений как дополнение к частным; долевое участие государства  путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и в результате - создание смешанных институтов.
       Посредством данного метода государство оказывает  достаточно эффективное воздействие  на функционирование всей кредитной  системы. Метод регулирования путем  создания государственной собственности  довольно широко распространен в  странах континентальной Европы и развивающихся странах. Так, во Франции, Германии, Италии, Испании, Португалии, Турции, Скандинавских странах сохраняется  довольно крупный государственный  сектор в кредитной системе, несмотря на расширение процесса приватизации в последнее время. Необходимо отметить, что в большинстве промышленно  развитых стран государственная  собственность в кредитной системе  распространяется и на банковский сектор. Это позволяет государству быстрее  и эффективнее решать проблему государственного долга путем продажи правительственных  ценных бумаг своим кредитным  институтам и за счет последних финансировать  крупные инвестиционные проекты  национальных масштабов. Кроме того, при наличии государственных  и полугосударственных учреждений осуществляется воздействие на спрос и предложение ссудного капитала, динамику его рынка, процентные ставки.
       Большое влияние на регулирование кредитной  системы оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов.
       В рамках исполнительной власти основными  регулирующими органами являются центральный  банк и министерство финансов. В  ряде стран создаются дополнительные регулирующие органы центрального правительства. Обычно они действуют в странах  со сравнительно высоким уровнем  огосударствления кредитной системы. Так, во Франции, кроме центрального банка и министерства финансов, в  регулировании кредитной системы  участвуют Национальный совет по кредиту, Комиссия контроля над банками, Комиссия биржевых операций.
       Наряду  с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают  законодательные органы (парламенты). В их структуре действуют специальные  комитеты, комиссии, подкомиссии, которые  корректируют как правительственную  политику, так и деятельность кредитной  системы. Они могут быть дополнены  другими органами парламента. Так, в  Конгрессе США длительное время  эффективно работает Комиссия по ценным бумагам, регулирующая инвестиционную деятельность кредитно-финансовых институтов.
       Особое  место в государственном регулировании  занимают страховые компании (особенно компании страхования жизни) как  поставщики долгосрочных кредитов на рынке ссудных капиталов. Основным объектом их регулирования являются страховые тарифы (ставки страховых  премий). При этом главным органом регулирования, как правило, выступает министерство финансов (исключением из этого правила являются США, где страховые тарифы регулируются исполнительными органами штатов). Особенность регулирования кредитной системы с помощью страховых тарифов заключается в том, что страховые компании стремятся повысить ставки, особенно в области имущественного страхования, так как оно является убыточным. В результате уровень пределов страховых тарифов по имущественному страхованию регулируется довольно жестко как со стороны министерства финансов, так и местных органов власти (если они участвуют в этом, как в США).
       Таким образом, система государственного регулирования кредитной системы  в промышленно развитых странах  представляет собой сложный, эффективный  и довольно противоречивый механизм. Однако он складывался длительное время, прошел этапы приспособления и структурных  изменений.
       Подводя итог данной главе, можно сделать  следующий вывод:
       Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования. Осуществляет денежно-кредитную политику (политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства) Центральный банк.
       Обычно  денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение  устойчивости платежного баланса страны.
       Денежно-кредитное  регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Это регулирование осуществляется определенными методами. 

       ГЛАВА 2.  АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ ЗА 2010 ГОД 

       2.1. Сущность и функции Центрального Банка РФ 

       Центральный Банк РФ (Банк России) - государственное  кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования  денежного обращения, кредита и  валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентом правительства  при обслуживании госбюджета.8
       Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска  денег и государственных ценных бумаг, устанавливает нормативную  величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет  им кредиты, является кассовым центром. Основная его задача - это проведение государственной политики в области  эмиссии, кредита, денежного обращения.
       Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка  России как публично-правовой организации  законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом "О Центральном Банке  Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.9 Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти. Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.
       Функции Банка России:
       - во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
       - монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
       - является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
       - осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
       - осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
       - регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
       - осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;
       - осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
       - определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
       - организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
       - проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;
       Банк  России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга  о предполагаемых действиях, имеющих  общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
       Банк  России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска  государственных ценных бумаг и  погашения государственного долга  с учетом их воздействия на состояние  банковской системы и приоритетов  единой государственной денежно-кредитной  политики.  

       2.2. Анализ реализации денежно-кредитной политики ЦБ РФ за 2010 год 

       В 2010 году реализация денежно-кредитной политики происходила в условиях, когда основные последствия наиболее острой фазы мирового финансово-экономического кризиса преодолены, но российская экономика еще не вышла на траекторию устойчивого роста. Масштабные антикризисные меры, принятые Правительством Российской Федерации и Банком России в 2008 - 2009 годах, позволили преодолеть дефицит ликвидности и не допустить дестабилизации функционирования банковской системы. Наметившееся улучшение основных макроэкономических показателей и индикаторов финансовой системы позволило Банку России приступить к постепенному сворачиванию мер, которые были введены им в острую фазу кризиса. Вместе с тем неустойчивое восстановление экономической активности и медленный рост банковского кредитования определяют задачу поддержания и расширения совокупного спроса.
       Процентная  политика. В условиях замедления инфляции и снижения инфляционных ожиданий Банк России в первой половине 2010 года продолжил начатое в апреле 2009 года снижение процентных ставок по своим операциям, направленное на уменьшение стоимости заимствований в экономике, стимулирование кредитной активности и экономического роста, а также ограничение притока краткосрочного спекулятивного капитала. К началу июня 2010 года Совет директоров Банка России 4 раза принимал решение о снижении ставки рефинансирования и ставок по отдельным операциям.
       В условиях сложившегося в банковском секторе структурного избытка ликвидности  ключевое значение для формирования динамики процентных ставок на денежном рынке приобрели процентные ставки по депозитным операциям Банка России. Для повышения эффективности  процентной политики и сокращения волатильности  ставок межбанковского рынка Банк России с 29 марта 2010 года возобновил проведение депозитных операций по фиксированной  процентной ставке на условии "овернайт"10, а в сентябре продлил время приема заявок кредитных организаций о заключении сделок по ним с использованием системы "Рейтерс-Дилинг". После выравнивания процентных ставок по депозитным операциям на условиях "овернайт", "том-некст"11, "спот-некст"12 и "до востребования"13 с 1.06.2010 единая процентная ставка по этим видам депозитов стала формировать нижнюю границу коридора процентных ставок Банка России, а его ширина при этом сократилась на 0,25 процентного пункта.  
 
 
 
 
 

     Процентные  ставки по операциям Банка России в 2010 году (% годовых)14  

Вид инструмента Назначение Инструмент Срок До 24.02
Изменение ставки с:
24.02 29.03 30.04 1.06
Операции  на открытом рынке Предоставление  ликвидности Ломбардные  аукционы (минимальные ставки) 14 дней 6,00 5,75 5,50 5,25 5,00
3 месяца 7,50 7,25 7,00 6,75 6,50
6 месяцев 8,00 7,75 7,50 7,25 7,00
12 месяцев 8,50 8,25 8,00 7,75 7,50
Прямое  РЕПО на аукционной основе(биржевое и внебиржевое, минимальные ставки) 1 день 6,00 5,75 5,50 5,25 5,00
7 дней 6,00 5,75 5,50 5,25 5,00
90 дней 7,50 7,25 7,00 6,75 6,50
6 месяцев 8,00 7,75 7,50 7,25 7,00
12 месяцев 8,50 8,25 8,00 7,75 7,50
Кредиты без обеспечения (минимальные ставки) 1 неделя 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00
5 недель 10,25 10,25 10,25 10,25 10,25
3 месяца 10,50 10,50 10,50 10,50 10,50
6 месяцев 10,75 10,75 10,75 10,75 10,75
12 месяцев 11,25 11,25 11,25 11,25 11,25
Абсорбирование  ликвидности Депозитные  аукционы (максимальные ставки) 4 недели 5,75 5,5 5,25 5,00 4,75
3 месяца 6,75 6,5 6,25 6,00 5,75
Операции  постоянного действия Предоставление  ликвидности Кредиты «овернайт» 1 день 8,75 8,50 8,25 8,00 7,75
Ломбардные  кредиты 1 день 7,75 7,50 7,25 7,00 6,75
7 дней 7,75 7,50 7,25 7,00 6,75
30 дней 7,75 7,50 7,25 7,00 6,75
Прямое  РЕПО 1 день 7,75 7,50 7,25 7,00 6,75
7 дней 7,75 7,50 7,25 7,00 6,75
12 месяцев 8,50 8,25 8,00 7,75 7,50
«Валютный своп» (рублевая часть) 1 день 8,75 8,30 8,25 8,00 7,75
Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами До 90 дней 7,75 7,50 7,25 7,00 6,75
От 91 до 180 дней 8,25 8,00 7,75 7,50 7,25
От181 до 365 дней 8,75 8,50 8,25 8,00 7,75
Абсорбирование  ликвидности Депозитные  операции «Овернайт» - - 2,75 2,50 2,50
«Том-некст», «спот-некст», «до востребования» 3,50 3,25 3,00 2,75 2,50
«Одна неделя», «Спот- неделя» 4,00 3,75 3,50 3,25 2,75
СПРАВОЧНО:
Ставка  рефинансирования 8,75 8,50 8,25 8,00 7,75
 
       В июне 2010 года процентные ставки денежного  рынка вышли на уровень, обеспечивающий приемлемый баланс между доступностью заемных средств и инфляционными  рисками и являющийся нейтральным  относительно трансграничного движения краткосрочного капитала. Это позволило  Совету директоров Банка России в июне - октябре принять решения о сохранении на неизменном уровне ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Банка России.
       При этом учитывалась необходимость  сохранения стимулирующей денежно-кредитной  политики для поддержки внутренних факторов роста.
       Денежное  предложение. Динамика денежной массы определяет инфляционные риски в средне- и долгосрочный период. Достаточно продолжительное (в течение предыдущих двух лет) снижение годовых темпов роста денежной массы ограничивало давление со стороны денежных факторов на динамику инфляции в 2009 году и первой половине 2010 года.
       Оживление экономики, укрепление рубля (преимущественно  в I квартале 2010 года), а также замедление инфляции обусловливали продолжение  начавшегося в предыдущем году увеличения спроса на деньги. Росло и денежное предложение.
       В настоящее время Банк России считает, что инфляционные риски, обусловленные  монетарными факторами, находятся  на приемлемом уровне. Повышение гибкости курсообразования и уменьшение дефицита федерального бюджета способствовали снижению инфляционных рисков, связанных с формированием денежного предложения.
       С марта 2010 года на увеличение совокупного  денежного предложения стало  оказывать влияние банковское кредитование реального сектора экономики. Смягчение  денежно-кредитной политики приводило  к постепенному уменьшению стоимости  заемных средств для нефинансового сектора экономики. Так, средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям на срок до 1 года снизилась с 14,7% годовых в сентябре 2009 года до 9,7% годовых в сентябре 2010 года, на срок свыше 1 года - с 15,3 до 11,0% годовых соответственно.
       Помимо  снижения стоимости кредитов расширению кредитной деятельности способствовали некоторое оживление спроса на кредитные  ресурсы со стороны нефинансовых заемщиков в условиях начавшегося  восстановления экономической активности, рост депозитной базы кредитных организаций, реализация механизма государственных гарантий по банковским кредитам нефинансовым организациям, поддержка ипотечного кредитования и программа субсидирования процентных ставок по автокредитам.
       Объем задолженности по кредитам нефинансовым организациям в рублях и иностранной  валюте (в рублевом выражении) за январь - сентябрь 2010 года увеличился на 8,7%, по кредитам физическим лицам - на 8,3%. Вместе с тем в настоящее время  более быстрый рост кредитов реальному  сектору экономики сдерживается рядом факторов.
       Продолжается  рост просроченной задолженности по банковским кредитам нефинансовым организациям и физическим лицам, однако в 2010 году он был менее интенсивным, чем  в 2009 году. Объем просроченной задолженности  нефинансовых организаций за январь - декабрь 2010 года возрос на 7,3%, физических лиц - на 18,8%. Сохраняющаяся повышенная неопределенность и кредитные риски удерживают на относительно высоком уровне премии за риск, входящие в рыночную стоимость заимствований.
       Объем денежной базы в широком определении15, характеризующий денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования, за январь - сентябрь 2010 года увеличился на 10,2% (за соответствующий период 2009 года он снизился на 13,9%). Годовой темп прироста широкой денежной базы на 1.10.2010 составил 48,3% (на 1.10.2009 ее объем сократился по сравнению с аналогичной датой предыдущего года на 9,7%). Опережающий рост денежной базы по сравнению с денежной массой отражает снижение денежного мультипликатора, составившее за рассматриваемый период 11,6%. Такая динамика стала следствием существенного роста уровня ликвидности банковского сектора: отношение совокупных банковских резервов16 к депозитам, включаемым в состав денежной массы, возросло с 13,0% на 1.10.2009 до 19,4% на 1.10.2010. Это отражает потенциальную возможность расширения банковского кредитования.
        
     Оценка  показателей денежной программы  на 2010 год (млрд. рублей)17  


и т.д.................


  1.01.2010 (факт) 1.10.2010 (факт)

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.