На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Модели науки управления и методы принятия решений современным руководителем

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат
По дисциплине: Управленческие решения
На тему: Модели науки управления и методы принятия решений современным руководителем 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург
2011
СОДЕРЖАНИЕ
  Введение……………………………………………………………… 3
1. Модели и  методология принятия управленческих решений……... 5
1.1. Модели науки  управления………………………………………….. 5
1.2. Методы принятия решений…………………………………………. 13
2. Методы разработки управленческих решений в туристских организациях………………………………………………………….  
17
  Заключение…………………………………………………………… 23
  Список использованной литературы……………………………….. 25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
      Принятие  решений – составная часть  любой управленческой функции. Необходимость  принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
      Принятие  решений необходимо для выполнения управленческих функций. Процесс принятия обоснованных объективных решений  в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
      Менеджеру известно, что хорошо структурированные  проблемы имеют многовариантные  решения. Оптимальное решение для таких проблем может быть найдено с помощью методов исследования операций и моделирования. Например, выбор оптимального варианта развития и реконструкции предприятия, расчет оптимальной загрузки производственных мощностей, разработка оптимальных режимов технологических процессов.

      Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы. Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике методологию управленческого решения.

      Цель  работы – исследовать модели науки  управления и методы принятия решений  современным руководителем. Для  достижения поставленной цели необходимо решить сл. задачи:
      Рассмотреть модели науки управления;
      Изучить методы принятия решений;
      Рассмотреть методы разработки управленческих решений в туристских организациях.
    Предмет исследования – модели и методы управленческих решений.
    Объект  исследования – методы разработки управленческих решений в туристских организациях. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    МОДЕЛИРОВАНИЕ И МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
      Модели науки управления

        Модель - упрощенное представление предмета, системы или процесса в форме, отличной от формы целого. Модель упрощает реальную ситуацию и тем самым позволяет ее анализировать. Как научная абстракция варианта решения модель позволяет проводить опыты для изучения конкретных особенностей явления, процесса. Изменяя некоторые характеристики или параметры в модели, изучают поведение объекта и анализируют влияние различных факторов. В модели функционирования объекта выявляются факторы, от которых зависит работа системы. Выбор конкретной модели определяет характер исследуемой проблемы и вырабатываемого решения. Модели позволяют лучше понять объективную реальность и разработать рациональный план действий. Они менее сложны, чем моделируемые объекты, и позволяют руководителям лучше разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение [1]. Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Разработка управленческого решения. - СПб.: Питер, 2007.-79 с.

      Моделирование, это единственный к настоящему времени систематизированный способ увидеть варианты будущего и определить потенциальные последствия альтернативных решений,  что позволяет их объективно сравнивать.
      Прежде  чем рассмотреть широко используемые  современными организациями модели необходимо описать три базовых типа моделей [2]:
    Физическая модель. Представляет то, что исследуется, с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Отличительная характеристика физической модели состоит в том, что в некотором смысле она выглядит как моделируемая целостность. Пример: чертеж завода, его уменьшенная фактическая модель,  такая физическая модель упрощает визуальное восприятие и помогает установить, сможет ли конкретное оборудование физически разместиться в пределах отведенного для него места, а также разрешить сопряженные проблемы. Автомобильные и авиационные предприятия всегда изготавливают физические уменьшенные копии новых средств передвижения, чтобы проверить определенные характеристики. Будучи точной копией, модель должна вести себя аналогично разрабатываемому новому автомобилю или самолету, но при этом стоит она много меньше настоящей;
    Аналоговая модель. Представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Пример аналоговой модели – организационная схема. Выстраивая ее, руководство в состоянии представить себе цепи прохождения команд и формальную зависимость между индивидами и деятельностью. Такая аналоговая модель явно более простой и эффективный способ восприятия и проявления сложных взаимосвязей структуры крупной организации, чем, скажем, составление перечня взаимосвязи всех работников;
    Математическая модель. В этой модели, называемой также символической, используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события.
      Термин  «модель» различными авторами толкуется  неодинаково. Так, скажем, Мексон, Альберт и Хедоури под моделью понимают упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется; Шеннон под моделью понимает представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности.
      Основные  концептуальные модели управления организацией:
      Приведем  основные концептуальные модели, с  помощью которых описывается управление, а значит, и принятие управленческих решений в организации [2].
      1. Модель «организация-машина». Согласно этой модели, организация представляется, как безличностный механизм, в виде многоуровневой административной иерархии, состоящей из формализованных структур, связей, системы взаимоотношений между ее членами.
      Большое внимание при этом уделяется единству командования, функциональному взаимодействию, механизмам управления. К этой модели близка и «бюрократическая модель» организации.
      2. Модель «естественной» организации предполагает, что организации, возникающие естественным образом, развиваются по собственным законам. Они обладают способностью самонастраиваться, реагируя на внешние и внутренние изменения. Отклонение от цели не считается отрицательным результатом, поскольку естественная организация функционирует, как правило, в условиях со значительным элементом неопределенности.
      3. Модель «организация-община». В соответствии с этой моделью главным регулятором в организации являются принятые в группе нормы поведения. Особое значение придается межличностным отношениям, отношениям между отдельными членами организации, взаимным привязанностям, общим интересам.
      4. Социотехническая модель. Согласно этой модели, особое значение в структуре организации придается влиянию технологического процесса производства на внутригрупповые связи.
      5. Интеракционистская модель. В этой модели основное внимание уделяется роли ожиданий и системы ценностей членов организации, их представлениям о ситуации, взаимодействию между членами организации.
      6. Институциональная модель. Институциональная модель предполагает, что функционирование и структура организации формируются под воздействием институций - традиций и норм, действующих во внутренней и внешней среде функционирования организации.
      7. Конфликтная модель. При использовании конфликтной модели предполагается, что внутри организации сталкиваются и противодействуют друг другу противоположные цели и институции.
      Основной  задачей при управлении взаимодействием  организации с внешней средой является максимальная адаптация организации к внешней среде, снижение неопределенности положения организации, достижение ее стратегических целей.
      Непосредственное  управление деятельностью организации - это процесс взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения поставленных перед ней целей.
      Концептуальные модели развития человеческого общества:
      1) Органическая модель – предполагает, что человеческое общество развивается по законам, близким к законам развития живого организма, в котором каждый орган играет определенную роль, а все органы образуют взаимозависимую структуру.
      Согласно  этой модели, каждая часть общества выполняет свою функцию, и чем  больше они различаются, тем менее  они являются взаимозаменимыми.
      2) Процессная модель – предполагает, что общество развивается как непрерывный процесс соединений и разъединений, слияний и поглощений, определяющих структуру общества.
      Поэтому общество не является устойчивым и  постоянно подвергается изменениям, адаптируясь к изменениям внутренней и внешней среды.
      3) Неорганическая модель – предполагает выявление и объединение положительных и отрицательных функций различных частей общества в единое органическое целое.
      Более конструктивными представляются целевая и проблемная модели.
      Согласно  этим моделям, главным направлением деятельности организации является достижение целей, стоящих перед  ней, и решение проблем, обеспечивающих, с одной стороны, достижение целей, а с другой - устойчивое развитие и выживание организации.
      Модели процесса принятия управленческих решений
      1) Дескриптивные и нормативные модели.
      Дескриптивные модели применяются для описания свойств и параметров процесса принятия решений в целях прогнозирования  его хода в будущем. Успех применения дескриптивных моделей в значительной степени зависит от точности описания законов и закономерностей функционирования объекта управления.
      Нормативные модели применяются для управления процессом принятия решений, для  формирования его сущностных элементов  и его развития. Нормативные модели предполагают активное участие в процессе принятия решений и его моделировании участников процесса принятия решений.
      2) Индуктивные и дедуктивные модели.
      Индуктивные модели строятся путем обобщения  наблюдений по единичным частным фактам, которые считаются важными для принятия управленческого решения. Качество индуктивной модели определяется тем, насколько, с одной стороны, удается упростить описание ситуации принятия решения, а с другой - насколько верно удается отразить основные свойства моделируемой ситуации.
      При разработке дедуктивных моделей  исходят не их анализа конкретных факторов, а из упрощенной системы  гипотетических ситуаций.
      Здесь путь создания модели - от абстрактного представления управленческой ситуации к ее конкретной реальности.
      3) Проблемно-ориентированные модели и модели решения.
      Проблемно-ориентированные  модели строятся на внедрении новых  методов моделирования применительно  к конкретной проблемной ситуации принятия решения. Здесь основная задача состоит в адаптации новых методов для моделирования конкретного управленческого процесса.
      Модели  решения разрабатываются с учетом возможностей проведения экспериментов  с ними, а также возможностей современных  управленческих технологий и направлены на решение важнейших управленческих задач.
      Алгоритмы, используемые в этих моделях, определяют специфические требования к условиям их применения и структуре моделей. К числу таких моделей относятся и модели, активно использующие экономико-математические методы решения управленческих задач.
      4) Одноцелевые и многоцелевые модели.
      Нередко для оценки альтернативного варианта решения необходимо использовать несколько  достаточно разнородных, независимых  критериев, ориентированных на достижение различных, подчас трудно сопоставимых целей. Однако решение должно приниматься одно, и наиболее предпочтительный вариант решения должен быть обязательно определен.
      Одноцелевыми  называются модели, когда имеется  одна четко определенная цель, к  достижению которой стремиться организация, либо несколько целей, агрегированных в виде одной комплексной цели. В последнем случае степень достижения цели определяется с помощью специально разрабатываемого комплексного критерия.
      Многоцелевыми называются модели, в которых предполагается стремление к достижению нескольких независимых целей, несводимых к одной комплексной. Существуют методы, позволяющие сопоставлять альтернативные варианты по некоторым критериям и осуществлять их оптимизацию. В некоторых случаях часть целей (критериев) удается записать в виде ограничений соответствующей экономико-математической модели.
      5) Однопериодные и многопериодные модели.
      Однопериодные модели исходят из предположения, что  сумма оптимальных единичных  решений в отдельные периоды  принятия решений в целом за весь период принятия решений также дает оптимальное решение. Этот подход не всегда оправдан. Иногда выигрыш на отдельном этапе может приводить к большим потерям для организации, если рассматривать весь период, на котором принимаются решения.
      Многопериодные  модели предполагают комплексное решение управленческой проблемы с учетом всего периода принятия управленческого решения.
      Однопериодные модели могут использоваться могут  использоваться при разработке многопериодной модели с целью более адекватного  представления ситуации принятия решения.
      6) Детерминированные и стохастические модели.
      В детерминированных моделях все  факторы, оказывающие влияние на развитие ситуации принятия решения, однозначно определены и их значения известны в момент принятия решения.
      Стохастические  модели предполагают наличие элемента неопределенности, учитывают возможное вероятностное распределение значений факторов и параметров, определяющих развитие ситуации.
      Следует отметить, что детерминированные  модели, с одной стороны, являются более упрощенными, поскольку не позволяют достаточно полно учитывать элемент неопределенности. С другой стороны, они позволяют учесть многие дополнительные факторы, зачастую недоступные стохастическим моделям.
      Здесь также нередко оказывается справедливой известная закономерность: учитывая одни факторы при моделировании, мы нередко забываем о других. И это естественно. Никакая модель не может учесть абсолютно все факторы [3].
      Но  профессионально разработанная  модель отличается тем, что позволяет  учесть наиболее существенные из них.
      При моделировании процесса принятия решений надо иметь четкое представление о базисных элементах таких моделей, которыми являются:
          ситуация принятия решения;
          время для принятия решения;
          ресурсы, необходимые для реализации решения;
          ресурсы, которыми располагают организация или ЛПР;
          система управляемых факторов;
          система неуправляемых факторов;
          система связей между управляемыми и неуправляемыми факторами;
          альтернативные варианты решений;
          система критериев для оценки результатов принимаемых решений (оценочная система) [3].
      Процесс построения модели состоит из нескольких этапов:
      Постановка задачи;
      Построение модели;
      Проверка модели на достоверность описания данного процесса;
      Применение модели;
      Обновление модели в процессе реализации;
      Корректировка модели в случае необходимости [4].

      Каждую  модель необходимо периодически проверять  на достоверность, точность, полноту  и эффективность. Проверка на достоверность  необходима для установления соответствия условиям реального мира. Точность модели характеризует степень совпадения описания параметров оригинала с их действительными значениями. Чем точнее модель, тем она дороже. Вместе с тем точная модель не дает гарантии подготовки эффективного решения, так как человек может неправильно понять или не согласиться с ее рекомендациями. Полнота модели определяется количеством формализованных параметров оригинала. Следует помнить, что формализация обычно предполагает упрощение, которое вносит ошибку в конечный результат. Необходимо следить за тем, чтобы упрощения реальной системы не препятствовали раскрытию сущности событий и не исключали ключевых элементов.

 
 
 
 
      
      Методы  принятия управленческих решений
      Методология разработки управленческих решений – это совокупность приемов и методов, предназначенных для логической организации деятельности по разработке управленческих решений.
      Основное  назначение методологии в данной области состоит в разработке и применении на практике способов, позволяющих формировать цели управления, выбирать методы разработки решений, критерии оценки вариантов, составлять логические схемы выполнения операций [2].
 
 

Рисунок 1.1 – Методы разработки и принятия управленческих решений 

      Методы  разработки и принятия управленческих решений [2]:
      1) Неформальные – это методы описательные, словесные по используемым данным и способам их обработки.
      1.1. Активизирующие – это методы, которые стимулируют, структурируют и организуют процесс разработки УР.
      1.1.1. Методы психологической активизации:
    метод конференции идей. Метод основан на стимулировании процесса мышления на уровне сознания. При этом формулируются одна–две зависимые между собой задачи; ведется запись всех предложений, включая и абсурдные;
    метод мозговой атаки. В основе метода лежит стимулирование на уровне подсознания, интуиции. Этот метод предназначен для коллективной разработки большого количества идей по решению той или иной проблемы.
    метод вопросов и ответов. Основан на предварительном составлении набора вопросов, ответы на которые могут сформировать новый подход к решению заданных проблем.
    метод аналогий. Рассматриваются аналогичные ситуации (проблемы) и принимаемые по ним УР.
    метод эмпатии. При этом методе исследователь ставит себя на место объекта, для которого разрабатывается решение.
    метод инверсии. Предполагает отказ от традиционного взгляда на проблему путем преодоления существующего стереотипа «Сделать все наоборот»
      1.1.2. Методы подключения – основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под надзором высококвалифицированного специалиста или искусственного интеллекта.
    теоретико-игровой метод. Применяют при большом объеме информации, трудностях ее обработки или недостатке времени. Он основан на создании человеко-машинной системы разработки решений. Метод позволяет корректировать модель системы управления после каждого сеанса проведения игры.
    метод организации наставничества. Организуется наставничество и работа с консультантами (коучинг).
      1.2. Метод сценариев. Представляет собой набор прогнозов по каждому рассматриваемому решению, его реализации, а также возможным положительным и отрицательным последствиям. Сценарии по каждому решению обычно фиксируются на бумаге или в памяти компьютера
      2. Промежуточные – предполагают использование словесных описаний и соответствующий математический аппарат для обоснования выбора альтернативы
      2.1. Метод дерева решений. Предполагает аналитический подход к выбору наилучшего решения и соответствующий математический аппарат. Этот метод ориентирован на представление всего материала в наглядном, графическом виде.
      2.2. Экспертные методы. Основаны на совокупном мнении специалистов, обычно в пересекающихся областях деятельности (социологии, психологии, разработки УР, на конкурсах, при консилиумах и т.д.). Они относятся к субъективным методам.
    метод простого ранжирования. Основан на том, что каждый эксперт располагает набором признаков (время реализации, финансовые затраты, увеличение объема сбыта и т.д.), которые он располагает в порядке предпочтения. Полученные данные обрабатываются и выводится средний желательный приоритет.
    метод заданных весовых коэффициентов. Заключается в том, что каждому решению ставится соответствующий весовой коэффициент (коэффициент значимости). При этом сумма всех коэффициентов должна быть равна какому-нибудь целому числу (1, 100) или, для наиболее важного признака решения, устанавливают предельный коэффициент (например: 5, 8, 10), все остальные коэффициенты равны долям этого числа.
    метод последовательных сравнений. Основан на составлении перечня признаков решений, который представлен в таблице в порядке убывания значимости с определением коэффициента значимости и выставлением оценок по каждому варианту решения и признаку. Далее производят сортировку полученных значений по максимальному значению суммы и определяют предпочтительный вариант.
    метод парных сравнений. Реализуется путем парных сравнений признаков каждого управленческого решения и дальнейшей статистической обработкой управленческих решений.
      2.3. Эвристические методы – основаны на логике, здравом смысле и опыте при разработке УР, при которых выявляется новая существенная информация (метод индукции). При этом проблема разделяется на несколько относительно простых подпроблем. Для каждой подпроблемы формируются набор задач и набор соответствующих решений. Эти методы эффективны, если ЛПР смогло так разделить проблему, что получившиеся подпроблемы являются типовыми и имеется типовая методика их реализации («эврика»).
      3. Формальные – основаны на количественных исходных данных и количественных способах получения, сравнения и выбора  вариантов
      3.1. Аналитические – основаны на известных, однозначно определенных количественных зависимостях, имеющих объективный характер (между спросом и предложением товара, жизненного цикла продукции от времени, качества УР от полноты и ценности информации и др.).
      3.2. Статистические – основаны на использовании статистических данных и результатах математической статистики. Варианты решений, как правило, появляются в результате применения каких-либо пакетов прикладных программ. Применяются как на стадии разработки, так и на стадии выбора решений.
      3.3. Оптимизационные – это методы математического программирования, которые позволяют рассчитать лучший вариант решения по критериям оптимальности (минимум времени, максимум качества и др.) и программы действий УР

2. МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

      Для принятия обоснованных решений необходимо опираться на опыт, знания и интуицию специалистов. Коллегиальные и групповые  решения имеют значительные преимущества перед индивидуальными решениями. Поэтому в менеджменте значительное внимание уделяется вопросам работы в группе, команде, а также способам разработки совместных решений. В данном случае руководители и специалисты, участвующие в разработке решений, могут рассматриваться как эксперты по избранной проблеме.
      Методы  экспертных оценок предполагают организацию работы со специалистами, обработку их мнений, выраженных в количественной и качественной форме с целью подготовки информации для принятия решений.
      Экспертные  методы разработки управленческих решений – это методы, основанные на анализе и усреднении различными способами мнений, суждений специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам. Часто сопровождаются созданием специальных рабочих групп специалистов, экспертной комиссии. В качестве экспертов могут выступать руководители, которые ответственны за принятие важных решений и являются достаточно компетентными специалистами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.