На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ и планирование товарооборота на предприятии оптовой торговли

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
    УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И  ПРАВА
                                   ФАКУЛЬТЕТ РЕГИОНАЛЬНЫЙ
    КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 
 
 
 

             АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА НА
                           ПРЕДПРИЯТИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 

    КУРСОВАЯ РАБОТА 
 
 
 

                                                                                                               Исполнитель:
                                                                                                        Студентка группы ЭП-501
                                                                                                   Мельникова Анастасия
                                                                           Петровна
                  
                                                                                                               Руководитель:
                                                                                                              Ст. преподаватель.
                                                                                                               Маклакова Вера
                                                                                                               Николаевна
                           
                                

Екатеринбург
                                                                         2008
    Содержание 

Введение                                                                                                             3
1 Сущность товарооборота                                                                               5
1.1 Роль товарооборота и его значение для предприятия                              5
1.2 Факторы, влияющие на товарооборот                                                    8
1.3 Методика анализа товарооборота                                                              14
2 Анализ  и планирование товарооборота ООО «Планета»          17
2.1 Организационно – экономическая характеристика ООО «Планета»        17
2.2 Анализ товарооборота ООО «Планета»                                                   20
2.3 Расчет  факторов влияющих на товарооборот ООО «Планета»        25
3 Планирование товарооборота ООО «Планета»                                          29
4 Пути роста товарооборота                                                                             31
4.1 Товарное обеспечение и маркетинговые мероприятия - пути увеличения товарооборота            31
4.2 Совершенствование планирования – путь увеличения товарооборота         34
Заключение                                                                                                       37
Список используемых источников                                                                39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 
 
 

     Одним из основных звеньев в сфере обращения  является оптовая торговля. Она накапливает на своих складах определенные товарные  ресурсы и снабжает товарами предприятия розничной торговли, общественного питания, промышленности, других покупателей.
     В условиях формирования и развития рыночных отношений оптовая торговля активно  способствует увеличению объема производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров, успешному развитию розничной торговли, общественного питания, более полному удовлетворению потребностей населения в товарах народного потребления. Оптовые предприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать централизованную доставку и кольцевой завоз товаров.
     Анализ  оптового товарооборота и планирование товарооборота – важное  звено процесса  управления потребительским рынком и деятельностью торгового предприятия.
     Основная  цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий -  выявление, изучение  и   мобилизация   резервов   развития   товарооборота,   улучшение обслуживания  покупателей,  совершенствования  товародвижения.  В   процессе анализа дается оценка выполнения плана  оптового  товарооборота  и  поставки товаров покупателям; изучение их в  динамике;  выявить  и  измерить  влияние факторов на развитие оптового товарооборота; изучить недостатки в торгово-коммерческой  деятельности  и  разработать   меры   по   их   устранению   и предупреждению, планирование товарооборота. Анализ показывает,  как  оптовое предприятие  в  своей  хозяйственной   деятельности   учитывает   социально- экономическое развитие обслуживаемого региона, производственные  возможности промышленных предприятий  и  других  поставщиков,  наличие  у  них  товарных ресурсов, объем и структуру поступления товаров из других регионов.
     Актуальность данной темы состоит в том,  чтобы на основе научно обоснованного анализа товарооборота предложить пути его увеличения.
     Целью данной курсовой работы является обеспечение конкурентоспособности физических лиц.
     Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы анализа товарооборота для оптовой  торговой организации;
- провести анализ товарооборота на примере конкретного торгового предприятия;
- разработать предложения роста товарооборота.
     Объектом  исследования настоящей курсовой работы является ООО «Планета» - оптовая торговая фирма по продаже товаров народного потребления хозяйственного назначения.
     Предмет исследования – оптовый товарооборот.
     В соответствии с поставленными задачами, рассматриваемым объектом и предметом исследования в работе выделяется 3 главы.
      Первая  глава – теоретическая. В ней раскрыта роль товарооборота и его значение,  приведены факторы, влияющие на товарооборот, рассмотрены методы анализа товарооборота.
      Вторая  глава – аналитическая. В ней дана организационно-экономическая характеристика ООО «Планета», проведен общий анализ показателей товарооборота, планирование товарооборота, факторов влияющих на товарооборот.
      Третья  глава – проектная. В ней исследованы пути роста товарооборота ООО «Планета». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
    Сущность  товарооборота
 
 
 
   
      Роль  товарооборота и  его значение для  предприятия
 
 
     Оптовый товарооборот представляет собой реализацию товаров крупными партиями предприятиям розничной торговли для последующей продажи населению, промышленным и другим предприятиям и учреждениям – для производственных целей и внерыночного потребления. Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий – выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.
     Роль  и значение товарооборота как  экономического показателя заключаются  в следующем:
        а) товарооборот является объёмным показателем, характеризующим  масштабы деятельности предприятия питания;
        б)  товарооборот в расчёте на душу населения характеризует один из аспектов жизненного уровня населения;
        в) по отношению к  товарообороту учитываются, анализируются  и планируются показатели, оценивающие эффективность деятельности предприятия (товарооборачиваемость, рентабельность, уровень издержек и др.).
       Предприятия изучают свою коммерческую деятельность при помощи системы показателей. Эти показатели  находятся  в  неразрывной  взаимозависимости  и единстве в тоже время отражают различные стороны торгового  процесса.  Такая система показателей может быть предоставлена в виде следующих групп:
       - соотношение  товарного  предложения  и  спроса  покупателей,  емкость  и
насыщенность рынка, уровень конкуренции и сегментации рынка
       - показатели оптового товарооборота  в текущих и сопоставимых  ценах за
отчетный  и прошлый периоды
       - показатели структуры товарооборота
       - показатели  оптового  товарооборота  по  структурным  единицам  торгового
   предприятия
       - показатели оптовых цен и тарифов (структура рыночных  цен,  их  динамика,
   ценовая конкуренция)
       - расчеты влияния на  величину  оптового  товарооборота  основных  факторов
   (изменения товарных запасов,  поступления, рыночных цен и  т.д.)
       Анализ  объема  и  динамики  оптового  товарооборота  основывается  на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
       Торговая  деятельность оптовых предприятий  характеризуется, прежде   всего,   степенью   выполнения   планов   и   динамикой    оптового товарооборота.[1]
       Показатели  товарооборота имеют высокую  степень связи с другими важнейшими показателями деятельности торгового предприятия. В системе этих связей наибольшую роль играют следующие их формы:
       а) внутренняя связь отдельных показателей товарооборота;
       б) связь товарооборота с показателями объема ресурсного потенциала и эффективности его использования;
       в) связь товарооборота с суммой и уровнем важнейших финансовых показателей.
       По  составу оптовый товарооборот подразделяется на реализацию товаров со складов  и транзитом с участием и без участия в расчётах.
       Состав оптового товарооборота характеризуется абсолютными и относительными показателями (суммой и удельным весом отдельных видов оптовой реализации товаров в общем объёме товарооборота). Соотношение складского и транзитного оборота зависит от конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересов поставщиков и покупателей, уровня цен и тарифов на складские и транзитные услуги, степени специализации промышленного производства и предприятий розничной торговли, условий их снабжения и расчётов, ассортимента поставляемых товаров, состояния материально-технической базы оптовой торговли и прежде всего от наличия складских помещений, а главное от величины прибыльности производимых оптовых операций. Наиболее экономичной является  транзитная реализация товаров и особенно транзитная без участия оптового предприятия в расчётах. Транзит обеспечивает оптовым предприятиям минимальные издержки обращения, значительно сокращает звенность товародвижения, ускоряет время обращения товаров, способствует сохранению их качества и т.п. Однако транзитную форму реализации не всегда возможно применять, особенно по товарам сложного ассортимента, которые требуют подсортировки, преобразования производственного ассортимента в торговый, что вызывает необходимость их предварительного завоза на склады оптовых предприятий. Расширению транзита способствуют укрупнение и специализация розничных торговых предприятий, развитие контейнерных перевозок, централизованной доставки товаров в торговую сеть и другим покупателям. В условиях рыночной экономики при выборе складской или транзитной формы поставки товаров оптовое предприятие обязательно учитывает получаемые доходы, прибыль и рентабельность. Целесообразность складской и транзитной поставки товаров изучают по каждому покупателю в отдельности (в разрезе партий товаров и товарных групп).
       Оптовый товарооборот изучают также по направлениям реализации товаров (по рыночному и внерыночному фондам).
       Поставка  товаров по рыночному фонду включает их отпуск предприятиям розничной торговли для продажи населению и предприятиям общественного питания – для производства пищи и реализации покупных товаров. Рыночный фонд товаров занимает основное место в товарообороте большинства оптовых предприятий республики.
       К внерыночному фонду относится поставка товаров предприятий лёгкой и пищевой промышленности для производственных нужд (ткани, нитки, сахар, мука, соль и т.д.), отпуск спецодежды и специальной обуви, фонд госбюджетных организаций и учреждений.
Поставка  товаров промышленным предприятиям для производственных нужд включает фонд промышленной переработки и фонд промышленного потребления. В фонд промышленной переработки входит отпуск товаров в качестве основного сырья (материалов) для производства определённой продукции (напр., отпуск тканей для пошива одежды). В фонд промышленного потребления включается поставка товаров промышленным предприятиям для использования их в качестве вспомогательных материалов (напр., нитки для пошива одежды).
     Анализ  выполнения плана и динамики проводится по каждому направлению оптовой  реализации товаров (с детализацией по их видам). Прежде всего, проверяют выполнение плана по отдельным направлениям реализации и изучают причины выявленных отклонений. Причинами недопоставки могут быть нарушения поставщиками договоров поставки товаров по общему объёму, ассортименту, качеству и срокам их поступления, а также транспортные затруднения, недостатки в организации оптовой торговли, в складском хозяйстве, другой маркетинговой деятельности. Важным показателем, характеризующим поставку товаров оптовыми предприятиями, является удельный вес рыночного фонда в общем объёме товарооборота. Рост доли рыночного фонда товаров в оптовом товарообороте обычно положительно характеризует торговую деятельность оптового предприятия.
     Анализ  оптового товарооборота должен проводиться по отдельным покупателям. Оптовое предприятие с каждым покупателем заключает договоры поставки товаров. При анализе проверяют выполнение договоров поставки по общему объёму, количеству, ассортименту и качеству товаров, срокам их отгрузки, условиям транспортировки, расчётам за поставленные товары и разрабатывают меры по полному и качественному выполнению договорных обязательств. Для оценки выполнения оптовыми предприятиями договоров поставки по объёму, количеству, ассортименту и срокам отгрузки применяют показатель «оптовый товарооборот с учётом выполнения договоров поставки товаров», который корректируется на недопоставку товаров отдельным покупателям. Анализ поставки и оптовой реализации товаров необходимо проводить по способам их оплаты отдельными покупателями. В частности, выявляют пути, возможности и резервы развития оптовой продажи товаров с предварительной оплатой, оптомизации расчётов с покупателями по мере отгрузки товаров и минимизации их отпуска в кредит (с рассрочкой платежа). [2] 
 
 

     1.2 Факторы, влияющие на товарооборот 
 

     Выполнение  плана по товарообороту и динамика основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия зависят от  трёх групп факторов:
     а) от обеспеченности товарными ресурсами, правильности их распределения и использования;
     б) от обеспеченности трудовыми ресурсами, режима и эффективности  труда;
     в) от состояния, развития и использования материально-технической базы оптовой торговли.
     Первая  группа факторов
Главный фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность и рационального использования товарных ресурсов. Анализ использования товарных ресурсов на предприятии обычно начинают с изучения баланса. В ходе анализа определяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и развитие товарооборота в динамике. Товарооборот предприятия зависит от поступления товаров, состояния товарных запасов. На его объём оказывает влияние прочее выбытие. Эта зависимость может быть выражена формулой продуктового баланса:
     Зн + П = Р + В + Зк ,                                                                                                           (1)
     где Зн – товарные запасы на начало изучаемого периода;
     П – поступление сырья, полуфабрикатов и покупных товаров;
     Р – реализация продукции собственного производства и покупных товаров;
     В – прочее выбытие продуктов;
     Зк – товарные запасы на конец анализируемого периода.
     Влияние показателей товарного баланса  на развитие товарооборота можно  определить, применив следующую формулу:
     Р = Зн + ПВЗк .                                                                                                           (2)
     Следовательно, на выполнение плана и динамику товарооборота  положительное влияние оказывают  завышенные товарные запасы на начало изучаемого периода и рост поступления товаров, а отрицательное – увеличение прочего выбытия и завышенные запасы на конец периода.
     Так как товарооборот планируют, учитывают  и анализируют в продажных  ценах, то и все другие показатели включают в продуктовый баланс в  аналогичной оценке. Данные по балансу изучают в целом по предприятию. [2]
     Анализ  поступления товаров проводят по общему объёму, ассортименту, количеству, качеству, источникам поступления и отдельным поставщикам. Прежде всего, исходя из плана товарооборота определяют потребность в товарных ресурсах и сравнивают с возможностями их закупки. Особое внимание уделяют выявлению, изучению и мобилизации дополнительных источников поступления  товаров на льготных условиях. При анализе необходимо изучить, как предприятия используют возможности вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов и какие имеются резервы для их роста. Особое внимание уделяется изучению частоты и своевременности завоза товаров.
     Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками. В процессе анализа определяют степень выполнения договоров поставки по общему объёму, ассортименту и качеству, срокам их отгрузки, условиям транспортировки и упаковки и т.п.; выявить случаи нарушения договорных обязательств, если они имели место, и установить их причины. [3]
     Для обеспечения ритмичной работы, на предприятиях должны быть определённые товарные запасы. По назначению их подразделяют на текущие и сезонные. Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной, бесперебойной торговой деятельности предприятий. Текущие товарные запасы должны быть средними, то есть не завышенными и не заниженными. Завышенные запасы ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту товарных потерь и других издержек производства и обращения, а главное – ухудшению качества и даже порчи. Заниженные товарные запасы могут привести к перебоям в торговой деятельности предприятий, к снижению объёма товарооборота.
     Сезонные запасы  создают в определённые периоды года и их образование связано с сезонностью производства.
     Текущие товарные запасы обычно планируют отдельно от сезонных. Нормативы текущих запасов  каждое предприятие планирует поквартально в сумме или днях. При этом норматив текущих товарных запасов в днях на квартал одновременно является и нормативом товарооборачиваемости.
     В деятельности предприятий текущие товарные запасы рассматривают, с одной стороны, как источник товарного обеспечения, выполнения планов и динамики развития товарооборота и, с другой  – как составную часть финансового плана и основу расчёта потребности в собственном капитале. В связи с этим нормативы текущих товарных запасов, а равно и фактическое их наличие, должны оцениваться при анализе товарного покрытия товарооборота по продажным ценам, а при планировании финансов и изучении финансового положения предприятия – по себестоимости.
     Так как нормативы товарных запасов  устанавливают поквартально, то и  их изучение проводят, прежде всего, по каждому кварталу в отдельности. Анализ текущих товарных запасов начинают с сопоставления фактических их размеров с установленными нормативами. Изучение товарных запасов проводят не только в сумме, но и в днях. Для определения товарных запасов в днях необходимо их сумму разделить на объём товарооборота и умножить на количество дней изучаемого периода.
     В процессе анализа устанавливают, как  товарные запасы обеспечивали развитие товарооборота: изучают причины отклонений фактических остатков от установленных нормативов.
     Такими  причинами могут быть:
     а) невыполнение или перевыполнение планов товарооборота;
     б) невыполнение или перевыполнение плана поступления товаров;
     в) завоз товаров в размерах, превышающих потребность;
     г) неравномерное их поступление;
     д) неправильное распределение товарных ресурсов;
     е) наличие других недостатков торговой деятельности.
     Товарные  запасы в сумме обычно снижаются, если поступление отстаёт от темпов увеличения товарооборота, и повышаются при опережающих темпах роста поступления товаров.
     Наряду  с анализом товарных запасов на отдельные  даты проводят изучение их средних размеров. При определении средних товарных запасов привлекают как можно большее число данных, что обеспечивает репрезентативность расчётов. Плановые среднегодовые товарные запасы (Зср) могут определяться по формуле средней арифметической (путём суммирования их нормативов на четыре квартала отчётного года и деления полученного итога на 4) или по средней хронологической:
     Зср = ,                                    (3)
     где З1, З2, …, Зn – запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода; n – число дат, за которые взяты данные.
     Товарооборачиваемость является одним из важнейших качественных показателей. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня их реализации, а также скорость оборота товаров.
     Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса.
     Скорость  оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. Следует отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства.
     Ускорение товарооборачиваемости имеет большое значение для экономики: высвобождаются оборотные средства, вложенные в сырьё и покупные товары; снижаются товарные потери и другие издержки производства и обращения; сохраняется качества продукта и т.п.
     Товарооборачиваемость в днях (время обращения товаров) определяют на основе данных о средних товарных запасах и товарообороте по одной из следующих формул: 

     Тдн = ,    или     Тдн = ,                                                                                  (4)
     где Тдн – товарооборачиваемость в днях,
     Зср – средние товарные запасы;
     Д – количество дней анализируемого периода;
     Р – реализация покупных товаров (товарооборот);
     Рдн – среднедневной объём товарооборота.
     Вторая  группа факторов
     Вторым  фактором успешного развития товарооборота является обеспеченность трудовыми ресурсами; правильность установления режима труда; эффективность использования рабочего времени; рост производительности труда.
     Анализ  начинают с изучения укомплектованности штатов и эффективности использования рабочего времени. Если по отдельным категориям работников фактическая численность ниже плановой, то выясняют причины и принимают меры по укомплектованию штатов и повышению эффективности труда работников. Изучают их качественный состав: обеспеченность специалистами с высшим и средним специальным образованием, стаж работы, в том числе на данном предприятии, возраст и т.п.
     На выполнение плана и динамику товарооборота можно измерить влияние четырёх трудовых факторов:
     а) среднесписочной численности работников;
     б) среднего количества дней, отработанных одним работником за год;
     в) средней продолжительности рабочего дня;
     г) товарооборот на одного работника.
     Используя данные статистического учёта и отчётности по труду, следует изучить эффективность использование фонда календарного времени. В частности, определяют потери рабочего времени по болезни, в связи с прогулами, скрытой и явной безработицей и по другим причинам (в целом по предприятию и в расчёте на одного работающего).
     При изучении движения рабочей силы, текучести  кадров рассчитывают ряд коэффициентов. К ним относят:
     а) коэффициенты по приёму и увольнению, определяемые отношением количества принятых и уволенных работников к среднесписочной их численности;
     б) коэффициент текучести кадров, представляющий собой отношение количества уволенных работников за нарушения трудовой дисциплины, по собственному желанию из-за неудовлетворённости работой, а также по сокращению штатов (в связи с безработицей, ликвидацией предприятия и т.п.) к среднесписочной их численности;
     в) коэффициент безработицы, рассчитываемый отношением уволенных работников по сокращению штатов и в связи с ликвидацией предприятия к среднесписочной численности работающих;
     г) коэффициент общего оборота рабочей силы, исчисляемый отношением принятых и уволенных работников к среднесписочной их численности.
     Для оценки постоянства (закреплённости) кадров определяют долю работников, проработавших на данном предприятии более года.
     Уровень производительности труда зависит  от изменения доли в общей численности  работающих административно-управленческих работников. Количественно измерить влияние этого фактора на темп изменения производительности труда можно, используя следующую формулу:
     Тпр = ,                                                                                                (5)
     где Тпр – темп повышения или снижения производительности труда за счёт изменения структуры численности работников (изменения в ней доли административно-управленческого персонала), %;
      А0 – удельный вес административно-управленческого персонала в базисном периоде, %;   А1 – то же в отчётном периоде.
     Большое влияние на производительность труда  оказывает внедрение в практику научно-технического прогресса новейших высокопроизводительных машин и оборудования. Влияние внедрения новой техники на определённом участке работы на повышение производительности труда всех работников предприятия можно измерить при помощи следующей формулы: 

     Тпр. общ. = ,                                                                                                (6)
     где Тпр.общ. – темп роста производительности труда всех работников предприятия;
     Тпр.част. – темп роста производительности труда определённой группы работников на основе внедрения научно-технического прогресса, %;
     Дл – удельный вес (доля) данной группы работников в общей численности работников предприятия.
     Анализ  эффективности использования рабочего времени и режима труда помогает изучить рациональность использования трудовых ресурсов, выявить и реализовать резервы повышения производительности труда.
     Третья  группа факторов
     Большое влияние на развитие товарооборота состояние и использование материально-технической базы. Под материально-технической базой, прежде всего, имеют в виду основные средства (фонды). Они подразделяются на собственные, арендованные и безвозмездно предоставленные. В процессе анализа основные средства должны изучаться комплексно, независимо от их принадлежности. По выполняемым функциям они подразделяются на активные и пассивные. К активным относят машины, оборудование, приборы и т.п. основные средства, непосредственно-торговом процессе предприятий. Пассивные основные средства включают здания, сооружения, передаточные устройства и транспортные средства, обеспечивающие нормальное функционирование активных основных средств. [3]
     Анализ  материально-технической базы обычно начинают с изучения состава и структуры основных фондов.
     При анализе состояния и обеспеченности основными средствами предприятий питания исчисляют следующие показатели:
     а) долю активной части основных фондов в общей их стоимости, которая характеризует технический уровень предприятий;
     б) коэффициент физического износа, определяемый отношением суммы износа к первоначальной или восстановительной их стоимости;
     в) коэффициент обновления, рассчитываемый отношением суммы вновь поступивших основных средств за год (или за более длительный период) к их остатку на конец года;
     г) коэффициент выбытия, определяемый отношением выбывших основных средств за год (или за более длительный период) к их остатку на конец года;
     д) коэффициент прироста основных средств, исчисляемый отношением суммы прироста основных средств за год к их остатку на начало года;
     е) показатель фондовооружённости труда, рассчитываемый отношением среднегодовой стоимости основных производственных фондов к среднесписочной численности работников;
     ж) показатель технической вооружённости труда, определяемый отношением среднегодовой стоимости активных основных средств, к среднесписочной численности работников.[1]
     Коэффициенты  обновления, выбытия и прироста основных средств следует изучать взаимосвязано по всем основным средствам и отдельно – по основным производственным фондам, а внутри их – по отдельным видам, что позволяет глубже оценить воспроизводство материально-технической базы. 
     Обобщающими показателями, характеризующими уровень  обеспеченности предприятий основными производственными являются фондовооруженность и техническая вооруженность труда. Рост фонда фондовооруженности и особенно технической вооруженности труда ведет к повышению производительности труда. Поэтому их изучают взаимосвязано: сопоставлением за ряд лет темпов роста производительности труда, фондовооруженности и технической вооруженности труда.
     Большое внимание уделяют анализу эффективности  использования основных фондов. Для обобщающей оценки использования материально-технической базы определяют и изучают фондоотдачу, рассчитываемую отношением годового объёма товарооборота к среднегодовой стоимости основных фондов. Обычно  фондоотдачу исчисляют, исходя из товарооборота в действующих и в сопоставимых ценах, что позволяет изучить влияние ценового фактора на её размер.
     Обратным  показателем фондоотдачи является фондоёмкость, определяемая отношением среднегодовой стоимости основных производственных фондов к годовому объёму товарооборота. Фондоотдача показывает, сколько рублей товарооборота (или выпуска собственной продукции) получено с каждого рубля основных производственных фондов, а фондоёмкость – сколько основных средств приходится на один рубль товарооборота. В конечном итоге на фондоотдачу оказывают влияние два ценовых фактора:
     а)  изменение продажных цен на товары;
     б) изменение стоимости основных средств (их дооценки или уценки).[5] 
 
 

     1.3  Методика анализа товарооборота 
 

     Анализ  товарооборота предприятия  позволяет  оценить достигнутые результаты, изучить развитие товарооборота, оценить правильность, реалистичность стратегии предприятия в развитии товарооборота, сравнить масштабы деятельности данного предприятия с конкурентами.
     Методика  экономического анализа товарооборота  включает в себя:
     а) изучение выполнения плана товарооборота;
     б) изучение динамики товарооборота;
     в) анализ производственной программы предприятия;
     г) исследование влияния важнейших факторов на выполнение плана и динамику товарооборота (товарного обеспечения, запасов, товарооборачиваемости, производительности труда и др.);
     д) выявление резервов роста товарооборота и разработка конкретных мероприятий по увеличению товарооборота.[4]
     Анализ  товарооборота проводится в фактических (действующих) и сопоставимых ценах. Для определения товарооборота в сопоставимых ценах необходимо его объем с момента действия новых продажных цен разделить на индекс цен. Необходимо также проанализировать, какие изменения произошли в составе товарооборота по сравнению с прошлым периодом.
     Анализ  объема и динамики оптового товарооборота  основывается на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
     Торговая  деятельность оптовых предприятий характеризуется, прежде всего, степенью выполнения планов и динамикой оптового товарооборота. Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам. Это помогает установить, как ритмично развивается оптовая реализация, как равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Для оценки равномерности и ритмичности развития товарооборота следует изучить выполнение плана его динамику. Под сезонными колебаниями товарооборота понимают такие изменения уровня динамического ряда, которые вызывают влияниями времена года.
     Динамика  квартальных и месячных товарооборотов торгового предприятия существенно  отличается от годовых. Это проявляется, прежде всего, в том, что развитие годовых объемов товарооборота носит более или менее монотонный характер, в то время как изменения квартальных и месячных объемов оборота тех же товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями. В настоящее время существует много различных методов, с помощью которых осуществляется анализ квартальных объемов  товарооборота. Наиболее простым, и достаточно надежным, является метод относительной средней. При данном методе допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. В целях устранения случайных факторов на основе рассчитанных сезонных колебаний определяются индексы сезонности товарооборота.
     После изучения объема  оптового товарооборота  переходят к анализу его состава, то есть изучают ассортимент и  структуру товарооборота.[5]
     Главный фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность и рациональное использование товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего, проверяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития оптового товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Оптовый товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров.
     Важным  вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных ресурсов, правильности их распределения между  магазинами и другими торговыми подразделениями. Основным показателем оценки эффективности использования товарных ресурсов является объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов.[4]
     Сущность планирования товарооборота заключается в определении его объема в стоимостном выражении на определенные периоды времени в будущем. Планирование товарооборота  служит инструментом выявления будущей прибыли предприятия, позволяет улучшить контроль за размещением и использованием всех его ресурсов.
     Одним из методов расчета общего объема оптового товарооборота предприятия  является экономико-статистические методы. Эти методы основываются на изучении тенденции показателей динамического ряда. Тенденции переносятся на плановый период. При характеристике тенденции используется метод среднегодовых темпов изменения показателей. Экономико-статистический метод, основан на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году.
     Экстраполяция по скользящей средней может применяться  для целей краткосрочного прогнозирования.
     Необходимость применения скользящей средней вызывается следующими обстоятельствами. Бывают случаи, когда имеющиеся данные динамического ряда не позволяют обнаруживать какую – либо тенденцию развития того или иного процесса из – за случайных и периодических колебаний исходных данных. В таких случаях для лучшего выявления тенденции прибегают к методу скользящей средней.
     С этой целью рассчитывается прирост  товарооборота в процентах к  предыдущему периоду.[6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Анализ товарооборота ООО «Планета» 
 
 

     2.1 Организационно – экономическая характеристика ООО «Планета» 

     ООО «Планета» было основано в 2006г. Оно является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Данное предприятие по своей организационно – правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. Также оно является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой  является извлечение прибыли. Как юридическое лицо, ООО «Планета» самостоятельно осуществляет оперативный, бухгалтерский и статистический учет и отчетность в установленном законодательством Российской федерации порядке.
     У ООО «Планета» нет собственного помещения, поэтому оно арендует помещения на территории завода.
Все помещения  ООО «Планета» находятся рядом, что имеет ряд преимуществ:
     а) оперативность оформления и выполнения – покупатель не несет дополнительных транспортных расходов, сокращается время ожидания заказов;
     б) упрощение документооборота – нет необходимости выписывать дополнительные накладные. Есть возможность переоформления заказа в случае изменения его покупателем;
     в) мобильность в управлении складом по обеспечению товарных запасов. 

Штат ООО «Планета».

 


 
 
 
 

     Весь  штат  подчиняется непосредственно  директору.
     Основным  видом хозяйственной деятельности ООО «Планета»  является оптовая торговля товарами народного потребления хозяйственного назначения. Прайс-лист общества включает более 100 наименований товаров. Все товары, реализуемые ООО «Планета» сертифицированы.
     Форма оптовой торговли – складская, то есть реализация товаров осуществляется непосредственно со склада Общества.  Товары подбираются в соответствие с заявками от покупателей, оформленными в письменной форме и получаемые посредством факсимильной связи.
    Общая  схема технологических потоков  ООО «Планета» представляет собой следующее: 

          1. Поставка товара                                                  2.Размещение товаров

           сбор информации о                                                       прием, учет товара
           рынке сбыта 

           покупка  товара                                                             внутренняя транспортировка 

           поставка на склад                                                          хранение товара 
 

3. Организация товаропотоков
                                       
                                                     сбор заказов
                                                     формирование заказа
                                                     отпуск товаров, доставка 
 
 

     Таким образом, ООО «Планета» вначале определяет потребность в товаре. Затем осуществляется поиск наиболее подходящего поставщика. 
     После заключения с поставщиком договора и предварительной оплаты осуществляется поставка товара на склад.  
     Клиентская  база данных насчитывает более 500 крупно и мелко оптовых, а также розничных фирм, расположенных по всей территории Российской Федерации. Общество работает с покупателями по договорам купли – продажи (поставки) товара. Условия работы с покупателями, как правило  – 100 % предоплата за товар. Форма расчетов с покупателями: безналичная.
Источником  формирования  финансовых  результатов  ООО «Планета»  является  прибыль. 
 
 
 
 

Таблица 1 - Основные показатели хозяйственной деятельности ООО «Планета» за 2007-2008 гг., тыс.р. 

 


            Рисунок 1- Динамика основных показателей хозяйственной деятельности за 2007-2008 гг. 
 
 
 
 

     2.2 Анализ товарооборота ООО «Планета» 
 

     Проведен анализ  оптового товарооборота на основании экономических показателей деятельности.
     1. Степень   выполнения   планов   и   динамика    оптового  товарооборота. 

Таблица 2 - Информация  о  выполнении  плана  по оптовому товарообороту ООО «Планета» 


   

     План  товарооборота ООО «Планета»  перевыполнен  на  18,16%  или на 1131 тыс.р. По  сравнению  с  прошлым  годом  его  объем  возрос  на  1592 тыс. р., что составляет  27,61%.  Рост  оптового  товарооборота в динамике произошел в основном за счет  повышения продажных  цен  на  товары.  Индекс продажных цен по оптовому товарообороту в отчетном году к прошлому  составил 1,26 раза. Пересчитаем фактический его объем за отчетный год в  сопоставимые продажные цены:  7359 : 1,26  =  5841  тыс.р.  Таким образом ,  повышение продажных цен на товары обеспечило прирост оптового  товарооборота  на  1518 тыс.р. (7359-5841), что составляет 26,32% к фактическому  его  объему  за прошлый год. 

     2. Равномерность  и  ритмичность  развития товарооборота. 
 
 
 
 
 

Таблица 3 - Ритмичность развития оптового товарооборота ООО «Планета» в действующих ценах  за 2008 год, тыс. р. 
 

 
 


     Рисунок 2 - Равномерность выполнения плана товарооборота по кварталам 2008 г. 

     Коэффициент ритмичности определяют отношением числа периодов,  за  которые
выполнен  план,  к  общему  их   количеству.   Торговое   предприятие   план товарооборота выполнило во всех кварталах.  Отсюда  коэффициент  ритмичности  равен 1,0 или ритмичным его выполнение было только на 100,0 %.
     Для определения коэффициента равномерности:
                                                                                                                       (7)
необходимо  рассчитать среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации, или неравномерности:
                                                                                                                  (8) 

                                                                                                                              (9)
           

           
Выполнение  плана товарооборота за отчетный год было равномерным на:
100-0,35=99,65 %
     3. Сезонные колебания товарооборота
     Наиболее  простым  и  достаточно  надежным является  метод  относительной  средней.   При   данном   методе   допустима сопоставимость товарооборота только  внутри  года.  Для  расчета  используем данные о квартальном обороте за 2 года.
Сначала определяется среднеквартальный оборот за каждый год:
     Тквj=Тj/4,                                                                                                                         (10)
     где Тквj –среднеквартальный товарооборот j-го года, руб.
     Тj – объем товарооборота j-го года, руб.
     Тквj=5767/4 = 1441,75  (2007г);     
     Тквj=7359/4= 1839,75   (2008г.)
     Далее  рассчитываются  сезонные  колебания  товарооборота  по  кварталам  за
каждый  год, и определяется сумма.
     Сij=(Тij/Тквj) х 100,                                                                                                        (11)
     где Сij –сезонные колебания товарооборота i-го квартала j-го года,%;
     Тij –товарооборот i-го квартала j-го года, руб.
     На  основе этих  формул  рассчитываем  сезонные  колебания  товарооборота  по кварталам  

Таблица 4 - Исходные данные для расчета сезонных колебаний товарооборота по кварталам
тыс. руб. 

 
 
 
 
 
 

Таблица 5 - Расчет сезонных колебаний товарооборота по кварталам (%) 

 

Рисунок 3 – Сезонные колебания товарооборота по кварталам 
 

     В целях  устранения  случайных  факторов  на  основе  рассчитанных  сезонных колебаний определяются индексы сезонности товарооборота:
     Iсез.перi   =сумма    сезонных    колебаний/количество лет
     Iсез.перi   = 400
     Iсез.перi  –первоначальный индекс сезонности  товарооборота i-го квартала, %.
     Сумма индексов сезонности  товарооборота  за  четыре  квартала  должна  быть равна 400,0% . Если имеются отклонения от указанной величины, то в расчеты вводится коэффициент поправки:
     Кп=400 / сумма сезонных колебаний,
     где Кп –коэффициент поправки первоначальных индексов сезонности товарооборота.
Уточненные  индексы  сезонности  товарооборота  определяются   по   формуле:
     Iсез.ут.i=I сезперi х Kn,
     Iсез.ут.i –уточненный индекс сезонности  товарооборота i-го квартала, %. 

Таблица 6 - Расчет индексов сезонности товарооборота (%) 

 

Коэффициент поправки составляет:
     Кп=400/400=1,0.
     Индекс  сезонности   показывает,   насколько   процентов отклоняется товарооборот данного квартала от  среднеквартальной  величины  в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера.
       4. Состав товарооборота
Таблица 7 - Информация о динамике ассортимента и структуры оптового товарооборота
ООО«Планета» за 2007-2008 гг. 
 


   
     По  всем товарным группам  обеспечены  высокие  темпы  роста  реализации товаров. В отчетном году по сравнению с прошлым  годом  выросла  реализация по  садово – огородному инвентарю    на  329,32  тыс. р.,  по   поливочному инвентарю на 625,5 тыс. р., по  строительному инструменту  на  98,05 тыс.р., по слесарно - монтажному инструменту на 184,49 тыс.р., по  посуде  на  413,47  тыс. р.,  по категории «разное» реализация уменьшилась на  58,83  тыс.р..  Неравномерность развития оптового товарооборота по отдельным  группам  привела  к  изменению его структуры. В частности, снизилась доля  в  товарообороте  по  строительному инструменту,  по  слесарно-монтажному инструменту,  категории «разное»,   при  увеличении  удельного  веса реализации товаров по другим товарным группам. 
 
 

2.3 Расчёт факторов, влияющих на товарооборот ООО “Планета”  
 

     Выполнение  плана и динамика оптового товарооборота  зависят  от  трех  групп факторов:
     а) от обеспеченности и использования товарных ресурсов;
     б) от обеспеченности трудовыми ресурсами, режима и эффективности труда;
     в) от  состояния,  развития  и использования материально-технической базы оптовой торговли.
     1. Главный  фактор   успешного   развития   товарооборота - обеспеченность   и рациональность использования товарных  ресурсов.  Проводя  анализ,  прежде всего, проверим,  как  товарные  ресурсы  обеспечивали  успешное  выполнение плана и динамику  развития  оптового  товарооборота,  удовлетворение  спроса покупателей на  отдельные   товары.   Оптовый   товарооборот   зависит   от поступления товаров и состояния товарных запасов.  На  его  объем  оказывает влияние  прочее  выбытие товаров.  Эта зависимость выражается формулой товарного баланса:[7]
     Зн + П = О + В + Зк,                                                                                               (12)
     где Зн  - запасы товаров на начало отчетного  периода;
     П - поступление товаров;
     О - оптовый товарооборот;
     В - прочее выбытие товаров;
     Зк  - запасы товаров на конец отчетного периода.
     Влияние   показателей   товарного   баланса   на   объем   оптового товарооборота  можно определить, применив следующую формулу:
     О = Зн + П – В – Зк .                                                                                              (13) 
 
 

Таблица 8 - Товарный  баланс  по  ООО  «Планета» за 2007-2008 гг., тыс.р.
                                                                  
 
 

     Оптовый товарооборот по сравнению с планом возрос на 1131  тыс.р.  за счет  сверхнормативных  запасов  на  начало   года   (+   23   тыс.р.)   и перевыполнения  плана поступления товаров  (+1361  тыс.р.).  Возможности увеличения товарооборота уменьшились в связи с ростом  прочего  выбытия товаров (-1 тыс.р.) и завышенными товарными запасами на конец года  (-252 тыс.р.).  ООО «Планета»  в  прочее  выбытие  товаров   включает товарные  потери,  бой,  лом,  порчу  и  уценку  товаров.  В  связи  с  этим увеличение по сравнению с  планом  и  в  динамике  прочего  выбытия  товаров должно с отрицательной стороны характеризовать его торговую деятельность.
     По  сравнению с прошлым годом  объем товарооборота  увеличился  за  счет завышенных товарных запасов на начало года (+80,6 тыс.р.), роста поступления товаров  (+1790  тыс.р.)  и уменьшения  прочего   выбытия   товаров   (+1,7 тыс.р.).  Возможности роста товарооборота в динамике   уменьшились   в результате увеличения товарных запасов на конец года (280,6 тыс.р.).
Следовательно, на выполнение плана и  динамику  товарооборота  положительное влияние оказывает завышенные (сверхнормативные) товарные  запасы  на  начало изучаемого периода (если  товары  пользуются  спросом)  и  рост  поступления товаров и отрицательное – увеличение прочего выбытия товаров,  и  завышенные товарные запасы на конец анализируемого периода.
     Важным  вопросом анализа является изучение  эффективности  использования товарных ресурсов, правильности их распределения между магазинами и  другими торговыми  подразделениями.  Основным   показателем   оценки   эффективности использования товарных ресурсов является объем товарооборота на  один  рубль товарных ресурсов (Этов), который определяется по формуле
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.