На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Платежная система Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Платежная система Республики Беларусь
СОДЕРЖАНИЕ   

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ПЛАТЕЖНОЙ  СИСТЕМЫ
1.1. Понятие «платежная  система». Элементы и виды платежных  систем
1.2. Безналичный  денежный оборот, его значение
1.3. Формы безналичных  расчетов юридических лиц во  внутреннем экономическом обороте
1.4. Международные  расчеты, их формы
2. ПЛАТЕЖНАЯ  СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
2.1. Правовое  обеспечение деятельности платежной  системы Республики Беларусь
2.2. Институты,  оказывающие платежные услуги
2.3. Управление  платежной системой
2.4. Безналичные  платежи банков
2.5. Особенности  безналичных расчетов населения
2.6. Механизмы  обеспечения ликвидности и управление  рисками
3. СОСТОЯНИЕ  И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЛАТЕЖНОЙ  СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  

ВВЕДЕНИЕ   

      Платежная система является неотъемлемой частью финансовой инфраструктуры рыночной экономики, и ее состояние имеет ключевое значение для денежно-кредитного регулирования, обеспечения эффективного платежного обслуживания финансовой системы государства и реального сектора экономики.
      Развитие  платежной системы и укрепление платежной дисциплины является одним из направлений работы по повышению коэффициента монетизации экономики. Американские экономисты Дж. Эндрю Спиндлер и Брюс Д. Саммерс писали: "Существует прямая связь между платежной системой и проведением денежно-кредитной политики, так как операции платежной системы оказывают влияние на то, каким образом общество распоряжается денежной массой. В этом смысле средства в расчетах (флоут), неизбежно возникающие в результате несовершенства процесса обработки платежей, могут сказаться на денежно-кредитной политике, как сказываются на ней сбои в ходе клиринга и расчетов".
      Именно  по вышеизложенным причинам совершенствование  платежной системы государства является одной из первоочередных задач деятельности центральных банков.
      Платежные системы играют значительную роль в  обеспечении экономической деятельности: создают условия для движения денежных средств между участниками экономического оборота, дают возможность эффективно использовать финансовые ресурсы, проводить государственную денежно-кредитную политику и т.д. Организация платежной системы государства оказывает непосредственное влияние на стабильность его финансовой системы, уровень издержек денежного обращения, стоимость экономических операций в общественном хозяйстве, ликвидность финансовых рынков и банковской системы, т.е. на эффективность функционирования экономики в целом.
1. ПОНЯТИЕ ПЛАТЕЖНОЙ  СИСТЕМЫ   

1.1. Понятие «платежная  система». Элементы и виды платежных  систем   

      Денежный  оборот, опосредующий движение национального  продукта, совершается в процессе проведения расчетов за товары и услуги, переводов денежных средств и платежей по различного рода финансовым обязательствам. В связи с этим для бесперебойного и эффективного функционирования отдельных хозяйствующих субъектов и экономики в целом необходима такая организация денежного оборота, в рамках которой четко определены и соблюдаются права и обязанности участников расчетных операций, действуют единые правила и процедуры и тем самым гарантируется безопасность и своевременность платежей и переводов денег.
      В наличном денежном обороте окончательность  расчета и погашения долга  обеспечивается путем прямой передачи плательщиком получателю денег соответствующего количества официальных денежных знаков, являющихся единственным законным платежным средством на территории данной страны. Поскольку расчетные операции наличными деньгами осуществляются вне банковской системы, их организация со стороны государства сводится по большей части к установлению правил выдачи и приема денежных знаков кассами банков и предприятий. Для обеспечения безналичного денежного оборота необходимо наличие специальной системы расчетов. Безналичные денежные средства совершают движение по счетам на основе расчетных и других документов, что требует создания системы передачи платежных сообщений, гарантирующей последующее перечисление денежных средств.
      Для организации движения безналичных  и наличных денежных средств создаются платежные системы. Они функционируют в каждой стране как важнейший компонент финансовой системы государства и инфраструктуры финансовых рынков. Кроме того, получили развитие международные платежные системы, обеспечивающие движение денежных средств между контрагентами расчетных и других операций, находящимися в разных странах.
      Платежная система представляет собой совокупность законодательно регулируемых элементов, применяемых для перевода денег, совершения расчетов и платежей в процессе выполнения экономическими агентами долговых и других обязательств.
      В связи с этим к современным  платежным системам предъявляются высокие требования. Они должны обеспечивать:
      •     надежность и стабильность расчетов, т.е. сохранность средств, совершающих движение в процессе расчетов, и гарантированность их перевода получателю;
      •     высокую скорость проведения платежей, включая быстроту входа в систему и минимизацию времени обработки, передачи и получения платежных сообщений;
      •     рентабельность расчетных операций — поддержание оптимального объема средств, отвлеченных в расчеты, и снижение затрат на совершение платежей;
      •     равные условия для всех участников;
      •     минимизацию расчетных, операционных и других рисков;
      •     условия для рационального управления участниками расчетов своими денежными средствами. Это подразумевает обеспечение свободного доступа к счету, платежным и другим услугам системы; широкий выбор режимов счетов; простоту процедуры расчетов и т.д.;
      •     возможность для коммерческих банков эффективно управлять своей ликвидностью;
      •     условия для оперативного регулирования центральным банком ликвидности коммерческих банков и банковской системы в целом;
      •     проведение международных расчетов и эффективное управление участниками расчетов своими ресурсами в иностранной валюте.
      Таким образом, платежная система должна быть быстродействующей, безопасной и экономичной, и предоставлять ее пользователям широкие возможности по маневрированию своими денежными средствами в целях повышения эффективности их использования.
      Основными элементами современной платежной системы являются:
      •     институты, осуществляющие переводы денег и расчетные операции (центральные и коммерческие банки, небанковские кредитно-финансовые организации и т.д.);
      •     законодательная база и контрактные соглашения между участниками системы, определяющие их права и обязанности и регламентирующие порядок перевода денег, совершения расчетов и платежей и другие процедуры, связанные с организацией платежного оборота;
      •     коммуникационные системы перевода денежных средств и платежных сообщений — почтовая связь, телефонная связь, телетрансмиссионные средства, электронная почта,  система S.W.I.F.T. и др.;
      •     инструменты платежей — наличные деньги, расчетные документы, аккредитивы, векселя, чеки, банковские пластиковые карточки и т.д.
      Функционирование  и взаимодействие этих элементов  осуществляется в соответствии с правилами, действующими в рамках каждой конкретной платежной системы. Институты, осуществляющие переводы денег и расчетные операции от имени своих клиентов, называются участниками платежной системы. Юридические и физические лица — клиенты этих институтов — являются пользователями системы.
      Основными участниками платежной системы страны выступают центральный банк, коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые организации (например, клиринговые палаты). Как правило, центральный банк играет ключевую роль в развитии платежных систем страны. Он заинтересован в обеспечении безопасности и повышении эффективности платежных систем как важном условии стабильности денежной системы государства. Стабильная работа платежной системы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями является основой для эффективного выполнения центральным банком его важнейших функций — проведения денежно-кредитной политики и осуществления надзора за банковской системой с целью поддержания ликвидности банков. Во многих странах банковское законодательство предусматривает ответственность центрального банка за обеспечение надежного функционирования и развития платежной системы государства, включая осуществление надзора за всеми элементами платежной системы с целью снижения рисков, особенно системного, которые могут привести к дестабилизации денежного оборота.
      Центральный банк в платежной системе может  выступать пользователем и участником, а также играть роль расчетного агента, который организует и проводит платежи  между ее участниками, несет ответственность за бесперебойность и своевременность этих платежей, а также за обеспечение ликвидности системы. Даже если центральный банк не является в платежной системе расчетным агентом, он выступает в ней гарантом окончательного завершения расчетов, поскольку выполняет функцию кредитора в последней инстанции для коммерческих банков.
      В современных условиях в рамках мирового хозяйства действует множество  платежных систем, обеспечивающих движение денежных средств как внутри отдельных государств, так и между странами. Их можно классифицировать по ряду признаков.  

      По  организации взаимодействия участников платежные системы делятся на децентрализованные и централизованные.
      Децентрализованные  платежные системы  возникли исторически раньше. В них взаимодействие участников — банков — осуществляется на основе открытия друг у друга прямых корреспондентских счетов (независимо от остальных банков) и проведения расчетов по этим счетам. Все участники в рамках такой системы выполняют одинаковые функции и имеют равные права и обязанности. Недостаток децентрализованного построения платежной системы заключается в том, что с развитием безналичных расчетов и увеличением числа участников у каждого банка соответственно возрастает количество корреспондентских счетов, усложняется учет расчетных операций, повышаются риски. Необходимость размещения денежных средств для проведения межбанковских расчетов на все большем количестве счетов приводит к возрастанию объема активов, отвлеченных в расчеты, снижению ликвидности и прибыльности банков.
      Централизованная  платежная система  предполагает наличие института, оказывающего посреднические услуги банкам по проведению их расчетов друг с другом (расчетного агента). В такой системе каждому банку для осуществления платежей необходимо иметь только один корреспондентский счет — у расчетного агента. Последний проводит платежи путем перевода денег по корреспондентским счетам, открытым у него банками-участниками. В рамках централизованных систем участники различаются своими функциями и подчинены определенной иерархии. В настоящее время существует две разновидности таких платежных систем, которые различаются степенью централизации расчетных операций — двухуровневая и одноуровневая системы.
      Двухуровневая платежная система является менее централизованной, ее характерной особенностью является наличие прямых и ассоциированных участников. Прямые участники (клиринговые банки, клиринговые палаты и т.д.), образующие первый уровень, имеют корреспондентские счета, открытые у расчетного оператора системы, в качестве которого может выступать центральный банк, центральная клиринговая палата или другой институт. Они предоставляют платежные услуги для ассоциированных участников, образующих второй уровень, выступая для них в роли расчетных агентов. Ассоциированные участники проводят свои расчеты через корреспондентские счета, открытые у прямых участников.
      Одноуровневая платежная система характеризуется высшей степенью централизации, в ней все участники являются прямыми, и функции расчетного агента выполняет один финансовый институт, чаще всего центральный банк.
      По  способу расчетов выделяют системы  валовых расчетов (брутто-расчетов) и системы клиринговых расчетов (расчетов на чистой основе или нетто-основе).
      Система валовых расчетов представляет собой платежную систему, в которой переводы денежных средств между ее участниками совершаются в полной сумме по каждому платежу. Современные банковские технологии при наличии достаточной суммы средств на счете позволяют осуществлять валовые платежи в режиме реального времени.
      Система клиринговых расчетов основана на зачете взаимных требований и обязательств участников. В такой системе каждый отдельный платеж по счету не проводится — в течение установленного времени идет накопление встречных требований и обязательств, после чего производится их взаимный зачет на равновеликие суммы и вычисление чистых позиций (нетто-позиций) участников. Окончательные расчеты в клиринговой системе осуществляются по результатам проведенного зачета в сумме полученных сальдо.
      По  сфере действия можно выделить локальные, национальные и международные платежные системы.
      Локальные платежные системы  функционирует в отдельных регионах, могут организовываться отдельными банками или группой банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Например, к локальным системам можно отнести внутренние платежные системы, созданные для проведения расчетов с использованием банковских пластиковых карточек.
      Международные платежные системы  организуются для проведения расчетов между контрагентами из разных стран. Платежи в них могут проводиться как на валовой основе, так и путем зачета взаимных требований. Например, в ЕС функционирует международная платежная система TARGET, включающая национальные системы валовых расчетов в режиме реального времени стран-участниц, и евроклиринговая система расчетов ECS.
      Национальная  платежная система  представляет собой совокупность банковских и финансовых институтов, платежных инструментов, банковских правил и процедур, программно-технических средств, а также межбанковских систем и механизмов перевода денежных средств, обеспечивающих обращение денежных средств внутри страны и взаимодействие с зарубежными платежными системами. Поскольку она является важнейшей частью финансово-кредитной системы государства, остановимся на ее характеристике подробнее.
      Организация платежных систем разных государств имеет существенную специфику, обусловленную  различиями в уровне экономического развития, исторически сложившимися традициями и платежными обычаями, особенностями банковского законодательства и т.д. В то же время у национальных платежных систем развитых стран есть общие черты, которые сформировались под воздействием современных потребностей рыночных экономик, процесса глобализации, совершенствования банковских технологий и других факторов.
      Национальная  платежная система имеет универсальный  характер. Она обеспечивает движение наличных и безналичных денежных средств всех экономических агентов в пределах страны, а через взаимосвязь с другими национальными и международными платежными системами — возможность осуществления международных расчетов. В связи с этим платежная система страны имеет сложную структуру. Ее можно представить в виде совокупности систем расчетов, каждая их которых обслуживает определенные виды платежей и обладает некоторой спецификой организации.
      Выделяют  следующие основные системы расчетов, являющиеся составными частями национальной платежной системы:
      •     межбанковских переводов денежных средств;
      •     расчетов по ценным бумагам;
      •     безналичных расчетов по розничным платежам;
      •     международных расчетов и расчетов по операциям с иностранной валютой;
      •     межбанковских децентрализованных расчетов (по прямым корреспондентским счетам, которые коммерческие банки открыли друг у друга);
      •     внутрибанковских расчетов (в пределах одного банка).
      Система межбанковских переводов  денежных средств  является главным элементом национальной платежной системы. Именно она обеспечивает основной оборот денежных средств внутри страны и взаимодействие с другими платежными системами. В 1990-х гг. в развитых странах стали использоваться две специализированные системы межбанковских расчетов: RTGS (real time gross settlement systems) и клиринговая система. Они различаются объектами расчетных операций и способами перечисления средств, однако функционируют одновременно и дополняют друг друга. Система RTGSявляется системой переводов крупных и срочных платежей на валовой основе в режиме реального времени. Формирование таких систем было связано с резким ростом объема крупных платежей и стало возможным благодаря совершенствованию банковских технологий. Клиринговая система представляет собой систему межбанковских расчетов на чистой основе и предназначена для переводов несрочных и мелких сумм.  

      В последние годы в развитых странах  наблюдается тенденция трансформации этих систем, в частности, происходит нивелирование различий между ними. Развитие современных технологий позволило создать гибридные системы расчетов, соединяющие достоинства RTGS и клиринговой системы. В них можно обрабатывать все виды платежей — крупные (срочные) и мелкие (несрочные), использовать комбинированные механизмы расчетов (на валовой основе и на основе клиринга), снизить стоимость расчетных операций, применять унифицированные технические средства и технологии обработки электронных платежных документов и т.д. Тем не менее в таких гибридных системах выделяются расчетные системы, ориентированные на обработку крупных (срочных) сумм платежей, и системы, ориентированные на обработку мелких (несрочных) сумм платежей (или прочих денежных переводов).
      Системы перевода крупных сумм платежей используются главным образом для совершения платежей, связанных с выполнением функций центрального банка (рефинансирование банков и т.п.), а также для расчетов по операциям на кредитном, валютном, фондовом и других финансовых рынках. Системы расчетов по прочим денежным переводам обеспечивают проведение платежей на мелкие суммы с использованием широкого спектра платежных инструментов (банковских пластиковых карточек, чеков и т.д.). Следует отметить, что системы перевода крупных сумм платежей оказывают значительное влияние на безопасность и эффективность функционирования национальных платежных систем, поэтому они подвергаются усиленному надзору со стороны центральных банков.
      Система безналичных расчетов по розничным платежам обеспечивает проведение платежей физических лиц на основе использования расчетных документов (платежных поручений, платежных требований-поручений) и платежных инструментов (банковских пластиковых карточек, чеков и др.). Хотя все карточные платежные системы являются относительно самостоятельными и функционируют в соответствии с собственными правилами, участвующие в них банки для осуществления расчетных операций используют корреспондентские счета. Платежи с использованием банковских пластиковых карточек совершаются на клиринговой основе с отражением результатов взаимозачета по корреспондентским счетам банков-участников. Клиринг проводится процессинговыми центрами соответствующих систем, а в качестве расчетного агента выступает Национальный банк.
      Система международных расчетов и расчетов по операциям с иностранной валютой функционирует во взаимосвязи с платежными системами других стран и международными платежными системами. Переводы иностранной валюты как внутри страны, так и за ее пределы совершаются уполномоченными белорусскими банками, как правило, децентрализованно, через корреспондентские счета, открытые ими в банках-корреспондентах (резидентах и нерезидентах). Перечисление средств по этим счетам осуществляется на основании платежных поручений, которые передаются зарубежным банкам по системе S.W.I.F.T. (Всемирная межбанковская система финансовых телекоммуникаций) или по другим коммуникационным каналам. Если банк не имеет лицензионных полномочий на операции с иностранной валютой, он может проводить международные расчеты через корреспондентский счет, открытый им в уполномоченном банке.   

1.2. Безналичный  денежный оборот, его значение   

      Безналичный денежный оборот представляет собой непрерывное движение денег в безналичной форме. В количественном отношении он равен сумме безналичных платежей за определенный период времени.
      Безналичный денежный оборот совершается в рамках банковской системы, так как движение денег в безналичной форме происходит путем списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и зачисления их на банковские счета получателей — при переводе денег, исполнении обязательств по коммерческим и финансовым сделкам и т.д. Таким образом, исходным и конечным пунктом движения безналичных денег является банковский счет.
      Владельцами банковских счетов могут быть юридические  и физические лица. Юридические лица обязаны иметь текущий (расчетный) счет в банке, предназначенный для безналичных платежей. Однако наряду с ним они могут открывать и иные счета (депозитные, счета по учету кредитной задолженности и др.), которые также используются для организации движения безналичных денежных средств.
      Коммерческие  банки в безналичном денежном обороте выступают и как непосредственные участники платежей, и как институты, выполняющие посреднические функции в расчетных операциях. В Республике Беларусь каждый коммерческий банк имеет один обязательный счет — корреспондентский, который открывается в Национальном банке в момент государственной регистрации коммерческого банка. Этот счет используется банком для межбанковских переводов денежных средств в процессе осуществления платежей своих клиентов и собственных платежей. Если счета плательщика и получателя денежных средств находятся в одном банке, то расчет между ними происходит без участия систем межбанковских переводов — путем простого перечисления денег с одного счета на другой. Помимо обязательного корреспондентского счета в Национальном банке коммерческий банк может открывать корреспондентские счета в других коммерческих банках как внутри страны, так и за рубежом.
      Виды  безналичного денежного  оборота можно выделить на основе различных критериев. В частности, различают безналичный денежный оборот:
      а)         по связи с производством валового внутреннего продукта:
      •     товарный— движение безналичных денег, обслуживающее процесс производства и реализации товаров, услуг, работ во всех секторах общественного хозяйства;
      •     нетоварный— движение безналичных денежных средств, возникающее в процессе выполнения финансовых обязательств и осуществления других платежей нетоварного характера (например, оплата труда в безналичной форме, уплата налогов, страховые платежи и т.д.);
      б)         по способу организации:
      •     централизованный— оборот, совершаемый через корреспондентские счета коммерческих банков в центральном банке;
      •     децентрализованный— движение безналичных денег через прямые корреспондентские счета, открытые коммерческими банками друг у друга;
      в)         по контрагентам платежей:
      •   межхозяйственный  — оборот  безналичных денежных средств между субъектами хозяйства всех форм собственности;
      •   межбанковский— движение безналичных денежных средств между банковскими организациями;
      •    банковский— оборот между банковскими организациями и их клиентами — физическими и юридическими лицами в процессе выдачи и возврата кредитов и т.д.;
      •    розничный— оборот, возникающий в процессе осуществления платежей населения;
      г)          по сфере функционирования:
      •           внутренний— движение безналичных денег в национальном хозяйстве;
      •           международный— оборот, возникающий в процессе международных расчетов и платежей.
      Безналичный денежный оборот составляет большую  часть денежного оборота национального хозяйства (в развитых странах — более 90 %). На его объем и структуру оказывают влияние множество факторов: темпы экономического роста, уровень инфляции, коэффициент монетизации экономики, степень развития финансовых рынков, действующее законодательство в области регулирования расчетных отношений, сложившиеся в стране платежные обычаи, спектр применяемых платежных инструментов, уровень развития банковской и платежной систем, применяемые для совершения платежей банковские технологии и т.д.
      Государство заинтересовано в увеличении доли безналичных платежей в структуре денежного оборота. Это обусловлено тем большим значением, которое имеет развитие безналичного денежного оборота для экономики страны:
      •           существенно повышается скорость расчетных операций, что способствует ускорению оборота капитала и оказывает благоприятное влияние на финансовое состояние субъектов хозяйствования;
      •     обеспечивается более свободный перелив капитала из одних сфер и отраслей экономики в другие;
      •     снижаются издержки обращения в денежной сфере и экономике в целом;
      •     концентрация большей части денежного оборота в банковской системе позволяет государству контролировать и регулировать денежные потоки, а банкам — использовать денежные средства, хранящиеся на счетах, в качестве ресурсов для кредитования экономики;
      •     в процессе движения безналичных денежных средств (при проведении банками активных операций) создаются новые деньги, обеспечивающие потребности экономики в дополнительной денежной массе;
      •     участники расчетов имеют возможность контролировать правомерность, правильность и своевременность платежей, поскольку последние совершаются с использованием платежных инструкций. Это способствует снижению рисков хозяйственной и финансовой деятельности.
      Воздействие, которое безналичный денежный оборот может оказывать на экономику  страны и деятельность хозяйствующих субъектов, во многом зависит от эффективности организации безналичных расчетов.
      Безналичные расчеты представляют собой расчеты между юридическими и физическими лицами, а также с их участием, выполняемые в безналичном порядке, т.е. путем перечислений денежных средств со счета плательщика на счет получателя средств (бенефициара) или зачета взаимных требований.
      Для организации безналичных расчетов в рамках национальной платежной системы определяются принципы, условия, порядок и формы их проведения.
      Безналичные расчеты должны осуществляться на базе определенных принципов или основополагающих правил, соблюдение которых позволяет обеспечить защиту интересов всех участников расчетов, снизить риски при проведении платежей, обеспечить бесперебойность безналичного денежного оборота.
      К принципам организации безналичных расчетов можно отнести:
      •     правовую регламентацию и унификацию порядка безналичных расчетов. Этот принцип определяет необходимость законодательного регулирования расчетных операций с целью обеспечения единообразия их проведения всеми участниками и на этой основе повышения их надежности. Порядок осуществления безналичных расчетов, установленный действующим законодательством, является обязательным для банков, выступающих посредниками в расчетах, и их клиентов;
      •     свободу выбора форм безналичных расчетов контрагентами расчетных операций. Этот принцип подразумевает, что банки не имеют права вмешиваться в договорные отношения между хозяйствующими субъектами и последние могут выбирать любую предусмотренную законом форму безналичных расчетов по своим сделкам и закреплять их в хозяйственных договорах. Банки не имеют права отказать им в использовании выбранной формы расчетов, если она соответствует законодательству. Физические лица также свободны в выборе форм безналичных расчетов для совершения своих платежей;
      •           взаимный контроль участников за правильностью проведения расчетов и их материальная ответственность за соблюдение порядка расчетов. Возможность контроля обусловлена тем, что все расчетные операции выполняются на основании платежных инструкций, оформленных в соответствии с действующими банковскими правилами. Как банки, так и их клиенты несут законодательно установленную ответственность за соблюдение порядка проведения платежей, поскольку правомерность и своевременность списания средств со счетов плательщиков и зачисления их на счета получателей оказывают непосредственное влияние на финансовое состояние контрагентов расчетов. В частности, банк обязан возместить клиенту денежные средства, если он необоснованно списал или недозачислил их на счет клиента, или перевел их не тому получателю. Клиент может, кроме того, потребовать возмещения полученного им вследствие неисполнения обязательств ущерба и упущенной выгоды. Банки, со своей стороны, имеют право взыскивать штрафы при нарушении порядка проведения расчетных операций другими их участниками;
      •     согласие владельцев счетов на проведение расчетов. Этот принцип означает, что перечисление банками средств плательщиков на счета получателей должны осуществляться только по прямому указанию плательщиков или после получения их согласия на оплату расчетных документов (акцепта). Расчетные документы могут быть оплачены банком без согласия плательщика только в случаях, когда безакцептный порядок списания средств предусмотрен законодательством, или на основании исполнительных документов, выданных судами или другими правомочными на то органами;
      •     срочность платежей. Согласно данному принципу денежные средства должны быть перечислены в заранее оговоренные сроки, чтобы получатель мог планировать движение своих денежных средств, потребность в кредите и т.д. Своевременность расчетов является необходимым условием бесперебойного осуществления хозяйственной деятельности на предприятиях и функционирования экономики в целом, способствует увеличению скорости оборота безналичных денежных средств и на этой основе —  повышению эффективности общественного хозяйства. Сроки платежей устанавливаются договором между плательщиком и получателем средств, а максимальная продолжительность безналичных расчетов в пределах страны — действующим законодательством;
      •           обеспеченность платежей. Этот принцип связан с предыдущим и подразумевает, что у плательщика для осуществления платежа в установленные сроки должны быть средства на счете в необходимом объеме, собственные или предоставленные на эти цели банком в кредит. Соблюдение данного принципа создает гарантию платежей и их своевременности.
      Для того чтобы изложенные принципы были реализованы на практике, необходимо наличие определенных условий.
      Условия проведения безналичных  расчетов включают необходимость открытия банковских счетов для проведения безналичных платежей и заключение соответствующих договоров между банками и их клиентами. Как уже отмечалось, расчетные операции могут совершаться по различным банковским счетам — депозитным, контокоррентным, счетам по учету кредитной задолженности, карт-счетам и др. Однако основным счетом, который используется для проведения безналичных платежей юридических лиц, является текущий (расчетный) счет. Предприятие или организация имеют право самостоятельно выбрать банк для открытия счета. Порядок открытия и функционирования всех видов банковских счетов регулируется нормативными актами Национального банка. Безналичные расчеты по счетам клиентов банки совершают только в соответствии с условиями заключенных с ними договоров — текущего (расчетного) счета, банковского вклада (депозита), кредитного или других.
      Организация безналичных расчетов основывается на договорных отношениях не только между банками и их клиентами, ведь потребность в платежах возникает у хозяйствующих субъектов в связи с осуществлением конкретных сделок, выполнением финансовых обязательств и т.д. Таким образом, безналичные расчеты клиентов банков базируются на договорах на поставку товаров, выполнение работ, предоставление услуг (основных договорах). В этих договорах кроме всего прочего оговаривается форма, в которой будут осуществляться безналичные платежи. Банки не имеют права контролировать исполнение клиентами обязательств по основному договору и вмешиваться в отношения между его сторонами.
      Порядок проведения безналичных  расчетов устанавливается законодательством и определяет виды и форму платежных документов, сроки их исполнения, правила документооборота, очередность платежей, ответственность сторон за соблюдение платежной дисциплины и т.д. Он является единым для всех участников и действует независимо от конкретной формы расчетов.
      Платежная инструкция представляет собой указания инициатора платежа банку-отправителю перевести в пользу бенефициара определенную сумму денежных средств. Инициатором платежа может выступать и плательщик, и бенефициар. Клиент может выдать платежные инструкции банку-отправителю двумя способами: предоставив ему расчетные документы (платежные поручения, платежные требования или платежные требования-поручения) либо посредством использования платежных инструментов (чеков, банковских пластиковых карточек и т.д.)- Платежные инструкции могут оформляться на бумажном носителе или в виде электронного документа, требования к их форме и содержанию устанавливаются Национальным банком. Получив платежную инструкцию клиента, банк обязан исполнить ее не позднее банковского дня, следующего за днем ее представления. Обстоятельства, при которых банк имеет право отказаться выполнять платежные инструкции клиентов, определяются действующим законодательством.
      Последовательное  перемещение платежных инструкций в процессе совершения платежей называется документооборотом. Каждому виду платежной инструкции присущи свои особенности документооборота и его продолжительность. Основные правила документооборота в различных формах безналичных расчетов разрабатываются Национальным банком. В соответствии с ними каждый банк устанавливает собственный порядок перемещения платежных инструкций между его структурными подразделениями.
      Все платежи со счета клиента банк осуществляет в той последовательности, в которой поступили к нему платежные инструкции по этим платежам. Однако если средств на счете недостаточно для оплаты всех поступивших платежных инструкций, для клиента большое значение приобретает очередность, в которой банк будет проводить расчеты по его обязательствам. Очередность платежей — это последовательность списания средств с текущих (расчетных) и других счетов для оплаты поступивших платежных инструкций при недостатке средств на счете. Она устанавливается в законодательном порядке и является для банков обязательной.
      Выделяют  следующие виды очередности: календарную, целевую и по усмотрению клиента. Календарная очередность подразумевает исполнение платежных инструкций в той последовательности, в какой они поступили в банк (независимо от цели и значения платежей). Ее недостаток заключается в том, что второстепенные для клиента обязательства могут быть оплачены в ущерб наиболее важным для него платежам. Целевая очередность предусматривает следующий порядок: исходя из экономического значения платежей определяются группы их очередности; оплата каждой последующей группы осуществляется только после завершения всех платежей предыдущих групп.   
 

1.3. Формы безналичных  расчетов юридических лиц во  внутреннем экономическом обороте   

      В настоящее время в Республике Беларусь безналичные расчеты проводятся в виде банковского перевода, инкассо и аккредитива. Операции банковского перевода и инкассо используются в различных формах безналичных расчетов. В частности, банковский перевод составляет основу большинства безналичных расчетных операций.
      Банковский  перевод представляет собой перевод денежных средств плательщика в банк-получатель в пользу бенефициара, который осуществляется банком-отправителем на основе платежных инструкций, полученных от инициатора платежа (плательщика или бенефициара).
      В качестве платежных инструкций при  банковском переводе используются главным образом расчетные документы — платежное поручение, платежное требование-поручение, платежное требование. Банк-отправитель переводит денежные средства в пользу бенефициара, если оформление расчетных документов соответствует нормативным актам Национального банка, и не проверяет при этом обоснованность полученных платежных инструкций (в частности, выполнение основных договоров).
      В Республике Беларусь применяются следующие  виды банковского перевода (рис.2).
      Кредитовый  банковский перевод осуществляется по инициативе плательщика, который представляет платежные инструкции в банк-отправитель. При таком переводе движение денег может совершаться на основании расчетных документов в форме платежных поручений и платежных требований-поручений. В них плательщик дает указание банку списать средства со своего счета и кредитовать счет получателя. Инициатором дебетового банковского перевода является бенефициар, который представляет свои платежные инструкции в форме платежного требования, чека и других документов, в которых дает распоряжение дебетовать счет плательщика и зачислить денежные средства на свой счет. 

      Рис. 2. Виды банковского перевода
      При внутреннем банковском переводе в его исполнении принимают участие только уполномоченные банки. Международным считается перевод, если одной из сторон в нем выступает банк-нерезидент. Частный банковский перевод осуществляется между физическими лицами и не связан с предпринимательской деятельностью. Банковский перевод с конверсией, покупкой, продажей применяется в случае, когда перечисление денежных средств необходимо произвести в валюте, отличающейся от валюты счета, с которого осуществляется данный перевод.
      Инкассо является операцией, в которой банк на основании инструкций клиента передает документы плательщику с целью получения платежа, акцепта платежа или на других условиях.
      Действующим в Республике Беларусь законодательством  предусмотрено использование различных видов инкассо (рис. 3).
      Акцептной называется форма инкассо, при которой списание средств со счета плательщика производится с его согласия. При безакцептной форме инкассо банк списывает денежные средства самостоятельно, не испрашивая на это согласия плательщика (например, на основании постановления хозяйственного суда). Условия и порядок применения этих форм регулируются действующим законодательством.
      При проведении операции чистого инкассо плательщику передаются для оплаты только финансовые документы (векселя, чеки и т.п.). 

      Рис. 3. Виды инкассо
      Документарное инкассо предусматривает, что в процессе этой операции происходит передача либо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами, либо только коммерческих документов (транспортных, товарораспорядительных и др.).
      Инкассо называется внутренним, если в расчетах по нему все участники являются резидентами, и международным, если одним из участников выступает нерезидент.
      Для совершения платежей за товары, услуги и по финансовым операциям применяются различные формы безналичных расчетов, которые отличаются друг от друга порядком проведения расчетной операции.
      Форма безналичных расчетов представляет собой законодательно регулируемый способ исполнения денежных обязательств через банки, определяемый видом платежной инструкции и организацией документооборота.
      Рассмотрим  организацию движения денежных средств  в каждой из форм безналичных расчетов на примере расчетов между двумя предприятиями за отгруженные товары. Предприятие-поставщик товаров является бенефициаром, а предприятие-покупатель — плательщиком.
      Платежное поручение — это платежная инструкция плательщика, согласно которой банк-отправитель осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель для зачисления на счет бенефициара.
      Документооборот при расчетах платежными поручениями  представлен на рис.4. 

      Рис. 4. Схема расчетов платежным поручением:
      1 — отгрузка товаров и отсылка  отгрузочных документов плательщику; 2 — оформление платежного поручения и представление его в банк для исполнения; 3 — списание денежных средств со счета плательщика и перевод их в банк-получатель; 4 — зачисление переведенных денежных средств на счет бенефициара и извещение его о переводе
      Если  на счете плательщика нет необходимой  суммы денежных средств, банк не должен принимать платежное поручение к исполнению. Исключением является ситуация, когда договором между банком и плательщиком предусмотрено предоставление кредита на проведение расчетных операций при отсутствии или недостатке средств на счете плательщика. В этом случае банк принимает платежное поручение и исполняет его за счет предоставленных в кредит денежных средств.
      Достоинствами расчетов платежными поручениями наряду с их универсальностью является простота документооборота и скорость перечисления средств. В этой форме заложена возможность максимального приближения момента отгрузки товаров к моменту их оплаты, если плательщик сразу оформит и представит платежное поручение в банк. В то же время при использовании платежного поручения у бенефициара отсутствует гарантия платежа, так как у плательщика может не оказаться необходимой суммы средств на счете и права на кредит. Кроме того, срок платежа может увеличиться вследствие как несвоевременности выписки платежного поручения плательщиком, так и достаточно длительного срока действия платежного поручения — плательщик может представить его в банк в течение 10 дней со дня выписки.
      Платежное требование-поручение  — это платежная инструкция, содержащая требование бенефициара к плательщику оплатить стоимость поставленных товаров или провести платежи по другим операциям на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк, предусмотренных договором документов.
      При этой форме расчетов плательщик и  бенефициар устанавливают в договоре срок, в течение которого плательщик обязан представить в банк требование-поручение. Этот срок банками не контролируется. В случаях, когда плательщик отказывается оплатить платежное требование-поручение полностью или частично, он уведомляет об этом, минуя банк, непосредственно получателя средств в порядке и сроки, установленные договором. Схема документооборота при расчетах платежными требованиями-поручениями изображена на рис. 5. 

      Рис. 5. Схема расчетов платежным требованием-поручением:
      1 — отгрузка товаров и отсылка  отгрузочных документов плательщику; 2 — оформление платежного требования-поручения и отсылка его плательщику; 3 — акцепт суммы платежного требования-поручения и передача его в банк для исполнения; 4 — списание денежных средств со счета плательщика и перевод их в банк-получатель; 5 — зачисление переведенных денежных средств на счет бенефициара и извещение его о переводе
      В данной форме расчетов значительная часть документооборота осуществляется вне банков. Платежное требование-поручение выписывается бенефициаром и передается непосредственно плательщику, поэтому бенефициар несет ответственность за достоверность, полноту и правильность оформления этого расчетного документа. Плательщик проверяет обоснованность требования бенефициара и акцептует его в установленном порядке полностью или частично, проставив в нем ту сумму, которую он согласен оплатить. В случае полного или частичного отказа от оплаты он в установленные договором сроки сообщает об этом непосредственно бенефициару.
      Достоинствами этой формы расчетов является простой  документооборот и соответственно невысокие издержки по платежам, а также повышение ответственности контрагентов расчетов за их организацию и своевременность. К недостаткам следует отнести отсутствие гарантии платежа, которая может привести к замедлению оборачиваемости средств.
      Платежное требование — это платежная инструкция, содержащая требования бенефициара к плательщику об уплате определенной суммы через банк.
      При расчетах платежными требованиями используется акцептная и безакцептная формы инкассо. Безакцептная форма инкассо применяется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке, на основании исполнительных документов, определяемых действующим законодательством. Акцептная форма используется при расчетах за отгруженные товары, произведенные работы, оказанные услуги и других оговоренных сторонами платежах. В этом случае плательщик передает в банк-отправитель заявление на акцепт, форму которого банки разрабатывают самостоятельно. Акцепт плательщика может быть предварительным и последующим.
      Предварительный акцепт представляет собой акцепт плательщика, полученный банком-отправителем до поступления платежного требования на инкассо и предполагающий оплату платежного требования в день его поступления в банк-отправитель. Последующим акцептом называется акцепт плательщика, полученный банком-отправителем после поступления платежного требования в банк в течение срока, установленного действующими нормативными актами. Схема документооборота при расчетах платежными требованиями с последующим акцептом показана на рис. 6.
      Заявление на последующий акцепт плательщик должен представить в банк-отправитель  в течение 5 банковских дней, не считая дня поступления платежного требования в банк. Плательщик может отказаться от акцепта платежного требования полностью или частично, если бенефициаром не выполнены или ненадлежащим образом выполнены условия договора. При пйлном отказе банк-отправитель возвращает платежное требование в банк-получатель без исполнения, при частичном — исполняет в сумме, акцептованной плательщиком.
      Если  платежное требование акцептовано  плательщиком, но на его счете отсутствуют  средства или их недостаточно для  платежа, неоплаченное или частично оплаченное платежное требование помещается в картотеку к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Оплата документов из этой картотеки осуществляется по мере поступления средств на текущий счет плательщика в законодательно установленной очередности. 

      Рис. 6. Схема расчетов платежным требованием с последующим акцептом:
      1 — отгрузка товаров и отсылка  отгрузочных документов плательщику; 2 — представление бенефициаром платежного требования в банк; 3 — принятие платежного требования банком-исполнителем на инкассо и передача его в банк-отправитель; 4 — принятие платежного требования банком-отправителем к исполнению и передача его плательщику для акцепта; 5 — передача заявления на последующий акцепт после проверки плательщиком в течение установленного срока акцепта обоснованности требования; 6 — списание денежных средств со счета плательщика и перевод их в банк-получатель; 7 — зачисление переведенных денежных средств на счет бенефициара и извещение его о переводе
      Для оплаты платежных требований в порядке  предварительного акцепта плательщик должен представить в банк-отправитель заявление на предварительный акцепт, где он указывает наименования бенефициаров, номера и даты заключенных договоров, по которым согласен произвести оплату без дополнительного подтверждения, и другую необходимую информацию. В свою очередь платежные требования, поступившие от бенефициара, должны содержать пометку об оплате с предварительным акцептом. При расчетах платежными требованиями с предварительным акцептом документооборот принимает следующий вид (рис. 7).
      Преимущества  расчетов платежными требованиями заключаются в том, что контроль за порядком их проведения осуществляется всеми участниками, включая банки. Обеспечивается строгая адресность доставки расчетных документов, так как они передаются для исполнения через банки. Основным недостатком, как и в рассмотренных ранее формах расчетов, является отсутствие гарантии платежа, поскольку на счете плательщика может не оказаться необходимой суммы средств. Кроме того, расчеты платежными требованиями довольно трудоемки, их документооборот включает больше этапов, чем документооборот при расчетах платежными поручениями и платежными требованиями-поручениями. 

      Рис. 7. Схема расчетов платежным требованием с предварительным
      акцептом:
      1 — отгрузка товаров и отсылка  отгрузочных документов плательщику; 2 — передача заявления на предварительный акцепт (до поступления платежного требования в банк-отправитель); 3 — представление бенефициаром платежного требования в банк; 4 — принятие платежного требования банком-исполнителем на инкассо и передача его в банк-отправитель; 5 — списание денежных средств со счета плательщика и перевод их в банк-получатель; 6 — зачисление переведенных денежных средств на счет бенефициара и извещение его о переводе
      Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя произвести выплату указанной в нем суммы чекодержателю.
      Срок  действия чековой книжки составляет 1 год. По его истечении чекодатель должен сдать ее в банк (или по желанию — досрочно). Если при этом депонированная сумма чековой книжки использована не полностью, неизрасходованные денежные средства возвращаются клиенту. В случае если по истечении срока действия в чековой книжке остались неиспользованные чеки и на счете специального режима имеются денежные средства, то по заявлению чекодателя срок действия чековой книжки может быть продлен банком еще на один год.
      В течение срока действия чековой  книжки она может пополняться банком по желанию чекодателя. Если при полном использовании чеков из чековой книжки по ней остается неиспользованный остаток, то на этот остаток по просьбе клиента банк может выдать новую чековую книжку. Юридическому лицу при необходимости может быть выдано несколько чековых книжек на имя разных его представителей. 

      Рис. 8. Схема расчетов чеками из чековой книжки:
      получение чековой книжки:
      1 — представление заявления-обязательства  на получение чековой книжки; 2 — выдача чековой книжки на  сумму денежных средств, депонированных  на счете
      специального  режима;
      расчет  чеком:
      3 — передача товаров чекодателю; 4 — прием чека из чековой  книжки чекодержателем в уплату за товары; 5 — передача чека в банк вместе с поручением-реестром; 6 — принятие чека к оплате и отсылка его с поручением-реестром в банк чекодателя; 7 — оплата чека со счета специального режима и перечисление денег на счет чекодержателя; 8 — зачисление средств на счет чекодержателя и извещение его об оплате
      Основным  достоинством расчетов чеками является гарантия платежа, достигаемая за счет предварительного депонирования денежных средств. К недостаткам можно  отнести усложненный документооборот. Кроме того, банк чекодержателя может  не принять чек на инкассо, а банк чекодателя — не оплатить, если его  оформление не отвечает требованиям  нормативных документов.
      Аккредитив  — это обязательство банка-эмитента осуществить по поручению клиента-приказодателя платеж бенефициару (либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром), если соблюдены все условия аккредитива.
      Аккредитив  является обязательством, обособленным от основного договора между бенефициаром и приказодателем, в котором установлена данная форма расчетов. В связи с этим все операции с аккредитивами выполняются банками только на документарной основе. Открывается аккредитив банком-эмитентом на основании инструкций приказодателя, которые составляются в соответствии с содержанием основного договора. Аккредитив может быть открыт за счет собственных средств плательщика или банковского кредита. В первом случае при открытии аккредитива плательщик вместе с инструкциями должен предоставить банку-эмитенту средства, необходимые для его исполнения. Исполнение аккредитива может осуществляться различными способами: посредством платежа по предъявлении документов, платежа с отсрочкой, а также акцепта и оплаты или учета переводного векселя.
      Банк, участвующий в расчетах аккредитивами, может выступать как:
      •     банк-эмитент,открывающий аккредитив;
      •     авизующийбанк, по просьбе банка-эмитента сообщающий бенефициару об открытии аккредитива (передающий ему аккредитив);
      •     подтверждающийбанк, который наряду с банком-эмитентом берет на себя обязательство произвести платеж или иные действия в соответствии с условиями аккредитива;
      •     исполняющийбанк, уполномоченный банком-эмитентом произвести платеж, акцепт, оплату или учет переводного векселя, если соблюдены все условия аккредитива.
      Один  и тот же банк может выступать  как авизующий и подтверждающий одновременно. Выполнять функции исполняющего банка могут сам банк-эмитент, авизующий банк, подтверждающий банк, а также другой банк, уполномоченный банком-эмитентом. На практике подтверждающий банк, как правило, является и исполняющим.
      Аккредитивы могут быть внутренними и международными. Аккредитив считается внутренним, если банк-эмитент и бенефициар являются резидентами. Порядок исполнения внутреннего аккредитива определяется нормативными документами Национального банка. Международным признается аккредитив, если одной из сторон, участвующих в расчетах, выступает нерезидент. Проведение платежей с использованием такого аккредитива регулируется нормами международных договоров и международными правилами и обычаями в части операций с аккредитивом.
      Действующим Банковским кодексом Республики Беларусь предусмотрено использование следующих  основных видов аккредитива (рис. 9). 

      Рис. 9. Виды аккредитива
      Переводной  аккредитив предусматривает возможность передачи права его использования полностью или частично по заявлению бенефициара другому лицу, если последний представит документы, указанные в аккредитиве. Резервныйаккредитив представляет собой независимое обязательство банка выплатить определенную сумму денежных средств либо по простому требованию бенефициара, либо по его требованию на основании представленных документов. Эти документы должны соответствовать условиям аккредитива и в них необходимо указать, что платеж причитается вследствие неисполнения плательщиком принятого на себя обязательства или наступления какого-либо обстоятельства (события).
      Общая схема документооборота при расчетах аккредитивами представлена на рис. 10. В ней исполняющим банком выступает банк-эмитент, а авизующим — банк, обслуживающий бенефициара. Платежи с использованием аккредитивов относятся к гарантированным, поэтому расчетная операция, как и при расчетах чеками, включает два этапа: открытие аккредитива и платеж на основании представленных документов.
      Аккредитивная форма расчетов гарантирует получение  платежа бенефициаром при выполнении им условий аккредитива. К преимуществам организации документооборота можно отнести контроль за соблюдением условий аккредитива со стороны банков. Недостатками являются сложность и высокая стоимость расчетной операции, а также отвлечение денежных средств плательщика на срок действия аккредитива, что приводит к замедлению их оборачиваемости. 

      Рис. 10. Упрощенная схема расчетов аккредитивами:
      открытие  аккредитива:
      1 — представление заявления на  открытие аккредитива; 2—открытие  аккредитива банком-эмитентом и  направление его бенефициару  через авизующий банк; перечисление средств на счет специального режима; 3 — отсылка бенефициару извещения об открытии аккредитива с приложением экземпляра аккредитива для проверки его соответствия условиям основного договора;
      расчет  с использованием аккредитива:
      4 — отгрузка товаров плательщику; 5 — оформление и предоставление  документов, предусмотренных условиями аккредитива; 6 — проверка соответствия документов условиям аккредитива и пересылка их в банк- эмитент; 7 — проверка по внешним признакам соответствия документов условиям аккредитива и перечисление денежных средств в пользу бенефициара; 8 — выдача оплаченных документов приказодателю; 9 — зачисление средств на счет бенефициара и извещение его об оплате
      Банковская  пластиковая карточка — это платежный инструмент, который обеспечивает доступ к банковскому счету и проведение безналичных расчетов за товары и услуги, получение наличных денежных средств и осуществление других операций, предусмотренных действующим законодательством.
      Для расчетов с использованием банковских пластиковых карточек создаются  специальные платежные системы. Банковские и другие организации, входящие в них, различаются своими функциями:
      •     владелецсистемы определяет правила и процедуры проведения операций с банковскими пластиковыми карточками в ее рамках;
      •     членысистемы создают систему и осуществляют управление ею;
      •     участникисистемы включают: 1) членов этой системы; 2) банки-эквайеры, выполняющие операции с банковскими пластиковыми карточками в соответствии с правилами системы на основе договоров, заключенных с ее членами; 3) процессинговые центры.
      Участники системы обеспечивают эмиссию банковских пластиковых карточек, их использование, процессинг, эквайринг и выполнение расчетов по операциям, совершаемым при использовании этих карточек.
      Процессинг  включает сбор и обработку информации, поступающей от ПТС, банкоматов и т.д. при проведении операций с карточками, а также передачу обработанной информации для проведения безналичных расчетов. Эквайринг— это деятельность по процессингу операций, совершаемых при использовании карточек, эмитированных другими банками; кассовое обслуживание держателей этих карточек; расчетное обслуживание ПТС. Использование карточки подразумевает проведение безналичных расчетов держателя карточки, выдачу ему наличных денег и предоставление различных информационных и других услуг.
      Эмиссию, распространение банковских пластиковых  карточек и эквайринг на территории республики могут осуществлять только банки, а процессинг — не только банки, но и другие юридические лица.
      Карточные платежные системы могут быть внутренними, международными и частными. В частной системе эмиссию  банковских карточек осуществляет один банк-эмитент, являющийся владельцем системы. Такая система может быть как внутренней, так и международной.
      Эмиссию банковских пластиковых карточек в  системе осуществляет банк-эмитент. Он заключает с клиентами договора на открытие карт-счета, осуществляет персонализацию карточек и выдает их держателям карточек. Банк-эмитент принимает на себя обязательства по перечислению денежных средств с карт-счетов в соответствии с условиями заключенных договоров. Следует отметить, что распространять карточки, т.е. выдавать их держателям от имени банка-эмитента в соответствии с заключенным с ним договором, может банк-агент, не являющийся участником системы.
      Карт-счета  могут открываться в рублях и  иностранной валюте. В договорах на открытие карт-счета оговариваются права и обязанности клиента и банка по проводимым операциям, их ответственность в случае нарушения договора, порядок пользования карточкой, ее изменения и изъятия, рассмотрения споров.
      В Республике Беларусь получили распространение  следующие виды банковских пластиковых карточек:
      •     дебетовая— позволяет проводить операции в пределах остатка средств на карт-счете, а также, если это предусмотрено договором, в пределах овердрафта по этому счету;
      •     кредитная— дает возможность проводить операций в пределах суммы кредита, установленной договором карт-счета;
      •     личная— предназначена для использования физическим лицом — владельцем карт-счета или на основании его доверенности — другим держателем карточки;
      •     корпоративная— предназначена для операций по карт-счету юридического лица (индивидуального предпринимателя).
      Личные  и корпоративные банковские карточки могут быть как дебетовыми, так  и кредитными.
      Нормативными  актами Национального банка держателям корпоративных банковских карточек разрешено использовать их только в  целях оплаты расходов, связанных  с хозяйственной деятельностью  владельца карт-счета, служебными командировками и т.д. При этом держатель карточки должен представить владельцу карт-счета (юридическому лицу) документы, подтверждающие целевой характер использования денежных средств. Потраченную не по целевому назначению сумму он обязан возместить в срок, установленный законодательством.
      Общую схему документооборота при расчетах банковскими пластиковыми карточками можно представить следующим  образом (рис. 11). 

      Рис. 11. Упрощенная схема расчетов с использованием банковских пластиковых карточек:
      получение банковской пластиковой  карточки: 1 — заключение договора карт-счета и открытие карт-счета; 2—выдача карточки;
      расчет  с использованием банковской пластиковой  карточки: 3 — передача товаров, оказание услуг держателю карточки; 4 — использование карточки и оформление карт-чека; 5 — передача карт-чека в банк в порядке, определенном договором между бенефициаром и банком; 6 — передача банку-эмитенту платежных инструкций, сформированных после обработки карт-чеков; 7 — перевод в банк-эквайер средств, списанных с карт-счета клиента; 8 — зачисление средств на счет бенефициара и извещение его об оплате
      Развитие  расчетов банковскими пластиковыми карточками способствует уменьшению объема наличного денежного оборота  и снижению издержек обращения в  общественном хозяйстве, а на уровне предприятий — ускорению движения оборотного капитала, совершенствованию организации учета и контроля за движением средств.   
 

1.4. Международные  расчеты, их формы   

      Международные расчеты — это система регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим между государствами, а также юридическими и физическими лицами, являющимися резидентами разных стран. Они включают расчеты по экспорту-импорту товаров, за услуги, по неторговым операциям, по обслуживанию кредитных операций и займов (движению капитала) и т.д.
      Международные расчеты обладают спецификой, отличающей их от расчетов, совершаемых во внутриэкономическом обороте страны. Наиболее существенными их особенностями являются следующие:
      •           порядок международных расчетов. С одной стороны, он регулируется национальным законодательством тех стран, где находятся участники расчетов, банковскими традициями и условиями внешнеэкономических контрактов, заключаемых между плательщиками и получателями средств. С другой стороны, существует международная унификация правил проведения расчетов во внешнеэкономическом обороте. Она осуществляется посредством подписания международных документов, в которых определяются общие правила международных расчетов38, а также путем внедрения Международной Торговой Палатой в практику международных расчетов унифицированных правил и обычаев делового оборота;
      •     для совершения расчетов обычно используется свободно конвертируемая валюта наиболее развитых стран, так как участники расчетов, как правило, не имеют общего платежного средства;
      •     международные расчеты проводятся главным образом через прямые корреспондентские счета банков. Для проведения расчетов банки держат на корреспондентских счетах необходимую сумму средств в валютах, которые используются для расчетов;
      •     международные расчеты носят, как правило, документарный характер, т.е. осуществляются по предъявлении документов, удостоверяющих факт перевозки товаров, их оценку, страховку и т.д.
      Для проведения расчетов могут быть использованы два вида документов — коммерческие (торговые) и финансовые (платежные). К финансовым документам относятся простой вексель, тратта, чек и другие документы, в которых выражено денежное требование, к коммерческим — транспортные, складские, страховые и другие документы, принятые в международном и национальном торговом обороте. Основным коммерческим документом, применяемым в международных расчетах, является счет-фактура (коммерческий счет);
      •     валюта цены может не совпадать с валютой платежа: внешнеторговый контракт может быть заключен в одной валюте, а платеж осуществляться в другой валюте или товарной форме;
      •     в международных расчетах широко используются различного рода банковские гарантии, а также гарантии и поручительства крупных фирм или государственных организаций, целью которых является дополнительное обеспечение обязательства плательщика. Необходимость дополнительных гарантий обусловлена тем, что при заключении международного контракта трудно предусмотреть и учесть все особенности поставки товаров, оказания услуг или совершения платежей. Если же платежные обязательства по контракту не будут своевременно исполнены, рассмотрение претензий в арбитраже или суде может занять много времени (до нескольких месяцев или даже лет) и повлечь за собой значительные издержки.
      Валютно-финансовые и платежные условия внешнеэкономических контрактов. На своевременность и скорость получения платежа, его сумму и стоимость расчетов для контрагентов сделки большое влияние оказывают валютно-финансовые и платежные условия контрактов, в которых конкретизируются общие принципы расчетов, установленные международными соглашениями и правилами.
      При определении этих условий учитывают  страновые риски, наличие таможенных ограничений, конъюнктуру соответствующего товарного рынка й валютных рынков, наличие межправительственных соглашений, содержащих положения по валютно-финансовым вопросам, нормы национального валютного законодательства стран — участниц расчетов, сложившиеся правила и обычаи международных расчетов и другие факторы.
      Валютные  условия включают валюту цены, валюту платежа, курс пересчета валюты цены в валюту платежа (в случае их несовпадения), а также оговорки, защищающие стороны от валютных рисков.
      Валюта  цены — это валюта, в которой определяется цена продаваемых товаров. Интересы участников сторон при выборе валюты цены не совпадают: для экспортера более выгодно использовать валюту, курс которой имеет тенденцию к повышению, а для импортера — валюту, курс которой снижается. Обычно валюту цены предлагает экспортер, и если импортер настаивает на ее изменении, то экспортер вправе требовать ответных уступок (например, в отношении цены товаров). Для снижения валютных рисков в качестве валюты цены, как правило, используются наиболее устойчивые национальные валюты развитых стран или коллективные валюты (СДР, евро). Кроме того, в этих целях возможно выражение цены товаров в нескольких валютах (корзине валют).
      Валюта  платежа — это валюта, в которой осуществляется расчет между экспортером и импортером. Валюта платежа может отличаться от валюты цены, это особенно характерно для расчетов с развивающимися странами, а также при осуществлении расчетов по валютному клирингу.
      Во  внешнеторговом обороте с развитыми  странами в качестве валюты платежа часто используются национальные валюты этих стран, если они свободно конвертируемые. В случае если валюта страны импортера не является свободно конвертируемой, в качестве валюты платежа обычно используются резервные валюты. При валютном клиринге валюта платежа совпадает с валютой клирингового соглашения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.