На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные направления совершенствования деятельности предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………….3
    Основные элементы среды деятельности организации……………………..5
      Внутренняя среда, её составные части…………………………………….5
      Внешняя среда, её характеристика……………………………………….10
    Анализ среды деятельности  предприятия………………………………….18
      Организационно-экономическая характеристика организации………….18
      Оценка влияния внешней среды на деятельность организации………..24
3. Основные направления совершенствования деятельности предприятия .33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список  используемой литературы……………………………………………...41
Приложения……………………………………………………………………..42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Предприятие действует в постоянно меняющихся условиях, определяемых многообразием отношений, складывающихся как внутри его, так и между  ними и другими экономическими субъектами. Совокупность активных субъектов и сил, действующих внутри и за пределами предприятия, влияющих на его стратегию, составляет среду предприятия. Она во многом определяет характер деятельности предприятия – поэтому при проведении исследований надо в обязательном порядке детально рассматривать оба ее компонента – внутреннюю и внешнюю среду.
    Внешняя среда создает общие условия среды функционирования предприятия. Образуют ее совокупность сил и факторов, оказывающих глобальное воздействие на рынок в целом, а значит, и на каждое предприятие в отдельности. В большинстве случаев факторы макросреды не носят специфического характера по отношению к отдельно взятому предприятию. Однако каждое из них испытывает на себе ее влияние и не может управлять ею. К макросреде можно только приспособиться. Каждое предприятие самостоятельно решает проблему адаптации, пытаясь усилить ее позитивное воздействие и нейтрализовать или хотя бы уменьшить негативное.
    Все факторы внешней среды сильно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Степень воздействия отдельных факторов внешней среды  на различные предприятия неодинакова и зависит от их размеров, территориального расположения, сферы деятельности и т.д.
    Кроме того, предприятие должно определить, какие из внешних факторов оказывают на его деятельность наиболее существенное влияние. Важно выявить те факторы, которые являются потенциальными носителями угроз для предприятия. Также целесообразно знать внешние факторы, изменения которых могут открыть дополнительные возможности для фирмы.
    Непосредственное  окружение представлено теми составляющими внешней маркетинговой среды, с которыми предприятие находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что оно может существенно влиять на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и предотвращении угроз для себя.
    Основные  составляющие непосредственной внешней  среды маркетинга: потребители, конкуренты, поставщики, посредники, контактные аудитории.
    Цель  курсовой  работы: исследовать среду  деятельности организации и ее использование  в управлении на примере ОАО «Пинский мясокомбинат».
    Задачи  исследования: проанализировать теоретические  основы внешней и внутренней среды организации и ее использование в управлении; дать организационно-экономическую характеристику предприятия и охарактеризовать внешнюю и внутреннею среду предприятия; предложить пути совершенствования деятельности организации на основе изученного материала.
    Методами  исследования являлись методы теоретического и аналитического  исследования.            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ  СРЕДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
    ОРГАНИЗАЦИИ 

    1.1  Внутренняя среда,  её составные части 

    При рассмотрении внутренней среды нужно учитывать, что организации представляют собой системы, которые созданы людьми. Поэтому внутренняя среда, существующая в организации, в целом является результатом управленческих решений. Это, однако, совсем не означает, что все внутренние факторы полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное». Именно это руководство должно преодолеть в своей работе.
    Основным  элементом внутренней среды в  организации является наличие цели, поскольку ни одна из организаций не сможет сформироваться и тем более существовать, если не будет определена её цель – то, ради чего организация формируется, и будет действовать в дальнейшем [1, с. 176].
    Организация – это, по крайней мере, два человека с осознанными общими целями.
    Определение цели может быть дано двояким образом – для внешних наблюдателей, участников, пользователей продукцией организации, и для ее собственных участников, сотрудников, включенных в процесс функционирования.
    Вторым  элементом в представленной схеме  является понятие технологии. Очень часто основной характеристикой организации, определяющей ее специфику, является используемая технология, т.е. способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги. Этот элемент организации нередко воспринимается сотрудниками как некий механизм работы организации по превращению исходных предметов труда в итоговые результаты, перекликающиеся с целями деятельности организации.
    Технология  как фактор внутренней среды имеет  гораздо большее значение, чем многие думают. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами, например, с полупроводниками и компьютерами. Однако социолог Чарльз Перроу, который много писал о влиянии технологии на организацию и общество, описывает технологию как средство преобразования сырья – будь то люди, информация или физические материалы – в искомые продукты и услуги [6, с.189].
    Следующим элементом внутренней среды организации  является структура организации, без которой не может существовать ни одна организация. Структуру можно определить как форму организации системы, она отражает наиболее существенные, устойчивые связи между элементами системы и их группами, которые обеспечивают основные свойства системы.
    Структура управления организацией дает представление  о ее подразделениях, службах и отдельных должностных лицах, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи (по вертикали и горизонтали).
    Следующий элемент среды организации –  финансы. Под финансами как элементом  организации чаще всего понимаются не только денежные, но и другие ресурсы, которыми располагает или которые может привлечь организация для осуществления собственной деятельности.
    Другим  немаловажным элементом в рассматриваемой  схеме является понятие «управление».
    Необходимо  уделить внимание тому, как происходит процесс управления, рассматривая внутреннюю среду организации как систему с множеством элементов. Современное понятие «управление» означает процесс координации различных деятельностей с учетом их целей, условий выполнения, этапов реализации [4, с.113-114].
    Рассмотрим  основные типы управления.
    1. Демократический  тип управления, возникший в рамках партисипативной организационной культуры, является относительно новым для отечественных руководителей, он характеризуется демократической формой управления;
    2. Коллективистский тип управления. Этот тип управления можно  охарактеризовать как коллективистскую управленческую фору, которая предполагает единоличное принятие решений лидером коллектива;
    3. Рыночный тип управления. Решения  принимаются в соответствии с  законами рынка, который, в конечном счете, превращается в основной критерий эффективности. Главным рычагом воздействия на персонал служат деньги, что вполне соответствует рассмотрению персонала как субъектов рынка труда.
    4. Бюрократический тип управления. Этот тип управления характеризуется следующим. Как правило, решения принимаются, вышестоящим руководителем в соответствии с имеющимися у него правами и полномочиями. Главным источником силы руководителя является формальная власть, предоставляющая в качестве рычага воздействия на подчиненных возможность использования методов прямого влияния (приказов, наказаний);
    Следующий элемент – персонал. Персонал –  это совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, а также партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т. д.
    Для организации эффективной деятельности персонала необходимо учитывать следующие параметры:
    - особенности группового поведения;
    - особенности индивидуального поведения;
    - особенности поведения руководителей.
    Проблема  коммуникации заслуживает особого  внимания. Так, исследования показывают, что трудности в производстве вызваны недостатком общения или неумело организованными способами передачи информации в организации. Как известно, степень взаимопонимания между людьми с разными социальными ролями зависит от того, насколько хорошо отлажен процесс коммуникации, в котором участвуют работники аппарата управления [1, с. 154-156].
    На  сегодняшний день существует большой  опыт коммуникативного анализа в  разных сферах человеческого бытия. Коммуникация входит в число постоянно изучаемых объектов науки об управлении. Учёные разработали множество моделей коммуникации, рассматривая её с точки зрения лингвистики, театрального искусства, психологии, философии, менеджмента. Так, языковая коммуникативная проблематика является центральной для психоанализа. Ведь язык, общение с пациентом является единственным способом заглянуть в бессознательное [5, с.81].
    Изучением коммуникации в организации занимаются такие ученые, как Б. З. Мильнер, Г. Г. Почепцов, Р. Бландел, С. Блэк. Общим  для всех исследований является утверждение о том, что организационная коммуникация – это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам за ее пределами.
    Коммуникацию  они определяют как использование  слов, букв, символов для получения информации об объекте. При передаче подобных символов часто возникают трудности, вызванные недостатком общения, и руководство предприятий вынужденно постоянно призывать к регулярному и своевременному предоставлению информации сотрудникам, ее ожидающим. Западные ученые выявили, что в средней или крупной компании существует определенная и прочно связанная коммуникационная цепочка от высшего руководства вниз к сотрудникам, причем эффективность работы компании существенно зависит от того, насколько четко и быстро осуществляется связь по цепочке. Также было выявлено, что на качество коммуникации могут влиять следующие пункты:
    - хорошее личное понимание между  отправителем и получателем, основанное на уважении и вере в равенство, неприкосновенности и честности;
    - соглашение на процедуре обратной  связи. Осуществление обратной  связи подразумевает мета-общение  (общение об общении). Для этого  процесса создан набор простых правил, например: процесс обратной связи имеет более высокие приоритеты, чем основное общение, т.к. во время обратной связи нельзя быть невежливым;
    - желание понять друг друга,  даже если это требует больших  временных затрат и энергии;
    - определение ситуации терминами  чьих-либо чувств ведет за собой  интерпретацию, но не старание объяснить ситуацию объективными терминами.
    Исследования  зарубежных ученых показали, что существует три способа передачи культурной информации в организации:
    1) горизонтальная трансмиссия, при  которой освоение культурного  опыта и традиции идет в общении со «сверстниками»;
    2) непрямая трансмиссия, при которой  индивид обучается у окружающих его «родителей» как на практике, так и на специальных курсах;
    3) вертикальная трансмиссия, в ходе  которой социокультурная информация передаются от «родителей» к «детям» [2, с. 213-215].
    Иными словами, информация к сотруднику может  поступать несколькими способами: спускаться сверху, передаваться из одного отдела в другой или путем обучения у консультантов.
    Данные  способы передачи культурной информации позволяют предположить, что в процессе передачи информации задействовано большое количество людей, групп. Их можно условно разделить на несколько групп в зависимости от выполняемых функций:
    - «авторитеты» – прививают сотруднику  культурные нормы и ценности  на собственном примере;
    - «опекуны» – осуществляют наблюдение  за вновь пришедшими сотрудниками, удовлетворяют его физические и эмоциональные потребности;
    - «воспитатели» – обучают сотрудника, целенаправленно передают ему  знания и навыки;
    - «дисциплинаторы» – распределяют  наказания;
    - «компаньоны» – занимают равное  положение и участвуют в совместной деятельности;
    - «сожители» – сотрудники, находящиеся  в одном кабинете, отделе.
    Все перечисленные роли могут быть утверждены как формально, так и неформально.
    Но  следует помнить, что в управлении эти переменные никогда не должны рассматриваться отдельно. Никто не будет отрицать, что задачи организации влияют на выработку целей. Точно так и все остальные внутренние переменные взаимосвязаны и влияют друг на друга [8, с.131-133]. 
 

    1.2 Внешняя среда, её характеристика 

    Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.
    Макроокружение  создает общие условия среды  нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций.
    Изучение  экономических компонентов макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т.п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы [10, с.157-158].
    Анализ  правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона практической реализации законодательства.
    Политическая  составляющая макроокружения должна изучаться  в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение политической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти, какое отношение у правительства существует по отношению к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономические процессы. При этом важно уяснить такие базовые характеристики политической подсистемы, как-то: какая политическая идеология определяет политику правительства, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводить свою политику, какова степень общестенного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры, чтобы, используя это недовольство, захватить власть [3, с.112-113].
    Изучение  социальных компонентов  макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как: отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и верования; разделяемые людьми ценности; демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей или готовность к перемене места жительства и т.п. Значение социальной компоненты очень важно, так как она является всепроникающей, влияющей как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Социальные процессы изменяются относительно медленно. Однако если происходят определенные социальные изменения, то они приводят ко многим очень существенным изменения в окружении организации. Поэтому организация должна серьезно отслеживать возможные социальные изменения.
    Анализ  технологических компонентов позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспектив, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным последствиям для них [9, с. 231-232].
    Проводя изучение различных компонент макроокружения, очень важно иметь в виду два следующих момента.
    Во-первых, это то, что все компоненты макроокружения находятся в состоянии сильного взаимовлияния. Изменения в одной из компонент обязательно приводят к тому, что происходят изменения в других компонентах макроокружения. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно с отслеживанием не только собственно изменений в отдельной компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах макроокружения.
    Во-вторых, это то, что степень воздействия  отдельных компонент макроокружения на различные организации различна. В частности, степень влияния проявляется по-разному в зависимости от размера организации, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и т.п. Например, считается, что крупные организации испытывают большую зависимость от макроокружения, чем мелкие. Чтобы учитывать это при изучении макроокружения, организация должна определить для себя, какие из внешних факторов, относящихся к каждой из компонент макроокружения, оказывает значительное влияние на ее деятельность. Кроме этого, организация должна составить список тех внешних факторов, которые являются потенциальными носителями угроз для организации. Также необходимо иметь список тех внешних факторов, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для организации [4, с.120-121].
    Для того чтобы организация могла  результативно изучать состояние  компонент макроокружения, должна быть создана специальная система  отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как провидение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов. Наиболее распространенными способами наблюдения являются:
    - анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях;
    - участие в профессиональных конференциях;
    - анализ опыта деятельности организации;
    - изучение мнения сотрудников организации;
    - проведение внутриорганизационных собраний и обсуждений.
    Изучение  компонентов макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они пребывали ранее или в каком состоянии они пребывают сейчас. Необходимо также вскрыть те тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных факторов, и попытаться предсказать направление развития этих факторов с тем, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать организацию и какие возможности могут открыться перед ней в будущем [2, с.169-170].
    Система анализа макроокружения дает необходимый  эффект, если она поддерживается высшим руководством и дает ему необходимую  информацию, если она тесно связана с системой планирования в организации и, наконец, если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые в состоянии проследить связь между данными о состоянии макроокружения и стратегическими задачами организации и оценивать эту информацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализации стратегии организации.
    Изучение  непосредственного окружения организации  направлено на анализ состояния тех  составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию [7, с.197].
    Анализ  покупателей как компоненты непосредственного  окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
    Профиль покупателя может быть составлен  по следующим характеристикам:
    - географическое месторасположение покупателя;
    - демографические характеристики покупателя, такие, как возраст, образование, сфера деятельности и т.п.;
    - социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.;
    - отношение покупателя к продукту, отражающее то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т.п.
    Изучая  покупателя, фирма также уясняет  для себя, насколько сильны его  позиции по отношению к ней  в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность в выборе продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ослаблена. Если же наоборот, то продавец должен искать замену данному покупателю другим, который имел бы меньше возможности в выборе продавца. Торговая сила покупателя зависит, например, также от того, насколько существенно для него качество покупаемой продукции. Существует целый ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые обязательно должны быть вскрыты и изучены в процессе анализа покупателя. К числу таких факторов относятся следующие:
    - соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя;
    - объем закупок, осуществляемых покупателем;
    - уровень информированности покупателя;
    - наличие замещающих продуктов;
    - стоимость для покупателя перехода к другому продавцу;
    - чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, его ориентации на определенную марку, наличие определенных требований к качеству товара, его прибыли, системы стимулирования и ответственности лиц, принимающих решение о покупке [10, с.100-101].
    Анализ  поставщиков направлен на выявление  тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависят эффективность работы организации. Себестоимость и качество производимого организацией продукта.
    Поставщики  материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой силой, могут поставить организацию в очень сильную зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков очень важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками. Конкурентную силу поставщика определяют следующие факторы:
   - уровень специализированности поставщика;
   - величина стоимости переключения для поставщика на других клиентов;
   - степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов;
   - концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;
   - важность для поставщика объема продаж.
    При изучении посевщиков материалов и комплектующих  в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:
   - стоимость поставляемого товара;
   - гарантию качества поставляемого товара;
   - временной график поставки товаров;
   - пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.
    Изучение  конкурентов, т.е. тех, с кем организации  приходится бороться за ресурсы, которые  она стремится получить из внешней  среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.
    Конкурентная  среда формируется не только внутриотраслевыми  конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те фирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них, на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние ее покупатели и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции [6, с.173-175].
    Многие  фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны «пришельцев» и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе именно вновь пришедшим на их рынок. Об этом очень важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных «пришельцев». Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве продукта, низкие издержи за счет экономии от большого объема производства, контроль над каналами распределения, использование локальных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, т .п. Однако любая из этих мер оказывает действенной только тогда, когда она является реальным барьером для «пришельца». Поэтому очень важно хорошо знать то, какие барьеры могут остановить или помешать потенциальному «пришельцу» выйти на рынок, и воздвигать именно эти барьеры.
    Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Особенность трансформации рынка в случае с появление замещающего продукта состоит в том, что если им был «убит» рынок старого продукта, то он уже обычно не поддается восстановлению. Поэтому, для того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производящих замещающий продукт, организация должна иметь в себе достаточный потенциал, чтобы перейти к созданию продукта нового типа [6, с. 243].
    Анализ  рынка рабочей силы направлен  на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации необходимыми для решения ею своих задач кадрами. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на нем кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, имеющих влияние на этом рынке, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе [2, с. 186].
    2 АНАЛИЗ  СРЕДЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОАО  «ПИНСКИЙ 
    МЯСОКОМБИНАТ» 
 

    2.1 Организационно-экономическая  характеристика               организации  

    Открытое  акционерное общество «Пинский мясокомбинат»  входит в состав государственного объединения «Концерн «Брестмясомолпром».
    Собственником предприятия является Пинский районный исполнительный комитет.
    Субъекты  хозяйствования, не имеющие статуса  юридического лица, но осуществляющие деятельность от имени предприятия:
    - Фирменный магазин «Колбасы»  № 1, г. Пинск, ул. Ленина, 9;
    - Фирменный магазин «Колбасы»  № 2, г. Пинск, ул. Индустриальная, 1;
    - Фирменный магазин «Колбасы»  № 3, г. Столин, ул. Советская;
    - Фирменный магазин «Колбасы»  № 4, г. Пинск, ул. Пушкина, 3;
    - Филиал «Невель» Пинский район,  д. Жидче.
   Основной  вид деятельности – производство мяса и продуктов убоя скота.
    В предприятие осуществляет следующие  виды деятельности:
    - производство мяса животных;
    - производство мяса домашней птицы  и кроликов;
    -  производство изделий из мяса, включая мясные консервы;
    -  оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации;
    -  розничная торговля пищевыми  продуктами, напитками и табачными  изделиями в специализированных  магазинах;
    - столовые;
    -  грузовой сухопутный транспорт;
    -  хранение и складирование;
    - организация перевозки грузов; 
    - эксплуатация и сдача в наем  собственного имущества.
    Целью своей деятельности КПУП «Пинский мясокомбинат» ставит получение прибыли от производства и реализации продукции, освоение новых, имеющих спрос на рынках колбасных изделий и мясных полуфабрикатов, повышение эффективности производства, экономии мясного сырья, улучшения вкусовых качеств, сокращение сроков технологической обработки, расширение ассортимента и повышение конкурентоспособности продукции.
КПУП «Пинский мясокомбинат» имеет следующую производственную структуру:
      отдел центровывоза сырья (ОЦВС);
      база предубойного содержания скота;
    мясо – жировой цех (убойный, субпродуктовый, кишечный, жировой, шкуропосолочный цеха);
    колбасный цех;
    кулинарный цех;
    холодильник.
      Освоение  производственных мощностей за 12 месяцев 2008 г, характеризуется следующими данными
      Проектная сменная мощность: Использование мощностей:
      мяса       – 42 т/см     60 %
      колбасных изделий  – 6,5т/см     100%
      по  выработке полуфабрикатов – 2,2 т/см    100%
      емкости холодильника  – 2215т.     2215 т
    ОАО «Пинский мясокомбинат»  производит:
      - продукты питания–мясо и субпродукты, колбасные изделия, в т.ч. колбасы вареные, сосиски и сардельки, колбасы варено-копченые, подкопченные, салями, колбасы полукопченые, сырокопченые, сыровяленые, вяленые, колбасы ливерные и кровяные, паштеты, продукты из свинины и говядины, прессованные и фаршированные продукты вареные и копчено-вареные, полуфабрикаты из рубленого и натурального мяса, блинчики, пельмени, равиоли, сырые колбасы, продукты в желе, продукты кулинарии, полуфабрикаты высокой степени готовности из мяса говядины, свинины и птицы, жиры животные топленые пищевые, наборы из мяса и из субпродуктов;
      -сырье  для кожевенной промышленности  – шкуры консервированные;
      -сырье  для производства медпрепаратов – альбумин, эндокринно-ферментное и специальное сырье;
      -сырье  для производства колбасных изделий  – кишки консервированные;
      -сырье  для товаров народного потребления  (поделочная кость);
      -полуфабрикаты  для животных.
    Вышеперечисленные виды продукции производятся согласно утвержденному на предприятии ассортименту.
    Работа  по обновлению ассортимента проводится постоянно и производственная программа на год согласовывается с Главным Государственным санитарным врачом г. Пинска и Пинского района ежегодно.
      Продукция, выпускаемая и реализуемая мясокомбинатом, соответствует действующим в республике Беларусь стандартам на продукцию мясной промышленности:
      -государственным  стандартам РБ (СТБ);
      -техническим  условиям (ТУ);
      -техническим  описаниям (ТО);
      -республиканским  стандартам (РСТ);
      -межгосударственным  стандартам (ГОСТ).
      Сертифицированы следующие виды продукции: мясо –  говядина и мясо-свинина; блоки из жилованного мяса, субпродуктов замороженных; полуфабрикаты крупнокусковые замороженные; жиры животные топленые пищевые. Сертифицированы колбасы сырокопченые, сыровяленые -22 наименования; колбасы вяленые-12 наименований.
      Технологический, лабораторный и ветеринарный контроль обеспечивают высокое качество продукции и гарантируют соответствующие питательные свойства выпускаемых изделий.
    Основные  показатели развития предприятия представлены в приложении А.
      На КПУП «Пинский мясокомбинат» было произведено продукции в действующих ценах: 2006 году  на  64125 млн. руб., в 2007 году – 6631 млн.руб, в 2008 году – 78260 млн.руб, что состовляет 120,4%; 103,4%; 118,3% соответственно.
    Объем производства продукции в сопоставимых ценах составил:  в 2006 – 70336 млн.руб., в 2007 году – 64697 млн.руб., в 2008 году – 78735 млн.руб, что составило 113,9%; 92% и 108% соответственно.
    Запасы  годовой продукции на конец года к среднемесячному объему производства промышленной продукции  составили в 2006 году 39,5%, в 2007 году  11, 5, в 2008 году 55%.
    В 2006 году предприятие получило выручки 73057 млн.руб., в 2007 году – 
76944 млн.руб., в 2008 году – 89500 млн.руб.
    Затраты на 1000 руб. произведенной продукции  составили в 2006 году – 938,3 руб., в 2007 году – 1004,3 руб., в 2008 году 985,2 руб. Себестоимость произведенной продукции составляет в 2006 году 60187 млн.руб., 2007 году – 66419 млн.руб., в 2008 году – 77100 млн.руб.
    Прибыль от реализации продукции составила  в 2006 году 2664 млн.руб., 2007 году – - 1088 млн.руб., в 2008 году - 7009 млн.руб.
    Уровень рентабельности продаж составил в 2006 году 5,5%; в 2007 году - -1,6%; в 2008 году – 0,9%. Уровень  рентабельности реализованной продукции  
5,8%; - 1,5%; 0,9% соответственно.
    Предприятие получило чистой прибыли в 2006 году 1968 млн.руб., 2007 году – -1843 млн.руб., в 2008 году – 110 млн.руб.
    Важным  элементом в решении задач  поставленных перед предприятием является повышение эффективности организационной  структуры управления. Чёткое разграничение функций, прав и обязанностей каждого подразделения и отдельных исполнителей обеспечивает четкое взаимодействие всех подразделений и служб.
         На предприятии принята линейно-функциональная система управления.
    Функции, задачи, права и ответственность каждого структурного подразделения определены положениями.
        Трудовой распорядок для работников  определён локальными нормативными актами:
    - правилами внутреннего трудового распорядка;
    - штатным расписанием;
    - должностными инструкциями;
    - графиками работы (сменности);
    - графиками отпусков;
    -положениями  и инструкциями по охране труда и технике безопасности;
    - коллективным договором.
        В целях улучшения организации  производства и труда, снижения  трудоёмкости   выпускаемой   продукции,   совершенствования   оперативно-производственного планирования, усиления материальной заинтересованности работников, установления прямой зависимости размеров труда от результатов работы    разработаны    документы    регламентирующие    численность, производительность труда, заработную плату.
      В основу формирования фонда  оплаты труда положена государственная  Единая тарифная сетка работников  РБ и порядок её применения  и ставкой первого разряда  установленной в объединении.  Оклады и тарифные ставки рассчитаны  по коэффициентам вышеуказанной ЕТС. На предприятии применяется сдельно-премиальная, повременно-премиальная системы оплаты труда.
        Тарифный (квалификационный) разряд  рабочих определяется по Единым тарифно-квалификационным справочникам работ и профессий (ЕТКС), квалификационных справочников должностей служащих (КСД).
    В работе с персоналом применяются  методы морального и материального стимулирования. Премирование работников производится за основные показатели работ предприятия.
    Подразделения службы тесно связаны между собой, каждое из них решает свои задачи, направленные в конечном итоге на определение спроса, удовлетворение требований потребителей, обеспечение сбыта продукции.
    Данные  о трудовом потенциале предприятия  представлены в таблице 2.1.
    Таблица 2.1 - Трудовой потенциал предприятия представлен чел.
№ п/п Наименование 2006г. 2007г. 2008г.
I Комплектование  кадров Прием – всего,
в т.ч.
      На замену уволенных по уважительным причинам (ВС, пенсия, по состоянию здоровья, на учебу и др.)
      Прирост численности в связи с ростом объема производства
 
97 
 
 
12 

-
 
115 
 
 
4 

-
 
90 
 
 
3 

-
II Источники комплектования принято по направлению: а) высших и средних спец. учебн. завед.
б)  в счет брони
в)  прочие источники
 
 
 
4 4
89
 
 
 
8 4
103
 
 
 
3 4
83
III Качественный  состав, всего: высшее образование
среднее специальное  образование
среднее образование + ПТУ + базовое 

в т.ч.
      Количество специалистов имеющих:
высшее образование
среднее специальное  образование
среднее образование + ПТУ + базовое
      Количество рабочих имеющих:
высшее образование
среднее специальное  образование
среднее образование + ПТУ + базовое
 
100 285
410 
 
 
 

94
52
2 

6
233
408
 
130 312
368 
 
 
 

110
52
3 

20
260
365
 
135 301
354 
 
 
 

106
42
2 

22
262
356
IV
      В резерве состояло
 
      Выдвинуто из резерва
15 
2
17 
-
20 
1
 
    Численность предприятия составила в 2006 году – 710 чел., в 2007 году – 716 чел. и в 2008 году 707 чел. В том числе ППП:   673 чел., 678 и 669 соответственно.
    Среднемесячная  заработная плата составила в 2006 году - 598,4 тыс. руб., в 2007 году - 655,4 тыс. руб. и в 2008 году - 774,1 тыс. руб. 
 

    2.2 Оценка влияния  внешней среды  на деятельность  организации  

     Исследование  рынка сырья и материалов носит стратегический характер, поскольку решается вопрос о закупке материальных ресурсов. Вырабатывая стратегию снабжения, предприятие сравнивает собственные расходы на производство продукции с ценой аналогичной продукцией у конкурента.
     Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство, потребности на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную.
     При расчете потребности в материальных ресурсах учитывается наличие средств для их покрытия. Источники покрытия могут быть собственными или заемными. Потребность в материальных ресурсах планируется по всей номенклатуре материалов в стоимостном и натуральном выражении. Объемы и сроки поставок материалов на предприятие обусловливаются режимом их производственного потребления, созданием и поддержанием необходимого уровня производственных запасов.
     Объем требуемых материальных ресурсов складывается из потребности в материалах, необходимых для производства продукции и на образование переходящих запасов. Потребность в материальных ресурсах определяется на основе баланса МТО предприятия с учетом остатков и внутренних источников обеспечения.
     Устанавливаются прямые контакты с заранее известными потенциальными поставщиками продукции. В этих случаях широко используется различная информация, которая может быть получена из справочников, каталогов, периодических изданий и через Интернет.
     Решение разместить заказ у конкретного поставщика зависит от ряда факторов. Поставщик должен удовлетворять по качеству и объему поставляемой продукции, условиям доставки продукции, цене и уровню обслуживания. Немаловажным при выборе поставщика является его техническое состояние, развитость инфраструктуры, финансовое положение, трудовые отношения и местонахождение.
     Партнерами  ОАО «Пинский мясокомбинат» на протяжении долгих лет, которые зарекомендовали  себя, как стабильный поставщик, у  которого товар всегда качественный, количество на складах соответствует предложениям для производства, поставка в кратчайшие сроки, наличие сертификатов и ГГР, цены  самые дешевые, отсрочка платежа более 30 дней:
     СП  ИП «Могунция- специи и технологии», г. Брест;
     ООО «Вара», г. Минск;
     ООО «Аромарос Бел» г. Минск;
     ООО «Соя Продукт», г. Минск;
     ООО «Биями», г. Минск;
     ООО «Белмясопроминвест»;
     ИП  «Викос», г. Минск;
     ООО «КВ-ресурс» и другие.
    С целью обеспечения планомерной  и стабильной поставки скота на предприятие  необходимо провести следующие мероприятия:
    1. На основании доведенных областным  комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию, райсельхозпродами, объемов поставки скота своевременно заключить договора на поставку.
    2. Строго соблюдать условия договорных  обязательств.
    3. Наряду с поставками скота для государственных нужд оказывать услуги по убою его на давальческих условиях.
    4. Специалистам сырьевого отдела  вести направленную работу по  улучшению условий своевременной доставки. Активно вести пропагандно – разъяснительную работу о закупке скота из личных подсобных хозяйств у населения с предоставлением автотранспорта по его доставке.
    5. Своевременно предоставлять хозяйствам  транспорт под загрузку скота.
    6. Для предупреждения повреждения  кожного покрова животных выгрузку скота осуществлять только электропогонялками и хлопушками.
    7. Своевременно проводить работу  с представителями хозяйств –  поставщиков об условиях правил приемки и переработки скота, а также обо всех изменениях в условиях оплаты.
    8. Каждое 1 – е число месяца в  управлениях сельского хозяйства собирать информацию по поставкам скота на месяц, а также составлять графики по районам и в разрезе хозяйств для более точной информации поставок и выполнению заданий производства.
    9. Для привлечения сдачи скота  и свиней от населения использовать СМИ. Поддерживать связь с сельскими советами о наличии скота у населения. Расчеты за сданный скот производить в течение 10 календарных дней. Выделять транспорт для доставки скота от населения за счет предприятия.
    10. Расчеты с хозяйствами – поставщиками за сданный скот по необходимости и по решению хозяйств производить по договорам перевода долга. Помогать хозяйствам в приобретении ГСМ, удобрений, а также семян (в период посевной) в счет будущей сдачи скота.
    11. Оказывать содействие поставщикам  в заготовке кормов и уборке урожая в осенне-летний период.
    12. Вести работу с хозяйствами других областей, а также фермерскими хозяйствами, для чего расчеты производить в течение 10 календарных дней или предоставлять частичную предоплату.
    13. Для более полной загрузки производственных мощностей, за счет качественной обработки скота в убойном цехе вести активную работу по привлечению давальческого сырья (скота и свиней) для переработки на мясокомбинат.
    14. При подведении итогов работы по животноводству в районах сырьевой зоны в управлениях сельского хозяйства и продовольствия проводить встречи с руководителями хозяйств с целью анализа и привлечения поставок скота на мясокомбинат.
    15.  Ежеквартально информировать начальников райсельхозуправлений и руководителей хозяйств о поставках скота и выполнении договорных обязательств хозяйствами района.
     В настоящее время ОАО «Пинский мясокомбинат» по реализации колбасных изделий освоено 38 регионов (рынков сбыта или их сегментов), информация приведена в приложении Б.
     Анализируя каждый регион (рынок сбыта, сегмент рынка) приходим к выводу, что предприятию необходимо не только освоение новых рынков сбыта, но и усиление позиций на уже имеющихся рынках, поиск свободных емкостей каждого рынка.
     Таким образом, свободная емкость имеется на рынках г. Минска и Минской области, в первую очередь, за счет скопления населения, вследствие чего, большого покупательского спроса. Сложность в покорении этого рынка составляет наличие огромного числа конкурентов, производящих аналогичную продукцию. 
     Детально  изучив каждый регион (рынок), его специфику  и потенциальные возможности, для достижения поставленных задач по увеличению объемов продаж, целесообразно увеличить объем поставок.
     Каждый  рынок имеет определенную специфику  торговли по товарам, по сортам, по организации доставки, оплаты и пр. Таким образом, увеличение объемов производства, что соответственно приведет к увеличению объемов продаж, должно происходить в тесной взаимоувязке с потребностями покупателя.
     Особенности продаж на отдельном рынке  определенного ассортимента продукции представлены в таблице 2.2. 

   Таблица 2.2 - Особенности продаж на отдельном рынке определенного ассортимента продукции (основные рынки)
рынок % соотношения  продаж
копчености салями вар колб сосиски с/к колб
МИНСК 14 5,3 37 25 2,4
ПИНСК 7,4 8,7 42 20 2,1
БРЕСТ 13 14 2,4 24 0,5
ГОМЕЛЬ 9,5 20,9 27,3 17,5 1,8
ПИНСКИЙ Р-Н 6,1 10,7 50,6 8,8 0,8
СТОЛИН 4,7 17,6 51,9 10,8 2,4
 
    Гарантия  высокого качества продукции - является важнейшим фактором, укрепляющим позиции предприятия на рынке.
    Гибкая  ценовая политика, соответствующая  запросам рынка, система скидок и  поощрений позволит в еще большей  степени закрепиться на рынке  и внедриться в новый регион.
    Ежеквартальный  анализ цен  предприятия и всех предприятий конкурентов позволяет проследить уровень цен каждого предприятия, сделать вывод о ценах на свою продукцию, и, в итоге, своевременно реагировать и принимать решения по формированию цены на новые виды продукции или оперативном снижении цены на продукцию с более низким спросом или сезонного характера.
      Зная основные позиции конкурентов:
    - достаточность сырья;
    - загруженность производственных  мощностей;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.