На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ликвидация юридических лиц

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
 
    В период рыночных отношений появляется потребность в переосмыслении форм и методов ведения экономики предприятия. При этом возникает множество вопросов и проблем, требующих решения: как создавать новую компанию или фирму, как должна работать экономика предприятия, от чего зависит эффективность ее ведения, что следует предпринимать для большей результативности деятельности предприятия.
    Поиск ответов на эти вопросы происходит на основе метода проб и ошибок, что  в настоящих условиях дорого обходится  не только предприятию, но и обществу в целом. Основной причиной этого  является неумение и незнание руководителями предприятий форм и методов работы в условиях рыночной системы хозяйствования.
    Порядок создания и прекращения деятельности предприятий, а также проблемы, возникающие  при этом весьма актуальны для  современной российской действительности. Данная курсовая работа представляет собой попытку раскрыть эти аспекты деятельности предприятий.
    В первой главе рассматриваются зарождение института юридического лица, а так  же правовые основы предпринимательства. Во второй и третьей главах рассматриваются  порядок и способы создания и ликвидации предприятий, порядок государственной регистрации, а также проблемы, возникающие при организации и ликвидации юридических лиц.
    Для того чтобы раскрыть тему, необходимо сначала дать определение объекту  изучения данной курсовой работы –  предприятию.
    Предприятие – это субъект, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
    Из  определения следует, что предприятия  становятся основной ячейкой, где происходит рыночная трансформация экономики. Именно в этом заключены суть и характер изменений и развития экономической системы в целом.
 

1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА СОЗДАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

 
 
    Жизнь современного общества немыслима без  объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей.
    Появление института юридического лица обусловлено  усложнением социальной организации  общества, развитием экономических  отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частного права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.
    Так, уже во II—I в. до н. э. юристами Римской республики обсуждалась идея существования организаций (союзов), обладающих нераздельным, обособленным имуществом (частные корпорации: коллегии), выступающих в гражданском обороте от собственного имени (городские общины), существование которых в принципе не зависит от изменений в составе их участников. Само понятие «юридическое лицо» было неизвестно римским юристам, и его сущность ими не исследовалась, но, идя расширить круг субъектов частного права за счет особых организаций, союзов граждан принадлежит Риму.
    В Средние века представления о  юридических лицах все еще  испытывали сильное влияние догматов римского права. Глоссаторы и постглоссаторы ограничивались комментированием античных текстов, пытаясь приспособить их к потребностям развивающегося хозяйства. В эту эпоху конструкция юридического лица получила дальнейшее практическое развитие. Торговый дом Фуггеров в Германии, Генуэзский банк св. Георгия, английские и голландские Ост-индские и Вест-индские компании — «в этих торговых предприятиях вырабатывалась техника коллективного ведения крупных дел»1, а накопленный ими опыт регулирования отношений с участием юридических лиц сыграл впоследствии важную роль в создании гражданских и торговых кодексов XIX века.
    Бурное  развитие экономики середины — конца XIX века дало мощный импульс развитию учения о юридических лицах. Появились оригинальные исследования проблем юридических лиц таких авторов как Савиньи, Иеринг, Гирке, Дернбург, Саллейль и других, преимущественно немецких и французских цивилистов, которые заложили основы современного понимания этого института.
    В XX веке значение института юридического лица еще более возрастает вследствие усложнения инфраструктуры и интернационализации  предпринимательской деятельности, расширения государственного вмешательства в экономику, появления новых информационных технологий.
    В России предпринимательство известно с давних пор. Вначале оно проявлялось в торговой форме, в виде промыслов. Широкое развитие предпринимательства приходится на годы правления Петра I (1689—1725) и в пореформенный период — в 60-е — 70-е годы XIX в., а в начале XX в. в России оно становится массовым явлением. Возрождение отечественного предпринимательства началось с января 1991 г., с вступления в силу Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. “О предприятиях и предпринимательской деятельности”. Этот закон не действует с 01.07.2002 г., но он, несомненно, сыграл значительную роль в восстановлении функционирования предпринимательства в России.
    Советская юридическая наука уделяла особое внимание исследованию теории юридического лица. В 1940-50-е годы был создан целый ряд работ, которые заложили основы современного понимания этого института. В то время внимание концентрировалось на изучении юридической личности государственных предприятий. Сделанные в то время выводы обладают значительной научной и методологической ценностью и сегодня.
    В Гражданском Кодексе, вступившем в силу 1 января 1995 года, впервые в истории российского права в основном кодификационном акте гражданского законодательства содержится подробно разработанная система норм о юридических лицах; этого не знали предыдущие кодификации как советского, так и дореволюционного периодов. Кодекс устанавливает принципиальные основные положения, на которых должно базироваться последующее законодательство об отдельных видах юридических лиц. При этом Кодекс вводит отсутствовавший в прежнем законодательстве чрезвычайно важный для устойчивости гражданского оборота принцип замкнутого перечня юридических лиц, согласно которому юридические лица могут создаваться и функционировать только в такой организационно-правовой форме, которая прямо предусмотрена законом. Для коммерческих организаций перечень организационно-правовых форм предусмотрен самим Кодексом2, для некоммерческих содержащийся в Кодексе перечень может быть дополнен другими законами, правила которых не должны противоречить нормам Гражданского Кодекса и отклоняться от установленных им принципов.
    В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим  лицом признается организация, которая  имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
    Образование (создание) юридического лица базируется на определённых принципах, регулируемых нормативными актами, гражданским законодательством, законами об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц, которые могут функционировать в российской экономике, а также в зависимости от формы собственности на имущество.
    На  пути развития предпринимательства  в России, по словам Г. О. Грефа, существует две новых беды: "лицензирование и регистрация".3 Устранить, одну из бед, призван Закон «О государственной регистрации юридических лиц», предусмотренный ч. 1 ст. 51 ГК РФ.
    Таким образом, передача функций по регистрации  предприятий Министерству Юстиций, в соответствии с предписаниями  ГК РФ (ч. 1 ст.51), после нескольких лет  подготовительной работы не удалась. В начале февраля 2001 г. Президент РФ Путин В.В. заявил о том, что правильнее было бы закрепить функции по регистрации юридических лиц за налоговыми органами. Взамен, главе Министерства Юстиций Юрию Чайке, Владимир Путин, выступая на всероссийском совещании руководителей налоговых органов, предложил "подняться над ведомственными интересами и руководствоваться экономической целесообразностью", заключающейся в первую очередь в предполагаемом сокращении неплательщиков налогов за счет совмещения процесса регистрации юридического лица с началом ведения налоговой истории того же юридического лица.
    7 июня 2001 г. в первом чтении без  замечаний был принят, входящий  в пакет документов по дебюрократизации  экономики, Федеральный закон № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", а уже 08 августа 2001 г. он был подписан Президентом РФ Путиным В.В. и введен в действие с 01 июля 2002 г. 
    С момента введения в действие Закона функции государственной регистрации  юридических лиц возложены на Министерство РФ по налогам и сборам, ныне Федеральная налоговая служба России.
    Таким образом, в соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом «О государственной регистрации юридических лиц». Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
    Отказ в государственной регистрации  юридического лица допускается только в случаях, установленных законом о государственной регистрации ст. 23.
    Отказ в государственной регистрации  юридического лица, а также уклонение  от такой регистрации могут быть обжалованы в суде.
    Ликвидация  юридического лица — это способ прекращения его деятельности без  перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК РФ ст.61 содержит развернутый перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая (так же, как и реорганизация) может носить как добровольный, так и принудительный характер.
    Порядок ликвидации юридического лица урегулирован статьями 61—64 ГК РФ.
    Особенности ликвидационной процедуры в случае несостоятельности (банкротства) юридического лица установлены Законом РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” и рядом других нормативных актов.
 

2 СОЗДАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

 
 
    Предприятие может быть создано путем учреждения нового или реорганизации существующего  юридического лица (путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).
    Создание  любого предприятия начинается с  определения своей хозяйственной ниши в экономическом пространстве, изучения состояния рынка, предложения и спроса на реализуемые товары и услуги в интересующей его отрасли и регионе, определяются общие условия инвестирования средств, изучения уровня развития науки и техники в соответствующей отрасли производства (следует предусмотреть возможные препятствия и ограничения, изучить возможности получения льгот — заемных, налоговых и др.)
    Определяющим  является спрос на продукцию: если продукция  предприятия не будет пользоваться спросом, ему грозит разорение. Такая продукция остается нереализованной, а затраты на ее изготовление неоплаченными.
    По  мнению профессора Школы бизнеса  Нью-йоркского университета, одного из самых читаемых авторов в США  и в мире, Питера Друкера, создание нового предприятия требует:4
    концентрации внимания на рынке;
    финансового предвидения, особенно в планировании и регулировании наличных денег;
    создания высшего управленческого звена задолго до того, как новое предприятие почувствует в этом реальную потребность, и задолго до появления у него реальной возможности позволить себе иметь это подразделение;
    умения определять участки наиболее эффективного применения своих сил и способностей;
    Перед началом собственного дела следует  выполнить так называемую маркетинговую разведку, т.е. найти свою рыночную нишу. При этом надо обратить внимание на ряд условий:
    политические факторы – стабильность политической системы, защита собственности, инвестиций;
    социально-экономические – состояние покупательной способности отдельных слоев общества, на удовлетворение нужд которых будет работать создаваемое предприятие, возможная конкуренция, движение инфляционных процессов, состояние финансово-кредитной системы;
    правовые – наличие и состояние законодательной базы предпринимательства;
    Далее возникает вопрос об учредителях. При  подборе учредителей следует  учитывать: платежеспособность, деловую  порядочность, полное взаимное доверие. Практика показывает, что нередко  учредители, начав свой бизнес и  столкнувшись с определенными трудностями, расходятся, а иногда и становятся врагами. Поэтому подбирать учредителей следует тщательно и неторопливо.
    Не  менее важным этапом при создании предприятия является выбор организационно-правовой формы создаваемого предприятия.
    В соответствии с ГК РФ, предприятие на территории РФ может быть создано в одной из следующих организационно-правовых форм:
    полное товарищество
    товарищество на вере
    общество с ограниченной ответственностью
    общество с дополнительной ответственностью
    акционерное общество: открытое или закрытое
    дочерние предприятия
    зависимые предприятия
    производственные кооперативы
    государственные и муниципальные унитарные предприятия
    потребительские кооперативы
    общественные и религиозные организации (объединения)
    фонды
    учреждения
    объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
    Факторы, определяющими выбор организационно-правовой формы являются следующие:
    участие в образовании имущества юридического лица и обязательственное либо право собственности или другое вещное право по отношению к этому имуществу;
    объем правоспособности (общей или специальной);
    вид деятельности;
    необходимость лицензирования и территория деятельности;
    место государственной регистрации;
    количество участников;
    предполагаемые органы управления;
    наличие предполагаемых филиалов и представительств;
    система налогообложения, желательная участникам, а также система бухгалтерского учета и отчетности;

2.1 Порядок и способы создания юридических лиц

 
    Создание  предприятия основывается на определённых законодательно регулируемых принципах  и проходит несколько этапов:
    возникновение идеи о создании нового предприятия (организации), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);
    изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;
    изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;
    подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и т.д.);
    подбор соучредителей предприятия;
    определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала (уставного фонда);
    разработка учредительных документов и бизнес-плана;
    проведение организационных мероприятий по созданию предприятия (организации) в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;
    осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банке;
    изготовление печатей, штампов;
    постановка на учёт в органе федеральной налоговой службы, территориальном органе пенсионного фонда и др;
    Порядок создания юридических лиц регулируется специальными законами и подзаконными актами.
    На  практике существует три порядка  образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный.
    Распорядительный  порядок означает, что юридическое  лицо создаётся по распоряжению собственника либо уполномоченного им органа и  специальной государственной регистрации  не требуется. Например, приказом министерства создаётся предприятие, постановлением правительства – концерн и т.д.
    В странах с рыночной экономикой такой  порядок заменяет явочный порядок  образования юридических лиц. Для  этого способа образования юридических  лиц также характерно отсутствие специальной государственной регистрации  последних. Предприятия (организации) создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица. Так, некоторое время в России в явочном порядке создавались профессиональные союзы, их объединения и отделения.5 За рубежом явочный порядок применяется, например, при создании ассоциаций во Франции и некоммерческих учреждений в Швейцарии.6 Однако, в настоящее время в статье 51 Гражданского Кодекса не предусматривается исключений о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому этот способ образования юридических лиц сегодня в России не применяется.
    Разрешительный  порядок, который, в свою очередь, предполагает, что создание предприятия (организации) разрешено тем или иным компетентным органом. Например, в таком порядке в СССР создавалось большинство общественных и кооперативных организаций. При этом в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Современное действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности7, но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц. Для создания объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций) необходимо предварительное согласие федерального антимонопольного органа. В России, как и в большинстве европейских стран, разрешительный порядок предусмотрен также для образования страховых обществ и банков.8
    Создать юридическое лицо может одно лицо или несколько лиц, которые именуются  учредителями. Организации некоторых видов могут создаваться или только одним (унитарные предприятия), или только несколькими (хозяйственные товарищества, кооперативы) учредителями.
    Учредителей организации необходимо отличать от её участников. Состав учредителей  определяется на момент создания предприятия. В тоже время учредители являются одновременно и участниками. Однако впоследствии состав участников может измениться. Некоторые учредители могут выйти из организации и, следовательно, перестать быть её участниками, а на их место могут прийти новые лица, которые, не будучи учредителями, так как они не создавали юридическое лицо, становятся участниками. Таким образом, первоначальный состав участников может полностью измениться, и среди них уже не будет тех, кто непосредственно создавал юридическое лицо.
    В качестве учредителей и участников юридического лица могут выступать  любые субъекты гражданского права, обладающие необходимым объёмом  право- и дееспособности: физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Однако для некоторых видов юридических лиц состав участников ограничен законом (например, участниками полного товарищества могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации9, учредителем унитарного предприятия – только государственное муниципальное образование10).
    Разработка  учредительных документов является определяющим этапом в процессе создания предприятия. Законодательством установлены  два основных учредительных документа, которые необходимо иметь предприятиям в зависимости от организационно-правовой формы: учредительный договор и устав.
    Учредительный договор – свод правил, регулирующий взаимоотношения членов предприятия  в определённой сфере хозяйственной  деятельности. Он регламентирует, прежде всего, условия создания предприятия коллективом граждан.
    Чаще  всего структура учредительного договора выглядит следующим образом:
    Раздел 1. Общие положения:
    наименование предприятия;
    правовое положение предприятия;
    юридический адрес;
    учредители.
    Раздел 2. Основные виды деятельности:
    цель создания предприятия;
    основной вид деятельности;
    какими видами деятельности может заниматься.
    Раздел 3. Уставный капитал:
    размер уставного капитала;
    порядок формирования (в некоторых случаях, согласно законодательству, должны быть приведены сведения о размере, составе, сроках и порядке внесения учредителями вкладов, об ответственности учредителей за нарушение обязанностей по внесению вкладов).
    Раздел 4. Обязательства учредителей:
    полномочия партнёров по управлению имуществом;
    права партнёров по управлению имуществом;
    взаимное информирование партнёров;
    вид ответственности учредителей за невыполнение обязательств;
    порядок решения споров;
    порядок выхода учредителей из фирмы;
    правила передачи своей доли третьему лицу;
    процедура принятия новых членов.
    Раздел 5. Организация фирмы:
    порядок работы в процессе создания фирмы;
    процедура изменения уставного фонда;
    перечень вопросов, требующих единогласного решения;
    перечень вопросов, требующих согласия большинства;
    процедура изменения договора;
    процедура ликвидации фирмы;
    процедура разделения расходов и учреждение товарищества;
    Устав – свод правил, регулирующих деятельность предприятий, организаций, учреждений, их взаимоотношения с другими  организациями и гражданами, их права и обязанности в определённой сфере хозяйственной деятельности.
    Структура устава, как правило, содержит следующую  информацию:
    Раздел 1. Общие положения:
    наименование фирмы (в том числе и в английской транскрипции);
    правовое положение (АО; ООО и т.д.);
    юридический адрес, по которому данное предприятие зарегистрировано;
    учредители фирмы с указанием номеров документов, удостоверяющих их личность, и адресом, по которому они прописаны.
    Раздел 2. Предмет деятельности:
    цель создания фирмы;
    основной вид деятельности, товары или услуги, производимые предприятием;
    все виды деятельности, которыми предприятие может заниматься.
    Раздел 3. Имущество и доходы фирмы:
    уставный капитал фирмы;
    имущество (для товарищества);
    какими средствами владеет фирма и источники этих средств (например, продажа акций);
    вклады, инвестируемые каждым членом товарищества (доля товариществ);
    основные виды доходов фирмы.
    Раздел 4. Права и обязанности владельцев:
    права участников определённой организационно-правовой формы бизнеса;
    обязанности участников;
    порядок и периодичность отчётности;
    кто из участников, при каких обстоятельствах и за чей счёт может потребовать аудита;
    правила передачи доли уставного капитала;
    правила изменения уставного фонда;
    правила выхода из фирмы;
    процедура изменения устава;
    правила и периодичность собрания учредителей;
    процедура ликвидации фирмы.
    Раздел 5. Управление фирмой:
    дирекция, её состав, права, функции;
    генеральный директор (кто может быть назначен, права, обязанности, отчётность);
    порядок назначения руководства;
    должностные лица (обязанности, правила оплаты);
    ревизионная комиссия (её состав, функции, порядок избрания);
    правила использования прибыли;
    правила образования резервного фонда.
    Учредительный договор заключается, а устав  утверждается его учредителями (участниками).
    При перечислении видов экономической  деятельности, которые будут осуществляться данным предприятием, необходимо указывать  соответствующие им коды, указанные  в общегосударственном классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД).
    Уставные документы оформляются в нескольких экземплярах, сшиваются, подписываются учредителями.

2.2 Порядок государственной регистрации

 
    Юридическим лицом как самостоятельным субъектом  права организация может стать  лишь при условии её государственной  регистрации в данном качестве. Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»уполномоченными государственными органами. В настоящее время такими органами являются органы Федеральной налоговой службы России.
    Государственная регистрация юридических лиц  осуществляется в целях:
    поверки соответствия учредительных документов юридических лиц законодательству;
    удостоверения факта создания, реорганизации и ликвидации юридического лица;
    учета созданных, реорганизованных, ликвидированных юридических лиц на территории РФ;
    ведения Единого государственного реестра;
    создания информационного банка данных о юридических лицах и их учета.
    Регистрация – это в законодательном порядке установленная процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования. Государственной регистрации подлежат все вновь создаваемые (реорганизуемые) субъекты хозяйствования, а также изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы действующих коммерческих и некоммерческих организаций. Деятельность юридических лиц, осуществляемая без государственной регистрации, запрещается и признаётся незаконной. Доходы, полученные от такой деятельности, и штраф в размере полученных доходов взыскиваются в доход бюджета. В соответствии с законодательством юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
    Регистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения после утверждения  фирменного названия на основании документов, представляемых учредителями.
    Регистрирующие  органы в соответствии со своей компетенцией осуществляют разнообразные функции, связанные с государственной  регистрацией субъектов хозяйствования: саму процедуру регистрации, её техническое и информационное обеспечение, формирование и ведение ЕГРЮЛ.
    Для государственной регистрации коммерческих организаций учредители предоставляют в регистрирующий орган:
    заявление о государственной регистрации юридического лица, подписанное учредителем (учредителями);
    решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;
    учредительные документы (учредительный договор, устав);
    документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного капитала коммерческой организации;
    документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческих организаций – физических лицах;
    если одним из учредителей выступает иностранное юридическое лицо – документ, подтверждающий его юридический статус;
    гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение юридического лица по месту жительства;
    платёжный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию, и др;
    Существует дифференцированная система оплаты за государственную регистрацию. За внесение изменений и дополнений в учредительные документы взимается сбор в порядке и размере, установленных Кабинетом Министров РФ.
    При отказе в государственной регистрации  юридического лица или индивидуального предпринимателя сбор, уплаченный за государственную регистрацию, возврату не подлежит. Срок государственной регистрации предприятий – пять дней со дня подачи всех необходимых документов.
    До  принятия решения о регистрации  уполномоченный орган проверяет достоверность представленных данных и имеет право запрашивать дополнительные сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) регистрируемых предприятий. В таком случае срок государственной регистрации может быть продлён до двух месяцев с уведомлением об этом собственника имущества предприятия.
    Подача  документов в соответствующие органы и внесение платы не означает, что  предприятие будет зарегистрировано. Существуют законодательные установленные  основания для отказа в государственной регистрации предприятия. К ним относятся:
    нарушение установленного порядка создания предприятия;
    использование юридическим лицом чужого зарегистрированного фирменного наименования
    несоответствие учредительных документов требованиям законодательства;
    непредставление полного перечня документов, предусмотренных законодательством, и др.
    В случае отказа в государственной  регистрации орган государственной  регистрации обязан в месячный срок со дня подачи заявления выдать мотивированный отказ в письменном виде.
    В соответствии со ст. 22 Арбитражно-процессуального  кодекса РФ (АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела об обжаловании  отказа в государственной регистрации  либо уклонении от государственной  регистрации в установленный  срок организации или индивидуального предпринимателя и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом.
    Если  арбитражный суд признает отказ  в регистрации неправомерным, в  решении суда указывается дата, с  которой предпринимательская деятельность считается зарегистрированной, а соответствующие органы обязываются в установленный срок выдать предпринимателю Свидетельство о государственной регистрации.
    Отказ в государственной регистрации  юридического лица по мотивам нецелесообразности их создания не допускается.
    По  результатам проверки соответствия представленных документов законодательству орган государственной регистрации  вносит запись в ЕГРЮЛ и выдает вновь созданному юридическому лицу Свидетельство о государственной регистрации.
    ЕГРЮЛ является банком данных РФ о созданных, действующих, реорганизованных и ликвидированных юридических лицах и индивидуальных предпринимателях. ЕГРЮЛ включает реестр Регистрационной Палаты Министерства юстиции РФ, реестры территориальных органов государственной регистрации.
    Свидетельство о государственной регистрации является официальным документом, подтверждающим факт государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

2.3 Основные проблемы  при создании предприятий

 
    При организации нового юридического лица предприниматели неизбежно сталкиваются с теми или иными проблемами.  Проблемы при регистрации предприятий встречаются, но, скорее, это проблемы не организационного плана, а большой «свободы» законодательства.
    Например, в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что юридическое лицо регистрируется по месту нахождения его исполнительного органа. По ранее существовавшему правилу (до вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») при регистрации предприятия лицо, предоставляющее помещение для местонахождения предприятия, должно было предоставить и справку о том, что оно не возражает против нахождения на его территории определенного предприятия.
    Сегодня ФЗ «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» напрямую запрещает регистрирующему органу требовать подобного рода документы. На практике используется понятия «юридический» и «фактический» адрес того или иного предприятия, хотя Федеральный Закон № 129-ФЗ такого понятия не дает. Допускается регистрация нескольких юридических лиц по одному и тому же адресу, и в результате многие предприятия регистрируются по одному и тому же адресу без должных оснований, не изжита практика недобросовестного предоставления юридических адресов исключительно для целей государственной регистрации. Таким образом, при регистрации можно указать практически любой адрес.
    Другой  проблемой можно назвать то, что  нет компетентного органа, контролирующего наименование того или иного предприятия, что влечет не желательные последствия в случае появления «двойника»
    В соответствии с частью 2 статьи 13 главы IV Федерального Закона N 129-ФЗ предоставление документов для государственной  регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона, которая устанавливает, что при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
    руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
    учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
    иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
    В соответствии с Постановлением Правительства  РФ № 439 от 19.06.2002 г., утверждены формы  документов (заявлений, сведений, сообщений) для подачи в Федеральную налоговую службу. При этом независимо от того, лично обратился к регистратору учредитель (руководитель) или доверенное лицо, необходимо предоставить заявление (сведения, сообщение и т.п.) по установленный форме и заверенное нотариально. Нотариальное заверение вышеназванных документов должно являться гарантией их предоставления в налоговый орган действительно правомочным лицом. Однако, при действующем порядке нотариально заверяется только часть сведений заявления о регистрации, касающиеся лишь полномочий по предоставлению документов в налоговую службу, сами сведения (их смысловое содержание), будь то внесения изменений в учредительные документы, принятие новой редакции. Устава, учредительного договора и прочих изменений, заверяются лишь подписью уполномоченного лица, подающего документы на регистрацию. Указанный порядок создает почву для всевозможных злоупотреблений, при которых осуществляется государственная регистрация сведений о юридическом лице, несоответствующих волеизъявлению правомочных на то лиц. Данное утверждение подтверждается имеющейся к настоящему времени обширной судебной практикой по конкретным арбитражным делам о признании недействительными решений налоговых органов о государственной регистрации сведений в отношении юридических лиц, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц при том условии, что с формальной точки зрения налоговыми органами соблюдены все нормы действующего Федерального Закона № 129-ФЗ.
    Таким образом, можно сделать вывод, что указанные выше проблемы при государственной регистрации в отношении юридических лиц, требуют немедленного разрешения, так как создают благодатную почву для всевозможного рода злоупотреблений. Например, все решения участников юридических лиц, являющихся основаниями для последующей государственной регистрации сведений в отношении юридических лиц, заверять нотариально.
 

    3 ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

 
 
    Ликвидация  – способ прекращения юридических лиц, причём без перехода их субъективных прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. При ликвидации юридического лица все его права и обязанности прекращаются вместе с ним. Ликвидация может быть как добровольной, так и принудительной.
    Решение о добровольной ликвидации принимается участниками юридического лица или его органом, уполномоченным учредительными документами. При этом мотивы для принятия решения о добровольной ликвидации могут быть любыми. Решение о принудительной ликвидации принимает суд по требованию уполномоченного на это государственного или муниципального органа.

3.1. Основания для ликвидации юридических лиц

 
    Ликвидация  является заключительным этапом жизненного цикла предприятия. В соответствии с мировой практикой и ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по следующим причинам:
    По решению учредителей (участников) либо органа организации, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе:
        в связи с истечением срока, на который была создана организация;
        достижением цели, ради которой организация была создана;
        признанием судом недействительной регистрации организации в связи с допущенными при её создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;
    Учредители (участники) организации при прекращении её деятельности обязаны обеспечить ликвидацию этой организации в срок, согласованный с регистрирующим органом.
    По решению хозяйственного суда в случае:
      непринятия решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который было создано предприятие, достижением цели, ради которой оно было создано;
      осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещённой законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям коммерческой организации;
      признанием судом недействительной регистрации организации в связи с допущенными при её создании нарушениями законодательства;
      экономической несостоятельности (банкротства) этой организации, а также в иных случаях предусмотренных законодательством;
    Решением регистрирующего органа в случае:
      осуществления деятельности, противоречащей уставным целям организации, либо непредусмотренной её учредительными документами, либо без специального разрешения (лицензии), либо запрещённой законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства;
      сокрытия (занижения) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения;
      нарушения сроков регистрации акций, установленных законодательством;
      нарушения сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда в соответствии с законодательством;
      наличия убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправления организации по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков;
      наличия задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты государственной регистрации организации;
      размещения органов управления организации, а также документов бухгалтерского учёта и отчётности не по месту нахождения организации;
      неоднократного непредставления статистической и иной обязательной отчётности в установленный законодательством срок;
      отсутствия движения средств на счетах в банках в течение определённого периода и ненаправления организацией банку, регистрирующему и налоговому органам сообщения о причинах отсутствия движения средств на счетах и др.;
    Важнейшими  экономическими причинами ликвидации предприятия являются уменьшение стоимости чистых активов ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда и экономическая несостоятельность, т.е. банкротство.
    Соотношение чистых активов и уставного фонда  контролируется ежегодно при утверждении годового баланса и характеризует финансовую устойчивость предприятия. Если частные активы предприятия меньше уставного фонда – уставный фонд подлежит уменьшению, а если при этом размер уставного фонда окажется меньше установленной государством величины, то такое предприятие подлежит ликвидации. Справедливость такого требования не вызывает сомнений, поскольку реальные активы выступают в качестве гарантии защиты интересов кредиторов.
    Если  величина чистых активов ниже размера  зарегистрированного уставного фонда, это свидетельствует о неспособности предприятия погашать свои обязательства за счёт собственных средств, о наступлении экономической несостоятельности.
    Правовые  и экономические отношения, связанные  с несостоятельностью (банкротством) организаций, отличаются большой спецификой, и регулируется специальным законодательством.
    Гражданский кодекс РФ (ст. 65) определяет круг организаций, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами). Что касается коммерческих организаций, банкротами могут быть признаны любые из них, за исключением казенного предприятия. Перечень организационно - правовых форм коммерческих организаций содержится в п. 2 ст. 50 ГК РФ.
    Под несостоятельностью (банкротством) предприятия  понимается объявленная арбитражным судом или должником неспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Внешним признаком несостоятельности является приостановление текущих платежей, когда предприятие не обеспечивает или заведомо неспособно обеспечивать выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.