На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Технология социальной работы с пожилыми

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение.............................................................................................................3
  I. Система социальной защиты пожилых людей в России.....................5
    1.1. Политика государства в отношении лиц пожилого возраста.........5
    1.2. Социальные технологии обслуживания пенсионеров в РФ и Краснодарском крае.................................................................................11
  II. Технология работы с лицами пожилого возраста.............................32
    2.1. Деятельность  Центра социального обслуживания  граждан пожилого возраста и  инвалидов «Радуга» Анапского района поселок Юровка......................................................................................................32
Заключение.....................................................................................................44
Список использованной литературы ........................................................46
Приложения....................................................................................................48
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение   

     Изменение социального статуса человека в  старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к  новым условиям, требует  особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.
     По классификации  Всемирной Организации Здравоохранения к лицам пожилого возраста относятся граждане от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет - к старому, а 90 лет и старше – это долгожители.  
      Важность  повседневного внимания к решению  социальных проблем этой категории  граждан возрастает и в связи  с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре  населения России, но и во всем мире. Если в 1997 году на 1.000 человек населения в нашей стране приходилось 89 пенсионеров, то в 2008 году – 250 человек. На нужды социального обеспечения в 2005 году, например, расходовалось менее 5 процентов национального дохода, то в 2010 г. – уже 16,5% [13, 10].                                
      Пожилые люди  наиболее уязвимая категория граждан. В настоящее время  пожилые люди стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Уровень малообеспеченности растет с каждым месяцем, а доходы пожилых граждан остаются практически одни и те же.
     Значение  социальной работы с пожилыми гражданами – социальная реабилитация, действительное восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми, превращении пожилого человека из объекта (клиента) в субъект.
      Социальная  работа с лицами пожилого возраста была исследована Е.И. Холостовой, М.Д. Александровой,  А.А. Дыскиным и другими.
      Повышение уровня и качества жизни граждан  старшего поколения остается одной  из целей государственной социальной политики в России. Оно может быть достигнуто на основе изменения защиты прав и интересов, гарантированного предоставления социальных услуг и адресной помощи пожилым людям в трудных жизненных ситуациях, решение многих вопросов обеспечения нормальной жизнедеятельности в пожилом возрасте.
      В связи с этим социальное обслуживание населения в России, как и в  других странах, ставит благородную  цель – обеспечить удовлетворение потребностей пожилых людей как  особой группы в адекватном уходе  и одновременно создать более  благоприятные  возможности для  их социальной адаптации, включения  в процессы функционирования гражданского общества [Научно популярный журнал «Социальная работа» №3, 2002;6].
     Следовательно, актуальность курсовой работы обусловлена необходимостью усиления социальной поддержки населения, особенно его, наиболее уязвимых слоев (пожилых граждан), в условиях переходного периода.
     Объектом  курсовой работы являются лица пожилого возраста.
     Предметом – организация работы по социальному обслуживанию пожилых людей.
     Цель исследования – анализ состояния социальной работы с гражданами пожилого возраста в Комплексном Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов поселка Юровка Анапского района Краснодарского края «Радуга»  (КЦСО «Радуга»).
     Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    - изучить  состояние и положение пожилых  людей;
      - рассмотреть правовую основу  защиты пожилых людей;
      - изучить основные модели социальной работы с пожилыми гражданами, проанализировать их значимость в жизни нашего общества;
      - систематизировать и обобщить  опыт работы Комплексного Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. 
 

  I. Система социальной защиты пожилых людей в России 

    1.1. Политика государства в отношении лиц пожилого возраста  

      Социально-экономические  реформы в России осуществляются в условиях кризисного состояния  экономики, что приводит к снижению рождаемости, росту смертности населения, росту численности инвалидов  трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Если даже в развитых странах со стабильной экономикой решение социальных вопросов  не всегда простая задача, то для России все обстоит намного сложнее.
      Проведение  социальных реформ сопровождается бурным развитием законодательства. Конституция  Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 года, всенародно провозгласила социальные права  граждан статьей 39 на «социальное  обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности…», «государственные пенсии и социальные пособия». Государственная  Дума приняла целый ряд социальных Законов Российской Федерации, а  Правительство Российской Федерации, министерства и ведомства разрабатывают  условия, порядок практического  и эффективного их применения.
      Свод  понятий, норм, правил и процедур, определяющих статус пожилых людей и инвалидов, их права, взаимоотношения с обществом, государством, различными организациями  в Федеральном Законе РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (от 2 августа 1995 года). Закон юридически закрепляет сложившуюся  систему помощи пожилым и инвалидам, определяет структуру, минимальный  объем и порядок оказания им социальных услуг. В этом документе в главе  III «Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» определены формы социального обслуживания»:
      1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское);
      2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного пребывания учреждений социального обслуживания;
      3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях, социального обслуживания независимо от их наименования);
      4) срочное социальное обслуживание;
      5) социально-консультативная помощь. [20,47]
      Закон определяет условия оказания социальных услуг – платно или бесплатно, роль учреждений социального обслуживания в обществе, основные источники финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, определены права социальных работников и как осуществляется контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг.
      В этом же 1995 году был принят еще Закон  РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации; устанавливающий основы правового  регулирования в области социального  обслуживания населения. В Законе даны основные понятия, раскрывающие сущность новой для России отрасли социального  обслуживания. Оно определяется как  деятельностью социальных служб  по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации  и социальной реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной  ситуации.
      Постановлением  Правительства РФ от 24 июня 1996 года «О предоставлении бесплатного социального  обслуживания и платных услуг  государственными социальными службами»  в соответствии с Федеральным  Законом «Об основах социального  обслуживания населения в Российской Федерации» определено «Положение о  предоставлении бесплатного социального  обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами». Органам исполнительной власти поручено утвердить тарифы на социальные услуги [12,5].
      Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 25 ноября 1995 года «О Федеральном  перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых  гражданам пожилого возраста и инвалидам  государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»  в соответствии с Федеральным  Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» утверждаются социальные услуги, которые  предоставляются государственными и муниципальными учреждениями социального  обслуживания:
    материально-бытовые услуги,
    услуги по организации питания, быта, досуга,
    социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги,
    правовые услуги,
    содействие в организации ритуальных услуг.
      В этом же 1995 году Правительство Российской Федерации принимает Постановление  от 15 апреля 1995 г. № 338 «О развитии сети специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов».
      Законодательным собранием Краснодарского края 12 декабря 1996 года был принят Закон «Об основах социального обслуживания населения в Краснодарском крае», в котором определены принципы социального обслуживания, государственная политика края в области социального обслуживания, участие общественных объединений в области социального обслуживания, финансирование программы социального обслуживания, большой раздел посвящен профессиональной деятельности в области социального обслуживания.
      В соответствии с Федеральным законом  «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (Собрание законодательства РФ 1995, №50, ст.4872; 2002, №28, ст. 2791; №30, ст.3032; 2003, №2 ст.167), а также в целях  оказания методической помощи органам органов исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в организации деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения «Геронтологический центр» Министерство труда и социального развития РФ постановляет:
      Утвердить Методические рекомендации по организации  деятельности государственных и  муниципальных учреждений социального  обслуживания населения «Геронтологический центр» которые изложены в Постановлении  №76 от 14 ноября 2003г. «Об утверждении  методических рекомендаций по организации  деятельности государственных и  муниципальных учреждений социального  обслуживания населения «Геронтологический Центр».
      Одним из приоритетных направлений социальной политики, проводимой администрацией Краснодарского края, стало усиление адресной поддержки малообеспеченных граждан, не имеющих возможности  для самостоятельного решения социальных проблем ввиду низкого уровня их доходов. Основой адресного принципа оказания государственной социальной помощи является перераспределение  ресурсов в пользу наиболее нуждающихся  граждан, повышение минимальных  доходов населения, снижение уровня бедности [15,14].
      Законом Краснодарского края от 7 мая 1998 года № 125-КЗ «О прожиточном минимуме и государственной  социальной помощи в Краснодарском  крае» малоимущим одиноко проживающим  гражданам предоставлено право  на получение государственной социальной помощи. В 2004 году государственная социальная помощь предоставлялась в порядке, определенном постановлением главы  администрации края от 21 октября 2003 года №1000 «Об утверждении порядка  назначения и выплаты государственной  социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко и проживающим  гражданам в Краснодарском крае».
      В 2010 году государственную социальную помощь за счет различных источников финансирования получили  малоимущие одиноко проживающие граждане на общую сумму 63343,0 тыс. рублей.
      Одной из мер адресной поддержки малоимущих жителей края является выплата хлебных  компенсаций, которая осуществляется в период после удорожания хлеба. На основании постановлений главы  администрации Краснодарского края от 9 апреля 2004 года № 237 «ЯО внесении изменений и дополнений в постановление  главы администрации Краснодарского края от 31 декабря 2003 № 1287 «О субсидировании в 2004 году хлеба формового, первого  сорта, реализуемого хлебопекарными предприятия  Краснодарского края для населения  края» и от 26 мая 2004 года № 505 «  О выплате  компенсации на хлеб малоимущим категориям граждан». [Доклад за 2004 г О соц. Полож граж пож возр в Кр. кр.]
      Закон Российской Федерации «О государственных  пенсиях в Российской Федерации» [Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»] призван защищать пенсионеров в которых входят и лица пожилого возраста. Этот Закон устанавливает единую систему республиканских государственных пенсии в Российской Федерации, обеспечивает стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышения его по мере роста благосостояния трудящихся. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается труд и его результаты.
      Основаниями для пенсионного обеспечения  являются:
      - достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца - его смерть;
      - основанием для пенсионного обеспечения  отдельных категорий трудящихся является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.
      Виды  пенсий: трудовые (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу  лет) и социальные пенсии.
      Социальная  пенсия может назначаться гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права  на пенсию в связи с трудовой и  иной общественно полезной деятельностью. Такая пенсия может назначаться  в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии.
      Граждане  могут обращаться за пенсией в  любое время после возникновения  права на нее, без ограничения  каким-либо сроком и независимо от характера их занятий ко времени обращения.
      В связи с ростом заработной платы  в стране пенсии подлежат исчислению и увеличению. Пенсия, выплачиваемая  в соответствии с настоящим Законом, налогом не облагается.
      По  состоянию на 1 января 2006 года численность  пенсионеров (по данным Отделения Пенсионного  Фонда РФ по Краснодарскому краю) составила 1348,3 тысячи человек и находится  на уровне 2005 года –1347 тысяч человек [14,15].
      Наряду  с финансовыми причинами проблемы пенсионного обеспечения возникают  вследствие общего процесса старения населения. Согласно Классификации  ООН, население государства считается  старым, если доля людей старше 65 лет  превышает 7%. В настоящее время  в вышеуказанном возрасте в Краснодарском  крае находится 14% населения,  а в  возрасте старше трудоспособного – 22,5% населения.
      В 2006 году размер назначенных месячных пенсий составил 1666,8 рубля, что по отношению  к среднемесячной  заработной плате  одного работника составило 40% а к величине прожиточного минимума пенсионера – 113%.
      В 2009 году объем поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых  взносов и налоговых платежей превысил 3222 миллиарда рублей, что  больше, по сравнению с предыдущим 2008 годом, на 18%. Общий объем поступлений  достиг 8,2% от валового внутреннего  продукта (ВВП), тогда как в предшествовавшие годы он лишь немногим превышал 6% ВВП (6,6% в 2008 году, 5,9% в 2007 году, 6,1% в 2006 году).
      В том же 2010 году фондом было израсходовано 3009 миллиардов рублей (на 27,6% больше, чем в 2008 году), в том числе на финансирование выплат населению пенсий и пособий - 2609 миллиардов рублей (на 26,8% больше, чем в 2008 году), на осуществление ежемесячной денежной выплаты - 264 миллиарда рублей (на 13,1% больше). Доля средств, израсходованных на эти виды выплат, составила, соответственно, 7,7%, 6,7 и 0,7% от объема ВВП.
        Рост среднего размера назначенных  месячных пенсий см. в приложении 1.
      Эффективность государственной политики во многом определяется деятельностью по установлению гарантированного минимума социальных услуг для лиц пожилого возраста. Однако, эффективность этих мер во многом определяется отсутствием законодательно закрепленных государственных минимальных стандартов по основным показателям уровня жизни и благополучия.
      Таким образом, проблема систематизации действующих  в настоящее время нормативных  актов, касающихся лиц пожилого возраста, в рамках одного федерального и единообразного применения действующих норм на всей территории РФ является весьма актуальной. Однако было бы преувеличением сказать, что сами «пожилые» в достаточной степени озабочены этой проблемой.  

      1.2. Социальные технологии обслуживания пенсионеров в РФ 

      Настоящие и прогнозируемые изменения демографической  структуры в планетарном масштабе поставили мировое сообщество перед  необходимостью сформировать систему  взглядов на старение населения как  явление социальное, экономическое  и культурное. Проблема старения является предметом специального рассмотрения международных организаций, она стала центральной в системе социального обслуживания.
      Старение  населения является одной из глобальных проблем современного мира. По прогнозам  экспертов ООН в 2007 году возраст  каждого десятого жителя планеты  составит 60 лет и старше.
      В соответствии с классификацией Всемирной  организации здравоохранения к  пожилому возрасту относится население  в возрасте от 60 до 74, к старому  — от 75 до 89 лет, а к долгожителям — 90 лет и старше. Социологи называют эти периоды человеческой жизни  «третьим возрастом», и демографы  вводят понятие «третьего» (60-75 лет) и «четвертого» (свыше 75 лет) возрастов[18,56].
      В развитых странах, где процесс старения граждан проходит как минимум  в течение трех десятилетий, доля лиц старших возрастов составит от 15 до 20%. В развивающихся странах  предполагается спад рождаемости и  начало активного старения населения.
      По  международным критериям население  России считается «старым» уже с  конца 60-х гг., когда доля россиян  в возрасте 65 лет и старше превысила 7%. Сейчас в нашей стране 11 % граждан, или каждый девятый, переступили  порог 65-летнего возраста. Доля населения  пенсионного возраста достигла 20,6%. В России резкое снижение рождаемости  происходит на фоне высокой смертности. Средняя продолжительность жизни  у мужчин составляет 58,6 лет, у женщин – около 70 лет.
      В Краснодарском крае, население которого в 2009 году составило 5206,3 тысячи человек, граждане пожилого и старческого (старше 60 лет) возраста составляют 22,5% – 1147,4 тысячи человек. Долгожителей (90 лет и старше) в Краснодарском крае 13544 человека[18,58].
      Краснодарский край занимает территорию 76 тысяч квадратных километров, или 0,4% всей территории России. Край является одним из самых густонаселенных  регионов страны, здесь проживает 3,5% населения России.
      В последние годы наблюдались процессы снижения рождаемости и старения населения, которые оказывали негативное влияние на демографическую ситуацию как в целом по Российской Федерации, так и в крае. Рост численности  населения обеспечивался исключительно  за счет миграционных процессов. Наблюдалась  естественная убыль населения, то есть число умерших превышало число родившихся.
      По  расчетным данным, численность населения  края на 1 января 2010 года составит 8080,5 тысячи человек.
      Концептуальные  взгляды Организации Объединенных Наций на место и роль пожилых  людей были отражены в Принципах  ООН в отношении пожилых лиц, принятых Генеральной Ассамблеей в 1991 г. Эти принципы предусматривают  обеспечение пожилых граждан:
      - продовольствием, жильем, одеждой  и медицинским обслуживанием;  возможностью заниматься приносящей  доход деятельностью, жить в  безопасных условиях с учетом  личных наклонностей и изменяющегося  состояния, находиться как можно  дольше в домашних условиях; возможностью  активно участвовать в разработке  и осуществлении затрагивающей  их благосостояние политики и  создавать свои движения и  ассоциации;
      - уходом и заботой со стороны  семьи и общины, медицинским обслуживанием  в целях поддержания или восстановления  оптимального уровня физического,  психического и эмоционального  благосостояния и предупреждения  заболеваний; возможностью получать  социальные и правовые услуги, услуги попечительских учреждений; возможностью пользоваться в  любом социальном учреждении  правами человека и основными  свободами, включая полное уважение  достоинства, убеждений, нужд  и личной жизни, а также права  принимать решения в отношении  ухода и качества жизни;
      - возможностью всесторонней реализации  своего потенциала, то есть доступа  к общественным ценностям в  области образования, культуры, духовной  жизни и отдыха;
      - возможностью вести достойный  и безопасный образ жизни, то  есть не подвергаясь эксплуатации, физическому или психологическому насилию, а также иметь право на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса.
      Люди  старших возрастов рассматриваются  мировым сообществом как позитивный фактор, а не как бремя. Современное  понимание старения соединяет идеи полноправного участия пожилых  и престарелых лиц в жизни  общества и заботы о них. Когда  люди старшего возраста играют активную, творческую и полезную роль и чувствуют  заботу о себе, младшие поколения  видят, что их может ждать в  будущем.
      Стратегия международного сообщества отражена в  Международном плане действий по проблемам старения (1982 г.), в материалах Всемирной конференции по проблемам  старения (1952 г.) и Глобальных целях  по проблемам старения до 2001 года, принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 г. Особые интересы пожилых людей  нашли отражение в конвенциях и рекомендациях Международной  Организации Труда (МОТ):
      - о минимальных нормах социального  обеспечения и установлении прожиточного  минимума (1952 г.);
      - об основных целях и нормах  социальной политики (1962г.);
      - о профессиональной ориентации  и профессиональной подготовке  в области развития людских  ресурсов (1975 г.);
      - о пожилых трудящихся (1980 г.)[16,43].
      В заключительных документах (Декларации и Программе действий) Всемирной  встречи на высшем уровне в интересах  социального развития, проходившей  в Копенгагене 6-12 марта 1995 г., Главы  государств и правительств взяли  на себя обязательства обеспечения  более благоприятных условий  для пожилых людей как одной  из основных целей устойчивого социального развития, а также проявление особого внимания к их заботам и потребностям.
      В старости происходят определенные изменения  в организме человека, падает энергетический потенциал, уменьшается количество воды, солей и микроэлементов, ухудшается кислородный обмен и кровоснабжение мозга, а также наблюдается ряд  других неблагоприятных физиологических  явлений. Возникает повышенная психологическая  утомляемость, замедленность восприятия, реакции и мышления, ухудшается память, слабеет мотивация деятельности; заметны изменения в эмоциональной  сфере: сосредоточенность на своих  интересах, обидчивость, подозрительность и т.п.
      Физиологические и психологические изменения  происходят на фоне смены социального  статуса личности, связанной с  ограничением или прекращением трудовой деятельности, трансформацией образа жизни и общения. Уход на пенсию является тяжелым испытанием особенно для  тех, чья трудовая деятельность высоко ценилась, была творчески активной. Практика показывает, что разрыв с  трудовой деятельностью в ряде случаев  негативно сказывается на жизненном  тонусе, состоянии здоровья и психике  людей. Самочувствие пожилых людей  во многом определяется и отношениями, сложившимися в семье[13,22].
      Уровень заболеваемости у пожилых людей  в 2 раза, а в старческом возрасте – в 6 раз выше, чем у лиц  молодого возраста. Накапливаются хронические  заболевания с тенденцией к постепенному прогрессированию и инвалидизации. Негативные последствия для поддержания благоприятного самочувствия имеют нарушения экологического равновесия, что в первую очередь проявляется в снижении качества питьевой воды и атмосферного воздуха.
      Нарушение здоровья пожилых людей не могут  в полном объеме компенсироваться социальными  мерами, так как резервы их здоровья в значительной степени истощены. Принимая во внимание, что общественное здоровье является характеристикой  качества, структуры и динамики индивидуального здоровья, неудовлетворительное состояние здоровья пожилых людей выступает как дестабилизирующий фактор социальных отношений [13,25].
      По  России около 1,5 млн. граждан старших  возрастов нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах. По данным выборочных обследований, в контингенте маломобильного населения  одинокие и супружеские пары, которые  нуждаются в социальном обслуживании, составляют от 62 до 69% в разных типах  населенных пунктов. Изучение нуждаемости  обследованных нетрудоспособных граждан  в различных видах помощи свидетельствуют  о том, что более 78% из них требуется  медико-социальная помощь, почти 80% нуждаются в услугах социально-бытового характера.
      Старение  населения сопровождается процессом  снижения уровня жизни. Более 29,1 млн. российских пенсионеров в наибольшей степени  испытывают последствия резкого  снижения уровня жизни, вызванного последствиями  экономических реформ. Данная ситуация способствует развитию у многих россиян  неуверенности в завтрашнем дне, что приводит к обострению социальной напряженности. Необеспеченность и  особая социальная уязвленность в старости негативно сказываются и на состоянии  трудоспособной части населения.
      Наиболее  тяжелым становится материальное положение  у пенсионеров в возрасте 61-65 лет, что связано с падением уровня доходов в связи с выходом  на пенсию мужчин, и в возрасте 71-75 лет, когда со смертью одного из супругов резко возрастает доля одиноких пожилых  людей.
      Сокращается доля работающих пенсионеров. По имеющимся  данным, постоянно работают в возрасте 55-60 лет не более 15% мужчин и 12% женщин; трудоустраивается крайне незначительная часть обратившихся в службу занятости  пенсионеров, увеличивается численность  зарегистрированных безработных предпенсионного возраста.
      Ухудшение рациона питания, минимизация расходов на социально-культурные нужды повышают уязвимость пожилого человека в семье  и, в конечном итоге, сказываются  на состоянии здоровья и продолжительности  жизни после наступления пенсионного  возраста. Почти в половине семей  пенсионеров на питание расходуется  практически весь бюджет, хотя при  этом отмечается ухудшение качества питания, сокращается потребление  молочных продуктов, рыбопродуктов, овощей и фруктов [13,30].
      В большинстве семей пенсионеров  урезаны до минимума расходы по другим статьям: не более одной шестой части  могут позволить приобретение одежды, обуви, других предметов первой необходимости. В целом потребление на уровне минимальной достаточности поддерживается за счет использования ранее приобретенных  предметов долговременного пользования.
      Обострилась потребность пожилых граждан  в социально-бытовом обслуживании: на начало 2010 г. в социально-бытовой  помощи нуждались 21,4 млн. человек (увеличение численности нуждающихся по сравнению  с 2004г. – 34,2%), в бесплатном питании  – 1,9 млн. человек (5,5%).
      По  оценкам специалистов, положение  пожилых людей в Российской Федерации  характеризуется тремя основными  особенностями:
      1) неудовлетворительным состоянием  здоровья данной категории граждан; 
      2) их малообеспеченностью; 
      3) одиночеством.
      Прогноз демографического развития Российской Федерации до 2015 года, подготовленный Министерством труда РФ, свидетельствует  о сохранении до 2010 года тенденции  возрастания удельного веса пожилых  в структуре нагрузки трудоспособного  населения.
      Прогнозные  предположения указывают на необходимость  принципиальных решений и целенаправленных действий в интересах граждан  старших возрастных групп, в первую очередь – по упрочению их социальной защищенности. Это требует действенного участия государства в решении проблем пожилых людей.
      В 1992 г. в Российской Федерации была принята отраслевая концепция социальной защиты нетрудоспособных граждан и  семей с детьми. Данная концепция  является программным документом по социальной защите граждан.
      Социальная  защита пожилых людей имеет огромное значение в функционировании всего  хозяйственного механизма общества, поэтому Правительство РФ заинтересовано в смягчении последствий нарастающего старения населения.
      Краткосрочными  и среднесрочными целями социальной политики Российской Федерации в  области социальной защиты пожилых  людей являются:
      - содействие безусловному соблюдению  конституционных прав и законных  интересов пожилых граждан, в  том числе права на социальное  обеспечение;
      - содействие обеспечению человеческого  достоинства пожилых людей, утверждению  их общественно значимой роли  в социальном развитии;
      - обеспечение оптимального уровня  индивидуальной адаптации лиц  пожилого возраста к жизнедеятельности  в новых социально-экономических  условиях;
      - предоставление необходимой социальной  помощи и гарантированного социального  обслуживания, способствующих созданию  и поддержанию условий для  полноценной жизни в старости;
      - участие в формировании общественного  консенсуса в отношении положения  и проблем пожилых людей;
      - содействие привлечению дополнительных  инвестиций для финансирования  мероприятий по социальному обслуживанию  пожилых людей, опираясь на  инициативу общественности, используя  участие негосударственных структур.
      В основу технологии социальной работы с пожилыми должны быть положены следующие  требования:
      - предупреждение причин, порождающих  проблемы пожилых людей;
      - содействие практической реализации  прав и законных интересов,  обеспечению возможности самовыражения  пожилых граждан и предупреждение  устранения их от активной  жизни;
      - соблюдение равенства и возможностей  пожилых граждан при получении  социальной помощи и услуг;
      - дифференциация подходов к разрешению  проблем различных групп пожилых  людей на основе учета факторов  социального риска, влияющих на  их положение;
      - выявление индивидуальных потребностей  пожилых граждан в социальной  помощи и обслуживании;
      - адресность при предоставлении  социальных услуг с приоритетом  содействия пожилым гражданам  в ситуациях, угрожающих их  здоровью и жизни;
      - использование новых технологий  социальной работы, направленной  на удовлетворение потребностей  и нужд пожилых людей;
      - ориентация на развитие самопомощи  и взаимоподдержки пожилых людей;
      - обеспечение информированности  пожилых граждан, как и всего  населения, о возможностях социальной  помощи и услуг [16,55].
      Единство  концептуальных подходов и согласованность  целей и принципов социальной защиты пожилых на всех уровнях социального управления должны способствовать получению ощутимых результатов социального обслуживания. Однако это не ограничивает проявления самостоятельности территориальных органов социальной защиты населения, имеющих возможность детально учитывать социально-экономический, социальный и социокультурный контекст конкретного региона или местности.
      Территориальным органам социальной защиты населения  предоставляются реальные возможности  оптимального и оперативного реагирования на изменения положения лиц «третьего  возраста».
      В технологии социального обслуживания населения Российской Федерации  выделяются три основных направления  социальной защиты пожилых людей:
      1. пенсионное обеспечение; 
      2. система льгот и преимуществ  пожилым людям; 
      3. социальное обслуживание пожилых  людей в стандартных и нестандартных  условиях.
      Законом Российской Федерации «О ветеранах» установлен статус ветеранов различных  категорий и система предоставляемых  им льгот. Принципиально новым является положение «Об упорядочении форм организации работы в интересах  ветеранов».
      Ныне  около 24,3 млн. человек, достигших пенсионного  возраста, пользуются различными видами льгот. В их числе инвалиды Великой Отечественной войны (781,6 тыс. чел.), участники Великой Отечественной войны (2132,9 тыс. чел.), семьи погибших военнослужащих (175,6 тыс. чел.), труженики тыла военных лет (1427,9 тыс. чел.), блокадники Ленинграда (319,8 тыс. чел.), бывшие несовершеннолетние узники фашизма (100,5 тыс. чел.).
      Льготы  распространяются также на граждан, работавших и проживающих в районах  Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (1402,3 тыс. чел.), участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС (20,1 тыс. чел.), пенсионеров, проживающих в  зонах, подвергшихся радиационному  воздействию вследствие аварии на ЧАЭС (336,5 тыс. -чел.), репрессированных и пострадавших от политических репрессий (531,7 тыс. чел.), а также инвалидов от общего заболевания, трудового увечья (3839,1 тыс. чел.) и инвалидов с детства (335,5 тыс. чел.).
      Однако  вследствие ограниченности экономических  возможностей государства оказался неэффективным механизм централизованного  финансирования льгот, государственных  дотаций. Реализация льгот и преимуществ  пожилых людей, возложенная большей  частью на субъекты Российской Федерации, стала практически невозможной  в полном объеме вследствие ограниченных бюджетных возможностей.
      Наряду  с этим, обозначились новые аспекты, требующие законодательного регулирования, включая пересмотр и признание  утратившими силу ряда нормативных  правовых актов о льготах и  компенсациях, принятых еще в период существования Советского Союза.
      Так с момента принятия федерального закона «О ветеранах» в крае велась целенаправленная работа по обеспечению  граждан пожилого возраста проживающих  на территории Краснодарского края санаторно-курортными путевками, техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедечиской помощью.
      Финансирование  затрат на предоставление вышеуказанных  льгот осуществляется за счет средств  федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
      В связи с недостаточным финансовым обеспечением в 2009 году ситуация в части  реализации некоторых льгот осложнилась.
      На  приобретение санаторно-курортных  путевок в 2009 году израсходовано 85537,4 тыс. рублей  (в 2005 г. – 111174,1 тыс. руб.). в том числе приобретено путевок: за счет средств краевого бюджета (6000,0 тыс. руб.) – 421, за счет средств фонда компенсаций (27164,0 тыс. руб.) – 2311, за счет средств федерального бюджета (52373,4 тыс. руб.) –4481 путевка и 260 путевок получено бесплатно из Министерства труда и социального развития РФ.
      Всего в 2010 году получено 7473 санаторно-курортных  путевки, что составило 26,0% от годовой  потребности (28590 путевок). В 2009 году количество закупленных путевок (10563) удовлетворило годовую потребность (37010 путевок) на 28,5 %.
      Сложную социально-экономическую ситуацию призваны смягчить стационарные и нестационарные учреждения социального обслуживания. Они способствуют улучшению качества жизни пожилых людей, создают  условия для оптимизации их жизненного уклада и решения различных проблем, связанных с психологической  помощью и поддержанием здоровья.
      В настоящее время в РФ действует 1013 стационарных социальных учреждений различных типов, в которых проживает 232,1 тыс. престарелых и нетрудоспособных граждан. Самой распространенной формой социального обслуживания пожилых  людей являются территориальные  центры социального обслуживания.
      Обязательным  минимумом в работе таких центров  является наличие трех отделений:
      1) социальной помощи на дому;
      2) временного дневного пребывания;
      3) срочной социальной помощи.
      Основными задачами и функциями центров  являются:
      - выявление престарелых,  нуждающихся в социальной поддержке;
      - определение конкретных видов  и форм помощи лицам, нуждающимся  в социальной поддержке;
      - привлечение государственных и  общественных организаций для  совместной работы;
      - предоставление различных социально-бытовых  услуг разового или постоянного  характера лицам, нуждающимся  в такой помощи;
      - обеспечение постоянного и комплексного  социально-бытового обслуживания  нетрудоспособных пожилых людей;
      - предоставление бесплатного культурно-бытового, юридического и медицинского  обслуживания, организация питания  лиц, находящихся на обслуживании  центра;
      - оказание бесплатной помощи на  дому нетрудоспособным пенсионерам  и инвалидам, организация обеспечения  продуктами и предметами санитарно-бытового  назначения, медикаментами, услугами  здравоохранения, коммунально-бытового  обслуживания, бытового хозяйства  и др.;
      - организация натуральной, гуманитарной  и срочной помощи социального  характера;
      - оказание дополнительных услуг,  не входящих в круг должностных  обязанностей сотрудников центра.
      В центрах социального обслуживания отрабатываются и применяются новые  технологии социальной работы с пожилыми людьми. Так, отделения дневного пребывания создаются специально для адаптации  пожилых людей к новым условиям через общение в группе; организуются группы самопомощи и взаимопомощи. Посещение отделения дневного пребывания дает пожилым людям возможность  не только бесплатного питания и  медицинского обслуживания, но и поддерживает веру  в себя и свою значимость для социума.
      Бесплатное  питание, социальная помощь, бытовые  услуги предоставляются престарелым  и нетрудоспособным гражданам по месту жительства центрами социального  обслуживания, численность которых  достигла в настоящее время 999. Свыше 900 тыс. одиноких пожилых и престарелых  обслуживаются социальными работниками  на дому: из каждых 10 тыс. пожилых людей  надомным обслуживанием охвачено 246 человек. Различными разовыми услугами служб срочной социальной помощи (сеть таких служб в целом по стране составляет 1366 тыс.) воспользовались в 2006 г. около 3,9 млн. человек.
      Статистические  данные показывают, что 88% людей, находящихся  в домах – интернатах, страдают психическими патологиями, у 67,9% наблюдается  ограничение двигательной активности:  они нуждаются в посторонней  помощи, 62,3% не способны даже частично себя обслуживать, а среди поступающих в эти учреждения такой показатель достигает 70,2%. Наиболее распространенными заболеваниями среди пожилых людей болезни органов кровообращения и костно-мышечные системы. Исследования показывают, что 71,1% лиц пожилого возраста нуждаются в доставке продуктов, 69,1% - в доставке медикаментов, 12,2% - топлива, 33,3% - в доставке горячей пищи, 77,1% в стирке белья, 72,7% - в уборке жилища, 31,4% - в ремонте жилья, 23,6% - в приготовлении пищи. [19,23]
      Практика  показывает, что в домах-интернатах для престарелых и инвалидов  обеспечивается медицинское обслуживание, осуществляется целый ряд мероприятий  реабилитационного значения: трудовая терапия и трудовая занятость, организация  досуга и т.п.
        Здесь проводится работа по  социально-психологической адаптации  пожилых людей к новым условиям, включая информирование о доме-интернате,  проживающих в нем и вновь  прибывших, об оказываемых услугах,  наличии и расположении медицинских  и других кабинетов и др.
      Изучаются особенности характера, привычек, интересов  поступающих пожилых людей, их потребности  в посильной трудовой занятости, их пожелания в организации досуга и т.п.
      Все это имеет важное значение для создания нормального морально-психологического климата, особенно при расселении людей на постоянное место жительства и предотвращения возможных конфликтных ситуаций.
      Однако  функционирование домов-интернатов как  одной из основных стационарных форм социального обслуживания престарелых  связано с целым рядом серьезных  проблем. Среди них: степень удовлетворения потребности в домах-интернатах, качество обслуживания в них, создание соответствующих условий для  проживания и т.д. С одной стороны  сохраняется очередь пожилых  граждан, желающих поступить в стационарные учреждения социального обслуживания, с другой стороны, пожилые люди все  больше проявляют желание жить в  привычной для них обстановке.
      Одной из новых форм социального обслуживания является развитие сети специальных  домов для одиноких пожилых граждан  и супружеских пар, которые сохранили  полную или частичную способность  к самообслуживанию в быту и нуждаются  в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей.
      Основная  цель создания таких домов – обеспечение  благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление проживающим престарелым гражданам  социально-бытовой и медицинской  помощи, создание условий для активного  образа жизни, в том числе посильной  трудовой деятельности.
      Социальный  магазин – торговое предприятие, предназначаемое для торгового  обслуживания малообеспеченных категорий  населения, нуждающихся в социальной поддержке.
      Предметом деятельности магазина является:
      1)   Торговля продовольственными и непродовольственными товарами первой необходимости по регулируемым ценам.
      2)  Торговля в установленном порядке товарами, поступающими по линии благотворительной и гуманитарной помощи.
      3) Торгово-закупочная деятельность.
      4) У магазина процент торговой наценки не должен превышать 10%
      Такая форма социального обслуживания крайне удобна для пожилых людей  особенно сейчас, когда цены на продовольственные  и промышленные товары резко выросли  и не позволяют на низкую пенсию их приобретать.
      Аптечный  киоск организуется для обеспечения  лекарствами в основном ветеранов, инвалидов и участников Великой  Отечественной  войны, согласно реализации Закона Российской Федерации «О ветеранах» по рецептам врача «бесплатно». На каждого  обратившегося в киоск заводится  личная карточка с последующей отметкой полученного медикамента.
      В целях организации посильной  трудовой деятельности трудоспособных пенсионеров, инвалидов могут создаваться  по ремонту обуви, одежды, оказания бытовых услуг, ритуальных услуг, ремонту квартир, изготовления швейных, вязальных изделий и т.д. Одна из задач такой формы социального обслуживания является распродажа товаров, оказания бытовых услуг по сниженным ценам малоимущим гражданам по прейскуранту.
      Дом сестринского ухода, хоспис (отделение  сестринского ухода), организуются при  больнице и предназначены для  проведения курса поддерживающего  лечение больных, преимущественно  пожилого и старческого возраста.
      Основными направлениями работы являются:
      - Квалифицированный медицинский уход.
      - Социальное обслуживание.
      - Своевременное выполнение врачебных назначений и процедур.
      - Медицинская реабилитация больных и престарелых с элементами трудотерапии.
      - Динамическое наблюдение за состоянием больных и престарелых.
      - Своевременная диагностика осложнений или обострений хронических заболеваний.
      Дом сестринского ухода обеспечивает, во-первых: первую экстренную и неотложную помощь, во-вторых: своевременный переход  больных и престарелых при  обострении хронических заболеваний  или ухудшении их состояния, в  соответствующие лечебно-профилактические учреждения. Пожилых пациентов периодически осматривают врачи, для них организовано диетическое питание, оказывается  консультативная и психологическая  помощь.
      Новой формой медицинского и социального  обслуживания считается хоспис. Это  специализированное заведение помогает тяжелобольным, умирающим людям  своевременно получить помощь, которая  облегчила бы их страдания, психологически подготовить к смерти.
      В нашей стране увеличивается число  граждан, нуждающихся в ночлеге, временном жилье. Для такой категории  людей открываются дома ночного  пребывания и социальные гостиницы.
      Дома  ночного пребывания предназначены  в первую очередь для лиц без  определенного места жительства, исключительно для ночного. Им предоставляется  койко-место на ночь, они проходят санитарную обработку, доврачебный  осмотр, получают талоны на питание. В  случае необходимости этим людям  оказывается медицинская, консультативная  помощь по вопросам бытового и трудового  устройства.
      Для временного проживания иногородних, в  том числе пожилых граждан, стали  открываться социальные гостиницы, где им оказывается бытовая и  социальная помощь, то есть на определенный срок бесплатно или по прейскуранту питание, отдельное место с комплектом постельных принадлежностей, предметами культурно-бытового назначения,  консультативная  помощь и медицинская помощь.
      Однако  это только одна сторона дела. Сама система социального обслуживания как составная часть социальной защиты пожилых людей испытывает серьезные трудности.
      Так, своей очереди на помещение в  стационарные учреждения ожидают более 6 тыс. человек. Материально-техническая  база ряда социальных учреждений отстает  от современных требований. Преобладание стационарных учреждений большой вместимости  не позволяет в должной мере учитывать  индивидуальные особенности и личностные запросы проживающих.
      Сеть  нестационарных учреждений и служб  не обеспечивает оказание помощи всем нуждающимся. Остается довольно ограниченным перечень предоставляемых социальных услуг. Не находит полного применения принцип адресности в зависимости  от индивидуальных и групповых потребностей и нужд пожилых людей, социальное обслуживание еще не стало комплексным.
      Необходимо  отметить, что социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей  – это не налог на трудоспособное население, а возвращение долга  старшим поколениям.
      Основными направлениями повышения уровня благосостояния престарелых являются:
      - увеличение размера пенсий;
      - совершенствование системы пенсионного  обеспечения;
      - развитие услуг по уходу на  дому;
      - расширение сети домов престарелых;
      -улучшение  условий проживания в этих  домах.
      Среди категории пожилых людей нуждаются  в особой социальной помощи инвалиды, ветераны войны, одинокие граждане и  малообеспеченные пенсионеры.
      Важное  значение имеет помощь со стороны социальных работников в бытовом обслуживании пожилых людей. Известно, что в пожилом возрасте многие граждан испытывают затруднения в самообслуживании, особенно это касается одиноких людей «третьего возраста».
      Мероприятия по социальной адаптации положительно воздействуют на отдельные категории  пожилых людей. Такая работа особо  актуальна для граждан без  определенного места жительства и занятий.
      Система социальной защиты также предусматривает  содействие в налаживании жизненного уклада и трудоустройства пожилых  граждан, а также (при необходимости) осуществление профессиональной переподготовки.
      Важную  роль играет система нестационарных учреждений системы социальной защиты пожилых людей, так как именно эта форма является наиболее экономичной  и приближенной к реальным нуждам пожилых людей. Причем нестационарные учреждения социальной защиты позволяют  подобрать индивидуально вариант  обслуживания, в том числе и  на платной основе. В рамках таких учреждений развиваются системы психологической, медико-социальной и правовой помощи пожилым людям.
      Центры  социального обслуживания обеспечивают поддержку досуговой и посильной  общественной деятельности пожилых, способствуют проведению образовательно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди пожилых.
      Остается  достаточно высокой потребность  социального обслуживания в стационарных условиях.
      Сеть  стационарных учреждений социального  обслуживания в перспективе должна не только расширяться, но и видоизменяться. Преобладающие в настоящее время  традиционные многоместные дома-интернаты  постепенно должны быть заменены стационарами других типов.
      Социальное  обслуживание пожилых людей в  сельской местности также необходимо совершенствовать. Уже и здесь  появляются учреждения временного (на осенне-зимний период) пребывания, которые  позволяют оказывать поддержку  одиноким пожилым людям, испытывающим проблемы в самообслуживании. Такие  учреждения могут облегчить социально-психологическую  адаптацию к постоянному проживанию в стационарных учреждениях.
      Накапливается опыт заключения договорных отношений  с одинокими пожилыми на пожизненное  содержание и предоставление услуг  в обмен на добровольную передачу ими жилой площади государству, городу, негосударственной структуре, частному лицу. В условиях мини-стационаров  или «стационаров на дому» достигается  адресность и высокое качество предоставляемых  услуг. При совершении сделок с жильем постепенно формируется широкое  партнерство нового типа в интересах  пожилых.
      Организация социального обслуживания пожилых  должна быть нацелена на обеспечение  безопасной старости через снижение воздействия факторов социального  риска и максимально возможную  степень реализации социальных гарантий в сочетании с предоставлением  широкого спектра услуг в области профилактики и развития, чтобы пожилые могли как можно дольше сохранять социальный тонус и привычный образ жизни, оставаясь активными и полезными членами общества.
      Главным направлением в работе с пожилыми людьми – это адресная социальная помощь, которая оказывается для  преодоления или смягчения жизненных  трудностей. Основные виды и формы  адресно-социальной помощи:
      1)  денежная помощь (пособия, помощь в оплате жилья и коммунальных услуг, дотации на оплату питания и лечение, льготные ссуды и кредиты;
      2) натуральное обеспечение (продукты питания, обувь, одежду); осуществление ремонта квартир, автотранспорта, выделение лекарственных препаратов, обеспечение бесплатного питания и т.д.;
      3)  гуманитарная помощь;
      4) услуги и льготы, организация надомного социального обслуживания, устройство в стационарные учреждения, магазины для пожилых людей по социально низким ценам, специальные аптеки, медико-социальной обслуживание и т.д.;
      5) правовая, психологическая, информационная и другая консультативная помощь.
      Критериями  предоставления социальной помощи служат:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.