На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современное состояние расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   
Содержание: Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1.  Система расчетов предприятий  и  организаций……………….5
      Законодательные и теоретические основы системы расчетов организаций………………………………………………………………..5
      Принципы организации безналичных расчетов………………………..9
      Формы безналичных расчетов…………………………………………..11
Глава 2. Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческими банками……………………………………………………16
2.1. Расчетные и кассовые операции юридических лиц…………………….16
2.1.1 Выбор формы  расчетов и способа платежа предприятиями…………16
2.1.2 Методология оперативной финансовой работы предприятия с коммерческими банками……………………………………………………...18
2.1.3 Порядок ведения  кассовых операций………………………………….23
2.2 Обслуживание  клиентов в коммерческих банках……………………….24
2.2.1  Процедура открытия и закрытия  счетов в коммерческих банках......24
2.2.2 Документооборот  при проведении безналичных расчетов…………..28
2.2.3. Кассовые  операции  в коммерческих банках…………………………32
2.2.3.1 Организация  кассовой работы в коммерческих  банках…………….32
2.2.3.2 Порядок совершения кассовых операций с наличными деньгами в коммерческих банках……………………………………………………...…..34
Глава 3. Современное состояние расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в Российской Федерации…………...…………………38
Заключение……………………………………………………………………45
Список  использованной литературы……………………………...………47 

 
     Введение
      В условиях развития товарно-денежных отношений  в процессе купли-продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, удовлетворения различного рода обязательств в денежной форме, а также при распределении и перераспределении денежных средств возникают расчеты. В структуре денежного оборота страны выделяются две сферы: наличная и безналичная.     Налично-денежный оборот включает платежи, осуществляемые наличными деньгами, и в основном связан с доходами и расходами населения. Преобладающим является безналичный денежный оборот, сущность которого состоит в том, что платежи производятся путем перечисления денег со счета плательщика на счет получателя средств без участия наличных денег через счета в банках.
     Использование этого вида расчетов приводит к сокращению наличных денег в обращении и  уменьшению затрат, связанных с печатанием, перевозкой и хранением наличных денег.
     Выбор темы для курсовой работы обусловлен желанием изучить имеющуюся информацию для более полного понимания современных процессов происходящих в этой сфере.
      Предмет исследования курсовой работы – организация  расчетно-кассового обслуживания юридических лиц коммерческими банками – очень объемный. Рамки курсовой работы не позволяют рассмотреть подробно все направления этой деятельности и все проблемы, возникающие в этой связи. Поэтому в работе освещены лишь основные наиболее распространенные формы и способы участия предприятий в платежной системе. При этом работа базируется на нормативных, теоретических и общих аспектах.
     Цель  данной работы – систематизировать, закрепить и расширить теоретические  знания по теме «Расчетно-кассового обслуживания юридических лиц  коммерческими банками».     
  Задачи, предстоящие решить в ходе выполнения курсовой работы:
      -   рассмотреть нормативные и теоретические  аспекты выбранной темы;
      - познакомиться с методологией  оперативной финансовой работы  предприятий с коммерческими  банками;
      -  описать  текущее состояние расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в коммерческих банках в Российской Федерации
     Написанию работы предшествовало изучение учебной  литературы, периодических изданий, нормативных документов по организации  денежного оборота в РФ  в  Правовой системе «Консультант Плюс. Версия  Проф.», статистических данных.
     В первом разделе курсовой работы рассматриваются  законодательная, нормативная, теоретическая  основа организации наличных и безналичных  расчетов. Законодательство и банковское право регулируют денежный оборот, определяя права и обязанности субъектов расчетных отношений. Основные принципы его организации заключаются в том, что все предприятия, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны хранить денежные средства на счетах в банке.
      Расчетные и кассовые операции предприятий и выбор формы расчетов и способа платежа предприятиями  рассматриваются в  разделе 2. В этом же разделе сосредоточен материал об организации расчетно-кассового обслуживания предприятий банками.
      Специальная глава посвящена описанию современного состояния расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в Российской Федерации.
      В курсовой работе использованы свежие статистические данные. 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Система расчетов предприятий и организаций
1.1 Законодательные  и теоретические  основы системы расчетов организаций 

     В условиях развития товарно-денежных отношений  в процессе купли-продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, удовлетворения различного рода обязательств в денежной форме, а также при распределении и перераспределении денежных средств возникают расчеты. Сумма всех платежей, совершенных организациями и населением за определенный промежуток времени, представляет собой денежный оборот страны за данный период. По всей структуре денежный оборот подразделяется на две сферы: наличную и безналичную.
     Основная  часть денежного оборота —  безналичный оборот, представляющий собой совокупность платежей, совершаемых  путем безналичных перечислений по счетам плательщиков и получателей средств, зачета взаимных требований. В ведущих промышленно развитых странах он составляет 80—90% всего денежного оборота.
     Безналичный платежный оборот в России обеспечивает такие сферы хозяйственных отношений, как реализация продукции, работ, услуг, получение и возврат банковских кредитов, выплата и использование денежных доходов населения. Участниками этих хозяйственных связей являются организации, объединения, кооперативы, банки, финансовые учреждения, а также население.
     Связь безналичного и налично-денежного  оборотов проявляется в систематическом  переходе денег из сферы безналичного в сферу налично-денежного оборота и обратно.
     Система расчетов организаций включает следующие  основные элементы
- наличные  расчеты, порядок ведения кассовых  операций;
- безналичные  расчеты и принципы их организации;
- порядок  открытия организациями счетов в банках для осуществления расчетов;
- заключение  договора банковского счета между  банком и клиентом;
- формы  безналичных расчетов.
     Гражданский кодекс РФ предусматривает применение на территории Российской Федерации платежей в наличной и безналичной форме и раскрывает сущность основных форм безналичных расчетов.
     Установлен  различный порядок расчетов с  участием граждан в зависимости  от связи этих платежей с предпринимательской  деятельностью граждан.
     Разрешено осуществлять расчеты с участием граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью, как наличными деньгами без ограничения сумм, так и в безналичной форме.
     Однако  расчеты с гражданами, связанными с предпринимательской деятельностью, должны осуществляться, как правило, в безналичном порядке.
     В настоящее время юридические  лица вправе рассчитываться между собой  наличными деньгами, если суммы по одному платежу не превышают 2 млн рублей. Платежи между юридическими лицами сверх указанной суммы должны осуществляться в безналичном порядке.
     Порядок расчетов предприятий, фирм, компаний с покупателями и заказчиками, а также с поставщиками и подрядчиками определяется:
-  нормативными  документами Центрального банка РФ;
- указаниями  и разъяснениями его сети по  вопросам осуществления расчетов. Это главные управления и управления Банка России по соответствующим административно-территориальным единицам, а также расчетно-кассовые центры;
- договорами  на расчетно-кассовое обслуживание  предприятий, фирм, компаний, заключенными с коммерческими банками на ведение рублевых и валютных операций.
     Учетную сторону расчетов по дебиторской  и кредиторской задолженности предприятий и организаций, т.е. порядок отражения их расчетных операций при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, определяет департамент по методологии бухгалтерского учета министерства финансов страны. В рамках действующего порядка учета, организации и регулирования платежно-расчетных отношений в хозяйстве, предприятия, фирмы, компании самостоятельно осуществляют выбор и определяют в хозяйственных договорах особенности проведения конкретных расчетов.
     Правовые  основы функционирования денежной системы  и организации расчетов в Российской Федерации регламентируются Законом  «О банках и банковской деятельности», принятым 03 февраля 1996 г. Функция организации денежного оборота возложена на Центральный банк Российской Федерации. Правила проведения операций с наличными деньгами на территории Российской Федерации определены Центральным банком в Положениях «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» №14-П от 05.01.1998 года,  «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории  Российской Федерации» № 199 от 09.10.2002 года. [14;23]
     Этот  порядок применяется всеми организациями и учреждениями независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности. 
         Для более рационального оборота наличных денег, сокращения трудовых и материальных затрат, связанных с обслуживанием оборота наличных денег, основная масса платежей должна осуществляться в безналичном порядке. Предприятия и организации всех форм собственности должны сдавать в банк для зачисления на их расчетные (текущие) счета все суммы, полученные ими наличными деньгами за проданные товары, оказанные услуги и выполненные работы и др. Предприятиям и организациям по согласованию с обслуживающими их банками устанавливается лимит кассовой наличности, т.е. предельная сумма наличных денег, которая может храниться в кассе предприятия.

     Коммерческие банки осуществляют операции с наличными деньгами по обслуживанию клиентов только при наличии у них лицензии, выданной Центральным банком РФ (или его территориальным управлением) на ведение кассовых операций, при этом банку устанавливается лимит операционной кассы, размер которого зависит от объема выполняемых банком операций.
     В отличие от наличного денежного  оборота, при котором деньги передаются из кассы плательщика в кассу  получателя, сущность безналичного денежного  оборота состоит в том, что  платежи производятся путем перечисления (перевода) денег со счета плательщика на счет получателя в учреждениях банков. Банки хранят денежные средства предприятий на их счетах, зачисляют поступающие на эти счета суммы, выполняют распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов, а также о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договором. В зависимости от местонахождения банков, обслуживающих участников расчетов, они делятся на одногородние и иногородние, что предопределяет порядок их организации.     
      Организация безналичных расчетов регулируется Положением Банка России «О безналичных  расчетах в Российской Федерации» №2-П от  12.04.2001 года с последующими изменениями и дополнениями.
      Безналичные денежные расчеты осуществляются при соблюдении следующих условий:
- плательщик  имеет право отказаться от  оплаты предъявленного документа  полностью или частично в случаях,  предусмотренных законом или  договором; 
 - без согласия плательщика или его поручения списание средств со счетов, как правило, не допускается;

- платежи  осуществляются из собственных  средств плательщика, а в отдельных  случаях — за счет кредита  банка и прочих привлеченных  средств; 
-  на счет получателя средства зачисляются лишь после их списания со счета плательщика;

- выполнение  правил документооборота, разработанных  Центральным банком РФ и определяющих  движение денег и денежных  документов; 
- общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации, пяти операционных дней в пределах Российской Федерации;

-  денежные  документы для осуществления  безналичных расчетов должны  соответствовать требованиям установленных  Банком России стандартов;
-  взаимные  претензии по расчетам между  плательщиком и получателем средств рассматриваются сторонами без участия банковских учреждений через суд.
     Безналичные расчеты могут осуществляться с  расчетного, текущего, бюджетного счетов, счета финансирования капитальных вложений, текущего валютного счета, корреспондентского счета банка.
     Расчетные счета открываются всем организациям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками. По расчетному счету в отличие от текущего проводятся операции коммерческого характера.
     Текущие счета открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица. Бюджетные счета  — бюджетным учреждениям и  организациям, состоящим на федеральном, республиканском или местном  бюджете. Самостоятельность владельца текущего и бюджетного счета существенно ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета.
      Со  счета финансирования капитальных  вложений проводятся расчеты по договору подряда (субподряда) на капитальное строительство.
      Платежи производятся с согласия (акцепта) владельца  счета, однако в отдельных случаях  допускается и безакцептное списание денег со счета плательщика. Такое  списание используется как форма  расчетов между сторонами по договору и в случаях, предусмотренных законодательными актами. 

      1.2 Принципы организации  безналичных расчетов 

     В условиях развития рыночных отношений  применяются следующие основные принципы организации безналичных расчетов.
     Первый  принцип — осуществление безналичных  расчетов по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств. Проведение расчетов через банк должно сочетаться с экономической самостоятельностью клиентов и их материальной ответственностью за свои действия.
     Второй  принцип — при всем многообразии форм собственности и характера деятельности предприятий за ними остается право свободного выбора форм расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах. Ограничение свободы выбора со стороны банка не допускается.
     Третий  принцип — перечисление средств  по счетам предприятий осуществляется по поручению плательщика или с его согласия (акцепта). Это дает возможность предприятию-покупателю контролировать выполнение поставщиком основных условий договора, нарушение которых может вызвать полный или частичный отказ от акцепта платежа.
     Четвертый принцип — очередность списания денежных средств со счета клиента. Установлены два правила определения очередности платежей со счетов клиентов банка.
     Первое  правило относится к тем случаям,  когда на счете имеются денежные средства, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявляемых к счету. В этой ситуации предъявленные расчетные документы должны оплачиваться в порядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступления в банк плательщика.
     Второе  правило — при недостаточности  денежных средств на счете списание средств осуществляется в следующей  очередности:
- в первую  очередь выполняется списание  по исполнительным документам,  предусматривающим перечисление  или выдачу денежных средств  со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
- во  вторую очередь — списание  по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
- в третью  очередь — списание по платежным  документам, предусматривающим платежи  в бюджет и во внебюджетные фонды;
-  в  четвертую очередь — списание  по исполнительным документам,  предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
-  в  пятую очередь — списание по  другим платежным документам в порядке календарной очередности.
     Списание  средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, осуществляется в порядке календарной очередности или наступления сроков платежа.
     Безналичные расчеты способствуют уменьшению издержек обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку, пересчет огромного количества денежных знаков, которые потребовались бы при расчетах наличными деньгами. В то же время безналичные расчеты при четкой работе банков позволяют лучше регулировать платежный оборот и в конечном счете ускорять оборачиваемость оборотных средств и совершение платежей. 
   
 
 
 

     1.3 Формы безналичных  расчетов 

     В современных условиях используются следующие формы безналичных расчетов, установленные законодательством РФ:
- платежные  поручения;
- чеки;
- аккредитивы;
- платежные требования;
- инкассовые  поручения.
     Платежное поручение — это документ, представляющий собой распоряжение предприятия обслуживающему его банку перевести определенную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.
     Платежным поручением могут производиться:
- перечисление  средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
- перечисление  средств в бюджеты всех уровней  и во внебюджетные фонды;
-  перечисление  средств в целях возврата/размещения  кредитов/депозитов и уплаты процентов по ним;
- перечисление  средств в  других целях,  предусмотренных законодательством  или договором.
     Поручения действительны в течение 10 дней, не считая дня выписки. 
Банк принимает платежные поручения от плательщика к исполнению независимо от  наличия средств на его счете. При отсутствии или недостаточности средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты документов сверх имеющихся на счете средств, платежные поручения помещаются в картотеку 90902. Платежные поручения предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Документы из банка плательщика направляются в учреждение банка, обслуживающее получателя. При этом с расчетного счета плательщика списываются денежные средства, указанные в платежном поручении, и направляются в банк получателя для зачисления на счет получателя.

       Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться, чекодержателем является лицо юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
     Порядок и условия использования чеков  в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом РФ.
     Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые  кредитными организациями. Такие чеки использоваться клиентами банка, выпускающего эти чеки, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений, на основании договоров, заключаемых с клиентами, и межбанковских соглашений о расчетах чеками.
     Внутрибанковские  правила проведения операций с чеками должны предусматривать форму чека, порядок его заполнения, срок предъявления к оплате, бухгалтерское оформление операций с чеками, ведение расчетов и состав операций по чекообороту.
     Аккредитив - обязательство коммерческого банка, возникающее по поручению клиента, произвести платежи в пользу получателя средств на основании предоставленных документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи. При этой форме расчетов платеж производится не в учреждении банка, обслуживающей покупателя, а по месту нахождения поставщика. Для совершения платежа покупатель обращается в учреждение банка с заявлением, содержащим просьбу отложить со своего счета денежные средства для платежа. Следовательно, при аккредитиве средства для оплаты приобретаемых товаров готовятся заранее, депонируются обычно на аккредитивном счете. Банк, открывший аккредитив (банк-эмитент) по поручению плательщика-покупателя, переводит средства в банк поставщика. Деньги на счет поставщика зачисляются только при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве.
     Исполнение  аккредитива производится непосредственно  банком, обслуживающим поставщика-получателя денег.
     В современной практике используются следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные), непокрытые (гарантированные), отзывные и безотзывные. 
    При покрытом (депонированном) аккредитиве банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или выдаваемый ему кредит в распоряжение банка-поставщика (исполняющий банк).

     Непокрытый (гарантированный) аккредитив может применяться, если два банка, обслуживающих рассчитывающихся клиентов, имеют корреспондентские счета друг у друга. Тогда аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления этому банку права списать всю сумму аккредитива с ведущего у него счета банка-эмитента.
     Отзывной  аккредитив сейчас применяется редко  в расчетах, поскольку его условия  могут быть изменены или он может  быть аннулирован банком-эмитентом  без предварительного согласования с поставщиком.
     Безотзывный аккредитив применяется довольно часто, он обеспечивает твердое обязательство  банка осуществлять выплаты по аккредитиву  при выполнении всех его условий. Безотзывный аккредитив не может  быть изменен или аннулирован  без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Поставщик, правда, может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено в условии, на котором он предоставлялся. 
   Преимущество аккредитивной формы расчетов — в отсутствии задержки оплаты продукции и услуг, деньги заранее приготовлены, и получатель средств уверен, что сразу, даже в день отгрузки, может получить полагавшиеся ему деньги. 
    Однако в расчетах непокрытыми аккредитивами существуют некоторые особенности — в исполняющем банке оплата продукции поставщику производится не за счет средств, забронированных заранее, а лишь в случае, если между банком-исполнителем и банком-эмитентом установлены корреспондентские отношения.

     Платежные требования – расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной суммы через банк. Платежные требования широко применяются при расчетах за поставленные товары, оказанные услуги с предварительным акцептом и без акцепта. При акцептной форме расчетов кредитор (получатель средств) указывает срок акцепта, установленного договором, по истечении которого производится оплата. Отгрузив товар, поставщик выписывает в соответствующем количестве экземпляров платежные требования и сдает их на инкассо. Платеж за товар или услугу осуществляется в учреждении банка, обслуживающем покупателя.
       Платежное требование содержит  все необходимые реквизиты, позволяющие  определить, какой товар отгружен, дату и сумму товарных документов, способ отправления, дату отгрузки, номера транспортных документов, грузоотправителя и грузополучателя и другую необходимую информацию. Поставщик не сам направляет эти документы плательщику, а поручает своему банку взыскать платеж. Банк, принимая документы на инкассо, берет на себя обязательство вовремя переслать их в учреждение банка, обслуживающее покупателя, взыскать с покупателя средства и перечислить денежные средства на расчетный счет поставщика.              
    После проверки сдаваемые на инкассо документы направляются в учреждение банка, обслуживающее покупателя. Поступающие деньги банк покупателя зачисляет на счет банка поставщика.

     Учреждение  банка, обслуживающее покупателя, получив  присланные учреждением банка поставщика платежные требования, сообщает об этом покупателю, который, ознакомившись с документами, дает 'согласие на платеж или отказывается от их акцепта.
     Акцепт  является тем элементом, который  дает возможность использовать безналичные  расчеты как важный инструмент контроля за деятельностью поставщика. Покупатель акцептует счет только в том случае, если поставщик выполнит все условия договора, т.е. поставит продукцию нужного качества, в заказанном объеме, по установленной цене и т. д. Если поставщик нарушит хотя бы одно из договорных условий, то покупатель в праве не дать согласие на оплату. Расчеты платежными требованиями с акцептом - это не только юридический, но и экономический акт, контролирующий выполнение хозяйственного договора поставщиками.
     Отказ от акцепта имеет довольно широкое распространение и применяется в расчетах между хозяйственными организациями, предприятиями и учреждениями. Покупатель в течение установленного срока может заявить отказ от акцепта, и если он этого не сделал, то платежный документ считается акцептованным. 
    В практике денежных расчетов используются инкассовые поручения.. Инкассовые поручения — это расчетный документ, на основании которого производится списание средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

     Инкассовые поручения применяются:
- в случаях,  когда бесспорный порядок взыскания  средств установлен законодательством;
- для  взыскания по исполнительным  документам;
- в случаях,  предусмотренных сторонами по  договору.
     Взыскатели представляют в банк инкассовое поручение со ссылкой на дату и номер исполнительного или приравненного к нему документа. 
     В исполнительных документах должны содержаться: полное и точное наименование взыскателя и плательщика; размер взыскиваемой суммы, с какого счета плательщика сумма подлежит списанию.

     Инкассовые  поручения с приложением исполнительных документов, а также распоряжения на списание средств со счетов одногородних плательщиков представляются взыскателем  на инкассо – банку, обслуживающему взыскателя или непосредственно учреждению банка, где ведется счет плательщика, а по иногородним плательщикам — учреждению банка, обслуживающему взыскателя.     
  

Глава 2. Расчетно-кассовое обслуживание предприятий коммерческими банками
      2.1. Расчетные и кассовые  операции предприятий
      2.1.1 Выбор формы расчетов и способа платежа предприятиями 

     В рамках действующего порядка учета, организации и регулирования платежно-расчетных отношений в хозяйстве, предприятия, фирмы, компании самостоятельно осуществляют выбор и определяют в хозяйственных договорах особенности проведения конкретных расчетов.
     На  финансовые службы предприятий возложено  осуществление мероприятий по внедрению наиболее целесообразных форм расчетов с покупателями и поставщиками, которые должны способствовать своевременности платежей и ускорению оборачиваемости средств в расчетах. Для оперативной финансовой деятельности предприятия это представляет одну из наиважнейших задач, поскольку средства в расчетах относятся к ненормируемым фондам обращения в составе оборотных средств предприятий и организаций, которые временно отвлекаются из хозяйственного оборота.
     В общем и целом оперативная  финансовая работа в этой связи должна быть направлена на сокращение отвлечений оборотных средств в дебиторскую  задолженность. При этом полезно  соблюдать ряд принципов работы с такой задолженностью. Важно помнить, что в составе дебиторской задолженности находится не только авансированная в денежной форме в оборотные производственные фонды и фонды обращения стоимость, но и зачастую прибыль предприятия, фирмы, компании. Что касается кредиторской задолженности предприятия, то она выступает одним из источников формирования привлеченных оборотных средств. Здесь для любого предприятия выгодно проведение линии на увеличение размера и длительности коммерческого кредита, предоставляемого поставщиком. Задержка платежа поставщику на один день в крупных компаниях, при отсутствии штрафных санкций, эквивалента экономии в миллионы рублей, а за рубежом долларов, или евро.
     В практике оперативной финансово-экономической работы при заключении хозяйственных договоров нередко смешивается два понятия: форма расчетов и форма платежа. Это связано с тем обстоятельством, что существуют безналичные и наличные расчеты. Вместе с этим, строго говоря, форма расчетов, - это выбор установленного порядка документального оформления и прохождения платежей. Она во многом связана с безналичным документооборотом. Форма самого платежа, - связана с выбором для осуществления расчетов безналичного или налично-денежного оборота.
      Порядок платежа определяет оплату по времени ее осуществления, т.е. предварительный, по факту отгрузки, или последующий характер платежа по получению товара.
     Участники хозяйственной сделки имеют право  выбрать любую форму безналичных  расчетов с учетом конкретных хозяйственных операций. Вся система расчетов строится так, чтобы создавались благоприятные условия для совершения платежей и ускорения кругооборота средств. Задержка в расчетах лишает поставщиков выручки от реализации, затрудняет выполнение производственных и хозяйственных задач. При задержке платежей у покупателей образуется кредиторская задолженность, и нарушаются важнейшие принципы хозяйствования.[16;87]
     В настоящее время банками предлагаются несколько видов платежей: на бумажных носителях, электронные, телеграфные, почтовые платежи. Клиент в праве выбрать наиболее оптимальный для конкретного платежа.
     В конце 80-х годов на российском рынке  появились системы обслуживания «клиент-банк», осуществляющие связь  по модему путем прямого телефонного  соединения с сервером банка. Преимущества для клиентов этой системы в том, что они экономят время  и средства на посещение банка и получают удобный интерфейс для работы со своими платежными документами.
     Банки также получают выгоду. Экономится время операционистов на прием и обработку документов, разгружаются операционные залы, есть возможность наладить информационное обеспечение клиентов. 

2.1.2 Методология оперативной  финансовой работы  предприятия с  коммерческими банками 

     Работа  с коммерческими банками относится  к разряду фундаментальных основ организации оперативной финансовой работы предприятия. Выбор коммерческого банка для финансовых служб предприятия, компании, фирмы не может быть случайным. Методологически такой выбор должен удовлетворять ряду требований:
-     обеспечивать качественное расчетно-кассовое обслуживание;
-     удовлетворять запросам клиента  на перспективы своего развития;
- соответствовать  специфике финансово-хозяйственных  операций предприятия.
     От  коммерческого банка во многом зависит  эффективность проведения оперативной финансовой работы в части осуществления своевременных, быстрых и точных расчетов, оперативного отпуска, получения и зачисления денежных средств на счета. Внутренняя технология операционного зала в разных кредитных учреждениях может несколько отличаться. Для финансовой службы и бухгалтерии большое значение имеют принципиальные моменты, связанные с практически применяемыми режимами зачисления денежных средств и, особенно, их перечисления в рамках операционного дня. Эти режимы фактически могут отличаться от формально установленных в документах о работе с клиентами коммерческого банка.
     Важно внимательно изучить содержание договора на расчетно-кассовое рублевое и валютное обслуживание. Особенно это касается прав банка по срокам платежей по одногородним, междугородним и международным расчетам. Предприятия, фирмы, компании, осуществляющие валютные операции заключают два договора на расчетно-кассовое обслуживание в рублях и валюте. Надо обратить внимание на ставки и режим взимания платы за расчетно-кассовое обслуживание, а также возможных комиссионных вознаграждений за проведение отдельных рублевых и валютных операций. Определить наличие и режимы процедуры начисления клиентам процентов по остаткам на расчетных и валютных счетах, которые в принципе используются банком как кредитные ресурсы. В каком порядке, и по каким ставкам проводится такая работа. Очень важно знать о наклонностях коммерческого банка в проведении операций. По какому в принципе перечню рублевых и валютных операций он предпочитает работать, как правило. Какие операции в рублях и валюте, а также в части депонирования, кредитования, гарантирования коммерческий банк готов допустить в своей деятельности. Важно знать рассматриваются ли рублевые и валютные гарантии конкретного банка в качестве первоклассных, или достаточных на внутреннем и внешних рынках капитала.
     Помимо  чисто финансовых и процедурных  аспектов работы банка, целесообразно  установить степень приемлемости для  предприятия и организации, применяемых банком современных технологий в своей операционной деятельности. Важно также обратить внимание на наличие деловых условий работы, поскольку многие документы, нередко, могут готовиться непосредственно в операционном зале. При наличии банковской бегущей строки бывает не лишним внимательно почитать ее, поскольку в ней часто содержится информация, прямо, или косвенно отражающая деловую активность банка, в том числе по работе с клиентами.[10;212]
     Следует иметь в виду, что перспективы  развития предприятия, фирмы, компании связаны не только с долгосрочным, но и краткосрочным кредитованием. Парадокс здесь состоит в том, что для начинающих и растущих предприятий, фирм, компаний именно краткосрочное кредитование выступает действительной основой развития деловой активности. Кроме того, перспективы развития финансовая служба не должна сводить только к кредитному аспекту финансового обеспечения производства и других видов бизнеса.
     Кредиты в чистом виде - не единственная форма  мобилизации денежных средств и  ими представляемых финансовых ресурсов, в которой банк может оказать существенную помощь предприятию, фирме, компании. Одновременно, развитие понимается финансовой службой и как обеспечение эффективного расходования (вложения) денежных средств и финансовых ресурсов. При этом, очень важно определить возможность и целесообразность заинтересованного участия банка в этих операциях, которая далеко не ограничивается размещением временно-свободных финансовых ресурсов предприятий, фирм, компаний в депозиты. Кредитные возможности финансового обеспечения поддерживаются не только наличием обеспечения кредитов, оставлением части финансовых ресурсов в остатках на счетах на обусловленное время, но и совместными финансовыми операциями предприятий, фирм, компаний с подразделениями коммерческих банков. Перспективы развития и ведения бизнеса клиентом во многом зависят от уровня банковской технологии и специализации банка на проведении определенного круга основных операций. Этот круг операций, а что еще более важно - степень его расширения и подвижности, может не в полной мере соответствовать специфике тех финансово-хозяйственных операций, на которые делается, или предполагается делать упор в ходе ведения конкретного бизнеса.[20;189]
     Ряд операций, например, фондовых, определенная часть коммерческих банков в силу имеющихся на то причин просто не выполняет. Мотивации здесь могут быть различными: от юридически правовых до технических, от финансовых до личных.
     При выборе коммерческого банка важно  правильно оценить соотношение  его величины, положения на рынке и реальных возможностей обеспечения деловой активности с размером бизнеса, основными целями и задачами финансово-хозяйственной деятельности предприятия, фирмы, компании. Существуют банки, которые в основном строят свою деятельность на кредитных взаимоотношениях с клиентами. Другие банки сочетают кредитный и валютный аспекты получения операционных доходов. Имеются кредитные учреждения с хорошо развитыми фондовыми и валютными операциями, но кредитующие ограниченный контингент клиентов.
     Решение многих оперативных финансовых и кредитных вопросов развития предприятия (организации) оказывается во многом зависимым от отношения банка к клиенту, от того места, которое он занимает в общей клиентской базе банка. В свою очередь, операционная активность клиента, возможности использования различных направлений зарабатывания денежных средств в существенной мере определяется степенью развитости деловой активности и наличием разветвленной инфраструктуры для осуществления банковских операций.
     Поэтому, при организации оперативной финансовой работы через конкретное кредитное учреждение, необходимо знать: рейтинги своего банка, наличие генеральной лицензии, членство в российском и других банковских союзах, на ММВБ, статусы дилерства и агентства по различным операциям, наличие корреспондентских счетов банка в других российских и зарубежных банках, участие в системе межрегиональных расчетов, наличие депозитария в банке, счетов депо для операций с ценными бумагами в             других депозитариях, вкладных операций населения, инкассационных возможностей и многие другие аспекты.
     Важно держать под постоянным контролем  ход развития новых направлений  в деятельности банка, использование  им новых схем сделок и инструментов зарабатывания денежных средств.
     Основа  обеспечения и ведения денежных расчетов предприятий – действующее законодательство, правила проведения безналичных и налично-денежных расчетов, договора на расчетно-кассовое обслуживание с банком. Эти договора базируются на регулировании денежных расчетов государством.
     В области организации и осуществления расчетов через коммерческий банк - финансовые службы осуществляют операции по трем направлениям:
- финансовые операции, связанные с привлечением в оборот денежных средств;
- финансовые  операции, связанные с расходованием денежных средств;
-  учетно-кассовые  операции.
     Первое  направление охватывает: ведение  расчетов с покупателями за отгруженную им продукцию и заказчиками, своевременное оформление, причитающегося, предприятию финансирования, получение процентов по депозитам, возврат депозитов, проведение специфических фондовых операций и другие. Взаимные претензии по соблюдению договорной дисциплины между получателем и плательщиком денежных средств рассматриваются ими без участия банковских учреждений. В тех случаях, когда в связи с осуществлением расчетных операций, у клиента имеются претензии, последние направляются в обслуживающий его банк. Коммерческие банки направляют претензии в обслуживающий их расчетно-кассовый центр. Подача жалобы и предъявление иска не приостанавливает операции по счету.
     Второе  направление включает оперативную  финансовую работу по платежам в бюджеты, формирующим прибыль и из нее в порядке линейного распределения, за счет формируемой себестоимости, а также во внебюджетные фонды и организации; перечисление средств в установленные сроки в вышестоящие организации; ведение расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученную продукцию, оказанные услуги и выполненные работы; направление средств в депозиты на основе покупки депозитных сертификатов банков или заключения депозитных договоров и др.
     Учетно-кассовые операции связаны со своевременным  получением в банке средств для выплаты заработной платы, обработкой банковских выписок и данных о движении средств на расчетном, ссудном и других счетах предприятия (фирмы). [20;183] 
 

     2.1.3 Порядок ведения  кассовых операций 

     Для регламентирования налично-денежного  оборота в стране действуют Положения  «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» и «о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации». Кассовые операции – это операции, связанные с принятием, хранением, выдачей наличности.
     Действуют следующие основные правила ведения кассовых операций:
- организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства на счетах в учреждениях банка;
- организации  проводят расчеты по своим  обязательствам, как правило, в  безналичном порядке через банки;
- для  осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме;
- наличные   деньги,   полученные   организациями   в   банках, должны расходоваться  по целевому назначению;
- организации  могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с их руководителями. Лимит остатка денег в  кассе устанавливается в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы организации с утра следующего дня с учетом среднедневной выручки и расхода наличными деньгами (кроме расходов на оплату труда и социально-трудовые выплаты), особенностей деятельности и режима ее работы, порядка и сроков сдачи выручки в банк, а также необходимости ускорения оборачиваемости денег, своевременного поступления их в кассу банка, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок денег; при необходимости лимиты остатков касс пересматриваются;
- организации  должны сдавать в банк всю  денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, согласованные с обслуживающими банками; наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при организациях для последующей сдачи в банк, а также предприятия связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров;
- организации  могут хранить в своих кассах  наличные деньги сверх установленных  лимитов только для оплаты  труда, выплаты пособий по социальному  страхованию и стипендии не более 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных местностях, до 5 дней) включая день получения денег в банке;
- определены   порядок   приема   и   выдачи   наличных  денег, оформление кассовых  документов: прием наличных денег кассами организаций осуществляется по приходным кассовым ордерам; наличные деньги из касс выдаются по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.), приходные и расходные кассовые ордера, а также документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером или лицами, на это уполномоченными;
- банки  обязаны систематически контролировать  кассовую дисциплину своих клиентов для исключения злоупотреблений с излишками денег, сохранения налично-денежного оборота. [7;221]
     2.2 Обслуживание клиентов  в коммерческих  банках
     2.2.1  Процедура открытия  и закрытия  счетов  в коммерческих  банках 

      Обслуживание  платежного оборота банками заключается  в отражении соответствующих  сумм по активу или пассиву этих счетов. Каждый экономический и хозяйствующий  субъект хранит свои средства в банках. Действующим хозяйственным законодательством  предусмотрено, что банки принимают и хранят на счетах денежные средства клиентов, осуществляют по их поручению расчетные, кредитные, кассовые и другие банковские операции.  
    Юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, вправе открывать счета в любом банке по месту их регистрации или в банке вне места своей регистрации с согласия последнего. Юридические лица обязаны хранить свободные денежные средства в банке. Необоснованный отказ банка, уставом которого предусмотрены осуществление соответствующих банковских операций, принять денежные средства клиента на хранение и открыть счет может быть обжалован клиентом в суде.

      Между банком и клиентом заключается договор  о расчетно-кассовом обслуживании с  открытием соответствующего банковского  счета. По договору банк обязуется хранить денежные средства на счете клиента, зачислять поступающие на этот счет суммы, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче денег со счета и проведении других банковских операций, предусмотренных для счета данного вида законодательными актами, банковскими правилами и договором.
     Расчетные, текущие счета открываются юридическим  лицам независимо от форм собственности, а также гражданам и физическим лицам, занимающимся предпринимательской  деятельностью. 
     Для оформления открытия счетов всех видов в кредитную организацию предоставляются следующие документы:
-     заявление на открытие счета;
-    свидетельство о регистрации;
- решение  (распоряжение, постановление, приказ) о создании, реорганизации или  ликвидации юридического лица того органа, которому предоставлено такое право действующим законодательством;
-  копии  Устава и учредительного договора  или договор аренды, в необходимых  случаях документы на право  пользования землей, заверенные  нотариально, прошнурованные и  пронумерованные;
-  справки  из налоговой инспекции, пенсионного  фонда о том, что юридическое  лицо зарегистрировано в этих  органах;
-   карточка с образцами подписей  и оттиска печати, заверенными  нотариально.
       Для открытия счетов нерезидентам  Российской Федерации дополнительно представляются выписки из торгового или банковского реестра и другие документы, определяющие юридический статус нерезидента в соответствии с законодательством страны его местонахождения, копия разрешения национального иностранного банка. Все документы должны быть переведены на русский язык, нотариально заверены и легализованы в посольстве (консульстве) Российской Федерации за границей либо в посольстве (консульстве) иностранного государства в Российской Федерации.
     Ответственный работник бухгалтерии кредитной организации проверяет правильность оформления и полноту представления документов и передает их в юридический отдел для проверки законности и достоверности представленных документов.
     Счет  открывается при наличии на заявлении  клиента разрешительной надписи Председателя Правления или его заместителя и главного бухгалтера кредитной организации. За открытие и ведение счета кредитная организация может взимать определенную плату. Документы по оформлению счета хранятся в юридическом отделе, в сейфе в порядке возрастания номеров. Карточки с образцами подписей и оттиска печати хранятся в специальной картотеке у операциониста. Клиенту кредитной организации сообщается номер счета и операциониста, с которым будет работать клиент. Номера счетов включают в себя: двадцать знаков счетов второго порядка; три знака кода валюты; два знака отраслевой принадлежности; один знак код; четыре знака номера отдельного лицевого расчетного или текущего счета и т.д.
      Записи  по открытым в банке счетам (или  отражение операций в электронной памяти машины) представляют собой отражение денежных оборотов хозяйствующего субъекта.
      Банк  может использовать имеющиеся на счете клиента денежные средства, гарантируя их наличие при предъявлении требований к счету.   
      Банк гарантирует тайну счетов клиента. Предоставление банком сведений о состоянии счетов и об операциях по ним без согласия клиента не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
     Договор банковского счета прекращается по заявлению клиента и по другим основаниям, предусмотренным законодательством. Отсутствие операций по банковскому счету не влечет прекращения договора. 
   Закрытие счетов в банке возможно:

-   по заявлению владельца счета;
-  при  изменении характера деятельности, связанной с утратой хотя бы одного из признаков, предусмотренных в Уставе юридических лиц, и т.д.;
- по  решению органа, создавшего предприятие,  объединение, организацию или  учреждение;
- при  ликвидации записей по счету,  за исключением учреждений, состоящих  на бюджете, счета которых в этих случаях не закрываются.
     Кредитная организация обязана за 10 дней письменно  предупредить владельца о закрытии его счета.     
    При изменении наименования, не вызванном реорганизацией, а также при изменении подчиненности в кредитную организацию представляются заявление владельца счета, уведомляющее об изменениях, и копия решения соответствующего органа. При изменении характера деятельности владельца счета представляется копия нового Устава (положения), нотариально заверенного. Указанные документы должны быть представлены в течение месяца со дня переименования или изменения подчиненности. При изменении наименования и подчиненности владелец счета представляет новую карточку с образцами подписей и оттиска печати, нотариально заверенную. 
    При ликвидации юридического лица представляются решение и предписание арбитражного суда о ликвидации юридического лица с указанием в нем срока действия и заверенная карточка с образцами подписей и оттиска печати ликвидационной комиссии, а в случае отсутствия такой печати — с оттиском печати той организации, которая создала ликвидационную комиссию.
 

     2.2.2  Документооборот  при проведении  безналичных расчетов 

     Безналичные расчеты осуществляются в различных  формах, каждая из которых имеет  специфические особенности в характере и движении расчетных документов. Формы расчетов между плательщиком и получателем определяются ими самими в хозяйственных договорах. В практике хозяйствования  наибольшее распространение получили две формы безналичных расчетов. Это платежи платежными поручениями и платежными требованиями. Расчеты платежными поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. К срочным относятся платежи сразу после отгрузки, т.е. путем прямого акцепта товара, а также частичные платежи при крупных сделках.
     Досрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без  ущерба для финансового положения  сторон.
      Документооборот проходит в следующей последовательности:
– отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ (1);
– предъявление в банк платежного поручения на перечисление средств поставщику (2);
– выписка  с расчетного счета о списании суммы со счета плательщика(3); - направление  платежного поручения из банка плательщика  в банк получателя (4); 
– выписка  с расчетного счета поставщика о зачислении суммы (5). (Рис.1) 
     
                                                          
                                                                             1
               5                                                                                                    3                                        2
          
                                                                             4
Рисунок 1 – Схема документооборота при  расчетах организации платежными
                     поручениями. 

   Преимущество   расчетов платежными поручениями заключается в том, что они обеспечивают относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, максимальное сближение моментов получения покупателями товаров и совершения платежа, возможность для плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров или услуг.
     В общем безналичном расчете эта  форма расчетов составляет свыше 80%.
     Расчеты платежными требованиями , так же как  и платежные поручения не требуют  больших затрат на их проведение, однако скорость расчетов по ним несколько ниже.
     Документооборот при этом имеет следующую схему (Рис.2):
 –  отгрузка продукции, оказание  услуг, выполнение работ (1);
 –  выписка комплекта платежных  требований и пересылка его  вместе с отгрузочными документами в банк плательщика(2);
 –  передача банком – плательщиком  полученных документов для акцепта  покупателя (3);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.