На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Малый бизнес в Марий-эл

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
    Оглавление 

 

     Список основных терминов

    Предпринимательство – это рациональная комбинация факторов производства в данной точке рыночного пространства.
    Малый бизнес (или малое предпринимательство) — это сектор экономики, включающий в себя индивидуальное предпринимательство и небольшие частные предприятия.
    Субъекты  малого предпринимательства - коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов
    Государственная поддержка малого предпринимательства включает в себя финансовую, имущественную, информационную поддержку субъектов малого предпринимательства, поддержку их внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества, создание механизма участия субъектов малого предпринимательства в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд, создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональных и местных уровнях, развитие трудовых ресурсов в сфере малого предпринимательства, в том числе создание и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого предпринимательства, начинающих предпринимателей, а также государственных и муниципальных служащих, отвечающих за поддержку, развитие и регулирование деятельности малого предпринимательства
    Программы развития субъектов  малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию указанных мероприятий.
 

     Введение

 
    Малое и среднее предпринимательство  обладает стабилизирующим фактором для экономики - это гибкость и  приспособляемость к конъюнктуре  рынка, способность быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки.
    Развитие  малого и среднего предпринимательства  способствует решению не только социальных проблем, но и служит основой для  экономического развития как Российской Федерации, так и Республики Марий Эл.
    Особую  роль малого и среднего предпринимательства  в современных условиях определяют следующие факторы:
    малое и среднее предпринимательство создает конкуренцию на рынках товаров и услуг, заполняет рыночные ниши, не занятые крупным бизнесом;
    малое и среднее предпринимательство имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствуя снижению уровня безработицы и социальной напряженности;
    становление и развитие малого и среднего предпринимательства изменяет общественную психологию и жизненные ориентиры населения, предприниматели образуют основу среднего класса, выступающего гарантом политической и социальной стабильности государства;
    развитие малого и среднего предпринимательства способствует росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней [2].
     Малое предпринимательство в России –  результат экономических реформ, начавшихся в  1990 году, что легло в основу зарождения в стране частного сектора. Этому способствовали:
    определение целей и задач государственной политики в области малого предпринимательства;
    формирование системы его поддержки;
    принятие Закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
     В целом малое предпринимательство  проходит путь трансформации: от «дикого», теневого и абсолютным преобладанием торгово-посреднической деятельности, к цивилизованному, профессиональному, законопослушному и востребованному социально-экономическим развитием региона (муниципального образования, населением, клиентами, потребителями) [7].
 

     1. Анализ состояния предпринимательства в Республике Марий Эл

 
    Согласно  нормам Федерального закона к субъектам  малого предпринимательства относятся  внесенные в единый государственный  реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям [18]:
    для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
    средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия – до 15 человек;
    выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.
    Постановлением  Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:
      для микропредприятий – 60 млн. рублей;
      для малых предприятий – 400 млн. рублей.
    С 1 января 2010 года также вступает в  силу часть 2 статьи 4 Федерального закона, определяющая, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
    Изменения коснулись и порядка ведения  статистических наблюдений за деятельностью малых предприятий: в соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 79), статистические данные в сфере малого предпринимательства формируются без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью микропредприятий проводятся один раз в год.
    В настоящий момент Федеральной службой  государственной статистики осуществляется переход к новой системе статистического учета субъектов малого предпринимательства. В связи с этим не учитываются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, микропредприятия и средние предприятия [15].
    Для оценки текущей ситуации используются следующие показатели:
    прирост/сокращение количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения за период с 1 апреля 2008 г. по 1 апреля 2009 г.;
    увеличение/сокращение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях за период января-марта 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г.;
    рост/спад объема оборота малых предприятий в январе-марте 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г.;
    рост/спад инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в январе-марте 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г..
    Одной из приоритетных задач деятельности Правительства Республики Марий  Эл является развитие предпринимательства  как рыночного института, обеспечивающего  решение экономических и социальных задач, в том числе формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
    Содействие  субъектам малого предпринимательства  в вопросах по ведению предпринимательской деятельности, улучшению основных финансово-экономических показателей, а также проведение мониторинга малого предпринимательства позволило достичь следующих результатов [12]. 
 
 
 

Таблица 1
Основные  показатели развития малого предпринимательства в Республике Марий Эл за 2008-2009 годы 

Показатели Ед. изм. Факт Оценка
2007 г. 2008 г. в % к 2007 г. 9 месяцев 2009 г. 2009 г. в % к 2008 г.
1 2 3 4 5 6 7 8
Количество  предприятий – всего по состоянию на конец года ед. 4072 4098 100,6 4341 4400 107,4
в т.ч. по отраслям экономики:            
 промышленность 700 737 105,3 864 880 119,4
 строительство   385 392 101,8 435 440 112,2
 торговля  и общепит 2113 2055 97,3 2116 2150 104,6
Среднесписочная численность работников – всего: тыс. чел. 18,6 17,6 94,6 24,3 24,6 139,9
в т.ч. по отраслям экономики:            
 промышленность 7,6 6,2 81,6 7,4 7,5 121,6
 строительство 2,5 3,5 140,0 4,5 4,6 130,0
 торговля  и общепит 5,9 5,1 86,4 7,8 7,9 155,4
Выпуск  товаров и услуг по всем видам деятельности - всего: млн. руб. 1532,6 1681,0 109,7 1909,9 1930 114,8
в т.ч. по отраслям экономики:            
 промышленность 767,5 858,7 111,9 701,0 870 101,3
 строительство 216,6 252,4 116,5 285,5 289 114,4
 торговля  и общепит 406,6 360,3 88,6 544,5 550 152,7
Сальдо  финансового результата (прибыль  минус убыток) - всего: млн. руб. 189,7 177,8 93,7 401,6 407 101
в т.ч. по отраслям экономики:            
 промышленность 17,6 31,9 181,3 67,0 68 102
 строительство 14,8 14,4 97,3 47,0 48 101
 торговля  и общепит 137,6 118,7 86,3 201,9 205 102
Продолжение таблицы 1 

Инвестиции  в основной капитал - всего: млн. руб. 93,2 102,2 109,7 109,7 126 123,3
в т.ч. по отраслям экономики:            
 промышленность 40,6 38,1 93,8 24,3 35 91,9
 строительство 39,1 39,6 101,3 44,1 46 116,2
 торговля  и общепит 9,5 9,7 102,1 24,1 28 288,7
Общее поступление единого налога на вмененный доход млн. руб. 58,8 115,6 195,6   116,1 100,5
 
 

      Рисунок 1. Структура малых предприятий  РМЭ по видам деятельности. 

      Динамика развития малого предпринимательства в Республике Марий Эл за 2008 – 2009 г. характеризуется как устойчивая и отражается следующими показателями: количество малых предприятий составляет 4341, средняя численность работающих во всех отраслях малого бизнеса 29,7 тыс. человек, выпуск товаров и услуг увеличился на 28,2 % и составил 1909,9 млн. руб., объем инвестиций в основной капитал увеличился на 9,2%.
      Такие изменения показателей, характеризующих  сектор малого предпринимательства, подтверждают тенденцию к снижению деловой активности малых предприятий в 2009 г. [6]. 

    Таблица 2.
    Количество  малого предпринимательства на 100 тыс. жителей на 1 апреля 2008 г. и 1 апреля 2009 г. в Республике Марий Эл. 

  На 1 апреля   2008 г., ед. На 1 апреля 2009 г., ед. Прирост/сокращение за период 1.04.2008-1.04.2009, ед.
Показатель 142,2 142,8 100,4
 
 

Рисунок 2. Количество малого предпринимательства на 100 тыс. жителей на 1 апреля 2008 г. и 1 апреля 2009 г. в Республике Марий Эл 

    Эти данные указывают на необходимость развития малых предприятий.  Потенциал для этого имеется, т.к. индивидуальные предприниматели, набирая опыт и необходимые средства, будут переводить свой бизнес в малые предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 3
Среднесписочная численность занятых на малого предпринимательства (без учета совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в январе-марте 2009 г.
  Среднесписочная численность работников в январе-марте 2009 г., тыс. человек Доля занятых  на МП в общей среднесписочной численности занятых в январе-марте 2009 г., % Январь-март 2009 г. в % к январю-марту 2008 г. Изменение доли занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых в январе-марте 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г., п.п.
Показатель 29,7 14,1 94,9 -0,6
 
    Число зарегистрированных малых предприятий  в 2009 г. по сравнению с 2008 г. немного увеличилось: рост показателя составил 0,4%. 
    В то же время произошло сокращение среднесписочной численности занятых  на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) на 0,6%.
    

    Рисунок 3. Среднемесячная заработная плата  на малых предприятиях 

    По  темпам роста средней заработной платы работающих в малом бизнесе  по Приволжскому федеральному округу Республика Марий Эл находится на 2 месте, обогнав Саратовскую область, Чувашскую и Удмуртскую республики. Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях за 2009 год составила 8 051 рубль и увеличилась по сравнению с 2007 годом в 2,1 раза.
    Сегодня в структуре экономики наблюдается устойчивое увеличение доли малых предприятий в общем объеме производства. Малые предприятия, характеризующиеся более низкой потребностью в стартовом капитале, высокой степенью ликвидности, способностью в быстрой переориентации своей деятельности в условиях глобальной дифференциации рынков, легче идут на коммерческий риск. Узкая специализация позволяет малым предприятиям достичь высокой производительности и качества даже в условиях мелкосерийного и единичного производства [1].   

Таблица 4
Оборот  малого предпринимательства в январе-марте 2009 г. 

  Объем оборота  МП в январе-марте 2009 г., млн. рублей В % к январю-марту 2008 г. с учетом ИПЦ Объем оборота  МП на душу населения с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности в январе-марте 2009 г. в % от среднего по РФ
Показатель 5 261,4 88,5 71,8
 
    Существенное  влияние на объемы выпуска промышленной продукции оказывают субъекты малого и среднего предпринимательства. Основные виды выпускаемой продукции малыми предприятиями республики: металлопластиковые окна и двери, технологическая оснастка для машиностроения, неармированные бетонные изделия, мелкие стеновые блоки, пиломатериалы, мебель и продукция деревообработки, полимерная тара, полиграфическая продукция, минеральная и питьевая вода, хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, мясные полуфабрикаты и другое.
    В январе-марте 2009 г. объем оборот МП сократился на 22 % относительно аналогичного периода предыдущего года.
    По  обороту малых предприятий на душу населения Республика Марий  Эл занимает 9 место, обогнав республики Мордовия, Чувашия, Удмуртия, а также  Оренбургскую и Саратовскую области [8].
Таблица 5
Инвестиции  в основной капитал на малое предпринимательство в январе-марте 2009 г. 

  Инвестиции  в основной капитал на МП в январе-марте 2009 г., млн. рублей В % к январю-марту 2008 г. с учетом ИПЦ Объем инвестиций в основной капитал на МП в расчете на душу населения с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности в январе-марте 2009 г.
в % от среднего по РФ
Показатель 106,9 53,1 64,6
 
    За 2008 год малыми предприятиями республики на развитие экономики и социальной сферы будет направлено 1,72 млрд. рублей инвестиций, что выше уровня 2007 года на 101,2%. В январе-марте 2009 г. объем инвестиций в основной капитал на МП сократился на 24 % относительно аналогичного периода предыдущего года.
    
    Рисунок 4. Инвестиции малых предприятий Республики Марий Эл
    По  сумме инвестиций в основной капитал  на душу населения Республика Марий  Эл занимала 5 место и опережала  республики Башкортостан, Мордовия и  Ульяновскую область.
    Налоговые поступления в консолидированный  бюджет республики от субъектов малого бизнеса, уплачивающих налоги со специальными налоговыми режимами и налог на игорный бизнес за 2008 год составят 629,7 млн. рублей, с ростом к 2007 году на 37,5%. Удельный вес данных налогов в общем объеме поступивших налогов и сборов в консолидированный бюджет республики составит 7,7% (в 2007 году - 6,8 %).
Таблица 6
Показатели  финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий 

Показатели По Республике Марий Эл
Рентабельность  продукции, % 9,3
Производительность  труда, тыс. руб./чел. 47,1
Инвестиционная  активность, тыс. руб./чел. 2,6
 
Таблица 7
Показатели  по крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предприятиям (без образования юридического лица) 

Показатели По  Республике Марий  Эл
2008 2009
Число крестьянских (фермерских) хозяйств ед. 1613 1660
Число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, чел.** 19529 21153
**по  данным городских, районных государственных  налоговых инспекций
 

Рисунок 5. Показатели по крестьянским (фермерским) хозяйствам

Рисунок 6. Показатели по индивидуальным предприятиям. 

    Экономический эффект от деятельности малого бизнеса  оценивается с точки  зрения  его  вклада в доходную часть бюджета,  повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг,  уровня диверсификации   деятельности  субъектов  малого  предпринимательства, роста торгового баланса с регионами Российской Федерации и зарубежными  странами, а также вклада в реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса. Например, налоговые поступления в  бюджет городского округа «Город Йошкар-Ола» от субъектов малого бизнеса, применяющих упрощенную и вмененную системы налогообложения за 1 полугодие 2008 года составили 68,1 млн. руб., с ростом к аналогичному периоду 2007 года на 259 тыс. рублей. Удельный вес этих налогов в общем объеме поступивших налогов и сборов в  бюджет городского округа «Город Йошкар-Ола» составил 10,9% [9].
    По  данным за январь – август 2009г. организациями  республики (без организаций, занимающихся сельскохозяйственным производством, субъектов малого предпринимательства, бюджетных организаций, банков, страховых и организаций с численностью до 15 человек) получена прибыль на сумму 1339,9 млн. рублей. Темп роста по сопоставимому кругу составил 40,7%. Удельный вес прибыльных организаций составил 67,5%,сумма прибыли - 2251,4 млн. рублей.
    Кредиторская  задолженность на конец августа 2009г. составила 15,1 млрд. рублей, из нее просроченная – 3,4 млрд. рублей, или 22,7% от общей суммы кредиторской задолженности.
    Дебиторская задолженность на конец августа 2009г. составила 16,1 млрд. рублей, из нее  просроченная – 2,7 млрд. рублей, или 17,1% от общей суммы дебиторской задолженности.
 Таблица 8
Удельный  вес просроченной задолженности
  Удельный  вес просроченной задолженности  в общей: Удельный  вес убыточных организаций
дебиторской задолженности кредиторской  задолженности
Всего 17,1 22,7 32,5
из  них по видам экономической деятельности:      
Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство 6,5 11,9 -
Обрабатывающие  производства 4,1 18,9 35,8
Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 55,1 54,4 23,1
Строительство 8,5 7,5 34,0
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 6,6 2,1 16,7
 
Продолжение таблицы 8
Гостиницы и рестораны - - -
Транспорт и связь 4,9 8,9 50,0
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и представление услуг, из них: 5,9 5,9 37,5
управление  эксплуатацией жилого фонда 6,9 10,8 36,4
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование - 24,4 100,0
Образование 4,0 - 33,3
Предоставление  прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 29,9 31,0 45,8
 
    Общая оценка системы поддержки малого предпринимательства характеризуется  данными, представленными в таблице 9.
Таблица 9
Система поддержки малого предпринимательства 

Подразделения СПМП Республика  Марий Эл Должно быть сформировано в каждом субъекте РФ
Министерство (представительство) антимонопольной политики 1 1
Министерство (отдел)  поддержки МП 1 1
Министерство (департамент) ФГСЗН 1 1
Продолжение таблицы 9
Фонд  поддержки МП 1 1
Лизинговые  компании МП 0 1/5
Торгово-промышленная палата 1 1/3-10
Банки МП 0 3-6
Страховые компании 0 3-6
Учебные центры МП 1 4-15
Консалтинговые  фирмы и центры 0 15-40
Общественные  организации предпринимателей  
+
 
Обозначение: 1/3-10 - отделения СПМП; в числителе – в столице республики; в знаменателе – в муниципальных образованиях. 
 
     Приведенные данные в таблице 9 показывают, что с учетом количественных и качественных оценок указанных подразделений (начат процесс становления деятельности и постепенное повышение  профессионализма их кадров), система поддержки малого предпринимательства находится в периоде своего становления и может оцениваться только 30% сформированности [6].
     Приведенные данные показывают, что 
    развитие малого предпринимательства в них прошло «период становления»  и может оцениваться только как 30% от стратегических ориентиров;
    предстоит большая работа по дальнейшему развитию малого предпринимательства в стадиях его «развития» (2009-2015 гг.) и «стабильного функционирования» (2015- последующий период);
    выявляется необходимость в повышении профессионализма кадров малого предпринимательства на всех уровнях:
      управленческом
      системы поддержки малого предпринимательства
      предпринимательских общественных структур
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.