На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Позаказный метод учёта затрат и калькулирование себестоимости продукции на заказ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Российской Федерации
Марийский государственный университет
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра открытого образования 
 
 
 
 

К У Р С О В  А Я   Р А  Б О Т А  

    на  тему: «Позаказный метод учёта затрат и калькулирование себестоимости продукции на заказ» 
     
     

                   Выполнила:
                   студентка группы ИБ-22
                   Н.М.Мартынова 

                   Проверила:
                   канд.экон.наук, доцент
                   _________О.Н.Пронникова 
                 
                 
                 
                 
                 

Йошкар-Ола, 2011
Содержание 

Введение            3
1.Теоретические  основы учета затрат на производство      5
1.1 Сущность и экономическое значение затрат на производство    5
1.2 Нормативно-правовое  регулирование  бухгалтерского  учета расходов на предприятии 7
1.3 Виды и классификация затрат на производство                          9
1.4 Методы учета  затрат на производстве                 12 

2. Позаказный метод учёта затрат и калькулирование себестоимости продукции               13    
    2.1 Особенности применения позаказного метода учета затрат и калькулирования   себестоимости продукции                                                                                            13
2.2 Организация учета затрат при позаказном метода учета затрат            17 

3. Подготовка информации к принятию управленческих решений                      23
3.1. Формирование базы для калькулирования себестоимости единицы продукции          23
3.2. Учет и калькулирование продукции по системе «Директ-костинг»                               27
3.3. Правила составления гибкого бюджета               30 

Заключение                     34  
Список использованной литературы                                                                                          36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
    Система управленческого учета, на современном  этапе, широко распространена во многих сферам деятельности: в производстве, торговле, сервисном обслуживании, ориентированном на получение прибыли, а также в государственных учреждениях и других неприбыльных организациях, поэтому вопрос о калькулирование себестоимости в системе отнесения затрат на заказ является особенно актуальным.
    Принятие  какой-либо системы будет означать, что именно она отражает отношение  руководства к управлению и контролю запасов и расходов, установлению цен и планированию ассортиментной политики, прибыли.
    На  выбор системы управленческого  учета оказывают влияние разные факторы:
    - Экономические – состояние и  специфика отрасли, условия деятельности  самой организации, рыночная конъюнктура.  Ценообразование и налогообложение,  инвестиционный климат.
    - Организационные – структура  предприятия, распределение ответственности, уровень исполнительской дисциплины, профессионализм работников и их умение быстро адаптироваться к новым условиям.
    - Юридические – состояние правовой  базы финансовой, коммерческой и  трудовой деятельности.
    - Социальные – мотивация труда,  психологический климат в коллективе, ценностные установки.
    Одним из приоритетных критериев выбора той  или иной системы управленческого  учета являются те выгоды, которые  она принесет в управление. Цель создания должна оправдывать вложенные  средства.
    Преимущества создания эффективных систем управленческого учета обычно состоят в росте конкурентоспособности за счет более низких затрат. Информация о себестоимости в таких системах более реалистична и прозрачна. Появляется возможность гибкого ценообразования, формирования предпосылок и основы составления бюджетов, а также оценки деятельности руководителей подразделений. Управленческие решения становятся более взвешенными, продуктивными.
    Цель  курсовой работы – теоретическое  всесторонние рассмотрение вопроса  о калькулировании себестоимости в системе отнесения затрат на заказ и практическое выполнение задач по теме бухгалтерского управленческого учета.
    Для выполнения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
    - рассмотреть методы учета затрат  и калькулирования себестоимости;
    - определить объект калькулирования;
    - рассмотреть показанный метод  учета затрат и калькуляции  себестоимости продукции;
    - решить практические задачи по  бухгалтерскому управленческому  учету.
    Объектом  исследования служит бухгалтерский  управленческий учет, предметом – показанная система учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
    Курсовая  работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка используемой литературы. Первая глава – теоретические основы учета затрат на производство. В ней рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся учета затрат. Вторая глава - позаказный метод учёта затрат и калькулирование себестоимости продукции. В ней рассмотрен метод учета затрат на заказ и объект калькулирования. Третья глава – практическая часть работы, состоящая из практического выполнения задачи по теме бухгалтерского управленческого учета. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Теоретические  основы учета затрат  на производство
     1.1 Сущность и экономическое  значение затрат  на производство
      Предприятие в условиях  рыночных  отношений становится  юридически  и экономически  обособленным  и  независимым.  Это  объективно   обуславливает усложнения их ориентации в системе экономических  связей  и,  следовательно, возрастания значительности функций управления предприятием.
            Предприятие в  целом  должно  работать  рентабельно.  Это   зависит  от уровня затрат. Предприятие в процессе своей  деятельности  совершает  материальные  и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов  и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное  развитие своего коллектива и др.
            Наибольший удельный вес во  всех расходах предприятий занимают  затраты на производство продукции. Совокупность производственных затрат  показывает, во  что  обходится  предприятию  изготовление  выпускаемой  продукции,  т.е. составляет производственную себестоимость продукции. Предприятия  производят также  затраты  по   реализации   (сбыту)   продукции,   т.е.   осуществляют воспроизводственные,   или   коммерческие   расходы   (на   транспортировку, упаковку, хранение, рекламу и др.).
             Производственная  себестоимость   и  коммерческие  расходы   составляют полную, или коммерческую себестоимость продукции. Ее реальное определение  на предприятии необходимо для:
           - маркетинговых исследований и  принятия на их основе решений  о  начале       производства  нового изделия с наименьшими  затратами;
           - определения степени влияния  отдельных статей затрат на  себестоимость       продукции  (работ, услуг);
           - ценообразования;
           -   правильного   определения   финансовых   результатов   работы,   а       соответственно  и налогообложение и прибыли.
          Себестоимость продукции (работ,  услуг) представляет собой выраженную  в денежной  форме  совокупность  потребленных  в   процессе   производства   и реализации природных  и  топливно-энергетических  ресурсов,  материалов  и покупных  полуфабрикатов,  а  также  затрат  на  оплату  труда,  амортизацию основных средств и др. расходов.
          Закон рыночной экономики требует постоянного контроля за  формированием себестоимости создаваемой продукции и представляемых услуг. На  предприятиях появляется жизненная  необходимость  в  исчислении  достоверного  показателя себестоимости  с  точки  зрения   его    экономической   сущности,   которая определяется рядом экономических принципов:
           1. Связь с осуществлением предпринимательской  деятельности предприятия.     Сущность данного принципа  заключается в том,  что в себестоимость продукции  включается  издержки,  связанные с процессом   производства   и реализации.
           2. Разделение текущих и капитальных  затрат. К текущим относятся расходы  производственных  ресурсов,  которые,  как правило, потребляются в одном хозяйственном цикле. К капитальным   относятся расходы  на  внеоборотные   активы,   используемые   в   нескольких   циклах производства, стоимость которых включается в  текущие  издержки  посредством начисления амортизации.
           3. Допущение временной определенности  фактов хозяйственной деятельности-          принцип начисления. Согласно данному принципу факты хозяйственной деятельности  предприятия относятся к тому отчетному периоду, в котором они  имели  место,  независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств,  связанных с этими фактами.
           4. Допущение имущественной обособленности  предприятия. В соответствии с этим принципом имущество и обязательства  предприятия существуют обособленно  от  имущества  и  обязательств  собственников  этого предприятия.
             Четыре  приведенных  принципа  являются  исчерпывающими  при  решении вопроса о включении  в  себестоимость  тех  или  иных  расходов.  Достоверно исчисленный показатель себестоимости обеспечивает правильность  формирования основного  финансового  результата  деятельности  предприятия-  прибыли   от реализации  продукции.  Прибыль   в  условиях  рыночной  экономики  является основной целью деятельности предприятий, поэтому  по  мере  возникновения  и развития в экономике страны конкуренции, демонополизации, свободной  системы ценообразования будет возрастать роль себестоимости как важнейшего  фактора, влияющего на рост массы прибыли.
     1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расходов на предприятии
     Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. В зависимости от назначения и статуса нормативные документы регулирующие движение денежных средств целесообразно представить в виде следующей системы:
     1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации. К ним относятся:
    Гражданский кодекс РФ;
    Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2004).
      2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов РФ.
     К ним относятся:
    Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н. Регулирует общие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, составления первичных документов, организации документооборота;
    Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.
     3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств.
     План  счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н;
    Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
    Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания;
    4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем.
    Затраты на производство продукции в бухгалтерском учете собираются на счетах:
20 «Основное производство» (данный счет предназначен для обобщения информации о затратах основного производства);
23 «Вспомогательные производства» (данный счет предназначен для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными для основного производства);
25 «Общепроизводственные расходы» (расходы по обслуживанию основного и вспомогательного производств – по содержанию машин и оборудования, амортизационные отчисления на полно восстановление и затраты на ремонт основных средств производственного назначения, расходы на отопление, освещение и содержание производственных помещений, расходы по страхованию производственного имущества, оплата труда производственного персонала и др.);
26 «Общехозяйственные расходы» (данный счет предназначен для обобщения информации об управленческих и хозяйственных расходах, не связанных непосредственно с производственным процессом – административно-управленческие расходы, содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом, арендная плата за помещение общехозяйственного назначения, расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг и другие);
28 «Брак в производстве» (собираются затраты по выявленному внутреннему и внешнему браку - стоимость неисправимого, т.е. окончательного брака, , расходы по исправлению и тому подобное);
29 «Обслуживающие производства и хозяйства»: производства и хозяйства, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, явившихся целью создания данного предприятия. На данном счете могут быть отражены затраты, состоящие на балансе предприятия: жилищно-коммунального хозяйства, столовых и буфетов, детских дошкольных учреждений, домов отдыха, санаториев и другие);
44 «Расходы на продажу» - затраты торговых предприятий;
46 «Выполненные  этапы по незавершенным работам» (данный счет целесообразно использовать  в организациях, осуществляющих  работы долгосрочного характера  (строительных, проектных и др.), в которых расчеты осуществляются не в целом за законченные и сданные работы, а по отдельным этапам работ);
97 «Расходы  будущих периодов» (затраты, произведенные  в отчетном периоде, но относящиеся  к будущим отчетным периодам  – расходы на подготовку и освоение производства, расходы по ремонту основных средств в сезонных отраслях промышленности (когда не создается ремонтный фонд) и другие.
По дебету указанных счетов учитываются расходы, а по кредиту – их списание. По окончании месяца учтенные на собирательно-распределительных счетах (25, 26, 28, 97) затраты списываются на счета основного и вспомогательного производства. 

     1.3 Виды и классификация  затрат на производство
      В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н (ПБУ 10/99), расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
      В п.8 ПБУ 10/99 определено, что при формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
        материальные затраты;
        затраты на оплату труда;
        отчисления на социальные нужды;
        амортизация;
      прочие  затраты.
      Такая группировка затрат по экономическим  элементам затрат (под элементом  затрат понимают экономически однородные затраты) позволяет определять и анализировать структуру текущих затрат на производство. Для проведения такого рода анализа необходимо рассчитывать удельный вес того или иного элемента в общей сумме затрат.
      Одним из основных элементов затрат предприятий  являются материальные затраты, которые отражают стоимость:
      приобретаемых со стороны сырья и материалов, используемых на производственные и  хозяйственные нужды, а также  комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем монтажу  или дополнительной обработке в  данной организации;
      работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями  или производствами и хозяйствами  организации, не относящимися к основному  виду деятельности;
      топлива всех видов, приобретаемого со стороны  и расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий, транспортные работы по обслуживанию производства, выполняемые транспортом организации;
      покупной  энергии всех видов, расходуемой  на технологические и другие производственные и хозяйственные нужды;
      Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции, утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса и в силу этого используемые с повышенными затратами (пониженным выходом продукции) или вовсе не используемые по прямому назначению.
      Затраты на оплату труда. В затраты на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной или натуральной формах: стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также затраты, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) или коллективными договорами.
      К затратам на оплату труда относят, в  частности: 
      - суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда;
      - начисления стимулирующего характера,  в том числе премии за производственные  результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные показатели и другие начисления и выплаты.
      Отчисления  на социальные нужды. По статье "Отчисления на социальные нужды" отражают обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, Пенсионного фонда, фондов медицинского страхования от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу "Затраты на оплату труда" (кроме тех видов оплаты, на которые страховые взносы не начисляются).
      Амортизация внеоборотных активов. По данной статье отражают сумму амортизационных отчислений по основным средствам, материальным ценностям, предоставляемым организацией за плату во временное пользование (доходным вложениям в материальные ценности) и нематериальным активам.
      Прочие  затраты. По данной статье отражают налоги, сборы, платежи, отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, платежи за выбросы (сборы) загрязняющих веществ, затраты на оплату процентов по полученным кредитам, на командировки, подъемные, за подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, вычислительных центров, банков, плату за аренду в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов (или их отдельных частей), отчисления в ремонтный фонд, а также другие затраты, входящие в состав себестоимости продукции (работ, услуг), но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат. 

     1.4 Методы учета затрат  на производстве
     Одним из основных показателей работы организации  является себестоимость продукции. Себестоимость продукции является качественным показателем, в котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы. Исчисление этого показателя используются утвержденные методы учета затрат.
     В промышленных организациях применяют  в основном нормативный, позаказный, попередельный и простой(котловой) методы учета, характеристика которых рассмотрена ниже.
      Котловой  или простой метод может применяться при производстве однородной продукции или ограниченного числа видов продукции при отсутствии незавершенного производства. При использовании этого метода все затраты учитываются на счете 20 «Основное производство» без распределения по видам продукции. Себестоимость единицы продукции определяется путем деления всей суммы затрат, произведенных за отчетный период, на количество выпущенной за этот период продукции.
      При применении позаказного метода учет затрат на производство ведется в разрезе отдельных заказов на изготовление изделия, партии изделий. К счету 20 «Основное производство» открываются субсчета для каждого отдельного заказа, на которых учитываются расходы, осуществленные при выполнении этих заказов. Себестоимость единицы продукции определяется делением суммы затрат на производство заказа на количество изделий, изготовленных в рамках этого заказа. В пищевой промышленности применение позаказного метода возможно в кондитерском производстве, при изготовлении изделий по индивидуальным заказам.
      Если  технологический процесс изготовления продукции состоит из нескольких последовательных стадий обработки  сырья и полуфабрикатов, изготовленных  в процессе обработки, то удобно применять попередельный метод. Каждая стадия технологического процесса, в результате которой выпускаются полуфабрикаты или готовая продукция, называется переделом. Суть попередельного метода состоит в том, что объектом учета затрат является передел, внутри которого учет ведется по статьям калькуляции и видам изготавливаемой продукции. Отметим, что в пищевой промышленности, как правило, используется попередельный метод учета затрат.
      При использовании попередельного метода возможны два варианта: полуфабрикатный и бесполуфабрикатный.
      Если  организация использует бесполуфабрикатный вариант, то себестоимость полуфабрикатов, передаваемых из одного передела в  другой, не рассчитывается. Учет прямых затрат ведется по каждому переделу, причем стоимость исходного сырья и материалов учитывается только в затратах первого передела. Себестоимость готовой продукции определяется суммированием затрат всех переделов.
      Если  в рамках попередельного метода применяется  полуфабрикатный способ учета, то рассчитывается себестоимость продукции каждого передела. В этом случае себестоимость полуфабрикатов каждого последующего передела складывается из затрат этого этапа обработки и себестоимости полуфабрикатов, рассчитанной на предыдущем этапе. Таким образом, одни и те же затраты несколько раз учитываются при расчете себестоимости полуфабрикатов на последующих стадиях. В пищевой промышленности попередельный полуфабрикатный метод учета затрат используется, например, при производстве пива, где полуфабрикатом собственного производства может выступать солод. Пивоваренные заводы используют этот продукт, как для собственного производства, так и для реализации на сторону. Кроме того, примером полуфабрикатного производства может выступать хлебопекарное производство, одновременно производящее и реализующее и полуфабрикаты (тесто) и готовые изделия, мясоперерабатывающая промышленность и другие.
      Используемый  организацией метод  учета затрат закрепляется в учетной политике организации. 

2. Позаказный метод учёта затрат и калькулирование себестоимости продукции 
2.1. Особенности применения позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
    Позаказный  метод учета затрат и калькулирования  себестоимости (job order cost accounting system) — метод, используемый на предприятиях, производящих единичные, уникальные или выполняемые по специальному заказу изделия. Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на предприятиях применяют на ремонтных работах и на некоторых других производствах. При данном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ. Под заказом понимают изделие, мелкие серии одинаковых изделий или ремонтные монтажные и экспериментальные работы. При изготовлении крупных изделий с длительным процессом производства заказы выдают не на изделие в целом, а на его агрегаты, узлы, представляющие законченные конструкции. До момента выполнения заказа все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством. Для учета затрат на каждый заказ открывают отдельный аналитический счет с указанием шифра заказа.
    Позаказный  учет производственных затрат аккумулирует затраты по отдельным работам, подрядам и заказам, используется при изготовлении уникальных либо выполняемых по специальному заказу изделий. Такой метод калькуляции применяется тогда, когда продукция производится отдельными партиями или сериями или, когда она изготовляется в соответствии с техническими условиями заказчиками. В промышленности он применяется, как правило, на предприятиях с единичным типом организации производства. Такие предприятия организуются для изготовления изделий ограниченного потребления. Наиболее типичны заводы тяжелого машиностроения, создающие блюминги, прокатные станы, экскаваторы больших мощностей, а так же военно-промышленного комплекса, где преобладают механические процессы обработки и производится неповторяющаяся или редко повторяющаяся продукция.
    Важнейшими  отличительными особенностями единичного типа производства являются:
    - Большое разнообразие изготавливаемой продукции, значительная часть которой не повторяется и выпускается в небольших количествах по отдельным заказам;
    - Технологическая специализация  рабочих мест и невозможность  постоянного закрепления определенных  операций и деталей за рабочими местами;
    - Применение универсального оборудования  и приспособлений;
    - Большой удельный вес ручных  сборочных и доводочных операций;
    - Преобладание среди рабочих универсалов  высокой квалификации.
    Кроме того, позаказный метод учета себестоимости  применяется:
    - в производствах выпускающих  опытные образцы продукции;
    - во вспомогательных производствах  – при изготовлении специальных  инструментов, проведении ремонтных  работ;
    - на мелкосерийных промышленных  предприятиях - для выпуска продукции,  требующейся потребителю в незначительных количествах;
    - на предприятии с физико-химическими  процессами - при выпуске отдельных  видов продукции; в строительстве;
    - научно-исследовательских институтах; учреждениях здравоохранения; в  сфере услуг – при изготовлении  индивидуальных заказов.
    Сущность  данного метода заключается в  том, что все прямые затраты учитываются  в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам, остальные затраты учитываются  по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствие с установленной базой распределения.
    Остальные затраты учитываются по местам возникновения  расходов, по их назначению и по статьям. Как видим объектом учета затрат и объектом калькулирования является производственный заказ.
    Производственный  заказ как планово-учетная единица  включает весь комплекс работ, от которых  зависит достижение конечного результата – выполнение заказа. Сюда входит продукция  конструкторских бюро, технологического отдела, производственных цехов, работы по испытаниям и доводке. При длительности сборки менее одного месяца детали и узлы подают на сборку перед началом сборочных работ предварительно скомплектованными по узлам или изделиям. Эта система предусматривает для сборочных цехов и участков в качестве планово-учетной единицы – заказ, для заготовительных и обрабатывающих – комплект деталей или заготовок на деталь.
    При длительности цикла сборки более  одного месяца детали подают в сборочные  цехи и участки очередями в  соответствии с графиком выполнения сборочных работ; в обрабатывающие цехи они поступают в комплекте, необходимом для сборки узла или группы узлов, подлежащих монтажу на определенной стадии производства. Срок подачи деталей узлового комплекта устанавливается графиком опережения начала данной очереди сборки по отношению к окончанию u1074 выполнения заказа. Плановоучетной единицей для заготовительных и обрабатывающих цехов будет комплект деталей на узел или группу узлов, для сборочных цехов – этапы общей сборки или производственный заказ.
    Опытные и экспериментальные предприятия, где объектом планирования и учета является тема, предусмотренная годовым тематическим планом, в целях определения степени ее выполнения применяются планово-учетные единицы в виде товарокомплектов. Состав и величина товарокомплектов зависят от принадлежности производственных подразделений к соответствующей фазе выпуска. Продукция конструкторских бюро в установленных оперативным планом комплектах передается в отдел главного технолога. Далее технологическая документация в определенных комплектах поступает в производственные цехи. В зависимости от нормативной трудоемкости и технологической последовательности изготовления продукции рассчитываются сводные товарокомплекты для заготовительных и обрабатывающих цехов. В фактическое выполнение засчитываются те детали, которые входят в товарокомплект, и те товарокомплекты, которые соответствуют сводной цеховой программе.
    Существенное  влияние на выбор системы оперативно-производственного  управления оказывает уровень специализации  предприятий, когда наряду с профильной продукцией небольшими сериями выпускаются довольно значительные объемы продукции непрофильной. Специфика организации ее производства будет отличаться от существующих производственных условий изготовления основной продукции. В таком случае для непрофильной продукции более целесообразен один из рассмотренных вариантов позаказной или комплектной систем, несмотря на то, что для основной продукции на этом же предприятии используется другая система оперативно-производственного планирования и учета.
    Производственный  заказ как планово-учетная единица  включает весь комплекс работ, от которых  зависит достижение конечного результата – выполнение заказа. Сюда входит продукция  конструкторских бюро, технологического отдела, производственных цехов, работы по испытаниям и доводке. При длительности сборки менее одного месяца детали и узлы подают на сборку перед началом сборочных работ предварительно скомплектованными по узлам или изделиям. Эта система предусматривает для сборочных цехов и участков в качестве планово-учетной единицы – заказ, для заготовительных и обрабатывающих – комплект деталей или заготовок на деталь.
    При длительности цикла сборки более  одного месяца детали подают в сборочные  цехи и участки очередями в  соответствии с графиком выполнения сборочных работ; в обрабатывающие цехи они поступают в комплекте, необходимом для сборки узла или группы узлов, подлежащих монтажу на определенной стадии производства. Срок подачи деталей узлового комплекта устанавливается графиком опережения начала данной очереди сборки по отношению к окончанию выполнения заказа. Плановоучетной единицей для заготовительных и обрабатывающих цехов будет комплект деталей на узел или группу узлов, для сборочных цехов – этапы общей сборки или производственный заказ.
    Опытные и экспериментальные предприятия, где объектом планирования и учета  является тема, предусмотренная годовым  тематическим планом, в целях определения  степени ее выполнения применяются  планово-учетные единицы в виде товарокомплектов. Состав и величина товарокомплектов зависят от принадлежности производственных подразделений к соответствующей фазе выпуска. Продукция конструкторских бюро в установленных оперативным планом комплектах передается в отдел главного технолога. Далее технологическая документация в определенных комплектах поступает в производственные цехи. В зависимости от нормативной трудоемкости и технологической последовательности изготовления продукции рассчитываются сводные товарокомплекты для заготовительных и обрабатывающих цехов. В фактическое выполнение засчитываются те детали, которые входят в товарокомплект, и те товарокомплекты, которые соответствуют сводной цеховой программе.
    Существенное  влияние на выбор системы оперативно-производственного  управления оказывает уровень специализации предприятий, когда наряду с профильной продукцией небольшими сериями выпускаются довольно значительные объемы продукции непрофильной. Специфика организации ее производства будет отличаться от существующих производственных условий изготовления основной продукции. В таком случае для непрофильной продукции более целесообразен один из рассмотренных вариантов позаказной или комплектной систем, несмотря на то, что для основной продукции на этом же предприятии используется другая система оперативно-производственного планирования и учета.
    Фактическая себестоимость определяется после  его изготовления. До выполнения заказа все относящиеся к нему затраты  считаются незавершенным производством. 

2.2. Организация учета  затрат при позаказном  метода учета затрат
    Важным  документом для выполнения работ является договор между заказчиком (плательщиком) и производителем (поставщиком) на производство продукции. В нем указывают объект заказа, его качественные характеристики, объем продукции, срок поставки, договорная цена, особые условия (индексация затрат и др.), форма расчетов.
    Затем на основании договора открывают  заказ, которому присваивают номер. Заказ может быть на изготовление одного изделия в индивидуальном производстве или на изготовление серии  изделий в мелкосерийном производстве. Существуют внутризаводские заказы, когда один цех выполняет работы другому цеху.
    Принятые  к исполнению заказы регистрируют с  присвоением очередного с начала года номера, который становится их кодом до окончания выполнения заказа. В заказе указывается, какие изделия подлежат изготовлению и в каком количестве, какими цехами и в какой срок. Оформляют заказ на специальных бланках, выписываемых по числу цехов, участвующих в выполнении заказа, а копию направляют в бухгалтерию. После открытия заказа вся первичная, технологическая и учетная документация должна составляться с обязательным указанием кода заказа. На основании копии заказа в бухгалтерии заводят «Карту аналитического учета затрат», где группируются затраты на основании лимитнозаборных карт, требований, маршрутных листов и др.
    По  окончании работ заказ закрывают. После сообщения о закрытии заказа никакого отпуска материалов и начисления зарплаты по нему не должно быть. Затем  определяют индивидуальную себестоимость  единицы продукции (заказа). Она определяется суммой всех затрат производства со дня открытия его до дня выполнения и закрытия. В мелкосерийном производстве после закрытия заказа фактическую себестоимость единицы продукции исчисляют путем деления суммы затрат на количество изготовленной продукции. Если заказы выполняют в течение нескольких месяцев, и в этот период из серии машин производят частичный выпуск, то определяют себестоимость частично выполненного заказа. Ее определяют условно, на основании плановой или фактической калькуляции адекватного изделия, изготовлявшегося ранее, с учетом изменения технических условий его производства.
    В соответствии с Основными положениями  по планированию и учету себестоимости  промышленной продукции в индивидуальном и мелкосерийном производстве учет затрат на изготовление деталей и узлов необходимо вести с подразделением:
    - на оригинальные детали и узлы, предназначенные только для отдельного  конкретного изделия (заказа); затраты  на изготовление таких деталей  должны учитываться с помощью  позаказного метода;
    - на нормативные детали и узлы, общие для нескольких изделий  (заказов); учет затрат на такие  детали и узлы, изготовляемые,  как правило, в порядке серийного  и мелкосерийного производства, следует осуществлять на основе  системы нормативного учета, включая исчисление нормативной и фактической себестоимости комплектов таких деталей и узлов.
    При такой организации учета себестоимость  изготовляемого в индивидуальном порядке  изделия будет слагаться из затрат, учтенных непосредственно по заказу (в части так называемых оригинальных деталей и узлов), и себестоимости общих деталей и узлов и затрат на их сборку.
    Разновидностью  позаказного метода учета себестоимости  продукции является поиздельный  метод.
    Основное  отличие учета затрат по заказам  от учета их по изделиям состоит в том, что позаказный метод учета применяется в единичных (индивидуальных) производствах, а поиздельный – в массовых и серийных. В первом случае затраты собираются на неповторяющееся разовое изготовление того или иного изделия или работы, а при поиздельном методе себестоимость единицы продукции определяется как средняя величина затрат на ее изготовление в течение определенного периода.
    На  отдельных предприятиях в целях  уменьшения трудоемкости учетных работ  неоправданно применяется обезличенный (котловой) учет затрат, при котором не обеспечивается достоверное исчисление себестоимости отдельных видов изделий. Для такого учета характерно, во-первых, осуществление учета затрат на производство в целом по предприятию, цеху или экономически необоснованно установленным группам продукции и, во-вторых, распределение обезличенно учтенных фактических затрат между отдельными изделиями пропорционально их плановой (или нормативной) себестоимости. Применение обезличенного (котлового) учета на практике экономически нецелесообразно.
    Следует отметить, что система отнесения  затрат на заказ определяет затраты  по каждому выделенному заказу или  единице продукции по мере прохождения  ими производственного процесса, независимо от отчетного периода, за который выполняется работа. Степень точности калькулирования зависит от стиля руководства, традиций и конкуренции.
    На  практике производственные условия  могут отличаться от рассмотренного «классического» варианта. Например, судостроение имеет длительный цикл производства с одновременным изготовлением частей судна. Параллельная технология изготовления не позволяет последовательно собирать затраты.
    В этом случае в дополнение к основному  заказу открывают несколько внутренних заказов, число которых соответствует  конструкционным элементам изделия. Принятый порядок обеспечивает локализацию затрат по отдельным частям общего заказа.
    Кроме того, продукция некоторых отраслей машиностроения имеет взаимозаменяемость отдельных деталей и узлов  до 60 – 70 %. Предприятие открывает  для таких деталей и узлов отдельный заказ, что локализирует затраты и дает возможность распределить их по индивидуальным заказам.
    Сводный учет затрат по заказам организуется по нескольким вариантам:
    - с помощью контрольных счетов;
    - раздельного учета;
    - калькуляции себестоимости по контракту.
    Контрольные счета – система учета, предусматривающая  открытие счетов затрат и корреспондирующих  с ними счетов в традиционном порядке  финансового учета. Аналитические  счета затрат представлены карточками набора затрат – «карточками заказов», на которых обобщают прямые затраты, косвенные – по расчетам распределения заносят по истечении отчетного периода. Карточку закрывают по мере выполнения всех работ, предусмотренных заказом. Все бухгалтерские записи производят в ведомостях, итоги переносят в счета главной книги.
    Раздельный  учет – система учета, предусматривающая  отдельное открытие счетов в управленческом и финансовом учете, при этом в  счетах затрат не делают записей о  финансовых операциях. Этот вариант  предусматривает дублирование записей в двух видах учета.
    Калькуляция себестоимости по контракту –  система учета и калькулирования  крупных изделий с длительным циклом производства. Контрактом предусматриваются  промежуточные выплаты производителю  за этапы выполненных работ. Сумма  платежей определяется стоимостью реализованных работ, подтвержденных актом заказчика. По мере поступления платежей определяют затраты, которые необходимо включить в себестоимость реализованной продукции для расчета прибыли за данный период.
    Здесь же определяется величина неистекших издержек, т.е. себестоимость незавершенных и не сданных заказчику работ. При использовании системы калькуляции по контракту рекомендуется придерживаться установленных для этой системы следующих принципов:
    1. Не рассчитывать прибыль на  ранних этапах выполнения контракта – это низкая достоверность оценки доходов и затрат.
    2. Проявлять осмотрительность –  убытки, выявленные в отчетный  период, должны быть отнесены  к себестоимости реализованных  работ этого же периода. Если  ожидаются убытки, то их сумма включается в себестоимость реализованной продукции после того, как установлена вероятность убытков. Например, создается резерв на оплату отпусков рабочих и начислений, связанных с оплатой отпускных сумм.
    3. Быть осмотрительным при значительных  затратах на контракт, выполненный в пределах 35 – 85 %.
    Таким образом, система позаказного учета  и калькуляции себестоимости  характеризуется:
    1) концентрацией данных о расходах  и отнесением затрат на отдельные  виды работ или серии готовой  продукции;
    2) изменением величины затрат по каждой завершенной партии, а не за промежуток времени;
    3) ведением в главной книге счета  «Основное производство», по дебетовому  остатку которого показывается  величина незавершенного производства.
    Позаказный  метод учета затрат калькулирования себестоимости продукции используют и в непромышленных фирмах, при этом:
    - выделяется одна статья прямых  затрат и применяется один  коэффициент накладных расходов;
    - выделяется несколько статей  прямых затрат и выбирается  один коэффициент накладных расходов;
    - выделяется несколько статей  прямых затрат и рассчитывается  несколько коэффициентов накладных  расходов.
    Третий  подход на практике встречается редко.
    Рассмотрим  первый и второй подходы на примере  аудиторской фирмы.
    Пример 1. Труд аудитора, затраченный на консультации (то есть, на выполнение договоров) относится к прямым трудозатратам. Все другие статьи расходов по фирме классифицируются как накладные.
    Фирма имеет следующий бюджет (это сумма  спрогнозированных затрат, рассчитанных в соответствии с предварительными оценками деятельности предприятия на ближайший финансовый год):
    1) выручка 15 000 р. – 100 %;  2) прямые трудозатраты 3750 р. – 25 %;
    3) разница 11 250 р. – 75 %;  4) накладные расходы 10 500 р. – 70 %;
    5) операционная прибыль 750 р. –  5 %.
    В этом примере коэффициент накладных расходов (отношение плановых накладных расходов к плановым затратам труда)
    10 500 / 3750 * 100 % = 280 %.
    По  каждому договору составляется плановая смета в человеко-часах, определяющая потребности в привлечении специалистов. Прямые бюджетные трудозатраты – это произведение планового количества часов на расценку за 1 чел.-ч.
    Общая сумма по договору будет включать плановую сумму по прямым трудозатратам  плюс доля накладных расходов (280 %). В нашем примере относительно простая формула позаказного калькулирования, где используется только одна статья прямых затрат и один коэффициент накладных расходов.
    Пример 2. Иногда перечень работ меняется под  воздействием пожеланий клиента  и тогда договор может иметь  следующие статьи затрат:
    1) прямые трудозатраты – 40 000 р.;
    2) прямые вспомогательные затраты  труда – 10 000 р.;
    3) дополнительные выплаты по прямым  трудозатратам – 17 500 р.;
    4) ксерокопии – 1100 р.;  5) телефонные разговоры – 1000 р.;
    6) компьютерное время – 8000 р.  Итого прямых затрат – 77 600 р.;
    7) накладные расходы 100 % – 77 600 р.  Всего затрат – 155 200 р.
    Здесь имеет место меньший коэффициент  накладных расходов (100 %). Это результат  влияния классификации накладных  расходов. Если определить процентное отношение накладных расходов от прямых трудозатрат, то он составил бы 194 %. На практике используют несколько баз определения коэффициентов распределения накладных расходов, каждый для определенного договора (заказа). Накладные расходы могут определяться на основе компьютерного времени.
    Последняя база распределения накладных расходов становится все более распространенной, так как компьютеры играют значительную роль в обслуживании клиентов аудиторских  фирм. 

3. Подготовка информации  к принятию управленческих  решений
Задача:
Исходные данные:
Программа – 6 250 единиц;  Вес заготовки – 4,0 кг;  Все изделия – 4,0 кг;
Время изготовления – 5,5 часов;    Тарифный разряд – 3;
Коэффициент тарификации – 1,35;   Тарифная стоимость часовая – 24 руб. 

      Формирование  базы для калькулирования  себестоимости единицы продукции
 
   Сырье и материалы. Сюда входят затраты на материалы и их транспортировку, определяются исходя и норм расхода, за минусом отходов.
    Материалы: цена – 100 рублей, вес – 4 кг, количество – 6 250 единиц.
    Таким образом: стоимость материалов будет равна:
    100 руб. * 4 кг * 6 250 ед. = 2 500 000 руб. на всю программу.
    Транспортно-заготовительные  расходы составили 10 % от стоимости  материалов, т.е.  2 500 000 * 10 % = 250 000 рублей.
    Отходы  отсутствуют, так как вес заготовки  совпадает с весом изделия.
    ИТОГО: статья материалы равна = 2 500 000 + 250 000 = 2 750 000 рублей на всю программу, а на 1 ед.продукции = 440 руб. 
     


    Фонд  заработной платы  с отчислениями на социальное страхование.
Заработная  плата основных рабочих рассчитывается в соответствии с отработанным временем. (При использовании тарифной системы оплаты труда заработная плата рассчитывается путем умножения тарифной ставки на количество отработанных часов).   
Фонд  зар/платы основных рабочих равен  сумме фонду зар/платы труда  по тарифу, премий и доплат.
    Рассчитаем  фонд зар/платы труда по тарифу:
    ФЗП тар.III = часовая тариф.ставка  * тариф.коэффициент * время изготовления * кол-во ед. = 24 руб. * 1,35 * 5,5 * 6 250 = 1 113 750 руб.
    Премии  составляют 20 % от основной заработной платы по тарифу.
    1 113 750 руб. * 20 % = 222 750 рублей.
    Доплаты – 5 % от основной заработной платы по тарифу.
    1 113 750 руб. * 5 % = 55 687,50 рублей.
    Тогда фонд основной заработной платы составит:
    ФЗП осн. = 1 113 750 руб. + 222 750 руб. + 55 687,50 руб. = 1 392 187,50 рублей на всю программу, а на 1 ед.продукции =222,75 рублей.
   Дополнительная  заработная плата( выплаты за дополнительно отработанное время) составляет 10 % от основной заработной платы и составит: 1 392 187,50 * 10% = 139 218,75 рублей на всю программу, а на 1 ед.продукции =22,28 рублей.
   Отчисления  на социальное страхование  составляет 34 % от общего фонда заработной платы т.е. (1 392 187,50 + 139 218,75) * 34% = 1 531 406,25 * 34 % = 520 678,13 рублей на всю программу, а на 1 ед.продукции =83,31 рублей.
   Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования. К расходам на содержание и эксплуатацию оборудования относятся: зарплата вспом.рабочих, затраты на энергию, вспомогательные и горюче-смазочные материалы, на текущий ремонт, наладку и обслуживание оборудования, амортизацию и др. расходы аналогичного характера.
   Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования составляют 40 % от основного фонда  заработной платы основных рабочих.
   1 392 187,50 * 40% = 556 875 рублей на всю программу, а на 1 ед.продукции =89,10 рублей.
   
Расчет  общепроизводственных расходов.
   
К общепроизводственным расходам относятся: зар/плата с  отчислениями управленческого персонала, расходы на содержание(освещение, отопление, вода), амортизация основных средств, текущий ремонт и прочие затраты.
   Общепроизводственные  расходы составляют 12 % от основного  фонда заработной платы, т.е.
   1 392 187,50 * 12% = 167 062,50 рублей на всю программу, а на 1 ед.продукции = 26,73 рублей.

Общехозяйственные расходы
Общехозяйственные расходы связаны с управлением всего предприятия. Они включают в себя зарплату управленцев, специалистов с отчислениями на социальное страхование, командировочные расходы, расходы на содержание автомобильного транспорта, канцелярские расходы, расходы на содержание здания(освещение, отопление, вода), научные разработки, текущий ремонт здания и прочие расходы.
Общехозяйственные расходы составляют 22 % от общего фонда  заработной платы основных рабочих, т.е.
1 392 187,50 * 22 % = 306 281,25 рублей на всю программу, а на 1 ед.продукции = 49,01 рублей.

Производственная  себестоимость  получается путем сложения следующих статей затрат:
    1. Материалы-отходы
    2 750 000,00
    2. Основ.зар/плата  осн.произв.раб-х
    1 392 187,50
    3. доп.зар/плата  доп.рабочих
    139 218,75
    4. Отчисления  на соц.страх-ние
    520 678,13
    5. Затраты на  сод-ние и ремонт обор-ния
    556 875,00
    6. Общепроизв.расходы
    167 062,50
    7. Общехоз.расходы
    306 281,25
Суммируя  все статьи получаем, что производственная себестоимость равна 5 832 303,13 рублей на всю программу, а на 1 ед.продукции =933,17 рублей.
   
Коммерческие  расходы 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.