На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формы прямого участия населения в осуществлении местного самоуправления: общая характеристика

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Контрольная работа
по дисциплине
Муниципальное право России 
 

ТЕМА
Формы прямого  участия населения в осуществлении  местного самоуправления: общая характеристика 

 


Содержание 

Введение 3
1. Общая характеристика форм непосредственного участия населения в местном самоуправлении 4
2.    Участие населения  в осуществлении  местного самоуправления 5
2.1. Местный референдум  как высшая форма  народовластия 5
2.2. Муниципальные выборы 8
2.3. Голосование по  отзыву выборного  должностного лица  местного самоуправления 10
2.4. Сходы граждан 11
2.5. Территориальное  общественное самоуправление 12
2.6. Обращения граждан  в органы местного  самоуправления 14
2.7. Иные формы прямого  волеизъявления населения  на местном уровне 16
Заключение 21
Список  использованных источников 23 
 

 


     Введение

 
     Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную  самостоятельность, автономность местных  органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных  сообществ. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны  в первой половине 19 века французским  государственным деятелем и историком  Токвилем, немецкими учёными-юристами Гнейстом, Штейном и другими. Общественная теория самоуправления исходит из принципов  признания свободы осуществления  своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной  теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления. В современной  России местное самоуправление относится  к институтам публичной власти, а  не гражданского общества, вместе с  тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления.
     В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации  в Российской Федерации: признается и гарантируется местное самоуправление; при этом, местное самоуправление в рамках своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
     Одно  из последних законодательно закрепленных определений местного самоуправления дается в законе от 6 октября 2003 г. «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», который под местным  самоуправлением понимает форму  осуществления народом своей  власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а  в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под  свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения  с учетом исторических и иных местных  традиций.
     Цель  работы – исследовать существующие формы участия населения в  осуществлении местного самоуправления в РФ. 
 
 

    Общая характеристика форм непосредственного  участия населения в местном самоуправлении
 
     Население может участвовать в управлении делами общества в разных формах. Выделяются такие виды участия, как рекомендательное участие, совещательное участие, решающее участие. В зависимости от преобладания той или иной формы в литературе приводится классификация демократии, в рамках которой называют:
1) консультативную (митинговую) демократию - дает широкие возможности участия населения в управленческом процессе, но реального влияния на сферу принятия решения нет, как нет и ответственности за принятые решения;
2) представительную демократию - позволяет гражданам участвовать в создании представительных органов через существующую избирательную систему. Влияние несоизмеримо больше (через депутатский корпус), но так же не определена ответственность за принятые решения;
3) прямую демократию - предполагает значительные возможности для непосредственного участия граждан в процессе принятия решений, причем окончательных.
     В соответствии со статьей 130 Конституции  РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления1. Очевидно, что приведенный перечень является открытым. Аналогичный вывод можно сделать из анализа норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако в названном Законе содержится уже более подробный перечень форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.
     Анализируя  внешние проявления реализации населением права на местное самоуправление, можно выделить следующие формы  участия населения в местном  самоуправлении:
    местный референдум;
    опрос граждан, плебисцит;
    местные выборы (речь идет об осуществлении как активного, так и пассивного избирательного права);
    наказы избирателей;
    отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного лица местного самоуправления;
    голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
    собрания, сходы, конференции граждан;
    территориальное общественное самоуправление;
    массовые акции (митинги, шествия, демонстрации, пикетирование и др.);
    обращение в органы местного самоуправления;
    правотворческая инициатива;
    публичные слушания;
    деятельность в представительных органах местного самоуправления;
    осуществление муниципальной службы;
    иные формы2.
 
 
 
     2. Участие населения  в осуществлении местного самоуправления
     2.1. Местный референдум как высшая форма народовластия 

     В целях решения непосредственно  населением вопросов местного значения проводится местный референдум. Местный референдум — это голосование избирателей, посредством которого принимается решение по вопросам местного значения. Соответственно предметом местного референдума являются вопросы местного значения, которые прямо и непосредственно связаны с интересами жизни и быта населения, проживающего на соответствующей территории3.
     Проведение  местного референдума помимо Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. регулируется также Законом «Об основных гарантиях избирательных прав», конституциями, уставами и законами субъектов РФ.
     Федеральное законодательство устанавливает перечень вопросов, которые запрещено выносить на местный референдум. К таковым  относятся следующие вопросы:
    о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
    о персональном составе органов местного самоуправления;
    об избрании депутатов и должностных лиц, утверждении, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
    о принятии или изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
    о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
     Установление  иных ограничений для вопросов, выносимых  на референдум, не допускается. Вопрос референдума необходимо сформулировать таким образом, чтобы исключалась  возможность его множественного толкования, т.е. на него должен даваться однозначный ответ.
     Местный референдум может проводиться на всей территории муниципального образования.
     Решение о назначении местного референдума  принимается представительным органом  муниципального образования:
    по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;
    по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
    по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно4.
     При этом условием назначения местного референдума  по инициативе граждан, избирательных  объединений, иных общественных объединений  является сбор подписей в поддержку  данной инициативы, количество которых  должно составлять не менее 5 % от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования. Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ. Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.
     Представительный  орган муниципального образования  обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления  в представительный орган муниципального образования документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума. В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ, избирательной комиссии субъекта РФ или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
     В местном референдуме имеют право  участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено  в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют  в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого  волеизъявления при тайном голосовании. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию)5.
     Принятое  на местном референдуме решение  подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования  и не нуждается в утверждении  какими-либо органами государственной  власти, их должностными лицами или  органами местного самоуправления.
     Органы  местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном  референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между  ними, определенных уставом муниципального образования.
     Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме  решение может быть обжаловано в  судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти6. 
 

     2.2. Муниципальные выборы 

     Муниципальные выборы являются наиболее часто используемой формой прямого волеизъявления населения на местном уровне. Они проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Избрание непосредственно населением других лиц (например делегатов на конференцию граждан) не является муниципальными выборами и не регламентируется избирательным законодательством. Проведение муниципальных выборов регулируется Федеральным Законом о местном самоуправлении 2003 г., Законом «Об основных гарантиях избирательных прав», Законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», конституциями, уставами, и законами субъектов РФ.
     Федеральное законодательство устанавливает, что  муниципальные выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого  волеизъявления населения при тайном голосовании. Всеобщее избирательное право обозначает, что все граждане независимо от пола, расы, языка, социального и имущественного положения, профессии, образования, конфессии, политических убеждений имеют право голоса и могут быть избраны. Равное избирательное право предполагает: во-первых, равную для каждого возможность воздействовать на результаты выборов (каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и все голоса имеют равный вес); во-вторых, равные условия участия претендентов в избирательной кампании. Принцип прямых выборов заключается в том, что избиратель голосует на выборах за или против кандидатов или списка кандидатов непосредственно. Наконец, принцип тайного голосования состоит в том, что избиратель подает свой голос без ведома других лиц, тем самым исключается какая-либо возможность контроля за его волеизъявлением7.
     Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования  в сроки, предусмотренные уставом  муниципального образования. В случаях, если соответствующий представительный орган не назначит выборы в установленные  сроки, либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении представительным органом, депутатами или главой муниципального образования исполнения своих полномочий, а также при отсутствии соответствующего представительного органа, выборы проводятся территориальной избирательной комиссией8.
     В случаях, если соответствующий представительный орган или соответствующая избирательная  комиссия не назначит в установленный  срок выборы, а также если соответствующая  территориальная избирательная  комиссия отсутствует и не может  быть сформирована в порядке, предусмотренном  действующим законодательством, выборы по заявлению избирателей, избирательных  объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора  назначаются соответствующим судом  общей юрисдикции.
     Процедура проведения муниципальных выборов  обнаруживает сходство с процедурой проведения выборов в органы государственной  власти. Однако все-таки можно выделить некоторые особенности:
    при проведении муниципальных выборов обычно применяется не пропорциональная, а мажоритарная избирательная система;
    на практике при осуществлении муниципальных выборов чаще, чем при проведении выборов в органы государственной власти, используются многомандатные избирательные округа;
    при проведении выборов в представительные органы местного самоуправления муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей менее 10 000 сбор подписей в поддержку кандидатов может не проводиться, если законом субъекта Федерации предусмотрен иной порядок выдвижения кандидатов;
    в случаях, предусмотренных законодательством субъекта РФ, при проведении муниципальных выборов допускается безальтернативное голосование;
    в муниципальных выборах могут принимать участие (в том числе и в качестве кандидатов) иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования на основании международных договоров РФ.
     Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию). 
 

      2.3. Голосование по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления и вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования 

     Выборное  должностное лицо местного самоуправления (прежде всего это касается депутатов  представительных органов местного самоуправления) может быть отозвано избирателями в порядке, установленном  федеральным законом и принимаемым  в соответствии с ним законом  субъекта РФ для проведения местного референдума.
     Основания для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления и процедура  его отзыва устанавливаются уставом  муниципального образования. При этом в Федеральном Законе о местном  самоуправлении 2003 г. закреплено, что основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке9.
     Процедура отзыва выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям  объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых  в качестве оснований для отзыва.
     Выборное  должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв  проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в  муниципальном образовании (избирательном  округе).
     ФЗ  «О местном самоуправлении» предусматривает также возможность проведения в порядке, установленном для проведения местного референдума, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. При этом положения федерального закона, закона субъекта РФ, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.
     Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие  более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным  правом. Согласие населения на изменение  границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.
     Итоги голосования по отзыву выборного  должностного лица местного самоуправления, итоги голосования по вопросам изменения  границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию). 
 

     2.4. Сходы граждан 

     Сход  граждан — еще одна форма непосредственной демократии обязательного характера. В соответствии с Федеральным Законом о местном самоуправлении 2003 г. сход граждан может проводиться для решения вопросов местного значения в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек. В указанных поселениях сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
     Сход  граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей  поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан  в любом случае обеспечивается главой местной администрации. Участие  в сходе граждан выборных лиц  местного самоуправления является обязательным.
     На  сходе граждан председательствует глава муниципального образования  или иное лицо, избираемое сходом граждан.
     Сход  граждан правомочен при участии  в нем более половины жителей  поселения, обладающих избирательным  правом. Решение схода граждан  считается принятым, если за него проголосовало  более половины участников схода  граждан.
     Решения, принятые на сходе граждан, носят  обязательный характер на территории данного поселения. На органы и должностных  лиц местного самоуправления возлагается  обязанность обеспечить исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию)10. 

     2.5. Территориальное общественное самоуправление 

     Своеобразной  формой прямого волеизъявления населения  на местном уровне является территориальное общественное самоуправление, под которым понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
     В России территориальное общественное самоуправление получило развитие в 1980-е гг., когда появились новые формы общественной самостоятельности граждан: советы, комитеты самоуправления жителей микрорайонов, жилищных комплексов, поселков.
     Территориальное общественное самоуправление может  осуществляться в пределах следующих  территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; ные территории проживания граждан.
     Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению  населения, проживающего на данной территории, исходя из исторических, культурных, социально-экономических  и иных признаков целостности  территорий11.
     Территориальное общественное самоуправление считается  учрежденным с момента регистрации  устава территориального общественного  самоуправления уполномоченным органом  местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации  устава территориального общественного  самоуправления определяется уставом  муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного  органа муниципального образования.
     Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и  конференций граждан, а также  посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
Собрание  граждан по вопросам организации  и осуществления территориального общественного самоуправления считается  правомочным, если в нем принимают  участие не менее половины жителей  соответствующей территории, достигших  шестнадцатилетнего возраста.
     Конференция граждан по вопросам организации  и осуществления территориального общественного самоуправления считается  правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
     К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
    установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
    принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
    избрание органов территориального общественного самоуправления;
    определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
    утверждение сметы доходов и расходов территориально общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
    рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
     Органы  территориального общественного самоуправление избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей  территории.
     Органы  территориального общественного самоуправления выполняют следующие функции:
    представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
    обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
    могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
    вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
     Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в  организационно-правовой форме некоммерческой организации.
     В уставе территориального общественного  самоуправления устанавливаются: территория, на которой оно осуществляется; цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления; порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления; порядок принятия решений; порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами; порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
     Порядок организации и осуществления  территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения  необходимых средств из местного бюджета определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми  актами представительного органа муниципального образования12.
     Специфика деятельности территориального общественного  самоуправления состоит в том, что  на этом уровне осуществления местного самоуправления не требуются механизмы  публично-властного воздействия  и наличие правотворческих полномочий. Для территориального общественного  самоуправления достаточно механизмов самоорганизации населения. 
 

     2.6. Обращения граждан в органы местного самоуправления 

     Одним из наиболее важных способов воздействия  граждан на сферу муниципального управления является право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
     Право на обращение в государственные  органы и органы местного самоуправления регулируется Федеральным Законом  «О порядке рассмотрения обращений  граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.