На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговые доходы РФ и пути их повышения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ЧОУ ВПО ИНСТИТУТ эконОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань) 

Экономический факультет 
 

                  Кафедра «Финансы и кредит» 
                   
                   
                   

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ПУТИ ИХ ПОВЫШЕНИЯ 
 

Курсовая  работа по специализации
  «Государственные и муниципальные финансы» 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил: ________________
                студент гр. 185 заочного отделения
                Шарифуллина Лиана Самигулловна
                Научный руководитель: ______
                Ассистент Нурутдинова Э.В. 
                 
                 

Казань  – 2010 
 

Содержание 

     Введение………………………………………………………………….3
     1. Теоретические основы налоговых доходов федерального бюджета…………………………………………………………………………5
     1.1. История возникновения налогов и их значение в доходах………5
     1.2. Состав и структура налоговых  доходов федерального 
Бюджета………………………………………………………………………..11
     1.3. Правовые аспекты, регулирующие поступление налоговых
платежей  в  бюджет……………………………………………..………….…15
     2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской
Федерации.…………………………………………..…………………….…..18
     2.1. Анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета………………………………………….………………………….…18
     2.2. Нормативы отчислений налоговых доходов в федеральный бюджет...……………………………………………………………………….23
     2.3. Проблемы и  перспективы увеличения налоговых доходов
бюджета…………………………………………………………….………….36
     Выводы  и предложения…………………………………………….….43
     Список использованной литературы……………………………….…45
     Приложения…………………………………………………………….47 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Взимание  налогов – древнейшая функция  и одно из основных условий существования  государства, развития общества на пути к экономическому и социальному  процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.
     В целях преодоления негативных последствий  воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны. Налоги важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.
     Сегодня остро стоит вопрос о необходимости  формирования налоговых доходов. Сущность налогообложения заключается в  прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.
     Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний  и неразрывный характер. Налоги как  основной элемент доходов бюджета  обеспечивают финансирование всей структуры  и его расходных статей.
     К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.
     Актуальность  выбранной темы состоит и в  том, что в условиях рыночных отношений  налоговая система является одним  из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.
     Объектом  исследования являются налоговые доходы федерального бюджета.
     Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов  федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
     В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
    изучение налоговых доходов федерального бюджета и их содержания;
    анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
    определение основных проблем и направлений совершенствования налоговых доходов федерального бюджета.
     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, выводов и предложений и списка использованной литературы.
     В первой главе рассмотрены история  возникновения налогов, состав и  структура налоговых доходов  федерального бюджета и правовые основы, регулирующие поступление налогов в федеральный бюджет. Во второй главе проанализирована динамика, состав и структура налоговых доходов федерального бюджета, а также выявлены проблемы и представлены перспективы увеличения налоговых доходов федерального бюджета. 

     1Теоретические основы налоговых доходов федерального бюджета 

     
      История возникновения налогов  и их значение в  доходах
     Потребность в сборе налогов возникла еще  в древности, с появлением в структуре  общества особого органа – государства, не участвующего в материальном производстве, в функции которого входило защита интересов самого общества.
     Ни  одно государство, какие бы то ни были времена, не могло обходиться без  изымания налогов с граждан.  Во многих источниках права Древнего мира содержится упоминание об обязательных платежах, взимаемых с населения того или иного государства для содержания органов государственной власти.
     Средства, полученные от уплаты налогов, расходовались  на укрепление городов, содержание армий, строительство кораблей, дорог, сооружение храмов, устройство праздников, раздачу материальных благ неимущим [6, С. 5].
     Финансовая  система Древней Руси начала складываться в конце IX века, в период объединения  древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода  выступали поборы в княжескую  казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем она стала выступать прямым систематическим налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания или изделиями. Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин.
     После свержения монголо-татарского ига  налоговая система была реформирована  Иваном III, который ввел первые прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом выступал подушный налог, особое значение стали приобретать целевые налоговые сборы, которые способствовали процессу становления Московского государства. Ведущее место в налоговой системе занимали акцизы и пошлины.
     Несмотря  на политическое объединение русских  земель, финансовая система в России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.
     Во  время царствования Алексея Михайловича (1629-1676) система налогообложения  в России была упорядочена.
     Так, в 1655г. был создан специальный орган  – счетная палата, в компетенцию  которой входил контроль над фискальной деятельностью приказов, исполнением доходной части российского бюджета [7, С.117].
     Эпоха реформ Петра I (1672-1725) характеризовалась  постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство  городов и крепостей. К уже  традиционным налогам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога с бороды. Были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т. д.
     В период правления Екатерины II (1729-1796) были созданы специальные государственные  органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать – процентный сбор с объявленного капитала, размер которого записывался «по совести каждого».
     Основной  чертой налоговой системы XVII века можно назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с прямыми налогами (до 42% государственных доходов).
     Становление российской налоговой системы продолжалось до революционных событий 1917 года.
     Первые  советские налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы. В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 1920г. в СССР сложилась громоздкая система бюджетных взаимоотношений. Действовало 86 видов платежей в бюджет.
     В годы Великой Отечественной Войны  были введены новые налоги, пересмотрены и изменены существующие. Если до войны  налоги с населения составляли в  доходах бюджета примерно 5%, то в  военные годы они возросли до 13%.
     К началу реформ 1980-х гг. более 90% государственного бюджета СССР формировалось за счет поступлений из народного хозяйства. Налоги с населения составляли 7-8% всех поступлений бюджета.
     14 июля 1990г. был принят Закон  СССР «О налогах с предприятий,  объединений и организаций», явившийся первым унифицированным нормативным актом, регулирующим налоговые правоотношения в стране. Но августовские события 1991г. ускорили процесс распада СССР и становления Российского государства. В этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц», «О государственной налоговой службе РСФСР», который затем был переименован в закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации».
     С введения части I Налогового кодекса  РФ (НК РФ) с 1 января 1999г. был сделан значительный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов. Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» утратил силу. С 1 января 2001г. введена в действие часть II НК РФ, где каждый налог имеет отражение по отдельности. Таким образом, весь процесс развития налогообложения со времени возникновения до наших дней подразделяется на следующие этапы, обусловленные переходом его из одного качественного состояния в другое, более развитое:
    натуральная форма оплаты;
    денежная форма оплаты налогов.
     Факт  того, что налоги – наиболее древнее  явление, существующее как таковое  во все времена и эпохи, бесспорен, независимо от того, в какие формы  ни облекало бы его сознание, и какие  бы определения наука ни формировала  понятию «налог».  Поскольку это так, то, следовательно, понятие «налог» в ассоциативном научном сознании представляет собой общественно значимое явление, объективно необходимый процесс в любом обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование [22, С.12].
     Роль  налогов в формировании доходов  государственного бюджета определяется показателями удельных весов:
    налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
    отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;
    конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;
    отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;
    конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.
     Эти показатели с разной степенью детализации  характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности. Именно за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан. Доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%.
     Налоговый кодекс РФ определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности  хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [4].
     Налоги  – категория комплексная, которая  имеет экономическое и юридическое  значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.
     Однако  на практике решающее значение при  определении категории «налог»  приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.
     Как известно, налоги выполняют две главные функции – фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют определить роль налогов в экономике и их место в жизни общества.
     Фискальная  функция налогов обуславливает  основное предназначение налогов, так  как налоги в современных условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния.
     Рассматривая  понятие бюджета, нужно сказать, что бюджет занимает центральное  место в финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
     Огромное  значение для формирования бюджета  любого уровня имеют государственные  доходы. Доходы представляют собой  часть национального дохода страны, обращаемого через различные  виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций.
     В России в настоящее время в  структуре доходов федерального бюджета основная масса – налоговые  доходы и меньшая часть, включая  таможенные пошлины, - неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества.
     Таким образом, делаем вывод что налоги – «один из древнейших финансовых институтов» [22, С.171]. Ни одно государство, какие бы то ни были времена, не могло обходиться без изымания налогов с граждан. Налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.
      Состав  и структура доходов федерального бюджета
      Основной  источник доходов федерального бюджета - это налоги.
     Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в установленных законом размерах и в установленные сроки.
      Налоги  выполняют две основные функции:
    фискальную;
    регулирующую.
   Фискальная - состоит  в возможно большей мобилизации  средств в бюджетную систему.
     Регулирующая - связана с вмешательством государства  через налоговую систему в  процесс воспроизводства.
     Основные  элементы налога представлены на рисунке 1.
     Субъкт налога - юридическое или физическое лицо, являющееся по закону плательщиком налога;
     Объект  налога - предмет, наличие которого дает основание для обложения  его владельца налогом (земля, имущество, дом);
     Источник  налога - доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль, проценты);
     Единица обложения - единица измерения объекта (например, гектар земли по земельному налогу).
     Налоговая ставка - размер налога на единицу обложения. При регрессивных ставках процент  изъятия дохода уменьшается при  возрастании дохода. (Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров  всегда регрессивные). При пропорциональных ставках ставка остается неизменной при изменении дохода. При прогрессивных ставках процент повышается при возрастании дохода. 




  

         

         

       

       

     Рис. 1. Основные элементы налога.
     Налоговые льготы - полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим доходом.
     Налогооблагаемая  база - доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка. Определяется путем вычета из валового дохода разрешенных  законом налоговых льгот.
     Налоговый оклад - сумма налогов, уплачиваемых субьектом.
     Совокупность  налогов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов представляют налоговую  систему.
     Налоги  можно подразделить на прямые и косвенные.
     Прямые  налоги  предполагают непосредственное изъятие части дохода налогоплательщика (подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций и др).
     Косвенные налоги - это налоги, взимаемые в  ценах товаров и услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги).
     Налог на добавочную стоимость (НДС) - это  форма изьятия в бюджет части  прироста стоимости, созданной в  процессе производства товаров (работ, услуг). Облагаемый оборот исчисляется  на основании стоимости реализованных  товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов. Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности [3].
     Акцизы  также взимаются в ценах товаров  и услуг. Обьектом обложения выступает  стоимость подакцизных товаров (вино-водочные, табачные, меховые, ювелирные изделия, легковые автомобили и др.)
     Таможенные  пошлины - это налоги, взимаемые при  импорте и экспорте товаров.
     Используются  следующие ставки таможенных пошлин:
    адвалорные - пошлины, определяемые в процентах к таможенной стоимости товара;
    специфические - пошлины, устанавливаемые в твердой сумме за единицу товара;
    комбинированные  - сочетающие элементы двух перечисленных выше пошлин.
      Действующая в РФ система налогообложения включает налоги следующих видов:
    федеральные налоги;
    региональные налоги (налоги национально-государственных и административно-территориальных образований: республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга);
    местные налоги.
     Основные  федеральные налоги - это НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, налог с физических лиц и др.
     Из  этих налогов полностью в федеральный  бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, платежи за пользование природными ресурсами.
     НДС, акцизы, подоходный налог с физических лиц - это регулирующие доходы, которые  в виде процентных отчислений поступают  также в бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты.
     Основное  место в федеральном бюджете  занимают косвенные налоги.
     Что касается прямых налогов, то в России важнейшее место занимает налог на прибыль с предприятий и организаций. Он взимается со всех юридических лиц, независимо от форм собственности. Причем в условиях рынка он должен выполнять не только фискальную функцию, но и действовать на повышение эффективности производства. Однако в настоящее время налоговая система России слабо задействует регулирующую функцию.
     Основное  направление государственной политики в области налоговой реформы  состоят в построении стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность системы налогов и налоговых платежей, что должно найти отражение в налоговом Кодексе. Принятие Кодекса должно преодолеть негативные стороны в российском налоговом законодательстве, обеспечить стимулирование роста производства, зафиксировать гарантии налогоплательщиков регионов и государства.
     Делаем  вывод, что основной источник доходов федерального бюджета - это налоги. Действующая в РФ система налогообложения включает федеральные, региональные и местные налоги. Основные федеральные налоги - это НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, налог с физических лиц и др. 

      
      Правовые  аспекты, регулирующие налоговые доходы
     В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.
     Законодательные органы субъектов Федерации принимают  законы о налогах и сборах и  иные правовые акты в области налогообложения, но лишь в рамках Налогового Кодекса  РФ, принятого Законодательным Собранием  РФ.
     Органы  местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые акты в сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ и законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта РФ.
     Существование такой структуры органов власти приводит к разработке многочисленного пакета документов и нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из:
    Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;
    законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ;
    нормативных правовых актов органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятых в соответствии с НК РФ.
     Основным  документом, определяющим систему налогообложения, является Налоговый кодекс РФ, состоящий из двух частей.
     Первой  частью НК РФ установлен порядок действия законов о налогах (сборах), изложены основные положения о налогах, права  и обязанности участников налоговых  отношений, определены основные понятия и определения по налогообложению, изложены принципы налогообложения, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
     Вторая  часть НК РФ посвящена раскрытию  сущности видов налогов, а также  раскрытию сути специальных налоговых  режимов, действующих на территории РФ. НК РФ в целом определяет концептуальные подходы к регулированию процессов исчисления и изъятия налогов и сборов в РФ. [3].
     Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением  законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Таким образом, делаем вывод, что законодательство РФ о налогах и сборах состоит из: Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах; законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ; нормативных правовых актов органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятых в соответствии с НК РФ.
     Подводя итоги по первой главе, отметим: налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Основной источник доходов федерального бюджета - налоги. Основное направление государственной политики в области налоговой реформы состоит в построении стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность системы налогов и налоговых платежей, что должно найти отражение в налоговом Кодексе. Основным документом, определяющим систему налогообложения, является Налоговый кодекс РФ. НК РФ в целом определяет концептуальные подходы к регулированию процессов исчисления и изъятия налогов и сборов в РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации
     2.1. Анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета
     Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной  системы Российской Федерации. Федеральный  бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным  собранием в виде федерального закона. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения.
     Доходы  федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.
     Состав  и структуру доходов федерального бюджета характеризуют данные Приложения 1.
     Из  Приложения 1 следует, что основная часть доходов федерального бюджета формируется за счет налоговых доходов. Налоговые доходы в структуре доходов федерального бюджета в 2007 году составили 59,566 %, а в 2008 году составили 56,422 %, в 2009 году составили 99,58 %. По этим данным видно, что удельные веса налоговых доходов в структуре доходов федерального бюджета, изменяется. Также за весь период анализа происходит увеличение сумм поступлений налоговых доходов.
     Наибольший  удельный вес в структуре доходов  федерального бюджета по налоговым  доходам в 2007 году составляют налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территорий РФ (19,273 %) и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (14,878 %), а в 2008 году составляют налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (17,657 %). (См. Приложение 1)
     В 2009 году составляют доходы от внешнеэкономической деятельности (36,57 %) и налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (17,15 %).
       По этим данным видно, что удельные веса некоторых видов налоговых доходов в структуре доходов федерального бюджета то значительно увеличиваются, то значительно уменьшаются [17, С.7].
     Неналоговые доходы в структуре доходов федерального бюджета составляют 37,456 % - 2007 году, 43,563 % в 2008 году и 0,31 % в 2009 году. Наибольший удельный вес, в структуре доходов федерального бюджета, занимают, доходы от внешнеэкономической деятельности: 30,959 % в 2007 г., 38,655 % в 2008 г., 36,57 % в 2009 г. Все остальные виды неналоговых, доходов имеют ничтожно малые удельные веса, что говорит о неэффективном использовании федеральной государственной собственности. Безвозмездные поступления и доходы от предпринимательской деятельности тоже имеют ничтожно маленькие удельные веса.
     Рассмотрим  более подробно налоговые доходы федерального бюджета РФ. Состав и структуру налоговых доходов федерального бюджета характеризуют данные Приложения 2.
     Из  Приложения 2 следует, что объем поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет за 2007 год  4 633 704 286 тыс. руб., за 2008 год 5 235 653 974 тыс. руб., и за 2009 год составил 7 306 534 184 тыс. руб. Происходит увеличение поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет РФ.
     В объеме налоговых доходов федерального бюджета за 2007 год налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами составили  1 157 362 175 тыс.руб. (24,98 %), налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорий РФ – 1 499 233 869 тыс. руб. (32,35 %), налоги на товары, ввозимые на территорию РФ – 897 278 384 тыс.руб. (19,36 %), налоги на прибыль – 641 320 614 тыс. руб. (13,84 %), налоги и взносы на социальные нужды – 404 980 496 тыс. руб. (8,74 %), другие налоговые доходы – 930 807 131 тыс. руб. (0,72 %) .
     В объеме налоговых доходов федерального бюджета за 2008 год налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами составили 1 637 515 093 тыс.руб. (31,28 %), налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорий РФ – 1 123 623 529 тыс. руб. (21,46 %), налоги на товары, ввозимые на территорию РФ – 1 169 070 691тыс.руб. (22,33 %), налоги на прибыль – 761 128 758 тыс. руб. (14,54 %), налоги и взносы на социальные нужды – 506 767 600 тыс. руб. (6,68 %), другие налоговые доходы – 1 206 618 994 тыс. руб. (0,72 %) .
     В объеме налоговых доходов федерального бюджета за 2009 год налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами составили 1 006 261320 тыс. руб. (13,77 %), налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорий РФ – 1 258 318 876 тыс. руб. (17,22 %), налоги на товары, ввозимые на территорию РФ – 893 186 022 тыс. руб. (12,22 %), налоги на прибыль – 195 419 818 тыс. руб. (2,68 %), налоги и взносы на социальные нужды – 509 774 742 тыс. руб. (6,98 %), другие налоговые доходы – 3 443 573 406 тыс. руб. (47,13 %) .
       Темпы роста с 2007 года по 2008 год по всем налоговым доходам в объёме налоговых доходов федерального бюджета более 100 процентов, кроме налогов на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ (произошло снижение).
     А темпы роста с 2008 года по 2009 год  по всем налоговым доходам в объёме налоговых доходов федерального бюджета более 100 процентов.
     Рисунок 2 показывает сравнение изменения  удельных весов налоговых доходов  в составе и структуре налоговых  доходов федерального бюджета за 2007 , за 2008 и 2009 года.
  Рис. 2. Удельный вес налоговых доходов за 2007-2009 гг. (в %) 

     Так, удельный вес налогов на прибыль в федеральном бюджете РФ, в 2007 году 13,84 % , за 2008 год 14,54 %, и за 2009 год составил 2,68 %. Удельный вес налогов и взносов на социальные нужды, в 2007 году в федеральном бюджете РФ составил 8,74 %, за 2008 год 9,68 %. и за 2009 год 6,98%. А удельный вес налогов на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ, в 2007 году в федеральном бюджете РФ составил 32,35 %, за 2008 год 21,46 %, и за 2009 год 17,22 %. Удельный вес налогов на товары, ввозимые на территорию РФ, в 2007 году в федеральном бюджете РФ составил 19,36 % , за 2008 год 22,33 %, и за 2009 год 12,22%. Удельный вес налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами, в 2007 году в федеральном бюджете РФ составил 24,98 %, за 2008 год 31,28 % и за 2009 год 13,77 %. Удельный вес других налоговых доходов, в 2007 году в федеральном бюджете РФ составил 0,72 % , за 2008 год 0,72 % и за 2009 год 47,13 %. 

     Далее на рисунке 3 рассмотрим изменение налоговых доходов в абсолютных величинах.
Рис. 3. Изменение  налоговых доходов  в абсолютных величинах  за 2007-2009 гг.

     В 2008 году произошло увеличение всех видов налоговых доходов по сравнению  с предыдущим годом (2007 г.), кроме налогов на товары (работы, услуги) реализуемые на территорий РФ, а в 2009 году по сравнению с 2008 годом произошло увеличение всех видов налоговых доходов, кроме платежей за пользование природными ресурсами, налогов на прибыль и налогов и взносов на социальные нужды.
     Итак, делаем вывод, что основная часть доходов федерального бюджета формируется за счет налоговых доходов. Налоговые доходы в структуре доходов федерального бюджета в 2007 году составили 59,566 %, а в 2008 году составили 56,422 %, в 2009 году составили 99,58 %. По этим данным видно, что удельные веса налоговых доходов в структуре доходов федерального бюджета, изменяется. Также за весь период анализа происходит увеличение сумм поступлений налоговых доходов.

      2.2. Нормативы отчислений налоговых доходов в федеральный бюджет

      Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме и  характеризуют объем налоговой  нагрузки на субъектов экономической  деятельности. Общая масса налогов  зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.
      К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ.[15, C 44].
      Федеральные налоги и сборы устанавливаются  Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России. Перечень этих налогов показан на рис. 4. 

 

      
      
      
      
        

 
 

      Рис. 4. Перечень федеральных налогов и сборов.
     Налоговые доходы от федеральных налогов и  сборов, а также налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, зачисляются  в федеральный бюджет при соблюдении нормативов указанных в приложении 3.
     Основное  место в Российской налоговой  системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, также  большое значение стал иметь налог  на добычу полезных ископаемых. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место.
     Налог на добавленную стоимость (НДС) –  косвенный налог на потребление, который взимается практически  со всей видов товаров и таким  образом ложится на плечи конечного  потребителя. На территории Российской Федерации НДС введен в 1991г. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком  за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги. Доля НДС в налоговых доходах федерального бюджета в 2007 г. составила около 40%.
     Налогоплательщиками НДС признаются:
     - организации;
     - лица, являющиеся плательщиками  данного налога в связи с  перемещением товаров через таможенную  границу;
     - индивидуальные предприниматели.
     Согласно  п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения  по НДС считаются следующие операции:
     - реализация товаров (работ, услуг)  на территории РФ, в том числе  реализация предметов залога;
     - передача имущественных прав;
     - передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организации;
     - выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления.
     Налоговым законодательством РФ ряд товаров и услуг освобождены от НДС.
     В ст.149 НК  определяются операции, не подлежащие налогообложению. В частности:
     1) предоставление в аренду арендодателем  на территории РФ помещений  иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ.
     2) реализация товаров, а также  передача, выполнение, оказание услуг  для собственных нужд на территории  РФ: медицинских товаров отечественного  и зарубежного производства по  перечню, утвержденному Правительством  РФ, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий, медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и учреждениями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг;
     Налоговым периодом по НДС является календарный  месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными (в течении квартала) суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 млн.руб., налоговый период составляет  один квартал.
     Если  говорить о налоговых ставках, то налогообложение по НДС производится по ставкам указанным в таблице 4. 
 
 
 

     Таблица 4
     Налоговые ставки по НДС
Налоговые ставки (в %) Наименование  налоговых ставок по НДС
 
 
0%
для товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а  также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита и др.;
 
10%
для продовольственных  товаров, по перечню, установленному кодексом, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров
18% для остальных  товаров
 
     При реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее 5 дней со дня отгрузки товара.
     Судя  по всему, фискальное значение НДС будет  постепенно снижаться, а издержки связанные с ним, неуклонно расти. В итоге нам придется всерьез задуматься о существенном уточнении налоговой базы, объекта налогообложения и ставок этого эффективного, но проблемного налога.
     Не  исключено, что Россия будет вынуждена пойти по пути ряда европейских стран, вводя значительное количество пониженных ставок, что представляется мерой не налоговой политики, а социальной политики.
     С 2005 года отменен НДС на реализацию земельных участков жилой недвижимости.
     Не  менее важным является переход с 1 января 2005 года на принцип «страны назначения» в торговле с Украиной, Казахстаном и Беларусью. Теперь экспорт нефти и газа в эти государства СНГ рассматривается как нормальный экспорт и экспортеры получили возможность предъявлять по вычету соответствующие суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в РФ. Для реализации этих мер было ратифицировано несколько дополнительных межгосударственных соглашений.
     Акцизы, как и НДС – федеральный  косвенный налог, выступающий в  виде надбавки  к цене товара. В настоящее время в налоговых доходах федерального бюджета они составляют около 3%.
     Плательщиками акцизов признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи  с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
     Объектом  обложения акцизами признаются операции:
     - реализация на территории РФ  лицами произведенных ими подакцизных  товаров, в том числе передача  прав собственности на подакцизные товары на безвозмездной основе;
     -     реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
     - использование нефтепродуктов для  собственных нужд налогоплательщиками,  имеющими свидетельство на оптовую или оптово-розничную реализацию;
     - получение нефтепродуктов налогоплательщиками,  имеющими свидетельство;
     - ввоз подакцизных товаров на  таможенную территорию РФ и  др. операции в соответствии со  ст.182 гл.22 НК РФ.
     Налоговый период для налогоплательщиков акцизов – календарный месяц. Исчисленная сумма налога уменьшается на установленные НК РФ налоговые вычеты. Сумма акциза, подлежащего вычету, должна быть выделена в расчетных документах и счетах-фактурах, предъявленных поставщиком покупателю товара. [3].
     Уплата  акциза производится исходя из фактической  реализации (передачи) за истекший налоговый  период не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
     Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый  орган по месту своей регистрации  налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.
     Необходимо  отметить, что с введением в  действие гл.22 НК РФ «Акцизы» вопросы  правового регулирования практики применения акцизов в РФ поднялись  на качественно новый уровень, что имеет большое значение для более полного использования государством фискальных возможностей этого налога.
     Серьезные изменения в рамках налоговой  реформы произошли по акцизам, в  особенно в отношении акцизов  на нефтепродукты.
     В связи с отменой с 1 января 2004г. налога на реализацию ГМС в перечень подакцизных товаров были включены дизельное топливо и автомобильные масла, с 1 января 2003г. – прямогонный бензин.
     В течение 2001-2002гг. была произведена повышенная индексация ставок акцизов на нефтепродукты, а с 2003г. изменился порядок их уплаты, имея в виду его преимущественную уплату по месту потребления. При  разработке такого механизма уплаты налога ставилась задача заинтересованность региональных органов власти за объемами нефтепродуктов, реализуемых через АЗС, учитывая, что часть данных акцизов должна поступать в территориальные дорожные фонды. Однако результаты первых двух месяцев 2003г. оказались «печальными»: продавцы нефтепродуктов не спешат брать свидетельство в налоговых органах и платить налог (это можно сделать в добровольном порядке), акциз по прежнему поступает только от нефтеперерабатывающих заводов (производителей), расположенных лишь в нескольких регионах России. Иначе говоря, схема равномерного распределения в поступлении акцизов на нефтепродукты по территории России не работает, что приводит к серьезным трудностям большинства регионов РФ по обеспечению доходов территориальных дорожных фондов.
     Экономический смысл взимания акциза на газ в настоящее время утрачен. Акциз уплачивают в основном производители газа по единой ставке, что фактически приравнивает его к налогу на добычу полезных ископаемых, хотя объектом налогообложения формально признается не добытый газ, а его реализация. Ставка акциза на газ установлена виде контрольной зафиксированной законом суммы средств, взимаемой с определенного количества реализуемого товара, а в процентах от стоимости реализованного газа и не зависит от финансовых результатов деятельности компаний, поставляющих газ. Установление специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа будут способствовать упрощению налогообложения и обеспечивать предсказуемость поступлений в бюджет налога при добыче природного газа. Также предусматривается взамен действующей сегодня адвалорной ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче газового конденсата специфической ставки.
     С 2002 г. введен единый налог на добычу полезных ископаемых взамен действовавших до этого трех налогов: на право пользования недрами, акциз на сырье и налога на воспроизводство материально-сырьевой базы (гл.26 НК РФ). Сейчас этот налог играет очень важную роль. Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.
     Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.
     Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как стоимость добытых каждого вида полезных ископаемых, за исключением нефти и газового конденсата и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.
     Налоговым периодом признается календарный месяц.
     Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке (ст. 342 НК РФ) процентная доля налоговой базы.
     До  последнего времени платежи за пользование  природными ресурсами составляли незначительную долю доходов федерального бюджета. Так, в конце 90-х гг. их доля не превышала 1-2%. Это объяснялось тем, что большинство ресурсных налогов до последнего времени поступало в доходы бюджетов субъектов РФ, а ставки по ресурсным налогам были невелики. С 2002 г. ситуация изменилась. Произошло упорядочение ресурсных налогов, были повышены некоторые их ставки.
     Еще одним важным источником федерального бюджета РФ является налог на прибыль  организаций.
     Налог на прибыль организаций относится  к прямым налогам и является важнейшим  элементом налоговой системы  РФ. Это один из наиболее сложных налогов с часто меняющейся законодательной базой. Его значение как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%. В последующие годы его доля постепенно снижалась, и это было экономически закономерно, так как он отражал происходящие в экономике России процессы. Сейчас он обеспечивает около 6% всех доходов федерального бюджета. Современный характер налогообложения прибыли организаций РФ, в целом, соответствует мировому уровню.
     Объектом  налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.
     В целях определения налоговой  базы по налогу на прибыль, организация должна уменьшить полученные доходы на величину расходов, за исключением расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли. При этом учитываются только обоснованные и документально подтвержденные расходы. Обоснованными считаются экономически оправданные затраты в денежной оценке.
     Кардинальные  изменения произошли в налоге на прибыль с 1 января 2002 г., что определено в гл. 25 НК РФ. Совокупная ставка налога снижена с 35 до 24% с одновременной  отменой всех льгот. Реформирование налогообложения прибыли предусматривает: снятие ограничений. На возможность отнесения налогоплательщиками на затраты таких расходов, связанных с извлечением прибыли, как расходы на рекламу, медицинское и имущественное страхование, принятие к вычету всех необходимых документально подтвержденных производственных расходов, установление единой ставки налога для всех сфер деятельности; либерализации амортизационной политики. Отметим некоторые спорные моменты в новом порядке налогообложения прибыли, касающиеся большинства организаций – плательщиков. В настоящее время просматривается общеевропейская тенденция снижения ставки корпоративного налога на прибыль, таким образом, формально Россия «идет в ногу» с современной налоговой практикой развитых стран. Вместе с тем есть и явное «забегание вперед», что касается в первую очередь полномасштабной отмены льгот по налогу на прибыль.
     Отмена  льгот по налогу на прибыль распространяется в том числе и на бюджетные  учреждения, занимающиеся предпринимательской  деятельностью. Парадокс ситуации заключается в том, что, согласно бюджетному законодательству, доходы бюджетных учреждений от предпринимательской деятельности являются неналоговыми доходами бюджетов. Кроме того, это дестимулирует бюджетные учреждения к привлечению не бюджетных источников и, следовательно, не способствует развитию их деятельности. Некоторые авторы полагают, что необходимо освободить от налога на прибыль данные доходы бюджетных учреждений.
     Следует отметить, что возможность применения инвестиционного налогового кредита, определенная ст. 66-67 I части НК РФ, ни в коей мере не компенсирует потерь организаций от отмены льготы по финансированию капитальных вложений.
     Пожертвовав, так называемой, «инвестиционной» льготой, законодатель поставил на одну доску  развивающиеся компании и те же компании, которые либо не обновляют производственные фонды, либо ориентированы на кредитные средства банков. В результате новая 24-процентная ставка оказалась даже выше прежней эффективной (реально собираемой) ставки налога на прибыль. В этой ситуации даже неловко говорить об «уменьшении» налогового бремени. В итоге, отечественные компании оказались лишены стимула развивать производство из собственных средств, что привело к сокращению темпов экономического роста.
      Единый  социальный налог был введен с 1 января 2001 г., он носит целевой характер, поскольку предназначен для мобилизации средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
      На  данный момент он обеспечивает около 17% поступлений в федеральный бюджет.
      Единый  социальный налог с 2010 года заменяется страховыми взносами во внебюджетные фонды. В целом, новый порядок  исчисления страховых взносов аналогичен порядку расчета ЕСН. Однако перечисляться  эти взносы теперь будут непосредственно в соответствующие фонды, минуя федеральный бюджет. Компании будут уплачивать страховые взносы по единой ставке 20% в Пенсионный фонд, помимо этого, еще 5,1 процента придется отчислять в ФОМС и 2,9 процента – в соцстрах. В итоге общий размер страхового тарифа составит 26% процентов от фонда оплаты труда (при заработной плате до 415 тысяч рублей в год, после этой планки никакие взносы взиматься не будут, однако сама планка будет расти по мере роста зарплат в стране). ЕСН взимается по регрессивной шкале: 26 % при зарплате до 280 тысяч рублей в год, 10% до 600 тысяч и свыше 600 тысяч - 2%
      Тем самым отменяется регрессивная шкала  взимания взносов. Исключение будет  сделано только для сельхозпредприятий и инновационного малого бизнеса, для  которых нынешняя ставка сохранится до 2015 года.
          На данный момент он обеспечивает около 5% поступлений в федеральный бюджет.
     В целях дальнейшей стабилизации налогового бремени с 1 января 2005г. снижены ставки единого социального налога (далее  ЕСН) и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
     Такой подход обеспечит реальное снижение ЕСН для работодателей в тех  отраслях, где оплата труда невысока и которые не могли воспользоваться  регрессивной шкалой налогообложения.
     Не  секрет, что непомерная нагрузка на фонд заработной платы вынуждает многих работодателей выплачивать «черную» зарплату.
     До 2005 года многие предприятия не пользовались регрессивными ставками ЕСН, поскольку  размеры оплаты труда в этих организациях не соответствуют условиям применения регрессии. Накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, поделенная на количество месяцев в текущем налоговом периоде, составляла менее 2,5 тыс. руб.
     Сейчас  не надо каждый месяц проверять условия  применения регрессии. Все без исключения организации могут воспользоваться регрессивными ставками, в случае если налоговая база на каждого отдельного сотрудника превысит установленные пределы.
     В плане реализации задачи снижения налогового бремени также отметим введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13%. Наибольший рост поступления доходов в бюджетную систему России произошел 2001-2002гг. именно по этому налогу, что, на первый взгляд, дает основание для вывода о прямой связи между либерализацией налогообложения и ростом доходных поступлений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.